Охлопкова Вера Александровна, учитель начальных классов телефон (83154) 2-43-20 Аннотация программы программа icon

Охлопкова Вера Александровна, учитель начальных классов телефон (83154) 2-43-20 Аннотация программы программа



НазваниеОхлопкова Вера Александровна, учитель начальных классов телефон (83154) 2-43-20 Аннотация программы программа
Дата конвертации17.11.2012
Размер282.2 Kb.
ТипПрограмма


Муниципальное образовательное учреждение

Карповская средняя общеобразовательная школа

Уренского муниципального района

Нижегородской области

Принята Утверждена


решением педсовета приказом директора

протокол от 31 августа 2010 № 1 от 02 сентября 2010 № 67

________Т.А.Синцова


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Кружок «Техническое моделирование»

Возраст детей: 7 –10 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:


учитель начальных классов

Охлопкова Вера Александровна

Адрес ОУ:

606800 с. Карпово Уренского района

Нижегородской области

ул. Центральная д.17Б

Тел/факс: (83154)2-43-29


2010 год

^ Информационная карта


Направленность (образовательная область)

техническая

Вид образовательной деятельности

Техническое и декоративно-прикладное творчество

Название программы

«Техническое моделирование»

Сведения об авторе, контактный телефон

Охлопкова Вера Александровна, учитель начальных классов телефон (83154) 2-43-20

Аннотация программы

Программа «Техническое моделирование» рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 7-10 лет.

Цель: создание условий для развития личности, способной к техническому творчеству.

Задачи:

Обучающие:

подготовка к занятиям специальным моделированием ( судо -, авто-, авиамоделирование ); обучение умению планирования своей работы; обучение приёмам разметки; начальные сведения о построении чертежа.

Воспитательные:

воспитание внимания, аккуратности, целеустремлённости; формирование чувства коллективизма, самоконтроля.

Развивающие:

развитие технических способностей у детей и воспитание у них интереса к технике;

развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения.

Ожидаемые результаты

1 год

Обучающиеся должны знать:

  • Основные геометрические фигуры

  • основные термины из технического моделирования

  • отдельные виды и марки воздушного и наземного транспорта

Обучающиеся должны уметь:

  • планировать свою работу

  • производить разметку

  • делать необходимые измерения и вычисления

  • изготавливать несложные модели

  • пользоваться простейшими инструментами

2 год

Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности

  • основы проектирования и моделирования


Обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно пользоваться литературой для изготовления поделок,

  • планировать свою работу

  • выполнять простейшие чертежи моделей

  • делать необходимые измерения и вычисления

  • изготавливать различные модели

  • пользоваться инструментами

  • работать с бумагой и картоном, природным материалом и тканью

Год разработки программы: 2008г

Перечень методических приложений к программе

Правила организации рабочего места.

Правила личной гигиены. Правила работы с ножницами. Техника безопасности работы с ножницами. Правила обращения с иглами. Техника безопасности работы с иглой. Подготовка иглы к работе.

Статус программы

примерная



^ Пояснительная записка


В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего возраста.

Педагогикой также определены пути развития творческих способностей. Общим для них является включение детей в творческую деятельность в процессе технического моделирования.

Грамотно поставленный процесс обучения детей техническому моделированию позволяет реализовать многие идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, учиться без принуждения, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы.

Техническое моделирование в начальной школе открывает широкие возможности для кружковой работы. Именно в этом возрасте пробуждается у детей интерес к техническому творчеству, закладывается психологическая основа для такой деятельности, развивается воображение, фантазия, творческое мышление.

Обучение техническому моделированию с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Существующие программы по техническому творчеству младших школьников делают упор на работу детей с конструктора вполне обоснованно, однако следует учитывать тот факт, что обеспечить детей таковыми нет возможности ни у учреждения, ни у большинства родителей. В такой ситуации настоящая программа предлагает, как выход из положения.

В основу данной программы положена работа с природным материалом, работа с бумагой и картоном, работа с тканью. В процессе практической работы дети моделируют и изготовляют изделия общественно полезной направленности: сувениры, прихватки, игрушки, панно, несложные модели техники . Практическая работа носит в основном индивидуальный характер, но может быть и коллективной, в зависимости от вида работы.

Программа работы кружка рассчитана на два года обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей школьников. На занятиях учащимся предоставляются возможности удовлетворять свои интересы. Главное на занятиях - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в активный поиск знаний.

Программный материал второго года обучения несколько сложнее, чем материал первого года . Именно в этом возрасте детей привлекает техника, появляется желание проникнуть в её тайны. На уроки технического моделирования отводится недостаточно времени для того, чтобы познакомить учащихся с современной техникой, поэтому эту работу необходимо продолжить в кружке.

Возраст воспитанников в группе первого года обучения 6-9 лет, количество детей составляет 12-15 человек. Программой предусматривается годовая нагрузка 72 часа. Кружок работает 1 раз в неделю по 2 часа.

Возраст детей в группе второго года обучения 9-11 лет, количество детей составляет 10-12 человек. Кружок работает 1 раз в неделю по 2 часа.

Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки общеобразовательной школы, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а особенности организации учебно – воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе детей с количеством не более указанного.

^ Цель:

создание условий для развития личности, способной к техническому творчеству.

Задачи:

Обучающие: подготовка к занятиям специальным моделированием ( судо -, авто-, авиамоделирование ); обучение умению планирования своей работы; обучение приёмам разметки; начальные сведения о построении чертежа.

Воспитательные: воспитание внимания, аккуратности, целеустремлённости; формирование чувства коллективизма, самоконтроля.

Развивающие: развитие технических способностей у детей и воспитание у них интереса к технике; развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения.

Ожидаемые результаты

1 год Обучающиеся должны знать:

  • Основные геометрические фигуры

  • основные термины из технического моделирования

  • отдельные виды и марки воздушного и наземного транспорта

Обучающиеся должны уметь:

  • планировать свою работу

  • производить разметку

  • делать необходимые измерения и вычисления

  • изготавливать несложные модели

  • пользоваться простейшими инструментами

2 год Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности

  • основы проектирования и моделирования

Обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно пользоваться литературой для изготовления поделок,

  • планировать свою работу

  • выполнять простейшие чертежи моделей

  • делать необходимые измерения и вычисления

  • изготавливать различные модели

  • пользоваться инструментами

  • работать с бумагой и картоном, природным материалом и тканью

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участие детей в выставках и конкурсах.

^ Учебно-тематический план

(первый год обучения)



Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Экскурсия в природу

1

1

-

3.

Работа с природным материалом

  • Изготовление бабочки

  • Аппликация «Цветы»

  • Объемная композиция «На лесной полянке»

  • Изготовление сувенира «Корзиночка»

  • Изготовление сувенира «Память о лете»

  • Изготовление сувенира «Гусеница»

  • Объемная композиция «Царевна лягушка»


2

2

3

4

4

3

3


1

1

1

1

1

1

1


1

1

2

3

3

2

2

4.

Работа с тканью

  • Свойства ткани. Нитки и их назначение

  • Приемы разметки ткани

  • Изготовление прихватки

  • Сувенир «Котенок»

  • Открытка с вышивкой

  • Мягкая игрушка «Ёжик»

  • Сувениры из помпонов

  • Брелок для ключей «Собачка»


1

1

4

4

3

5

4

4


1

1

1

1

1

1

1

1


-

-

3

3

2

4

3

3

5.

Работа с бумагой и картоном

  • Плоское моделирование. Игра «Танграм»

  • Модель самолета из квадратной основы

  • Игрушки-сувениры на основе прямоугольных коробочек

  • Макет деревенской избы из бумажных трубочек (мост через ручеек, забор, ворота, колокольня). Коллективная работа.

  • Изготовление мебели для детской комнаты

Сбор материалов «Копилка интересных дел»

Итоговая выставка


2

3

3


8


7


1

1


1

1

1


1


1


1

1


1

2

2


7


6


-

-




Всего

72

24

48



^ Содержание программы первого года обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Знакомство справами и обязанностями кружковцев. Знакомство с содержанием программы. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Показ работ. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Раздел 2. Экскурсия в природу.

Знакомство с природным материалом данной местности. Правила сбора и хранения данного материала. Гигиена учащихся при работе.

Раздел 3. Работа с природным материалом.

Аппликация и её виды. Разметка по шаблонам. Приемы наклеивания. Приемы соединения деталей. Составление композиции.

Раздел 4. Работа с тканью.

Свойства ткани. Нитки и их применение. Приемы разметки ткани. Разметка ткани по шаблонам. Вырезание парных деталей. Резание по контуру. Виды швов. Рассматривание образцов вышивки, вязания, плетения.

Раздел 5. Работа с бумагой и картоном.

Плоское моделирование. Разметка геометрических фигур с помощью линейки и трафарета. Подбор цветовых сочетаний. Работа с чертежами. Приемы крепления деталей. Конструирование из бумажных трубочек. Мебель ( игрушки на качающейся основе ).

Раздел 6. Сбор материалов «Копилка интересных дел».

Раздел 7.Организация постоянно действующей выставки детского умения и творчества

^ Учебно-тематический план

(второй год обучения)



Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Обозначение линий на чертеже

Разметка с помощью шаблонов

2

1

1

3.

Изготовление современных и старинных построек

  • Русская изба (развертка складыванием)

  • Современное здание


4

4


1

1


3

3

4.

Изготовление моделей воздушного транспорта

  • Планер

  • Самолет «ТУ-144»

  • Истребитель

  • Космическая ракета

  • Бумажный космодром


4

4

6

6

8


1

1

1

1

1


3

3

5

5

7

5.

Выставка на лучшую модель

1

-

1

6.

Изготовление моделей сельскохозяйственной техники

  • Модель грузовой машины

  • Модель грузовой машины (лесовоз)

  • Модель трактора


5

6

6


1

1

1


4

5

5

7.

Выставка на лучшую модель

1

-

1

8.

Изготовление моделей водного транспорта

  • Плот

  • Плавающий катер

  • Корабль


3

4

4


1

1

1


2

3

3

9.

Организация выставки

1

-

1

10.

Итоговые занятия

2

1

1




Всего

72

16

56


^ Содержание программы 2 года обучения

  1. Вводное занятие

Знакомство с правами и обязанностями кружковцев. Знакомство с содержанием программы. Условия безопасной работы в кружке. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Показ работ

  1. Обозначение линий на чертеже. Разметка с помощью шаблонов.

Линии чертежа

Наименование

Начертание

Назначение

Сплошная основная




Линии видимого контура

Сплошная тонкая




Линии выносные и размерные

Штриховая с двумя ..




Линии сгиба

  1. Изготовление старинных и современных построек.

Правила безопасности труда организации рабочего листа. Беседа о старинных постройках и современных зданиях. Правила разметки с помощью шаблонов. Подбор необходимых материалов и инструментов.


  1. Изготовление моделей воздушного транспорта.

Беседа об истории возникновения и применения самолетов. Повторение обозначения линий на чертеже. Коллективное обсуждение образцов, рисунков технических моделей (игрушек), которые будут изготовлены детьми. Подбор необходимых материалов и инструментов.

  1. Изготовление моделей сельскохозяйственной техники.

Знакомство с сельскохозяйственными машинами. Коллективное обсуждение образцов, рисунков технических моделей, которые будут изготовлены детьми.

Работа с шаблонами. Подбор необходимых материалов и инструментов.

  1. Изготовление моделей водного транспорта.

Знакомство с моделями водного транспорта. Обсуждение образцов, рисунков моделей, которые будут изготовлены детьми. Подбор необходимых материалов и инструментов.


^ Методическое обеспечение программы (1 год обучения)



Раздел, тема

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация, игровые приёмы.

Рисунки-образцы, готовые образцы моделей

Компьютер

Устный опрос, анализ работ

2.

Экскурсия в природу

Комбинированный урок

Беседа индивидуальная работа и работа в мини группах










3.

Работа с природным материалом



















  • Изготовление бабочки

Урок изучения новых знаний

Объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация, игровые моменты, практический метод

Природный материал, готовые изделия, коллекция бабочек

Компьютер

Устный опрос, самоанализ работ




  • Аппликация «Цветы»

Занятие практического применения знаний, умений

Объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация, игровые моменты, практический метод

Природный материал, готовые изделия

Компьютер

Устный опрос, самоанализ работ




  • Объёмная композиция «На лесной полянке»

Занятие практического применения знаний, умений

Рассказ, иллюстрация, практический метод, частично-поисковый

Природный материал, готовые изделия

Компьютер

Устный опрос, самоанализ работ




  • Изготовление сувенира «Корзиночка»

Занятие практического применения знаний, умений

иллюстрация, практический метод, частично-поисковый

Природный материал, готовые изделия

Компьютер

Устный опрос, самоанализ работ




  • Изготовление сувенира «Память о лете»

Занятие практического применения знаний, умений

иллюстрация, практический метод, частично-поисковый, беседа

Природный материал, картинки

Компьютер

Устный опрос, самоанализ работ




  • Сувенир «Гусеница»

Занятие практического применения знаний, умений

иллюстрация, практический метод, частично-поисковый, беседа

Природный материал, картинки

Компьютер

Устный опрос, самоанализ работ




  • Объёмная композиция «Царевна-лягушка»

Занятие практического применения знаний, умений

иллюстрация, практический метод, частично-поисковый, беседа

Природный материал, картинки

Компьютер

Устный опрос, самоанализ работ

4.

Работа с тканью



















  • Свойства ткани. Нитки и их назначение.

Изучение новых знаний

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация, игровые приёмы.

Стенд, иллюстрации, карточки с заданиями




Устный опрос




  • Приёмы разметки ткани

Изучение новых знаний

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация, игровые приёмы.

Стенд, иллюстрации, карточки

Компьютер

Устный опрос




  • Изготовление прихватки

Занятие практического применения знаний, умений

иллюстрация, практический метод, частично-поисковый, беседа

Таблица «Виды швов», образцы изделий

Компьютер

Устный опрос, самоанализ работ




  • Сувенир «Котёнок»

Занятие практического применения знаний, умений

иллюстрация, практический метод, частично-поисковый, беседа

Образцы изделий, шаблоны




Устный опрос, самоанализ работ




  • Открытка с вышивкой

Занятие практического применения знаний, умений

иллюстрация, практический метод, частично-поисковый, беседа

Образцы изделий, таблица «Народная вышивка»

компьютер

Устный опрос, самоанализ работ




  • Мягкая игрушка «Ёжик»

Занятие практического применения знаний, умений

иллюстрация, практический метод, частично-поисковый, беседа

Образцы изделий, выкройка

компьютер

Устный опрос, самоанализ работ




  • Сувениры из помпонов

Занятие практического применения знаний, умений

иллюстрация, практический метод, частично-поисковый, беседа

Образцы изделий, таблица «Порядок изготовления помпонов»

компьютер

Устный опрос, самоанализ работ




  • Брелок для ключей «Собачка»

Занятие практического применения знаний, умений

иллюстрация, практический метод, частично-поисковый, беседа

Образцы изделий




Устный опрос, самоанализ работ

5.

Работа с бумагой и картоном



















  • Плоское моделирование

Изучение новых знаний

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация, игровые приёмы

Образцы изделий




Устный опрос, самоанализ работ




  • Модель самолёта из квадратной основы

Занятие практического применения знаний, умений




Образцы изделий

компьютер

Устный опрос, самоанализ работ




  • Игрушки – сувениры на основе прямоугольных коробочек

Занятие практического применения знаний, умений

иллюстрация, практический метод, частично-поисковый, беседа

Образцы изделий




Устный опрос, самоанализ работ




  • Макет деревенской избы, забор, ворота(коллективная работа)

Занятие практического применения знаний, умений

иллюстрация, практический метод, частично-поисковый, беседа

Образцы изделий




Устный опрос, самоанализ работ




  • Изготовление мебели для детской комнаты

Занятие практического применения знаний, умений

иллюстрация, практический метод, частично-поисковый, беседа

Образцы изделий




Устный опрос, самоанализ работ

6.

Сбор материалов «Копилка интересных дел»

Занятие практического применения знаний, умений

Частично - поисковый










7.

Итоговая выставка
















^ Методическое обеспечение( 2 год обучения)



Раздел, тема

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методические, дидактические материалы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие

Игра

Объяснительно-иллюстративный.

Рассказ, демонстрационно-иллюстрационный, инструктаж, игра




Компьютер

Устный опрос

2.

Обозначение линий на чертеже. Разметка с помощью шаблона

Изучение новых знаний

Объяснительно-иллюстративный.

Рассказ, иллюстрация, упражнение


Таблицы

компьютер

Устный опрос

3.

Изготовление старинных и современных построек

Занятия практического применения знаний, умений

Частично-поисковый.

Рассказ, иллюстрация, практический метод

Картинки, готовые модели

компьютер

Устный опрос, самоанализ работ

4.

Изготовление моделей воздушного транспорта

Занятия практического применения знаний, умений

Частично-поисковый.

Рассказ, иллюстрация, практический метод

Картинки, таблицы, образцы изделий

компьютер

Устный опрос

5.

Изготовление моделей сельскохозяйственной техники

Занятия практического применения знаний, умений

Частично-поисковый.

Рассказ, иллюстрация, практический метод

Картинки, таблицы, образцы изделий

компьютер

Устный опрос, анализ работ

6.

Изготовление моделей водного транспорта

Занятия практического применения знаний, умений

Частично-поисковый.

Рассказ, иллюстрация, практический метод

Картинки, таблицы, образцы изделий

компьютер

Устный опрос, анализ работ


Литература

  1. Дидактический материал по техническому моделированию

  2. Техническая игрушка в трудовом воспитании детей

  3. Стахурский А.Е., Тарасов Б.В. «Техническое моделирование в начальных классах».

  4. Андрианов П.Н., Галагузова М.А., под ред. Развитие технического творчества младших школьников.- М: «Просвещение

  5. Гульянц Э. Учите детей мастерить. – М: Просвещение, 1984г.

  6. Журавлева А.П., Болотина Л,А. Начальное техническое моделирование. -: Просвещение , 1982г.

  7. Гусакова А. Внеклассная работа по труду. – М.: Просвещение, 1981г



Документы

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 22 февраля 1997г. Москва «Просвещение» 1997г.

  • Решение коллегии министерства образования РФ «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования «Вестник образования» № 8 1996г.

  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования





Похожие:

Охлопкова Вера Александровна, учитель начальных классов телефон (83154) 2-43-20 Аннотация программы программа iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Валерьевна- учитель начальных классов, Емельянова Татьяна Викторовна- учитель начальных классов, Алимова Елена Леонидовна- учитель...
Охлопкова Вера Александровна, учитель начальных классов телефон (83154) 2-43-20 Аннотация программы программа iconОт учителей крусанова Галина Васильевна учитель начальных классов Морозова Марина Александровна учитель географии Ланцова Вера Николаевна учитель математики от родителей
Слушали: директора школы Худкину Л. В. о ротации члена Управляющего совета от родителей
Охлопкова Вера Александровна, учитель начальных классов телефон (83154) 2-43-20 Аннотация программы программа iconНикитенко Наталья Александровна, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов моу «Саскалинская сош» Шимановского района, Амурской области с. Саскаль год разработки 2008 I. пояснительная записка
Данная программа создана педагогом дополнительного образования, учителем начальных классов Никитенко Натальей Александровной
Охлопкова Вера Александровна, учитель начальных классов телефон (83154) 2-43-20 Аннотация программы программа iconПервые шаги Авторы-составители: Кабышева В. И., учитель начальных классов Кузьминых Н. И учитель начальных классов Юрга, 2011 содержание
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Охлопкова Вера Александровна, учитель начальных классов телефон (83154) 2-43-20 Аннотация программы программа iconПрограмма для учащихся начальных классов общеобразовательной школы (34 часа) Пояснительная записка
Составитель: Головко Елена Валентиновна, Заслуженный учитель Кубани, Почётный работник общего образования рф, учитель начальных классов...
Охлопкова Вера Александровна, учитель начальных классов телефон (83154) 2-43-20 Аннотация программы программа iconСредний балл обученности ее учащихся начальных классов со 2 класса составляет
Алевтина Зиновьевна учитель начальных классов первой квалификационной категории 1959 года рождения, работает в должности учителя...
Охлопкова Вера Александровна, учитель начальных классов телефон (83154) 2-43-20 Аннотация программы программа iconАнкудинова Ольга Николаевна, учитель начальных классов моу «Любимовская основная общеобразовательная школа» Далматовского района Курганской области, телефон 8(252)2-63-54. Актуальность предлагаемого урок
Анкудинова Ольга Николаевна, учитель начальных классов моу «Любимовская основная общеобразовательная школа» Далматовского района...
Охлопкова Вера Александровна, учитель начальных классов телефон (83154) 2-43-20 Аннотация программы программа iconУчитель начальных классов: Луценко Жанна Александровна
Проектная деятельность на уроках окружающего мира по умк «Начальная школа XXI века»
Охлопкова Вера Александровна, учитель начальных классов телефон (83154) 2-43-20 Аннотация программы программа iconПедагогическая биография учителя информатики и икт
Воронцова Вера Михайловна окончила 1985 году Ташкентское педагогическое училище им. В. И. Ленина по специальности «Учитель начальных...
Охлопкова Вера Александровна, учитель начальных классов телефон (83154) 2-43-20 Аннотация программы программа iconРабочая программа по музыке для 2 класса Составила: учитель начальных классов Яланжи К. А 2012-2013 год Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе Примерной программы начального общего образования фгос второго поколения, авторской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы