Л/Р, Экскурсии, Умения (в соответствии с авторской программой; содержанием стандарта биологического образования) icon

Л/Р, Экскурсии, Умения (в соответствии с авторской программой; содержанием стандарта биологического образования)



НазваниеЛ/Р, Экскурсии, Умения (в соответствии с авторской программой; содержанием стандарта биологического образования)
Дата конвертации02.11.2012
Размер315.72 Kb.
ТипУрок

Биология. Животные. 7 класс. Тематическое планирование учебного материала. 70 час = 67 час + 3 час (резерв).


В соответствии с содержанием программы на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.


Учитель биологии и химии: И.А. Прохорова


Используемые учебные пособия:


* Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2007.


Тема урока

Понятия урока

(в соответствии с авторской программой),

^

краткое содержание тем

(в соответствии с содержанием программы и стандарта биологического образования)


Л/Р, Экскурсии, Умения

(в соответствии с авторской программой; содержанием стандарта биологического образования)
^

Домашнее задание









Введение. Общие сведения о животном мире. (2 час)


Программа: Биология - наука о живой природе. Методы изучения живых объектов.

Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Система органического мира. Классификация организмов. ^ Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность.

Признаки живых организмов, их проявление животных: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки животных.

^ Знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных;

Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  • изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки,

  • сравнивать биологические объекты (клетки, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).




1/1

История изучения животных. Методы изучения животных.

Зоология - наука о животных; этапы развития зоологии; многообразие наук о животных; труды Аристотеля, К. Линнея, А. Левенгука, Ч. Дарвина, М.В. Ломоносова; методы изучения животных: наблюдение, описание, эксперимент. Систематические категории, понятие «вид», «популяции»

Правила работы с учебником.

С.3; §1;



2/2

Сходства и различия животных и растений.

Признаки живых организмов; признаки животных на уровне клетки, организма в сравнении с растениями; уровни строения организма животного: клетки, ткани, органы, системы органов. Типы питания растений и животных. Роль животных в природе и жизни человека и их охрана.




§ 2;






I. Многообразие животных. (37 час)











1. Простейшие. (2 час)


Программа: Одноклеточные животные. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Приспособления животных организмов к различным экологическим факторам.

^ Знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов;

Уметь:

  • объяснять: родство, общность происхождения растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, организмы отдельных типов;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых животными.






1/3

Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие простейших как особого царства живой природы.

Общая характеристика систематической группы – сходства между организмами (среда обитания; образ жизни; строение + приспособление к условиям среды обитания; процессы жизнедеятельности). Классификация группы – различия между организмами. Типы Корненожки (Саркодовые), Жгутиконосцы, Инфузории, Споровики. Циста. Колония. Родство растений и животных.

Выступать с сообщением о признаках типов простейших.

§ 3-4 (с.16-18)



2/4

Значение простейших в природе и жизни человека.

Паразит. Симбиоз. Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний.

^ Л/Р№1 (авторская): Наблюдение многообразия водных однокле-точных животных.

§ 4 (с.18-19)







2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные. (16 час)


Программа: Многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Охрана животного мира.

^ Знать:

  • признаки биологических объектов: организмов животных, в т.ч. животных своего региона.

Уметь:

  • объяснять: родство животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за поведением животных,

  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, опасных для человека животных;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых животными

  • оказывать первую помощь при укусах животных.






1/5

Тип Губки – примитивные многоклеточные животные.

Общая характеристика систематической группы; Классификация группы (Известковые, Стеклянные, Обыкновенные). Строение организма животного: клетки, ткани, органы, системы органов; виды тканей; симметрия тела; пассивная защита; двухслойность тела губок; родство с простейшими





§ 5



2/6

Тип Кишечнополостные.



Общая характеристика систематической группы; Классификация группы (Гидроидные, Сцифоидные, Полипы). Лучевая симметрия тела, кишечная полость, экто- и энтодерма; виды клеток и их функции; регенерация, чередование поколений.




§ 6 (с.25-28)



3/7

Тип Кишечнополостные.



Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Атолл. Охрана видов.




§ 6 (с.28-31)



4/8

Тип Плоские черви.

Общая характеристика систематической группы; Классификация группы (Сосальщики, Ленточные, Ресничные). Двусторонняя симметрия тела, КММ, свободноживущие и паразитические виды, гермафродиты, чередование поколений, хозяин промежуточный и окончательный; профилактика гельминтозов.




§ 7



5/9

Тип Круглые черви.

Общая характеристика систематической группы; раздельнополые особи; полость тела; нервное кольцо, профилактика гельминтозов.


^ Л/Р№2 (авторская): Знакомство с многообразием круглых червей.

§ 8



6/10

Тип Кольчатые черви. Класс полихеты (Многощетинковые). Класс Пиявки.

Общая характеристика систематической группы; Классификация группы (Полихеты, Пиявки, Олигохеты). Сегментарное строение тела; полость тела, трёхслойность; органы чувств; замкнутая кровеносная система; параподии; щетинки; окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка, забота о потомстве, чередование поколений; гирудин, анабиоз; хищники, паразиты





§ 9; с.43-44



7/11

Тип Кольчатые черви. Класс олигохеты (Малощетинковые).

Почвообразователь, приспособления в строении дождевого червя к жизни в почвенной среде обитания

Л/Р№3: Выявление приспособ-лений у животных к среде обита-ния. (на примере дождевого червя).

§10



8/12

Тип Моллюски.

Общая характеристика систематической группы; Классификация группы (Двустворчатые; Брюхоногие; Головоногие). Раковина, перламутр, жемчуг, мантия, мантийная полость, лёгкие, жабры, сердце, незамкнутая кровеносная система; тёрка, слюнные и пищеварительные железы; глаза. почки




§11



9/13

Многообразие и классификация моллюсков.

Реактивное движение, чернильный мешок

^ Л/Р№4 (авторская): Знакомство с многообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

§12


10/14

Тип членистоногие – высоко-развитые беспозвоночные живот-ные.

Класс ракообразные.

Общая характеристика систематической группы; Классификация группы (Ракообразные, Паукообразные, Насекомые); хитин, линька, наружный скелет, типы дыхания: жаберный, лёгочный, трахейный; сложные глаза; мозаичное зрение; партеногенез; развитие без превращения

Л/Р№ 5: Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. (ракообразных)

§14 (с.56-58)



11/15

Тип членистоногие.

Класс Паукообразные.

Общая характеристика систематической группы; паутинные бородавки, паутина – ловчая сеть; внеорганизменное переваривание пищи; клещи – паразитические паукообраз-ные; вред паразитических клещей и меры борьбы с ними;




§14 (с.59-62)



12/16

Тип членистоногие.

Класс Насекомые.

Общая характеристика систематической группы; отделы тела; органы головы, груди, брюшка; типы ротового аппарата; развитие с полным и неполным превращением. Классификация группы.

Л/Р№ 6: Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. (насекомых)

§15



13/17

Многообразие насекомых: отряды чешуекрылые (бабочки), жестко-крылые (жуки). двукрылые, прямокрылые.

Признаки отрядов: тип ротового аппарата, особенности крыльев, тип развития;







14/18

Многообразие насекомых: отряд перепончатокрылые.

Общественные насекомые; дифференциация функций (обязанностей) в семье; семья – биосоциальная система.







15/19

Значение членистоногих (насекомых) в природе и жизни человека.

Вредители сада, леса, огорода, здоровья человека; меры борьбы с вредителями с/х; Охраняемые насекомые; способы сохранения биоразнообразия..

Выступать с сообщениями о вредителях, меры борьбы с ними и охраняемых насекомых




16/20

Особенности организации беспозвоночных животных, их многообразие.













3. Многоклеточные животные. Тип Хордовые. (19 час)


Программа: Многообразие животных - результат эволюции. Многоклеточные животные. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Сельскохозяйственные животные. Охрана животного мира.

^ Знать:

  • признаки биологических объектов: организмов животных, в т.ч. животных своего региона.

Уметь:

  • объяснять: родство животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за поведением животных, сезонными изменениями в природе;

  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, опасных для человека животных;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

  • соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых животными

  • оказывать первую помощь при укусах животных;

  • соблюдать правила поведения в окружающей среде.



1/21

Общая характеристика типа Хордовые.

Общая характеристика систематической группы; Классификация группы. Хорда, череп, позвоночник, внутренний скелет; замкнутая кровеносная система;






§20



2/22

Тип Хордовые. Классы Рыбы.

Общая характеристика систематической группы; Классификация группы. Костная чешуя, плавательный пузырь, боковая линия, системы органов, двухкамерное сердце; жабры; приспособление к среде обитания



Л/Р№ 7: Выявление особен-ностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.



§21


3/23

Тип Хордовые.

Класс Хрящевые рыбы.

Отряды хрящевых рыб: акулы, скаты;




§22



4/24

Тип Хордовые.

Класс Костные рыбы.



Отряды костных рыб




§23



5/25

Тип Хордовые.

Класс Земноводные (Амфибии).

Общая характеристика систематической группы; Классификация группы (Бесхвостые, Хвостатые, Безногие), головастик; родство с рыбами; трёхкамерное сердце



Л/Р№ 8: Выявление особен-ностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

§24 (с.115-116; 119-121)


6/26

Многообразие земноводных.



Хвостатые, Безногие; Охраняемые земноводные.




§24


7/27

Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся (Рептилии).

Общая характеристика систематической группы; Классификация группы (Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи). Роговые чешуи; трёхкамерное сердце; меры первой помощи при укусе змеи






§25



8/28

Многообразие пресмыкающихся.

Черепахи. Крокодилы. Четырёхкамерное сердце; охраняемые виды






§26



9/29

Тип Хордовые. Класс Птицы.

Общая характеристика систематической группы; Классификация группы. Приспособления к полету. Гнездовые и выводковые; теплокровность; типы перьев

Л/Р№ 9: Выявление особен-ностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

§27

10/30

Экологические группы птиц: птицы открытых пространств, водоёмов и побережий.

Сходство в строении птиц разных отрядов, но одной экологической группы.




§28; с.154-156

11/31

Экологические группы птиц: птицы леса, хищные птицы.


Сходство в строении птиц разных отрядов, но одной экологической группы.




§29

12/32

Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.











13/33

Тип Хордовые. Класс Млекопитающие (Звери).

Общая характеристика систематической группы; Классификация группы. Теплокровность; прогрессивные черты; сходство с пресмыкающимися. Однопроходные; Сумчатые.

Л/Р№ 10: Изучение внешнего строения млекопитающего.

Л/Р№ 11: Изучение внутреннего строения млекопитающего.


§31 (с.157-160)

14/34

Отряды млекопитающих.

Общая характеристика систематической группы. Насекомоядные, Грызуны, Рукокрылые, Зайцеобразные



Выступать с сообщением . Составлять информационный лист по теме «Отряды млекопитающих»

С.160-170

15/35

Отряды млекопитающих.

Общая характеристика систематической группы. Хищные, Копытные, Китообразные, Ластоногие.



Выступать с сообщением . Составлять информационный лист по теме «Отряды млекопитающих»

С.170-174; 175-183

16/36

Отряды млекопитающих.

Общая характеристика систематической группы

Приматы.



Выступать с сообщением . Составлять информационный лист по теме «Отряды млекопитающих»

§35

17/37

Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Охрана млекопитающих.


Роль в природе, жизни человека, содержание домашних животных, породы крупного рогатого скота, лошадей, охрана млекопитающих







18/38

^ Экскурсия №1.

«Многообразие животных своей местности, их роль в природе и жизни человека».





Экскурсия №1.


Л/Р№ 12: Определение при-надлежности животных к опреде-ленной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).





19/39

^ Повторительно - обобщающий урок: «Особенности многообразия и организации хордовых живот-ных».














II. Строение. Индивидуальное развитие. Эволюция. (18 час)













1. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

(10 час)


Программа: Царство животных. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

^ Знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; организмов животных;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,

Уметь:

  • объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных;

  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных,

  • выявлять изменчивость организмов;

  • сравнивать биологические объекты ( органы и системы органов представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;







1/40

Покровы тела животных.

Значение покрова, эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа

^ Л/Р№ 13 (авторская): Изучение особенностей различных покро-вов тела.

§36

2/41

Опорно-двигательная система животных.


Функции ОДС, скелет наружный и внутренний, осевой скелет, позвоночник, позвонок, скелет конечностей, пояса конечностей, сустав




§37

3/42

Способы передвижения животных.

Эволюция способов передвижения, типы движения, полость тела первичная и вторичная

^ Л/Р№ 14 (авторская): Наблюде-ние за способами передвижения животных.

§38

4/43

Органы дыхания. Газообмен.

Дыхание как процесс обмена в-в, газообмен, значение газообмена, типы газообмена: кожный, жаберный, лёгочный, диффузия, жабры, трахеи, бронхи, лёгкие, двойное дыхание, диафрагма

^ Л/Р№ 15 (авторская): Наблю-дение за способами дыхания животных.

§39

5/44

Органы пищеварения.



Питание, пищеварение, ферменты, пища-источник энергии, категории животных по виду пищи




§40 (с.209-212)

6/45

Кровеносная система. Кровь, кровообращение.


Кровообращение, замкнутая и незамкнутая кровеносная система, органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены), круги кровообращения; кровь и её компоненты: плазма, форменные элементы (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты); гемоглобин, функции крови, кровь венозная и артериальная; эволюция кровообращения





§41

7/46

Органы выделения.



Органы выделения: канальцы, почка, мочеточник, мочевой пузырь, моча; значение процесса выделения




§42

8/47

Обмен веществ и энергии – главный отличительный признак жизни.


Обмен веществ и его этапы, теплокровность и холоднокровность; превращение энергии




С.212-214

9/48

Нервная система. Инстинкт. Рефлекс.



Раздражимость, рефлекс, типы нервной системы, функции нервной системы, нервная ткань, нервный узел, нервное кольцо, нервная цепочка, нервы, спинной и головной мозг, отделы головного мозга и их функции, инстинкт, эволюция нервной системы

Л/Р№ 16: Наблюдение за поведением животных


§43

Л/Р№ 16: Наблюдение за поведением живот-ных


10/49

Органы чувств.

Способы регуляции процессов жизнедеятельности у животных.

Органы чувств и их виды; значение органов чувств; типы регуляции жизнедеятельности: нервная и жидкостная

^ Л/Р№ 17 (авторская): Знаком-ство с различными органами чувств у животных.


§44





2. Индивидуальное развитие животных. (4 час)


Программа: Процессы жизнедеятельности животных: размножение, рост, развитие. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

^ Знать:

  • сущность биологических процессов: рост, развитие, размножение;

Уметь:

  • объяснять: общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп);

  • изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за ростом и развитием животных;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных;

  • сравнивать биологические объекты (организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).







1/50

Органы размножения. Способы размножения животных.

Размножение и его виды (бесполое и половое); половая система, половые органы, яичники, яйцеводы, матка, яйцеклетки, плацента. семенники, семяпроводы, сперматозоиды, гермафродиты




§45

2/51

Способы размножения животных.


Размножение бесполое (деление. почкование) и половое; половые клетки, оплодотворение (наружное и внутреннее) ; живорождение




§46

3/52

Типы развития животных. Периоды жизни животных.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма; периоды онтогенеза; развитие; метаморфоз – развитие с превращением (яйцо-личинка-куколка-взрослое животное); развитие без превращения; значение метаморфоза в жизни животных

^ Л/Р№ 18 (авторская): Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

§48-47

4/53

Повторительно - обобщающий урок:

«Эволюция строения и функций органов и систем органов животных».




Л/Р№ 19 : Распознавание органов и систем органов у животных.










3. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (4 час)


Программа: Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Знать:

Уметь:

  • объяснять: эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп);

  • распознавать и описывать: наиболее распространенные животных своей местности;

  • выявлять изменчивость организмов;

  • сравнивать биологические объекты (системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);






1/54

Доказательства эволюции животных.

Эволюция; Сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;





§49

2/55

Ч. Дарвин о причинах эволюции животных.

движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.




§50

3/56

Усложнение строения животных и разнообразие видов – результаты эволюции.

Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие




§51

4/57

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных на Земле.

Ареал (сплошной, прерывистый, реликтовый). Миграция (возрастная, сезонная, нерегулярная). Виды (реликтовые, эндемики, космополиты). Преграды естественные и искусственные. «Правила» размещения.

Л/Р№ 20: Распознавание животных разных типов


§52





III . Б и о ц е н о з ы. (5 час)


Программа: Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Агроэкосистемы.

^ Знать:

  • признаки биологических объектов: экосистем и агроэкосистем; биосферы; животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: круговорот веществ в экосистемах;

Уметь:

  • объяснять роль биологии в в практической деятельности людей и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за поведением животных, сезонными изменениями в природе;

  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, опасные для человека животные;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • соблюдать правила поведения в окружающей среде.




1/58

Факторы среды и их влияние на биоценоз.

Среда обитания; абиотические, биотические, антропогенный факторы среды; биоценоз; прямое и косвенное влияние факторов на биоценоз.




§54

2/59

Естественные и искусственные биоценозы.

Биоценоз как устойчивая система; ярусность; естественные и искусственные биоценозы; компоненты биоценоза: продуценты, консументы, редуценты; круговорот веществ




§53

3/60

Цепи питания.

Цепи питания (пищевые цепи); поток энергии;

Л/Р№ 21: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

§55

4/61

Взаимосвязь компонентов био-ценоза и их приспособленность друг к другу.

Экологические группы животных; пищевые связи; специализация в питании; примеры биотических взаимодействий; приспособленность животных к среде обитания – результат эволюции

Л/Р№ 22: Выявление приспособ-лений у животных к среде обита-ния.

§56

5/62

^ Экскурсия №2.

«Экосистема своей местности (лес, луг, водоем)».

(«Изучение взаимосвязей живот-ных с другими компонентами среды»).




^ Экскурсия №2.

Л/Р№ 23: Определение при-надлежности животных к опреде-ленной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).








IV. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. ( 5 час)


Программа: Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Сельскохозяйственные животные. Охрана животного мира.

^ Знать:

  • признаки биологических объектов: животных своего региона;

Уметь:

  • объяснять: биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе (летние задания);

  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах животных отдельных типов и классов; домашних животных;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • использовать биологические знания для выращивания домашних животных, ухода за ними.







1/63

Воздействие человека и его деятельности на животных.

Среда обитания, антропогенный фактор среды; промысел; промысловые животные




§57

2/64

Одомашнивание животных.

Одомашнивание; этапы одомашнивания; домашние животные, биологические особенности домашних животных; отбор, селекция, порода

Л/Р№ 24: Распознавание домаш-них животных


§58

3/65

Законы России об охране животного мира.

Охраняемые природные территории; охраняемые виды; мониторинг




§59

4/66

Охрана и рациональное использование животного мира.

Направления охраны; ОПТ; Красная книга; биологическое разнообразие; акклиматизация; заповедники (биосферные); национальные парки; заказники; памятники природы




§60

5/67

Летние задания.










6/68













7/69













8/70





















Похожие:

Л/Р, Экскурсии, Умения (в соответствии с авторской программой; содержанием стандарта биологического образования) iconМетодическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования Введение
Данное Методическое письмо. На период введения федерального компонента государственного стандарта начального общего образования учитель...
Л/Р, Экскурсии, Умения (в соответствии с авторской программой; содержанием стандарта биологического образования) iconЗакономерности. 9 класс. Тематическое планирование учебного материала
В соответствии с содержанием программы на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Л/Р, Экскурсии, Умения (в соответствии с авторской программой; содержанием стандарта биологического образования) iconРассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании шмо зам директора директор о у
Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования...
Л/Р, Экскурсии, Умения (в соответствии с авторской программой; содержанием стандарта биологического образования) iconОбщеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего общего образования...
Л/Р, Экскурсии, Умения (в соответствии с авторской программой; содержанием стандарта биологического образования) iconРабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе примерной программы по информатике в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего полного образования
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект
Л/Р, Экскурсии, Умения (в соответствии с авторской программой; содержанием стандарта биологического образования) iconЛель Ирина Мечиславовна 2012-2013 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования...
Л/Р, Экскурсии, Умения (в соответствии с авторской программой; содержанием стандарта биологического образования) iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по «Финансовому менеджменту» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Л/Р, Экскурсии, Умения (в соответствии с авторской программой; содержанием стандарта биологического образования) icon2 Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ
Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые...
Л/Р, Экскурсии, Умения (в соответствии с авторской программой; содержанием стандарта биологического образования) iconПрограмма по математике к умк «перспективная начальная школа»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. Л. Чекина «Математика», утверждённой мо РФ (Москва, 2004...
Л/Р, Экскурсии, Умения (в соответствии с авторской программой; содержанием стандарта биологического образования) iconРабочая программа по предмету физическая культура 2 класс учителя первой квалификационной категории Качалова В. Н
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы