Формирование ключевых компетенций учащихся средствам интегрированных проектов по математике и информатике Н. А. Щепилова, моу «сош с. Лозное Чернянского района» icon

Формирование ключевых компетенций учащихся средствам интегрированных проектов по математике и информатике Н. А. Щепилова, моу «сош с. Лозное Чернянского района»



НазваниеФормирование ключевых компетенций учащихся средствам интегрированных проектов по математике и информатике Н. А. Щепилова, моу «сош с. Лозное Чернянского района»
Дата конвертации10.09.2012
Размер49.79 Kb.
ТипДокументы

Формирование ключевых компетенций учащихся средствам интегрированных проектов по математике и информатике


Н.А. Щепилова,

МОУ «СОШ с. Лозное

Чернянского района»


Стратегия развития системы отечественного образования на современном этапе её модернизации связана, по замыслу реформаторов, с введением в действие стандартов нового поколения, ориентированных на развитие творческого потенциала личности. В них подчёркивается особая значимость овладения учащимися навыками самоорганизации и самообразования, выполнения проектно-исследовательских работ различной направленности. Педагогическая теория и практика в этой связи ориентированы на выявление совокупных условий, влияющих как на качество образования учащихся, так и на формирование у них целостного восприятия научных знаний, реализацию компетентностного подхода в обучении. На придание исследовательско-творческой деятельности системного характера ориентируют и ведущие идеи Концепции профильного обучения, неотъемлемым компонентом которого выступают элективные курсы по выбору школьников и учебные практики (проекты).

Проблемы организации проектной деятельности учащихся в последнее время стали весьма актуальными, разработаны механизмы их включения в этапы учебных занятий, учебные темы и курсы, в том числе и интегрированного плана. В своей образовательной практике мы реализуем проекты, в основе которых лежат проблемы, взятые из реальной жизни, знакомые и значимые для учащихся, социально востребованные. Осознание школьниками целесообразности деятельности мы рассматриваем в качестве важного, необходимого условия успешного учения, основанного на личных потребностях и интересах. Продуктивность работы существенно возрастает, если при этом ребенок видит практическую значимость исследования или выполняемого проекта.

За счёт подбора соответствующих тем проектно-исследовательской работ мы создаём условия для успешного формирования у учащихся ценностно-смысловой компетентности. Организуя проектную деятельность школьников, стремимся и к тому, чтобы их действия были подчинены определенной логике, в которой реализуется научно-исследовательская, смысловая последовательность выполнения проекта: проблема, её актуальность - цель - задачи - гипотеза - методы - результат.

Уровень сформированности проектно-исследовательской компетенции отслеживаем в процессе анализа школьниками исходной и полученной информации, при планировании, прогнозировании и организации деятельности, обобщении, выделении главного в своих исследованиях, обосновании актуальности, новизны и практической значимости рассматриваемых проблем. После выполнения проектной работы мы проводим её публичную защиту, заранее обеспечив доступ всем желающим учащимся через локальную сеть школы или школьный сайт в Интернете.


Поэтапное приобщение обучающихся к технологиям научно-исследовательской деятельности способствует, как показывает практика, формированию у них на основе логико-смысловых ассоциаций элементов научного мышления. Системное использование учащимися при выполнении исследовательских проектов на учебных занятиях по математике и информатике и во внеурочной время компьютерных технологий создаёт условия для формирования оперативных навыков работы с информацией, развития коммуникативных способностей, умений принимать оптимальные решения. Тем самым осуществляется формирование у школьников коммуникативно-информационных компетенций, которые так необходимы каждому человеку для успешной социализации в современном обществе.

Основными источниками для проектных работ являются ресурсы сети Интернет, архивные материалы музеев, электронные ресурсы, печатные периодические издания, справочная и специальная литература по предметам, в том числе научно-популярная, историко-краеведческая. Работая над проектами, учащиеся учатся правильно формировать запрос в поисковых системах, ориентироваться в многообразии виртуальных ресурсов, делать аннотации книг и статей, обрабатывать статистические данные с применением компьютерных программ. В компьютерном классе в распоряжение школьников предоставлены каталоги образовательных сайтов, электронные материалы на внешних накопителях, систематизированные электронные продукты, созданные учителями и учащимися в совместной деятельности, банк моделей проектов, что значительно облегчает поиск необходимой информации.

В качестве иллюстрации приведём некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненных на учебных занятиях, в качестве домашней работы, в рамках деятельности НОУ «Интеллект» и в порядке интеграции с другими учебными курсами. Так при изучении темы «Базы данных» (информатика 11 класс) выполнены такие значимые для социума и учащихся проекты, как «Школьная медиатека», «Генеалогическое древо моей семьи», «История села в цифрах и фактах», «Земляки – славные защитники Отечества». Привлекательными для учащихся оказались в процессе изучения темы «Создание flash-анимации» (информатика 9 класс) и такие социальные проекты, как рекламные ролики «Сохраняя тепло - помогаешь природе!», «Безопасность и мы», «Нет - вредным привычкам!».

В рамках темы «Цифровое фото и видео» созданы интересные исследовательские проекты, отражающие школьные будни, знаменательные моменты жизни классного коллектива, школы, семьи и села. Среди таких работ с привлечением электронных ресурсов и средств следует отметить исследования «Старожилы села Лозное», «Улицы моего села», «Старые фотографии в семейном альбоме», которые не оставили равнодушными никого из односельчан в процессе иллюстрации материалов и публичной защиты проектов.

Интересен краеведческий проект «История Чернянского района в истории Белгородчины», результатом которого явились презентации, представленные в виде тестов, в которых по 3-4 ответа. При выборе правильного ответа происходит переход к следующему слайду. Материалы используются в процессе изучения истории родного края на музейных уроках, классных часах, учебных занятиях, при подготовке к краеведческим олимпиадам и творческим конкурсам. При создании данной работы привлекались материалы сети Интернет, районного историко-краеведческого музея, виртуального музея школы.

Среди работ предметной направленности можно выделить цикл исследовательских проектов по теме «Цилиндр, конус, сфера» (геометрия 11 класс), предложенных самими учащимися: «Купола Православных храмов глазами математика», «Применение тел вращения в архитектуре», «Использование тел вращения в быту», «Поиски тел вращения в природе», «Тела вращения в автомобиле». Данная тематика проектов отражает познавательные интересы, склонности и потребности учащихся. В выполненных проектах прослеживается связь математики, техники, искусства, красоты и гармонии природы, разнообразие геометрических форм в архитектуре древности и современности.

Работая над проектами по теме «Поиск информации в сети Интернет», учащиеся создали серию виртуальных каталогов «Любителям математики», «Занимательная информатика», «Алгоритмика для маленьких», «ЕГЭ». Изучая возможности и особенности Microsoft Excel, школьники выполнили исследовательские проекты «Моделирование математических тестов», «Кроссворды в математике и информатике», «Автоматизированные системы обработки данных», «Графики и модели на основе Microsoft Excel». Всё это используется в качестве дидактического виртуального материала на уроках математики и информатики.

Отмеченные направления работы с учащимися по созданию исследовательских проектов различной направленности на основе ИКТ, как показывает мониторинг, способствуют оптимальной реализации компетентностного подхода в обучении математике и информатике, формированию у школьников элементов научно-исследовательской культуры.




Похожие:

Формирование ключевых компетенций учащихся средствам интегрированных проектов по математике и информатике Н. А. Щепилова, моу «сош с. Лозное Чернянского района» iconЯланжи Кристины Антоновны Стаж работы : 6 лет Тема: Формирование ключевых компетенций на урок
Я работаю учителем начальных классов в малокомплектной сельской школе 7 год. За данный период мною накоплен материал, направленный...
Формирование ключевых компетенций учащихся средствам интегрированных проектов по математике и информатике Н. А. Щепилова, моу «сош с. Лозное Чернянского района» iconРасчет необходимой продукции для организации питания учащихся моу «сош с. Лозное Чернянского района Белгородской области» на 2009-2010 учебный год
...
Формирование ключевых компетенций учащихся средствам интегрированных проектов по математике и информатике Н. А. Щепилова, моу «сош с. Лозное Чернянского района» iconИнновационные технологии, направленные на формирование ключевых компетенций учащихся Туровская А. Н., методист римк отдела образования Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором
Инновационные технологии, направленные на формирование ключевых компетенций учащихся
Формирование ключевых компетенций учащихся средствам интегрированных проектов по математике и информатике Н. А. Щепилова, моу «сош с. Лозное Чернянского района» iconАктуальности проблемы
Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Большая...
Формирование ключевых компетенций учащихся средствам интегрированных проектов по математике и информатике Н. А. Щепилова, моу «сош с. Лозное Чернянского района» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области Учитель православной культуры Тимофеева Т. М. Моу «сош с. Лозное» лозное тема урока
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области
Формирование ключевых компетенций учащихся средствам интегрированных проектов по математике и информатике Н. А. Щепилова, моу «сош с. Лозное Чернянского района» iconПротокол №1 заседания управляющего совета моу «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Присутствовали: Щепилов В. В., Колесников Н. И., Снимщикова А. И., Тимофеева Т. М., Тивикова А. Г., Лихачёва Е. А., Шевцова Е. Ю,...
Формирование ключевых компетенций учащихся средствам интегрированных проектов по математике и информатике Н. А. Щепилова, моу «сош с. Лозное Чернянского района» iconПротокол №2 заседания управляющего совета моу «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Присутствовали: Щепилов В. В., Колесников Н. И., Снимщикова А. И., Тимофеева Т. М., Тивикова А. Г., Лихачёва Е. А., Шевцова Е. Ю,...
Формирование ключевых компетенций учащихся средствам интегрированных проектов по математике и информатике Н. А. Щепилова, моу «сош с. Лозное Чернянского района» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М. Моу «сош с. Лозное» лозное план урока в 5 классе Тема урока
Тема урока: «Особенности русского храмового зодчества и значения храмов в жизни наших предков»
Формирование ключевых компетенций учащихся средствам интегрированных проектов по математике и информатике Н. А. Щепилова, моу «сош с. Лозное Чернянского района» iconПоложение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников моу «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Моу «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Формирование ключевых компетенций учащихся средствам интегрированных проектов по математике и информатике Н. А. Щепилова, моу «сош с. Лозное Чернянского района» iconЦелевая программа развития моу «Кожильская средняя общеобразовательная школа сельскохозяйственного направления» на 2005-2012 г г
«Формирование ключевых компетенций учащихся и педагогов как условие повышения качества образования и социальной адаптации выпускников...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов