Методические указания и задание к самостоятельной работе по дисциплине \"Информатика\" для студентов всех специальностей icon

Методические указания и задание к самостоятельной работе по дисциплине "Информатика" для студентов всех специальностей



НазваниеМетодические указания и задание к самостоятельной работе по дисциплине "Информатика" для студентов всех специальностей
страница1/5
Дата конвертации05.11.2012
Размер287.14 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный технический университет


Системы счисления


Методические указания и задание к самостоятельной работе

по дисциплине “Информатика”

для студентов всех специальностей


Одобрено

редакционно-издательским советом

Саратовского государственного

технического университета


Саратов 2009

Введение


Дисциплина “Информатика” входит в учебные планы всех специальностей высших технических учебных заведений. Знание систем счисления является базой для изучения кодирования данных (в том числе, двоичного кодирования).

Для студентов очного обучения предусмотрено выполнение самостоятельной работы по разделу “Системы счисления”. Данная самостоятельная работа выполняется студентами в соответствии с индивидуальным заданием.

Целями выполнения данной самостоятельной работы на тему “ Системы счисления ” являются:

  • изучение различных систем счисления (двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной);

  • приобретение навыков перевода действительных чисел из одной системы счисления в другую;

  • приобретение навыков проведения арифметических действий (сложения, вычитания, умножения) с числами в различных системах счисления.



^

Системы счисления


Система счисления – это способ представления любого числа с помощью алфавита символов, называемых цифрами.

Системы счисления бывают двух видов:

  1. непозиционные;

  2. позиционные.


В непозиционных системах счисления значимость любого символа (цифры) определяется только его изображением (начертанием) и не зависит от занимаемого им в числе места.

Пример – римская система счисления. Алфавит символов данной системы счисления:

I – единица;

V – пятёрка;

X – десятка;

L – пятьдесят;

C – сотня;

D – пятьсот;

M – тысяча.


Например, год издания одного из учебников по информатике, записанный в римской системе счисления – MCMXCVII – 1997.


В позиционных системах счисления значимость одного и того же символа определяется не только его начертанием (изображением), но и его положением (позицией) в числе.

Пример – арабская или десятичная система счисления. Алфавит данной системы счисления:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

1 1 1, 1

разряд десятых (одна десятая)

разряд единиц (единица)

разряд десятков (один десяток)

разряд сотен (одна сотня)


Основанием позиционной системы счисления называется количество различных символов, используемых для записи чисел данной системы.

Используются четыре различные позиционные системы счисления:

  1. Десятичная система счисления. Алфавит представлен выше. Он содержит десять символов. Основание . (В правом нижнем углу указывается основание системы счисления, в которой записано данное число. В данном случае читаем: “десять в десятичной системе счисления”.)

  2. Двоичная система счисления. Алфавит содержит два символа: 0, 1. Основание (“два в десятичной системе счисления или один ноль – в двоичной”).

  3. Восьмеричная система счисления. Алфавит содержит восемь символов: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Основание .

  4. Шестнадцатеричная система счисления. Алфавит содержит шестнадцать символов: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F.

Причём














Основание .


Примеры записи различных чисел:









Причём, число A1E может существовать только в шестнадцатеричной системе счисления, число 2934 – в десятичной и шестнадцатеричной системах счисления, число 327 – в восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной системах счисления, а число 1010 может существовать в любой из четырёх перечисленных позиционных систем счисления.

Во всех системах счисления кроме десятичной числа принято читать по цифрам (сравните: – “десять в десятичной системе счисления” и – “один ноль в двоичной системе счисления”).


  1   2   3   4   5



Похожие:

Методические указания и задание к самостоятельной работе по дисциплине \"Информатика\" для студентов всех специальностей iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «статистика»
Методические указания по дисциплине «Статистика» для студентов всех специальностей заочной формы обучения / Академия труда и социальных...
Методические указания и задание к самостоятельной работе по дисциплине \"Информатика\" для студентов всех специальностей iconМетодические указания к семестровой работе для студентов очной
Методические указания содержат требования к содержанию, объему и оформлению раздела дипломного проекта для студентов автотранспортных...
Методические указания и задание к самостоятельной работе по дисциплине \"Информатика\" для студентов всех специальностей iconМетодические указания и контрольное задание для студентов специальностей
Методические указания составлены применительно к программе дисциплины «Электроизоляция и перенапряжения в электрических системах»...
Методические указания и задание к самостоятельной работе по дисциплине \"Информатика\" для студентов всех специальностей iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «политология» Для студентов всех специальностей
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине «Политология»...
Методические указания и задание к самостоятельной работе по дисциплине \"Информатика\" для студентов всех специальностей iconПланы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине «история» для студентов всех специальностей
Ильюхов А. А., Костриков С. П. Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента по учебной дисциплине “История” для студентов...
Методические указания и задание к самостоятельной работе по дисциплине \"Информатика\" для студентов всех специальностей iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономический анализ» для студентов специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение»
Прокофьева, Н. Н. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономический анализ» / Н. Н. Прокофьева, О....
Методические указания и задание к самостоятельной работе по дисциплине \"Информатика\" для студентов всех специальностей iconМетодические указания подготовлены профессором кафедры Экономики и менеджмента сгга золотаревым И. И. и доцентом кафедры Вдовиным С.
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальностей «Экономика и управление на предприятии (в геодезическом...
Методические указания и задание к самостоятельной работе по дисциплине \"Информатика\" для студентов всех специальностей iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения». Екатеринбург, фгаоу впо «Рос...
Методические указания и задание к самостоятельной работе по дисциплине \"Информатика\" для студентов всех специальностей iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения». Екатеринбург, фгаоу впо «Рос...
Методические указания и задание к самостоятельной работе по дисциплине \"Информатика\" для студентов всех специальностей iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «информатика» для студентов 2-го курса всех экономических специальностей на 2010/11 уч год
Предмет и основные разделы информатики. Роль информатики в развитии современного общества
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы