Учебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика» icon

Учебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика»



НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика»
страница1/5
Дата конвертации05.11.2012
Размер1.02 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5


ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»


М.А. Ерофеева, М.Н. Филиппов, И.В. Горохова


КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТЫ: МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ, ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ И ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ


Учебно-методическое пособие

для студентов специальности 031300

«Социальная педагогика»


Коломна 2012


Рецензент:

декан социально-психологического факультета МГОСГИ, доктор психологических наук, профессор - Ильичева Ирина Михайловна;

декан факультета социальной работы БфСГУ им. Н.Г. Чернышевского, кандидат педагогических наук, доцент – Никулина Оксана Михайловна


.


.


Ерофеева М.А., Филиппов М.Н, Горохова И.В.

Курсовая и выпускная квалификационная работы: методика написа­ния, правила оформления и порядок защиты: учебно-методическое по­собие для студентов специальности 050711 «Социальная педагогика» /М.А Ерофеева, М.Н. Филиппов М.Н., И.В. Горохова. — Коломна: Изд-во «МГОСГИ», 2012. — 54 с.

ISBN

Настоящее пособие посвящено важной проблеме — обеспечению научной и учебно-методической работы в вузе. Оно включает в себя материалы по методике написания, правилам оформления и порядку защиты курсовой и выпускной квалификационной работ. В нем приведены методические основы наиболее важных требований, предъявляемых к научному уровню письменных работ студентов, и практические советы по их оформлению.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов высших учебных заведений.

УДК

ББК


ISBN


Оглавление

Введение.......................................................................... …………………..…4

Глава 1. Методология и методика научного исследования

1.1. Этапы научного исследования....... …………………………………..…5

1.2. Общенаучные методы познания...............................................................7

1.3. Методы эмпирического исследования.....................................................9

Глава 2. Подготовка к написанию научной работы

и накопление научной информации

2.1. Выбор темы................................................................................................13

2.2. Разработка стратегии исследовательской деятельности.......................17

2.3. Библиографический поиск литературных источников.........................20

Глава 3. Работа над курсовой и квалификационной работами

3.1. Композиционная структура научной работы.........................................22

3.2.
Языки стиль научной работы...................................................................29

Глава 4. Оформление научной работы

4.1. Представление отдельных видов текстового материала........................35

4.2. Оформление библиографического аппарата...........................................37

Глава 5. Порядок защиты научной работы

5.1. Подготовка студента к защите научной работы.....................................39

5.2. Процедура публичной защиты научной работы.....................................42

Список литературы........................................................................................44

Приложения

Приложение 1. Титульный лист ВКР…………………………………………45

Приложение 2. Образец содержания………………………………………….46

Приложение 3..План-график выполнения ВКР……………………………….47

Приложение 4. Образец выполнения библиографического списка……… 48

Приложение 5. Оформление таблиц…………………………………………...49

Приложение 6. Образец оформления цитат………………………………… 50

Приложение 7. Образец написания введения курсовой работы……………. .51

Приложение 8. Справка о внедрении результатов…………………………….52


Введение

Курсовая и выпускная квалификационная работы по социальной пе­дагогике являются самостоятельными научными исследованиями, по­зволяющими студенту реализовать свои знания и профессиональную подготовку, полученные в процессе его обучения в ВУЗе. Главное назначение квалификационной работы — это научно-практической деятельность студента по одной из проблем социальной педагогики. Такая деятельность позволяет будущему специалисту комплексно реализовать знания, полученные им по различным учебным дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, а также опыт практической деятельности, приобретенный в социально-педагогических учреждениях.

В соответствии с положениями Государственного образовательного стандарта по специальности 031300 «Социальная педагогика» выпускная квалификационная работа специалиста предна­значена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю основной специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО. Требования к объему, содержанию и структуре выпускной работы определяются высшим учебным заведением на основании ГОС ВПО по специальности 031300 Социальная педагогика с дополнительной специальностью; Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

В соответствии с требованиями учебного плана специальности «Социальная педагогика» студенты должны выполнить и защитить курсовую и квалификационную работы:

• 3 курс — по общей педагогике;

• 4 курс — по социальной педагогике и методике социально-педагогической дея­тельности, по дисциплинам специализации;

• 5 курс — выпускную квалификационную работу.

Исследуемая студентом в научной работе проблема может представ­лять собой либо разработку и обоснование одного из путей (направле­ний) функциональной деятельности, либо теоретическое обоснование, уточнение (углубление) понимания сущности и содержания одного из актуальных явлений социальной педагогики, либо историко-педагогический анализ различных подходов к явлению. Выбор темы квалификационной работы осуществляется на четвертом году обучения студента, а защита ее — в конце пятого, в процессе Государственной аттестации.

Подготовка письменных научных работ является неотъемлемым компонентом учебных программ высшего профессионального образо­вания. Выполнение подобных работ предусматривается на всех основ­ных стадиях получения высшего образования.

Предлагаемое научное пособие призвано помочь студентам - будущим социальным педагогам овладеть основами научно-практической деятельности, ме­тодикой курсового и итогового аттестационного исследования.

Пособие состоит из введения, пяти глав, списка использованной ли­тературы, приложений.

^ Первая глава посвящена общей методологии исследовательской дея­тельности, схеме теоретического и эмпирического исследования, использованию различных методов.

Во второй главе рассматривается подготовка к написанию научной работы, включающую в себя выбор темы, разработку стратегии исследовательской деятельности (план-график), поиск литературных источников, особенности изучения литературы, построение обзора и отбор фактического материала.

^ Третья глава данного пособия раскрывает особенности работы над курсовой и квалификационной работами: выстраивание композицион­ной структуры, использование языка и стиля научной работы.

Оформлению посвящена четвертая глава, где рассматриваются представление отдельных видов текстового, табличного материалов, оформление библиографического аппарата.

В пятой главе настоящего пособия объясняется порядок защиты на­учной работы, включающий в себя подготовку студента к ней и процеду­ру публичной защиты курсовой и выпускной квалификационной работ.


^ Глава 1

Методология и методика научного исследования


Для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие курсовую и квалификационную научную работы, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, ибо, как показывает современная практика высших учебных заведений, у студентов, начинающих исследователей, на первых шагах овладения навыками научной работы больше всего возникает вопросов именно методологического характера. Студентам, прежде всего, недостает опыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно.


^ 1.1. Общая схема хода научного исследования


Всякое исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в на­учном смысле.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов, что возможно при условии рассмотрения объекта в возникновении и развитии, т. е. применения исторического подхода к его изучению.

Известно, что новые научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии.

Лучшее и прогрессивное из старого переходит в новое и дает ему силу и действенность. Иногда позабытое старое вновь возрождается на новой научной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде.

Изучать в научном смысле — это значит вести поисковые исследо­вания, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важ­нейшими факторами научного исследования. Но в то же время научное изучение — это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Изучать в научном смысле — это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение, дело в том, что сущ­ность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые, на первый взгляд, кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такие факты скрывают за собой начала важных открытий.

В науке мало установить какой-либо новый факт, важно дать ему объяснение с позиций современного междисциплинарного научного знания, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.

Накопление научных фактов в процессе исследования — всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит замысел ученого, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности. Идея отлича­ется от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.

Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего мира и по­требностей жизни. В их основе лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать новый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, которую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу.

Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Хотя в науке известны случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем идет процесс продолжения целевой и общеидейной обработки первоначального замысла, уточнения, изменения, дополнения и развития намеченной схемы исследования.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной страницы компьютерного текста показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации — очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Данная ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т. е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеют не меньшее значение, чем решение их самих. По существу именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени, определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока не известно науке о предмете исследования.

Таким образом, если студенту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следова­тельно, и сформулировать ее суть.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить ..., описать ..., установить ..., выяснить ..., разработать программу, модель и т. п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тща­тельно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой и квалификационной работ. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект —

это процесс или явление, порождающее ситуацию и избранное для изу­чения. Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему курсовой и квалификационной работ. Предмет ВКР чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

^ Описание процесса исследования — основная часть курсовой и квалификационной работ, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

Очень важный этап хода научного исследования — обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях профилирующих кафедр, на Неделе науки, Олимпиадах, где дается предварительная оценка тео­ретической и практической ценности научной работы.

Заключительным этапом хода научного исследования являются вы­воды, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы.


^ 1.2. Общенаучные методы познания


Успешность выполнения курсовой и квалификационной работы в наибольшей степени зависит от умения студента выбрать наиболее ре­зультативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в работе цели.

Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Методологическими источниками исследования в наши дни все чаще становятся труды ведущих отечественных и зарубежных ученых. Большинство проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их ис­следования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер и поэтому они изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных, специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, т. к. оп­ределяются характером исследуемого объекта.

Помимо специальных методов, характерных для определенных об­ластей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы: 1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); 2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический метод и др.); 3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие социально – педагогических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность, 2) целенаправленность, 3) активность, 4) систематичность.

Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эм­пирических утверждений первичную информацию о мире.

Сравнение — одно из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовле­творять двум основным требованиям. Первое требование — сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Второе — для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных.

Измерение — есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об изучаемом объекте.

Эксперимент, как метод научного исследования, предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с другими методами имеет ряд преимуществ: 1) в процессе эксперимента становится воз­можным изучение того или иного явления в чистом виде; 2) экспери­мент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экс­тремальных условиях; 3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта в познании — моделью. Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже не возможно. Поэтому моделиро­вание является особым методом и широко распространен в науке. Це­лью этого метода является изучение определенных общественных явле­ний на сравнительно небольших коллективах.

Рассмотрим теперь методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровне исследований. К таким методам принято относить абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию.

Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мыс­ленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и прежде всего с анализом и синтезом.

Анализ является методом научного исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез представляет соединение полу­ченных при анализе частей в нечто целое.

Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связа­ны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. В зависимости от степени познания объекта, глубины проникновения в его сущность применяются анализ и синтез различного рода.

Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.

Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу, процесс познания как бы разбивается на два относитель­но самостоятельных этапа.

На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Еди­ный объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т. е. абстрактного в познании, к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в мышлении.

Таким образом, рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении.


^ 1.3. Основные методы эмпирического исследования


В силу того, что эмпирическая часть научной работы является весьма важной и значимой, считается необходимым остановиться более подробно на основных методах эмпирического исследования, что по­может облегчить научно-исследовательскую деятельность студентов и повысить ее эффективность.

Часто, при сборе первичных данных используют четыре основные метода: опрос (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ)) и эксперимент.

Опросом называется метод сбора первичной вербальной информации посредством обращения с вопросами к представителям определен-ной социальной группы. Сущность опроса заключается в получении информации о субъективном состоянии человека, событиях из его жизни и т. д. Несомненным достоинством опроса является получение информации от большой совокупности людей в максимально короткие сроки. Однако данный метод исследования имеет и свои недостатки, поскольку информация, полученная с его помощью, отражает реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании респондентов.

Применяются четыре разновидности опроса: анкетирование (письменный заочный вопрос), интервью (устная беседа, очный опрос), социометрический опрос (измерение степени сплоченности в малой группе), экспертный опрос (оценка ситуации компетентности людьми).

Метод опроса используют в ряде случаев, в частности:

  • при отсутствие документального подтверждения проблемы,

  • при недоступности для наблюдения,

  • проблемы общественного и индивидуального сознания,

  • в качестве контрольного метода для расширения возможностей описания и анализа данных, полученных другими методами.

Остановимся более подробно на двух разновидностях опроса — анкетировании и интервьюировании — как наиболее часто используемых методов в ходе прохождения студентами практики.

Анкета — объединенная единым исследовательским замыслом сис­тема вопросов (обычно 30—40), направленных на получение информа­ции от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах. Дос­товерность и надежность информации в анкетном опросе зависит от формы, типа вопросов, их последовательности. Анкетирование может быть очным и заочным (почтовый опрос, через газету), индивидуальным или групповым.

Анкета имеет свою структуру:

  • адаптация (формирование общей положительной установки к опросу),

  • достижение цели исследования (сбор информации),

  • завершение опроса (снятие напряжения).

Анкета обычно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть — обращение к респонденту, в ней говорится о целях, задачах, правилах заполнения анкеты. Основная часть содер­жит вопросы. В заключительной части содержится паспортичка, кото­рая включает в себя социально-демографические данные, пол, возраст, образование респондента и т. д.

По форме вопросы анкеты делятся на «открытые» (без ответов) и «закрытые» (с ответами), «прямые» и «косвенные». По функциям во­просы делятся на основные и контрольные. Основные — это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследова­ния. Контрольные вопросы являются проверочными к основным.

По месту проведения различают анкетирование по месту жительства и по месту работы, в последнем случае оно может быть групповым, в первом — индивидуальным. При индивидуальном анкетировании уве­личиваются затраты времени, но повышается качество заполнения анке­ты, достигается полный возврат анкет. При групповом опросе особое внимание следует обратить на требования к месту проведения анкети­рования (изолированность помещения, посторонние шумы, отвлекаю­щие факторы — телефонные звонки, появление посторонних лиц, обес­печенность канцелярскими принадлежностями и т. д.).

Другой разновидностью опроса является интервьюирование. Различают следующие виды интервью: формализованное, фокусированное, свободное. Формализованное интервью является самым распространен­ным. Общение исследователя и респондента строго регламентировано разработанным вопросником и инструкцией, а задачей исследователя является четкая регистрация ответов респондента. Фокусированное ин­тервью — его целью является сбор информации по поводу конкретной ситуации или явления. Респондента заранее знакомят с предметом бесе­ды, предварительно готовят вопросы. Свободное интервью отличается минимально стандартным поведением интервьюера и проводится без заранее подготовленных вопросов или плана. Определяется только тема интервью. Направленность беседы, ее логическая структура, последова­тельность вопросов, их формулировка зависят от индивидуальных осо­бенностей интервьюера, что позволяет добиться непринужденной атмо­сферы, интереса к беседе.

Метод наблюдения, как правило, рассматривается студентами как один из наиболее легких в использовании, не требующий предваритель­ной подготовки, особых знаний, умений и навыков для его проведения. Тем не менее практика показывает, что в отличие от обыденного на­блюдения применение наблюдения как метода исследования требует от студента теоретических знаний, определенных профессиональных уме­ний и личностных качеств. Итак, наблюдение — метод сбора информа­ции, при котором проводится непосредственная регистрация происхо­дящих событий. Данный метод может быть основным в исследовании, но часто используется в сочетании с другими методами для получения достоверной информации. Его главная особенность — непосредствен­ный контакт исследователя с изучаемым явлением.

Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события в момент их совершения, в отличие от других методов, которые основываются на предварительных

или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством метода является независимость наблюдателя от своего исследо­вания и позволяет собирать факты независимо от коммуникативных навыков. В наблюдении заложена определенная доля объективности, но есть и субъективные элементы: степень связи исследователя с объектом исследования, интерпретация явлений, невозможность проведения повторного наблюдения.

^ Основными этапами наблюдения являются: установление объекта и предмета наблюдения, определение цели и задач, выбор способа и вида наблюдения, установление контактов, составление бланка наблюдения, подготовка технических средств и документов, фиксация результатов, обработка результатов, отчет о наблюдении.

При использовании метода наблюдения студенту необходимо пом­нить о нескольких наиболее важных моментах.

1. Качество наблюдения зависит от времени фиксации результатов. Если запись делается позже самого процесса наблюдения, то возникают неточности, часть фактов утрачивается, искажается, хотя сама запись становится более упорядоченной. Оптимальным является вариант быст­рой первичной записи в формализованном документе, с последующей обработкой по принятой методике.

2. Наблюдатель должен обладать не только теоретическими знания­ми в области исследования, знать методы и технику наблюдения, но и обладать определенными профессиональными и личностными качест­вами — чувством такта, внимательностью, общительностью, адаптаци­онной пластичностью, культурой для получения искомой информации.

Еще одним методом сбора данных является метод анализа документов. Документ — специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Часто применяют два метода: неформализованный и формализованный. Неформализован­ный предполагает использование умственных операций, направленных на выявление сущности и содержания документов. Это метод качест­венного анализа документов, который основан на восприятии, понима­нии, интерпретации содержания документа. Формализованный, или контент - анализ — рассчитан на извлечении информации из больших мас­сивов документов. Он основан на выявлении количественных статисти­ческих характеристик текстов. Для этого выделяют два типа единиц: единицы анализа и единицы счета. Первые — понятия (имена людей, названия). Единицы счета определяются в зависимости от цели исследо­вания и связаны с частотой упоминания в тексте единиц анализа.

Анализ документов имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами: он позволяет быстро получить фактографические объективные данные об объекте исследования, для его проведения требуется от­носительно мало затрат по сравнению с другими методами, материалы для контент-анализа легкодоступны (личные дела воспитанников, архи­вы, письма, дневники, сочинения и т. д.).

Недостатками метода анализа документов является то, что учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в кон­троле с помощью наблюдения и опросов; часть информации устаревает; цели создания документа часто не совпадают с задачами исследования; документация не содержит информации о состоянии сознания работни­ков. Тем не менее, хотя контент-анализ и не пригоден как основной ме­тод в эмпирических исследованиях по проверке причинно-следственных связей, но как вспомогательный очень полезен во всех видах исследований.

Основные этапы проведения контент-анализа включают:

1. Контент-аналитическое исследование, как и любое другое, начинающееся с постановки исследуемой проблемы и выделения кон­кретных задач. Данный этап имеет принципиальное значение, посколь­ку от него зависят выбор конкретного эмпирического материала, содер­жание категориальной схемы, типы единиц счета и единиц анализа, а также основания для анализа.

2. Выбор эмпирического материала для исследования, конкретно­го источника коммуникации. Это могут быть любые документы, непо­средственно связанные с характером исследуемой проблемы (личные дела учащихся, продукты их деятельности и творчества, официальные документы и т. д.).

3. Выбор временного периода, который может быть коротким (од­на неделя), если необходимо получить мгновенный ситуационный срез, или очень длинным (в течение нескольких лет), если исследуется дина­мика развития какого-то социального явления.

4. Определение единицы анализа (такой единицей может быть как одно слово, так и целый законченный материал; единицы анализа, как правило, отвечают требованиям объективности и систематичности; все термины и категории, содержащие в себе явный элемент оценки исключаются, т. к. их значение меняется с изменением ситуации и времени).

Все вышеописанные этапы относятся к подготовительной стадии исследования. После того, как все данные закодированы, наступает ответственный этап анализа полученных результатов или интерпретирования данных. Заканчивается контент-аналитическое исследование написани­ем отчета, содержащего как теоретические, так и практические выводы и рекомендации.

Эксперимент (от лат. experimentum «проба», «опыт») — это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Эксперименты делятся на лабораторные, квазиэксперименты, естественные, формирующие. Истинный эксперимент проходит ряд стадий:

1. Создаются две группы: экспериментальная и контрольная.

2. В обе группы подбирается равное количество испытуемых на ос­нове случайной выборки.

3. Предварительно обе группы проходят предтест, у них измеряются переменные, которые намеревается изучить исследователь.

4. Вводятся планируемые изменения.

5. Измеряются последствия нововведений (посттест).

Основные требования к проведению социально-педагогического эксперимента включают в себя описание объекта наблюдения в системе факторов, его составляющих; описание условий существования объекта исследования; формулирование гипотезы; определение понятий сформулированной гипотезы; выделение независимой переменной; выделение зависимой переменной; описание специфических условий; конфиденциальность проведения эксперимента, что обеспечивает его чистоту; количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко пре­вышает 10—15 человек.

Таким образом, освоение студентом специфики научной деятельно­сти с использованием междисциплинарных методов таких наук, как социология, педагогика, психология помогут ему творчески работать над содержанием своей профессиональной деятельности. Наука и твор­чество в сознании студента должны не противоречить, а дополнять и обогащать друг друга. Воспитанию осознанной потребности в этом, на наш взгляд, служит освоение методов и навыков их использования во время практической деятельности студентов. Кроме того, практическая деятельность позволяет студенту попробовать свои силы в выбранной профессий, научиться применять теоретические знания, полученные в ходе лекционных и семинарских занятий. Согласно стандарту государ­ственного высшего профессионального образования, к специалисту, прошедшему обучение по специальности «Социальная педагогика», предъявляется ряд специфических требований, среди которых в качест­ве основных можно выделить коммуникативные, организаторские, ди­агностические, проектировочные, дидактические, аналитические.


  1   2   3   4   5




Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика» iconУчебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с основными требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования II поколения
П педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» /сост....
Учебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика» iconУчебно-методическое пособие для студентов-филологов Специальность: 032900 «Русский язык и литература»
Русское устное народное творчество: Учебно-методическое пособие для студентов-филологов / А. В. Максимов. – Смоленск: Изд-во СмолГУ,...
Учебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического мастерства» Авторы-составители: Колоколова Е. В
Данное учебно-методическое пособие является не только источником информации для усвоения, но и выполняет функцию организации творческого...
Учебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика» iconУчебное пособие по дисциплине «Технический учет и инвентаризация объектов капитального строительства» для студентов всех форм обучения специальности
Учебное пособие предназначено для обучения студентов по специальности 120303 Городской кадастр, а также бакалавров и магистров по...
Учебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика» iconУчебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки и специальности "Социальная работа"/ Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина. М.: Владос, 2006. 246 с
Охватывает хозяйственно-бытовая функция?
Учебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика» iconУчебно-методическое пособие на 16 л., в 1 экз. Начальник Главного управления полковник внутренней службы п-п О. А. Рожков Исп. Никифоров М. М. Тел. 47-64-62 Дело №3-3-3
Данное учебно-методическое пособие содержит материал, для познания исторического развития Гражданской обороны, ее цели и основные...
Учебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика» iconУчебно-методическое пособие для самоподготовки студентов к практическим занятиям
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Учебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика» iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению
«Информационные технологии» фгоу впо «Финансовая академия при Правительстве рф» Д. В. Чистов
Учебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика» iconУчебное пособие по изучению дисциплины для студентов всех форм обучения специальности 120303 Городской кадастр Краснодар
Учебное пособие предназначено для обучения студентов по специальности 120303 Городской кадастр, а также бакалавров и магистров по...
Учебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика» iconУчебно-методическое пособие для студентов к практическим занятиям
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брянский медицинский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов