С. Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области конспект icon

С. Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области конспект



НазваниеС. Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области конспект
С.Е. Кузнецова с. Чемодановка <> <>Бессоновского района Пензенс
Дата конвертации28.01.2013
Размер85.18 Kb.
ТипУрок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени С.Е. Кузнецова с. Чемодановка

Бессоновского района Пензенской области


КОНСПЕКТ УРОКА


Деепричастие как часть речи

7 класс


2012 г.

Аттестуемый педагог (ФИО) Федичкина Юлия Сергеевна

Предмет: русский язык ______________________________


Возраст учащихся: 7 класс___________________________


Тема урока: Деепричастие как часть речи______________

Цель урока: создать условия для формирования умения определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия – и для выработки навыка употребления деепричастия в собственных высказываниях.

Задачи:

  1. образовательные: выявить грамматические особенности деепричастия как части речи; определить словообразовательные средства деепричастия;

  2. развивающие: совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала; развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю;

  3. воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, культурному наследию русского народа, любовь к природе, чувство прекрасного, культуру речи.



Оборудование: интерактивная доска, учебник русского языка под редакцией Н.М. Шанского




^ Этапы работы

Содержание этапа


1.

Организационный момент

  • цель, которая должна быть достигнута учащимися - положительный настрой на учебную деятельность

  • цель педагога – создание благоприятного психологического климата.




- Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть вновь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь всем, улыбнитесь новому дню. (Открывается анимация «Улыбнись новому дню» с изображением солнца).

2.


^ Актуализация знаний для изучения нового учебного материала

  • Цель для учащихся: вспомнить грамматические особенности причастия, наречия, глагола, для того чтобы, опираясь на эти знания, на следующем этапе урока вывести определение деепричастия как части речи, сопоставив, деепричастие с глаголом, наречием и причастием, найти сходство и различия между данными частями речи.

  • Цель для педагога - формирование способности анализа, систематизации языкового материала


Прием «Верные и неверные утверждения»



- Ребята, запишите число, а тему мы запишем позже, после того как выполним задание и решим ряд вопросов.

Задание 1. Отметьте верные утверждения единицей, неверные – нулем.

1. Причастие совмещает в себе морфологические признаки глагола и прилагательного.

2. Одиночные причастия и причастные обороты всегда выделяются на письме запятыми.

3. Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи.

4. В предложении наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства.

5. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию.

6. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

7. Вид - непостоянный морфологический признак глагола.

- Самопроверка.

(Работа выполняется на интерактивной доске; самопроверка осуществляется благодаря приему «Ответ за границами»)

3.

^ Организационный момент (продолжение)

Цель для учащихся:

сформулировать тему урока; определить цели.

Цель для педагога - создать условия для формирования навыка целеполагания, мотивации учебной деятельности, развития логического мышления.


Приемы:

- проблемные вопросы;

- аналитическая беседа

1. Беседа.

- Ребята, часть речи, которую мы начнем сегодня изучать, в той или иной мере соотносится с частями речи, упоминавшимися в предыдущем задании: причастием, наречием и глаголом. Ранее, при изучении причастия, мы упоминали о ней. Как вы думаете, какая это часть речи?

(Деепричастие).

- Сформулируйте тему урока.

(Деепричастие как часть речи)

- Поставьте перед собой цели, которых мы должны будем достичь в результате работы на уроке.

(- научиться определять деепричастие и выделять его среди других частей речи;

- научиться использовать деепричастие в собственных высказываниях).

- Какие вопросы о деепричастии необходимо решить, чтобы в конечном итоге достичь поставленных целей?

(1. Каково общее значение и признаки деепричастия?

2. Как образуются причастия?

3. Каковы особенности употребления деепричастий в речи?)


По мере того как дети отвечают на вопросы, открывается слайд на интерактивной доске, где тема предварительно закрыта «шторкой», цели и вопросы помещены за границами страницы:




4.

^ Изучение нового учебного материала.

Цель для учащихся:

Определить общее значение деепричастия, его признаки, суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия, синтаксическую роль.


Цель для педагога - создать условия для успешного освоения знаний о деепричастии.


Приемы работы:

- наблюдение

- эвристическая беседа

- работа с интерактивной таблицей

- работа с учебником


Формы организации деятельности:

- работа в парах

- фронтальная

- индивидуальная

1. Беседа по вопросам для наблюдения:

- Сравните два предложения. Выделите их основы. (Используется инструмент «маркер»).

- В каком предложении от одного выделенного слова можно задать вопрос к другому?

- В каком предложении выделенные слова обозначают однородные действия, а в каком – неоднородные: одно – основное действие, а другое добавочное?

- Как вы думаете, какое из выделенных слов является деепричастием?




- Что обозначает деепричастие?

(По ссылке переходим на страницу, где помещен теоретический материал о деепричастии:




Затем организуем работу с интерактивной таблицей «Значение деепричастий» (из коллекции цифровых образовательных ресурсов):



На данном этапе целесообразно выполнение следующего задания: Какие из выделенных слов обозначают добавочное действие при основном, выраженном сказуемым?





Проверка осуществляется с помощью звуковых файлов: если ответ верный – при активизации ссылки звучат аплодисменты, если неверный – звон разбитого стекла.


Продолжая исследовать деепричастие как часть речи, проводим эксперимент: пробуем изменить деепричастие, делаем вывод о том, что это неизменяемая часть речи.

Определяем синтаксическую роль деепричастия.

Возвращаемся по ссылке к странице с теоретическим материалом, постепенно открываем оставшуюся часть страницы. Сопоставляем с теоретическим материалом учебника (с. 77), добавляем сведения о том, что деепричастия могут быть совершенного или несовершенного вида. Открываем «шторку», переносим данный пункт в определение:









- Попробуйте изменить деепричастие. Сделайте вывод о том, изменяется ли оно? (Не изменяется)

- Определите синтаксическую роль деепричастия. (В предложении является обстоятельством).

- Сравните данное нами определение деепричастия с определением в учебнике (с. 77). Какое дополнение в нашу таблицу вы можете внести? (Открывают «шторку», перетаскивают пункт в определение).





4.

Задание на дом

Параграф 26, упр. 159, 161 по выбору.

5.

Физкультпауза

Настало время отдохнуть. Вместе с нами на волшебной солнечной полянке делают зарядку дети.


- Встаньте, весело улыбаясь друг другу.

- Поднимите руки вверх, повернув голову направо.

- Опустите руки, повернув голову налево.

- Похлопайте в ладоши, топая ногами.

- Поставив руки на пояс, попрыгайте на месте.

- Потерев ладони, прикройте ими веки.

- Тихо займите свои места, положив руки нас тол перед собой.


Какую часть речи я использовала в инструкциях для физминутки?


6.

^ Изучение нового учебного материала (продолжение)


1. - Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

Задание. Распределите по таблице признаки деепричастия.


- Чем схоже деепричастие с причастием? (Обе части речи образуются от глагола, могут быть совершенного и несовершенного вида, а также от глагола как к причастию, так и к деепричастию перешел такой признак, как возвратность).


По ссылке переходим на главную страницу и рассматриваем вопрос о образовании причастий, выполняя задание «Составь слово».

2. Суффиксы причастий. (по ссылке с главной страницы) «Составьте слово». Работа в парах.

В первом слове:

1. Приставка из слова выстроить.

2. Корень из слова игрок.

3. Суффикс неопределенной формы глагола бежать.

4. Суффикс деепричастия –в- или –вши-.

Во втором слове:

1. Приставка из слова прибрежный.

2. Корень из слова поднести.

3. Суффикс деепричастия –я-.

В третьем слове:

1. Корень из слова задышал.

2. Суффикс деепричастия –а-.

Делаем вывод о том, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия.


^ 3. Особенности употребления деепричастий в речи.


Знакомство с теоретическим материалом (с.78 учебника).

Выполнение задания. В каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастия?

Отправившись в гости, Винни-Пух прихватил горшочек с медом.

Приблизившись к домику Кролика, мед в бочонке закончился.





^ Закрепление учебного материала.


Цель для учащихся:

научиться находить деепричастия в предложении, образовывать их и использовать в собственных высказываниях.


Цель для педагога:

создать условия для выработки навыка образования деепричастий,


1. Иллюстративный диктант.

По картинкам составьте словосочетания «деепричастие + существительное»




Проверка:




2.Дифференцированное задание.

2,3 вариант - составить текст по опорным словам, образовывая от некоторых из глаголов деепричастия и используя их в тексте.


Опорные слова и словосочетания: возвышаться; дышать хрустальным горным воздухом; замирать от красоты и величия; синеть; рдеть; простираться; извиваться лентой; убегать вдаль; засеребриться.


1 вариант - образовать от данных глаголов деепричастия. Проверить себя, переместив глаголы на «Поле чудес».







7.

Рефлексия.

  1. На каком этапе урока было интереснее всего работать?

  2. Какие задания показались наиболее трудными? Полезными?

  3. Какие знания, полученные на уроке, наиболее полезны?

  4. Поднимите руку, кто научился определять и выделять деепричастия среди других частей речи?

  5. Кто научился использовать деепричастия в своих высказываниях?

Ребята, даже если не все сегодня у вас получилось, не стоит переживать: впереди у нас много уроков по этой теме.


Оценки:


Выберите смайлики, отражающие ваше настроение в начале урока и в конце урока.






Похожие:

С. Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области конспект iconС. Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области наречие. Роль в тексте и употребление в речи урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени С. Е. Кузнецова с. Чемодановка
С. Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области конспект iconО введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений Бессоновского района, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки
В соответствии со статьей 4 Закона Пензенской области от 02. 11. 2004 n 674-зпо "Об оплате труда работников государственных учреждений,...
С. Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области конспект iconС. Е. Кузнецова с. Чемодановка Принят педсоветом Протокол
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени С. Е. Кузнецова с. Чемодановка
С. Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области конспект iconУправление образования Бессоновского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вазерки им. В. М. Покровского
В целях организованного начала нового 2011/2012 учебного года и в соответствии с рекомендациями Министерства образования Пензенской...
С. Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области конспект iconУрок по избирательному праву в 9 классе. Подготовила и провела
Мбоу сош с. Вазерки имени В. М. Покровского Бессоновского района Пензенской области
С. Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области конспект iconУправление образования бессоновского района муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа
Постановлением Главы администрации Бессоновского района «Об утверждении положения о системе оплаты труда работников муниципальных...
С. Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области конспект iconКонспект открытого урока в 6 классе на тему «Повелительное наклонение»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени С. Е. Кузнецова с. Чемодановка
С. Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области конспект iconПрограмма развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Пазелки Бессоновского района Пензенской области на 2008-2013 годы Содержание.
Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Пазелки Бессоновского района
С. Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области конспект iconИнформационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
...
С. Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области конспект iconПостановление От 29 июня 2011 г. N 411-пп о внесении изменений в программу государственных гарантий оказания гражданам российской федерации бесплатной медицинской помощи на территории пензенской области на 2011 год, утвержденную постановлением правительства пензенской области от 15.
Пензенской области на 2011 год, и уточнения размера расходов на ее реализацию, руководствуясь Законом Пензенской области от 22. 12....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов