Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка icon

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка



НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка
Дата конвертации26.10.2012
Размер239.39 Kb.
ТипПрограмма

Программа духовно-нравственного развития,

воспитания обучающихся



Пояснительная записка


Программа составлена на основе Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания ОС «Школа 2100», где указывается на отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением собственной программы духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений.

МОУ школа № 33 создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного

на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Организация воспитательной в МОУ школе № 33 предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания, способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.

В основе программы духовно-нравственного развития воспитания обучающихся лежит модифицированная учителем начальных классов программа «Краеведение». Программа разработана на основе системы учебных курсов с экологической направленностью «Зеленый дом» автор А.А.Плешаков.

Данный курс «Краеведения» рассчитан на внеурочную работу в 1 классе начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного плана содержит три раздела: «Мы живем в России», «Край, в котором мы живем», «Город, в котором я живу». Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Представленная внеурочная работа по «Краеведению» углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе предмет окружающий мир. В процессе внеурочной работы «Краеведения» рекомендуется проводить: уроки-встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы.

Основное содержание Программы представлено в виде схемы, а затем в виде текста.


^ Схема: Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников



1. Цели и задачи


Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся начальной школы

Цель - создание благоприятных условий для развития личности школьника с установкой на самоопределение и саморазвитие и его самосовершенствование. Дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных достопримечательностях города.


Задачи духовно-нравственного развития, воспитания младших школьников:

В области формирования личностной культуры:

  • Пробуждение интереса к самому себе, своему внутреннему духовному миру.

  • Привлечение внимания обучающихся к основным нравственным категориям.

  • Формирование положительной эмоциональной «Я-концепции».

  • Формировать у младших школьников позиции человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

  • формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование социальной активности обучающегося.

  • Формировать активную гражданскую позицию, патриотичность, чувство любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.

  • Формировать базу экологических знаний учащихся, вооружать их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.


^ Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Воспитание – это управление (мягкое) процессом формирования и развития личности ребенка за счет создания благоприятных условий.

Ведущей воспитательной идеей школы является переход от воспитания к самовоспитанию, формирование доминанты на самовоспитание и самосовершенствование личности обучающегося, основанный на принципах гуманизма, ориентации на общечеловеческие ценности:

  • нравственные – Истина, Добро, Красота, Вера, Надежда, Любовь;

  • демократические – Свобода, Справедливость, Равенство, Государство, Родина, Россия;

  • ценности бытия – Здоровье, Образование, Труд, Любовь, Семья, Земля, Мир, Счастье.

Организация духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Занятия курса разделены на теоретические и практические.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

Изучив курс «Краеведение», учащиеся должны знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города;

  • символику страны, области;

  • погоду в нашем крае;

  • растительность, животный мир нашего края;

  • водоемы, полезные ископаемые, сельское хозяйство, экологию Самарской области;

  • промышленность нашего края;

  • историю родного города, символику, районы, улицы, предприятия г.Тольятти


должны уметь:

  • работать с картой; находить и показывать на карте территорию России, Самарской области некоторые равнины, моря, озера, реки, полезные ископаемые;

  • совместно с родителями подбирать литературу по теме;

  • работать в семейных архивах вместе с родителями;

  • анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • сравнивать и обобщать факты;

  • воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе;

  • воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков;

  • поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.


Программа объединяет все виды деятельности обучающихся, в которых можно решать задачи их воспитания. Обучающиеся вовлекаются в широкую и многообразную деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха


«Виды деятельности и формы занятий

с обучающимися на ступени начального общего образования»


Различные виды деятельности МОУ школы № 33 по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников представлены различными формами урочной, внеурочной, внешкольной деятельности.


^ Виды деятельности

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность (общешкольные мероприятия)

Внеклассная и внешкольная деятельность

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

-получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации,

-ознакомление с государственной

Символикой - гимном, гербом и флагом РФ, г.Тольятти, Самарской обл.

Предметы базисного учебного плана

Плакаты, чтение книг, игра «Символы России»





-ознакомление с героическими страницами истории России,

-жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга,

-с обязанностями гражданина

Предметы базисного учебного плана

Проект «Жизнь замечательных людей Тольятти» (поиск и сбор информации, встреча с известными людьми города, просмотр фильмов)

Экскурсии (Краеведческий музей, школьный музей)

-ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России

Предметы базисного учебного плана, вариативные учебные дисциплины (курс «Этика и основы православной культуры» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»)

Праздники, конкурсы сказок, услышанных от бабушки, исполнение частушек и народных песен, разучивание русских игр, творческие проекты («Рождественские посиделки», «Масленица», «Дни православной национальной кухни» и др.)

Экскурсии (Ботанический сад)

-знакомство с важнейшими событиями в истории нашей

страны, содержанием и значением государственных праздников

Предметы базисного учебного плана, классные часы

участие в подготовке и в проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам (н-р, Праздник для мам, Новогодний праздник, концерт для ВОВ, Осенний бал, Весенние забавы и др.)


Проведение мероприятий, посвященных Российской армии, защитникам Отечества, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

Классные часы

Встречи с ветеранами ВОВ, беседы

Конкурс «Веселые старты» и др.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков

Предметы базисного учебного плана, курс «Начала этики», классные часы

Коллективная игра «Давайте говорить друг другу комплименты», наблюдение и обсуждение поступков и поведения разных людей

Посвящение в первоклассники

- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образователь-ного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливо-го, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение друж-ной игре, взаимной поддержке,

участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности

-Сюжетно-ролевые игры: «Уступи девочке место», «Благодари его за помощь» и др.,

-проигрывание сюжетов,

- проведение ярмарки «Золотая осень»,

-изготовление поздравительных открыток к Дню пожилого человека, игрушек для детей инвалидов, сбор игрушек,


- посильное участие в делах благо-творительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе




Помощь пожилым людям, концерты для ветеранов, изготовление кормушек для птиц

- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье

- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье




Ролевая игра «Хозяюшки» и др.

День матери, День пожилого человека

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, жизни.

- участие в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями;

- организация встреч с представителями разных профессий

Предметы базисного учебного плана, классные часы




Экскурсии на предприятия, где работают родители, по улицам и районам города.

Изготовление стенгазеты «Тысяча профессий»

- знакомство с профессиями своих родителей




Круглый стол , сочинения на тему «Кем работают мои родители»

- получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности




Проведение ярмарок, города мастеров

- творческое применение знаний, полученных при изучении учеб-ных предметов на практике (в рам-ках предмета «Технология»




Проекты (н-р, «Новогодняя игрушка», подарок для мам, пап, «Умелые ручки»)

Организация выставок поделок и творческих работ

- приобретение начального опыта участия в различных видах обще-ственно-полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования




Участие в трудовых акциях ( в озеленении школьного двора, уборки территории, дежурство по классу и др.)

Конкурс «Цветочная клумба у школы».

- приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома










Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

- усвоение элементарных представлений об экокультурных

ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

Предметы базисного учебного плана

Беседы, просмотр фильмов




- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе

Предметы базисного учебного плана

Экскурсии по городу, к реке




- получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности




Экологические акции, создание цветочных клумб, подкормка птиц, очистка доступных территорий




- усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия

с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях




Походы в природу




Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

(эстетическое воспитание):

- получение элементарных представлений об эстетических

идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России

Предметы базисного учебного плана




Экскурсии в музеи, к памятникам зодчества, посещение выставок

- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве лицея и дома, городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и

сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

Предметы базисного учебного плана




Осенний бал, конкурс поделок из природного материала

- обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного)

Занятия-практикумы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас»

Посещение выставок и мастерских местных художников, экскурсии в осенний, зимний и весенний парк , конкурс рисунков «Листопад», «Зимние узоры на окнах»

- участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении культурных программ




Создание своих впечатлений на основе увиденного, проведение выставок семейного художественного творчества

Посещение театров и музеев Самрской области, культурно-досуговые программы,

- участие в художественном оформлении помещений




Оформление классов, школы к праздникам, изготовление тематических стенгазет


Cодержание учебной программы “краеведение” 1 класс

^ 1. Введение (1ч)

Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.

2. Мы живем в России (4ч)

Тема: Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица.

Тема: Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России.

Тема: Символика РФ./герб, флаг, гимн/

Практические работы

  1. Работа с картой России найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.

    1. ^ Край, в котором мы живем (20ч)

Тема: Наш край на карте России. Города и села на карте Самарской области. Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области.

Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн.

Тема: История нашего края. Самарская Земля в древности. История создания и исследования.

Тема: Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе по всей области.

Тема: Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Растения. Грибы и ягоды. Охрана растений.

Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие Охрана и значение животного мира

Тема: Водоемы Самарской области. Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов

Тема: Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства Как добывают, где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.

Тема: Промышленность края. Крупные предприятия обл. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области. Что выпускают, где находятся.

Тема: Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.

Тема: Экология области. Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том, как человек влияет на природу.

Практические работы.

  1. Самара на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте наиболее крупные равнины, горы, моря, реки, озера, обозначить их на контурной карте.

  2. Обучение работы с картой Самарской области: Города и села Самарской области, обозначить их на контурной карте.

  3. Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.

  4. Рассматривание образцов полезных ископаемых.

  5. Обучение умению находить и показывать на физической карте Самарской области месторождения полезных ископаемых.

Экскурсии:

  1. Природа вокруг нас,

  2. Краеведческий музей,

  3. Ботанический сад.

  4. На водоем.

  5. В поле, сад, на ферму.

^ 3. Город, в котором я живу (8ч)

Тема: История родного города. Тольятти на карте России и Самарской области.

Тема: Символика города.

Тема: Районы города. Знакомство с районами города. Район, в котором я живу.

Тема: Улицы города. Улица на которой находится школа. Улицы по которым я хожу. Транспорт города (пассажирский, грузовой), его назначение. Дать представления об истории названий улиц, площадей города.

Тема: Предприятия города. Заводы и фабрики города. Труд людей нашего города. Место работы родителей, их профессии. Познакомить с предприятиями города, с профессиями родителей. Машины помогающие трудиться.

Экскурсии:

  1. На предприятия, где работают родители.

  2. По улицам и районам города.

  3. В школьный музей.

Тема: Итоговое занятие

Учебно - тематический план по курсу “Краеведение” 1 класс

^ НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Дата проведения

Введение Что мы будем изучать на “Краеведение”

1




Раздел1. Мы живем в России

4




1.1. Наша Родина на карте мира. Москва -столица России.

1




1.2 Символика РФ /флаг, гимн, герб/

2




1.3 Поверхность России. Моря, реки, озера, горы, равнины.

1




Раздел2. Край в котором мы живем

20




2.1 Географическое положение Самарской обл.

Наш край на карте России. Города и села

2




2.2 Символика области

2




2.3  История нашего края.

Самарская Земля в древности. История создания и исследования. Экскурсия в краеведческие музей

2




2.4 Времена года.

Сезонные изменения в природе

2




2.5 Растительность нашего края

Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Растения . Охрана растений.

2




2.6 Животный мир Самарской обл.

Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира

3




2.7^ Водоемы нашего кра.

Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов

1




2.8 Полезные ископаемые

Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Как добывают, где используют. Значение для области и страны.

2




2.9 Промышленность области

Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся.

1




2.10 С/х нашего края

Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение с/х

1




2.11 Экология области

Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека.

1




^ Итоговое занятие по разделу Край, в котором я живу

1




Раздел3. Город в котором я живу

8




3.1 История нашего города.

Самара на карте России.

1




3.2 Символика города

2




3.3 Знакомство с районами города.

Район в котором я живу.

2




3.4 Улица на которой находится школа.

Улицы по которым я хожу. Транспорт города

2




3.5 ^ Предприятия города.

Заводы и фабрики города. Где работают родители.

1




Итоговое занятие “Мой край Самара”

1















^ Ожидаемые результаты:

Предполагаемые занятия внеклассной работы должны помочь учащимся усвоить знания по истории родного края и определять место и значение родного края, России в целом, а также овладевать следующими умениями и навыками:

  • совместно с родителями подбирать литературу по теме;

  • работать в семейных архивах;

  • умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • сравнивать и обобщать факты;

  • работать с атласом и контурной картой;

  • воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.

  • воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков


Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие педагогического коллектива и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива.

При этом используются различные формы взаимодействия:

  • участие представителей общественных организаций и объединений, в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом и родительским комитетом;

  • проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания;

  • проведение родительских собраний, лекториев.


^ Планируемые результаты программы духовно-нравственного воспитания

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечивать достижение обучающимися воспитательных результатов по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

По каждому из направлений воспитания младших школьников могут быть достигнуты воспитательные результаты


Список литературы для учителя:


  1. Алексеев, С.П. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.

  2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В.. Человек и природа: учебник для 1 класса.- М.: Баласс,2009

  3. Головин, Н.Н. Моя первая русская история. - М.: Терра, 1995.

  4. Голубева Т.С.. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.

  5. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.учебник «Мы и окружающий мир» Издательство «Учебная литература» 2008 г.

  6. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В.. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006

  7. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.

  8. Соловьёв К. Святая Русь или всенародная история великого российского государства. - М.: Современник, 1994. 

  9. Чудакова, Н. В. Я познаю мир. История. - М.: АСТ,1998.



для учеников:

  1. Литература Ставрополья: Учебник для начальной школы. – Ставрополь, Сервисшкола, 2000.

  2. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.

  3. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.

  4. Шубная Л.Ф. Свирель.- Ставрополь, 1998.

  5. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.




Похожие:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся моу «cош №4 г. Карабаша» содержание I. Пояснительная записка
...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования мобу сош №32 Содержание программы: Пояснительная записка
«Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся моу теченская сош на ступени начального общего образования Пояснительная записка
...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени ноо
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени ноо являются...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconОглавление Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования стр. 5
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
Мкоу «Любимовская основная общеобразовательная школа» Далматовский район. Программа духовно-нравственного развития
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПояснительная записка Нормативно-правовой и методологической основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
Моу архангельская средняя общеобразовательная школа являются Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconПояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка iconРекомендации по разработке программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна содержать
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов