Опросник Басса-Дарки icon

Опросник Басса-Дарки



НазваниеОпросник Басса-Дарки
Дата конвертации10.09.2012
Размер129.4 Kb.
ТипДокументы

Опросник Басса-Дарки




Слово "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях, монографиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренц, Ардри);

как установку к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А.
Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2^ . Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. ^ Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

ОПРОСНИК


  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

да

нет

  • Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

да

нет

  • Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

да

нет

  • Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

да

нет

  • Я не всегда получаю то, что мне положено

да

нет

  • Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

да

нет

  • Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

да

нет

  • Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

да

нет

  • Мне кажется, что я не способен ударить человека

да

нет

  • Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

да

нет

  • Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

да

нет

  • Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

да

нет

  • Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

да

нет

  • Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

да

нет

  • Я часто бываю несогласен с людьми

да

нет

  • Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

да

нет

  • Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

да

нет

  • Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

да

нет

  • Я гораздо более раздражителен, чем кажется

да

нет

  • Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

да

нет

  • Меня немного огорчает моя судьба

да

нет

  • Я думаю, что многие люди не любят меня

да

нет

  • Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

да

нет

  • Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

да

нет

  • Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

да

нет

  • Я не способен на грубые шутки

да

нет

  • Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

да

нет

  • Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

да

нет

  • Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

да

нет

  • Довольно многие люди завидуют мне

да

нет

  • Я требую, чтобы люди уважали меня

да

нет

  • Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

да

нет

  • Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

да

нет

  • Я никогда не бываю мрачен от злости

да

нет

  • Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

да

нет

  • Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

да

нет

  • Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

да

нет

  • Иногда мне кажется, что надо мной смеются

да

нет

  • Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

да

нет

  • Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

да

нет

  • Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

да

нет

  • Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

да

нет

  • Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

да

нет

  • Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

да

нет

  • Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

да

нет

  • Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

да

нет

  • Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

да

нет

  • Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

да

нет

  • С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

да

нет

  • Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

да

нет

  • Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

да

нет

  • Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

да

нет

  • Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

да

нет

  • Неудачи огорчают меня

да

нет

  • Я дерусь не реже и не чаще чем другие

да

нет

  • Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

да

нет

  • Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

да

нет

  • Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

да

нет

  • Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

да

нет

  • Я ругаюсь только со злости

да

нет

  • Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

да

нет

  • Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

да

нет

  • Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

да

нет

  • Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

да

нет

  • У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

да

нет

  • Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

да

нет

  • Я часто думаю, что жил неправильно

да

нет

  • Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

да

нет

  • Я не огорчаюсь из-за мелочей

да

нет

  • Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

да

нет

  • Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

да

нет

  • В последнее время я стал занудой

да

нет

  • В споре я часто повышаю голос

да

нет

  • Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

да

нет

  • Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

да

нет



При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

I. Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7

2. Косвенная агрессия:

"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49

3. Раздражение:

"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69

4. Негативизм:

"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36

5. Обида:

"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75

^ 7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75

8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опрос-ником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.




Похожие:

Опросник Басса-Дарки iconДиагностика состояния агрессии (опросник "басса-дарки")
Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от...
Опросник Басса-Дарки iconВопросник «басса-дарки» Ответы: "ДА" или "нет" (Оценка агрессивности личности)
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами 14. Я держусь настороженно с теми, кто относятся ко мне более...
Опросник Басса-Дарки iconДокументи
1. /часть 1/1. Диагностика умственного развития/Диагностика умственного развития.doc
Опросник Басса-Дарки iconХарактерологический опросник (опросник К. Леонгарда)
Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности...
Опросник Басса-Дарки iconАнкета Опросник фио пол Вес Рост Дата рождения Место жительства

Опросник Басса-Дарки iconОпросник для учителя начальной школы
Позволяют ли учебники организовать работу по формированию указанных универсальных учебных действий
Опросник Басса-Дарки iconОтветы на опросник «О чем может рассказать семейная фотография»
Покажи свою самую любимую семейную фотографию и скажи почему она твоя самая любимая?
Опросник Басса-Дарки iconОпросник для выявления готовности школьников к выбору профессии
...
Опросник Басса-Дарки icon"Соблюдение порядка ведения трудовых книжек в образовательных учреждениях" опросник наименование образовательного учреждения
Ведутся ли в образовательном учреждении трудовые книжки на каждого работника, проработавшего свыше пяти дней, если данная работа...
Опросник Басса-Дарки iconВыявление типа темперамента выявление структуры темперамента с помощью опросника В. М. Русалова
Опросник Структуры Темперамента (ост) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов