Справочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой icon

Справочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой



НазваниеСправочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой
страница1/48
Л. П. Воронковой
Дата конвертации16.02.2013
Размер6.73 Mb.
ТипСправочник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48







ТУРИЗМ,

ГОСТЕПРИИМСТВО,

СЕРВИС


Словарь-справочник


Под редакцией

доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой


Рекомендовано Советом Факультета

дополнительного образования МГУ им. М. В. Ломоносова

в качестве учебного пособия для студентов,

специализирующихся в области туризма,

и специалистов туристско-гостиничного бизнеса


АСПЕКТ ПРЕСС

Москва 2002


УДК 030

ББК 92 Т86


Авторы-составители:

доктор философ, наук, проф. Г. А. Аванесова

доктор философ, наук, проф. Л. П. Воронкова

канд. экон. наук, доцент ^ В. И. Маслов

канд. истор. наук, доцент А. И. Фролов


Т 86 Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Г. А. Аванесова, Л. П. Воронкова, В. И. Маслов, А. И. Фролов; Под ред. Л. П. Воронковой. — М: Аспект Пресс, 2002. – 367 с.


ISBN 5-7567-0266-0


Предлагаемый толковый словарь представляет собой первое издание словаря, составленного по комплексу дисциплин профессиональной подго­товки специалистов по туризму, гостеприимству и сервису. Цель этого изда­ния – дать в приемлемой форме толкование основных понятий, связанных со становлением и функционированием сферы туризма, гостеприимства и сервиса. Информационную основу словаря составляют около 2000 терми­нов. Словарь также включает в себя биографии известных ученых и путешест­венников.

Словарь предназначен для преподавателей, аспирантов, студентов, а также практических работников-специалистов по сервису и туризму.


УДК 030

ББК92


ISBN 5-7567-0266-0 © «Аспект Пресс», 2002


Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru


^ ОТ РЕДАКТОРА


В современной отечественной экономике активно развивается область хо­зяйствования, которую в обобщенной виде можно охарактеризовать как сферу сервисной деятельности. Специализированные фирмы и учреждения, форми­рующие в экономике развитых стран мира третичный сектор, ориентируются на создание благ, предоставление различных услуг населению, в том числе в области туризма и отдыха.
Современная индустрия туризма представляет со­бой сложноорганизованную систему, включающую предприятия сферы досу­га и развлечений, транспортную инфраструктуру, государственные и обще­ственные организации, выполняющие управленческие и правовые функции по отношению к туристской деятельности. Индустрия туризма не может также функционировать без индустрии гостеприимства, культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов, материально-технической базы, произ­водства товаров для путешествий и отдыха. Основными субъектами туристской деятельности выступают разработчики туристского продукта (туроператоры и турагенты), менеджеры, работники гостиниц и пансионатов, организаторы досуга. Интенсивно развиваются отдельные отрасли в индустрии туризма, бла­годаря чему современный турист имеет не только широчайший выбор стран для поездки, но и не меньший выбор отелей, различных туристических про­грамм. Нынешний этап развития мировой индустрии туризма характеризуется диффсренцированностью профессиональной деятельности, что предъявляет высокие требования к уровню и качеству подготовки специалистов в сфере туризма.

В нашей стране существует немало учебных заведений, в которых готовят будущих организаторов туристических поездок, правоведов, экономистов и других специалистов в области туризма. Образовательные традиции подготов­ки специалистов для сферы туризма, умеющих работать в условиях современ­ного уровня открытости межкультурных коммуникаций, рыночной экономи­ки и предпринимательства, находятся в стадии становления. За последние годы в этой сфере профессионального образования произошел определенный «про­рыв». Особенно заметен прогресс в разработке учебных и методических посо­бий, описывающих отдельные аспекты организации туристской деятельнос­ти, гостеприимства и сервиса. Вместе с тем в настоящее время профессио­нальное образование в сфере туризма продолжает испытывать немалые трудности. В отечественных вузах нередко используются учебники по гостепри­имству и туризму, написанные зарубежными авторами. Это, безусловно, по­ложительный момент, так как будущие российские специалисты из первых рук узнают о состоянии дел в мировой практике туристского бизнеса и гостеприимства. Однако в зарубежных работах, естественно, не учитывается специфика отечественной экономики и культурпо-досуговой практики. И хотя в имеющихся пособиях отечественных авторов частично восполняется этот недостаток, в целом приходиться признать, что отечественная наука о туризме пребывает в стадии становления. Особенно «не везет» учебным пособиям по проблемам социально-культурного сервиса в туризме – они, по существу, отсутствуют в практике подготовки соответствующих специалистов. Отдельные издания по этой тематике не меняют состояния дел в общероссийских масштабах. Даже поверхностный анализ учебной литературы показывает, что творим, о сложившихся комплексах отечественных наук о туризме и сфере сервиса пока преждевременно. Даже предлагаемые названия этих наук – «туристика», равно как и «сервисология», – не встречают однозначной поддер­жки.

Эта неопределенность науки о туризме (а точнее, целого комплекса наук) в настоящее время преодолевается самой практикой развития отечественного бизнеса. Конечно же, отправиться в путешествие интереснее, чем писать или читать о нем. И, казалось бы, так ли уж важна эта «специализированная» ли­тература, на нехватку которой мы сейчас сетуем? Но ведь наука о туризме находится в прямой связи с туризмом практическим, когда «окуляры» с диоп­триями сменяются на солнцезащитные очки, а учебная книга – на толковый путеводитель. От состояния науки о туризме непосредственно зависит разви­тие системы профессионального образования, т.е. подготовка тех специалис­тов, которые отвечают за качество отдыха людей. Вместе с тем эта наука не­справедливо принижается, что можно объяснить тем, что работа организато­ров туризма – режиссеров и сценаристов нашего отдыха – воспринимается как сугубо «технологическая», требующая в первую очередь навыки управлен­ца, экономиста. Но разве вызвал бы интерес у туриста фильм о Китае, если бы он превратился в скучный отчет о политике и экономике страны и в нем не было бы сказано ни слова о памятниках архитектуры, литературе, национальных обычаях, т.е. о том, что прежде всего привлекает туриста? В настоящее время наряду с экономической природой все более отчетливо обнаруживает себя социокультурная сущность туризма: туризм осознается как одна из функцио­нальных сфер культуры, элемент и средство культуры, фактор влияния на культуру. Социально-культурная природа туризма обнаруживает себя в том, что туризм рассматривается как социокультурная деятельность, способствую­щая развитию всех аспектов, связанных с культурой. Туризм воздействует на человека, формируя в нем навыки и умения общения, потребления культур­ных ценностей. Его можно рассматривать как одну из форм культурологичес­кого образования, так как он способствует изучению культур, традиций раз­ных народов и взаимопониманию между ними.

Отечественный комплекс наук о туризме нацеливается на изучение разви­тия индустрии туризма и сервиса в условиях массовых коммуникаций и гло­бальных взаимодействий. Он включает в себя анализ туристской практики в разных странах, исследует состояние мирового туристского рынка и спроса на рекреационные услуги в разных регионах мира, в том числе и в России. Разви­тие рыночных отношений в нашей стране позволило сформироваться широ­кому кругу предпринимателей, деятельность которых связана с организацией путешествий и социокультурного обслуживания населения. В этих видах бизне­са многое зависит от умения работать с клиентами, от широкого кругозора, знаний гуманитарного, психологического, художественного плана, от культу­ры обслуживания в целом. К тому же в условиях усиления конкуренции в мире бизнеса повышаются требования к имиджу фирмы и репутации бизнесмена, к корпоративной культуре и профессиональному этикету. Игнорирование этих аспектов предпринимательской активности оборачивается крахом фирмы, ма­териальными и моральными потерями. Еще одна важная особенность совре­менного российского предпринимательства в сфере туризма состоит в том, что его представители постоянно находятся в сфере межкультурных коммуни­каций. Для успеха их профессиональной деятельности важно понимание дело­вых культур разных стран, учет национальной психологии, традиций, обыча­ев партнеров и клиентов из разных регионов мира.

Указанные выше потребности развития отечественного бизнеса в органи­зации туризма и образовательной практики подготовки высококвалифициро­ванных специалистов подвигли авторов на создание предлагаемого вам слова­ря. В словаре представлена развернутая система терминов, связанных с про­фессиональной деятельностью в области индустрии туризма. Словарь содержит основные понятия, характеризующие структуру, формы существования и важ­нейшие социально-экономические, технологические, психологические осо­бенности развития сферы туризма и гостеприимства. В словаре описаны конк­ретные направления, типы, разновидности туризма и сервисной деятельнос­ти в процессе путешествий. Он включает в себя понятия не только из сферы экономики, права, менеджмента, маркетинга, социальной статистики, но и из целого комплекса гуманитарных, социальных дисциплин, среди которых важную роль выполняют понятия культурологического, антропологического, психологического, художественного плана. В словаре также можно найти клю­чевые статьи по таким специализациям, как «гостеприимство», «социокуль­турный сервис», «выставочная деятельность», «музееведение», «имиджмей-керство» и др., а также сведения из биографии путешественников, ученых, которые внесли вклад в различные области знаний из сферы туризма, менед­жмента и т.д.

Данный словарь является попыткой авторов обобщить и систематизиро­вать накопленный опыт реализации профессионально-образовательных про­грамм, ориентированных на подготовку специалистов по туризму, гостеприим­ству и сервису, в отечественных и зарубежных учебных заведениях. Особенность словаря в том, что он отражает современное состояние специальной термино­логии в области туризма, гостеприимства и сервиса, которая неизбежно, как и любой язык, быстро изменяется. Появляются новые термины, происходит пере­осмысление старых. Возникают разногласия в толковании понятий — своеобраз­ный спор консерваторов и новаторов. В словаре нашли отражение имеющиеся на настоящий момент разночтения в толковании понятий и терминологичес­кой лексики, которые являются характерным показателем динамических про­цессов, происходящих в области теоретических исследований, в сфере туриз­ма и сервиса.

Впервые тезаурус словаря сформирован не по отдельной науке, а по ком­плексу научных дисциплин, на которых базируется профессиональная подготовка специалистов по туризму, гостеприимству и сервису. Словарь является практически первым изданием подобного рода, появившимся на волне поис­ка современных подходов к формированию новых образовательных стандар­тов в области туризма, гостеприимства и сервиса.

Авторы будут благодарны всем отзывам на свою работу, надеясь, что они станут подспорьем в дальнейшем совершенствовании данного словаря.


^ Как пользоваться словарем

Статьи в словаре приводятся в алфавитном порядке. Когда название статьи состоит из двух слов, то, как и принято, помещаются сразу две статьи – одна с названием, скажем, «Музеи исторические», а вторая – с названием «Исто­рические музеи», в которой помещается отсылка к первой статье. Напр., ^ ИС­ТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ См. Музеи исторические.

Жирным курсивом по тексту выделяются те понятия, которым посвяща­ются в книге отдельные статьи.

Для удобства пользования словарем в конце приведен тематический ука­затель, в котором термины объединены по основным дисциплинам, изучаю­щим туризм, гостеприимство и сервис. Термины, которые можно найти в раз­ных разделах, выделяются курсивом.

А

^ «А ЛЯ КАРТ» (от фр. a la carte) – вид обслуживания, предусматривающий свободный выбор клиентом порцион­ных блюд из предлагаемого рестора­ном меню. За каждое блюдо указыва­ется отдельная цена в отличие от меню «табльдот», в котором предусмотре­на комплексная цена на набор блюд. Обычно применяется при обслужива­нии индивидуальных туристов или не­больших туристских групп.

АБАНДОН (от фр. abandon – отказ, оставление чего-либо) – 1) выход из сделки путем уплаты штрафа; 2) пра­во страхователя заявить об отказе при определенных обстоятельствах от сво­их прав на застрахованное имущество в пользу страховщика при условии выплаты им полной страховой суммы. Эта процедура применяется в морском страховании в случаях тотальной ги­бели объекта страхования, пропажи объекта – судна без вести, экономи­ческой нецелесообразности устранения повреждения или доставки груза в ме­сто назначения, а также захвата объек­та страхования в случае сговореннос­ти такого риска.

АБОРИГЕНЫ (от лат. aborigines, от ab origins – от начала) – коренное насе­ление, принадлежащее к одной родо-племенной или этнической группе, жи­вущее с давних пор в определенном регионе и связанное с этой территори­ей прочными экономическими, соци­альными отношениями, всем образом жизни. В экспедициях и туристских мар­шрутах по данному региону А. могут наниматься в качестве проводников.

АВИАКОМПАНИЯ – предприятие, которое осуществляет транспортные и пассажирские воздушные перевозки на коммерческих условиях. А. разделяют­ся по характеру выполнения полетов: на внутренние, международные и сме­шанные, по дальности и направлению полетов: на магистральные, региональ­ные, частные и чартеры, по типу ос­новных перевозок: на пассажирские, грузовые и смешанные, по виду опера­ций: па регулярные и чартерные; по величине основных фондов и объему транспортной продукции: на крупные, средние и мелкие.

^ АВИАРЕЙС ЧАРТЕРНЫЙ – рейс, совершаемый авиационным транспорт­ным средством, которое полностью арендуется у перевозчика туристской фирмой для транспортировки турис­тов по согласованным ценам, марш­руту и времени.

^ АВИАЦИОННОЕ ПРОИСШЕ­СТВИЕ – событие, произошедшее во время использования средств авиации, с негативными последствиями, таки­ми, как нанесение ущерба здоровью хотя бы одного пассажира, пропажа без вести пассажира, повреждение двигательных систем авиационного транспортного средства или его посад­ка на местность, эвакуация с которой является технически невозможной или нецелесообразной. А.п. делятся на авиа­ционные катастрофы, А.п. без челове­ческих жертв и авиационные поломки. Авиационное происшествие расследу­ется в обязательном порядке соответ­ствующими компетентными органами.

АВИЦЕННА – См. Ибн Сына.

^ АВТОБУС ТУРИСТСКИЙ (от грсч. autos – сам + англ, bus – автомо­биль) – вид сухопутного транспорта, многоместный пассажирский автомо­биль вагонного типа, используемый для туристских перевозок или для про­ведения городских и загородных экс­курсий. Первые А. – омнибусы, при­водившиеся в движение паровым дви­гателем, появились в Англии в 1830 г. В 1860 г, в Германии был построен 8-местный автобус с одноцилиндро­вым двигателем мощностью 6 л.с. К 1915 г. А. стал доступным обществен­ным городским транспортом во мно­гих городах мира. Туристские А. стали изготавливаться большой вместимос­ти – до 50 человек. В настоящее время автобусные фирмы-гиганты выпуска­ют высоко комфортабельные пассажир­ские и туристские А. Туристские А., используемые на международных рей­сах, так же как и отели, отличаются количеством присваиваемых «звездо­чек» – от 1 до 5. Наличие одной звезды (транспортный класс) предусматрива­ет интервал между сиденьями 68 см и отсутствие дополнительных удобств, 2 звезды (стандартный) – интервал между сиденьями увеличен до 72 см, без дополнительных удобств, 3 звезды (туристский) – интервал 77 см, име­ется мини-кухня (кофеварка, мини-бар) и туалет, 4 звезды (комфорт) – интервал 83 см, мини-кухня, туалет, кондиционер, 5 звезд (эксклюзив) -интервал 90 см, имеется гардероб, аудио- и видеоцентр, мобильный теле­фон, кухня. Большинство отечествен­ных операторов используют на между­народных рейсах А. класса 3-4 звезды.

^ АВТОБУСНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ – разновидность автомобильного туриз­ма; популярный вид отдыха, путеше­ствие с использованием автобусов по основной части маршрута. Европейская конференция министров транспорта (1984) выделяет три вида А.п.: 1) поезд­ки на рейсовых автобусах; 2) поездки на челночных автобусах; 3) специальные (чартерные) рейсы. Отдельные группы составляют внутренний туризм и поездки в течение одного дня с раз­личными целями: экскурсионное об­служивание и трансфер. В настоящее время организацией А.п. в Москве за­нимаются более 10 турфирм, работа­ющих на рынке более 5 лет. В соответ­ствии с международной практикой А.п. делятся на фирменные, стандартные и экономные туры. Фирменные туры пред­полагают размещение в отелях катего­рии от 3 до 5 звезд в центре основных посещаемых городов, отсутствие ноч­ных переездов, насыщенную экскур­сионную программу, обязательное на­личие свободного времени в основных посещаемых городах. Стандартные туры предполагают размещение в оте­лях категории 2-3 звезды, как прави­ло, рядом со станцией метро в основ­ных посещаемых городах, наличие не более одного ночного переезда (в се­редине либо в конце поездки), а так­же экскурсионную программу, по воз­можности – наличие свободного вре­мени в основных посещаемых городах. Экономные туры предполагают разме­щение в отелях категории 2—3 звезды не в центре городов, но всегда рядом со станцией метро, наличие одного ночного переезда (в середине либо в конце поездки перед обратным поез­дом), а также интенсивно составлен­ную экскурсионную программу. Из марок автобусов подавляющее боль­шинство операторов отдает предпоч­тение надежным и комфортным авто­бусам моделей «Мерседес» и «Нео­план».

АВТОКАРАВАН (от греч. autos – сам + англ, caravane – караван, фургон) -фургон или специальная кабина на колесах, которые прицепляются к ав­томобилю и используются автотурис­тами в качестве жилища при длитель­ных остановках.

АВТОМОБИЛЬ (от греч. autos – сам + лат. mobilis – подвижной) – вид су­хопутного транспорта, пассажирское транспортное средство, используемое для туристских перевозок или проведе­ния городских и загородных экскурсий. Первые сведения о «парусных телегах» относят к античности. В XV в. Леонардо да Винчи разработал концепцию само­движущегося транспортного средства. В XVI в. были созданы первый паровой двигатель и первый двигатель внутрен­него сгорания. В XVTII в. одним из фран­цузских изобретателей была создана са­модвижущаяся повозка с двигателем, подобным часовому механизму. Пред­шественниками А. стала трехколесная телега с паровым двигателем, создан­ная в 1769 г. А. с двигателями внутрен­него сгорания появились в 1860 г. Это изобретение положило начало бурному развитию А. С момента своего создания А. стал использоваться как средство для путешествий и туризма.

^ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТУРИЗМ (АВ­ТОТУРИЗМ) – популярный вид от­дыха, путешествие с использованием автомобильного транспорта по основ­ной части маршрута. Первые увлече­ния А.т. в России относятся к началу XX в. В Санкт-Петербурге примерно в это время возник один из первых клу­бов автопутешественников. В советское время среди многих автолюбителей пользовался популярностью отдых на Черноморском побережье «дикарем». Туристы, путешествуя семьей на соб­ственном автомобиле или собираясь небольшой группой из нескольких ав­томобилей, чаще всего не прибегают к услугам организаторов туризма. Раз­витие автомобилей предоставило воз­можность путешественникам исполь­зовать разработанные для дальних пу­тешествий автомобили типа «дом на колесах» или специальные автомо­бильные прицепы – караваны, в которых есть все необходимое для отды­ха: несколько коек, кухня с газовой плитой, холодильник, туалет, телеви­зор и т.д. Этот вид А.т. получил назва­ние караванинг. В современный пери­од развитие сети современных шоссе, автострад и скоростных магистралей, а также специальных кемпингов спо­собствует развитию А.т., особенно в европейских странах и в Северной Америке.

АВТОСТОП (от фр. autostop – авто­стоп; англ, hitch – бесплатное пере­движение на попутных машинах + hiking – путешествие) – разновид­ность неорганизованного (самодеятель­ного) туризма с использованием в ка­честве средств передвижения бесплат­но или за небольшую плату попутных автомобилей. Рождение А. относится к началу 1920-х годов и связано с мас­совым распространением автомобиля в странах Западной Европы и США. А. обычно используется представителями тех социальных групп, уровень жизни которых невысок, в частности учащей­ся молодежью. Молодежные клубы вы­пускают для автостоперов специаль­ные талоны, которые водитель может обменять на соответствующее вознаг­раждение. В настоящее время в разных странах мира, включая и Россию, су­ществуют ассоциации любителей А. (на­пример, Лига Автостопа и др.), члены которых разрабатывают новые марш­руты, издают специальную литерату­ру, обмениваются друг с другом ин­формацией. Использование А. встреча­ет препятствия в странах и регионах с хорошо развитой туристской инфра­структурой, где население заинтересо­вано оказывать услуги прежде всего клиентам организованного туризма. Туристский бизнес предпринимает попытки наладить взаимовыгодные связи с разными формами неоргани­зованного туризма, включая А.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48




Похожие:

Справочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой iconПравовых учений
Под общей редакцией академика ран, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца
Справочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой iconУчебник. 2-е изд., испр и доп
Уголовное право России. Общая часть. Учебник. 2-е изд., испр и доп. (под редакцией В. П. Ревина, доктора юридических наук, профессора,...
Справочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой iconПрограмма научного семинара, посвященного 100-летнему юбилею со дня рождения доктора технических наук, профессора В. Г. Березанцева Семинар состоится: 11 ноября (пятница) 2011 г
Вступительное слово заведующего кафедрой «Основания и фундаменты», д т н., профессора Улицкого В. М
Справочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой iconПрограмма Учебник 3 Письмо и развитие речи 5 Программы для специального (коррекционного) образования. 1-4 класс под редакцией вв воронковой, М: Владос 2006
Программы для специального (коррекционного) образования. 1-4 класс под редакцией вв воронковой, М: Владос 2006
Справочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой iconПрограмма по физической культуре для обучающихся I-IV классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе а москва 2011 ббк
...
Справочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой iconЗамечания к книге «история бурятии», Улан-Удэ, 2011, том 2
Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук тиражом 3000 экземпляров. Главный...
Справочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой iconВоронкова В. В. Чтение. М.: Владос,2003. Худенко Е. Д. Развитие речи
Программы специального (коррекционного) обучения в образовательных учрежденях 8 вида под редакцией В. В. Воронковой. М. 2006г
Справочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой iconРуководство по анестезиологии под редакцией профессора
П69 Практическое руководство по анестезиологии /Под ред. В. В. Лихванцева. — М.: Медицинское информацион­ное агентство, 1998. — 288...
Справочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой iconСправочник по жилищным вопросам л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров под общей редакцией
Охватывает три разновидности такого договора
Справочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой iconВуза здесь и далее
Фгбоу впо и полностью название вуза – здесь и далее мгу им. М. В. Ломоносова Галины Владимировны Зыковой и доктора филологических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов