Школа, содействующая сохранению здоровья» Аскерова А. Л., заместитель директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа» icon

Школа, содействующая сохранению здоровья» Аскерова А. Л., заместитель директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа»



НазваниеШкола, содействующая сохранению здоровья» Аскерова А. Л., заместитель директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Аскерова А.Л
Дата конвертации25.10.2012
Размер187.73 Kb.
ТипРеферат

Владимирский институт повышения квалификации работников

Кафедра педагогического менеджмента


Проект


«Школа, содействующая сохранению здоровья»


Выполнил:

Аскерова А.Л., заместитель

директора МОУ «Рождественская

средняя общеобразовательная

школа» Собинского района

Проверил:

Грачева Н.А., методист кафедры

педагогического менеджмента.


Владимир

2011 год


Оглавление.


1.Введение

2. Основные понятия:

здоровье,

здоровьесберегающие технологии,

здоровьесберегающая окружающая среда,

формирование здорового образа жизни личности.

3. Цель и задачи проекта.

4. Содержание проектной деятельности.

5. План реализации проекта.

6. Ожидаемые результаты реализации проекта.

7. Жизнеспособность проекта.

8. Ресурсы проекта.

9. Список литературы.

10.Приложения.

Приложение 1-физкультминутки.

Приложение 2-анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.


Введение

Одной из проблем образования является проблема здоровья школьников. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи,
наряду с наследственностью, важно отметить роль «управляемых факторов»:
окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы
школьной молодежи. Следует учитывать тот факт, что здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, на 20% от наследственности, на 20% от воздействия внешней среды, а на 50% от образа жизни самого человека. Особенно это относится к подросткам, поскольку именно в этот возрастной период в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции.

В связи с этим необходимо определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении здоровья детей, тем более, что именно в период нахождения ребенка в школе продолжает формироваться его образ жизни. И от того, насколько образ жизни будет здоровым, зависит благополучие не только школьника, но и будущего гражданина.

Современная школа - это не только система ретрансляции знаний, это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, тем более что в последние годы ценностное ориентирование родителей и семей значительно снизилось.

О влиянии обучения на здоровье детей ведутся дискуссии на протяжении многих десятилетий, а в период модернизации российского образования все больше и больше стали говорить об отрицательном воздействии системы школьного образования на здоровье детей.

Задача медицины количественно и качественно оценивать состояние здоровья, задача педагогики сформировать педагогическими приемами привычку быть здоровым. На этот аспект обращается внимание в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года: «в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

В связи с этим необходимо создать модель школы, которая бы содействовала сохранению здоровья. Под «школой, содействующей сохранению здоровья» мы понимаем учреждение образования со здоровьесберегающей окружающей средой. Понятие «школа, содействующая сохранению здоровья» мы формируем на основе содержания таких понятий как: здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающая окружающая среда, формирование здорового образа жизни личности.

Здоровье- состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями.

^ Физическое здоровье:

это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).


^ Психическое здоровье:

        это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

        это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

^ Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

^ Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Здоровый образ жизни:

-        благоприятное социальное окружение;

-        духовно-нравственное благополучие;

-        оптимальный двигательный режим (культура движений);

-        закаливание организма;

-      рациональное питание;

-       личная гигиена;

-       отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

-       положительные эмоции.

^ Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

^ Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимаем систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2.   Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,
мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной
возрастной группы.

3.   Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности.

Проект «Школа, содействующая сохранению здоровья» отражает основные направления работы в целях сохранения и поддержания здоровья учащихся и педагогов, а также способствует формированию здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы.

Обучать здоровью, здоровому образу жизни, вести профилактику вредных привычек можно и нужно. Для этого от педагогов требуется строить учебный процесс так, чтобы в ходе его реализации расширялись поисково-двигательные, чувственно-эмоциональные возможности каждого учащегося, чтобы не иссякал его интерес, не накапливалась усталость и, тем более, стресс. В учебно-образовательном процессе, построенном таким образом, учитываются особенности развития учащихся, сохраняется главный смысл здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих педагогических технологий -формирование здоровой, социально-активной личности

Таким образом, целенаправленно организованный педагогический процесс обеспечит сохранение здоровья учащихся и учителей в условиях их взаимодействия в течение каждого учебного дня.

Анализ состояния образовательной системы школы позволяет выделить основные противоречия, на разрешение которых направлен проект:

-между имеющимися нормативно-правовыми основаниями и материально-технической базой;

-между изменениями, проходящими в целевых и нормативных основаниях общего образования, регламентирующими сохранение и развитие здоровья, и традиционными технологиями организации образовательного процесса;

- между изменениями, проходящими в целевых и нормативных основаниях общего образования, регламентирующими сохранение и развитие здоровья, и недостаточным уровнем понимания ценности здоровья участниками образовательного процесса.

Цель и задачи проекта.

Цель: создание модели школы, содействующей сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов.

Задачи:

-совершенствование нормативно-правовой базы сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов;

- выявление психолого-педагогических условий сохранения здоровья и факторов, отрицательно влияющих на здоровье;

- создание здоровьесберегающих условий организации учебно-воспитательного процесса;

- определение критериев и показателей мониторинга здоровья обучающихся, учителей, школьной среды;

-развитие материально-технической базы с целью создания условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов.

^ Содержание проектной деятельности.

Проект предполагается реализовать в 2009-2013 гг.

Этапы реализации проекта: 1 этап (2009 -2010 гг.) – диагностический.

В течение первого этапа предполагается:

- провести научно-аналитическое исследование, на основании которого разработать основные методологические подходы к созданию здоровьесберегающей школьной среды;

-осуществить анализ функционального состояния организма учащихся (исследование уровня физического развития, возрастных физиологических и психологических особенностей школьников экспериментальных классов);

- провести анализ гигиенических условий обеспечения учебно-воспитательного процесса (экологический паспорт школы); разработать комплексную программу оценки и мониторинга психофизиологического функционального состояния и уровня здоровья школьников участников эксперимента.

2 этап (2010-2011 гг.)- организационно-прогностический:

- изучить здоровьесберегающую организацию учебного процесса (расписание, учебная нагрузка, домашнее задание, двигательный режим);

- апробировать мониторинг здоровья (физического, психического и социального);

- осуществить психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

- обеспечить медицинское сопровождение образовательного процесса.

3 этап (2011- 2012 гг.) – практический:

- создать модель школы, содействующей сохранению здоровья;

- вооружить учителей методиками оценки состояния здоровья (физического, психического) учащихся;

- провести мониторинг здоровья;

- разработать и апробировать комплексную программу по организации внеклассной работы по сохранению здоровья.

4 этап (2012 - 2013 гг.) - обобщающий

- создать действующую модель Школы, содействующей сохранению здоровья.

^ План реализации проекта.



Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.Совершенствование нормативно-правовой базы сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов

1.

Анализ состояния здоровья обучающихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья обучающихся в школе.

Каждое полугодие

Заместитель директора по воспитательной работе

2.

Изучение и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Сентябрь

январь

Директор

3.

Утверждение режима питания, средней стоимости питания

Сентябрь

январь

Директор

4

Формирование секции «Здоровье» в составе Совета школы

Сентябрь



Директор

5

Разработка учебного плана школы, обеспечив включение курсов, способствующих сохранению здоровья обучающихся

2009-2010 уч.г.

Администрация школы

6

Разработка системы планирования работы школы по созданию здоровьесберегающей среды

2009-2010 уч.г.

Администрация школы

7

Разработка программы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

2009-2010 уч.г.

Администрация, психолог

8

Заключение договора по медицинскому обслуживанию обучающихся

Ежегодно

Директор

9

Определение содержания методической работы по подготовке педагогов к реализации модели Школы, содействующей сохранению здоровья обучающихся

2009-2010 уч.г.

Администрация школы

2. Создание здоровьесберегающих условий организации учебно-воспитательного процесса

10

Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий (зарядка, активный отдых в перемены)

Постоянно

Зам.по УВР, зам по ВР

11

Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье обучающих

Постоянно

Зам.по УВР

12

Составление расписания уроков в соответствии с требованиями СанПина

Сентябрь, январь

Зам.по УВР

13

Составление расписания второй половины дня, предусматривающее чередование занятий и отдыха

Сентябрь, январь

Зам.по УВР

14

Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья обучающихся и условиях, способствующих сохранению здоровья обучающихся

2 раза в год

Зам.по ВР

15

Мониторинг физического здоровья обучающихся

Апрель, май

Учитель физкультуры, зам по ВР

16

Анализ состояния здоровья вновь поступивших школьников

По мере поступления

Зам.по УВР, медработник

17

Разработка и апробация Программы комплексной психолого-педагогической деятельности педагогов школы по созданию ситуации успеха для учащихся с целью успешности ребенка в учении, повышения мотивации и познавательного интереса школьника

2010-2011

Зам.по УВР, психолог

18

Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценностей здоровья

Сентябрь, март

Зам.по ВР

19

Проведение методических совещаний на тему «Учет индивидуальных особенностей детей»




Зам.по УВР

20

Семинар «Взаимосвязь здоровьесберегающих технологий обучения и уровня подготовки школьников к государственной (итоговой) аттестации»

Март

Зам.по УВР

21

Организация взаимодействия с учреждениями дополнительного образования в спортивно –оздоровительном направлении

Май, сентябрь

Зам.по ВР

22

Проведение общешкольных мероприятий, содействующих сохранению здоровья обучающихся

По отдельному плану

Зам.по ВР

23

Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса

Ежегодно по отдельному плпну

Психолог

24

Проведение Дня открытых дверей

Март-апрель

ежегодно

Зам.по УВР

3.Развитие материально-технической базы с целью создания условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов

25

Оборудование спортзала (косметический ремонт, приобретение спортивных тренажеров)

Ежегодно


Учитель физкультуры, администрация

26

Оборудование спортивной площадки во дворе школы

2009-2010

Организатор-преподаватель ОБЖ

27

Оборудование кабинетов (реконструкция мебели)

Ежегодно, по отдельному плану

Заведующие кабинетами

28

Переоборудование компьютерного кабинета

Ежегодно

Администрация, учитель информатики

29

Подготовка мебели и оборудования для учащихся 1-го класса в соответствии с требованиями новых стандартов

2010-2011

Администрация,

30

Косметический ремонт всех помещений школы

Ежегодно


Администрация,

завхоз

31

Обеспечение учебно-методической литературой

Ежегодно


Библиотекарь

32

Приобретение ТСО

Ежегодно


Администрация, Заведующие кабинетами

33

Выращивание зелени для витаминизации

Май, июнь


Зав.с/х участком

34

Организация вакцинации детей против гриппа

Ежегодно


Фельдшер

35

Организация питьевого режима в школе

постоянно


Зам.по ВР

36

Обеспечение теплового режима в школе

постоянно

Директор

37

Приведение в соответствии с

требованиями Роспотребнадзора

светового режима в школе. Замена и ремонт окон в учебных кабинетах

Ежегодно по плану


Директор,

завхоз

38

Оборудование медицинского кабинета

2009-10

Директор


^ Ожидаемые результаты реализации проекта.

Образовательный процесс современной школы будет содействовать здоровью при следующих психолого-педагогических условиях:

- наличие действующей модели школы, содействующей сохранению здоровья;

- сформированность валеологической культуры учителей, работающих в школе, содействующей сохранению здоровья;

- организация мониторинга здоровья (физического, психологического) учащихся, учителей и школьной среды;

- программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

- медицинское сопровождение образовательного процесса.

Выше названные условия позволят обеспечить положительную динамику сохранения здоровья детей и ее позитивное влияние на образовательные достижения обучающихся, социальную адаптацию детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

^ Жизнеспособность проекта.

Модель школы, содействующей сохранению здоровья, может иметь практическую значимость для руководителей и педагогов образовательных учреждений, заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья школьников. В ходе реализации проекта будут разработаны:

рекомендации для руководителей школ

-по составлению расписания,

- по определению содержания школьного компонента учебного плана здоровьесберегающей и здоровьетворящей направленности, по проведению мониторинга здоровья учащихся и учителей, школьной среды.

рекомендации для учителей

- по организации урока с позиции здоровьесбережения, по проведению внеклассных мероприятий, направленных на формирование мотива и потребности вести здоровый образ жизни,

- по организации и проведению психолого-педагогического мониторинга здоровья учащихся.

Рекомендации по медицинскому сопровождению образовательного процесса и комплекс методик по оценке состояния здоровья учащихся и учителей.

^ Ресурсы проекта

мероприятия

Кол-во

средств

Источники финансирования

Косметический ремонт всех помещений

30 тыс.руб

бюджет

Приобретение школьной мебели




бюджет

Переоборудование компьютерного класса

250 тыс. руб.

Бюджет, спонсоры

Оборудование спортивной площадки

30 тыс. руб.

бюджет

Комплектование спортивного зала (тренажеры)

60 тыс. руб.

спонсоры

Улучшение теплового режима школы

80 тыс. руб.

Бюджет

Приведение в соответствии с нормами школьного пищеблока

50 тыс. руб.

Бюджет

Оборудование медицинского кабинета

2 тыс. руб.

Бюджет

Приобретение методической литературы

3 тыс. руб.

Внебюджет

Организация питьевого режима

500 руб.

Бюджет

Витаминизация школьников

100 руб.

спонсоры


Список литературы.

1.Закон РФ «Об образовании».

2. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.

М., 2002.

3. Андреев ВИ. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Казань, 2000,

4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980.

5. Здоровье как научная проблема. Методическое пособие. Владимир. ВИПКРО, 2005.

6. Педагогика здоровья. - М., 1990.

7. Панкратьева Н.В. Здоровье - социальная ценность. - М.. 1989.

8. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учебное пособие под общей ред. Н.В. Сократова. - М., 2005.

9. Сократов Н.В. Валеологическое обоснование образовательных программ и планов учебно-восп итательной работы: методическое руководство. — Оренбург, 2000.



Похожие:

Школа, содействующая сохранению здоровья» Аскерова А. Л., заместитель директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа» iconСогласовано утверждаю на мо классных руководителей Директор моу «Средняя протокол №1 общеобразовательная школа №4»
Хлызова Т. Л. – заместитель директора по вр моу «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Котлас
Школа, содействующая сохранению здоровья» Аскерова А. Л., заместитель директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа» iconА. Л. Аскерова, учитель математики, заместитель директора моу «Рождественская сош» Собинского района
Решение данной задачи становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий в условиях реализации стандартов...
Школа, содействующая сохранению здоровья» Аскерова А. Л., заместитель директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный доклад муниципального общеобразовательного учреждения «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Собинского района по итогам 2010-2011 учебного года
Моу "Рождественская средняя общеобразовательная школа" Собинского района (далее Школа) открыта в 1976 году по решению Совета народных...
Школа, содействующая сохранению здоровья» Аскерова А. Л., заместитель директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа» iconЗаседание мс моу «Рождественская сош» Протокол № от ­­­­­ 2011г
Муниципальное образовательное учреждение «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Собинского района
Школа, содействующая сохранению здоровья» Аскерова А. Л., заместитель директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный доклад директора моу «Средняя общеобразовательная школа №12» города Анжеро-Судженска
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» создано 1 сентября 1966 года как «Средняя школа...
Школа, содействующая сохранению здоровья» Аскерова А. Л., заместитель директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный доклад директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Информация, представленная в докладе, является достоверной, отражает реальное состояние развития школы в 2009-2010 учебном году
Школа, содействующая сохранению здоровья» Аскерова А. Л., заместитель директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа» iconКоллективный договор заключается между работодателем в лице директора моу «Налимская средняя общеобразовательная школа»
Уставом моу «Налимская средняя общеобразовательная школа». Договор направлен на регулирование социально-трудовых, профессиональных...
Школа, содействующая сохранению здоровья» Аскерова А. Л., заместитель директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа» iconДоклад директора моу «Средняя общеобразовательная школа №43»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №43» работает с 1962 года. Школа расположена в Ново-Савиновском...
Школа, содействующая сохранению здоровья» Аскерова А. Л., заместитель директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа» iconОрганизовать просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Чесменская средняя общеобразовательная школа №2 работает над реализацией модели...
Школа, содействующая сохранению здоровья» Аскерова А. Л., заместитель директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа» iconО школьном детском общественном объединении учащихся моу «Рождественская сош» «факел»
Школьное детское объединение «Факел» это реальное, добровольное формирование учащихся моу «Рождественская средняя общеобразовательная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы