Урок по теме «Типы химических реакций». Форд «химия» icon

Урок по теме «Типы химических реакций». Форд «химия»



НазваниеУрок по теме «Типы химических реакций». Форд «химия»
Дата конвертации02.11.2012
Размер101.1 Kb.
ТипУрок

Обобщающий урок по теме «Типы химических реакций».

ФОРД « ХИМИЯ»

Образовательная: повторить и закрепить знания по темам «Основные классы неорганических веществ», «Основные типы химических реакций»; проверить степень усвоения материала по данным темам.

Развивающие: продолжить формирование экспе­риментальных навыков учащихся; развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и четко форму­лировать и высказывать свои мысли, логически рас­суждать.

Воспитательные: воспитывать чувство сопри­частности к общему делу; содействовать эстетичес­кому развитию учащихся.

^ Ход урока

Класс представляет собой команду, которой за урок необ­ходимо расшифровать название форта. Для того чтобы это сделать, учащимся необходимо выполнить задания, получить четыре ключа. Собрав все ключи вместе, можно узнать название форта. Ключ сделан из картона, с одной стороны магнит, с другой стороны слово. Урок-игра — это подведение итогов путешествия в мир неорганических соединений и их превращений. Неорганические соединения живут в удивительном фор­те, название которого предстоит узнать. Сначала нужно распределить «визитные» карточки жите­лей этого форда по классам. Какие классы неорганических соединений вы уже изучили? (Оксиды, основания, кислоты, соли)

Задание 1

Ученик получает магнитные карточки с формулами веществ и распределяет их по группам: оксиды, кислоты, соли, основания, называет вещества, формулы, которых написаны на карточках.

Учитель. Послушайте, что рассказывает о себе один из жителей форда.

Тушат мною все пожары,

Водицу с газом получают,

Сахар, соду и лекарства

Вмиг со мною получают.

А еще вдобавок, други,

«Сухой лед» во всей округе

Сделали из меня,

Чтоб кататься на коньках. ^ (ОКСИД УГЛЕРОДА IV)


Ученик. Это о себе рассказывает углекислый газ, по систематической номенклатуре ОКСИД УГЛЕРОДА IV.

Учитель. Какие соединения называются оксидами?

Ученик. Даёт определение

^ Задание 2 «Составьте и назовите формулы оксидов».

Назовите формулы всех оксидов, которые можно составить из приведенных карточек.




^ Задание 3 « Третий – лишний».

Какие из этих веществ «лишние»?




Учитель. Отгадайте загадку

Мы первым слогом подзовем кота,

Вторым измерим с судна толщу вод,

Союз на окончание пойдет,

И целым станет слово…

(Кис – лот – а).

Что называется кислотой?

Ученик. Кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотных остатков.

Приступаем к выполнению следующего задания.

^ Задание ЛОТО.

Работают ребята в парах. Проверяют консультанты.


HCl

H3PO4

H2SO4

H2SiO3

H2 SO3

HNO2

HNO3

H2S




Соляная кислота

Серная кислота

Сернистая кислота

Азотная кислота


  • ЗАДАНИЕ.




  • Закрыть формулы кислот карточками - названиями

  • Закрыть формулы одноосновных кислот карточками - названиями

  • Закрыть формулы двухосновных кислот карточками - названиями

  • Закрыть формулы бескислородных кислот карточками - названиями

  • Закрыть формулы кислородосодержащих кислот карточками – названиями


Учитель. Как называются сложные вещества, состоящие из ионов металлов и одной или несколько гидроксо групп?


^ Задание «Улыбка».

Выберите формулы оснований. На доске две веселые мордашки забавного человечка. В место рта у него15 точек, расположенных в три строки. Этим точкам соответствуют пять вопросов и три варианта ответа на каждый. Учащиеся выбирают правильный ответ красным карандашом, обводят нужные точки, а затем соединяют их плавной линией. И для первой, и для второй команды правильные ответы подбираются так, чтобы при соединении получилась улыбка.




  • Укажите формулу основания:

1)HCl; 2)NaOH; 3)CuO

.

  • Укажите формулу растворимого основания:

1)Ba(OH)2;2)Al(OH)3;3)Cu(OH)2

  • Укажите формулу нерастворимого основания:

1)Al(OH)3 2)NaOH 3)Ba(OH)2



  • В растворах щелочей фенолфталеин:

1)бесцветный;2)синий;3)малиновый.

.

  • Какой оксид соответствует гидроксиду кальция:

1)CaO; 2) CO2;3) Fe2O3.


  • Какой оксид соответствует гидроксиду железа:

1)P2O5; 2)K2O; 3)Fe 2O3.


Задание «О чем рассказала этикетка»


Ученик получает этикетку Минеральная вода. Читая этикетку, он должен сделать вывод, о том какие соли входят в состав минеральной воды. Составить формулы и назвать.

Учитель: С жителями данного форта происходят различные превращения. (Класс разбивается на 4 группы, каждая группа проделывает определённый тип химической реакции).Задания разноуровневые.

1группа ^ ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ

«прокаливание меди в пламени спиртовки»

Цель. Научиться определять признаки химических реакций и описывать условия их проведения. Закрепить знания о законе сохранения массы веществ.

^ Правила техники безопасности




Содержание и ход выполнения опыта

1. Рассмотрите выданную вам медную проволоку и опишите ее

внешний вид._____________________________________________________

2. Прокаливайте проволоку, удерживая ее тигельными щипцами, в верхней части пламени спиртовки в течение 1 мин. Опи­шите условия проведения реакции.__________________________________________________________

3. Опишите признак, подтверждающий, что произошла химическая реакция.__________________________________________________________

4. Составьте уравнение проделанной реакции. Назовите исходные вещества и продукты реакции._________________________________________________

5. Проведенная реакция по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции» относится к реакциям ____________, так как______________________________________________________________

6. Как вы думаете, изменилась ли масса медной проволоки после окончания проведения опыта? Ответ обоснуйте, используя знания о законе сохранения массы веществ.____________________________________________________


Вопросы к кроссворду.


1. Проведенная реакция по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции» относится к реакциям……………………

2.Назовите условия проведения данной реакции.

3.Сколько продуктов в проделанной вами реакции образуется.

4Какой цвет продукта реакции?

5.Назовите второе исходное вещество, если одно известно – медь.

6.Какими по составу являются исходные вещества?

7.Назовите признак, подтверждающий, что произошла химическая реакция.

8.Сколько исходных веществ в проведенной реакции?

^ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: СВОЙСТВО

Если группа разгадывает правильно кроссворд, то она получает ключ на котором написано ключевое слово.




2 группа ^ ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ

«Разложение гидроксида меди (ii)»

Цель. Научиться определять признаки химических реакций и описывать условия их проведения. Закрепить знания о законе сохранения массы веществ.


^ Правила техники безопасности




Содержание и ход выполнения опыта

1. Рассмотрите выданную вам пробирку с гидроксидом меди (II) и опишите его внешний вид.___________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Нагрейте пробирку с гидроксидом меди (II),закрепив ее в держателе для пробирок, в верхней части пламени спиртовки в течение 1 мин. Опи­шите условия проведения реакции.________________________________________

_________________________________________________________________

3. Опишите признак, подтверждающий, что произошла химическая реакция.__________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Составьте уравнение проделанной реакции. Назовите исходное вещество и продукты реакции._________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Проведенная реакция по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции» относится к реакциям ____________, так как______________________________________________________________


Вопросы к кроссворду


1.Каким по составу в проделанной вами реакции является исходное вещество?

2. Проведенная реакция по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции» относится к реакциям……………………

3.Как называют, полученные в результате реакции оксид меди и воду?


4.В реакции разложения, продуктов реакции может быть два или …………….


5.Назовите условие протекания проделанной вами реакции.

^ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: НАУКА

Если группа разгадывает правильно кроссворд. то она получает ключ на котором написано ключевое слово.


3 группа лабораторный опыт

«замещение меди в растворе сульфата меди (ii) железом».

Цель. Закрепить умение определять признаки химических реакций и описывать условия их проведения.

^ Правила техники безопасност




Содержание и порядок выполнения опыта

1. Налейте в две пробирки по 2 мл раствора сульфата меди (II). Опишите цвет вещества.__________________________________________________________

2. Осторожно погрузите в одну из пробирок железный гвоздь. Oпишите условия проведения реакции._________________________________________

3. Через 5 мин извлеките гвоздь из раствора и опишите произошедшие с ним изменения._________________________________________________________

Образованием какого вещества они вызваны?___________________________

4. Опишите и сравните цвет образовавшегося и исходного растворов._______

__________________________________________________________________

5. Напишите уравнение реакции сульфата меди (II) с железом, учитывая, что при этом образуется сульфат железа (II).________________________________

__________________________________________________________________

6. Проведенная реакция по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции» относится к реакциям _________________________

так как____________________________________________________________





^ Вопросы к кроссворду.



  1. Каким общим словом называются, вещества, полученные в результате реакции?


2.Как называются вещества, которые в зависимости от среды раствора

меняют окраску?

3. Между какими по составу исходными веществами произошла данная химическая реакция?

4.Назовите один из продуктов реакции.


5.Как называется вид реакции между кислотой и основанием с образованием

соли и воды?

6.К какому классу веществ относится вещество, которое вы добавили к основанию при проведении опыта?

7.Как называется растворимое в воде основание?

8.Потрогайте пробирку после проведенного опыта. Что вы почувствовали?

Проведенная реакция по признаку «выделение или поглощения теплоты» относится к ……………

9.К какому типу относится проведенная реакция по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции»?


10.В какой цвет окрасился раствор, когда к гидроксиду натрия добавили фенолфталеин?


11. Как называются любые изменения происходящие с веществами?


^ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: ПРЕВРАЩЕНИЕ


Если группа разгадывает правильно кроссворд, то она получает ключ на котором написано ключевое слово.


4 группа ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ

«Взаимодействие гидроксида натрия с серной кислотой».

^ Цель. Сформировать умение определять признаки химических ре­акций и описывать условия их проведения.

Правила техники безопасности




^ Содержание и порядок выполнения работы

1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксид натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? О чем говорит изменение окраски__________________________________________________________

2.С помощью пипетки к полученному раствору постепенно прибавляйте раствор серной кислоты, после каждой порции пробирку с раствором встряхивайте, кислоту добавляйте до тех пор, пока не исчезнет окраска раствора. Почему исчезла окраска?_____________________________________

___________________________________________________________________

3.Потрогайте пробирку. Что вы чувствуете? По какому признаку вы определили, что произошла химическая реакция?_________________________

___________________________________________________________________

4. Запишите уравнение реакции между гидроксидом натрия и серной кислотой ___________________________________________________________________

5. Проделанная реакция по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции» относится к реакциям______________________________

, так как___________________________________________________________

6.К какому виду относится проделанная вами реакция?___________________

__________________________________________________________________


КРОССВОРД





Вопросы к кроссворду


1. Проведенная реакция по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции» относится к реакциям……………………

2.Назовите условия проведения данной реакции.

3.Сколько продуктов в проделанной вами реакции образуется.

4Какой цвет продукта реакции?

5.Назовите второе исходное вещество, если одно известно – медь.

6.Какими по составу являются исходные вещества?

7.Назовите признак, подтверждающий, что произошла химическая реакция.

8.Сколько исходных веществ в проведенной реакции?

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: ВЕЩЕСТВО


Если группа разгадывает правильно кроссворд, то она получает ключ, на котором написано ключевое слово.


Получили название форта: ХИМИЯ. Наградой за это будут хорошие и отличные оценки.




Похожие:

Урок по теме «Типы химических реакций». Форд «химия» iconТема: «типы химических реакций»
Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить учащихся применять полученные...
Урок по теме «Типы химических реакций». Форд «химия» iconУрок химии на тему: «Типы химических реакций»
Химия это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области
Урок по теме «Типы химических реакций». Форд «химия» iconЦель урока: закрепить знания учащихся о типах химических реакций. Задачи
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация "Типы химических реакций" (приложение), печатное или...
Урок по теме «Типы химических реакций». Форд «химия» iconЛитература для учителя: О. С. Габриелян «Химия» 11 класс Профильный уровень, М.: Дрофа, 2008г
...
Урок по теме «Типы химических реакций». Форд «химия» iconТест Типы химических реакций
Реакции замещения, присоединения и обмена соответственно указаны в группе кат. Свет
Урок по теме «Типы химических реакций». Форд «химия» iconУрок №48 Многовариантная карточка «Решение задач по уравнениям химических реакций» Сколько граммов магния можно сжечь в Х л кислорода?
Сколько литров водорода выделится при взаимодействии у г цинка с соляной кислотой?
Урок по теме «Типы химических реакций». Форд «химия» icon«Скорость химических реакций. Катализаторы». 9 класс Урок разработала учитель химии высшей категории Яцына О. А
Прошу записать на доске уравнение данного химического процесса. После этого возвращаемся к первой пробирке, где уже видны признаки...
Урок по теме «Типы химических реакций». Форд «химия» iconДокументи
1. /ГИА химия/Часть 1/Классификация реакций.docx
2. /ГИА...

Урок по теме «Типы химических реакций». Форд «химия» iconДокументи
1. /ГИА химия/Часть 1/Классификация реакций.docx
2. /ГИА...

Урок по теме «Типы химических реакций». Форд «химия» iconУрок предъявления и изучения нового учебного материала, урок применения новых знаний, урок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки знаний и умений, комбинированный урок. Типы уроков
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов