Министерство образования и науки российской федерации фгоу спо «армавирский зооветеринарный техникум» icon

Министерство образования и науки российской федерации фгоу спо «армавирский зооветеринарный техникум»



НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации фгоу спо «армавирский зооветеринарный техникум»
Дата конвертации10.09.2012
Размер286.6 Kb.
ТипПрограмма


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ СПО «АРМАВИРСКИЙ ЗООВЕТЕРИНАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»


«Согласовано»

«Утверждена»

Председатель попечительского совета

___________________ Ф.И. Булдыжов

«_____»_________________ 2010 г.

.


Общим собранием сотрудников техникума

«_____»____________________ 2010 г.


Председатель собрания

____________________А.П. Полуэктов




ПРОГРАММА


«Развитие федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Армавирский зооветеринарный техникум»

на 2010-2012 годы»


гАрмавир

2010г.

ПАСПОРТ

Программы «Развитие федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Армавирский зооветеринарный техникум»

на 2010-2012 годы»


Наименование Программы

«Развитие государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Армавирский зооветеринарный техникум» на 2010-2012 годы (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

Конвенция «О правах ребенка», Копенгагенское соглашение, Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, Концепция Федеральной целевой программы «Развитие образования» на 2006-2010 годы, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года,

Устав техникума.

Кем принята Программа

Общим собранием сотрудников техникума, протокол заседания № 1 от 16.01.06г.

Разработчики Программы

Педагогический коллектив техникума (директор Полуэктов А.П., первый заместитель директора Штефанова Л.М.)

Социальные партнеры: ЗАО КСП «Хуторок», ЗАО КСП «Кубань», ОАО «Успенский сахарный»

Исполнители Программы

  • педагогический коллектив техникума;

  • административный персонал техникума;

  • вспомогательный состав (библиотека, лаборанты и т.д.);

  • учащиеся и студенты;

  • социальные партнеры: ЗАО КСП «Хуторок», ЗАО КСП «Кубань», ОАО «Успенский сахарный»;

  • родители (законные представители)

Цель и задачи Программы

Цель: создание условий и механизмов, обеспечивающих стабильное развитие техникума доступность, высокое качество и эффективность образования, его постоянное обновление с учетом запросов сотрудников, обучающихся, учредителей, социальных партнеров общества и рынка труда.

Задачи:

  1. подготовка специалистов способных к образованию и самообразованию, профессиональному росту в условиях информатизации общества и развития новых технологий для продуктивной деятельности в современных социально- экономических условиях;

  2. развитие системы ресурсного сопровождения стратегическим партнером профессионального образования для кадрового обеспечения отраслей экономики региона

  3. выявление перспективных направлений развития техникума и моделирование его нового качественного состояния.

Стратегические направления Программы

Совершенствование системы подготовки рабочих кадров и специалистов

Развитие научно-методической и инновационной деятельности.

Совершенствование системы государственно-общественного управления техникумом.

Развитие социального партнерства.

Ресурсное обеспечение развития .

Этапы реализации Программы

1 этап – разработка проектов, обеспечивающих реализацию Программы развития.

2 этап– внедрение проектов,

3 этап - мониторинг качества выполнения Программы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направляемый на реализацию Программы составляет 9,7 тыс.руб.

Из них по источникам:

Средства бюджета – 4,7 тыс.руб.

Внебюджетные средства – 5,0 тыс.руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

подготовка рабочих кадров и специалистов, отвечающих квалификационным требованиям работодателей, в количестве не менее чем 250 человек в год;



Система организации контроля за выполнением Программы

Управление Программой осуществляет директор техникума через своего заместителя по учебно- производственной работе. Контроль за исполнением программы осуществляет Совет техникума, педагогическая общественность.




Введение

Программа «Развитие государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Армавирский зооветеринарный техникум на 2010-2012 годы - нормативно-правовой документ, представляющий стратегию и тактику развития техникума, является основным документом для планирования решений всеми структурными подразделениями техникума.

Программа разработана в соответствии с Конвенция «О правах ребенка», Копенгагенское соглашение, Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, Концепция Федеральной целевой программы «Развитие образования» на 2006-2010 годы, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Законом Российской Федерации «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; Уставом техникума.

Актуальность Программы развития обусловлена тем, что она позволит значительное снижение риска невостребованности выпускников, через повышение уровня профессионального образования до уровня требований работодателей; снижение уровня социальной напряженности посредством совершенствования качества профессионального образования в части расширения спектра профессиональных ключевых компетенций и формирование психологической, социальной и личной готовности выпускников к профессионально- трудовой деятельности; в экономическом аспекте Программа будет способствовать улучшению кадрового обеспечения строительных организаций, использующих при возведении объектов жилого, социально- культурного назначения, современных строительных технологий.

Ход работы по реализации настоящего плана анализируется на собраниях совета техникума Корректировка Программы осуществляется ежегодно только на основании решения совета техникума и по результатам ежегодного отчета об итогах реализации каждого этапа Программы. Ответственность за реализацию Программы несет директор и руководители структурных подразделений техникума.


^ Аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития

Актуальность Программы развития обусловелена тем, что она позволит значительное снижение риска невостребованности выпускников, через повышение уровня профессионального образования до уровня требований работодателей; снижение уровня социальной напряженности посредством совершенствования качества профессионального образования в части расширения спектра профессиональных ключевых компетенций и формирование психологической, социальной и личной готовности выпускников к профессионально- трудовой деятельности; в экономическом аспекте Программа будет способствовать улучшению кадрового обеспечения строительных организаций, использующих при возведении объектов жилого, социально- культурного назначения, современных строительных технологий;

Аналитическое обоснование Программы развития основывается на результатах анализа отчетности, мероприятий пол совершенствованию качества образовательной деятельности. Результаты анализа показывают, что изменения в социально- экономической жизни общества, в требованиях к качеству профессионального образования обусловили следующие тенденции развития и модернизации профессионального образования:

  • превращение профессионального образования в составную часть социально-экономической политики;

  • возрастание роли социальных партнеров в совершенствовании профессионального образования, повышение ответственности за состояние профессионального образования всех заинтересованных сторон;

  • формирование новых прочных связей профессионального образования с потребностями рынка труда и конкретных производств, малым и средним бизнесом;

  • централизация профессионального образования, как рост его доступности при тесной связи с конкретными потребностями работодателей и социальных партнеров;

  • индивидуализация профессионального образования, как создание методик, технологий и организационных форм, ориентированных на обучающихся.


На основе анализа можно сделать вывод, что Техникум в целом удовлетворяет запросам потребителей, но вместе с тем , в условиях кадрового дефицита для высокотехнологических производств агропромышленного комплекса подготовка выпускников по специальностям среднего профессионального образования, в полном объеме отвечающих требованиям компетентностного подхода является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности в техникуме, что и будет являться основой инновационной образовательной программы

Результаты анализа:

Оценка актуального состояния внутреннего потенциала колледжа

Сильная сторона

Слабая сторона

Подготовка специалистов, отвечающих квалификационным требованиям работодателей.
Хороший коэффициент востребованности основных и дополнительных образовательных услуг.

Стабильно высокий процент выпускников, работающих по специальности; заявки от потребителей.

Высокий уровень кадрового потенциала

Рациональное использование всех видов ресурсов.

Наличие сертифицированной системы менеджмента качества.

Недостаточное финансирование развития: - программно-методического обеспечения


-учебно-производственного оборудования


-учебно-лабораторного оборудования.





^ 2. Цель и задачи Программы развития


Цель: создание правовых, экономических, организационных, научно- методических условий для стабильного развития техникума в интересах сотрудников, обучающихся, учредителей, социальных партнеров и общества

Задачи:

  1. подготовка специалистов способных к образованию и самообразованию, профессиональному росту в условиях информатизации общества и развития новых технологий для продуктивной деятельности в современных социально- экономических условиях;

  2. развитие системы ресурсного сопровождения стратегическим партнером профессионального образования для кадрового обеспечения отраслей экономики края;

  3. выявление перспективных направлений развития техникума и моделирование его нового качественного состояния.


^ 3.Концепция развития


3.1.Миссия техникума: «Через инновационную деятельность к образованию специалиста, способного к продуктивной деятельности, достойного гражданина России».

Реализация миссии предполагает изменения характеристик образовательной среды с учетом сохранения преемственности между предполагаемыми изменениями и сегодняшним состоянием техникума.

Ведущие цели по осуществлению миссии:

1. Освоение и обеспечение государственных и образовательных стандартов с учетом структурной перестройки системы образования.

2. Развитие образовательной системы техникума (содержания, методик, технологий обучения), основанной на сочетании универсального образования и принципов компетентностно-ориентированного подхода, дифференцированного обучения.

3. Создание условий для освоения студентами различных типов деятельности с целью его саморазвития, самоопределения, для задания его личной жизненной траектории.

4. Создание условий для самореализации педагогов, формирование психологической и технологической готовности педагога реализовать основные цели и задачи развития техникума


^ 3.2.Основополагающие ценности и принципы

Основными ценностями для развития техникума мы определяем следующие:

- Общечеловеческие ценности – Жизнь, Здоровье, Истина, Добро, Красота.

- Профессиональные ценности – конкурентоспособность, профессионализм, компетентность, ответственность, любовь к человеку;

- Личностные ценности - индивидуальность, уникальность и самобытность, свобода, творчество, нравственность.

Мы выделяем три группы наиболее значимых принципов для развития техникума:

- принципы построения системы управления инновационным развитием (принцип гармонии, прогрессивности, прогнозирования, автономности);

принципы, определяющие направления развития будущего системы управления (концентрации, адаптивности, преемственности, непрерывности);

принципы, определяющие сущность взаимодействия с субъектам иинновационной деятельности (принцип антропологического реализма, принцип партисипативности, принцип синергетизма).


^ 3.3.Научно-методологические основы Программы развития представлены в системе идей, теорий концепций:

- деятельностного подхода, разработанного отечественной школой психологии (А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев и др.) педагогической психологии (Л.Г.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, З.А.Решетова, В.В.Давыдова и др.) и интепретированнын педагогами-теоретиками к образовательным целям.

- проектирования процессов развития образовательных структур и управления ими (О.С.Анисимов, Ю.В.Громыко, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков и др.).

- педагогической инноватики в психолого-педагогической науке (В.И.Долгова, О.С.Советова, В.А. Сластенин, Л.Л.Ворошилова и др.)

- технологии компетентностного подхода, здоровьесберегающие технологии, практико-ориентированного обучения, новых информационно-коммуникационных технологий обучения;


^ 3.4.Модель выпускника техникум.

Выпускник техникума представляется нам носителем качеств личности, которые в совокупности определяют результат образования:

^ Личностное развитие — развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств.

Социальное развитие — воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.

^ Общекультурное развитие — освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.

Интеллектуальное развитие — развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования.

^ Коммуникативное развитие — формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

^ Вместе с тем (в идеале) наш выпускник

Здоровая личность – это личность физически развитая, психически уравновешена, духовно чистая и богатая, которая стремится к непрерывному самосовершенствованию.

^ Компетентная личность – это личность, владеющая ключевыми, предментными, внепредметными компетенциями.

Конкурентноспособная личность – это личность, востребованная в социуме, способная к мобильности, адаптации в динамично меняющемся обществе.


^ 4. Стратегия и тактика развития техникума

Стратегия развития определена в шести проектах, тактика развития представлена в системе конкретных мероприятиях.


^ 4.1.Проект «Совершенствование системы подготовки рабочих кадров и специалистов»


Цель – создание условий для развития системы подготовки рабочих кадров и специалистов

Задачи-

  1. подготовка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих в соответствии с образовательными запросами населения, потребностями рынка труда и перспективами развития экономики региона.

  2. совершенствование воспитательного процесса, создание условий для гармонического развития личности и реализации ее творческой активности.

  3. формирование системы социально-экономической поддержки студентов, выпускников и работников техникума

^ Реализация проекта


п/п

Мероприятия

^ Срок реализации

Исполнители

1

2

3

4

1

Разработка учебно-программной документации по новым стандартам ФГОС СПО

2010г.

Первый заместитель директора

Заместитель директора по производственному обучению

2

Формирование специализаций по специальностям СПО и профессиям НПО с учетом рынка труда

2010г.

Первый заместитель директора

Заместитель директора по производственному обучению

3

Создание

автоматизированного фонда образовательных стандартов СПО и НПО, учебно-программного и учебно-методического обеспечения их реализации

2011г.

Руководитель службы

информационных

технологий, заведующая учебной части.

4

Мониторинг реализации ФГОС СПО по специальностям и по профессиям НПО

2011-2012гг.

Первый заместитель директора

Заместитель директора по производственному обучению

5

Разработка примерных сопряженных учебных планов и программ в рамках непрерывного профессионального образования

2012г.

Первый заместитель директора

Заместитель директора по производственному обучению

6

Проведение внутреннего аудита системы менеджмента качества образовательной деятельности.

2010-2012г.

Первый заместитель директора


7

Создание информационного банка тестовых заданий для оценки качества подготовки студентов

2011г.

Руководитель службы

информационных

технологий

8

Разработка методических пособий по применению информационных, модульных, личностно-ориентированных и др. технологий, активных методов обучения

2010-2012г.

Руководители ПЦК




1

2

3

4

9

Формирование книжного фонда библиотеки по обеспечению реализации ФГОС СПО и НПО, в том числе с использованием компьютерных технологий

2010-2012г.

Зав. библиотекой

10

Развитие учебно-материальной базы для реализации ФГОС НПО и СПО

2010-2012г.

Директор

11

Определение объемов и структуры дополнительного профессионального образования с учетом потребностей рынка труда и обеспечения трудоустройства выпускников

2010-2012г.

Первый заместитель директора

Заместитель директора по производственному обучению

12

Интенсивное внедрение активных методов обучения, тренажерные комплексы, имитационные системы, деловые игры, проектно-аналитические сессии и т.п.);

2011г.

Председатели ПЦК

13

Формирование перечня профессиональных компетенций на основе требований социальных партнеров.

2010г.

Первый заместитель директора,

Председатели ПЦК;

Попечительский совет

14

Разработка и реализация новых программ дополнительного образования

2011г.

Первый заместитель директора,

Председатели ПЦК;

Попечительский совет

15

Организация дополнительного образования (дополнительные платные образовательные услуги) с учетом потребности рынка труда

2006-2010гг.

Руководитель хозрасчетного отделения

16

Разработка организационно-методического обеспечения деятельности техникума в условиях проведения единого государственного экзамена

2010-2012г.

Первый заместитель директора

17

Анализ содержания образования и организации образовательного процесса по программам СПО и НПО

2010-2012гг.

Первый заместитель директора




1

2

3

4

18

Формирование контрольных цифр приема студентов по программам СПО и НПО с учетом прогнозов потребностей рынка труда

2011-2012гг.

Первый заместитель директора

19

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

2010-2012гг.

Первый заместитель директора Психолог

20

Совершенствование социально-культурного обеспечения студентов и работников техникума

2010-2012гг.

Директор



^ Ожидаемые результаты


  1. Повышение конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда.

  2. Создание условий для расширения спектра предоставляемых образовательных услуг и, как следствие, увеличение числа предельного контингента;

  3. Повышение престижа техникума, позиционирование его в регионе как одного из основных поставщиков кадров для экономики города;

  4. Увеличение качества подготовки, переподготовки повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями и запросами работодателей;

  5. Динамика уровня социализации учащихся и уровня социальной зрелости выпускников;

  6. Увеличение удельного веса численности учащихся, охваченных дополнительным образованием с 80% до95%.

  7. Увеличение процента выпускников, работающих по специальности; заявки от потребителей.

^ 4.2.Проект «Развитие научной и инновационной деятельности»


Цель: развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов и преподавателей по важнейшим проблемам в области среднего профессионального образования

Задача:

  1. Внедрение современных достижений науки в области профессионального образования.

  2. Прогнозирование основных направлений развития техникума.

  3. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

^ Реализация проекта


№ п/п

Мероприятия

Срок реализации

Исполнители

1

2

3

4

1

Формирование предложений по тематике исследовательских работ по проблемам СПО и НПО в техникуме

2010-2012г.

Первый заместитель директора

2

Формирование и реализация механизма взаимодействия техникума с высшими учебными заведениями по проблемам СПО и НПО

2010-2012г.

Первый заместитель директора

3

Проведение конференций и семинаров по тематике исследований в области СПО и НПО, реализации компетентностно-ориентированного подхода

2010-2012г.

Первый заместитель директора

4

Создание информационной базы результатов исследований и инновационной деятельности в области СПО и НПО:

издание сборников;

формирование

автоматизированного банка

данных; организация сайта в Internet

2010-2012г.

Первый заместитель директора




1

2

3

4

5

Исследование роли, места функций специалиста со средним профессиональным образованием в удовлетворении современных и перспективных потребностей экономики

2010-2012г.

Первый заместитель директора

6

Проведение методических недель, предметных олимпиад, недель специальностей, конкурсов профессионального мастерства

2010-2012г.

Первый заместитель директора

7

Организация учебных семинаров по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс

2010-2012г.

Первый заместитель директора

8

Участие в городских, региональных, всероссийских мероприятиях:

-конкурсах профессионального мастерства;

-олимпиадах.

2010-2012г.

Первый заместитель директора

9

Мастер- классы для мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин учреждений профессионального образования области по освоению современных производственных технологий

2010-2012г.

Первый заместитель директора

10

Публикация материалов и рекомендаций в научно-методическом сборнике по освоению современных производственных технологий (по договорам с учреждениями профессионального образования)

2010-2012г.

Первый заместитель директора

11

Создание системы мониторинга педагогических технологий и передового педагогического опыта.

2010-2012г.

Первый заместитель директора

12

Создание мини-лабораторий, временных творческих групп, педагогических мастерских по изучению, апробации моделей образования и воспитания.

2010-2012г.

Первый заместитель директора




1

2

3

4

13

Социальное, материальное поощрение педагогов, реализующих инновационные проекты

2010-2012г.

Директор

14

Стажировки и повышение квалификации педагогических кадров в профессиональных учебных заведений области на базе ресурсного центра профессиональной подготовки

2010-2012г.

Первый заместитель директора

15

Отработка модели проектно-исследовательской деятельности обучающихся и преподавателей с участием социальных партнеров.

2010-2012г.

Первый заместитель директора

16

Организация непрерывной индивидуально-ориентированной системы повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей при участии социальных партнеров.

2010-2012г.

Первый заместитель директора

17

Организация научно-исследовательской работы преподавателей и студентов

2010-2012г.

Первый заместитель директора

18

Проведение конкурсов направленных на оценку, отбор и изданий учебных пособий в техникуме

2010-2012г.

Первый заместитель директора

19

Участие в работе российских и международных Интернет-конференций

2010-2012г.

Первый заместитель директора

20

Ориентация деятельности научных студенческих кружков и сообществ на исследование прикладных проблем с учетом потребностей организаций потребительской кооперации

2010-2012г.

Первый заместитель директора

21

Планирование и реализация комплекса мероприятий по формированию заказной тематики дипломных и курсовых проектов, индивидуальных заданий на практику

2010-2012г.

Первый заместитель директора

22

Участие в конкурсах на гранты в сфере научно-исследовательской деятельности

2010-2012г.

Первый заместитель директора




1

2

3

4

23

Активизация участия в ежегодных конкурсах студенческих научных работ разных уровней

2010-2012г.

Первый заместитель директора

24

Развитие системы кружковой научно-исследовательской работы

2010-2012г.

Первый заместитель директора



^ Ожидаемые результаты


  1. Создание системы мониторинга, менеджмента инновационных процессов в техникуме

  2. формирование и отработка и распространение инновационных технологий и методик обучения в образовательном учреждении профессионального образования края.

  3. Переработка курсов по заявленному профилю с использованием современных форм и методов обучения (проблемное обучение, проектный метод обучения, кейс метод, модерация и пр.)

  4. Разработка и апробация нового учебно-методического обеспечения

  5. Увеличение количества привлеченных специалистов предприятий-работодателей по изучению современных производственных технологий

  6. Повышение уровня реализации инновационных процессов

  7. Увеличение удельного веса численности учащихся и педагогов, занимающихся исследовательской, опытно-экспериментальной деятельностью с 10% до 20%.




Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации фгоу спо «армавирский зооветеринарный техникум» iconФедеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «армавирский зооветеринарный техникум»
Уфк минфина России по Краснодарскому краю (40105030003), л/с 03085500700 фгоу спо «Армавирский зооветеринарный техникум»
Министерство образования и науки российской федерации фгоу спо «армавирский зооветеринарный техникум» iconФгоу спо "Армавирский зооветеринарный техникум"

Министерство образования и науки российской федерации фгоу спо «армавирский зооветеринарный техникум» iconПеречень специальностей фгоу спо «Армавирский зооветеринарный техникум» для поступающих граждан, имеющих основное общее образование

Министерство образования и науки российской федерации фгоу спо «армавирский зооветеринарный техникум» iconДокументация об открытом аукционе №01
По открытому аукциону на право заключения договора аренды объектов недвижимого имущества, являющихся федеральной собственностью и...
Министерство образования и науки российской федерации фгоу спо «армавирский зооветеринарный техникум» iconПеречень направлений работы службы содействия трудоустройству выпускников фгоу спо «Армавирский зооветеринарный техникум»
Сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников
Министерство образования и науки российской федерации фгоу спо «армавирский зооветеринарный техникум» iconУтверждаю директор фгоу спо ехтт л. Е. Багдасарян
Прием в фгоу спо ефремовский химико-технологический техникум (далее-Техникум) осуществляется на основе Правил приема в Ефремовский...
Министерство образования и науки российской федерации фгоу спо «армавирский зооветеринарный техникум» iconПравила приёма в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Армавирский зооветеринарный техникум» в 2013 году
Настоящие Правила разработаны и утверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования
Министерство образования и науки российской федерации фгоу спо «армавирский зооветеринарный техникум» iconПравила приёма в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Армавирский зооветеринарный техникум» Краснодарского края в 2012 году
Настоящие Правила разработаны и утверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования
Министерство образования и науки российской федерации фгоу спо «армавирский зооветеринарный техникум» iconПлан выпуска слушателей по профессиональной подготовке и дополнительному образованию фгоу спо «Армавирский зооветеринарный техникум» до 31. 12. 2010 г
План выпуска слушателей по профессиональной подготовке и дополнительному образованию
Министерство образования и науки российской федерации фгоу спо «армавирский зооветеринарный техникум» iconПротокол №3 утверждаю директор гбоу спо «Армавирский зооветеринарный техникум» кк
Охватывают ее наиболее актуальные разделы и темы. Экзаменационные материалы целостно отражают объем проверяемых теоретических знаний...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы