Биологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм icon

Биологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм



НазваниеБиологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм
страница1/3
Дата конвертации23.11.2012
Размер390.19 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Тема 2. Биологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм.


1. Организм человека как сложная биологическая система. Воздействие на организм внешней природной, производственной и социальной среды.

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система

Человеческий организм - сложная биологическая система. Все органы человеческого тела взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодейс­твии и в совокупе являются единой саморегулируемой и саморазвивающейся системой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды.

В организме человека насчитывается более 100 триллионов(11014) клеток. Каждая клетка представляет собой одновременно: фабрику по пе­реработке веществ, поступающих в организм; электростанцию, вырабаты­вающую биоэлектрическую анергию; компьютер с большим объемом хранения и выдачи информации. Кроме этого определенные группы клеток выполняют специфические, присущие только им функции (мышцы, кровь, нервная сис­тема и др.).

Наиболее сложное строение имеют клетки центральной нервной систе­мы (ЦНС) - нейроны. Их насчитывается в организме 10...15 миллиардов. Каждый нейрон содержит около тысячи ферментов. Все нейроны головного мозга могут накапливать свыше 10 миллиардов единиц информации в 1 се­кунду, т.е. в несколько раз больше, чем самая совершенная ЭВМ.

Каждую клетку организма необходимо снабдить питательными вещест­вами и кислородом, вывести из нее продукты распада после биохимических реакций жизнедеятельности, а также обеспечить регуляцию протекающих в ней процессов. Для этого к каждой клетке подходит кровеносный со­суд-капилляр и нервное волокно.

Внешняя деятельность человека и внутренние процессы, протекающие в организме, осуществляются по механизму рефлекса, управляемого из ЦНС.

Каждая клетка, группа клеток, орган работают в двух режимах: воз­буждения (деятельное состояние) и торможения (прекращение деятельного состояния и восстановление). Возбуждение и торможение - это два проти­воположных процесса, взаимодействие которых обеспечивает слаженную де­ятельность нервной системы, согласованную работу органов тела, регуля­цию и совершенствование функций всего организма.


^ Анатомические, морфологические. физиологические и биохимические функции человеческого организма

Движение - важнейшее свойство организма человека. Благодаря наличию скелетных мышц, человек может передвигаться, выполнять движения отдельными частями тела.
Постоянные движения происходят и во внут­ренних органах, также имеющих мышечную ткань в виде особых "гладких" мышц (перистальтика кишечника, поддержание тонуса артериальных крове­носных сосудов и т. д.). Сложное строение имеет сердечная мышца, кото­рая непрерывно на протяжении всей жизни человека работает в качестве насоса, обеспечивая передвижение крови по кровеносным сосудам.

При эволюционном развитии человека двигательная активность оказа­ла существенное влияние на морфологическую функцию, связанную с зако­номерностями строения и процесса формообразования организма и его от­дельных органов в онтогенезе и филогенезе.

Каждый орган выполняет в организме определенную функцию. Мышечная работа, в частности, обеспечивается взаимодействием функций различных органов и систем органов в целостном организме. Их изучает физиология. Одним из разделов физиологии человека является физиология физических упражнений и спорта, которая изучает реакции, возникающие в различных системах организма при мышечной деятельности.

Чтобы понять, как протекают многообразные жизненные процессы, в том числе и двигательная деятельность, надо знать анатомию, строение и форму организма.

Биологическая химия изучает состав организма человека и свойс­твенные живой материи химические процессы, протекающие в организме в различных условиях деятельности человека, которые в своем закономерном сочетании составляют лежащий в основе жизни обмен веществ.

Онтогенез - индивидуальное развитие живого существа, охватывающее все изменения, происходящие в организме от стадии опло­дотворения яйца до окончания индивидуальной жизни.

Филогенез - процесс развития организма человека в течение всего времени существования жизни на Земле.


^ Функциональные системы организма

Организм человека состоит из отдельных органов, выполняющих свойственные им функции. Различают группы органов, выполняющие сов­местно общие функции - это системы органов.

В своей функциональной деятельности системы органов связаны между
собой. Согласованные процессы, одновременно протекающие в них, обеспе­чивают жизнь всего организма в целом.

Многие функциональные системы в значительной степени обеспечивают двигательную деятельность человека. К ним относятся: кровеносная систе­ма, система органов дыхания, опорно-двигательная и пищеварительная системы, а также органы выделения, железы внутренней секреции, сенсор­ные системы, нервная система и др.


^ Внешняя среда. Природные и социально-экологические факторы. Их воздействие на организм

Медицинская наука рассматривает человеческий организм в единстве с внешней природной и социальной средой.

Внешняя среда в общем виде может быть представлена моделью, сос­тоящей из трех взаимодействующих элементов: физическая окружающая сре­да (атмосфера, вода, почва, солнечная анергия); биологическая окружаю­щая среда (животный и растительный мир); социальная среда (человек и человеческое общество).

Влияние внешней среды на организм человека весьма многогранно. Внешняя природная и социальная среда может оказывать на организм как полезные, так и вредные воздействия. Из внешней среды организм получает все необходимые для жизнедеятельности в развития вещества, вместе с тем он получает многочисленный поток раздражений (температура, влаж­ность, солнечная радиация, производственные, профессиональные вредные воздействия и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма.

Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями и сохраня­ет постоянство своей внутренней среды.

В современном мире проблемы экологии - взаимодействия организма с окружающей средой - серьезно обострились.

До развития человеком активной производственной деятельности эко­логические проблемы разрешались стихийно самой природой, П. производственная деятельность, научно-технический прогресс, отрицательно воз­действуя на экологию, приобрели разрушительный характер.

Происходит ускорение эрозии почв (вырубка лесов, распашка земли), загрязнение атмосферы, воды и почвы токсичными веществами - отходами производства. За последние 100 лет запыленность атмосферы возросла в 20 раз. Ежегодно в атмосферу поступает 200 млн тонн двуокиси серы, 50 млн тонн углеводородов, а из атмосферы на производственные нужды ис­пользуется 10-12 млрд тонн кислорода.

Экологические проблемы оказывают прямое или косвенное влияние на физическое и нравственное состояние человека.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 80% болезней че­ловека возникают по причинам, связанным с ухудшением экологической си­туации.

Отличительной особенностью человека является то, что он может сознательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения трудоспособности и продления жизни. Несомненно, что взаимоотношения общества с окружающей природой необходимо поставить под более строгий контроль.

Соответствующим изменением внешних условий человек может воздейс­твовать и на собственное состояние здоровья, физическое развитие, фи­зическую подготовленность, на умственную и физическую работоспособность.


2. Влияние двигательной активности на обмен веществ.

^ Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии в организме человека характеризуются сложными биохимическими реакциями. Питательные вещества (белки, жиры и углеводы), поступающие во внутреннюю среду организма с пищей, рас­щепляются в органах пищеварения. Продукты расщепления переносятся кровью к клеткам и усваиваются ими. Кислород, проникающий из воздуха через легкие в кровь, принимает участие в процессах окисления, проис­ходящих в клетках.

Вещества, образующиеся в результате биохимических реакций обмена веществ (двуокись углерода, вода, мочевина и др.), удаляются из орга­низма через легкие, почки, кожу.

Обмен веществ является источником энергии для всех жизненных про­цессов и функций организма. При расщеплении сложных органических ве­ществ содержащаяся в них потенциальная химическая энергия превращается в другие виды анергии (биоэлектрическую, механическую, тепловую и др.).

Обмены веществ и анергии осуществляются с помощью двух противопо­ложных процессов: ассимиляции и диссимиляции.

Ассимиляция - это образование в клетках организма свойственных ему веществ из других, которые поступают из внешней среды. При ассими­ляции организм не только, усваивает органические соединения, во и на­капливает находящуюся в них энергию.

Диссимиляция - это окисление и распад органических соединений в клетках организма, при котором происходит образование и превращение энергии, перенос ее к участкам клеток, где она расходуется. Диссимиля­ция обусловливает, различные виды деятельности органов и систем орга­низма, в том числе и процесс ассимиляции.

Процессы ассимиляции и диссимиляции неотделимы друг от друга и определяют рост, развитие и все другие проявления жизнедеятельности организма.

Интенсивность протекания процесса обмена веществ в организме человека очень велика. Каждую секунду разрушается огромное количество молекул различных веществ и одновременно образуются новые вещества, необходимые организму. За 3 месяца половина всех тканей тела челове­ка обновляется.

Рост волос, ногтей, шелушение кожи - все это результат процесса обмена веществ. За 5 лет учебы у студента роговица глаза сменяется 250 раз, а ткань желудка обновляется 500 раз. Для замены погибших эритро­цитов крови костный мозг ежедневно вырабатывает до 300 млрд новых красных кровяных клеток.

В растущем и развивающемся организме процессы ассимиляции преоб­ладают над процессами диссимиляции. Во взрослом организме ассимиляция и диссимиляция находятся в относительном равновесии, в этом случае наблюдается энергетический баланс.

Энергетический баланс - равенство между количеством энергии, получаемым организмом с пищей, и величиной энергетических затрат орга­низма в сутки.

В процессе жизнедеятельности, с одной стороны, человек с пищей получает энергию, с другой, тратит ее на работу внутренних органов, "поддержание постоянной температуры тела, на умственную и физическую работу.

Количество анергии, которое идет на выполнение физической работы, называется коэффициентом полезного действия (КПД). Средняя величина КПД не превышает 20... 25%. Спортсмены имеют более высокий КПД, чем люди, не занимающиеся спортом.

По характеру производственной деятельности и величине энергозат­рат взрослое население может быть разделено на 4 группы:

  1. люди, за­нимающиеся умственным трудом, их суточный расход энергии не превышает 2200... 3000 ккал;

  2. люди, выполняющие механизированную работу и рас­ходующие за сутки 2300...3200 ккал;

  3. люди частично механизированного труда с суточным расходом энергии 2500... 3400 ккал;

  4. люди немехани­зированного тяжелого труда, их энергозатраты составляют более 4000 ккал.

Спортивная деятельность вызывает значительное увеличение суточно­го расхода энергии. В некоторых видах спорта он может достигать 5000 ккал, а в дни тренировочных занятий с повышенными нагрузками – еще больше. Увеличение энергозатрат у спортсменов необходимо учитывать при составлении их пищевого рациона.

Для сохранения энергетического баланса, поддержания нормальной массы тела обеспечения высокой умственной и физической работоспособ­ности и профилактики заболеваний необходимо при достаточном и полно­ценном питании увеличить расход энергии за счет повышения двигательной активности, например, с помощью регулярных занятий физическими упражнениями.

Мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями или спор-
том повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают
на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ
и энергии.


3. Влияние двигательной активности на сердечно-сосудистую систему.

^ Воздействие мышечной деятельности на кровеносные сосуды и кровообращение

Физическая работа способствует общему расширению кровеносных со­судов, снижению тонуса их мышечных стенок, улучшению питания и повыше­нию обмена веществ в стенках кровеносных сосудов. При работе окружаю­щих сосуды мышц происходит массаж стенок сосудов. Кровеносные сосуды, не проходящие через мышцы (головного мозга, внутренних органов, кожи), массируются за счет гидродинамической волны от учащения пульса и за счет ускоренного тока крови. Все это способствует сохранению эластич­ности стенок кровеносных сосудов и нормальному функционированию сер­дечно-сосудистой системы без патологических отклонений.

Напряженная умственная работа, несбалансированная физическая нагрузка, малоподвижный образ жизни, особенно при высоких нервно-эмоциональных напряжениях, вредные привычки (курение, потребление алкоголя) вызывают повышение тонуса и ухудшение питания стенок артерий, потерю их эластичности, что монет привести к стойкому повышению в них кровяного дав­ления и, в конечном итоге, к заболеванию, называемому гипертонией.

Потеря эластичности кровеносных сосудов, а значит, повышение их хрупкости и сопутствующее этому повышение кровяного (артериального) давления могут привести к разрыву кровеносных сосудов. Если разрыв исходит в жизненно важных центрах (сердце, головной мозг и др.), то наступает тяжелое заболевание или скоропостижная смерть.

Закон перераспределения крови в организме, заключающийся в том, что кровь направляется в те органы и системы органов, которые в данный момент усиленно работают, приводит к длительным застойным явлениям в системе кровообращения, которые нарушают питание тканей неработающих органов или частей тела, если человек находится долгое время в неподвижном положении (стоит, сидит, лежит).

Поэтому для сохранения здоровья и работоспособности необходимо активизировать кровообращение с помощью физических упражнений, в том числе и в режиме учебного дня студента (физкультминутки, физкультпаузы).

Эластичность кровеносных сосудов определяется скоростью распределения пульсовой волны (СРПВ). Потеря эластичности приводит к увеличению СРПВ. С возрастом эластичность кровеносных сосудов ослабевает. Наблюдаются следующие показатели СРПВ в покое, см/с:

- у незанимающихся (30…40 лет)…………………………………………..698

- у мастеров спорта (40...49 лет)...................………………………………..550

- у мастеров спорта (50...59 лет)..................…………………………………570

Эластичность кровеносных сосудов улучшается в процессе даже одного полуторачасового занятия физическими упражнениями. Так, у незанимающихся систематически физическими упражнениями СРПВ в покое до занятия была равна 698, после занятия - 604 см/с.

Особенно полезное влияние на кровеносные сосуды оказывают занятия циклическими видами упражнений: бег, плавание, бег на лыжах, на коньках, езда на велосипеде и т. п.


^ Строение и размеры сердца

Сердце, главный орган кровеносной системы, представляет собой полую мышцу, обильно снабженную кровеносными сосудами, совершающую ритмичные сокращения по типу насоса, благодаря которым происходит движение крови в организме. Сердце работает автоматически под контролем ЦНС. Сердце делится продольно на левую и правую половины непроницаемой перегородкой. Правая половина перекачивает венозную кровь в малый круг кровообращения, левая - артериальную кровь в большой. Поперек сердце разделено на предсердия, которые находятся сверху, и на желудочки. Эти четыре камеры попарно соединены перегородкой, имеющей клапаны: правое предсердие - с правым желудочном, левое - с левым. Клапаны сердца, а также клапаны у выхода крови в аорту (в большой круг кровообращения) и легочную артерию (в малый круг кровообращения) обеспечивают движение крови в одном направлении - из предсердий в желудочки, а из желудочков - в артерии.

Размеры сердца зависят от возраста, размеров тела, пола и двигательной активности человека.

Объем сердца у мужчин 700... 900, у спортсменов - может достигать 1400…1500 см3.

Средние размеры сердца взрослого мужчины представлены в табл. 1. Толщина стенок отдельных камер сердца неодинакова и зависит от мощности производимой работы. Стенки предсердий имеют толщину всего 2...3 мм, так как они без особого напряжения перекачивают кровь в нижележащие желудочки. Стенки правого желудочка несколько толще (5…8 мм), так как он должен преодолевать сопротивление сосудов малого круга кровообращения. Левый желудочек имеет самые толстые стенки (10...15 мм). Нагнетая кровь в большой круг кровообращения, он преодолевает, сопротивление густоразветвленной сосудистой сети.


Таблица 1

Организм

Размеры, см

Масса, кг


Длинник

Поперечник

Нетренированный


14


12


300


Тренированный


18


17


500



У женщин все размеры сердца несколько меньше.

Размеры и масса сердца увеличиваются в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличением его объема в результате физической тренировки, систематических занятий физическими упражнениями и спортом. Такие изменения повышают мощность и работоспособность сердечной мышцы.

Приспособляемость сердца к высоким физическим нагрузкам особенно хорошо прослеживается у животных и птиц. Так, если у домашнего кролика масса сердца составляет 2,4% от массы тела, то у дикого зайца она увеличивается до 7,8%. У домашней утки масса сердца составляет 7,0% от массы тела, а у дикой утки - 11,0%.


^ Производительность работы сердца у тренированного и нетренированного человека

Важным показателем работы сердца является количество крови, выталкиваемое одним желудочком сердца в сосудистое русло при одном сок­ращении. Этот показатель называется систолическим объемом крови (систола - сокращение).

Систолический объем (мл) в покое равен: у нетренированных - 60, у тренированных - 80; при интенсивной мышечной работе: у нетренированных 100... 130, у тренированных людей 180... 200.

Вторым важным показателем является минутный объем крови, т.е. количество крови, выбрасываемое одним желудочком сердца в течение одной минуты. В состоянии покоя минутный объем крови составляет в среднем 4...3 л. При интенсивной мышечной деятельности он повышается у нетренированных до 18...20, у тренированных людей до 30...40 л.


Показатели работоспособности сердца в покое и при мышечной работе (табл.2)


Таблица2

Положение и вид мышечной работы

Организм

Необходимый минутный объем для питания, л

Систолический объем, мл

ЧСС

Лежа

Нетренированный

4

60

67

Тренированны

4

80

50

Быстрая ходьба

Нетренированный

9

100

90

Тренированны

9

130

70

Быстрый бег

Нетренированный

30

100

200

Тренированны

30

180

170


В положении лежа и при быстрой ходьбе сердце нетренированного человека для того, чтобы обеспечить необходимый минутный объем крови, вынуждено сокращаться с большей частотой, так как систолический объем у него меньше.

При быстром беге сердце нетренированного человека, имея недостаточный систолический объем крови, даже при ЧОС 200 ударов в одну минуту (предельная возможность) не может обеспечить минутный объем в 30 л крови, который необходим человеку при быстром беге. Поэтому нетренированный человек через несколько минут, а иногда и секунд после начала интенсивного бега, чувствует большое утомление и прекращает бег. Если же человек находится в условиях, когда прекратить бег невозможно и продолжает его, то наступает обморочное состояние.


  1   2   3




Похожие:

Биологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм iconУчебные пособия для курса «орксэ»
«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых...
Биологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Биологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм iconПлан мероприятий по апробации в 2009 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики",
Основы религиозных культур и светской этики, включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской...
Биологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм iconВведение комплексного учебного курса "основы религиозных культур и светской этики"
Российской Федерации вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей: «Основы православной...
Биологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм iconУчебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей)
Биологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм iconЛекция №12 Воздействие на организм механических и акустических колебаний Вопросы
Производственные факторы среды, усугубляющие вредное воздействие вибрации на организм человека
Биологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм iconЧто будут изучать ваши дети? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Биологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм iconУтверждаю директор имц ступинского управления образования согласовано
Информационно-методического центра Ступинского управления образования, факультета физической культуры и спорта Московского государственного...
Биологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм iconУтверждаю директор имц ступинского управления образования согласовано
Информационно-методического центра Ступинского управления образования, факультета физической культуры и спорта Московского государственного...
Биологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм iconМуниципальное образовательное учреждение Курганской области Юргамышского района мкоу «Красноуральская казенная средняя общеобразовательная школа»
Уменьшение социально – негативных явлений, в том числе и употребление психоактивных веществ, среди детей и молодежи путем развития...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов