Схема работы с состоянием горя icon

Схема работы с состоянием горя



НазваниеСхема работы с состоянием горя
Дата конвертации26.10.2012
Размер117.65 Kb.
ТипДокументы

Схема работы с состоянием горя


Синдром утраты. Консультирование клиента, пережившего утрату.


СИНДРОМ УТРАТЫ (острое горе) – это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого человека, любимого человека.

ГОРЕ – это процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни.


Во времени состоянию горя свойственна динамика, прохождение ряд этапов, когда человек осуществляет «РАБОТУ ГОРЯ». ЦЕЛЬ «РАБОТЫ ГОРЯ» - пережить горе, стать независимым от утраты, приспособиться к изменившейся жизни и найти новые отношения с людьми и миром.


Консультирование и терапия при утрате – работа, начиная с утешения и поддержки и заканчивая разрешением тяжелой и болезненной реакции потери, если клиент этого хочет.

(консультации – часть процесса «работы горя», большая ее часть совершается в естественных взаимоотношениях с окружающими)

Профессиональная задача психолога – помочь клиенту по-настоящему пережить утрату, совершить работу горя, а не в том, чтобы притупить остроту душевных переживаний.


!!! Процесс скорби и оплакивания приемлем и необходим. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько это необходимо!!!


Ключевые моменты консультирования:

  1. принятие того, что говорит клиент

  2. создание у клиента чувства безопасности и доверия в ситуации консультирования

  3. чувства и страхи клиента должны восприниматься серьезно

  4. клиент может проявлять злобу

  5. подбадривать клиента, подавать надежду на то, что люди все же оправляются от горя

  6. сохранять дистанцию к клиенту

  7. побуждать к разговору об умершем и выражению чувств

  8. повторение истории о смерти и ее проговаривание для клиента – естественный способ справиться с горем

  9. дать человеку информацию о том, что «нормально» в состоянии горя, напр.соматические нарушения, плохой аппетит и т.п.

  10. если реакция утраты подавляется, полезно изучить причины, почему человек избегает горя

  11. обратить внимание на двойственные отношения с умершим, их истоки

  12. если чувство вины необоснованно, помогите клиенту избавиться от него

  13. если чувство вины обоснованно, подумайте о том, как человек может жить с этим, может ли он как-то искупить свою вину

  14. если есть незаконченные дела между горюющим и умершим – проработайте этот вопрос

  15. если горе приобретает хронический оттенок, то следует выяснить, почему человек не может отказаться от этой фиксации (есть ли выгода?; какой отпечаток смерть отбрасывает на отношение человека к себе).



^ НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ГОРЯ – ШОК И ОЦЕПЕНЕНИЕ.

В среднем длится 7-9 дней, может продолжаться до нескольких недель.

Характеристики стадии:

  1. ухудшение физического состояния (утрата аппетита, сексуального влечения, мышечная слабость, замедленность реакций)

  2. человек может заниматься организацией похорон; его активность может быть хаотичной, беспорядочной; бывает и полная отрешенность от происходящего, бездеятельность.

  3. человек может казаться безразличным ко всему, чувства на данной стадии почти им не выражаются (это и есть характерная для шока реакция оцепенения)

  4. часто на смену реакции шока приходит чувство злости. Злость возникает как специфическая эмоциональная реакция на помеху в удовлетворении потребности – потребности остаться в прошлом с умершим; резкая фрустрация, вызванная невозможностью осуществлять планы, желания, связанные с умершим, также провоцирует это чувство.

Помощь:

    • Присутствовать рядом

    • Не оставлять одного

    • Заботиться о горюющем

    • Внимание и заботу лучше выражать через прикосновения

    • Предлагать помощь необходимо


^ ВТОРАЯ СТАДИЯ ГОРЯ – СТАДИЯ ПОИСКА

Признаки, характерные для данной стадии, могут проявляться на 5 – 12 день после смерти в сочетании с последствиями шока.

Характеристики стадии:

  1. стремление вернуть умершего

  2. отрицание безвозвратности утраты

  3. человеку часто кажется, что он видит умершего в толпе, слышит его шаги в соседней комнате и т.п. (подобные иллюзии могут пугать человека, переживающего утрату, вызывать мысли о сумасшествии)

  4. сильна веры в чудо, не исчезает надежда вернуть каким-нибудь способом умершего, поэтому скорбящий может вести себя так, как будто бы тот вот-вот появиться.


ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – ОСТРОЕ ГОРЕ (это самый тяжелый период)

Длится до 6-7 недель с момента утраты.

Характеристики стадии:

  1. сохраняются и поначалу могут усиливаться физические симптомы

  2. реальность кажется покрытой прозрачной вуалью

  3. это период наибольших страданий, острой душевной боли

  4. могут возникать ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность

  5. необычайная поглощенность образом умершего и его идеализация, особенно к концу фазы

  6. в отношениях с окружающими может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться

  7. может возникнуть бессознательное отождествление с умершим

  8. сложно организованная деятельность может стать на какое-то время недоступной

  9. основным переживанием выступает чувство вины

  10. работа по переживанию горя становится ведущей на этой стадии

  11. человек постепенно уходит от умершего и с болью переживает действительное отдаление его образа

  12. разрыв старой связи и создание образа памяти, образа прошлого и связи с ним – основное содержание «работы горя» в этот период

Помощь:

    • следует говорит об умершем, причине смерти и чувствах в связи с происшедшим

    • спрашивать об умершем

    • слушать воспоминания о нем, рассказы о его жизни, даже если они неоднократно повторяются

    • Вопросы: «На кого он был похож?», «Можно ли увидеть его фото?», «Что он любил делать?», «Что вы сейчас вспоминаете о нем?» не являются бестактными

    • Если горюющий замирает и ничего не говорит, не нужно пытаться его разговорить, нужно быть готовым вступить в разговор, когда он заговорит

    • Главное – создать атмосферу присутствия и понимания

    • В случае внезапной или насильственной смерти необходимо обсуждать все детали, пока они не утратят своего устрашающего характера

    • Не нужно излишне подчеркивать статус страдающего человека

    • Постепенно следует приобщать скорбящего к повседневной деятельности

Через 3-4 месяца начинается цикл «хороших» и «плохих» дней. Повышается раздражительность, рост соматических проблем.

С наступлением 6-месячного срока начинается депрессия. Особенно тягостны праздники, годовщины, впервые проходящие без умершего, или события повседневной жизни.


^ ЧЕТВЕРТАЯ СТАДИЯ – СТАДИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Наступает через 40 дней после события и продолжается примерно год.

Характеристики стадии:

  1. восстановление физиологических функций

  2. восстановление профессиональной деятельности

  3. примирение с фактом утраты

  4. переживание горя продолжается, но эти переживания приобретают характер отдельных приступов, вначале частых, потом все более редких

  5. человек может жить нормальной жизнью и вдруг возвратиться в состояние тоски, скорби, испытывать бессмысленность своей жизни без ушедшего

  6. годовщина смерти символически ограничивает период горя

  7. очень часто скорбящий сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего, с тем, «что бы он сказал»

  8. постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды

  9. на этой стадии скорбящий начинает планировать свою жизнь без умершего (восстановление не означает забвения)

Помощь:

    • планы на будущее

    • давать возможность вновь и вновь говорить об умершем

    • эффективны просьбы о помощи со стороны друзей

    • иногда даже эффективны упреки в безразличии, невнимании к близким, напоминания об обязанностях

^ ПОСЛЕДНЯЯ СТАДИЯ – ЗАВЕРШАЮЩАЯ

Начинается примерно через год.

Характеристики стадии:

  1. боль становится терпимей

  2. человек возвращается к прежней жизни

  3. эмоциональное прощание с умершим

  4. из словарного запаса исчезают слова «тяжелая утрата» и «горе»

  5. завершение переживания могут затруднять некоторые культурные нормы и личные убеждения

  6. создать в памяти образ ушедшего, найти для него смысл и постоянное место в потоке его жизни – вот основная цель психологической работы на данной стадии.

Перечисленные стадии не следуют строго один за другим. Переживание горя представляет собой индивидуальный процесс. Человек может застревать на определенной стадии, и если симптомы усиливаются и сохраняются в течение длительного времени, то это может соответствовать ПТСР или другому тревожному расстройству.


^ ЧЕТЫРЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН РЕШИТЬ ГОРЮЮЩИЙ ПРИ НОРАМАЛЬНОМ ТЕЧЕНИИ ПРОЦЕССА (КОНЦЕПЦИЯ ВОРДЕНА)

4 задачи утраты горюющим решаются последовательно:

  1. признание факта потери

    • осознать и принять, что любимый человек умер, он ушел и никогда не вернется

    • в этот период человек может машинально пытаться войти в контакт с умершим; в норме это поведение должно сменяться поведением, направленным на отказ от связи с умершим (т.е.человек спохватывается и говорит: «Что я делаю, ведь он умер»)

    • может отрицаться произошедшее (отрицание факта потери, значимости потери, отрицание необратимости потери ); если человек не преодолевает отрицания, то «работа горя» застревает на начальной стадии, блокируется




  1. пережить боль потери (пережить все сложные чувства, которые сопутствуют потере)

  2. организация окружения, где ощущается отсутствие усопшего

  • терапевт должен наметить, что клиент потерял и как это может быть восполнено

  • клиент должен приобретать новые навыки, которые выполнялись усопшим как представителем определенной социальной роли

  • некоторые люди ощущают не просто потерю объекта, а потерю части себя, собственного Я. Работа с такими заключается не только в выработке новых навыков и умения справляться с новыми ролями

  • сохранение беспомощной, пассивной позиции помогает избегать одиночества – друзья и близкие должны помогать человеку, пережившему утрату. В первое время после трагедии это нормально, но в дальнейшем препятствует возвращению к полноценной жизни.

  1. выстроить новые отношения к умершему и продолжать жить

  • перестройка эмоционального отношения к умершему, чтобы появилась возможность продолжать жить, вступать в новые эмоционально насыщенный отношения

  • выполнению этой задачи препятствует запрет на новую любовь, фиксация на прошлой жизни или избегание возможности вновь столкнуться с утратой близкого человека

  • признаками того, что эта задача не решается является ощущение, что «жизнь как будто бы остановилась», «после его смерти я не живу»

  • завершением выполнения этой задачи можно считать возникновение убеждения, что можно любить другого человека – любовь к усопшему не стала от этого меньше, что можно чтить память погибшего друга, но при этом быть готовым к тому, что в жизни могут появиться новые друзья

ПРИЗАНКОМ УСПЕШНОЙ ЗАВЕРШЕННОСТИ «РАБОТЫ ГОРЯ» ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ АДРЕСОВАТЬ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ЧУВСТВ НЕ УСОПШЕМУ, А ДРУГИМ ЛЮДЯМ, БЫТЬ ВОСПРИИМЧИВЫМ К НОВЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ И СОБЫТИЯМ ЖИЗНИ, СПОСОБНОСТЬ ГОВОРИТЬ ОБ УМЕРШЕМ БЕЗ СИЛЬНОЙ БОЛИ. Печаль остается, она естественна, он она должна быть спокойной, «светлой». «Работа горя» завершена, когда тот, кто пережил утрату, вновь способен вести нормальную жизнь, он чувствует себя адаптированным, когда есть интерес к жизни, освоены новые социальные роли, создалось новое окружение и он может адекватно своему складу характера в нем функционировать.


^ РАЗВОД

Утрата близкого человека случается не только при его смерти. РАЗВОД представляет собой аналогичную ситуацию и порождает схожую динамику переживаний. Развод – это смерть отношений. Для описания развода часто пользуются классификацией Кюблер-Росс:


  • ^ СТАДИЯ ОТРИЦАНИЯ

Реальность происходящего отрицается. Развод воспринимается с выраженной защитой, брачные отношения обесцениваются посредством рационализации: «Ничего такого не случилось», «Все хорошо», «Наконец пришло освобождение» и т.п.

  • ^ СТАДИЯ ОЗЛОБЛЕННОСТИ

Защита от душевной боли осуществляется озлобленностью по отношению к партнеру. Манипулирование детьми с попытками привлечь их на свою сторону.

  • ^ СТАДИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

Самая сложная стадия. Попытки восстановить брак – манипуляции друг другом, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность, давление на партнера при помощи окружающих.

  • ^ СТАДИЯ ДЕПРЕССИИ

Наступает угнетенное настроение вследствие того, что отрицание, агрессивность и переговоры не приносят желаемых результатов. У человека появляется чувство неудачника, снижается уровень самооценки, начинает сторониться других людей, не доверять им. Чувство отвержения и депрессии, испытываемое во время развода, может еще долгое время мешать заводить новые знакомства и интимные отношения.

  • ^ СТАДИЯ АДАПТАЦИИ

Диапазон проблем расширяется. В разрешении проблем существенное место занимает умение жить без супруга и преодолевать одиночество. Определенная ломка социальных отношений – приходится одному выходить на различные мероприятия. Важно здоровым и естественным путем удовлетворить свои сексуальные потребности.


При работе с острой реакцией утраты предлагается 3ступенчатая модель помощи (Вайтхед) в сочетании с подходом К. Роджерса и его основными принципами – безусловное позитивное отношение, искренность, сочувствие:


1 стадия – ИЗУЧЕНИЕ, ИСССЛЕДОВАНИЕ (от 5 мин. до 4 часов)


Задача клиента: рассказать историю, посмотреть на нее как бы со стороны, как бы изучить, исследовать ее.

Задача консультанта: участвовать в разговоре и поставить диагноз (как помочь клиенту?).

Условия работы: безусловное положительное отношение, эмпатия, понимание чувств клиента, искренность, открытость


2 стадия – НОВОЕ ПОНИМАНИЕ


Задача клиента: понять с помощью консультанта, какую роль играет это событие в его жизни, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, со стороны.

Задача консультанта: помочь клиенту, применяя персонификацию: «я» , а не «мы», «мое», а не «наше» (т.е.клиент д.б.сфокусирован на своих собственных чувствах и на истории, которую он признает своей: «я почувствовал», «я подумал», «я сделал»). Дать возможность проработать клиенту горе в его темпе.

Условия работы: развитая эмпатия

стимулирование

немедленная реакция на то, что происходит в консультировании

разговор «я - ты» о том, что происходит

информирование

постановка целей

помощь в понимании темы


3 стадия – ДЕЙСТВИЯ

Задача клиента: принятие потери и адаптация к новой жизни.

Задача консультанта: поддержать клиента каким-нибудь способом в соответствии с его жизненным планом; осуществить его и оценить произведенные действия.

Условия работы: навыки предыдущих ступеней

согласование плана действий

расстановка приоритетов в решении задач

разрешение проблемы и принятие дальнейших решений, оценивание


Для выздоровления от горя можно давать клиентам следующие рекомендации:


      1. Примите свое горе. Скорбь является той ценой, которой вы платите за любовь. На принятие может уйти много времени, но будьте настойчивы в стараниях.

      2. Проявляйте свои чувства. Не скрывайте отчаяния. Плачьте, если хочется, смейтесь, если сможете. Не игнорируйте своих эмоциональных потребностей.

      3. Следите за своим здоровьем. По возможности, хорошо питайтесь, т.к.тело нуждается в подкреплении. Депрессия может уменьшиться при соответствующей подвижности.

      4. Уравновесьте работу и отдых. Пройдите мед.обследование и расскажите врачу о перенесенной потере. Вы и так достаточно пострадали. Не причиняйте еще больший вред себе, пренебрегая здоровьем.

      5. Проявите к себе терпение. Вашему уму, телу и душе потребуется время для восстановления после перенесенной трагедии.

      6. Поделитесь болью утраты с друзьями. Замыкаясь в молчании, вы отказываете друзьям в возможности выслушать вас и разделить ваши чувства и обрекаете себя еще на большую изоляцию и одиночество.

      7. Посетите людей, находящихся в горе. Знания о сходных переживаниях других могут привести к новому пониманию собственных чувств, а также дать вам их поддержку и дружбу.

      8. Можно искать утешения в религии. Религия может стать вам опорой в переживании горя.

      9. Помогайте другим. Направляя усилия на помощь другим людям, вы учитесь лучше относится к ним, поворачиваясь лицом к реальности, становитесь более независимыми и ,живя в настоящем, отходите от прошлого.

      10. Делайте сегодня то, что необходимо, но отложите важные решения. Начните с малого - справляйтесь с повседневными домашними делами. Это поможет восстановить вам чувство уверенности, однако воздержитесь от немедленных решений продать дом или поменять работу.

      11. Примите решение вновь начать жизнь. Восстановление не наступает в течение одной ночи. Держитесь за надежду и продолжайте адаптироваться вновь.




Похожие:

Схема работы с состоянием горя iconФормы работы с родителями в ноу д/с «Колокольчик»
Анкетирование, горя-чая линия «Вы спра-шиваете – мы отве-чаем», участие в Педсоветах
Схема работы с состоянием горя iconВоспитательная работа 3 – б класс Классный Нестерова И. В. Анализ работы за 2012 -0 2013 уч год Цель работы
Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе Прививать любовь к физической культуре, спорту, следить за состоянием здоровьяучащихся....
Схема работы с состоянием горя iconАнализ медицинской работы врача-педиатра школы №2 за 2010-2011 учебный год
В течении учебного года врачом педиатром и медицинской сестрой велось наблюдение за состоянием здоровья учащихся. Согласно годовому...
Схема работы с состоянием горя iconПлан работы мбоу сош №8 на декабрь 2012 года
Контроль за состоянием электро и сантехнического оборудования, канализации, водопроводных сетей, освещенности
Схема работы с состоянием горя iconКонтроль за состоянием знаний, умений и навыков учащихся
Административные контрольные работы по русскому языку, математике, проверка техники чтения (2-4 классы)
Схема работы с состоянием горя iconГодовой план медицинской работы мбдоу «Солнышко» на 2012-2013 уч год
Контроль за четким выполнением санитарно-гигиенического режима, за санитарным состоянием доу (помещения, пищеблока)
Схема работы с состоянием горя iconПлан работы главного управления образования, молодёжи и спорта на апрель 2012 г
Уровень медико-педагогического контроля над состоянием физического воспитания дошкольников и младших школьников
Схема работы с состоянием горя iconСхема годового плана работы доу

Схема работы с состоянием горя icon8-ми этапная циклическая схема пр общая 12-ти этапная схема разработки и принятия управленческого решения
Доп возможно: экспертная оценка осуществимости, реалистичности сроков и ресурсов
Схема работы с состоянием горя iconДокументи
1. /схема теплоснабжения/1. Обложка, титул.pdf
2. /схема...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов