Пояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем» icon

Пояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем»



НазваниеПояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем»
Дата конвертации28.10.2012
Размер163.66 Kb.
ТипПояснительная записка

МОУ «Гаргинская средняя общеобразовательная школа»

ул.Комсомольская.1 тел 92-1-97








Учитель биологии: Сахманов

Александр Ухинович


с.Арзгун 2007 год

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем» предназначена для изучения в 10-11-х классах естественно-научного профиля, специализированных на изучении биологических и химических дисциплин, и рассчитана на 2 ч занятий в неделю в течение одного полугодия или по 1 ч в течение года (всего - 34 ч).


Цель курса: углубленно изучить вопросы строения и функционирования центральной нервной системы и сенсорных систем.


Основные задачи курса:

• изучить особенности строения и функций нервной ткани, нервных волокон, нервов, спинного и головного мозга и органов чувств организма человека;

• рассмотреть общие принципы управления процессами жизнедеятельности организма человека и роль ЦНС в регуляции, инициации и координации функций;

• развивать творческие способности обучающихся в процессе проведения самонаблюдений, выполнения лабораторных работ, написания и защиты рефератов;

• способствовать определению и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение в дальнейшем биологических медицинских специальностей.

Последовательность разделов и тем программы обусловлена логикой развития основных анатомических и физиологических знаний о ЦНС и сенсорных системах и связана с переходом от общих вопросов к частным.

В программе приводится примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). В конце изучения каждого раздела рекомендуется провести зачет и письменную контрольную работу. По завершении изучения курса возможно проведение зачета или итогового тестирования.


Учебно-тематический план

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория


Лабораторные
рабы

1

2

3

4

5

Раздел 1. Общая анатомия и физиология ЦНС

1

Предмет и задачи анатомии и физиологии ЦНС. Нервная ткань. Нейроны и их строение.

1

1



2

Классификация нейронов по выполняемым ими функциям. Нейросекреторные клетки. Нейроглия

1

0,5

0,5

3

Нервные волокна и нервы, их строение и типы

1

1



4

Нервные окончания и их типы. Рецепторы. Синапсы

2

2



5

Возбудимые ткани и их свойства. Биоэлектрические явления при возбуждении клетки. Проводимость нервной ткани

2

2



6

Рефлекс и рефлекторная дуга. Типы рефлекторных дуг. Классификация рефлексов


2



1

1

7

Процессы управления (регуляции) в живых системах

1

1



8

Зачетный урок по разделу 1

1

1



9

Контрольный урок по разделу 1

1

1






Всего

12

10,5

1,5

Раздел 2. Частная анатомия и физиология ЦНС

1

Строение и функции спинного мозга человека

1

1



2

Головной мозг человека. Строение и функции продолговатого мозга, моста и мозжечка

2

1

1

З

Строение и функции среднего и промежуточного мозга

1

0,5

0,5

4

Строение и функции большого (конечного мозга)

2

2



5

Обобщение знаний раздела 2

1

1



б

Зачетный урок по разделу 2

1

1



7

Контрольный урок по разделу 2

1

1






Всего

9

7,5

1,5

Раздел 3. Анатомия и физиология периферической нервной системы

1

Общие сведения о периферической нервной системе.

1

1



2

Спинномозговые черепные нервы
Особенности строения вегетативной нервной системы

2

2



3

Обобщение знаний раздела 3

1

1



4

Всего

4

4



Раздел 4. Анатомия и физиология сенсорных систем

1

Понятия органов чувств и сенсорных систем. Значение зрения. Строение глаза человека.

1

1



2

Функции органов зрения

1

0.5

0,5

З

Строение и функции органов слуха и равновесия человека

2

1

1

4

Строение и функции органов обоняния, вкуса и осязания

1

1



5

Обобщение знаний раздела 4

1

1



б

Зачетный урок по разделу 4

1

1



7

Контрольный урок ло разделу 4

1

1






Всего

8

6,5

1,5




Итоговое тестирование по курсу

1

1






Всего

1

1






Итого

34

29,5

4,5



^ Содержание программы

1. Общая анатомия и физиология ЦНС

Предмет и задачи курса «Анатомия и физиология ЦНС и сенсорных систем».

Нервная ткань. Нейроны и их строение. Тело нейрона (ядро, цитоплазма, нейрофибриллы) и его отростки (аксоны и дендриты). Функции аксонов (отведение нервных импульсов от тела нейрона) и дендритов (восприятие раздражения и проведение нервных импульсов к телу нейрона). Классификация нейронов по количеству отростков (униполярные, биполярные и мультиполярные) и по выполняемым функциям (чувствительные, или аффекторные; ассоциативные, или вставочные; двигательные, или эффекторные). Нейросекреторные клетки, особенности их строения и значение.

Нейроглия и ее функциональная значимость. Особенности и значение шванновских клеток, олигодендроглии, микроглии и глиальных макрофагов.

Нервные волокна и нервы. Нервные волокна, их типы (миелиновые и безмиелиновые), строение и значение. Дегенерация и регенерация нервных волокон. Нервы, их строение, значение и классификация (центростремительные, центробежные и смешанные).

Нервные окончания и их деление на группы по функциональному признаку (эффекторы, рецепторы и концевые аппараты). Двигательные и секреторные эффекторные нервные окончания и их роль. Рецепторы, их значение и классификация по специфичности воспринимаемого раздражения (механорецепторы, барорецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, терморецепторы и др.), по особенностям строения (свободные и несвободные окончания), по месту воспринимаемого стимула (экстерорецепторы и интерорецепторы).
Синапсы, их классификация (аксосоматические, аксодендрические, аксоаксональные, электрические, химические) и значение. Медиаторы синоптической передачи и их типы (ацетилхолин, катехоламины, аминокислоты и пептиды). Возбуждение и торможение в ЦНС. Тормозные синапсы.

Возбудимые ткани (нервная, секреторная и мышечные), их свойства и функции. Источники электричества в живых тканях. Биоэлектрические явления при возбуждении клетки. Мембранный потенциал действия и его функциональное значение. Закон «все или ничего». Инактивация Рефрактерность и ее продолжительность. Лабильность. Реполяризация и ее роль. Проводимость нервной ткани.

Рефлекс и рефлекторная дуга. Состав рефлекторной дуги (афферентная, центральная и эфферентная части). Количество нейронов, участвующих в образовании рефлекторной дуги. Обратная связь. Рефлекторное кольцо. Принципы рефлекторной деятельности по И.П.Павлову (детерминизма, анализа и синтеза, структурности). Понятие нервного центра. Классификация рефлексов (по биологическому значению, по роду рецепторов, по характеру ответной реакции, по продолжительности, по сложности и др.).

Процессы управления в живых системах. Управление, его способы (регуляция, инициация и координация) и их характеристика. Средства управления (биологически активные вещества (БАВ), эндокринные железы, ЦНС, управляемые органы и системы). Нервная регуляция функций организма человека и ее характерные черты (вторичность в ходе эволюции, большая точность, быстрота и др.).


Демонстрация.

Портреты выдающихся анатомов и физиологов. Таблицы и рисунки, иллюстрирующие методы анатомии и физиологии ЦНС. Таблицы, рисунки, схемы и микропрепараты, иллюстрирующие строение нервной ткани, нервных клеток, нервных волокон, нервов, нервных окончаний, синапсов, рефлекторных дуг.


Лабораторная работа

№1. Микроскопирование нервной ткани.

№2. Наблюдение безусловных рефлексов человека и построение рефлекторных дуг.


^ 2. Частная анатомия и физиология ЦНС

Спинной мозг человека. Общие сведения о спинном мозге (местонахождение в организме, размеры, границы, оболочки и др.). Серое и белое вещество спинного мозга. Центральный канал. Образование и значение ликвора. Передние, задние и боковые рога серого вещества. Передние и задние корешки спинномозговых нервов. Сегменты спинного мозга. Канатики белого вещества. Три типа проводящих пучков спинного мозга (короткие, восходящие и нисходящие). Рефлекторная (двигательные центры скелетной мускулатуры, центры вегетативной нервной системы) и проводниковая функции спинного мозга и их значение. Повреждения спинного мозга. Спинальный шок и его последствия.

Головной мозг человека. Общие сведения о головном мозге (местонахождение в организме, масса, оболочки, подходы к делению на отделы, желудочки мозга и др.). Строение (размеры, границы, серое и белое вещество) и функции (рефлекторная и проводниковая) продолговатого мозга. Варолиев мост и его значение (двигательная, чувствительная и вегетативная иннервация органов головы).

Мозжечок и его строение (червь, правое и левое полушария, ножки мозжечка, кора мозжечка и др.). Функции мозжечка и их изменения, наступающие при повреждениях мозжечка (атония, астазия, астения, атаксия).
Строение и функции среднего мозга (ножки мозга и четверохолмия, черное вещество, красные ядра и др.). Промежуточный мозг. Строение и функции таламуса, метаталамуса, эпиталамуса, гипоталамуса. Гипоталамо-гипофизарное взаимодействие и его роль в обеспечении связи между нервной и эндокринной системами. Ретикулярная формация как активизирующая кору система. Специфический и неспецифический пути импульсов, поступающих в кору больших полушарий. Лимбическая система как анатомическое эмоциональное кольцо. Функциональное значение лимбической системы.

Строение и функции большого (конечного) мозга. Общие сведения о большом мозге (правое и левое полушария, мозолистое тело, передняя, задняя спайки и спайка свода, кора больших полушарий, базальные ядра). Полюса полушарий большого мозга (лобный и затылочный). Деление полушарий на доли (лобная, теменная, височная, затылочная и островковая) и борозды, их разделяющие. Развитие больших полушарий у зародыша и ребенка.

Строение коры большого мозга. Пирамидальные и звездчатые нейроны коры. Слои нейронов в коре полушарий большого мозга (зональный, внешний зернистый, внутренний зернистый). Новая кора (неокортекс), старая кора (архекортекс) и древняя кора (палеокортекс) и их значение. Базальные ядра больших полушарий (хвостатое, чечевицеобразное тела и ограда) и их значение. Белое вещество и группы проводящих путей полушарий (ассоциативные, комиссурные, проекционные) и их функции. Функциональные зоны коры (сенсорные, ассоциативные и моторные) и их роль. Локализация функций в коре больших полушарий. Функциональная асимметрия полушарий.

Демонстрация.

Таблицы, рисунки, модели, муляжи, пластинчатые препараты, иллюстрирующие строение спинного и головного мозга человека и их отделов.

Лабораторная работа.

№3. Изучение строения головного мозга человека.

№4. Изучение безусловных рефлексов продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка.


^ З. Анатомия и физиология периферической нервной системы.

Периферическая нервная система и структуры, ее образующие (нервные узлы, нервы, нервные окончания). Закономерности строения периферической нервной системы (парность нервов и их расхождение из ЦНС лучками; кратчайший путь нервов к органам; сегментарная иннервация мышц и кожи и др.). Периферические отделы соматической и вегетативной (автономной) нервной системы и их значение.
Спинномозговые нервы, их вентральный и дорсальный корешки, ветви (передняя, задняя, соединительная, оболочечная) и общее количество (8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1копчиковый). Сплетения спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное и крестцовое), их состав и значение.

Черепные нервы, их количество (12 пар), деление на двигательные, чувствительные и смешанные. Характер и зоны иннервации обонятельных, зрительных, глазодвигательных, блоковых, тройничных, двигательных, лицевых и других черепных нервов.

Особенности автономной (вегетативной) нервной системы (иннервирует внутренние органы; возбуждение на пути к органам проходит через два расположенных друг за другом нейрона; небольшая скорость проведения возбуждения; выход нервов из ЦНС пучками и др.). Влияния вегетативной нервной системы на работу органов (пусковое, корригирующее и адаптационно-трофическое).
Части вегетативной нервной системы. Симпатическая часть и ее центральный и периферический отделы. Околопозвоночные и предпозвоночные симпатические нервные стволы. Симпатические сплетния. Солнечное (чревное) сплетение и его значение. Симпатические нервные волокна. Значение симпатической части вегетативной нервной системы. Медиаторы окончаний симпатических нервных волокон.

Центральный и периферический отделы парасимпатической части Вегетативной нервной системы. Значение парасимпатической части. Медиаторы, образующиеся в окончаниях парасимпатических нервов.

Двойная иннервация органов и ее значение. Эффекты симпатической и парасимпатической систем в организме человека.

Демонстрация.

Таблицы, рисунки, модели, иллюстрирующие строение периферической нервной системы, спинномозговых и черепных нервов, особенности строения и функций автономной (вегетативной) нервной системы.


^ 4. Анатомия и физиология сенсорных систем

Понятия органов чувств и сенсорных систем (анализаторов). Шесть видов чувствительности и соответствующие им органы чувств (глаз, ухо, кожа и др.). Анализатор и три его анатомических образования (рецептор, афферентное нервное волокно, зона коры). Значение периферической, проводниковой и центральной частей анализатора. Целостность сенсорной системы как необходимое условие ее функционирования. Вклад И.П.Павлова в создание учения об анализаторах.

Значение зрения как важнейшего чувства. Строение глазного яблока человека (форма, размеры, масса, оболочки и ядро). Фибриозная оболочка: ее передний отдел — роговица и задний отдел — склера, их строение и функции.
Сосудистая оболочка и три ее части. Радужная оболочка, ее окраска, зрачок, зрачковый рефлекс. Ресничное (цилиарное) тело, ресничная мышца. Хрусталик и механизм изменения его кривизны. Передняя и задняя камеры, водянистая влага и ее значение. Сосудистая оболочка глазного яблока, значение пигментных ее клеток. Стекловидное тело и его значение в поддержании формы глаза.
Сетчатая оболочка и две ее части: заднюю (зрительную) и переднюю (ресничную и радужковую). Палочки и колбочки сетчатки глаза. Дно глазного яблока. Желтое и слепое пятно сетчатки.

Вспомогательные органы глаза, их строение и функции (брови, ресницы, веки, слезный аппарат, мышцы).

Оптическая система глаза. Модель редуцированного глаза построение изображения в нем. Аккомодация и ее причины (рефлекторное изменение кривизны хрусталика; рефлекторное изменение диаметра зрачка). Дальнозоркость и близорукость, их причины, исправление и профилактика.
Светочувствительный аппарат глаза. Зрительные пигменты (родопсин и йодопсин) и их значение. Восприятие цвета глазом. Трехкомпонентная теория восприятия цветов. Дальтонизм, его формы (протанопия, дейтеронопия, тританопия) и причины. Бинокулярное зрение, его сущность и преимущества (расширение поля зрения; возможность компенсации повреждения одного глаза за счет другого; снижение эффекта слепого пятна и др.).

Слух и его значение. Строение и функции наружного уха человека. Ушная раковина, ее форма, строение (завиток и противозавиток, козелок и противокозелок, вырезка, мочка) и значение. Наружный слуховой проход. Ушная сера, ее образование и значение. Барабанная перепонка как тонкая фибриозная пластинка. Значение барабанной перепонки.

Строение и функции среднего уха. Барабанная полость и ее стенки (перепончатая, лабиринтная, сосцевидная, сонная, покрышечная, яремная). Слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко) и их значение в проведении и усилении звука. Евстахиева труба и ее значение.

Строение и функции внутреннего уха. Костный лабиринт и три его отдела (преддверие, улитка и полукружные каналы) и их строение. Перепонка овального окна и ее значение. Перепончатый лабиринт, его части (маточка и сферический мешочек) и функции. Эндолимфа, перилимфа и их значение. Строение кортиева органа. Волосковые клетки и возникновение нервного импульса на них.

Строение и функции органа равновесия. Части вестибулярного аппарата (костное преддверие и три полукружных канала), их строение и функции.

Строение и функции органа обоняния. Обонятельная область носоглоточного пространства. Обонятельные клетки, их центральные (аксоны) и периферические (дендриты) отростки и их значение. Механизм действия обонятельных клеток.

Строение и функции органа вкуса. Вкусовые эпителиоциты, вкусовые почки (луковицы) и сосочки (желобоватые, нитевидные, листоватые и грибовидные) языка. Виды вкусовых рецепторов и их локализация в ротовой полости. Возбуждение рецепторов веществами, обладающими вкусом.

Кожная чувствительность. Тактильная чувствительность. Строение и функции механорецепторов, холодовых, тепловых и болевых рецепторов.

Общие свойства анализаторов (чем сильнее раздражитель, тем шире разливается возбуждение по коре; способность приспосабливаться к различной силе раздражителей; явление последействия и др.) и их характеристика.

Демонстрация.

Таблицы, рисунки и модели, иллюстрирующие строение органов зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и равновесия человека, а также схемы, иллюстрирующие состав сенсорной системы и общие их свойства.

Лабораторная работа

№5. Изучение функций зрачка, периферической и центральной части сетчатки глаза.
№6. Изучение функций и свойств органов слуха человека.



Похожие:

Пояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем» iconВопросы к зачету по дисциплине «Физиология поведения» для студентов заочной формы получения образования Преподаватель
Общие принципы координации деятельности центральной нервной системы [7 с. 166-172]
Пояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем» iconПрограмма элективного курса «Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного текста» Пояснительная записка
...
Пояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем» iconДокументи
1. /Физиология ЦНС/Гимов И.Р. Физиология ЦНС.doc
2. /Физиология...

Пояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем» iconПрограмма элективного курса «Методы решения задач по физике» (10 класс, 68 часов) Пояснительная записка
...
Пояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем» iconРаботает на предприятиях текстильной и химической промышленности. На ленто-ткацких и ткацких станках разных систем бесчелночных, автоматических и др
Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания с выраженной патологией, опорно-двигательного...
Пояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем» iconПамятка по профилактике клещевого энцефалита Клещевой энцефалит острое вирусное заболевание, протекающее с поражением центральной нервной системы. Считается сезонным заболеванием
...
Пояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем» iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 10 классе мбоу «Синезерская сош» «Трудные вопросы морфологии» Учитель Шилкина Т. Н. Пояснительная записка
В первом разделе дается понятие о частях речи и принципах их классификации, рассматривается история вопроса о частях речи в русском...
Пояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем» iconПрограмма элективного курса по алгебре и началам анализа «Нестандартные задачи конкурсных экзаменов» для учащихся 11 классов Пояснительная записка
Мгу, мфти, мвту им. Баумана, маи, мати и др вузов, требований к егэ. Элективный курс построен с опорой на знания и умения, получаемые...
Пояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем» iconПрограмма элективного курса Подготовка к егэ по истории 10 класс Учитель: Юманова Е. Н. Моу «Чернятинская сош №15» Пояснительная записка
Егэ. Курс необходим, т к общеобразовательная программа базового уровня отводит два часа в неделю в 10 классе на интегрированный курс...
Пояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем» iconПрограмма элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе мбоу «Синезерская сош» «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» Учитель Шилкина Т. Н
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы