Урок-игра как форма обобщения знаний. При обобщении знаний провожу урок соревнование. Урок повторения и обобщения материала по теме «Классы неорганических веществ» в 8 классе icon

Урок-игра как форма обобщения знаний. При обобщении знаний провожу урок соревнование. Урок повторения и обобщения материала по теме «Классы неорганических веществ» в 8 классе



НазваниеУрок-игра как форма обобщения знаний. При обобщении знаний провожу урок соревнование. Урок повторения и обобщения материала по теме «Классы неорганических веществ» в 8 классе
Дата конвертации02.11.2012
Размер129.27 Kb.
ТипУрок

УРОК-ИГРА

как форма обобщения знаний.

При обобщении знаний провожу урок соревнование.

Урок повторения и обобщения материала по теме

«Классы неорганических веществ» в 8 классе.

Образовательная цель – повторить и систематизировать знания о веществах, углубить знания учащихся о применении веществ.

Воспитательная цель – воспитание положительного отношения к предмету, умения работать в коллективе.

Развивающая цель – развитее творческого потенциала, умственных действий личности.

Класс делим на две команды или более в зависимости от количества учащихся. До урока-игры команды выбирают себе названия, придумывают девиз, выбирают капитана, в обязанности которого входит руководство командой во время игры, выставление отметок по степени активности членов команды (конкурс капитанов в данном сценарии не предусмотрен).

Игра проходит на протяжении одного урока. Все конкурсы за один урок провести невозможно, я выбираю из них наиболее приемлемые для конкретных учащихся. Оценивает работу команд учитель или жюри, состоящее из приглашенных учителей, родителей, выпускников. Учитывается быстрота и правильность ответов.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем повторять, и систематизировать материал о веществах. На доске составлена схема классификации веществ с её помощью мы будем работать на уроке. Открывает доску, а там «путаница». Магнитные карточки, на которых написаны: вещество, простое вещество, сложное вещество, оксиды, кислоты, соли, основания, металлы, неметаллы, MgO, CuO, CO2, H2SO4, P2O5, HCl, NaOH, H3PO4, Cu(OH)2, Ca(OH) 2 находятся в беспорядке. Учитель «удивляется», «огорчается» и ставит перед учениками задачу: составить схему классификации веществ в процессе урока.

Для того чтобы составить схему нужно выполнить следующие задания.

^ КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ?

Работа в парах. Проверяют консультанты.

Для игры используются карточки из плотной бумаги. Число карточек определяется удвоенным числом понятий. На синих карточках пишутся определения понятий, на красных – его название.

То, из чего состоит физическое тело Вещество

Вещество, состоящее из атомов

одного химического элемента Простое вещество

Вещество, состоящее из атомов

разных химических элементов Сложное вещество

Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков Кислоты

Сложные вещества, состоящие

из двух элементов, один из которых кислород Оксиды

Наука о веществах их свойствах и Химия

превращениях.

Учитель.
Что называется химией?

Ученик. Наука о веществах их свойствах и превращениях.

^ Учитель. Изучая химию, мы изучаем вещества, и прикрепляет на магнитную доску карточку со словом Вещество. Для продолжения составления классификации командам предстоит выполнить следующие задания.

^ Учитель. На какие классы по составу можно разделить вещества?

Ученик. Простые и сложные.

Учитель. Что называется простым веществом?

^ Ученик. Простым веществом называется вещество, состоящее из атомов одного химического элемента.

Учитель. Что называется сложным веществом?

Ученик. Сложным веществом называется вещество, состоящее из атомов разных химических элементов.

К доске выходят по одному человеку от каждой команды и выполняют задание.

^ Конкурс «Крестики – нолики».



Cl 2


H2 SO4


CuO






H2



H2


NaOH





N2


AlCl3


O2

































Ca(OH)2


Br2


Fe(OH)3


Na2O


Mq


H2S


H2 SiO4


P2O5


S



Выигрышный вариант для первой команды Простые вещества, для второй – Сложные вещества.

Продолжаем составлять схему классификации веществ. Учитель в схему добавляет понятия Простые и сложные.

ВЕЩЕСТВА


^ ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ

Учитель. Поговорим о простых веществах. На какие группы делятся простые вещества.

Ученик. Простые вещества делятся на металлы и неметаллы.

Даёт определение металлов и неметаллов.

^ Конкурс «Загадки».

Ученики должны отгадать загадки, и определить какие из этих веществ металлы, а какие неметаллы.

Встречаюсь я везде, всегда.

В свободном виде – крайне редко

Алмазом крепким я лежу.

А вот графитом – очень часто,

Везде и всюду я пишу.

Но это только в чистом виде,

А если посмотреть вокруг

В живых и мертвых организмах,

В угле, и торфе, и оксидах,

В солях, кислотах, даже в меле –

Везде и всюду я живу.

УГЛЕРОД.


Достоин тот газ удивленья

Его применяют сейчас

Для резки металлов, в сталеварении

И в мощных доменных печах

Берет его летчик в высотные дали.

Подводник с собою берет.

Вы верно уж угадали. Что этот газ -----------

КИСЛОРОД.

На Земле я строил горы

В первобытную эпоху

Дал скелеты организмам,

Горные воздвиг массивы.

Пляжи я покрыл песком,

Горным сыпал хрусталем.

Первым людям тоже я

Дал орудия труда.

Ну а в нынешнем столетии

Без меня скучали б дети

Я в компьютере, друзья:

Чипы – тоже из меня.

КРЕМНИЙ.

Серебристый я и легкий,

А веществ даю - то сколько!

Глина, шпат, слюда, боксит,

Но люблю я свой оксид.

Красным цветом он – рубин,

Синим – сказочный сапфир.

Трубы, яхты, корабли,

Самолеты и мосты,

Ложки, провода, кастрюли –

Без меня пропали б люди. АЛЮМИНИЙ.


  1. Я не менее красива, чем золото.

Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет.

С моей помощью 5 тыс.лет назад соорудили

147- метровую пирамиду Хеопса.

Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу.

Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос.

Я умею исцелять, без меня у человека развивается

малокровие, слабость. Кто я? МЕДЬ


В древности некоторые народы ценили меня больше,

чем золото. Считается, что я пришелец из космоса.

Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа.

Без меня человек слаб и немощен.

Мой покровитель бог войны Марс. Кто я? ЖЕЛЕЗО


Я дружу с человеком очень давно.

Я красив, больше всего мне идет желтый цвет.

Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий,

Но многие ругают меня, называют кровожадным.

Никто не может обойтись без меня, когда совершают покупки,

Строит храмы, запускает искусственные спутники Земли.

Мой небесный покровитель – Солнце. ЗОЛОТО.

В схему добавляем: металлы, неметаллы и знаки O2; Au; Fe; Cu; Al; Si; C.

ВЕЩЕСТВА


^ ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ



неметаллы


O2; Si ; C Fe Al Au Cu

Учитель. Продолжим составлять схему. На какие классы делятся сложные вещества?

Ученик. Сложные вещества можно разделить на оксиды, кислоты, основания, соли.

Учитель. Послушайте рассказ одного очень известного оксида о себе.

Тушат мною все пожары,

Водицу с газом получают,

Сахар, соду и лекарства

Вмиг со мною получают.

А еще вдобавок, други,

«Сухой лед» во всей округе

Сделали из меня,

Чтоб кататься на коньках. ^ (ОКСИД УГЛЕРОДАIV)

Вопросы к классу.

О каком веществе идет речь? Оксид углерода IV, формулаCO2.

Какому классу соединений относится? Оксидам.

Что называется оксидами?

Ученик. Оксидами называются сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород.

По одному человеку от команды участвуют в конкурсе.

^ Конкурс «Составьте и назовите формулы оксидов».

Назовите формулы всех оксидов, которые можно составить из приведенных карточек.



^ Конкурс « Третий – лишний».



Какие из этих веществ - «лишние»?

Учитель. В схему классификации сложных веществ добавляем карточку Оксиды.

Учитель. Отгадайте загадку

Мы первым слогом подзовем кота,

Вторым измерим с судна толщу вод,

Союз на окончание пойдет,

И целым станет слово…

(Кис – лот – а).

Что называется кислотой?

Ученик. Кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотных остатков.

Приступаем к выполнению следующего конкурса.


^ Конкурс ЛОТО.

Работают ребята в парах. Проверяют консультанты.


HCl

H3PO4

H2SO4

H2SiO3

H2 SO3

HNO2

HNO3

H2S




Соляная кислота

Серная кислота

Сернистая кислота

Азотная кислота


  • ЗАДАНИЕ.

  • Закрыть формулы кислот карточками - названиями

  • Закрыть формулы одноосновных кислот карточками - названиями

  • Закрыть формулы двухосновных кислот карточками - названиями

  • Закрыть формулы бескислородных кислот карточками - названиями

  • Закрыть формулы кислородосодержащих кислот карточками – названиями

^ Конкурс «Интересные факты».

Учащиеся из каждой команды рассказывают интересные факты найденные ими в литературе о кислотах и их применении.

Например:

Муравьиная кислота полезна для крупных млекопитающих, так, медведи после зимней спячки избавляются от паразитов, ложась на муравейник. Муравьи, кусая его, вспрыскивают муравьиную кислоту.

Конкуренция среди особей различных видов встречается не только среди животных, но и у растений. Многие сорные растения выделяют вещества, угнетающие рост культурных растений. Некоторые дикорастущие растения выделяют уксусную и масляную кислоту, которая подавляет рост или вызывает гибель других растений.

На Курилах, на острове Кунашир можно увидеть озеро с молочно-белой водой из–за наличия в ней кислот – соляной и серной.

В Индонезии на вершине одного из бездействующих вулканов (остров Флорес) расположились три небольших озерца: одно наполнено ярко - красной водой, другое - голубой, третье - молочно–белой. Красное озеро обязано своим цветом присутствию в его воде железа, в других озерцах находятся в разных концентрациях соляная и серная кислоты.

^ Полезные советы.

Белые носки, гольфы прекрасно отстирываются, если замочить их перед стиркой на 1-2 часа в воде, в которую добавлена борная кислота(1-2 столовые ложки на 10 литров воды).

Если вы подпалили утюгом светлое платье, скатерть, салфетку замочите изделие на ночь в небольшом количестве воды с равной долей кислого молока – подпалина исчезнет.

Ржавые пятна с книжных страниц выводят раствором лимонной кислоты.

Вещи из пестрых тканей, испачканные кофе или чаем, простирывают в холодной воде, слегка подкисленной уксусной кислотой.

Учитель. Прикрепляем карточку Кислоты.

Учитель. Как называются сложные вещества, состоящие из ионов металлов и одной или несколько гидроксо групп?

^ Ученик. Основания.

К доске выходят по одному человеку от команды.

Конкурс «Узнай меня».

Выберите формулы оснований: для 1 команды CO2; CaO; H2SO4; NaOH; HCl; Ba(OH)2; Cu(OH)2.

Для 2 команды:H2SiO3; ZnO; NO2; KOH; H2S; Zn(OH)2 ;Fe(OH)3.

^ Конкурс «Улыбка».

Выберите формулы оснований. На доске две веселые мордашки забавного человечка. В место рта у него15 точек, расположенных в три строки. Этим точкам соответствуют пять вопросов и три варианта ответа на каждый. Учащиеся выбирают правильный ответ красным карандашом, обводят нужные точки, а затем соединяют их плавной линией. И для первой, и для второй команды правильные ответы подбираются так, чтобы при соединении получилась улыбка.

  • Укажите формулу основания:

1)HCl; 2)NaOH; 3)CuO

.

  • Укажите формулу растворимого основания:

1)Ba(OH)2;2)Al(OH)3;3)Cu(OH)2

  • Укажите формулу нерастворимого основания:

1)Al(OH)3 2)NaOH 3)Ba(OH)2



  • В растворах щелочей фенолфталеин:

1)бесцветный;2)синий;3)малиновый.

.

  • Какой оксид соответствует гидроксиду кальция:

1)CaO; 2) CO2;3) Fe2O3.

  • Какой оксид соответствует гидроксиду железа:

1)P2O5; 2)K2O; 3)Fe 2O3.

Конкурс «Черный ящик».

Вносят Черный ящик, вещество, которое там находится нужно угадать.

Учитель зачитывает описание этого вещества, отвечает та команда, члены которой быстрее поднимут руку. Если отгадывают после первой фразы, получают 5 баллов. После каждой фразы количество баллов уменьшается на один.

Без этого вещества нет жизни. Полагают, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой этого вещества в пище. 5баллов

У древних народов нередко бывали войны из-за его источников.

У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без него. 4 балла

А римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали

этим веществом. Это вещество заменяло деньги во многих странах.3балла

В Китае XIII века, как свидетельствует Марко Поло, из этого

вещества изготавливались монеты. И даже в 1927году в Эфиопии,

по свидетельству академика Н. И. Вавилова, это вещество заменяло крупные деньги, а красный перец – мелкие. 2балла

У всех народов это вещество – символ гостеприимства.

И наоборот, просыпать это вещество, означало по

древним поверьям, навлечь на себя гнев богов. 1балл


Учитель. Да это вещество поваренная соль. Какому классу соединений

это вещество дало название?

^ Ученик. Солям.

Учитель. Какие вещества называют солями? Запишите формулу поваренной соли, если известно, что она состоит из ионов натрия и хлорид ионов. Дайте название по международной номенклатуре.

К доске выходят по одному ученику от команды, записывают формулу и название.


^ Конкурс «Назовите вещества».

Na2SO4; K3PO4; CaCl2;СaCO3 ; NaCl; KNO3 ;Na2SiO3.

plant


^ Конкурс «О чем рассказала этикетка»

От каждой команды в конкурсе участвует по одному человеку. Они получают этикетку Минеральная вода. Читая этикетку, они должны сделать вывод, о том какие соли входят в состав минеральной воды. Составить формулы и назвать.

В схему добавляем карточку СОЛИ.

Конкурс «Найди на географической карте».

Задание команде. Найдите на карте города в названии которых есть слово соль.

ВЕЩЕСТВА


^ ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ



неметаллы

оксиды

кислоты

основания


соли
MqO CO2 H3PO4 HCl NaOH

NaCl KNO3


^ Конкурс «Лаборант».

Отгадай загадки.

Попасть в кислоту – для него неудача,

Но он перетерпит без вздоха, без плача,

Зато в щелочах у такого блондина

Начнется не жизнь, а сплошная малина

ФЕНОЛФТАЛЕИН.


От щелочи я желт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда,

И я бросаюсь в воду без оглядки,

Чтоб не могла заесть меня среда.

^ МЕТИЛОВЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ


По одному человеку от каждой команды выполняют практическое задание. Даны две пронумерованные пробирки со щелочью и кислотой, с помощью индикатора нужно определить в какой пробирке щелочь, а в какой кислота.


^ Конкурс «Реши задачу».

1)Сколько нужно взять воды и соли, чтобы приготовить микстуру от кашля, массой250г 4%раствора иодида калия.

2)Полоскание для горла:500граствора, массовая доля хлорида натрия 0,11,гидрокарбоната натрия 0,03.Сколько нужно взять воды и каждой соли, чтобы приготовить полоскание.

После того как ученики решат задачи, заканчиваем составлять таблицу, расставляя карточки с формулами веществ соответственно каждому классу. Подводим итоги, выставляем оценки.

Итоги подводим по плану: Что я знал?

Что я узнал?

Что я хочу узнать?




Похожие:

Урок-игра как форма обобщения знаний. При обобщении знаний провожу урок соревнование. Урок повторения и обобщения материала по теме «Классы неорганических веществ» в 8 классе iconУрок предъявления и изучения нового учебного материала, урок применения новых знаний, урок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки знаний и умений, комбинированный урок. Типы уроков
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок-игра как форма обобщения знаний. При обобщении знаний провожу урок соревнование. Урок повторения и обобщения материала по теме «Классы неорганических веществ» в 8 классе iconДокументи
1. /Кучканова О.П/Урок повторения и обобщения знаний.doc
Урок-игра как форма обобщения знаний. При обобщении знаний провожу урок соревнование. Урок повторения и обобщения материала по теме «Классы неорганических веществ» в 8 классе icon«Удивительное электричество» Урок – соревнование при обобщении темы электрические явления Урок физики в 8 классе
«Удивительное электричество» Урок соревнование при обобщении темы электрические явления
Урок-игра как форма обобщения знаний. При обобщении знаний провожу урок соревнование. Урок повторения и обобщения материала по теме «Классы неорганических веществ» в 8 классе iconУрок по теме: «London is the city of the world heritage». Цели урока: Образовательные: научить каждого ученика самостоятельно добывать знания
Урок обобщения и систематизации знаний с использованием элементов ролевой игры и мультимедийных презентаций
Урок-игра как форма обобщения знаний. При обобщении знаний провожу урок соревнование. Урок повторения и обобщения материала по теме «Классы неорганических веществ» в 8 классе iconУрок творческого обобщения и систематизации знаний На уроке происходит приведение знаний в систему, расширение углубление знаний
...
Урок-игра как форма обобщения знаний. При обобщении знаний провожу урок соревнование. Урок повторения и обобщения материала по теме «Классы неорганических веществ» в 8 классе iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольники. Теорема Пифагора» Тема: Четырехугольники. Теорема Пифагора. Цель
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольники. Теорема Пифагора»
Урок-игра как форма обобщения знаний. При обобщении знаний провожу урок соревнование. Урок повторения и обобщения материала по теме «Классы неорганических веществ» в 8 классе iconУрок по теме «Показательная и логарифмическая функции, применение свойств этих функций к решению показательных и логарифмических уравнений и неравенств повышенной сложности»
Тип урока: урок закрепления изученного материала, повторения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся
Урок-игра как форма обобщения знаний. При обобщении знаний провожу урок соревнование. Урок повторения и обобщения материала по теме «Классы неорганических веществ» в 8 классе iconНаталья Анатольевна Ковалева Тема урок
Тип урока. Урок обобщения знаний и систематизации умений с дидактической игрой «Крестики – нолики»
Урок-игра как форма обобщения знаний. При обобщении знаний провожу урок соревнование. Урок повторения и обобщения материала по теме «Классы неорганических веществ» в 8 классе iconКомпрессия текста (подготовка к сжатому изложению) Мультимедийный урок
...
Урок-игра как форма обобщения знаний. При обобщении знаний провожу урок соревнование. Урок повторения и обобщения материала по теме «Классы неорганических веществ» в 8 классе iconМетодическая разработка урока русского языка в 10 классе по программе и учебнику: русский язык – В. Ф греков, С. Е. Крючков
Создать условия для повторения и обобщения материала по теме «Словообразование», для отработки практических навыков. Содействовать...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов