1. Общая характеристика официально-делового стиля 5 о понятии \"служебный документ\" 8 icon

1. Общая характеристика официально-делового стиля 5 о понятии "служебный документ" 8



Название1. Общая характеристика официально-делового стиля 5 о понятии "служебный документ" 8
Дата конвертации28.10.2012
Размер245.13 Kb.
ТипРеферат


Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика официально-делового стиля 5

2. О понятии "служебный документ" 8

3. Виды служебных документов 10

4. Функции служебных документов 19

Заключение 23

Список литературы: 25



Введение


Специфика официально-делового стиля отображена в его определенных стилевых чертах – предписывающе-долженствующий характер речи, ее неличный характер, точность, недопускающая инотолкования, логичность, объективность, ясность, официальность, стереотипность, конкретность, обобщенность, строгость. Однако не все они имеют одинаковое значение и качество и не всегда присутствуют одновременно в жанрах этого стиля в связи с различными экстралингвистическими обстоятельствами. В официально-деловом стиле, в отличие от других стилей, жанр является сильнодействующим фактором, иными словами, жанровые стилистические различия текстов этого стиля выражены явно и определенно. Особый интерес для нашего исследования представляют два вида документов: контракт и коммерческая корреспонденция неприватного характера. Оба вида документов относятся к административному подстилю официально-делового стиля.1

В текстах деловой сферы общения различают три группы жанров, отличающихся целями общения и функциями: предписание, ходатайство и информирование. Так, внешнеторговые контракты относятся к предписывающему типу, в текстах которого в большей степени присутствуют императивность, неличный характер изложения и точность выражения. Коммерческая корреспонденция, в свою очередь, относится к информирующим текстам, для которых характерна подчеркнутая, акцентированная констатация, при этом в значительно меньшей степени выражена императивность.

Контракт, как вид документа, обладает многими функциями, среди которых следует выделить юридическую, позволяющую использовать его в качестве доказательств при рассмотрении спорных вопросов. Среди функций коммерческой корреспонденции акцент следует ставить на коммуникативную, позволяющую поддерживать внешние связи предприятий и организаций.

Таким образом, к стилевым чертам контракта как жанра официально-делового стиля относятся конкретность, краткость, четкость, строгая логика и стремление изложить в пределах одной фразы максимум информации, что ведет к усложненности синтаксических конструкций. Поэтому жанр контракта, имея более “сухой” характер, наиболее точно отражает специфику стиля и представляет собой ядро официально-делового стиля.

В свою очередь коммерческая корреспонденция, обладая такими чертами как краткость, ясность, вежливость, относится к периферии официально-делового стиля. Исходя из вышеизложенного мы выделили эти жанры как полярные по признаку коммуникативной целеустановки. Согласно этому же признаку и происходит отбор грамматических средств, реализующих эти стилистические черты жанров.

Целью данной работы является рассмотрение понятия «служебный документ» и рассмотрение видов и функций служебных документов.
^

1. Общая характеристика официально-делового стиля


Деловой стиль — это совокупность языковых средств, функция которых — обслуживание сферы официально-деловых отношений, т. е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности. Таким образом, сфера применения деловой речи может быть в принципе представлена как широкая сеть актуальных официально-деловых ситуаций и как набор соответствующих жанров документов. Из этого могут быть выведены как минимум пять следствий.

1. Широта этой сферы позволяет различать по меньшей мере три подстиля (разновидности) делового стиля:

1) собственно официально-деловой (канцелярский, как его часто именуют),

2) юридический (язык законов и указов)

3) дипломатический.

При ряде различий эти подстили близки друг к другу по своим основным характеристикам. (Официально-деловые и дипломатические документы сближает то, что они ориентированы на достижение договоренности между двумя сторонами или на формулирование позиций сторон, при особо “этикетной” природе дипломатических формул; в отличие от них для “языка законов” характерно стремление к перечислению условий и обстоятельств, влекущих за собой юридическую ответственность.

2. Соотношение “официально-деловая ситуация — соответствующий жанр документа” означает, что содержание документа покрывает множество реальных деловых обстоятельств, соответствуя не отдельному обстоятельству, а целому их типу — ситуации. Вследствие этого форма и язык документов в официально-деловом стиле выступают как стандартизованные (соответствующие единому образцу), и само требование стандартизации пронизывают всю сферу деловой речи.

3. В сфере деловой речи мы имеем дело с документом, т. е. с деловой бумагой, обладающей юридической силой, и сам этот факт обусловливает письменный характер реализации языковых средств официально-делового стиля. В то же время сугубо письменный характер делового документа не может не влиять на его язык: письменная речь — речь в отсутствии собеседника, требующая развернутости и полноты изложения, ибо “ситуация должна быть восстановлена во всех подробностях, чтобы сделаться понятной собеседнику (= читающему.— Б. Ш.)”.

4. В лингвистике принято противопоставлять два типа текстов: информативный (научный, деловой) и экспрессивный (публицистический, художественный). Принадлежность деловой речи к первому типу объясняет некоторые ее особенности, и прежде всего — ее стилистический характер. Предельная информативная предназначенность делового текста находит свое отражение в стремлении пишущего к максимально строгому и сдержанному характеру изложения, а тем самым и в стремлении к использованию стилистически нейтральных и/или книжных элементов. Это, в свою очередь, исключает возможность употребления в текстах деловой речи экспрессивно и эмоционально окрашенных языковых средств (например, разговорно-просторечной лексики или междометий), образных средств или слов, употребляемых в переносном смысле, — все это противоречило бы требованию точности деловой речи. Прочтите, например, рассказ Чехова “Восклицательный знак”, где чиновник, перебирая в памяти знаки препинания, которые он использовал в течение 40 лет службы в проходивших через его руки бумагах, не может припомнить, в каком же случае следует ставить в них восклицательный знак!

5. Сказанное определяет и требование однозначности, характерное для деловой речи. (Отметим в этом плане различие между научной и деловой речью: в первой однозначность необходима, а во второй просто недопустима неоднозначность). Это требование предопределяет использование в деловой речи терминов или терминизированных (близких к однозначным) специальных средств языка; таковы, например: постановление, резолюция — в канцелярском подстиле, истец, ответчик — в юридическом подстиле, свидетельствовать кому-либо свое глубокое уважение — в дипломатическом. Не случайно исследователи отмечают, что “Профессиональные идиомы, сложившиеся в деловой письменной речи, выполняют ту же функцию, что и термины в научной речи”. По той же причине характерно стремление не употреблять в деловых текстах лично-указательные местоимения он (она, оно, они), поскольку их использование в контексте — при наличии в нем более одного существительного того же рода — может противоречить требованиям точности и ясности изложения.1

Требованием логичности и аргументированности изложения в области синтаксиса деловой речи объясняется обилие сложных конструкций. Имеется в виду большая употребительность сложноподчиненных предложений с союзами, передающими логические отношения, продуктивность всякого рода уточнений в тексте (причастные и деепричастные обороты, вставные конструкции), дифференциация смысловых отношений с помощью сложных союзов (типа вследствие того что) и предлогов (типа на предмет чего).

Перечисленные отличительные языковые черты делового стиля (стилистические, лексические, морфологические, синтаксические) органически вписываются в письменную сферу употребления этого стиля, в свойственные ему жанры документации. Но не только это составляет особенности норм официально-делового (канцелярского) подстиля.

Официально-деловой стиль характеризуется:

  • высокой регламентированностью речи (определенный запас средств выражения и способов их построения);

  • официальностью (строгость изложения; слова употребляются обычно в своих прямых значениях, образность, как правило, отсутствует, тропы очень редки);

  • безличностью (официально-деловая речь избегает конкретного и личного).

      Если говорить о речевых жанрах, о структуре официально-делового стиля, то он подразделяется на две разновидности, два подстиля: официально-документальный и обиходно-деловой.

В первом можно выделить язык дипломатии (дипломатические акты) и язык законов, а во втором - служебную переписку, деловые бумаги. 1
^

2. О понятии "служебный документ"


Слово "документ" происходит от латинского documentum, что означает "поучительный пример, способ доказательства". В русский язык слово "документ" вошло в обиход в петровскую эпоху; документами стали называть деловые бумаги, имевшие правовую значимость.

Документы используются в различных областях человеческой деятельности, отраслях знаний, сферах жизни, являются объектом исследования многих научных дисциплин, поэтому содержание понятия "документ" многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. Для юристов документ служит прежде всего способом доказательства или свидетельства, историк рассматривает документ как исторический источник, кибернетик-документалист видит в нем носителя информации вообще, а специалисты в области управления считают его средством фиксации и передачи управленческих решений.

Как бы там ни было, документ представляет собой результат отображения фактов, событий, предметов, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Он создается посредством письма, графики, рисунка, фотографии, звукозаписи.

Документ - это средство закрепления информации о событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.

Таким образом, в основу понятия документ положена та особенность документов, которая вытекает из общности их свойств и назначения. Наиболее общей и основной функцией документов является информационная функция.

Как носитель информации документ выступает в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения или предприятия, обеспечивая взаимодействие их частей. Документы используют для передачи информации во времени и на расстояние. Документная информация является основанием для принятия управленческих решений, служит доказательством их исполнения и источником для обобщений, а также материалом для справочно-поисковой работы.

В управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда, и как результат труда.1

Понятие "служебный документ" охватывает многие формы управленческой деятельности, которые выражаются с помощью соответствующих документов:

  • планирование - посредством подготовки различных планов;

  • учет - в виде составления и обработки статистической, бухгалтерской и оперативно-технической документации;

  • инструктирование - в виде издания инструкций, методических указаний;

  • контроль - путем сбора сведений в письменном виде и дачи указаний и т.д.

Документация, будучи тесно связанной со всеми формами управленческой деятельности, используется управленческим аппаратом в качестве способа и средства реализации возложенных на него функций.

Кроме того, документирование во многих случаях является обязательным, предписывается законом и актами государственного управления, поэтому оно является одним из средств укрепления законности, контроля исполнения, трудовой дисциплины.

Юридическое значение документов чрезвычайно важно для управленческой деятельности, так как они служат способом доказательства заключенной в них информации и представляют одну из форм выражения права.

Одни документы, например правовые акты представительных и распорядительных органов, судебные, прокурорские, нотариальные и арбитражные акты, договорная документация, изначально обладают юридической функцией, устанавливая, закрепляя и изменяя правовые нормы и правоотношения или прекращая их действия. Другие - а к ним можно отнести практически любой документ - наделяются юридической функцией в случаях использования их в качестве доказательства в суде, органах следствия и прокуратуры, нотариате, арбитраже и др.1
^

3. Виды служебных документов


Документ, который создан в обществе входит в соответствующую систему документации в качестве ее элемента. Отдельные виды и разновидности документов составляют систему документации. До настоящего времени в документоведении не существует непротиворечивой научной классификации видов и разновидностей документов. Важнейшим признаком для классификации документов является его содержание. Служебные документы могут подразделяться: по административным вопросам; материально-техническому снабжению; планированию; оперативной деятельности; бухгалтерскому учету; подготовке и расстановке кадров; финансово-кредитным и внешнеторговым вопросам и т.д.Все документы, обращающиеся на предприятии, могут классифицироваться по следующим признакам. По наименованию существует множество разновидностей документов. Приведем лишь некоторые: приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, телеграммы, стандарты, технические условия, платежные требования и поручения, доверенности и т.д.

По способу фиксации информации документы бывают письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на персональных компьютерах), графические и фотофоно-кинодокументы. По степени сложности документы классифицируют на простые и сложные. Простые - это документы, в которых рассматривается один вопрос, в сложных освещается несколько вопросов.По степени гласности различают документы открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом. Документы с ограниченным доступом бывают разной степени секретности: совершенно секретные, секретные, документы для служебного пользования (ДСП), с грифом "конфиденциально".

По юридической силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом.По срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроками исполнения, установленными законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом "срочно".

По происхождению документы классифицируют на служебные, подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные (письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб).

По срокам хранения документы делятся на документы временного и постоянного срока хранения. Документы временного хранения в свою очередь подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет и свыше 10 лет. По степени обязательности документы бывают информационные, содержащие сведения и факты о производственной и иной деятельности организаций, и директивные - обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы.1

По степени унификации различают документы индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные и унифицированные в виде анкеты и таблицы. Индивидуальные документы разрабатываются конкретными организациями для внутреннего пользования.Типовыми являются документы, создаваемые вышестоящими органами для организаций с однородными функциями и носят обязательный характер.Трафаретные документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении документа в зависимости от конкретной ситуации. Такие документы перспективны, т.к. экономят время на подготовку.

Примерные документы носят ориентировочный характер и используются для составления и оформления документов по аналогии. Анкета - способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части листа, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа.

Таблица - документ, в котором постоянная информация размещается в заголовках граф и боковика (заголовки строк), а переменная (в цифровом или словесном выражении) - на пересечении соответствующих граф и строк.

Текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, позволяет строго классифицировать и кодировать информацию и легко суммировать аналогичные данные. В табличной форме оформляются штатное расписание, план, график отпусков и другие документы.2

Рассмотрим основные виды служебных документов.

Жизнедеятельность любой организации начинается с разработки организационно-правовых документов. С помощью этих документов реализуется одна из основных управленческих функций - организационная, в рамки которой вписывается, в частности, юридическое оформление создания организации, установление ее организационно-штатной структуры и численности персонала, регламентация деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений, включая регулирование вопросов взаимодействия между ними.

Введение организационно-правовых документов в действие осуществляется после утверждения документа соответствующим руководителем (утверждение отдельных видов документов может осуществляться постановлением, решением, приказом или распоряжением соответствующего органа (должностного лица).

Организационно-правовые документы относятся к документам бессрочного действия и сохраняют свою юридическую силу до момента их отмены или введения в действие новых взамен устаревших.

Организационно-правовые документы - документы прямого действия, затрагивающие, как правило, комплекс взаимосвязанных вопросов.

Общие требования к оформлению организационно-правовых документов остаются едиными для всех документов данной группы. Среди наиболее распространенных организационно-правовых документов следует выделить устав организации, положение о структурном подразделении (коллегиальном органе) организации, штатное расписание, правила внутреннего распорядка, инструкции по отдельным видам деятельности, должностные инструкции.

^ Нормативные правовые акты издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений.

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими органами государственной власти или одним из них по согласованию с другими.

Подготовка акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений с учетом их функций и компетенции или на специально создаваемые рабочие группы. В подготовке акта принимает обязательное участие юридическая служба.

Срок подготовки проекта акта не должен превышать 1 месяца. В процессе работы должна быть изучена нормативно-правовая база по этому вопросу, практика применения соответствующих нормативно-правовых актов, научная литература, материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических опросов, если таковые проводились.

Структура нормативно-правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Для разъяснения целей и мотивов принятия акта в проекта дается вступительная часть (преамбула). Положения нормативного характера в преамбулу не вносятся.

Нормативные предписания излагаются в виде пунктов, нумеруемых арабскими цифрами без точки и заголовков. Пункты, в свою очередь, могут подразделяться на подпункты, имеющие буквенную или цифровую нумерацию. Для полноты изложения вопроса могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов со ссылками на эти акты и официальный источник их опубликования.

Одновременно с подготовкой проекта акта продумываются предложения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов, их частей или отдельных положений. Указание на отмену, изменение или дополнение включается в текст акта. В случае, если эти изменения или дополнения носят значительный характер, разрабатывается новый акт.1

К категории информационно-справочных документов относятся следующие: письма, телеграммы, телефонограммы, факсограммы, телексограммы, сообщения электронной почты.

(Ограничимся этой констатацией, т.к. теме служебных писем намерены посвятить отдельный выпуск Краткого справочника).

^ Служебные записки, дайджесты, обзоры (ревю) являются информационно-аналитическими документами.

Необходимость в составлении служебной записки возникает, как правило, в тех случаях, когда руководитель того или иного уровня начинает испытывать нехватку свежей оперативной и конкретной информации о состоянии дел на порученном ему участке. Или - когда его интересует всего лишь ход решения небольшой, но важной проблемы. Как правило, этот документ служит для сжатого, почти фрагментарного освещения вполне конкретных служебных вопросов, раскрытия их действительного состояния.

Среди характерных особенностей, отличающих служебную записку, следует выделить малые сроки подготовки, ограниченный контингент составителей документа, небольшой объем текста, актуальность включенной в нее информации. Служебная записка не является фрагментом доклада или другого более объемного документа, это - самостоятельный документ.

Различают несколько видов служебных записок: докладные, аналитические, обзорные, информационно-статистические, записки о состоянии дел за конкретный период времени.

В деловой среде все большее значение в последнее время приобрели сравнительно новые виды информационно-аналитических документов - дайджесты и обзоры (ревю).

Особенность этих документов состоит в том, что они представляют собой сжатое изложение той или иной темы и готовятся в короткие сроки. При составлении этих видов документов необходимо указать в обязательном порядке тему, объем, привлекаемые (из числа доступных и предпочтительных по тем или иным причинам) источники, сроки подготовки, наличие аналитической части, ее объем, основные акценты в ней, особенности оформления, количество экземпляров.

Важно раскрыть тему так, чтобы с помощью подготовленного документа руководитель мог найти ответы на абсолютное большинство вопросов по данной проблематике. Особое значение приобретают наглядные материалы: графики, схемы, выводы и т.д.

^ Документами переговорной и совещательной деятельности являются протоколы (а также стенограммы) и доклады (содоклады).

Протокол - основной документ регистрации совещательной и переговорной деятельности, представляющий собой оформленную в соответствии с установленными правилами полную и точную письменную информацию о порядке проведения конкретного служебного мероприятия (заседания, совещания, собрания, переговоров и т.д.).

Протоколированию в обязательном порядке подлежат следующие сведения: время, дата и место проведения мероприятия, количество участников (для определения кворума), результаты голосования предложения по повестке дня, порядок обсуждения повестки дня, особые мнения по выработке постановлений (решений) по вопросам повестки дня, реплики, справки, замечания, другая значимая информация о ходе мероприятия.

Дополняющими материалами к протоколу являются тексты (тезисы) докладов, содокладов и выступлений, данные мандатной комиссии о составе участников, списки участников мероприятия, справочно-статистические и информационно-аналитические документы, проекты и окончательные тексты постановлений и решений, соглашений и договоров, другие рабочие материалы, содержащие полезную информацию.

Той же цели - фиксированию состоявшегося события (мероприятия) служит и стенограмма - дословная запись всех выступлений участников совещаний, собраний, заседаний. Благодаря ей, можно при необходимости восстановить ход обсуждения того или иного вопроса, уточнить позиции участников обсуждения.

Доклад как вид служебного документа отличается от всех других тем, что предназначен для устного прочтения, поэтому в процессе его подготовки следует прежде всего ориентироваться на аудиторию, которой предназначено выступление, и интонацию, которой вы собираетесь воспользоваться. Полезно было бы также ответить себе на следующие вопросы: почему пригласили именно вас? каковы возможности восприятия аудиторией излагаемой вами информации? нужны ли наглядные пособия в качестве аргументов вашего повествования? И т.д. Для надежности и полноты выражения предполагаемой темы опытные ораторы советуют составлять конспект выступления.

Кроме того, документы учреждений, организаций и предприятий принято различать:

по количеству отраженных в тексте вопросов -

документы простые и сложные: под простыми понимают документы, содержание которых посвящено одному вопросу (факту, событию, явлению). Такие документы легко обрабатываются, регистрируются, контролируются.

В сложных документах отражается несколько вопросов. Это влечет за собой значительные трудности в работе с ними и в делопроизводстве, и в архиве. Необходимо стремиться к сокращению числа сложных документов и замене их простыми. Практика показывает, что в большинстве случаев подготовка сложных документов не вызывается необходимостью;

по форме

документы индивидуальные, создаваемые по произвольной форме, например личного характера;

документы типовые, представляющие собой текст-образец, на основе которого строятся тексты документов аналогичного содержания с сохранением основных конструкций и формулировок (примером могут служить типовые номенклатуры дел для однородных предприятий);

трафаретные, когда часть текста документа отпечатана заранее (постоянная информация) , а часть текста вписывается при его составлении (переменная информация). Трафаретные тексты фиксируются, как правило, на бланках;

по средствам фиксации -

документы рукописно-печатные (рукописные, машинописные, изготовленные на множительных аппаратах и типографским способом);

графические (чертежи, схемы, графики, рисунки); фотокинодокументы, позволяющие запечатлеть явления и процессы, фиксация которых с помощью других средств была бы затруднительной, а иногда и невозможной;

звуковые, получающие все большее распространение в последнее время, особенно в целях документирования заседаний коллегиальных органов;

по стадиям создания -

документы принято делить на оригиналы (подлинники) и копии.

Под оригиналом понимается документ, созданный в первый раз индивидуальным или коллективным автором. Если оригинал составлен по определенной форме и подписан соответствующими должностными лицами, то его называют подлинником. Оригиналы, или подлинники, составленные в нескольких экземплярах, называются умноженными. При этом каждый из экземпляров имеет одинаковую юридическую силу. Примером могут служить договоры, заключаемые несколькими сторонами.

Копия - это повторное, абсолютно точное воспроизведение оригинала (подлинника), засвидетельствованное в установленном порядке.

Различают несколько видов копий. Наиболее распространенными являются выписки - копии, воспроизводящие часть текста документа, и отпуски - полные копии отосланных документов, подшиваемые в дела учреждения-отправителя. Как правило, отпуск создается одновременно с подлинным документом. Правильность составления выписки подтверждается подписями должностных лиц и печатью. Правильность отпуска удостоверяется пометкой "верно" и подписью лица, ответственного за делопроизводство.

Особый вид копий представляет собой дубликат, имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником. Обычно дубликат выдается в случаях утери владельцем подлинного документа (паспорта, удостоверения и т.д.).1
^

4. Функции служебных документов


Любой документ полифункционален (многофункционален), т.е. содержит в себе различные функции, которые с течением времени меняют свое доминирующее значение. Выделяются функции общие и специальные. Общие - это информационная, социальная, коммуникативная, культурная; специальные - управленческая, правовая, функция исторического источника, функция учета.

Информационная функция определяется потребностью в запечатлении информации с целью сохранения и передачи и присуща всем без исключения документам. Причина появления любого документа - необходимость фиксировать информацию о фактах, событиях, явлениях, практической и мыслительной деятельности.Информацию, содержащуюся в документах можно подразделить на:

1) ретроспективную (относящуюся к прошлому);

2) оперативную (текущую);

3) перспективную (относящуюся к будущему).

Существуют и другие классификации информации. Например, разделение на первичную и вторичную; по жанрам; видам; носителям и проч.

Каждый документ имеет информационную емкость (или информационный потенциал), т.е. количество и качество информации.

Информационная емкость характеризуется такими показателями: полнота, объективность, достоверность, оптимальность, актуальность информации, ее полезность и новизна. Чем выше эти показатели, тем ценнее документ.

Социальная функция тоже присуща многим документам, т.к. создаются они для удовлетворения различных потребностей как общества в целом, так и отдельных его членов. Документ также сам может влиять на социальные отношения них в зависимости от назначения, роли в данном обществе, причем может не только стимулировать их развитие социальных процессов, но и тормозить.

Коммуникативная функция выполняет задачу передачи информации во времени и пространстве, информационной связи между членами общества. Без обмена сведениями, мнениями, идеями социальные связи не могут поддерживаться. Можно выделить две категории документов, в которых ярко выражена коммуникативная функция:

1) документы, ориентированные в одном направлении (законы, указы, распоряжения, приказы, инструкции, жалобы, докладные записки и др.);

2) документы двустороннего действия (деловая и личная переписка, договорные документы и т.д.) .

Культурная функция - способность документа сохранять и передавать культурные традиции, эстетические нормы, ритуалы, принятые в обществе (кинофильм, фотография, научно-технический документ и др.).

Управленческая функция выполняется официальными документами, которые специально созданы для целей и в процессе управления (законы, положения, уставы, протоколы, решения, сводки, отчеты и др.). Эти документы играют большую роль в информационном обеспечении управления, они многообразны, отражают различные уровни принятия решений. Правовая функция присуща документам, в которых закрепляются изменения правовых норм и правонарушений. Можно выделить две категории документов, наделенных правовой функцией: изначально обладающие ею и приобретающие ее на время .В первую группу входят все документы, устанавливающие, закрепляющие, изменяющие правовые нормы и правоотношения или прекращающие их действие, а также другие документы, влекущие за собой юридические последствия. Сюда относятся все правовые акты органов государственной власти (законы, указы, постановления и др.), судебные, прокурорские, нотариальные и арбитражные акты, все договорные, удостоверительные документы (паспорта, пропуска, удостоверения и т.д.) и оправдательно-финансовые документы (накладные, приходные ордера, счетно-платежные требования и т.п.)Ко второй категории относятся документы, которые на время приобретают эту функцию, являясь доказательством каких-либо фактов в суде, органах следствия и прокуратуре, нотариате, арбитраже. В принципе любой документ может быть доказательством и тем самым временно будет наделен правовой функцией. Функция исторического источника изучается исторической наукой. Существует две точки зрения: первая - документ становится историческим источником с момента передачи его на архивное хранение; вторая - документ наделяется этой функцией с момента его возникновения, но осознается эта функция человеком лишь когда документ поступает в архив. Таким образом, эта функция начинает доминировать в документе, если он выступает как источник информации для историка, исследующего ту или иную проблему.1

Функция учета дает не качественную, а количественную характеристику информации, связанной с хозяйственными, демографическими и иными социальными процессами с целью их анализа и контроля. Автор документа, как правило, наделяет его какой-то одной функцией, объективно же этот документ несет и иные функции и с течением времени удельный вес той или иной функции изменяется. Перечисленные функции можно подразделить на функции оперативного характера, время действия которых ограничено (управленческая, правовая, учета) и функции постоянно действующие (информационная, социальная, исторического источника). Например, аттестат зрелости содержит информационную, культурную, социальную, правовую и функцию исторического источника.1


Заключение


В сфере деловой речи мы имеем дело с документом, т. е. с деловой бумагой, обладающей юридической силой, и сам этот факт обусловливает письменный характер реализации языковых средств официально-делового стиля. В то же время сугубо письменный характер делового документа не может не влиять на его язык: письменная речь — речь в отсутствии собеседника, требующая развернутости и полноты изложения, ибо “ситуация должна быть восстановлена во всех подробностях, чтобы сделаться понятной собеседнику

Документы используются в различных областях человеческой деятельности, отраслях знаний, сферах жизни, являются объектом исследования многих научных дисциплин, поэтому содержание понятия "документ" многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. Для юристов документ служит прежде всего способом доказательства или свидетельства, историк рассматривает документ как исторический источник, кибернетик-документалист видит в нем носителя информации вообще, а специалисты в области управления считают его средством фиксации и передачи управленческих решений.

Документация, будучи тесно связанной со всеми формами управленческой деятельности, используется управленческим аппаратом в качестве способа и средства реализации возложенных на него функций.

Служебные документы могут подразделяться: по административным вопросам; материально-техническому снабжению; планированию; оперативной деятельности; бухгалтерскому учету; подготовке и расстановке кадров; финансово-кредитным и внешнеторговым вопросам и т.д.

Любой документ полифункционален (многофункционален), т.е. содержит в себе различные функции, которые с течением времени меняют свое доминирующее значение. Выделяются функции общие и специальные. Общие - это информационная, социальная, коммуникативная, культурная; специальные - управленческая, правовая, функция исторического источника, функция учета.


^

Список литературы:


  1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М.: Изд-во УРАО, 2000. -367 с.

  2. Гальперин И.Р. Перевод и стилистика / / Теория и методика учебного перевода. М., 1990. – 324 с.

  3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1991. – 230 с.

  4. Головин Основы культуры речи, М., «Высшая школа», 198

  5. Документы и делопроизводство: Справочное пособие. – М., 1991.

  6. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 310 с.

  7. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. И доп. – М.:ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 296 с.

  8. Организация работы с документами: Учебник /В.А.Кудряев и др. – М.:ИНФРА-М, 1998. – 575 с.

  9. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1988.

  10. Латышев Л.К. Технология перевода. М., 2001. – 290 с.

  11. Мягкова Е.Ю. Эмоционально-чувственный компонент значения слова. Курск, 2000. – 245 с.

  12. Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1989.-678 с.

  13. Русский язык и Культура речи. А.И. Дунев и др. под ред. Черняк В.Д. М.2002 г.- 289 с.

  14. Русский язык и Культура речи (учебное пособие). И.Б. Голуб М. 2002г.-390 с.

  15. Нормы современного русского литературного языка. Горбачевич К.С. М., 1981.-410с.

  16. Теоретические основы культуры речи. Скворцов Л.И., М., 1990г.-270 с.

  17. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. -156 с.

  18. Швейцер А.Д. Перевод и лингвистика. М., 1983. -410 с.
    Швейцер А.Д. Теория перевода: Статус, проблемы, аспекты. — М.: Наука, 1998 – 384 с.

  19. Шугрина Е.С. Техника юридического письма. М., 2000. – 240 с.




    1 Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – С. 56

    1 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1991. – С. 81

    1 Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – С. 91

1 Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М.: Изд-во УРАО, 2000. -367 с.


1 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1991. – 230 с.

1 Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. И доп. – М.:ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 296 с.

2 Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. И доп. – М.:ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 296 с.

1 Документы и делопроизводство: Справочное пособие. – М., 1991

1 Документы и делопроизводство: Справочное пособие. – М., 1991

1 Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1988.

1 Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1988.




Похожие:

1. Общая характеристика официально-делового стиля 5 о понятии \"служебный документ\" 8 iconСочинение по тексту научного или официально-делового стиля?! Поэтому мы остановимся на вопросе о том, как различить художественного и публицистического стилей
Хотя в русском языке есть пять стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический, в егэ представлено...
1. Общая характеристика официально-делового стиля 5 о понятии \"служебный документ\" 8 iconРекомндации по внешнему виду обучающихся
Учащиеся лицея обязаны быть всегда чистыми, опрятными, придерживаться делового стиля одежды
1. Общая характеристика официально-делового стиля 5 о понятии \"служебный документ\" 8 iconХарактеристика уездного города в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Городничий и уездные чиновники как взяточники, карьеристы, лица, нарушающие служебный долг, низкие люди
1. Общая характеристика официально-делового стиля 5 о понятии \"служебный документ\" 8 iconЧто надо приготовить к 1 сентября будущим первоклассникам и их родителям
Согласно Уставу школы все ученики должны придерживаться делового стиля одежды, что включает в себя для мальчиков
1. Общая характеристика официально-делового стиля 5 о понятии \"служебный документ\" 8 iconДеловой стиль одежды Постановление министерств образования, торговли, здравоохранения
Министерство образования проводит постоянную работу по введению одежды делового стиля для учащихся учреждений, обеспечивающих получение...
1. Общая характеристика официально-делового стиля 5 о понятии \"служебный документ\" 8 iconОбщая информация Дата независимости
Официальный язык-черногорский (официально употребительны также сербский, албанский, хорватский и боснийский)
1. Общая характеристика официально-делового стиля 5 о понятии \"служебный документ\" 8 iconПеречень вопросов к экзамену по Макроэкономике
Экономический цикл: причины возникновения, характерные черты и периодичность. 18. Фазы делового цикла и их характеристика
1. Общая характеристика официально-делового стиля 5 о понятии \"служебный документ\" 8 icon1 Понятия «термин» и«терминология». Общая характеристика
Структурно-семантическая характеристика терминов тематической группы «борьба с терроризмом» в современном английском языке
1. Общая характеристика официально-делового стиля 5 о понятии \"служебный документ\" 8 iconОбщая характеристика тестовых материалов: Общее количество заданий –130
Все задания поделены на группы (общая, коммуникативная, информационная компетентности – инвариантная часть)
1. Общая характеристика официально-делового стиля 5 о понятии \"служебный документ\" 8 iconПубличный отчет за 2011-2012 учебный год Содержание. Общая часть Общая характеристика мбоу туимская сош №3
Охватывает весь педагогический процесс, интегрируя
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы