«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии» icon

«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии»



Название«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии»
Дата конвертации02.11.2012
Размер342.04 Kb.
ТипПояснительная записка
1. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/ПРОГРАММА ЭК химия и профессия кач. задачи.doc
2. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ВВЕДЕНИЕ/Приложение 1 ВВЕДЕНИЕ ь1.doc
3. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ВВЕДЕНИЕ/Приложение 2. ВВЕДЕНИЕ ь1.doc
4. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ВВЕДЕНИЕ/Приложение 3. ВВЕДЕНИЕ ь2.doc
5. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ВВЕДЕНИЕ/Приложение 4. ВВЕДЕНИЕ ь 2.doc
6. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ВВЕДЕНИЕ/Приложение 5. ВВЕДЕНИЕ ь 2.doc
7. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ВВЕДЕНИЕ/Приложение 6. ВВЕДЕНИЕ ь3.doc
8. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ТЕМА I/Приложение 10. Тема I - ь 7.doc
9. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ТЕМА I/Приложение 11. Тема I - ь 8, 9, 12.doc
10. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ТЕМА I/Приложение 7. Тема I -ь 6.doc
11. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ТЕМА I/Приложение 9. Тема I - ь 5.doc
12. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ТЕМА I/Приложение 8. Тема I - ь4.doc
13. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ТЕМА II/Приложение 12. Тема II - ь 15. 16.doc
14. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ТЕМА IV/Приложение 13. Тема IV - ь23.doc
15. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ТЕМА IV/Приложение 14. Тема IV - ь25.doc
16. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ТЕМА IV/Приложение 15. ТЕМА IV - ь26, 27.doc
17. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ТЕМА V/Приложение 16. ТЕМА V-ь32.doc
18. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Приложения/ТЕМА VI/Приложение 17. ТЕМА VI-ь34.doc
19. /ИА ПРОХОРОВА ЭК Я, Химия и профессия кач. задачи/Школа Рецензия ЭК 2011.doc
«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии»
Для учебного занятия №1. Классификация сфер профессиональной деятельности. Вводное диагностирование «Что нужно знать о себе при выборе профессии»
Приложение 2 Для учебного занятия №1. Классификация сфер профессиональной деятельности. Диагностический тест: «Кем быть?»
Для учебного занятия №2. Профессии химического профиля. Требования к личности специалиста – химика
Приложение 4 Для учебного занятия № Профессии химического профиля. Требования к личности специалиста – химика. Вводное анкетирование: «Годитесь ли Вы в химики?»
Приложение 5 Для учебного занятия № Профессии химического профиля. Требования к личности специалиста – химика. Компоненты химических способностей1
Приложение 6 Для учебного занятия № я – химик: реальность или сказка? Диагностический тест: «Черты характера»
Учебного занятия № Гидролиз солей. Лабораторный опыт : «Определение среды растворов солей». Задания для лабораторного опыта из следующих печатных изданий
Для учебных занятий №8, 9, 12
Учебного занятия № Гидролиз солей. Вопрос-проблема для учащихся
Лабораторный опыт: «Доказательство качественного состава веществ». Теоретические сведения «Качественное определение неорганических соединений. Определение катионов. Определение анионов»
Лабораторный опыт: «Изменение окраски природных индикаторов в зависимости от среды раствора». Теоретические сведения «Растения-индикаторы»
Для учебных занятий №15, 16. Решение качественных задач на получение данного вещества всеми возможными способами (или из конкретного сырья)
Практическая работа №7: «Гигиенический анализ воды»
Практическая работа №9: «Жёсткость воды и способы её устранения»
«Примерьте» будущую профессию. Диагностический тест: Профессиональные пробы. I. Логика проведения диагностического теста
Для учебного занятия №32. Практическая работа №11: «Работа с профессиограммами. Поиск и анализ тематической информации в печатных и электронных изданиях, Интернет-ресурсах»
Для учебного занятия №34. Поиск ответов на вопрос «Кем быть?» продолжается? Диагностический тест: «Особенности интереса к химии»
Протокол №1 от «31»







У Т В Е Р Ж Д А Ю

Директор

МОУ «Рождественская СОШ»

Собинского района:


______________________

/Прохоров Л.В./

от «31» августа 2011 г.

приказ № 194





РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО

на заседании ШМС

МОУ «Рождественская СОШ»

Собинского района

протокол № 1

от «31» августа 2011г.



«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии»

Программа элективного курса


9 класс

34 часа


Прохорова Ирина Александровна

МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Собинского района Владимирской области

Учитель биологии и химии


2011 год



С О Д Е Р Ж А Н И Е


1.

Пояснительная записка (для учителя).

2.

Пояснительная записка (для учащихся).

3.

Тематическое планирование учебного материала.

4.

Содержание программы.
5.

План отслеживания результатов обучающей деятельности учителя. 
Формы контроля ЗУН учащихся.
6.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.

7.

Список литературы для учителя.

8.

Список литературы для учащихся.

9.

Приложения:



Приложение 1. Вводное диагностирование: «Что нужно знать о себе при выборе профессии».




Приложение 2. Диагностический тест: «Кем быть?».




Приложение 3. Вводное анкетирование: «Круг моих интересов» (модифицированная методика А.Е. Голомштока).



Приложение 4. Вводное анкетирование: « Годитесь ли Вы в химики?».




Приложение 5. Компоненты химических способностей (авторы Лисичкин Г.В., Коробейникова Л.А.).




Приложение 6. Диагностический тест: «Черты характера» (авторы Лисичкин Г.В., Коробейникова Л.А.).




Приложение 7. Гидролиз солей.




Приложение 8. Лабораторный опыт: «Изменение окраски природных индикаторов в зависимости от среды раствора».




Приложение 9. Лабораторный опыт: «Доказательство качественного состава веществ».




Приложение 10. Лабораторный опыт: «Определение среды растворов солей».




Приложение 11. Задачи на распознавание веществ с использованием дополнительных реагентов. Алгоритм определения веществ.




Приложение 12. Решение качественных задач на получение данного вещества всеми возможными способами (или из конкретного сырья).




Приложение 13. Практическая работа №7: «Гигиенический анализ воды».




Приложение 14. Практическая работа № 9: «Жёсткость воды и способы её устранения».




Приложение 15. Диагностический тест: Профессиональные пробы.




Приложение 16. Практическая работа №11: «Работа с профессиограммами. Поиск и анализ тематической информации в печатных и электронных изданиях, Интернет-ресурсах».




Приложение 17. Диагностический тест: «Особенности интереса к химии».


Программа элективного курса

«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии»


автор: Прохорова Ирина Александровна,

учитель биологии и химии, Рождественская средняя

общеобразовательная школа

Собинского района Владимирской области

2011 год


1. Пояснительная записка.


Современному развивающемуся обществу необходимы люди, обладающие такими качествами как: образованность, нравственность, предприимчивость, умение принять правильное решение в условиях выбора, динамичность и коммуникабельность.

Изучение химии в общеобразовательной школе среди общих целей предполагает:

  • выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии;

  • формирование у учащихся отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование.

Это значит, что каждый ученик должен научиться использовать теоретические знания для решения практических задач.

Решение практических задач предваряется повторением теоретического и фактического материала, опирается на неразрывную взаимосвязь химии и физики (при рассмотрении атомно-молекулярного учения, основных законов химии, строения атомов, молекул, веществ и т. д.).

Умение решать задачи по химии – это проявление более высокого уровня анализа, синтеза и обобщения учебного материала. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации, мыслить логически, выбирать наиболее рациональный способ решения.

Применение химических знаний на практике (в виде решения задач) способствует развитию психических качеств человека (внимания, внимательности, памяти, абстрактного, образного и логического мышления). Происходит и развитие характерологических черт личности (целеустремлённости, дисциплинированности, организованности, трудолюбия, систематичности в работе, аккуратности).

Данный курс окажет помощь школьникам в их профессиональной ориентации.

Это:

  • диагностическое исследование личности учащегося (интересы, склонности, способности и выбор профессии);

  • информационная справка о профессиях (содержание профессиональных обязанностей, условия труда специалиста, требования к личности специалиста, адреса и названия учебных заведений);

  • экскурсии в медицинские учреждения (аптека п. Ставрово, ФАП с. Рождествено), на очистные сооружения с. Рождествено, в учебные заведения с химическим профилем (в день «открытых дверей») и т.п. (или встречи с людьми этих профессий).

Курс «Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии»  рассчитан на 34 часа для учащихся  9 классов и носит исследовательский характер (как с точки зрения химии, так и с позиций профессионального самоопределения учащихся) и может называться практикумом. В основе - программа одноименного курса,


рассчитанного на 22 часа, утверждённая на заседании районного экспертного совета по инновационной деятельности (Протокол №1 от 17.09.2005) и опубликованная в сборнике методических рекомендаций лаборатории «Сельская школа» ВИПКРО для руководителей сельских школ «Организация предпрофильной подготовки в сельской школе» (2005). Расширение содержания программы предусматривает введение творческих заданий: самостоятельное составление и решение тематических задач учащимися, выполнение профессиональных проб, выдвижение гипотез по способам очистки воды в походных условиях и их практическую реализацию, поисковую тематическую деятельность в Интернет-сети. Увеличение часовой нагрузки при рассмотрении тем «Качественные реакции на катионы и анионы», «Гидролиз солей», «Химические свойства представителей веществ основных классов неорганических соединений» связано с результатами ЕГЭ по химии за 2010, 2011 годы (низкий процент выполнения заданий по этим темам).

Ведущая идея курса:

«Формирование способности учащихся осуществлять  оценочную деятельность на основе приёмов решения качественных задач по химии».

Идея курса не противоречит цели работы школы: «Создание условий для самоорганизации каждого школьника путём разработки и внедрения новой Программы развития школы».


        Задачи курса: 

  • Овладение стандартными алгоритмами и логикой решения некоторых качественных задач по химии (задач на идентификацию веществ, на осуществление превращений веществ и получение веществ);

  •  Формирование приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей) при решении задач по химии;

  • Развитие умений наблюдать и объяснять происходящие явления при проведении экспериментальных практических работ;

  • Ознакомление учащихся с характеристиками профессий химического профиля (содержание профессиональной деятельности, условия труда, требования к личности специалиста, адреса и названия учебных заведений);

  • Выявление профессиональных склонностей, интересов, способностей учащихся на основе диагностического исследования их личности;

  • Формирование умений самоорганизации учащихся: планирование работы, организация рабочего места, сознательная мобилизация внутренних ресурсов организма (внимания) для выполнения поставленной цели, соблюдение правил безопасного обращения с веществами, самоконтроль качества действий и самооценка успехов в достижении цели.

  

      Особенности данной программы:

        Систематизация содержания курса по вопросу формирования умений решать качественные задачи по химии.

        Лабильность (динамичность) программы, т.е. возможность замены одних практических (лабораторных) работ (экскурсий) на другие (при недостаточном материально-техническом обеспечении кабинета химии или по усмотрению учителя).

 Соблюдение принципа дифференциации при подборе заданий для промежуточного и итогового контроля (указание в разделах «План отслеживания результатов обучающей деятельности учителя. Формы контроля ЗУН учащихся», «Список литературы для учителя»).

 Включение элементов профессиональной ориентации химического профиля, в том числе профессиональных проб.

 Использование разнообразных анкет и тестов по профессиональному самоопре-делению в школьной и домашней обстановке (многократность диагностирования), позволяющих ученику точнее осуществить свой профессиональный выбор.

        Включение рефлексивного момента, психологических диагностических тестов.




Данная программа (при условии учёта контингента обучающихся и корректировки, приближении содержания к конкретной учебной дисциплине) может быть использована учителями химии (органической), физики.


Программа элективного курса

«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии»


автор: Прохорова Ирина Александровна,

учитель биологии и химии, Рождественская средняя

общеобразовательная школа

Собинского района Владимирской области

2011 год


2. Пояснительная записка (для учащихся).


Современному развивающемуся обществу необходимы люди, обладающие такими качествами как: образованность, нравственность, предприимчивость, умение принять правильное решение в условиях выбора, динамичность (оперативность) и коммуникабельность (умение общаться с людьми).

Это значит, что иметь знания - это уже мало. Каждый ученик должен научиться использовать теоретические знания для решения практических задач.

Умение решать задачи по химии – это проявление более высокого уровня анализа, синтеза и обобщения учебного материала. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации, мыслить логически, выбирать наиболее рациональный способ решения.

Применение химических знаний на практике (в виде решения задач) способствует развитию психических качеств человека (внимания, внимательности, памяти, абстрактного, образного и логического мышления). Происходит и развитие характерологических черт личности (целеустремлённости, дисциплинированности, организованности, трудолюбия, систематичности в работе, аккуратности).

Данный курс окажет помощь школьникам в их профессиональной ориентации.

Это:

  • диагностическое исследование личности учащегося (выявление интересов, склонностей, способностей и предварительный выбор профессии, в т.ч. с химической направленностью);

  • информационная справка о профессиях (содержание профессиональных обязанностей, условия труда специалиста, требования к личности специалиста, адреса и названия учебных заведений);

  • экскурсии в медицинские учреждения (аптека п. Ставрово, ФАП с. Рождествено), на очистные сооружения с. Рождествено, в учебные заведения с химическим профилем (в день «открытых дверей») и т.п. (или встречи с людьми этих профессий).

Курс «Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии»  рассчитан на 34 часа для учащихся  9 классов и носит исследовательский характер (как с точки зрения химии, так и с позиций профессионального самоопределения учащихся) и может называться практикумом (включает значительное число лабораторных опытов, практических работ).


Ведущая идея курса:

«Формирование способности учащихся осуществлять  оценочную деятельность на основе приёмов решения качественных задач по химии».

Чему школьник научится на занятиях данного курса:


  • Овладеет стандартными алгоритмами и логикой решения некоторых качественных задач по химии (задач на идентификацию веществ, на осуществление превращений веществ и получение веществ);

  •  Продолжит формировать приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей) при решении задач по химии;

  • Продолжит формировать приёмы практической исследовательской деятельности (проведение гигиенического анализа воды, способы устранения жёсткости воды);

  • Продолжит развивать умения наблюдать и объяснять происходящие явления при проведении экспериментальных практических работ;

  • Ознакомится с характеристиками профессий химического профиля (содержание профессиональной деятельности, условия труда, требования к личности специалиста, адреса и названия учебных заведений);

  • Выявит собственные профессиональные склонности, интересы, способности на основе диагностического исследования своей личности (диагностические тесты «Что нужно знать о себе при выборе профессии», «Круг моих интересов», «Я – химик: реальность или сказка?»);

  • Продолжит формировать умения собственной самоорганизации: планировать работу, организовывать рабочее место, сознательно направлять внутренние ресурсы организма (внимания) для выполнения поставленной цели, соблюдать правила безопасного обращения с веществами, самоконтролировать качество действий и самооценивать успехи в достижении цели.

 


3. Тематическое планирование учебного материала


 


Тема занятия


Кол-во ча-сов

Понятийный аппарат


     Введение. (3 часа)


1/1

Классификация сфер про-фессиональной деятельности (Ч-П, Ч-Т, Ч-Ч,

Ч-Зн, Ч–Х.обр.).

Диагностический тест: «Что нужно знать о себе при выборе профессии».

«Кем быть?» (Шаги № 1-4 в домашних условиях).

1

Сфера профессиональной деятель-ности; сфера материального произ-водства; непроизводственная сфера; профессия; специальность; предметы труда; объекты труда; области труда; профессионально важные качества; формула профессии. Значение химии в жизни человека;

Программа, задачи изучения курса, формы отчётности учащихся

2/2



Профессии химического профиля. Требования к лич-ности специалиста – химика.

Анкета:

«Годитесь ли Вы в химики?».

«Круг моих интересов» (в домашних условиях).

1

Химики – технологи; химики-иссле-дователи; химики-преподаватели; компоненты химических способностей; необходимость развития общеучебных и специальных умений для профессионального самоопределения человека; необходимый комплекс личностных качеств специалиста-химика.

3/3

Я – химик: реальность или сказка?

Диагностический тест:

«Черты характера».

«Ощущение и восприятие вещества».

«Кем быть?» (Шаг №5).

1

Необходимый комплекс личностных качеств специалиста-химика. 7 «НЕ» химика.




I. Решение качественных задач на идентификацию неорганических веществ.

(11 часов)





1/4

2/5

Задачи, требующие доказа-тельства (подтверждения) качественного состава неорганического вещества. Общие подходы к решению задач этого типа.

Лабораторный опыт:

«Изменение окраски при-родных индикаторов в зависимости от среды раствора».

Лабораторный опыт: «Дока-зательство качественного состава веществ».

2

Качественные реакции на распрост-ранённые катионы и анионы; природные индикаторы; молекулярные и ионные уравнения химических реакций; алгоритм распознавания ионов; химик-аналитик (исследователь, лаборант качественного анализа);

правила   безопасного обращения с веществами


3/6

4/7

Гидролиз солей.

Демонстрационный опыт: «Гидролиз солей».

Лабораторный опыт:

«Определение среды раст-воров солей».


2

Электролитическая диссоциация; сильные и слабые электролиты; степень ЭД; типы солей (по силе кислот и оснований); гидролиз.



5/8

6/9

Задачи на распознавание (определение, доказательство, обнаружение) каждого из 2–4 предложенных (выданных) веществ с использованием дополнительных реагентов.

Демонстрационный опыт:

«Распознавание веществ».

Лабораторный опыт:

«Распознавание веществ с использованием дополни-тельных реагентов».



2

Качественные реакции на распрост-ранённые катионы и анионы; моле-кулярные и ионные уравнения хими-ческих реакций; алгоритм определения веществ; общие подходы к решению и требования к оформлению решения задач на идентификацию неоргани-ческих веществ с использованием дополнительных реагентов.

7/10

8/11

Задачи на распознавание (определение, доказательство, обнаружение) каждого из 2–4 предложенных (выданных) веществ без использования дополнительных реагентов.

Лабораторный опыт:

«Распознавание веществ без использования дополнитель-ных реагентов».



2

Алгоритм определения веществ; общие подходы к решению и требования к оформлению решения задач на идентификацию неорганических веществ без использования допол-нительных реагентов.

9/12

Практическая работа №1: «Идентификация неоргани-ческих веществ с использо-ванием дополнительных реагентов».



1

Молекулярные и ионные уравнения химических реакций;

Правила   безопасного обращения с веществами;

ПМП при химических, термических ожогах

10/13

Практическая работа №2: «Идентификация неоргани-ческих веществ без исполь-зования дополнительных реа-гентов».

1

Молекулярные и ионные уравнения химических реакций;

Правила   безопасного обращения с веществами; ПМП при химических, термических ожогах.


11/14

Практическая работа №3:

««Составление и решение тематических качественных задач».



1

Качественные реакции на распрост-ранённые катионы и анионы; алгоритм определения веществ



II. Решение качественных задач на осуществление превращений веществ,

получение веществ различными способами. (5 часов)


1/15



Решение качественных задач на получение данного вещества (соли) всеми возможными способами.

Демонстрационный опыт:

«Получение солей».


1

Химические свойства представителей веществ основных классов неорга-нических соединений; факторы, влияющие на скорость реакции; условия протекания реакций

2/16

Решение качественных задач на получение данного вещества из конкретного сырья.

1

Химические свойства представителей веществ основных классов не-органических соединений; факторы, влияющие на скорость реакции; условия протекания реакций; проектная деятельность по размещению производства с учётом ЭГП


3/17

Практическая работа №4:

««Составление и решение тематических качественных задач».

1

Химические свойства представителей веществ основных классов не-органических соединений

4/18

5/19



Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Практическая работа №4: «Осуществление цепочки превращений».



2

Молекулярные и ионные уравнения химических реакций; генетическая связь между классами неорганических веществ.

Правила   безопасного обращения с веществами; ПМП при химических, термических ожогах


6/20



Практическая работа №5:

««Составление и решение тематических качественных задач».


1

Химические свойства представителей веществ основных классов не-органических соединений



III. Смеси. Способы разделения смесей и получения чистых веществ.

(1 час)


1/21

Способы получения чистых веществ.

Демонстрационный опыт:

«Разделение смесей».

Лабораторный опыт:

«Физические способы разделения смесей: адсорбция, экстракция, хроматография».

1

Смесь; виды смесей: однородные и неоднородные; физические способы разделения смесей: отстаивание, фильт-рование, дистилляция, перекристалли-зация, использование веществ-погло-тителей, адсорбция, экстракция, хроматография; химические способы разделения смесей; применение знаний о получении чистого вещества в практической деятельности человека



IV. Решение качественных задач эколого-гигиенического характера.

(6 часов)


1/22

Какую воду мы пьём?

Практическая работа №6:

«Работа с печатными и электронными носителями информации, Интернет-ре-сурсами. Поиск и анализ те-матической информации».

1

Состояние водных ресурсов Собинского района Владимирской области. Основные загрязнители водного бассейна, их влияние на жизнедеятельность организмов (в т.ч. на организм человека).

Понятие о жёсткости воды, её видах, способах устранения.

2/23

Практическая работа №7: «Гигиенический анализ во-ды».

1

Гигиеническая оценка проб воды из различных источников. Определение содержания ионов железа в питьевой воде.

Правила   безопасного обращения с веществами


3/24

Практическая работа №8:

«Способы очистки воды в походных условиях».


1

Природная вода как смесь. Способы очистки воды.

4/25

Практическая работа №9: «Жёсткость воды и способы её устранения».


1

Жёсткость воды, её виды, способы устранения; правила   безопасного обращения с веществами; ПМП при химических, термических ожогах

5/26

6/27

«Примерьте» будущую про-фессию.

Диагностический тест:

«Профессиональные пробы».

2

Типы характера мышления: медицинский, технологический, экологический



V. Экскурсионно–просветительская деятельность

по профессиональной ориентации. (5 часов)


1/28



Экскурсия №1 на очистные сооружения с. Рождествено.



1

Лаборант-эколог; химик-аналитик (лаборант качественного анализа); характеристики специальностей

2/29



Экскурсия №2 в аптеку п. Ставрово (ФАП с. Рождествено).

1

Провизор; фармацевт;

характеристики специальностей

3/30

4/31

Экскурсия №3 в учебное заведение (г.Владимир) в день «открытых дверей».


2

Химик-технолог

Перечень специальностей, условия обучения, требования к подготовке абитуриентов

5/32

Практическая работа №10:

«Работа с профессиограм-мами. Поиск и анализ те-матической информации в печатных и электронных изданиях, Интернет-ресурсах».

1

Характеристика профессии хими-ческого профиля



VI. К е м б ы т ь ? (2 часа)


1/33

Чему я научился при изучении данного курса? Анкета:

«Чему я научился при изуче-нии данного курса?».

«Круг моих интересов».



1

Содержание профессиональной дея-тельности, условия труда, требования к личности специалиста – химика и мои возможности

2/34

Поиск ответов на вопрос «Кем быть?» продолжается?

Диагностический тест: «Особенности интереса к химии».

1

Характер труда химика и особенности моего интереса к химии




4. Содержание программы


Введение. (3)

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» Востребуемость общеучебных и специальных химических умений в будущей профессиональной деятельности человека (учащегося). Классификация (типология) профессий. Профессии химического профиля: технологи, исследователи, преподаватели. Требования к специалисту – химику. Компоненты химических способностей. 7 «НЕ» химика.

Диагностические тесты. Анкеты: «Что нужно знать о себе при выборе профессии» (Приложение 1); «Кем быть?» (Приложение 2); «Круг моих интересов» (Приложение 3); «Годитесь ли Вы в химики?» (Приложение 4); «Компоненты химических способностей» (Приложение 5); «Черты характера» (Приложение 6); «Ощущение и восприятие вещества».

Рефлексивно-оценочный момент: выработка собственного отношения к результатам тестирования.


I. Решение качественных задач на идентификацию неорганических веществ. (11)

Общие подходы к решению и требования к оформлению решения задач этого типа . Качественные реакции на распространённые катионы и анионы. Природные индикаторы. Химические свойства представителей веществ основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Гидролиз солей (Приложение 7). Опреде-ление среды растворов солей.

Задачи на идентификацию неорганических веществ: а) с использованием дополнительных реагентов; б) без использования дополнительных реагентов.

Теоретическое решение качественных задач на идентификацию неорганических веществ. Первая медицинская помощь при химических ожогах, научное обоснование мер ПМП.

Демонстрационные опыты: «Гидролиз солей»; «Распознавание веществ».

Лабораторные опыты: «Изменение окраски природных индикаторов в зависимости от среды раствора» (Приложение 8). «Доказательство качественного состава веществ» (Приложение 9). «Определение среды растворов солей» (Приложение 10). «Распознавание веществ с использованием дополнительных реагентов» (Приложение 11). «Распознавание веществ без использования дополнительных реагентов».

Практическая работа №1: «Идентификация неорганических веществ с использованием дополнительных реагентов».

Практическая работа №2: «Идентификация неорганических веществ без использования дополнительных реагентов».

Практическая работа №3: «Составление и решение тематических качественных задач».

Рефлексивно-оценочный момент: выработка собственного отношения к результатам практической деятельности.


II. Решение качественных задач на осуществление превращений веществ, получение веществ различными способами. (6)

Теоретическое решение качественных задач на получение вещества из конкретного сырья. Учёт условий ЭГП (экономико-географического положения) при размещении конкретного производства (завода по производству стекла, серной кислоты, алюминия, железа и т.д.). Учёт факторов, влияющих на изменение скорости химических реакций.

Теоретическое решение качественных задач на получение данного вещества (соли) всеми возможными способами (Приложение 12). Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Первая медицинская помощь при химических, термических ожогах, научное обоснование мер ПМП.

Демонстрационный опыт: «Получение солей».

Практическая работа №4: «Осуществление цепочки превращений»

Cu → CuO → CuSO4 → Cu(OH)2 CuO → Cu



Cu

Практическая работа №5: «Составление и решение тематических качественных задач».

Рефлексивно-оценочный момент: выработка собственного отношения к результатам практической деятельности.


III. Смеси. Способы разделения смесей и получения чистых веществ. (1)

Смеси. Виды смесей (однородные, неоднородные). Физические и химические способы разделения смесей. Применение умения осуществлять разделение смесей в повседневной жизни и профессиональной деятельности человека.

Демонстрационный опыт: «Разделение смесей».

Лабораторный опыт: «Физические способы разделения смесей: адсорбция, экстракция, хроматография».

Рефлексивно-оценочный момент: выработка собственного отношения к результатам практической деятельности.


IV.Решение качественных задач эколого-гигиенического характера. (6)

Какую воду мы пьём? Состояние водных ресурсов Собинского района Владимирской области. Основные загрязнители водного бассейна, их влияние на жизнедеятельность организмов (в т.ч. на организм человека).

Природная вода как смесь. Способы очистки воды. Способы очистки воды в походных условиях. Применение умения осуществлять разделение смесей в жизни человека.

Жёсткость воды, её виды и способы устранения.

Практическая работа №6: «Работа с печатными и электронными носителями информации, Интернет-ресурсами. Поиск и анализ тематической информации».

Практическая работа №7: «Гигиенический анализ воды» (Приложение 13).

Практическая работа №8: «Способы очистки воды в походных условиях».

Практическая работа №9: «Жёсткость воды и способы её устранения» (Приложение 14).

Диагностический тест: «Профессиональные пробы» (Приложение 15).

Рефлексивно-оценочный момент: выработка собственного отношения к результатам практической деятельности.


V. Экскурсионно–просветительская деятельность по профессиональной ориентации. (5)

Перечень специальностей, условия обучения, требования к подготовке абитуриентов

Лаборант-эколог; химик-аналитик (лаборант качественного анализа); провизор; фармацевт; химик-технолог.

Экскурсия №1 на очистные сооружения с. Рождествено.

Экскурсия №2 в аптеку п. Ставрово (или на ФАП с. Рождествено).

Экскурсия №3 учебное заведение (г.Владимир) в день «открытых дверей».

Практическая работа №10: «Работа с профессиограммами. Поиск и анализ тематической информации в печатных и электронных изданиях, Интернет-ресурсах» (Приложение 16).


VI. Кем быть? (2)

Соответствие собственных возможностей требованиям к профессии. Содержание профессиональной деятельности, условия труда, требования к личности специалиста – химика (лаборант-эколог, лаборант качественного анализа, провизор, фармацевт, химик-технолог), адреса и названия учебных заведений химического профиля.

Диагностические тесты. Анкеты: «Круг моих интересов» (повторное, сравнение); «Особен-ности интереса к химии» (Приложение 17); «Чему я научился при изучении данного курса?».

Рефлексивно-оценочный момент: выработка собственного отношения к изученному материалу и собственным результатам обучения.


5. План отслеживания результатов обучающей деятельности учителя. 
Формы контроля ЗУН учащихся

 


1. Вводный контроль (учебные занятия № 1-3):

                    диагностический тест «Что нужно знать о себе при выборе профессии?»;

диагностический тест «Кем быть?»;

                    диагностический тест «Годитесь ли Вы в химики?»;

диагностический тест «Черты характера»;

диагностический тест «Ощущение и восприятие вещества»;

                    анкетирование «Круг моих интересов» (первичное). 


2. Промежуточный контроль (учебные занятия № 5; 7; 9; 11-13; 16; 18; 21; 22-25):

практические упражнения  для определения уровня сформированности специ-альных химических умений:  наблюдение; планирование и проведение химического эксперимента по конкретной инструкции и без неё (по программе), составление и запись уравнений химических реакций в молекулярном и ионном видах;

практические упражнения  для определения уровня сформированности общеучебных (метапредметных) учебно-интеллектуальных умений: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, классификация, обобщение, выдвижение предположений (гипотез), синтез, составление (заполнение) таблиц;

практические упражнения  для определения уровня сформированности общеучебных (метапредметных) учебно-информационных умений: подбор тематической информации из разных источников (печатных, электронных, Интернет-сети);

наблюдение учителя за сформированностью общеучебных (метапредметных) учебно-организационных умений учащихся: организация рабочего места, выполнение правил безопасного поведения, самоконтроль последовательности и правильности действий, самооценка результатов своей деятельности и их соответствие поставленной цели (задаче).

3. Итоговый контроль (учебные занятия № 14; 19; 32; 33; 34):

                    практические работы: составление авторских качественных задач по обозначенным в программе темам и их решение (для учащихся высокого и повышенного уровня обучаемости и обученности);

практические работы: решение «готовых» качественных задач по обозначенным в программе темам (для учащихся среднего и низкого уровня обучаемости);

практическая работа: поиск и анализ тематической информации из разных источников;

профессиональные пробы: определение направлений профессиональной специализации учащихся;

диагностический тест «Особенности интереса к химии»;

анкетирование «Круг моих интересов» (повторное, сравнение); 

                    анкетирование «Чему я научился при изучении данного курса?».



Что отслеживаю?


Как отслеживаю?

Периоди-чность


Рефлексивная самооценка психических лично-стных качеств

Диагностический тест

«Что нужно знать о себе при выборе профессии?».


Занятие №1

Рефлексивная самооценка интересов профессионального самоопределения


Диагностический тест

«Кем быть?» (Шаги №1-4)

Занятие №1 (дом)

Рефлексивная самооценка собственных интересов.

Диагностический тест

«Годитесь ли Вы в химики?».

Анкетирование «Круг моих интересов» (первичное)

Занятие №2


(дом)

Рефлексивная самооценка личностных качеств, необходимых химику

Диагностический тест

«Черты характера».

«Ощущение и восприятие вещества».

«Кем быть?» (Шаг №5)

Занятие №3


Умения проводить химический опыт, пользуясь инструкцией, соблюдать правила т/б, наблюдать, делать выводы.

Лабораторный опыт

«Изменение окраски природ-ных индикаторов в зависи-мости от среды раствора».


Занятие №4

Умения анализировать, проводить химический опыт при соблюдении правил т/б, наблюдать, делать выводы, составлять уравнения химических реакций.

Лабораторный опыт «Доказательство качест-венного состава веществ».

Занятие №5

Умения проводить химический опыт, пользуясь инструкцией, соблюдать правила т/б, наблюдать, делать выводы, составлять уравнения химических реакций.

Лабораторный опыт «Определение среды растворов солей».

Занятие №7

Умения анализировать, планировать ход опыта на основании алгоритма, проводить химический опыт при соблюдении правил т/б, наблюдать, делать выводы, составлять уравнения химических реакций.

Лабораторный опыт «Распознавание веществ с использованием дополни-тельных реагентов»

Занятие №9

Умения анализировать, планировать ход опыта на основании алгоритма, проводить химический опыт при соблюдении правил т/б, наблюдать, делать выводы, составлять уравнения химических реакций.

Лабораторный опыт «Распознавание веществ без использования дополни-тельных реагентов»

Занятие №11

Умения анализировать, планировать (выдвигать гипотезу) и проводить химический эксперимент (проверять правильность предположений) при соблюдении правил т/б, наблюдать, составлять таблицу и уравнения химических реакций, самооценивать деятельность


Практическая работа №1: «Идентификация неорга-нических веществ с ис-пользованием дополни-тельных реагентов».

Занятие №12

Умения анализировать, выдвигать гипотезу и экспериментально проверять правильность предположений, соблюдать правила т/б, наблюдать, составлять таблицу и уравнения химических реакций, самооценивать деятельность

Практическая работа №2: «Идентификация неорга-нических веществ без ис-пользования дополнитель-ных реагентов».

Занятие №13

Умения правильно составить условие задачи на подтверждение качественного состава вещества и определение веществ, предложить вариант решения задачи

Практическая работа №3:

«Составление и решение тематических качественных задач».

Занятие №14

Умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи (при планировании химического производства с учётом ЭГП), обобщать, составлять уравнения химических реакций, самооценивать склонность к данному виду деятельности


Теоретическое решение качественных задач на получение вещества из конкретного сырья.

Занятие №16

Умения анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи (при получении одного вещества из другого), проводить химический эксперимент при соблюдении правил т/б, наблюдать, составлять уравнения химических реакций

Практическая работа №4: «Осуществление цепочки превращений»


Занятие №18

Умения правильно составить условие задачи на получение вещества из конкретного вида сырья, предложить вариант решения задачи

Практическая работа №5:

«Составление и решение тематических качественных задач».

Занятие №19

Умения организовать химический эксперимент (планировать и проводить), соблюдать правила т/б, наблюдать, правильно и аккуратно оформлять отчёт о работе

Лабораторный опыт «Физические способы раз-деления смесей: адсорбция, экстракция, хроматография».

Занятие №21

Умение подобрать тематический материал из различных источников, подготовить тематическое сообщение и выступать перед аудиторией, рефлексивная самооценка собственного образа жизни и отношения к проблеме чистой воды

Практическая работа №6:

«Работа с печатными и электронными носителями информации, Интернет-ре-сурсами. Поиск и анализ тематической информации»


Занятие №22

Умения проводить химический эксперимент, пользуясь инструкцией, при соблюдении правил т/б, наблюдать, заполнять таблицу, делать экологически значимые выводы (устанавливать причинно-следственные связи химического состава воды из разных источников).


Практическая работа №7: «Гигиенический анализ воды».



Занятие №23

Умения организовать химический эксперимент (выдвинуть гипотезу, планировать ход доказательства гипотезы и проводить эксперимент), соблюдать правила т/б, наблюдать, правильно и аккуратно оформлять отчёт о работе

Практическая работа №8:

«Способы очистки воды в походных условиях».

Занятие №24

Умения организовать химический эксперимент (планировать и проводить), соблюдать правила т/б, наблюдать, правильно и аккуратно оформлять отчёт о работе с записью уравнений реакций

Практическая работа №9: «Жёсткость воды и способы её устранения».

Занятие №25

Умение анализировать тексты, качественные задачи с химическим содержанием, предлагать варианты решений с использованием учебной литературы и без неё.

Диагностический тест:

«Профессиональные пробы».

Занятия №26-27

Умения слушать, выделять главное, оценивать свои интересы и личностные качества с позиции будущего профессионального самоопределения, оформлять письменное сообщение по теме

Экскурсии в учебные за-ведения, на предприятия с химическим профилем

Занятия №28-31

Умение подобрать тематический материал из различных источников, подготовить тематическое сообщение и выступать перед аудиторией, рефлексивная самооценка собственной личностной готовности овладеть той или иной профессией.

Практическая работа №10:

«Работа с профессиограм-мами. Поиск и анализ тема-тической информации в пе-чатных и электронных изда-ниях, Интернет-ресурсах».


Занятие №32

Рефлексивная самооценка интеллектуального роста личности вообще.



Анкетирование «Чему я научился при изучении данного курса?».

Анкетирование «Круг моих интересов» (повторное)


Занятие №33


(дом)

Рефлексивная самооценка соответствия собственных интересов и личностных качеств качествам, необходимых специалисту - химику

Диагностический тест:

«Особенности интереса к химии».

Занятие №34



6. Основные требования к уровню подготовки учащихся


Знать:

- теоретические сведения по вопросам неорганической химии, рассматриваемым в данном курсе (химические свойства веществ основных классов неорганических соединений, ТЭД и гидролиз солей1, качественные реакции на катионы и анионы, факторы изменения скорости химических реакций, физические и химические способы разделения смесей; жёсткость воды и способы её устранения, основные загрязнители водного бассейна и их влияние на организм человека);

  • алгоритмы решения обозначенных в программе типов задач;

  • правила   безопасного обращения с веществами;

  • меры оказания ПМП при термических и химических ожогах;

  • области применения теоретических химических знаний (обозначенных в программе) в практической деятельности человека;

  • классификацию сфер профессиональной деятельности;

  • требования к личности специалиста – химика;

  • характеристики профессий химического профиля.



Уметь:

  • наблюдать (описывать) происходящие явления при проведении экспериментальных практических работ и делать выводы;

  • применять химические понятия для объяснения происходящих явлений при проведении экспериментальных практических работ;

  • применять стандартные алгоритмы и логику мышления для решения качественных задач обозначенных в программе типов;

  • выбирать из нескольких способов самый рациональный способ решения задачи;

  • применять приобретённые в ходе курсовой подготовки знания и умения в повседневной жизни;

  • планировать работу, организовывать рабочее место, сознательно мобилизовывать внутренние ресурсы организма (внимание) для выполнения поставленной цели, т.е. самоорганизовывать себя;

  • соблюдать правила   безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении химических опытов;

  • оказывать ПМП при химических, термических ожогах;

  • осуществлять рефлексивную оценку психических качеств личности и результатов своей деятельности;

  • оценивать собственные способности с точки зрения профессиональной пригодности в сфере химической направленности.



7. Список литературы для учителя




  1. Волынцева Н.А. Количественный анализ ионов железа в природных водах // Биология в школе. – 2001. - №1.

  2. Гольдфарб Я.Л. и др. Сборник задач и упражнений по химии: Учеб. пособие для учащихся 7-10 кл. сред. шк. / Я.Л. Гольдфарб, Ю.В. Ходаков, Ю.Б. Додонов. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987, с.42 (№ 5-112, 5-113, 5-1222, 5-123), с.44-45 (№ 5-137, 5-138, 5-143, 5-144), с.88 (№ 11-83, 11-84), с.101 (№ 13-62, 13-65, 13-66, 13-67, 13-68), с.139 (№ 17-141, 17-142).

  3. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987, с.10-24.

  4. Данилов С.В. Гигиенические опыты и самонаблюдения // Биология в школе. – 2004. - №2.

  5. Ерёмина Е.А. и др. Справочник по химии: 8 – 11кл./ Е.А. Ерёмина, В.В. Ерёмин, Н.Е. Кузьменко. – М.: Дрофа, 1996.

  6. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1990.

  7. Коробейникова Л.А., Лисичкин Г.В. Развивать способности учащихся // Химия в школе. – 1982. - №4.

  8. Лебощина В.И. Лабораторные работы по неорганической химии в IX и XI классах /Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1992, с.1-2, 8-12.

  9. Лисичкин Г.В., Коробейникова Л.А. Годитесь ли Вы в химики? // Химия и жизнь. – 1981. - №5.

  10. Ольгин О.М. Чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков: Научно-популярная лит-ра/ Рис. Т.Коровиной и Е.Суматохина; фотогр. Л. Чистого. – М.: Дет. Лит., 1987.

  11. Платонов К.К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.

  12. Пропалов Н.И., Павлюк С.Г., Галкина Г.М., Бычкова М.А., Ховряков С.Ю., Карташова Н.В. Сборник задач и упражнений по химии повышенной сложности с решениями для профильных классов, химических кружков, факультативов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Владимир, 2002, с.20-21 (№ 26-30), с.55 (№ 18, 22, 23), с.76 (№ 7), с.147-156, 170-177.

  13. Профконсультационная работа со старшеклассниками /Под ред. Б.А. Федоршина. - Киев: Радяньска школа, 1980.

  14. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1991, с.5-49, 114-136.

  15. 500 задач по химии. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1977, с.48-64 ( № 147, 151,152, 154, 157, 163, 176, 177, 191, 209, 225, 238, 239, 260, 279, 297, 300).

  16. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10 – 11 кл. общеобр. школ, гимназий, лицеев. - М.: Изд. центр «Вентана - Графф», 2000.

  17. Сидоров Е.П. Химический справочник школьника и абитуриента. М.: Научно-технический центр «Университетский», 1995.

  18. Циба Д.И. Пути поиска призвания. // Химия в школе. – 2004. - №8, с.23-27.



8. Список литературы для учащихся

  1. Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008, с.126-135, 145-147, 150-152, 183-186, 188-191, 201-202, 212-213.

  2. Гольдфарб Я.Л. и др. Сборник задач и упражнений по химии: Учеб. пособие для учащихся 7-10 кл. сред. шк. / Я.Л. Гольдфарб, Ю.В. Ходаков, Ю.Б. Додонов. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987, с.42 (№5-112, 5-113, 5-122, 5-123), с.44-45 (№ 5-137, 5-138, 5-143, 5-144), с.88 (№11-83, 11-84), с.101 (№13-62, 13-65, 13-66, 13-67, 13-68), с.139 (№ 17-141, 17-142).

  3. Лебощина В.И. Лабораторные работы по неорганической химии в IX и XI классах /Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1992, с.1-2, 8-12.

  4. Пропалов Н.И., Павлюк С.Г., Галкина Г.М., Бычкова М.А., Ховряков С.Ю., Карташова Н.В. Сборник задач и упражнений по химии повышенной сложности с решениями для профильных классов, химических кружков, факультативов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Владимир, 2002, с.20-21 (№26-30), с.55 (№18, 22, 23), с.76 (№7), с.147-156, 170-177.

  5. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1991, с.5-49, 114-136.



9. Приложения.

1 Курсивом обозначены темы, изучающиеся на уровне представлений.

2 Курсивом обозначены номера заданий повышенной сложности.




Похожие:

«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии» iconПрограмма элективного курса «Химия в задачах и упражнениях» Разработана Харченко Е. П., учителем химии моу сош №1
Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач...
«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии» iconУрок соревнование по теме «плотность вещества»
Цель урока: закрепление у учащихся умений и навыков решения задач разных типов – расчетных, качественных
«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии» iconЦели: Закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных
Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся
«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии» iconАлгоритмизация и программирование Этапы решения задач на ЭВМ
Технология решения задач с помощью компьютера (моделирование, формализация, алгоритмизация, компьютерный эксперимент). Пример решения...
«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии» iconДокументи
1. /Рабочие программы по химии/11 класс.doc
2. /Рабочие...

«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии» iconС. Л. Гладкий Л. Н. Ясницкий решение задач линейной термоупругости
Предложен аналитический метод решения линейных задач термоупругости. Дано краткое описание метода. Приведены частные решения плоских...
«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии» iconК билетам и решения задач по химии 2011- 2012 учебный год
Какой объем и количество вещества азота (моль) израсходуется при взаимодействии с водородом объемом 672 л?
«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии» iconПрограмма элективных курсов профильного обучения: «решение расчетных задач по химии» Автор программы: Синеглазова Ирина Вячеславовна, учитель химии моу сош №3 г. Похвистнево
Решение сложных задач – интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным, таким образом,...
«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии» iconТема урока «Координаты вектора. Решение задач с практическим содержанием»
Оборудование: таблицы (файлы) со схемами поиска решения задачи; карточки-информаторы (подсказки различного уровня энтропии); таблицы...
«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии» iconЭлективный курс «Химия в нашем доме» пояснительная записка. Элективный курс «Химия в нашем доме»
Элективный курс «Химия в нашем доме» предназначен для учащихся 8-9 классов основной школы. Курс ориентирован на углубление и расширение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы