Использование метода проекта на уроках icon

Использование метода проекта на уроках



НазваниеИспользование метода проекта на уроках
Дата конвертации07.11.2012
Размер254.88 Kb.
ТипУрок

Преподаватель информатики

Регионального многопрофильного колледжа г. Ставрополя Косторнова Л. Н., отличник профессионально - технического образования


Использование метода проекта на уроках

и во внеурочной деятельности

(из опыта работы)


Мы вступили в эпоху информационного общества.

Выпускник современного учебного заведения, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации и умело, выходя из них;

- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

- быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Способов применения информационных технологий, способствующих развитию творчества, много: от компьютерного моделирования и постановки виртуальных экспериментов до овладения новой терминологией.

Внеаудиторное творчество влечет студентов тем, что они исследуют вопросы лично-значимые, а не входящие в программу курса или утвержденные кем-то. Занимаясь своим дополнительным образованием, человек чувствует собственную индивидуальность, неповторимость. Оживают его фантазия, эмоции. Он учится, чтобы стать лучше в своих глазах. Его деятельность дает личностно-значимый результат. К.Д. Ушинский определил данное понятие наиболее ярко: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

Почему сегодня многих из молодого поколения привлекают компьютерные клубы, курсы новых информационных технологий? Время, наверно, такое - информационное. В учебных заведениях уроки информатики по своему содержанию не всегда отвечают любознательности и раскрывают потенциал возможностей студентов.
Для того чтобы студент свободно владел компьютером, он должен иметь свободный, по мере необходимости, доступ для работы на компьютере. К сожалению, колледж обеспечить этого не в состоянии.

Поэтому на первый план выходит проблема обучения применению информационных технологий в своей настоящей и будущей жизни, в условиях разного уровня знаний и умений студентов в этой области, а также разного доступа к компьютеру (дома, у друзей, в клубе).

Для разрешения этой проблемы я применяю в своей педагогической деятельности технологии личностно-ориентированного обучения - обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение и некоторые другие, не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Эти технологии немыслимы без широкого применения информационных технологий, телекоммуникаций, компьютеров в первую очередь. Сегодняшним студентам предстоит жить в новом информационном обществе, поэтому представляется очень важным их приобщение к миру компьютерных телекоммуникаций и формирование у них важного умения общаться с практически безграничными ресурсами, предлагаемыми компьютерными сетями. А средство для этого - метод проектов.

Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи, американский философ-прагматик, психолог и педагог.

Именно он еще сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через деятельность студента, согласуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для него, для решения которой ему предстоит применить не только ранее полученные знания и умения, но и новые, которые еще предстоит приобрести.

«Решить проблему» - значит применить необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный результат.

Основные требования к проекту можно рассматривать как совокупность нескольких «П». Это:

  1. Проблема, которую приходится решать руководителю проекта вместе со студентами.

  2. Проектирование (планирование). Это наиболее важная часть проекта, где указан перечень конкретных действий.

  3. Поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

  4. Продукт - это средство, которое создали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

  5. Презентация проекта, т.е. убедительное представление созданного продукта, как наиболее приемлемое средство решения поставленной проблемы.

  6. Портфолио - т. е. папка, в которой собраны все материалы проекта.


^ Какие же общеучебные умения и навыки формирующиеся в процессе

проектной деятельности?

1. Рефлексивные умения:

— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

^ 2. Поисковые (исследовательские) умения:

— умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

— умение самостоятельно найти недостающую информацию;

— умение запросить недостающую информацию у эксперта (преподавателя, консультанта, специалиста);

— умение выдвигать гипотезы;

^ 3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

— умения коллективного планирования;

— умение взаимодействовать с любым партнером;

— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

— навыки делового партнерского общения;

— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

^ 4. Менеджерские умения и навыки:

— умение планировать деятельность, время, ресурсы;

— умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

^ 5. Коммуникативные умения:

— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

— умение вести дискуссию;

— умение отстаивать свою точку зрения;

— умение находить компромисс.

^ 7. Презентационные умения и навыки:

— навыки монологической речи;

— умение уверенно держать себя во время выступления;

— умение отвечать на незапланированные вопросы.

^ Метод проектов - это такая технология, по которой студент или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением.

^ Метод проектов характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между педагогом и студентом как равноправного партнерства. При применении Метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить следующие основные этапы:


Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный, пр.

Е.С. Полат выделяет следующие типы проектов:


Метод проектов занимает особое место в обучении студентов. Под проектом понимается самостоятельная творческая ра­бота студента, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь под контролем и при консультировании преподавателя. При этом важно, чтобы тема проекта отвечала возможностям и склонностям студентов, а полученный результат оказался практически востребованным.

В Российской педагогической энциклопедии метод проекта определяется как «система взглядов, при которой студенты приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов».

Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование студентами изученного на занятиях по технологии, но и опору на знания и умения, полученные из других дисциплин, а также на свой пусть небольшой личный опыт. Это создаёт благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у студентов таких ценных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.

Под проектным обучением понимается организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по заданным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, её самооценки и презентации результата. При этом обучение приобретает для них значительно больший личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственного учения. Благодаря практической востребованности знаний и умений обеспечивается более осознанное и глубокое их усвоение. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций студентов, их творческого потенциала.

Работы философов, психологов, педагогов, посвященные проблемам технического творчества, показывают, что в любой творческой деятельности человека можно выделить определенные закономерности и этапы.

Мотивация и уяснение ориентировочной основы действий осуществляется на организационном этапе, когда происходит выбор студентами тем для проектирования, их осознание и обоснование; определение объёма знаний и умений, необходимых для выполнения проекта; составления плана работы; работа с информационными источниками.

Следующий этап – конструкционный, в процессе которого на основе уже освоенных методов и приёмов технического творчества идет активный поиск оптимального решения конструкции будущего изделия.

Реализация проекта в материальной форме происходит на этапе технологическом, основной целью которого является создание реального объекта. При этом студенты обосновывают конструкционные и технологические решения.

На заключительном, презентационном этапе происходит анализ выполненной работы, даётся её самооценка и как финал – проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений.

Деятельность педагога при проектном обучении осуществляется по трём основным направлениям:

    1. формирование банка учебно-познавательных задач;

    2. создание условий для разработки и осуществления студентами творческих проектов;

    3. вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.

Применение учебно-познавательных задач на преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения, конструирование, разработку технологии выполнения изделий при изучении различных тем программы не просто оправдано, а необходимо. Вот почему преподавателю при планировании на учебный год необходимо выделять разделы, которые будут вынесены на творческий проект.

Опыт убеждает также в необходимости введения единого технического задания на выполнение творческого проекта, создающего условия для устойчивой мотивации студентов к дальнейшей учебной деятельности и обеспечивающего конкурентоспособность различных проектов. Оно должно быть сформулировано таким образом, чтобы способствовать развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся. Элемент неопределённости стимулирует познавательную активность студентов.

Следует особо отметить, что при использовании метода проектов изменяется роль преподавателя, причём на каждом из этапов по-разному.

На 1-м этапе роль преподавателя достаточно высока. Он не просто разъясняет смысл задания, а побуждает, организует и ведет мысль обучающихся к самостоятельному поиску решения проблемы.

На 2-м этапе преподавателю необходимо создать атмосферу эмоционального и интеллектуального подъема, что даст выход творческой энергии студентов. Он и студенты, как бы «заражают» друг друга ею в процессе поиска конструктивных и технологических решений.

На 3-м этапе работы над творческим проектом преподаватель пассивен. Но как же быть в том случае, если у обучающегося произошла остановка из-за недостатка идей, информации, жизненного опыта или просто собственной неуверенности. Педагог должен мягко и ненавязчиво, не ущемляя инициативы тудентов, показать ему, что его творческий потенциал далеко не исчерпан.

На 4-м этапе – самооценки и защиты проекта – преподаватель и студенты подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач, неожиданные последствия деятельности и т.п. Понимание ошибок создает мотивацию к дальнейшей работе, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала «ситуацию неуспеха».

Самое интересное, что даже неудачно выполненный творческий проект также имеет положительное педагогическое значение.

Таким образом, в результате определенной системы взаимодействия преподавателя и обучаемых, у последних формируются продуктивные подходы к овладению информацией, снимается страх перед “неправильным” высказыванием или решением и закрепляются доверительные отношения с педагогом, который постоянно побуждает их к нестандартному мышлению.

Каждый раз, когда возникает надобность в обучении, убеждении или разъяснении, программа PowerPoint поможет придать презентации необходимый блеск. С ее помощью можно создавать и отображать наборы слайдов, в которых текст сочетается с графическими объектами, картинками, фотографиями, звуком, видео и даже мультипликационными спецэффектами. Работу можно перевести на 35-миллиметровые слайды, прозрачные пленки или печатные материалы для выдачи слушателям. Презентации PowerPoint можно представлять в компью­терном виде или в интерак­тивном режиме по компьютерной сети. Более того, поскольку PowerPoint тесно связан с другими приложениями пакета Microsoft Office, при создании исходного текста и графики PowerPoint нетрудно соединить тексты Word, листы Excel и диаграммы Graph.


Классификация проектов по доминирующей деятельности студентов


Практика-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни группы, колледжа, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Например, проект «^ Жизнь нашей группы», «Виртуальный выпуск газеты «Студенческий вестник», подготовленный студентами группы Б-21 Задорожной Ю, Борсук И., Смольниковой С.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Например, проекты «Что такое терроризм и кто такие террористы?», подготовленный студентом группы О-21 Шмиткаль Д., «Спортсмены Ставропольского края», подготовленный студентом группы Б-21 Макиным А., Банах Р., «Строки, добытые в боях», подготовленные студентами группы О-31 Григорьевым А. и Потаповым С., «Виктор Цой – жизнь как кино», подготовленный студенткой группы Б-22 Маловой А., «В мире символов (к познанию масонства)», подготовленный студенткой группы Б-41 Алексюк А.

^ Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. и в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды группы или колледжа.

Например, проекты «Жизнь Сергея Есенина», подготовленная студенткой группы Б-32 Сухенко Д., «Материнские платы семейства ASUS», подготовленный студентом группы О-21 Скляровым Я., «Ставропольская банковская система», подготовленный студентами группы Б-42 Агульяновой Е, Ивановой А.

^ Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Например, проекты «Голубое ожерелье Ставрополья», подготовленный студенткой группы О-21 Артовской А., «Африка», подготовленный студентками группы О-21 Соколовой А., Съединой А., «Земной рай для царской птицы», подготовленный студенткой группы О-21 Кравцовой А., «Секреты древесины», подготовленный студентом группы С-14 Гилко А., «Государственный герб России», подготовленный студентом группы Б-34 Жертовским Р.

^ Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Например, «Проект по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души», подготовленный студентами группы О-21 Колесниковой А., Бушевой С., «Поэты Ставрополья», подготовленный студентами группы Б-21, «История возникновения компьютера», подготовленный студенткой группы Б-21 Ермаковой К., «Математика вчера и сегодня», подготовленный студентами группы О-21 Артемьевой Н. и Вязниковой В.,

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности студентов-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.


^ Классификация проектов по комплексности и характеру контактов


По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

^ 1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает педагог-предметник, консультантом — педагог другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.

Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках внеурочной деятельности.

^ 2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Например, проект по теме «История развития профессионального образования в России» требует присутствия одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

  • внутригрупповыми;

  • внутриколледжными;

  • региональными (разного масштаба);

  • межрегиональными (в рамках одного государства);

  • международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

^ Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Их разработка наиболее продуктивна на уроках.

Например: проект «Обработка экономической информации»; предмет ИТПД; работа в группах; продолжительность — 40 минут (30 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).

^ Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Например: проект «Моя профессия», зачет по теме: «Работа с программой Microsoft Power Point» предмет ИТПД; индивидуальная работа; продолжительность — 3 пары. 1- я: определение задания - сбор информации по своей теме. 2-й: отчеты по собранной информации, определение продуктов и форм презентации. 3-й: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

^ Недельные проекты, выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

^ Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

С точки зрения организации, в наибольшей степени отличаются друг от друга следующие наиболее популярные виды проектов:

— проекты, выполняемые в ходе уроков (мини-проекты и среднесрочные);

— проекты, выполняемые в ходе проектной недели;

— телекоммуникационные проекты (седне- и долгосрочные).

^ Формы продуктов проектной деятельности


Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая задача.

Приведу примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности студентов нашего колледжа:

^ Паспорт проектной работы


Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.

Вначале — как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может с тать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в колледжной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

^ 1) Название проекта.

2) Руководитель проекта.

3) Консультант (ы) проекта.

4) Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6) Возраст студентов, на который рассчитан проект.

^ 7) Состав проектной группы (Ф.И. студента, группа).

8) Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

^ 9) Заказчик проекта.

10) Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

11) Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

12) Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

^ 13) Необходимое оборудование.

14) Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

^ 15) Предполагаемые продукт (ы) проекта.

16) Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы студентов, содержание работы, выход этапа).

^ 17) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.


Оформление проектной папки


Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

— четко организовать работу каждого участника проектной группы;

— стать удобным коллектором информации и справочникомна протяжении работы над проектом;

— объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

— судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

— сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

^ В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

^ 5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

^ 8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи студентов должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.


^ Виды презентаций проектов


Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторскотехнических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

— Деловая игра.

— Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий.

— Диалог исторических или литературных персонажей.

— Игра с залом.

— Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

— Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

— Научная конференция.

— Научный доклад.

— Отчет исследовательской экспедиции.

— Пресс-конференция.

— Путешествие.

— Реклама.

— Ролевая игра.

— Соревнования.

— Спектакль.

— Спортивная игра.

— Телепередача.

— Экскурсия.


Примеры удачных презентаций проектов:

  • «История развития профессионального образования в России»;

  • «История развития информатики и вычислительной техники»;

  • «Проект по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души»;

  • Поэты Ставрополья»;

  • «Что такое терроризм и кто такие террористы»;

  • «Перспективы развития автомобилей»;

  • «История группы Metallica»;

  • «Портретная галерея М.Ю. Лермонтова»;

  • «В мире символов (к познанию масонства)» и т.д.


Система оценки проектных работ


Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:

— Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

— Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?

— Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?

Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:

— предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);

— все участники проектной работы, приложили усилия, но не все получили места и номинации.

В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для студентов каждого возраста.

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Приведу примерный перечень критериев, использовавшихся на проектной неделе:

^ 1) самостоятельность работы над проектом;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) артистизм и выразительность выступления;

6) как раскрыто содержание проекта в презентаций;

^ 7) использование средств наглядности, технических средств;

8) ответы на вопросы.

Приведу примерный перечень критерии выставления оценок:

^ 1) важность темы проекта;

2) глубина исследования проблемы;

3) оригинальность предложенных решений;

4) качество выполнения продукта;

5) убедительность презентации.

Чтобы провести презентацию на высоком уровне необходимо чтобы докладчик обладал следующими характеристиками:

  1. энтузиазм;

  2. организованность;

  3. настрой на аудиторию;

  4. гибкость;

  5. правильный язык телодвижений;

  6. чувство юмора;

  7. хороший словарный запас;

  8. разнообразие тона голоса;

  9. настрой на достижение цели.



На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?


По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

^ Первая группа — это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений студентов.

Ведущую роль в логике построения образовательного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. Систематическое построение учебной программы — условие высокого качества знаний «на выходе» — диктует жесткий отбор форм и методов обучения. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как литература, история, география, химия, физика, математика.

На уроках этой группы метод проектов имеет относительно низкую эффективность, что доказала и мировая, и отечественная практика.

Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

^ Вторая группа предметов ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).

Эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: информатика, ИТПД, иностранные языки, технология, граждановедение, экономика, экология. Для данных предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность студентов.

^ Вопросы к целевому анализу (самоанализу) урока-проекта


После проведения семинара-практикума, включающего несколько открытых уроков проектного характера необходимо провести «круглый стол» с их обсуждением. В любом случае, педагог — руководитель урочного проекта, если он хочет работать осмысленно, должен заранее прикинуть ответы на некоторые из приведенных ниже вопросов, а другие — обсудить с проектной группой после завершения проекта.

^ 1) Каковы цели и задачи урока, насколько были они реализованы?

2) Чем был обоснован выбор проектного метода именно на данных уроках, при изучении именно данной темы?

^ 3) К какому типу относится проект? Почему?

4) На какое количество уроков был рассчитан проект?

5) Какие этапы проекта были представлены на уроке?

6) Насколько четко была структурирована деятельность студентов на уроке?

^ 7) Какие исследовательские методы использовались в ходе работы над проектами, и на каких этапах?

8) Какова была степень самостоятельности студентов (коллективности принятия решений студентами)?

^ 9) Как учитывались индивидуальные особенности студента в ходе работы над проектом?

10) Использовался ли на уроке метод работы студентов в группах сотрудничества?

^ 11) Насколько глубоко были реализованы межпредметные связи?

12) Использовались ли современные информационные технологии?

13) Лежит ли в основе проекта актуальная, значимая проблема?

14) Насколько грамотно были сформулированы гипотезы проекта?

^ 15) Была ли достаточной глубина анализа проблемы, решаемая студентами?

16) В чем продвинулись студенты в ходе выполнения проекта?

17) Достигнуты ли в ходе выполнения проекта, поставленные педагогом цели?

18) В чем, с Вашей точки зрения, преимущества и недостатки использования метода проектов на уроках? Когда целесообразно и когда нецелесообразно их применять? Как часто?


Примеры мини-проектов, используемые преподавателями колледжа на уроках:

  • «Работа с программой Power Point»;

  • «Операционная система»;

  • «Системы счислений»;

  • «Кроссворд по теме «Компьютер»;

  • «Введение в Windows»;

  • «Текстовый редактор Microsoft Word»;

  • «Приемы форматирования текста»;

  • «Microsoft Word. Пункты меню Окно, Вид»;

  • «Электронные таблицы. Формулы»;

  • «Электронные таблицы. Графики. Диаграммы»;

  • «Использование функций в табличном процессоре Microsoft Excel»;

  • «История развития информатики и вычислительной техники»;

  • «Работа с программой НДФЛ»;

  • «Ariel Atom 2»

  • «Перспективы развития автомобилей»;

  • «Word Wide Web»;

  • «Редакторы Web страниц»;

  • «AUDI»;

  • «Ставропольская банковская система»;

  • «Материнские платы семейства ASUS»;

  • «Бухгалтерский учет»;

  • «Искусство управления»;

  • «Как купить квартиру»;

  • «Спрос и предложение» и т.д.

Ссылки на образовательные ресурсы Интернет по вопросу использования метода проектов в образовательной деятельности


^ 1. Электронные адреса для переписки по данному вопросу:

Пахомова Нинель Юловна: cger@mtu-net.ru

Зарецкая Зоя Александровна (zaretskaza@mtu-net.ru)

Барыкова Наталья Алексеевна (natalya@sch112.tpi.ac.ru,

metod@eemcit.tpi.ac.ru)

Розов Николай Христович (rozov@rozov.mccme.ru),

Фалина Ирина Николаевна

(ifalina@1september.ru или falina@chat.ru)

Горлицкая София Израилевна, vio@fio.ru

^ Ссылки на Интернет ресурсы с примерами использования телекоммуникационных проектов.

Педагогами-предметниками г. Москвы и Подмосковья были проведены телекоммуникационные проекты ("Пусть будет планета голубой и зеленой", "Человек заводит пернатого друга", "Твой любимый театр", "Виртуальное путешествие Тома Сойера" и др.), созданы образовательные сайты ("Кабинет русского языка и литературы" http://ruslit.ioso.ru/, "Иностранный язык и компьютер в школе" http://virtlab.ioso.ru/, "Птицы в городской квартире" http://schools.keldysh.ru/sch1964, "Наша маленькая родная голубая планета" http://eday.ioso.ru/, Международный день театра" http://theatreday.ioso.ru/, "Виртуальное путешествие с Томом Сойером"

http://www.lyceum.edu.ru/project/sawyer/form3.htm и др.), школьный сайт, который отражает 50-летнюю историю гимназии глазами ребят ("Республика Альфаленд" http://alfaland.ioso.ru/).

Курсы дистанционного обучения для преподавателей, студентов и школьников (метод проектов и др.) Докт. пед. наук, профессор. ПОЛАТ Е.С. Институт общего среднего образования Российская Академия

http://www.corbina.ru/~polat http://www.1september.ru/~dec

Литература


  1. Керр С. Новые информационные технологии и реформа школы // «Информатика и образование» 2000, №5 с. 117-123.

  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии.// ИЯШ 2000, №2 с. 3-10.

  3. Уваров А. Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе. // Педагогическая информатика, 1993, №1, с. 12-21.

  4. Уваров А. Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. 1994, №3, с. 3-15.










Похожие:

Использование метода проекта на уроках iconС. Бердники 2010 Тема: Изучение метода проекта и применение его на уроках технологии и экономики. План
Выступление по теме самообразования на методическом объединении учителей экономики
Использование метода проекта на уроках iconТема: Использование метода проекта на уроках и во внеурочное время. По словам известного русского педагога Н. В. Касаткина «новое растет на трех корнях: голова, сердце, руки»
По словам известного русского педагога Н. В. Касаткина «новое растет на трех корнях: голова, сердце, руки»
Использование метода проекта на уроках iconИспользование метода проектов на уроках
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют...
Использование метода проекта на уроках iconЭтно – культурное воспитание учащихся на уроках технологии
На своих уроках главной задачей считаю использование народных истоков в подготовке детей к труду. Народные мудрости являются целями...
Использование метода проекта на уроках iconИспользование гомеопатического метода лечения в гинекологической практике
Задача врача заключается в выборе, в соответствие с его воззрениями, квалификацией и опытом, методологии и метода для получения результата...
Использование метода проекта на уроках iconДоклад на педагогическом совете школы маоу сош№36 Степановой Н. А. по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Использование метода проекта на уроках iconСписок выступающих на заседании ммо учителей начальных классов и семинаре практикуме «Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе как условие формирования положительной учебной мотивации учащихся» 11. 09
Мастер-класс «Использование техники «Модульное оригами» на уроках технологии в начальной школе»
Использование метода проекта на уроках iconМетод проектов на уроках русского языка и литературы Крупко А. И., учитель русского языка и литературы, гимназия №6 г. Мурманска в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
Использование метода проектов один из наиболее адекватных способов решения этих задач
Использование метода проекта на уроках iconСоздание мультимедийных презентаций и их использование на уроках
Естественно, нам, учителям, нельзя отставать, и поэтому мы всё решительнее используем на своих уроках данный вид техники. Первые...
Использование метода проекта на уроках iconИспользование проектного метода в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками Подготовила учитель нач классов моу «оош с. Холки»
Последние десятилетия метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин и является предметом специальных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов