Конспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна
Конспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна icon

Конспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна



НазваниеКонспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна
Дата конвертации03.11.2012
Размер66.93 Kb.
ТипКонспект

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»




ФИО (полностью)

Глазова Марина Викторовна



Место работы

МБОУ «Рождественская СОШ»



Должность

Учитель физики



Предмет

физика



Класс

9



Тема и номер урока в теме

Импульс тела. Закон сохранения импульса - 1



Базовый учебник

А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. Физика 9. Москва. «Дрофа» 2011.


Цель урока: изучить новое понятие импульс тела.

Задачи.

Образовательные: - повторить явление взаимодействия тел, понятие силы;

- ввести понятие импульса тела;

- рассмотреть характеристики импульса тела (определение, формула, классифицирующий признак, единицы измерения);

- сформулировать закон сохранения импульса тела;

- научить решать задачи на закон сохранения импульса тела.

Развивающие: продолжить

- развитие умения высказывать умозаключения;

- развитие логического мышления, памяти, внимания;

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся умение слушать ответ товарища; аккуратность, при работе с записями в тетради.

^ Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, тележки демонстрационные, грузы.

1. Организационный момент.

2. Мотивация к изучению нового материала (актуализация комплекса знаний).

Проведение фронтального опроса.

  1. Что такое сила?

  2. Сформулируйте II закон Ньютона, приведите формулу, расшифруйте ее.


  3. Что характеризует сила?

Учитель.

Физика – наука о природе. В природе могут происходить различные явления. Я предлагаю вам провести эксперимент.

^ Групповая работа.

Опыт №1.Скатывание легкоподвижной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути.

Можно ли найти силу взаимодействия тележки и тела? (нет, так как столкновение тележки и тела кратковременное и силу их взаимодействия определить трудно).

Опыт №2. Скатывание нагруженной тележки. Сдвигает тело дальше.

Можно ли в данном случае найти силу взаимодействия тележки и тела?

Сделайте вывод: с помощью, каких физических величин можно охарактеризовать движение тела?

Вывод: законы Ньютона позволяют решать задачи связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, т.е. равнодействующая всех сил. Но часто бывает очень сложно определить равнодействующую силу, как это было в наших случаях.

Если на вас катится игрушечная тележка, вы можете остановить ее носком ноги, а если на вас катится грузовик?

Вывод: для характеристики движения надо знать массу тела и его скорость.

Давайте найдём взаимосвязь между действующей на тело силой, временем её действия и изменением скорости тела.

Учитель. Для того чтобы решать подобные задачи, необходимо ввести физическую величину импульс.

^ 3. Изучение нового материала.

Учитель:(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc798-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_16.swf) (используем 2, 4-8 страницы)

Запишем, что импульс – это физическая величина, которая определяется произведением массы тела на его скорость.

Далее учитель устно дает историческую справку: данная физическая величина, впервые была введена французским математиком, Рене Декартом, и называлась «количество движения». Запишем в тетради классифицирующий признак «импульса» - векторная физическая величина.

Укажем единицы импульса на основании определения: кг.м/с.

Далеко не все задачи в механике можно решить, используя законы Ньюто­на. К таким задачам можно отнести расчет скорости тел после соударения и расчет текущей скорости тела, у которого меняется масса.

Опыт по взаимодействию двух шаров прекрасно это подтверждает. Ученики наблюдают, что независимо от угла отклонения первого шара при ударе второй шар начинает двигаться примерно до того же угла откло­нения, а первый шар после удара останавливается.






Свойство сохраняться – это свойство оставаться неизменным. Оно выполняется при условии, когда тела взаимодействуют друг с другом.

З
амкнутая система тел – это совокупность тел, взаимодействующих между собой, но не взаимодействующих с другими телами.



Запишем для каждого тела уравнение изменения импульса. При столкновении по третьему закону Ньютона

Левый шар:

Правый шар:

Сложим эти уравнения и получим:



или

^ Закон сохранения импульса: векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной при любых движениях и взаимодействиях тел системы.

^ 4. Применение нового знания в стандартных ситуациях.

Выполняют практическую работу с интерактивной моделью, изменяя параметры.

5. Первичная проверка и систематизация полученных знаний

Учитель организует фронтальную устную работу по предложенным вопросам:

  • Что такое импульс тела?

  • Как определить импульс системы тел?

  • Сформулируйте второй закон Ньютона в импульсной форме.

  • Каков геометрический смысл второго закона Ньютона в импульсной форме?

  • Кто открыл закон сохранения импульса? Сформулируйте закон сохранения импульса.

  • Как проявляется закон сохранения импульса при столкновении тел?

  • Мог ли в действительности герой книги Э. Распе барон Мюнхаузен согласно своему рассказу сам вытащить себя и своего коня из болота?

Используя материал и ЭОРы, учитель формирует у учащихся знания в области проявления закона сохранения импульса в различных ситуациях. Кроме того, работа по материалу, позволяет провести мотивацию к изучению нового материала на последующих уроках по теме «Реактивное движение» (работа с интерактивной доской) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc771-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

^ 6. Закрепление материала урока

Решение задач.

(Подборка заданий "Импульс тела. Закон сохранения импульса") Задачи: 1, 2

^ Групповая работа.

Задача 1

Поливочная машина с водой имеет массу 6 т и движется со скоростью 36 км/ч. После работы масса машины стала 3 т. Сравнить импульсы маши­ны, если она возвращается в гараж со скоростью 54 км/ч.

Дано:

СИ

Решение

υ1 = 36 км/ч

m1 = 6 т

υ2 = 54 км/ч

m2 = 3 т

10 м/с

6000 кг

15 м/с

3000 кг

;





p1 - ?

p2 - ?




Ответ:


Задача 2

Тело массой 400 г начинает равноускоренное движение из состояния покоя и за время I = 10с проходит путь 200 м. Определить импульс тела в конце 10-й секунды.



Дано:

СИ

Решение

m = 400 г

t = 10 с

S = 200 м

0,4 кг

,

Таким образом:



p - ?







Для самостоятельного решения ученикам можно предложить решить четыре следующие задачи:

Задача 1

Импульс шара, который катится по горизонтальной плоскости, равен 20 кг-м/с. Определить скорость шара, если его масса равна 200 г.

Задача 2

Как изменится импульс тела, если его скорость увеличится в 4 раза, а масса уменьшится в два раза?

Задача 3

Пуля при вылете из ружья приобретает скорость 800 м/с. Определить массу пули, если ее импульс при вылете равен 8 кг-м/с.

Задача 4

Тело массой 4 кг начинает равноускоренно двигаться под действием си­лы в 20 Н. Определить скорость тела через 10 с.

7. Итоги. Учитель с учениками подводят итоги урока по содержанию.

1. Какую физическую величину изучили?

2. Что узнали о втором законе Ньютона?

3. С каким фундаментальным законом природы ознакомились?

4. Какова связь физики с другими науками?

8. Задание на дом.

§ 34, ответить на контрольные вопросы, упражнение 27 (1,2)




Похожие:

Конспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна iconПлан-конспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, шары одинаковой массы
Конспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна iconМеханика Подраздел: Законы взаимодействия и движения тел Тема урока
Проконтролировать степень усвоения следующих знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущем уроке: Импульс тела....
Конспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна iconПлан-конспект урока исконно русские и заимство­ванные сло­ва (Тема урока) фио (полностью) Нархова Евгения Викторовна
«Русский язык. Практика». 5 класс. А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Линдман-Орлова и др., под редакцией А. Ю. Купаловой -издательство...
Конспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна iconРешение задач: на импульс и на закон сохранения импульса
Движение материальной точки описывается уравнением Х = 5+8t+4t. Приняв её массу 2 кг. Найти импульс тела через 2 с и через 4 с после...
Конспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна iconКонспект урока физики в 10 классе учитель: Паршин Р. П тема : Импульс. Закон сохранения импульса
Продолжать развитие практических знаний и умений, научных интересов и творческих способностей ребят. Продолжать воспитание интереса...
Конспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна iconПлан-конспект урока тема урока: «Иммунитет» фио (полностью) Белая Наталья Васильевна Место работы
Колесов Д. В. и др. Биология. Человек: Учеб для 8 кл общеобразовательных учебных заведений
Конспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна iconПлан-конспект урока виды односоставных предложений (Тема урока) фио (полностью) Журавлёва Наталья Николаевна
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Конспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна iconПлан-конспект урока ориентирование. (Тема урока) фио (полностью) Горюнова Галина Геннадьевна 2
География («Мир Земли»). Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы / В. А. Кошевой, Т. Л. Смоктунович, О. А. Родыгина. –М....
Конспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна iconИмпульс. Закон сохранения импульса. Опыт Галилея

Конспект урока тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса» фио (полностью) Глазова Марина Викторовна iconПлан-конспект урока тема : Умножение и деление положительных и отрицательных чисел фио (полностью)
Моу «Красноуральская средняя общеобразовательная школа», Юргамышского района, Курганской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов