Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Ивана Филипповича Артамонова icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Ивана Филипповича Артамонова



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Ивана Филипповича Артамонова
Дата конвертации27.10.2012
Размер133.81 Kb.
ТипПояснительная записка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36

имени Ивана Филипповича Артамонова

394057;г.Воронеж,ул.Куйбышева23, .тел.(4732) 41-51-71 , факс. 41-51-71, E-mail: shkola36@comch.ru


Элективный курс

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОЛСТИ


9 КЛАСС

«М Ы И Д О Р О Г А»


Тип: комплексная

Направленность: социально- педагогическая

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 15-17 лет


Автор:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Карпов Валерий Васильевич


Воронеж

2009 г.


^ Пояснительная записка


Направленность образовательной программы


В современных условиях уделяется большое внимание ускоренному развитию транспорта и дорожного строительства. Поэтому намечено проведение мероприятий по дальнейшему повышению безопасности дорожного движения. Это еще раз подтверждает, что проблема профилактики аварий, предупреждения несчастных случаев с людьми, и особенно с детьми, на дорогах, ныне приобрела общегосударственное значение.

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритеты жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности; ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Автомобилизация порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм, приобретающий характер «национальной катастрофы». Такое определение дано на одном заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан. Ежегодно на дорогах страны погибает около 1500 и получают ранения около 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения.

Основные причины ДТП по неосторожности детей:

  • Нарушение правил перехода проезжей части;

  • Неподчинение сигналам светофора;

  • Неожиданный выход из-за транспортного средства;

  • Игра на проезжей части

  • Неумелое управление велосипедом.

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма, по оценке Главного управления ГИБДД МВД России, свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке.
Это следствие недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в системе образования, несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих проводить в учебных заведениях последовательную работу по изучению ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования с 2004 года предусматривает изучение учащимися предмета «Окружающий мир» с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. В результате значимость ПДД снижается, знания детей о БДД «распыляются», становятся отрывочными, воспринимаются детьми, как второстепенные. В среднем звене, в рамках курса «ОБЖ», на изучение правил дорожного движения отводится всего семь часов, а в старших классах ни одного.

Образовательная программа «Мы и дорога» способствует получению школьниками комплекса теоретических знаний и практических навыков по безопасному поведению на дорогах. С этой целью в школе оборудован Уголок безопасности дорожного движения, оснащенный необходимым наглядным материалом и Велодром, с дорожной разметкой, дорожными знаками и средствами регулирования дорожного движения. В кабинете ОБЖ имеется литература, плакаты, электронные носители по ПДД.

Реализация программы «Мы и дорога» осуществляется в рамках комплексного плана мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, разработанный Управлением государственной инспекции по безопасности дорожного движения ГУВД Воронежской области, Главным Управлением образования Воронежской области, ВРОДО «Молодое поколение за безопасность движения».


^ Цель программы: Создание условий для формирования у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности как участников дорожного движения.

Задачи программы:

  • Обеспечение системного подхода к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах;

  • Овладение умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;

  • Развитие сознательного отношения к соблюдению мер безопасности на дорогах, способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

  • Воспитание чувства ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.

  • Расширение и углубление знаний по Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

  • Доработка содержания курса ОБЖ с учетом современной концепции безопасности дорожного движения, совершенствование методики преподавания предмета с использованием ТСО.



^ Отличительные особенности программы


Реализация программы «Мы и дорога» предполагает получение учащимися теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге. В соответствии со спецификой содержания программы осуществляется проведение занятий по изучению различных дорожных ситуаций, дорожных «ловушек», в которых есть опасность неправильного прогноза развития ситуации на дорогах. Практические навыки безопасного поведения формируются систематической тренировкой во время занятий по наблюдению и развитию внимания, во время целевых экскурсий по городу, на велодроме. К особенностям программы следует также отнести знакомство с историей развития города, его транспорта и дорог. А это в свою очередь поможет учащимся уверенно чувствовать себя на дорогах нашего города.

Важнейшее значение в организации учебного процесса имеют возрастные особенности учащихся. Для детей в возрасте 15-17 лет характерна непредсказуемость поступков. Дети не всегда могут правильно оценить быстро меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Внимание детей также избирательно. Оно концентрируется в основном на том, что больше всего привлекает их взгляд. Крупные транспортные средства они воспринимают как более опасными, чем менее заметные легковые автомобили. Чем опаснее ситуация на дороге, тем больше теряется ребенок. Изучение не только ПДД, но и дорожных ситуаций – «ловушек» способствует развитию мышления, умению предвидеть дорожную ситуацию и правильному принятию решения.

^ Продолжительность программы: выполнение программы рассчитано на 1 год обучения..

Объем программы: 17 часов, которые распределены следующим образом:

  • Теоретические занятия – 13 часов;

  • Практические занятия – 4 часа.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах :

  • Личностно ориентированного подхода (обращения к опыту его собственной жизни; признание самобытности и уникальности каждого ученика;

  • Учета уровня его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности;

  • Сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

  • Систематичности, последовательности и наглядности обучения.

В процессе обучения используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный;

  • Деятельностный;

  • Эвристический;

  • Исследовательский.

Кроме того, обучение по данной программе построено по принципу «от простого – к сложному»: учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: одна и та же тема подается в течении года постепенно, с возрастанием степени сложности.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

  • Типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);

  • Собеседование;

  • Консультация;

  • Практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков;

  • Самостоятельные тренировочные упражнения;

  • Учебная игра;

  • Соревнования.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

  • Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;

  • Рубежный, который проводится после завершения изучения каждого раздела;

  • Итоговый, проводимый после завершения первого и второго полугодия.



^ Учебно-тематический план


п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

2

Правила дорожного движения


5

4

1

3

Ответственность водителей и пешеходов за нарушения ПДД

3

3

-

4

Правила движения транспортных средств

2

2

-

5

Велотехника. Правила дорожного движения для велосипедистов

2

1

1

6

Оказание первой медицинской помощи


3

1

2

7

Итоговый урок


1

1

-




ИТОГО

17

13

4



Требования к уровню подготовки


По окончанию учебного года учащиеся должны иметь представление:

  • Об истории ГИБДД, автомобилестроения;

  • О порядке движения транспортных средств;

  • Об основах страхования.

должны знать:

  • обязанности пешехода, правила пересечения проезжей части; в соответствии с ПДД;

  • обязанности пассажира, правила поведения в транспорте, в местах остановок маршрутных транспортных средств;

  • правила вождения велосипеда в соответствии с Правилами дорожного движения;

  • основные элементы дороги;

  • назначение дорожной разметки, вертикальную и горизонтальную разметку;

  • группы дорожных знаков;

  • типы светофоров, назначение сигналов светофора, назначение сигналов регулировщика;

  • основные типы дорожных ситуаций – «ловушек», меры предотвращения попадания в такие ситуации;

  • ответственность пешеходов, пассажиров, велосипедистов;

  • оказание первой доврачебной помощи;

  • историю создания ВРОДО «Молодое поколение за безопасность движения», движения ЮИД;

должны уметь:


  • ориентироваться в основном тексте Правил дорожного движения Российской федерации;

  • различать основные элементы дороги;

  • ориентироваться в сигналах светофора, сигналах регулировщика;

  • переходить проезжую часть по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу, в его отсутствии в соответствии с ПДД;

  • соблюдать правила поведения в транспорте, в местах остановок маршрутных транспортных средств;

  • соблюдать правила движения велосипедистов в соответствии с ПДД;

  • различать вертикальную и горизонтальную разметку, дорожные знаки;

  • предвидеть дорожные ситуации – «ловушки», прогнозировать развитие ситуации на дороге;

  • наблюдать за дорогой, ориентироваться в транспортном потоке (оценивать интенсивность, плотность, состав технических средств, скорость движения);

  • уметь оказать первую доврачебную помощь в силу своих возможностей;

  • разбирать и собирать простые модели велосипедов;

  • управлять велосипедом.


Оценка эффективности реализации программы:

обучающий эффект:

  • изучение основ безопасного поведения на дороге и выработка практических навыков, необходимых участникам дорожного движения;

  • формирование умений безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;

воспитательный эффект:

  • воспитание законопослушных участников дорожного движения;

  • развитие творческой активности за счет привлечения учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на дорогах;

  • формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения;

социальный эффект:

  • профилактика детской безнадзорности и беспризорности, асоциальной деятельности;

  • привлечение подростков к пропаганде правил безопасного поведения на дорогах среди сверстников;

оздоровительный эффект:

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • привлечение подростков к занятиям физической культурой, спортом;

  • развитие физической выносливости, способности переносить большие физические нагрузки;

развивающий эффект:

  • активизация познавательной активности в различных областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;




  • расширение и углубление знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах;

  • формирования осмысленного понимания соблюдения основ безопасного поведения на дорогах, эффективности проводимых практических мероприятий.

Материально-техническое обеспечение

  1. Кабинет ОБЖ.

    1. ТСО: телевизор, видеомагнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, колонки, экран.

    2. Информационные стенды: ПДД, пожарная безопасность, безопасный путь в школу, первая медицинская помощь, терроризм – угроза обществу, творческие работы учащихся.

    3. Электрофицированная модель светофора.

    4. Комплект переносных дорожных знаков для проведения практических занятий на велодроме.

    5. Комплект видеофильмов по ПДД

    6. Аудиокассеты.

    7. Учебно-методические пособия и литература.

  2. Дополнительные помещения.

  1. Велодром с дорожной разметкой.

  2. Уголок безопасности с плакатами по ПДД.


Содержание программы обучения

Тема 1. Вводное занятие

Цели, задачи и содержание программы обучения. История появления автомобиля и ПДД, текущая работа ГИБДД. Правила техники безопасности в учебном кабинете и на велодроме.

^ Тема 2. Правила дорожного движения

Общие положения ПДД. Общие обязанности водителей. Общие обязанности пешеходов и пассажиров. Характерные нарушения ПДД. Анализ ДТП. Разметка проезжей части. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дороги. Перекрестки и их виды. Сигналы светофора и регулировщика. Типы светофоров. Дорожные знаки и их группы.

^ Тема 3. Ответственность водителей и пешеходов за нарушения ПДД

Административная и уголовная ответственность водителей, пешеходов и пассажиров за нарушение ПДД. Нормативные документы в сфере безопасности дорожного движения.

^ Тема 4. Порядок движения транспортных средств

Порядок движения транспортных средств, стоянка, остановка. Проезд перекрестков, пешеходных переходов, железнодорожных переездов, остановок общественного транспорта.

^ Тема 5. Велотехника. ПДД для велосипедистов

Материальная часть велосипеда. Инструкция по уходу и мелкому ремонту. Безопасные места для езды на велосипедах. ПДД для велосипедистов.

^ Тема 6. Оказание первой медицинской помощи

Виды повязок и способы их наложения; виды ран и способы их обработки; приемы остановки артериального, венозного и капиллярного кровотечений; оказание ПМП при переломах, ожогах, шоке и обмороке; как делать искусственное дыхание непрямой массаж сердца; приемы и способы транспортировки пострадавшего. Оказание ПМП при автодорожном происшествии.

Тема 7. Итоговый урок

Выполнение заданий. Тестирование.


Литература для педагогов


  1. 100 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль.: Академия развития, 1999

  2. Воронова Е.А. Защита знаков и плакатов по ПДД / Е. Воронова // Клуб внеклассных дел, - Ростов н/Д: Феникс, 2005

  3. Воронова Е.А. Посвящение в пешеходы / Е. Воронова // Клуб внеклассных дел, - Ростов н/Д: Феникс, 2005

  4. Жегалина М.А. Дорожные работы в классе: урок «Безопасность на улицах и дорогах» / М.Жегалина // ОБЖ. - 2005 - №6 – С.43-45

  5. Извекова Н.А. Учителю о правилах дорожного движения: Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения. / Н. Извекова / - М.: Просвещение, 1982

  6. Комлева Л.А. Дети и дорога / Л. Комлева. - М.: Просвещение,1998

  7. Латчук В.Н. Дидактические возможности средств обучения основам безопасности дорожного движения / В.Н.Латчук / ОБЖ – 2008 - № 10

  8. Личная безопасность. Энциклопедия для детей / Аванта. Гл. редактор В. А. Володин. - М.: Аванта, 2001

  9. Мельникова Т.В. Учебный модуль «Дорожная безопасность» / Т.В.Мельникова / ОБЖ – 2009- №2

  10. Методические рекомендации по организации работы отрядов юных инспекторов движения // Методическое пособие. - Оренбург, 1998

  11. Методические рекомендации по организации работы по безопасности движения в образовательных учреждениях. (Из опыта работы ГАИ и учреждений образования Оренбургской, Свердловской областей, г. Москвы) // Методическое пособие. - Оренбург, 1998

  12. Мошкин В.А. Левая, правая где сторона?: о правилах на дорогах / В. Мошкин // ОБЖ. - 2005 - №8. – С.37-42

  13. Николаева Е. Ты вышел на улицу: занятие по правилам дорожного движения для уч-ся 5-7 кл. / Е.Николаева // Воспитание школьников. - 2006 - №7. – С.69-73

  14. Правила дорожного движения Российской федерации (Основной текст с иллюстрациями), 2006

  15. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие /Под редакцией В.Н. Кирьянова / - М.: Издательство Третий Рим, 2005

  16. Рекомендации по проведению профилактической работы в школах с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма // Методическое пособие. - Оренбург, 1996 г.

  17. Роль игры в профилактике ДТП // Методическое пособие. - Оренбург, 1998 г.

  18. Рыбин А.Л. Велосипедистам о безопасном дорожном движении / А.Рыбин / - М.: Транспорт, 1991






Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Ивана Филипповича Артамонова iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Героя Советского Союза Ивана Филипповича Артамонова
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко удержать её в руках, если не хочешь выпустить...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Ивана Филипповича Артамонова iconУтвержден постановлением администрации городского округа город Воронеж от № уста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №36 имени И. Ф. Артамонова
Устава – Учреждение, созданного путем изменения типа муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Ивана Филипповича Артамонова iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И. В. Королькова»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Ивана Филипповича Артамонова iconПубличный доклад моу «сош№26» г. Астрахани за 2009-2010 учебный год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№26» существует с 1926 года. Образовательное учреждение...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Ивана Филипповича Артамонова iconI. Общие положения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» (далее Школа) г. Алексина Тульской области является...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Ивана Филипповича Артамонова icon1. общие положения муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Краснова Виктора Михайловича»
«Архангельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Краснова Виктора Михайловича» (в дальнейшем именуемое...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Ивана Филипповича Артамонова iconМинистерство общего и профессионального образования Свердловской области муниципальное образование красноуфимский округ Муниципальное общеобразовательное учреждение сарсинская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное общеобразовательное учреждение сарсинская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Ивана Филипповича Артамонова iconИнформационная справка об образовательном учреждении
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Константиновка. До 2004 года Константиновская средняя...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Ивана Филипповича Артамонова iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 (мбоу сош №9) – победитель конкурса государственных...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Ивана Филипповича Артамонова iconОтраслевой (функциональный) орган администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 р п. Сосьва Программа развития школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 р п. Сосьва
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов