Программа «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» 11 класс пояснительная записка icon

Программа «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» 11 класс пояснительная записка



НазваниеПрограмма «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» 11 класс пояснительная записка
Дата конвертации07.12.2012
Размер326.02 Kb.
ТипПрограмма
1. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/Критерии и нормы оценок по обществознанию..doc
2. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/Критерии оценки тестовых заданий.docx
3. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/НРК, обществознание, 10 класс.docx
4. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/НРК, обществознание, 11 класс..docx
5. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию, 10 класс, БУП - 2004.docx
6. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию,11 класс, БУП - 2004.docx
7. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/Программа Глобальный мир в 21 веке (обществознание, 11 класс).docx
8. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/Программа по обществознанию 10-11 классов (автор Боголюбов).docx
9. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/Стандарт полного (общего) образования по обществознанию (включая эк.).docx
10. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/Тематичесий план по обществознанию, 11 класс.docx
11. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/Тематический план по обществознанию,10 класс.doc
12. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/Тематическое планирование по обществознанию, 10 класс, БУП-2004.docx
13. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/Тематическое планирование по обществознанию. 11 класс, БУП - 2004.docx
14. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/Требования к уровню подготовки обучающихся по обществознанию, 10 класс.docx
15. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса по обществознанию.docx
Критерии и нормы оценки уровня знаний и умений учащихся по обществознанию устный ответ учащегося должен соответствовать следующим требованиям
«5» 90 – 100 «4» 77 – 89 «3» 60 – 76 «2» менее 60 %
Урока
Обществознание
html">Пояснительная записка к программе по обществознанию 10 класса (буп 2004) Базовый уровень
Пояснительная записка к программе по обществознанию 11 класса (буп 2004) Базовый уровень
Программа «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» 11 класс пояснительная записка
Программа по обществознанию 10 11 класс Базовый уровень Авторы: Л. Н. Боголюбов Н. И. Городецкая, Е. И. Жильцова, А. И. Матвеев, А. Ю. Лазебнкова,…
Стандарт полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право) Базовый уровень
Тематический план 70 часов 11 класс № п/п Наименование раздела, тем Кол-во часов
Тематический план 70 часов 10 класс № п/п Наименование раздела, тем Кол-во часов
Тематическое планирование 70 часов 10 класс № п/п Наименование раздела, тем Кол-во часов
Тематическое планирование 2 ой год обучения / Обществознание / 70 часов 11 класс № п/п Наименование раздела, тем Кол-во
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса по обществознанию
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса по обществознанию







ПРОГРАММА

«Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»

11 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Современный мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и информатизации необратимым образом меняют существующие общественные отношения во всех сферах — политической, правовой, экономической, семейной, бытовой, социальной, культурной и др. Наша страна не может оставаться в стороне от происходящих событий. Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определиться в обществе, в своем отношении к государству, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать истинным гражданином современной России. Представляется крайне важным для будущего развития страны преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, расизма и шовинизма, духовной деградации личности. В первую очередь это касается подростковой среды, поколения будущих граждан России. Значительную роль в данном процессе может и должна играть школа. Именно она призвана воспитывать и образовывать молодое поколение россиян.

Курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» вводит школьника в сложный мир общественных отношений, дает возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире, показывает механизм взаимоотношений между разными государствами в условиях глобализации. Молодые граждане России не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, но и активно включаются в обсуждение, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на занятиях знаний в рамках социальных проектов или при подготовке творческих работ, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных советов и других молодежных объединений.

Актуальность предлагаемого курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайно велика. Ряд факторов показывает необходимость введения такого курса в современной российской школе.

Во-первых, информационное общество вносит значительные изменения в социальную структуру и существующие механизмы принятия решений на всех уровнях. Появляются новые общественные группы (нетократия, меритократия и др.), смещаются акценты властных отношений, изменяется картина геополитических отношений между странами. Глобализация экономики включает принципиально новые механизмы принятия решений и установления контроля. Знание происходящих процессов, обсуждение их тенденций и прогнозирование возможных

3


результатов становятся важной составляющей социализации нового поколения российских граждан. Поэтому без серьезного анализа структуры информационного общества и происходящих в нем процессов невозможно представить свое место в этом обществе и быть активным гражданином.

Во-вторых, все большее значение в современном глобальном мире приобретает роль консолидации граждан одной страны. Особенно это актуально для стран, имеющих в своем составе много различных народов и конфессий. К ним относится и Российская Федерация. Необходимо в рамках обществоведческого курса совместить понятия «россиянин», «гражданин Российского государства» с чувством малой родины, края, где человек родился, со знанием местных обычаев и обрядов.

В-третьих, с разрушением системы коммунистического воспитания нарушилась связь между учебной и воспитательной работой. Предложенная программа дает возможность совместить обучение, приобретение знаний с развитием навыков участия в общественно значимых делах, в первую очередь через привлечение школьников к социальному проектированию, предоставление им возможностей для социальной практики.

В-четвертых, явно недостаточное внимание в сложившейся системе обществоведческого образования уделяется межпредметным и межкурсовым связям, нарушается логика преподавания по классам, нет корреляции учебных программ и курсов. В данной программе предоставляется возможность обратиться к знаниям учащихся по другим предметам гуманитарного цикла (литературе, истории, географии, биологии и др.), проследить межпредметные и межкурсовые связи, актуализировать всю совокупность уже полученных знаний. Этот курс носит интегративный, обобщающий характер, что способствует созданию условий для формирования системных знаний учащихся, развития определенных навыков и умений, приобщения к гуманистическим ценностям.

В-пятых, в обществоведческих курсах и программах все еще слишком мало внимания уделяется темам патриотизма и гражданственности в их соединении с общепризнанными демократическими нормами гражданского образования. В предлагаемом курсе делается попытка рассмотреть патриотизм и гражданственность в тесной связи с реалиями современного мира, увидеть их потенциал в условиях глобализации и условности территориальных границ государств, взаимовлияния различных культур. Современная Россия претендует на роль одного из лидеров в многополярной политической системе отношений, что выдвигает новые требования к гражданской ответственности и активности наших соотечественников. Эти темы являются содержательным стержнем данного курса.

В-шестых, современное эффективное образование невозможно без использования активных и интерактивных стратегий преподавания. Существующие в учебниках обществознания подходы к изложению материала пока еще в недостаточной степени учитывают эти требования. Сложившаяся система теоретизации знаний и абсолютизации «классических» подходов не дает возможности самореализации подростков через получение опыта участия в общественной жизни, создает искаженную картину в условиях быстро меняющегося мира, порождает социальный инфантилизм и пассивность. Поэтому представляется актуальным построение курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» на основе открытости обсуждения, выяснения существующих проблем, использования разнообразных источников информации, анализа поли-тических процессов. На смену позиции пассивного усвоения знаний должен прийти подход открытости, использования разных источников информации (в том числе и электронных), активного включения школьников в образовательный процесс через активные и интерактивные стратегии преподавания, обсуждение острых вопросов современной действительности, формирование умения аргументированно отстаивать свою точку зрения.

В-седьмых, «человеческий потенциал» в новых условиях общественного развития становится важнейшим фактором стабильности и успешности, поэтому необходимо усилить воспитательную направленность преподавания обществознания, бороться с проявлениями экстремизма, расизма, нетерпимости, моральной деградации, алкоголизма и наркомании, получающими опасное распространение в современном российском обществе.

Таким образом, представляется очень актуальным в различных аспектах (политическом, идеологическом, социальном, учебно-методическом, воспитательном и т. д.) создание системы курсов в области обществознания. Логическим завершением этой системы является курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», построенный на осмыслении происходящих общественно-политических процессов в мире в условиях глобализации и места России в мировой системе взаимоотношений. В связи с этим можно говорить о новизне предлагаемого курса.

Новизна курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» состоит в следующем:

  • курс основан на принципе неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия, от решения назревших общественных проблем;

  • акцент переносится с провозглашения определенных истин, которые необходимо запомнить подросткам, на обсуждение проблем, дискуссии, основанные на анализе разных мнений и позиций, поиск дополнительной Информации для выработки собственного взгляда;

  • рассматриваются процессы и механизмы функционирования информационного общества, являющиеся важнейшей составляющей для понимания глобализации и тенденций происходящих общественных изменений;

  • вводятся новые понятия, классификации и теории (виды политической культуры, теория современной экономики, новый подход к терминам «нация», «гражданское общество», «новая концепция демократии»), а ряд понятий приобретает новое наполнение с учетом реалий современного мира;

  • глобализация понимается как закономерный процесс, который происходит в современном мире, реально существующее общественное явление;

  • рассматриваются общественные явления с точки зрения национального интереса, осмысляется роль России в мировых процессах, объясняются ее политические, социальные, экономические и другие приоритеты;

  • используются материалы социального прогнозирования для организации обсуждений в ходе учебного процесса;

  • содержание курса предполагает интеграцию общечеловеческих ценностей и российской специфики их воплощения;

  • прослеживаются и учитываются межпредметные и межкурсовые связи;

  • уделяется значительное внимание темам патриотизма и гражданственности;

— методическое обеспечение курса строится на возможности для учащихся и преподавателей выбирать наиболее интересные темы для обсуждения, сочетать различные стратегии преподавания (пассивные, активные и интерактивные), использовать разнообразные методы, формы и приемы при рассмотрении содержательных вопросов.

Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук — философии, психологии, социологии, политологии, юриспруденции, экономики, экологии и др. — с целью подготовить школьника к жизни в обществе. Таким образом, основная цель обществознания — социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, что закреплено в основах конституционного устройства современной России. С этим неразрывно связано воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование будущего гражданина с активной жизненной позицией, патриотизма, уважения к другим народам, толерантности и культуры мира; приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям; развитие умений анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые для человека знания об обществе и общественных отношениях, применять полученные знания в своей практической жизни, делать ответственный выбор.

Также представляется важным создание необходимых условий для адаптации подрастающего поколения в обществе, облегчение процесса социализации индивида, его приобщение к существующим общественным ценностям.

Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:

  1. социализация, т. е. подготовка к жизни в информационном обществе в XXI веке;

  2. воспитание патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;

  3. самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

  4. коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;

  5. уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;

  6. умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам;

7) конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении
предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе
от нигилизма и критиканства.

Эти установки соотносятся с рядом ценностных ориентиров.

1. Самореализация.

В широком смысле под самореализацией понимается свобода в своих действиях (с учетом того, что личная свобода не должна нарушать свободу других людей, т. е. с разумным ограничением этой свободы для общего блага) и успешность. В широком смысле под самореализацией понимается свобода в своих действиях (с учетом того, что личная свобода не должна нарушать свободу других людей, т. е. с разумным ограничением этой свободы для общего блага) и успешность (измеряемая не только уровнем материального достатка, но и профессионализмом, интересом к жизни, соотнесением личного успеха с общими целями).

Она достигается через развитие активности в процессе образования, создание возможностей получения опыта в выполнении различных социальных ролей, дифференцированный подход, создание системы разнообразных клубов по интересам, оживление общественной активности школы, реальное преодоление в местном сообществе пассивности молодежи, социального иждивенчества, ощущения своей ненужности, личностной деградации.

2.Здоровье.

Забота о собственном физическом и психическом здоровье сегодня выходит на одно из первых мест в мировоззренческой позиции в связи с ростом числа опасных заболеваний и ухудшением уровня здоровья молодого поколения в целом. В более широком понимании следует говорить о здоровье не только собственном, но и окружающих людей, всего общества в целом. Молодые граждане должны осознать ответственность как за собственное здоровье, так и за здоровье окружающих. Пропаганда здорового образа жизни выдвигается в качестве одного из приоритетов.

Неразрывно связана с формированием здоровья и забота об окружающей среде — выработка экологической культуры поведения подростков также является важным ориентиром. Работа в этом направлении в современном глобальном мире становится в ряд национальных приоритетов, так как природные запасы Земли небезграничны и угроза глобальной экологической катастрофы вполне реальна.

Смена форм учебной деятельности и включение двигательной активности в образовательный процесс будут способствовать укреплению здоровья. Также необходимо значительное внимание уделять эффективной пропаганде здорового образа жизни и умеренности без морализаторства и психологического давления, создавать возможности реализации интересов учащихся в здоровой среде, рассматривать последствия употребления табака, алкоголя и наркотиков, информировать о социальной политике в области защиты здоровья и имеющихся возможностях диагностики. Следует также обратить внимание и на умеренное использование компьютерной техники в школе.

3.Гражданская ответственность.

Осознание подростками себя гражданами России, формирование патриотических чувств, принятие ценностей демократии, правового государства и гражданского общества актуальны с учетом распространения среди молодежи гражданского инфантилизма (нежелание решать общие проблемы в надежде, что кто-то за них это будет делать), нигилизма (отрицание и критика любых общественных изменений при отсутствии собственного видения путей общественного развития) и социальной безответственности (непонимание всех возможных последствий собственных действий и решений и нежелание понимать эти последствия, пассивность в общественной и политической жизни).

4.Консолидация (единство) нации.

В используемом контексте под нацией понимается весь народ, проживающий в стране, что соответствует принятым международным стандартам и структурной сути Организации Объединенных Наций. Следует разделить этнический и национальный компоненты, что представляется особенно важным в такой полиэтничной и многоконфессиональной стране, как Россия. Такая консолидация необходима не только между представителями разных культур, но и между социальными группами, структурами (федеральными, региональными и местными органами власти, государственными структурами, общественными организациями и частными лицами и т. п.). Консолидация невозможна без общего понимания принципов социальной справедливости.

В образовании важно не только рассматривать различия и особенности народов, но и находить общее, объединяющее начало. Учитывать культурные и исторические особенности следует при рассмотрении разных сторон общественной жизни, при выявлении некоторой общности, объединяющей все живущие в России народы, — исторической судьбы, поддержки в борьбе за существование, взаимовыгодного экономического сотрудничества и т. п. Необходимо в курсе обществознания дать четкую позицию по отношению к сепаратизму и показать недопустимость использования экстремистских лозунгов для сеяния социальной и любой другой розни.

5.Толерантность.

Уважение других культур и культурных особенностей является залогом внутреннего спокойствия в стране и успешного геополитического взаимодействия с другими нациями. Появление среди подростков групп скинхедов, рост расистских и экстремистских настроений, проявление открытой агрессии и нетерпимости становятся опасной тенденцией современного общественного развития России. Особенно важно формирование толерантности в глобальном мире, где процессы миграции стремительно размывают границы существования культурных сообществ, способствуя взаимопроникновению культур.

В обществознании необходимо особое внимание уделять вопросам культурного и цивилизационного взаимодействия, использованию сравнительных подходов в преподавании, обсуждению принципов и границ толерантности.

6.Информированность.

В условиях постиндустриального общества роль информации и информированности значительно возрастает. Появилось множество альтернативных источников информации, которые способны не только расширить кругозор молодежи, но и дезориентировать и зомбировать молодых людей, пропагандировать насилие, фанатизм, порнографию и т. п. Как игнорирование использования электронных СМИ в образовании, так и их абсолютизация снижают уровень подготовки выпускников.

Использование альтернативных источников информации и обучение критическому отношению к полученным сведениям должны стать на уроках обществознания системными элементами преподавания. Учащиеся должны привлекать ресурсы Интернета при рассмотрении общественных проблем, но вместе с тем уметь проверять информацию, проводить сравнительное исследование, анализировать, отделять главное от второстепенного, факты от мнений, использовать разные источники информации.

7.Суверенитет.

Концепция суверенитета подразумевает не только внешнюю независимость страны, но и самоидентификацию гражданина, умение противостоять давлению внешней среды, понимание собственной значимости и ценности. При отсутствии личностного суверенитета трудно говорить о суверенитете страны. В мире глобальной конкуренции понимание суверенитета заключается как во внешних (традиционных) проявлениях независимости (установленных границах, наличии вооруженных сил, собственном законодательстве.и т. п.), так и в экономической, идеологической и геополитической самостоятельности.

8. Легитимность власти.

Под легитимностью следует понимать в первую очередь согласие граждан на управление, взаимодействие управляющих и управляемых. Высокая степень легитимности официальной власти позволяет сохранять общественную стабильность, предотвращает «цветные» революции и противостояние общественных групп внутри страны.

В ситуации современного геополитического соперничества падение легитимности власти может быть использовано для ослабления страны и завладения ее ресурсами. Поэтому умения различать легитимное и нелегитимное правление, распознавать признаки падения легитимности власти, понимать ценность стабильности и мирных способов отстаивания своих интересов являются важными составляющими преподавания обществознания.

9. Открытость.

Глобализация делает сегодня более открытыми любые существующие сообщества и сферы общественной жизни. Во внутренней жизни страны открытость подразумевает прозрачность механизмов принятия решений и существующих правил, доступность информации о принятых решениях. Этот путь — эффективное средство борьбы с коррупцией, которая является опасным дестабилизирующим фактором мирового масштаба.

На практическом уровне, в школьном образовании, открытость может воплощаться в обсуждении актуальных вопросов общественной жизни, участии школьников в выработке программ развития учебного заведения, установлении процедур оценивания и информировании о них, совместном формулировании правил школьной жизни.

10. Правосознание.

Понимание и уважение норм права является не только необходимым условием воплощения в жизнь всех перечисленных ценностных ориентиров, но и обязательным критерием гуманизма, нравственной составляющей общественной жизни, духовного развития каждой личности.

Следует обратить внимание, что отсутствие среди этих установок и ориентиров таких важных элементов, как демократия, правовое государство, гражданское общество, разделение властей, парламентаризм, частная собственность и др., не означает принижения их значимости. Все они являются важнейшим условием реализации выделенных целевых установок и ценностных ориентиров.

Также необходимо указать на то, что перечисленные установки и ориентиры неразрывно связаны друг с другом, образуют общий контекст и их выделение носит достаточно условный характер.

Исходя из поставленной цели, целевых установок и ценностных ориентации выдвигаются следующие образовательные задачи преподавания курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»:

* принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);

  • раскрытие закономерностей в общественной жизни в условиях глобализации, преодоление отрывочного характера получаемых знаний, их систематизация и осмысление с учетом современных требований и научных достижений;

  • изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;

  • создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся, развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор, развитие нестандартности мышления и креативности;

  • моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни, соединение теоретических знаний с практической деятельностью и воспитательным компонентом;

  • понимание школьниками ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию, преодоление разрыва между обучением и воспитанием в школе;

  • выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру, рост интереса к общественной и политической жизни;

  • передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности;

  • создание атмосферы диалога и сотрудничества всех участников учебного процесса, отказ от давления и морализаторского подхода в преподавании;

  • переход от доминирования пассивной стратегии преподавания к органичному включению активных и интерактивных подходов;

  • преодоление раздробленности и узкой специализации учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием, достижение приобретения школьниками целостной картины мира.

Важно, чтобы учащиеся могли принимать решения и нести ответственность за свой выбор; уметь формулировать собственное мнение; разбираться в окружающей жизни; анализировать собственные поступки и поступки других; реализовывать собственные жизненные задачи; чувствовать себя индивидуальностью и личностью; уважать окружающих; решать проблемы на основе ненасилия; понимать значимость общественной и политической жизни; знать и выполнять законы; влиять на власть с помощью установленных правовых процедур; любить Родину и уважать представителей других стран.

С задачами тесно связаны ожидаемые результаты. Предполагается, что после изучения курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» учащиеся смогут:

  • освоить разные социальные роли, в том числе и с учетом реалий современного информационного общества;

  • занимать активную гражданскую позицию;

  • участвовать в реализации социальных проектов;

  • овладеть правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе;

  • противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку зрения;

  • понимать роль и место России в современном мире, геополитические перспективы развития страны;

  • формулировать вызовы и риски современного развития, предполагать адекватные ответы;

  • знать и использовать правовые механизмы защиты собственных интересов, прав и свобод.

Проблемность изложения является важной отличительной чертой учебника. Авторы исходят из того, что на предыдущих уровнях изучения обществознания школьники смогли получить эмпирический опыт и систематизировать свои знания. Теперь им предлагается перейти к осмыслению и формулированию проблем на основе понимания сложности современного глобального мира и противоречивости происходящих в нем процессов.

В связи с тем что существует разница в количестве учебных часов, отводимых на изучение обществознания в различных регионах России, предлагается два варианта программы — на 35 и 70 учебных часов.


Вариант II (35 ч)

Вводное занятие (1ч)

Мир в современную эпоху. Процесс глобализации — его пути и направления. Место России в современном мире. Основные проблемы, существующие в современном мире. Знакомство со структурой и содержанием учебника для 11 класса под редакцией Л. В. Полякова «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке».

Тема I. Общество и общественное сознание (2 ч)

Основные функции и подсистемы общества. Человек — существо общественное. Общество как условие появления человека и результат его деятельности. Функции общества. Подсистемы общества. Направление и характер развития человечества. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов обществ.

Общественное сознание и его формы. Индивидуальное и общественное сознание. Эмоционально-чувственное отношение к миру — искусство. Эмоционально-доверительное отношение к миру — религия. Доверительно-практическое отношение к миру — мораль. Эмоционально-рассудочное отношение к миру — наука. Чувственно-рассудочное отношение к миру — право. Практически-преобразовательное отношение к миру — идеология. Общественное сознание и типы обществ. Идеологии и ценности общественных групп. Новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху. Глобальный и локальный характер постиндустриального общества.

Основные понятия: общество, сознание, общественное сознание, эволюция, система, подсистема, функция, социализация, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, глобализация, культура, экономика, политика, право, наука, идеология, искусство, религия, мораль.

Тема II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (3 ч)

Российская государственность и российская цивилизация. Единство человечества. Россия в современном мире. Станов-

ление российской государственности. Норманисты и антинорма-нисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Русские земли: от раздробленности к централизации. Становление централизованного государства. Концепция «Москва — Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Западники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества.

Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. Лидерство в глобальном мире. Борьба М. Ганди за права индийцев. Гражданское неповиновение и пассивное сопротивление. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения». Опыт соединения борьбы за социальную справедливость с фундаментальными ценностями католического христианства. Идея единого человечества в исламской цивилизации.

Западные теории мироустройства. Человек и человечество — открытия западной цивилизации. Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Возрастание влияния науки. Просвещение. Марксистские теории развития. Социал-демократическое движение в XIX — начале XX века. Победа большевиков в России и строительство социализма в отдельно взятой стране. Пересмотр марксистской концепции И. Валлерстайном. Представление Ф. Фукуямы о «конце истории». С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Признание разнообразия культур.

Основные понятия: государственность, раскол, абсолютизм, империя, западники, славянофилы, ненасилие, пацифизм, теология, либерализм, мировые и национальные религии, марксизм, цивилизация.

Тема III. Что нас разделяет (2 ч)

Культура: понятие, многообразие, формы. Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социализацию. Виды культуры. Влияние глобализации на культуру. Нации и национальности. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм.

Религия и язык как явления культуры. Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообразие культур — многообразие языков. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» и мульти-культурализм.

Основные понятия: социализация, традиции, культура, государство, суверенитет, нация, этническая общность, национализм, патриотизм, религия, светское государство, миграция.

Тема IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века (2 ч)

Мировое сообщество после «холодной войны». Ялтинская

система мироустройства. Глобальный конфликт двух систем — социализма и капитализма. Двухполюсная система мира — СССР и США. Гонка вооружений. Усиление влияния исламского мира. Нефть и мировое лидерство. Распад социалистического лагеря. Появление новых центров силы.

«Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе. Демократическая система в современном политическом развитии. Испытания демократии в современном мире. Столкновения различных демократических ценностей друг с другом. Единое бизнес-пространство в глобальном мире. Монополии в экономике. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных странах. Борьба с бедностью и голодом.

Основные понятия: «холодная война», сверхдержавы, «третий мир», гонка вооружений, ядерное оружие, коррупция, транснациональные корпорации.

Тема V. Учитесь мыслить глобально (4 ч)

Феномен мирового лидерства. США после «холодной войны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Борьба с международным терроризмом. Геополитические интересы США. Стандарты демократии и их понимание. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США.

Россия в глобальной конкуренции. Понимание национальной безопасности в России. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности. Основные задачи внутреннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Ориентация на многополярность современного мира. Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия* Россия на мировом энергетическом рынке.

Европейский союз и его миссия. «Старая» и «новая» Европа; Европейская комиссия и Европейский парламент. Поиск энергетической безопасности. Отношения России и Евросоюза — возможности стратегического партнерства. Последствия расширения миграционных процессов. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза.

Китай на пути к глобальной державе. От регионального лидера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономического развития. Континентальный и островной Китай. Воплощение в практику принципа «одна страна — две системы». Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Экологическая ситуация и здоровье населения. Позиция Китая в Азиатском регионе.

Основные понятия: двойные стандарты, сепаратизм, между-

народный терроризм, модернизация, Европейский союз (Евросоюз), Всемирная торговая организация (ВТО).

Тема VI. Глобальная экономика (2 ч)

Становление единого мирового хозяйства. Эпоха «зональной глобализации». Экономические эксперименты в XX веке — от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Появление идеи «государства всеобщего благоденствия». Неолиберализм. Общество массового потребления. Глобализация экономики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала: кадровый, интеллектуальный, символический, социальный, культурный. «Штабная экономика». Возникновение геоэкономических регионов. Модель современной экономики — геокон (геоэкономическая конструкция). Взаимоотношения разных слоев (регионов) геокона.

Россия в глобальной экономике. Противоречивость результатов глобализации экономического развития. Альтернативы экономического развития России. Факторы, влияющие на модель экономического развития. Перспективы экономического развития России. Среда «инновационной культуры». Особенности общественного и экономического развития России. Краткосрочные цели национальной инновационной инициативы. Система научно-исследовательской деятельности. Задача охраны российской интеллектуальной собственности. Риски в современном экономическом развитии. Национальные интересы и принцип справедливой глобализации.

Основные понятия: зональная глобализация, средний класс, геокон, геоэкономические регионы, информационная экономика, трофейная экономика, «штабная экономика».

Тема VII. Глобальная безопасность (3 ч) Сила оружия в современном мире. Угрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Ядерное оружие — реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия. Проблемы, связанные с ограничением распространения ядерного оружия. Современные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире. Экономика и экология: поиски равновесия. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и экологическая культура. «Экспорт» экологических проблем в современном мире. Промышленное развитие и угроза экологической катастрофы. Экологические программы. Экология и здоровье человека. Необходимость баланса между экономическими интересами и экологической необходимостью.

XXI век и новые угрозы для человечества. Зависимость человека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и экономические ресурсы. Основные типы современных ресурсов. Пути решения проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного

терроризма и ее последствия. Глобальный характер угрозы терроризма. Меры по борьбе с терроризмом. Технические возможности для установления глобального контроля человека в XXI веке.

Основные понятия: геноцид, экологическая ответственность, пандемия.

Тема VIII. Власть в информационном обществе (3 ч)

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Западное общество и информатизация. Успешность в информационную эпоху. Средний класс и его роль. Власть в информационную эпоху. Источник социальных различий в информационном обществе. Новые очаги социальных конфликтов. Когнитариат. Рост ценности образования. Информация и демократия. Сила общественного мнения. Технологии «жесткой» и «мягкой» силы. Манипулирование общественным сознанием. Переход к информационному обществу и политическое развитие.

Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Роль средств массовой информации в современном мире. СМИ и формирование мировоззрения современного человека. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Государство и свобода СМИ. Конструктивная и деструктивная позиции СМИ. Политическое влияние СМИ.

Нетократия. Информация в современном мире. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информации. Новое структурирование общества. Многостороннее общение и обмен информацией. Секторная структура информационного общества. Иерархия в информационном мире. Политические институты индустриального общества и нетократы.

Основные понятия: информатизация, средний класс, когнитариат, манипулирование, стереотипы, средства массовой информации, нетократия, коммуникация, Интернет, иерархия.

Тема IX. Россия и «русский мир» (4 ч) Особенности русской политической культуры.

Формы самоуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Политическая свобода в авторитарной политической культуре. Отношения подданных и главы государства в патриархальной политической культуре. Разные типы политической культуры в истории России. Роль революционной политической культуры. Советский Союз и традиции политической культуры. Мессианская политическая культура. Политическая преемственность в российской истории. Политическая культура современной России.

Политическая система современной России. Структурные элементы политической системы. Конституционные основы государственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Республиканское правление. Парламентская, президентская и смешанная республики. Пост Президента РФ. Функции Президента РФ. Разделение властей в современной России. Российский парламент и парламентаризм. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России. Прокуратура в системе государственной власти. Система местного самоуправления, его политическая ценность.

Развитие гражданского общества в современной России. Государство и гражданское общество. Составные элементы гражданского общества. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Связь демократии и гражданского общества. Политическая система современной России. Суверенитет и территориальная целостность России в 1990-е годы.

Россия — «ближний круг» и «русский мир». Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Содружество Независимых Государств (СНГ). Интеграционные и дезинтеграци-онные процессы на постсоветском пространстве. Программа возвращения соотечественников в Россию. Мигранты и социальная напряженность. Принцип разноскоростной интеграции. Приоритеты внешней политики России. Глобальная миссия России.

Основные понятия: мессианство, политическая культура, анархизм, федерализм, парламентаризм, республика, правовое государство, гражданское общество, миграция, интеграция, «сувверенная демократия»

Тема X (заключительная). Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч)

Угрозы и вызовы для России в XXI веке. Факторы, влияющие на будущее России. Условия существования цивилизаций. Ответ на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миграция и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Экологические стандарты. Уникальные экономические ресурсы России. Ответственная экологическая политика.

Экономические, социальные, военные риски для России. Экономический вызов. Рыночная трансформация российской экономики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Техническая модернизация и создание новых технологий. Государственные механизмы стимулирования экономического роста. Социальный вызов. Проблема несправедливости распределения общественного богатства. Проблема бедности. Социальная структура России в начале XXI века. Имущественное расслоение. Правила восхождения по социальной лестнице. Военный и террористический вызовы. Военные конфликты в начале XXI века. Вооруженный сепаратизм. Стратегический ядерный паритет. Стратегии создания боеготов-ных Вооруженных сил. Массовая мобилизационная армия. Силы постоянной готовности. Мобильные Вооруженные силы.

Решение национальных задач на основе эффективной демократии. Общенациональные приоритеты России. Выход из системного кризиса. Задачи перспективного развития страны. Бедность — это несправедливость. Задача победы над бедностью. Улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Обеспечение справедливости общественного устройства. Роль государства в решении национальных задач. Ответственность национальной элиты. Социальная ответственность бизнеса. Ориентиры достижения жизненного успеха. Эффективная государственность. Политическая активность и социальная ответственность. Создание эффективного государственного аппарата. Административная реформа. Обеспечение независимости и авторитета судебной власти. Гражданский контроль деятельности органов правопорядка. Построение эффективного федерализма. Взаимодействие регионов и Центра. Укрупнение регионов и создание федеральных округов. Укрепление институтов гражданского общества. Гражданские объединения и союзы. Программа «сбережения народа». Приоритетные национальные проекты в России.

Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке. Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости. Построение демократического государства в России. Политическая архитектура мира. Равноправное сотрудничество в современном мире. Природные ресурсы и экономическая мощь России. Завоевание комфортного места в международном разделении труда. Фундамент экономического прорыва. Структурная перестройка. Условия гостеприимства. Сохранение, распространение и развитие русской культуры. Поддержка «русскофонии». Опасность межнациональной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности. Сохранение уникального природного многообразия России. Экологическая миссия России.

Основные понятия: сепаратизм, вызовы, риски, справедливость, федерализм, государственность, приоритетные национальные проекты, «русскофония», ксенофобия, толерантность.

Итоговое повторение (2 ч)

Общественное многообразие современного мира. Типы обществ. Роль глобализации в изменениях обществ и индивидуального сознания. Попытки осмысления единства человечества в истории. Общечеловеческие ценности в истории российской цивилизации. Многообразие культур в современном мире. Современные конфликты. Взаимодействие культур. Роль религии в общественной жизни.

Геополитическое лидерство. Стратегии национальной безопасности в глобальном мире. Противостояние и сотрудничество лидеров. Современная глобальная экономика. Экономическая успешность и конкурентоспособность. Политическая культура. Основы конституционного устройства России. Единое информационное пространство. Социальные изменения эпохи глобализации. Роль знаний в постиндустриальном обществе. Ответственность национальной элиты.

Резерв времени — 3 ч.


ЛИТЕРАТУРА

Для учителя

  1. Августин Блаженный. Исповедь / Августин Блаженный. — М., 1992.

  2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. — М., 1986.

  1. Дынник М. А. Материалисты Древней Греции / М. А. Дынник. — М., 1955.

  1. Маленкова Л. И. Человековедение / Л. И. Маленкова. — М., 1993.

  1. Таранов П. С. 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. Анатомия мудрости / П. С. Таранов. — Симферополь, 1996.

  1. Франкл В. Человек в поисках смысла /В. Франкл. — М., 1990.

  2. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К. Г. Юнг. — М., 1997.

  3. Вольтер Ф. Философские сочинения / Ф. Вольтер. — М., 1996.

  1. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. С. Шехтера, Н. Воскресенской. — М., 1997.




  1. Гуревич П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. — М., 1997.

  2. Данте Алигьери. Божественная комедия / Алигьери Данте. — М., 1967.

  3. Древнеиндийская философия. Начальный период. — М., 1972.

  4. Древнекитайская философия. Антология. — М., 1994.

  5. Древнекитайская философия: собрание текстов. — М., 1972.

  6. Кант И. Собрание сочинений / И. Кант. — М., 1994.

  7. Лавров П. Л. Философия и социология / П. Л. Лавров. — М., 1965.

  8. Лупин А. Н. Человек и общество / А. Н. Лупин. — М., 1997.

8. Психолого-педагогический словарь / авт.-сост. В. А. Мижери-
ков. — Ростов н/Д, 1998.

  1. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. — Минск, 1998.

  2. Соловьев В. С. Сочинения / В. С. Соловьев. — М., 1989.

  3. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — М., 1980.

Для учащихся

  1. Бердяев Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. — М., 1994.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — М., 1996.

  3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. — М., 1986.

  4. Камю А. Посторонний. Чума. Падение: рассказы и эссе / А. Камю. — М., 1989.

  5. Козлов Н. Философские сказки / Н. Козлов. — М., 1994.

  6. Лукреций. О природе вещей / Лукреций. — М., 1958.

  7. Платонов К. Занимательная психология / К. Платонов. — М., 1997.

  8. Большая книга афоризмов / сост. К. Душенко. — М., 1999.

  9. Даль В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. — М., 2000.

  1. Джери Дэвид. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. / Дэвид Джери, Джулия Джери. — М., 1999.

  2. Клименко А. Экзамен по обществознанию / А. Клименко, В. Ру-мынина. — М., 1999.

  3. Кордоуэлл М. Психология А—Я: словарь-справочник / М. Кор-доуэлл. — М., 2000.

  4. Любимцев В. В. Знаешь ли ты? / В. В. Любимцев. — М., 1995.

  5. Обо всем на свете / под ред. В. П. Бутромеева. — М., 1997.

  6. Сад вечности. Восточные афоризмы / сост. И. И. Трофим-кин. — СПб., 2001.

  7. Энциклопедия мысли. В 2 т. — СПб., 1997.




Похожие:

Программа «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» 11 класс пояснительная записка iconКнига для учителя. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Обществознание. Учебник для 10 класса. Л. Боголюбов Школьный словарь по обществознанию
Место работы: моу «Средняя общеобразовательная школа с. Ездочное Чернянского района Белгородской области»
Программа «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» 11 класс пояснительная записка iconПояснительная записка обществознание 5 класс
Рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе...
Программа «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» 11 класс пояснительная записка iconПрограмма история России. XX начало XXI века. 9 класс (43 ч) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Программа «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» 11 класс пояснительная записка iconРабочая программа курса «литературное чтение» (на основе программы курса «литературное чтение» Н. А. Чураковой) 1 класс (2 часа в неделю, 18 ч) пояснительная записка
Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной...
Программа «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» 11 класс пояснительная записка iconДокументи
1. /Планирование Обществознание 6 класс/Обществознание 6 класс.docx
2. /Планирование...

Программа «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» 11 класс пояснительная записка iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы для 3 класса Н. Ф. Виноградовой (М.: Вентана-Граф, 2001)
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: учебник. 3 класс в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2003
Программа «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» 11 класс пояснительная записка iconПрограмма 1 класс окружающий мир пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции...
Программа «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» 11 класс пояснительная записка iconДокументи
1. /rabprogizo/внеучебная деятельность в классе/худ. эст. направление 5 кл..doc
2....

Программа «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» 11 класс пояснительная записка iconРабочая программа по предмету история для 9 класса (IХ класс 2 часа в неделю, 68 часов в год)
«История России ХХ – начало XXI века» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. /...
Программа «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» 11 класс пояснительная записка iconДокументи
1. /РП, Луценко Ж.А.. 1 класс/ДИАГНОСТИКА.1 КЛАСС/ВТОРОЙ ВАРИАНТ ДИАГНОСТИКИ РУССКИЙ ОЦЕНКА.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов