Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии icon

Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии



НазваниеМетодические разработки для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии
страница1/9
Дата конвертации21.10.2012
Размер1.7 Mb.
ТипМетодические разработки
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ДНЕПРОПЕТРОВСКА ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ХИРУРГИИ № 1


ХИРУРГИЯ

методические разработки

для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии

за модулем 1 “Абдоминальная хирургия”


для иностранных студентов


ДНЕПРОПЕТРОВСК

2009


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для студентов 4-х курсов высших медицинских учебных заведений ІV уровня аккредитации, которые учатся по требованиям кредитно-модульной системы


Заказан Центральным методическим кабинетом ДДМА как учебное пособие для студентов 4-х курсов медицинских факультетов ДДМА (протокол №8 от 27.05.2009р.)


Под редакцией Заслуженного деятеля науки и техники Украины, заведующего, кафедрой хирургии № 1 Днепропетровской государственной медицинской академии, профессора Я.С. БЕРЕЗНИЦКОГО.

Авторы: доц. В.П. Сулима, проф. В.В. Гапонов, проф. Н.А. Яльченко, доц. Г.Ю. Хапатько, к.м.н. С.Л. Малиновский, ассистент С.М. Куриляк, к.м.н. Р.В. Дука, к.м.н. И.Л. Верхолаз, ассистент О.В. Белов.


Рецензенты:

Профессор кафедры хирургии № 2 ДДМА, д.м.н. И.В. Люлько

Профессор кафедры общей хирургии, д.м.н. В.П. Крышень


Ответственный за издание: академик АМН Украины, профессор Г.В. ДЗЯК


ПРЕДИСЛОВИЕ

Подготовка квалифицированного врача общей практики является основной задачей высшего учебного медицинского заведения, а потому надлежащее преподавание хирургии в целом комплексе других дисциплин создаст условия для качественной медицинской практики в будущем, что должна отвечать следующим требованиям: наличие подготовленных специалистов, оптимальное использование ресурсов, минимизация риска, для больных при применении медицинских технологий и удовлетворения пациента от контакта с медицинским сообществом. Учитывая, что на первом месте в этом перечне стоит уровень квалификации специалиста, понятна необходимость повышения качества подготовки врача в учебном заведении, на что направлено воплощение в учебный процесс кредитно-модульной системы.

Главным направлением в подготовке врача, который будет стимулировать студента улучшать учебу, будет изменение оценочного вектора в контроле знаний с существующих объемных показателей (оценки по данным зачетов и экзаменов) до управления и контроля качества учебы в течение учебного года на каждом практическом занятии, придерживаясь созданной унифицированной схемы с привлечением разработанных учебников, учебных пособий и методических рекомендаций.

Задачи профессиональной деятельности врача общей практики определяют основные требования объема знаний и практических навыков для выпускника высшего учебного заведения ІІІ-ІV уровня аккредитации: целенаправленная методическая последовательность действий по опросу больного, выполнение физикального обследования, обоснования предварительного диагноза, определения алгоритма вспомогательных методов исследования, с анализом полученных результатов, проведения дифференциальной диагностики, формирования клинического диагноза, построение программы лечения и ее осуществления.

Поэтому нужно перестроить учебный процесс, в том числе и по вопросам преподавания хирургии, для достижения позитивного эффекта в подготовке врача, на что, на наш взгляд, нацелено настоящее руководство.

^ При этом на каждом занятии будут проводиться обязательные для каждого студента виды контроля:

а) по учебному элементу – текущий – с оцениванием тестов, курации больного и выполнения двух практических навыков, опроса; на практическом занятии за учебным элементом студент получает 4 (четыре) оценки.

б) по синдромам – промежуточный – с оцениванием ситуационной клинической задачи из пяти вопросов, которая была решена дома, с получением 1 (одной) оценки.

в) по модулю – итоговый – с оцениванием компьютерного тестирования, курації больного и письменных ответов по опросу пациента, проведению физикального обследования, обоснованию предварительного диагноза, назначению диагностической программы, анализа полученных результатов дополнительных исследований, проведению дифференциального диагноза, формированию клинического диагноза и плана лечения; на практическом занятии по контролю модулю студент получает 9 (девять) оценок.

Студент допускается к итоговому контролю модулю при условии выполнения требований учебной программы и в случае, если за текущую и промежуточную учебную деятельность он набрал не меньше 70 баллов из 120 (это количество баллов ECTS равняется сумме традиционных оценок “3”).

Итоговый модульный контроль засчитывается студенту, если он набрал не менее 50 баллов с 80 (это количество баллов ECTS равняется сумме традиционных оценок «3»).

Дисциплина засчитывается студенту, если он набрал не меньше 120 баллов с 200 (текущие, промежуточные знания + итоговый модульный конроль, это количество баллов ECTS, равняется сумме традиционных оценок “3”).


^ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

Учебный элемент 1

«Вводное занятие по дисциплине «Хирургия»

для студентов ІV курса медицинского факультета


Модуль 1. Абдоминальная хирургия.

Содержательный модуль 1. Ургентная абдоминальная хирургия.

Учебный элемент 1. Вводное занятие по дисциплине “Хирургия”.

Определение: Изучает на 4-ом курсе наиболее распространенные хирургические заболевания пищеварительного канала и органов брюшной полости с особенностями их клинического течения на основании усвоения методики объективного обследования больного и формирования предварительного диагноза, разработки диагностической программы, проведения дифференциальной диагностики, формирования клинического диагноза и определения программы лечения, с учетом клинико-статистичних классификаций в пределах профессионально ориентированных задач врача общей практики.

Проведения курации согласно методик опроса, физикальних методов обследования, назначения дополнительных методов исследования, и их анализ, проведение дифференциального диагноза, формирования клинического диагноза, на основании клинико-статистичних класификацій и обоснование лечебной тактики.

Знакомство с кафедрой хирургии № 1 и ее клинической базой:

Определение: Кафедра хирургии № 1 – подразделение Днепропетровской государственной медицинской академии, на которой проводится преподавание дисциплины «Хирургия» студентам ІV курса и подготовка врачей-интернов хирургии, методическая, научная и лечебная работа.

Клиническая база для студентов – 6-я городская клиническая больница (3 хирургических отделения, областной проктологический центр, эндоскопическая хирургия, опер. блок, отделение анестезиологии и интенсивной терапии, диагностические отделения), оказывает круглосуточную ургентную помощь.

Входной контроль остаточного уровня знаний:

Определение: Остаточный уровень знаний студентов, которые они получили на 1-3 курсах учебы, является подпочвой последующего овладения теоретическими знаниями и практическими навыками по хирургии в пределах профессионально ориентированных задач врача общей практики.

Методики курации больного, формирования диагноза и определения лечебной тактики:

1. Методика опроса и физикального обследования больного – алгоритм сбора жалоб больного, истории заболевания и истории жизни, если она влияет на возникновение или течение болезни, осмотр больного, выполнения пальпации, перкусии и аускультации.

2. Методика формирования предварительного диагноза – алгоритм обоснования предварительного диагноза на основании опроса больного (жалоб, истории заболевания и жизни) и данных физикального обследования (осмотр, пальпация, перкусия, аускультация).

3. Методика разработки диагностической программы – алгоритм назначения необходимых для уточнения диагноза, определения состояния больного, к началу лечения, контроля эффективности лечения, которое проводится, дополнительных исследований (лабораторные; инструментальные: эзофагогастродуоденоскопия, ректороманоскопия, фиброколоноскопия и др.; рентгенологически: обзорная, контрасна рентгенография, РХПГ и др.; УЗД) и консультаций

смежных специалистов с анализом полученных результатов.

4. Методика проведения дифференциального диагноза – алгоритм определения похожих заболеваний для дифференциальной диагностики, составления дифференциально- диагностических таблиц, и анализ их подобных и отличительных клинических проявлений и результатов дополнительных исследований.

5. Методика формирования клинического диагноза – принципы оценки полученных данных физикального обследования и дополнительного исследования больного с формированием клинического диагноза при использовании клинико-статистичной классификации заболевания.

6. Методика определения лечебной программы – алгоритм определения необходимости госпитализации для ургентного или планового оперативного вмешательства (показание к операции, предоперационная подготовка, послеоперационное ведение больного), или возможность амбулаторного лечения с наведением групп препаратов и их действия.

^ Курация студентами больных на клинических кафедрах направлена на достижение следующих целей:

  1. Закрепить умение сбора жалоб, анамнеза и выяснения физического состояния больного.

  2. Овладеть методом дифференциального диагноза, оформления развернутого клинического диагноза.

  3. Выяснить этиологию и патогенез заболеваний внутренних органов и научиться излагать эти вопросы.

  4. Усвоить принципы этиологической, патогенетической терапии и профилактики заболеваний, методы их диетического, медикаментозного, хирургического, физиотерапевтического и санаторно - курортного лечения, а также рецептуру использованных препаратов.

  5. Овладеть методикой прогнозирования хода заболевания.

  6. Усовершенствовать умение оформления учетного медицинского документа на хирургического стационарного больного.



Конечные целые обучения на практическом занятии:

  1. Знать объем и особенности учебной программы по дисциплине «Хирургия» по модулю 1 «Абдоминальная хирургия»

  2. Знать состав преподавателей кафедры хирургии № 1, порядок работы кафедры, правила поведения и учебы на кафедре

  3. Знать перечень и составную часть отделений клинической базы кафедры, порядок работы, правила поведения и учебы на клинической базе

  4. Определить остаточный уровень знаний за 1-3 курсы

  5. Знать:

А) Методику опроса и физикального обследования больного

Б) Методику формирования предварительного диагноза

В) Методику разработки диагностической программы и оценки полученных данных

Г) Методику проведения дифференциального диагноза

Д) Методику формирования клинического диагноза с учетом клииико-статистичних классификаций

Ж) Методику определения лечебной программы


Цель практического занятия: Достичь необходимый уровень теоретических знаний методик курации больного, формирования диагноза и определения лечебной тактики, в пределах профессионально ориентированных задач врача общей практики для вводного занятия по дисциплине «Хирургия» после знакомства с кафедрой, клинической базой и получив остаточный уровень знаний за 1-3 курсы. Практически подтвердить достигнутый уровень знаний при курации больного.


Формы контроля знаний и умений на практическом занятии:

  1. Тестовый контроль остаточного уровня знаний по 20 тестовым задачам по дисциплине 1-3 курсов)

  2. Теоретический опрос каждого студента по методикам курации больного, формированию диагноза и определению лечебной тактики, с получением оценки

  3. Оценка выполнения каждым студентом практических навыков:

  • опроса больного (сбор жалоб, анамнеза болезни и анамнеза жизни)

физикальное обследование больного (осмотр, пальпация, перкусия, аускультация) на медицинском тренажере (манекене), студенте-волонтере, больном.


^ Информационная часть методической разработки


Минимальный базовый уровень знаний, необходимый для усвоения темы:

В пределах профессионально ориентированных задач врача общей практики (на базе 1-3 курсов):

1. Анатомия, топографическая анатомия и оперативная хирургия

2. Физиология

3. Патологическая физиология

^ 4. Патологическая анатомия

5. Микробиология, вирусология и иммунология

  1. Фармакология

  2. Рентгенология

  3. Общая хирургия, пропедевтика внутренних болезней


Конкретная цель самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Используя базовые знания и умения (остаточный уровень), усвоить информацию о кафедре и клинической базе, получить теоретические знания, которые обеспечат овладение практически ориентированными задачами в объемах:

  1. Методика исследования клинического течения хирургического заболевания (опроса больного и физикального обследования)

  2. Методика формирования предварительного диагноза заболевания

  3. Методика составления диагностической программы и анализ результатов исследования

4. Методика формирования перечня заболеваний для дифференциальной диагностики и ее проведения

5. Принципы формирования клинического диагноза на основании классификации заболеваний

  1. Принципы формирования лечебной программы.


Программа самостоятельной подготовки к практическому занятию:

  1. Актуальность дисциплины «Хирургия»

  2. Повторение минимального базового уровня знаний дисциплин за 1-3 курсы для определения остаточного уровня

  3. Усвоение теоретических знаний методики курации хирургического больного: опрос физкальное обследование, формирование предварительного диагноза, разработка диагностической программы, проведения дифференциального диагноза, формирования клинического диагноза, с учетом клинико-статистичних классификаций, определения лечебной программы.


Практические навыки, которые закреплены по учебному элементу:

1. Опрос больного (сбор жалоб, анамнеза болезни и анамнеза жизни)

2. Физикальное обследование больного (осмотр, пальпация, перкусия, аускультация)

Особенности выполнения практических навыков по обследованию больных:

^ 1. При опросе больного необходимо определить:

Жалобы на:

А) Боль:

  1. локализация боли

  2. интенсивность боли

  3. иррадиация боли

Б) Последовательно указываются другие жалобы:

  1. тошнота

  2. рвота

  3. изменения стула

  4. изменения температуры тела

  5. изменения со стороны других органов и систем

Анамнез заболевания и жизни:


А) Дата и время начала заболевания

Б) Когда и куда обратился за медицинской помощью:

  1. какое получал лечение к поступлению в клинику

  2. когда доставлн в больницу (дата время)

В) Возможные причины возникновения заболевания

Г) Условия жизни и труда, которые могли обусловить возникновение заболевания

Д) У женщин – акушерско-гинекологический анамнез:

  1. количество беременностей

  2. количество родов

  3. дата последних месячных

  4. были ли последние месячные вовремя



^ 2.Физикальное обследование:


Осмотр:

А) Общий осмотр:

  1. степень тяжести состояния больного

  2. поведение больного: спокойное или беспокойное

  3. температура тела, частота пульса

  4. состояние языка (сухой, влажный)

  5. состояние зева и миндалин

  6. состояние нижних конечностей

Б)Осмотр:

Грудной клетки

Живота:

  1. втянутый, вздутый

  2. симметричный, асимметричный

  3. степень участия передней брюшной стенки в акте дыхания


Пальпация (в том числе прямокишечное обследование):

А) Локализация боли и напряжения мышц, наличие инфильтрата

Б) Определение симптомов заболевания

В) Определения перитонеальных симптомов и их локализация

Г) Определение симптомов со стороны других органов и систем

Перкусия:

А) Грудной клетки

Б) Живота

Аускультация:

А) Грудной клетки

Б) Живота


^ Описание местного статуса болезни (Status localis):


Для примера наводится практическое исследование и написание местного статуса при одном из острых заболеваний брюшной полости:


Язык больного влажен, п о к р ы т белым налетом. Живот с и м е т р и ч н ен, передняя брюшная с т е н к а в правой подвздошной области отстает в акте дыхания, при поверхностной пальпации в правой подвздошной области имеет место умеренное напряжение мышц. При глубокой пальпации других участков живот мягок, не болезнен. В правой подвздошной области найдено выраженную болезненность. Печенка и селезенка не пальпируются. В дальнейшем замечено усиление боли в положении на левом боку (симптом Ситковского), при глубокой пальпации в положении на левом боку (симптом Бартомье - Михельсона), при толчкообразной пальпации в левой подвздошной области (симптом Ровзинга), при глубокой пальпации во время поднятия больным разогнутой правой ноги (симптом Образцова). Боль усиливается также при быстром проведении рукой от левого подреберья к правой подвздошной области (симптом Воскресенского). Болезненность значительно усиливается при быстром отнятии руки после медленного надавливания в правой подвздошной области(симптом Щоткина - Блюмберга). При перкусии зона печеночной тупости сохранена, в отлогих местах живота - тимпанит, при перкуси правой подвздошной области усилена болезненность (симптом Роздольского). При аускультации живота перистальтические шумы выслушиваются четко. При прямокишечном исследовании: тонус анального сфинктера сохранен,заметная болезненность и нависанне правой стенки прямої кишки. При измерении аксилярной и прямокишечной температур разница достигает 1,00 С. На перчатке кал обычного цвета.

^ На основании полученных данных формируется предварительный диагноз:


Пример обоснования предварительного диагноза у больного:


Учитывая жалобы больного на:

боль в правой подвздошной области, постоянного колющего характера, умеренной интенсивности, без иррадиации, боль в начале заболевания возникла в эпигастрии и через 3-4 часа сместился в правую подвздошную область- симптомы Кохера –Волковича (или симптом перемещения боли; или симптом симуляции язвенной болезни желудка и 12-павшей кишки); тошноту, совпадающую с возникновением боли, иногда одноразовую рвоту; данные анамнеза, которые свидетельствуют, что заболевание возникло остро, без связи с возможными провоцирующими факторами (не было нарушение диеты, физических и психоэмоциональных перегрузок, злоупотребления курением и алкоголем, и т. др.), так сказать среди полного здоровья (чаще боль возникает во время ночного отдыха);наличие незначительной слабости, субфебрильной температуры (37,3-37,8° С), тахикардии; при местном осмотре - язык влажный, покрытый белым налетом. Живот симметричен, правая подвздошная область "отстает" в акте дыхания. При поверхностной пальпации есть местное рефлекторное напряжение мышц передней брюшной стенки ("защитное напряжение" мышц). При глубокой пальпации - локальная болезненность. Положительные симптомы Ситковского, Ровзинга, Бартомье - Михельсона, Роздольского, Образцова, Воскресенского, Щоткина-Блюмберга. При пальцевом прямокишечном исследовании - болезненность правой переднебоковой стенки прямой кишки; разница прямокишечной и аксилярної температур больше 1,0° С;

  • можно установить предыдущий диагноз - острый аппендицит.


^ 3.Дополнительные исследования:

Лабораторные исследования и их результаты

Аппаратные (инструментальные) исследования и их результаты

Консультации смежных специалистов и их рекомендации.


Дополнительные исследования необходимы для:

1) уточнение диагноза;

2) подготовки и проведения лечения (консервативного или оперативного) – нужно знать состояние организма больного, наличие и протекание сопутствующих или необнаруженных заболеваний, например, со стороны сердечно-сосудистой системы или сахарный диабет, и тому подобное;

3) контроля эффективности лечения во время его проведения и по окончании (при выписке).

4.На основании анализа жалоб, анамнеза болезни и жизни, данных физикального обследования и полученных данных дополнительных исследований, определяются заболевания для дифференциальной диагностики и проводится дифференциальный диагноз:


Пример проведения дифференциального диагноза после определения перечня подобных заболеваний:

Наличие некоторых похожих клинических проявлений заболевания курированого больного и острого холецистита предопределяет необходимость проведения дифференциальной диагностики между ними.


Такими похожими проявлениями является жалобы на боль в животе, тошноту, рвоту.

Анамнески - острое начало заболевания.

Объективно: - повышение температуры тела, резистентность (напряжение) мышц передней брюшной стенки, местная болезненность при глубокой пальпации, наличие симптомов раздражения брюшины и воспалительные изменения в клиническом исследовании крови.


Однако, внимательное сравнение даже похожих проявлений и исключения патогномоничных симптомов (характерных только для одного из этих заболеваний), позволяет исключить диагноз острого холецистита.

Так, болевой синдром у курируемого больного характеризуется наличием интенсивной колющей боли, которая локализуется в правой подвздошной области, не имеет иррадиации, не облегчается при использовании спазмолитиков.

Боль при холецистите отмечается значительной интенсивностью, локализуется в правой подреберной области живота, имеет характерную иррадиацию в правое плечо, правое предплечие, правую половину грудной клетки. Боль уменьшается при введении спазмолитиков и ненаркотических анальгетиков.

Данный больной жалуется и на то, что боль возникла в эпигастрии и через 3-4 часов сместился в правую подвздошную область(симптом Кохера-Волковича), чего не бывает при остром холецистите в начале заболевания.

Нашего больного беспокоит тошнота и одноразовая рвота. Для острого холецистита характерная многоразовая рвота желчным содержимым.

Жалобы общего плана у курируемого больного отсутствуют, в то время как для острого холецистита характерны жалобы на значительную общую слабость, даже лихорадку.

Относительно анамнеза, то у нашего больного заболевание возникло остро, среди полного здоровья и он не связывает его с какими-то провоцирующими факторами (не было нарушение диеты, переохлаждения, эмоциональной и физической перегрузки, но др.). Возникновения острого холецистита часто связывают с нарушением больным диеты (употребление жареной, острой, жирной еды), в анамнезе - наличие приступов боли в правом подреберье, желчно- каменная болезнь, чаще болеют женщины.

Общее состояние больного почти без изменений, цвет кожи бледно-розовый, субфебрильная t0 тела (37,60 С ) и умеренная тахикардия. При остром холецистите цвет кожи и склеры может быть иктерический, t0 выше за 38°С, пульс до 100 и больше одной минуты.

К тому же есть существенные отличия в местных проявлениях.

Язык у нашего больного обложен белым налетом, влажный. При остром холецистите язык обложен коричневым налетом, суховатый.

При осмотре брюшной стенки у нашего больного заметное отставание правой подвздошной области в акте дыхания, при остром холецистите в акте дыхания будут отставать права подреберный и эпигастральная области.

При поверхностной пальпации у нашего больного имеется напряжение мышц в правой подвздошной области, а при остром холецистите - в правом подреберье. При глубокой пальпации находим местную болезненность в правой подвздошной области, а при остром холецистите соответственно в правом подреберной области.

К тому же при остром холецистите часто можем пропальпувати увеличенный, напряженный и болезненный желчный пузырь (позитивный симптом Партурье), или болезненный инфильтрат, который не отмечается у нашего больного.

У нашего больного определяются симптомы Ровзинга, Ситковского, Бартомье-Михельсона, Образцова, Роздольского, Габая, Яуре-Розанова.

Этих с и м п т о м о в не бывает при остром холецистите. Для него характерные симптомы Ортнера, Мерфи, Кера, Георгиевского-мюсси. Если у нашего больного слабопозитивний симптом Щоткина-Блюмберга наблюдается в правой подвздошной области, то при остром холецистите он оказывается в правом подреберной области.

При пальцевом прямокишечном исследовании у нашего больного отмечается болезненность правой передней стенки прямой кишки и разница подмышечной и прямокишечной температур больше 10 С (симптом Ленандера).

Для неосложненного острого холецистита эти симптомы не характерны.

Из дополнительных методов исследования у нашего больного невысокий лейкоцитоз (9 *109/л) с сдвигом п а л и ч к о я д е р н и х лейкоцитов до 12%.

При остром холецистите воспалительные изменения белой крови значительно больше, часто наблюдается рост активности АлаТ, АсаТ и щелочной фосфатазы .

Кардинальным отличием является наличие воспалительных изменений стенок желчного пузыря и ехопозитивних образований с акустической тенью у больных острым холециститом при ультразвуковом исследовании.

Проведя такое детальное сравнение и определяя отличия клиники острого холецистита от кардинальных проявлений клиники заболевания у курируемого больного, диагноз острого холецистита можно исключить.

^ 5.Клинический диагноз:

Указывается нозологическая единица и форма течения заболевания (хроническое или острое, после операции – патологоанатомическая форма), имеющиеся осложнение и сопутствующие заболевания, - на основании клинико-статистичної классификации.

^ 6.Организационно- лечебная тактика:

Определяется необходимость госпитализации для ургентного или планового оперативного вмешательства (показание к операции, предоперационная подготовка, послеоперационное ведение больного, с определением групп лекарственных препаратов и направлений их действия), или возможность консервативного и амбулаторного лечения с определением групп лекарственных препаратов и направлений их действия.


Контрольные вопросы относительно самопроверки подготовки к занятию:

1. Важность изучения хода наиболее распространенных хирургических заболеваний ?

2. Что обнаруживают при опросе больного ?

3. Почему важно обнаружить все жалобы, что в наличии у больного ?

4. Почему важно знать дату и время начала заболевания ?

5. Почему важно знать какое предыдущее лечение проводилось больному ?

6. Как могут условия жизни и труда повлиять на возникновение и течение заболевания ?

7. Почему важна следующая последовательность в опросе больного: сбор жалоб, анамнеза

болезни и жизни ?

8. Что обнаруживают при осмотре больного ?

9. Почему возможно возникновение асимметрии живота ?

10. Почему важно обнаружить степень участия передней брюшной стенки в акте дыхания ?

11. Какие изменения можно обнаружить при пальпации живота больного ?

12. Какие изменения можно проявления при перкусии грудной клетки больного ?

13. Какие изменения можно обнаружить при аускультации живота больного ?

14. На чем базируется обоснование предварительного диагноза ?

15. Что должно быть отмечено при описывании местного статуса ?

16.Почему важно полноценно использовать возможности диагностической программы ?

17. По какими принципами формируется перечень заболеваний для проведения дифференциального диагноза ?

18. Почему в клиническом диагнозе важно отобразить не только нозологическую форму заболевания, но и его течение и осложнение ?

19. Почему для формирования клинического диагноза важно использовать клинико-статистичну классификацию болезней ?

20. Что важно определить при формировании лечебной тактики ?


Литература

Базовая:

  1. Хірургія. Том ІІ. Підручник за ред. Я.С. Березницького, М.П. Захараша, В.Г. Мішалова.- Дніпропетровськ, Дніпро-val, 2007.

  2. Материал лекций.

Дополнительная:

  1. Методы исследования и манипуляции в клинической медицине. Под ред.Г.В. Дзяка и Я.С. Березницкого.- К.: Здоровья, 1998.

  2. Уніфіковані клініко-статистичні класифікації хвороб органів травлення. Відомча інструкція. Дзяк Г.В., Березницький Я.С., Філіпов Ю.О. із співав.- Київ, Дніпро-val, 2004.

  3. Методика курации и схема написания учебной истории болезни (медицинской карты стационарного больного). Симптомы и синдромы при хирургических заболеваниях. Учебно-методическое пособие. Березницкий Я.С., Кабак Г.Г., Сулима В.П.- Днепропетровск, Антиколостома, 2004.

  4. История кафедры (наглядный стенд), 2001.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Похожие:

Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии iconМетодические указания к практическим занятиям по курсу «Надежность информационных систем» Для студентов, обучающихся по направлению 654700 «Информационные системы»
Надежность проектирования и программирования модулей: Методические указания к практическим занятиям по курсу "Надежность информационных...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии iconЛитература для подготовки к занятиям по хирургии 1 семестр
Аванесьянц Э. М., Цепунов Б. В., Французов М. М. Пособие по хирургии. М.: Анми, 2002, С. 4-20
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии iconЛитература для подготовки к занятиям по хирургии 2 семестр
...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии iconУчебно-методическое пособие для самоподготовки студентов к практическим занятиям
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии iconМетодические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике
Планы занятий и методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии iconУчебно-методическое пособие для студентов к практическим занятиям
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брянский медицинский...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии iconСестринское дело в хирургии
Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в хирургии для...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии iconРудюк Евгения Евгеньевна, учитель мхк г. Биробиджан, 2011 год Брошюра содержит методические разработки
Брошюра содержит методические разработки и дидактический материал по курсу орксэ: модуль опк. Брошюра может быть использована учителями...
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Цель: выявить специфику «народных» жанров и их роль в детской литературе, развивать аналитические умения
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии iconРуководство для самостоятельной работы студентов составлено преподавателями массажа Павлухиной Н. П. Коровкиной Т. Н
Данное руководство по теме «Основы рефлекторно-сегментарного массажа» предназначено для студентов медицинского колледжа, изучающих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы