Урок по литературе и психологии в 5-м классе на тему «О вере и милосердии в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» icon

Урок по литературе и психологии в 5-м классе на тему «О вере и милосердии в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»



НазваниеУрок по литературе и психологии в 5-м классе на тему «О вере и милосердии в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Дата конвертации26.11.2012
Размер36.74 Kb.
ТипУрок



Интегрированный урок

по литературе и психологии

в 5-м классе

на тему


«О вере и милосердии

в рассказе Ф.М.Достоевского

«Мальчик у Христа на елке»


Цели и задачи:


- раскрытие и анализ проблем, поставленных автором в рассказе, переживаний героя;

- развитие эмоциональной сферы учащихся;

- развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения;

- развитие воображения, устной и письменной речи;

- формирование понятия о милосердии.


Конспект занятия.


  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Мы рассмотрим и обсудим проблемы, поставленные автором в рассказе, и попробуем их разрешить.

2. Аутотренинговое упражнение для настройки на проблему урока.

- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Теперь представь себе прекрасный солнечный день. Ты находишься посреди чудесного луга. Трава на лугу мягкая и зеленая. Ты садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь посмотри вверх, на ясное голубое небо. Ты видишь плывущие по небу большие пушистые облака. Легкий ветерок гонит облака дальше и одновременно освежает твое лицо. Вдохни один раз – глубоко. Пусть твое тело станет мягким и расслабленным.

Ты лежишь в траве совершено спокойно. Недалеко от тебя играют маленькие дети. До тебя доносится их смех. Вдруг какой- то маленький мальчик упал радом с тобой. Он ударился коленкой о камень и заплакал. Ты вскакиваешь и подбегаешь к нему. Тебе хорошо, оттого что ты можешь помочь другому.

Помоги этому мальчику встать. Осмотри его небольшую ранку. Скажи ему , что кровь сейчас перестанет течь. Подложи свою руку ему на плечо. Смотри, мальчик перестает плакать, он уже почти совсем успокоился. Тебе хорошо, оттого что малышу стало лучше…

Скажи самому себе: «Я уже большой и могу помогать другим. Я помогаю другим, а когда будет нужно, другие помогут мне».

Теперь ты можешь попрощаться с малышом и вернуться с летнего луга обратно в свой класс. Немного потянись, выпрямись. Теперь энергично выдохни и открой глаза.

  1. Беседа по теме урока.

- В нашей русской литературе многие писатели говорили о добре, взаимопомощи, милосердии. Одним из таких писателей является Федор Михайлович Достоевский, который все свое творчество посвятил этой теме : теме милосердного, гуманного отношения человека к человеку. А как вы понимаете, что обозначает слово милосердие? (устные ответы детей, затем запись в тетради).

Мы прочли рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Давайте попробуем разобраться: о чем же писатель хочет сказать нам в этом рассказе, к чему он нас призывает.

  1. Работа по вопросам.

- Как объясняет писатель в первой главе рассказа смысл словосочетания «мальчик с ручкой»?

- Для кого мальчик с ручкой собирает милостыню?

- На что тратятся деньги, заработанные такими мальчиками?

- В кого вырастают такие мальчики?

5. Аналитическая работа по тексту.

1) Найдите в тексте и зачитайте описание главного героя.

2) Как описывает Достоевский городишко, из которого приехал мальчик?

3) Похож ли он на тот город, в котором мальчик находится сейчас?

4) Как вы думаете, почему главный герой выходит из подвала, в котором он жил, в большой светлый город?

5) Каких людей мальчик встречает на улицах большого города? Что он видит за стеклами окон домов?

6) Помогли ли ему окружающие его люди? Сколько их было? Хоть кто- то обратил внимание на мальчика?

7) Почему он спрятался в темный угол за дровами?

8) Какой сон приснился мальчику? Кто во сне пришел и помог ему?

9) Кто виноват в смерти мальчика?

10) Почему Достоевский вводит в свой рассказ образ Христа, описывает праздник для умерших детей?

11) Накануне какого праздника произошло это событие?

6. «Мозговой штурм» по заданной проблеме.

_ На уроке уже несколько раз звучало слово милосердие. Произнесите это слово вполголоса. Что вы в нем слышите? Правильно, в нем слышится слово сердце. Ведь именно в сердце рождаются такие чувства, как доброта, участие, понимание. Именно своим сердцем мы можем отогреть и поддержать другого человека.

Перед каждым из вас лежат листы с изображением сердца. Напишите, пожалуйста, в них те слова, дела и поступки, которые можно было бы сказать и сделать, чтобы отогреть мальчика, спасти его.

(Дети самостоятельно работают на своих листах. Затем листы с записями крепятся на доску рядом с изображением мальчика.)

- Думаю, мы своими добрыми и горячими сердцами могли бы спасти мальчика.

7. Итог занятия.

- В каждом из нас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Милосердный человек – это тот, кто любит людей и помогает им.

8. Релаксация.

_ В рассказе говорится о Рождестве, а на этот праздник принято дарить подарки. Я предлагаю вам подарить подарок своему соседу по парте. Но дарите его не словами, а жестами, мимикой, улыбкой. И я дарю вам подарок – большое горячее сердце. Спасибо за занятие.




Похожие:

Урок по литературе и психологии в 5-м классе на тему «О вере и милосердии в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» iconУрок внеклассного чтения по литературе и психологии в 7-м классе на тему
Развивать навыки анализа художественного образа средствами отражения душевного состояния героя
Урок по литературе и психологии в 5-м классе на тему «О вере и милосердии в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» iconУрок внеклассного чтения по литературе и психологии в 7-м классе на тему «Модель и способ поведения героини в трудной ситуации ( по повести А. С. Пушкина «Метель»). Цель
«Модель и способ поведения героини в трудной ситуации ( по повести А. С. Пушкина «Метель»)
Урок по литературе и психологии в 5-м классе на тему «О вере и милосердии в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» iconКонспект урока №2 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий Тема : «Петербург Ф. М. Достоевского» Цели : Обучающие
Конспект урока №2 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Урок по литературе и психологии в 5-м классе на тему «О вере и милосердии в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» iconУрок психологии в 4 классе на тему «Эмоции и чувства» Педагог -психолог: Дегтярёва Елена Дмитриевна Тема : Эмоции и чувства. Цели
Дать понятие о невербальном общении, способствовать выработке навыка правильного невербального общения
Урок по литературе и психологии в 5-м классе на тему «О вере и милосердии в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» iconС. Ф. Новикова провела интегрированный урок по литературе и географии «Обыкновенная земля» по повести К. Г. Паустовского «Мещерская сторона» в 7 а классе. В. Н. Кахановская урок по литературе с использованием элемен
В прошедшем учебном году методобъединение учителей-словесников работало в соответствии с планом школы и планом методобъединения
Урок по литературе и психологии в 5-м классе на тему «О вере и милосердии в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» iconПейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Урок литературы в 6 классе
«все насквозь проникнуты светом и теплотой». «Цвет небосклона легкий, бледно-лиловый»
Урок по литературе и психологии в 5-м классе на тему «О вере и милосердии в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» iconЛитература 1 стих-е о природе выучить ( с. 313-317)
Достоевского. Можно готовиться к написанию сочинения на одну из тем: Теория идеи Раскольникова и ее крах. Петербург в романе Достоевского....
Урок по литературе и психологии в 5-м классе на тему «О вере и милосердии в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» iconЭпиграф к уроку: Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь. Пришвин М. Дневник писателя Ход урока: Мобилизующее начало
Тема: «Я пришёл не судить мир, но спасти» (Образ Христа в русской литературе)
Урок по литературе и психологии в 5-м классе на тему «О вере и милосердии в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» iconУрок литературы в 9 классе на тему «Зарубежная литература 20 века. Понятие психологизма в литературе». Цели и задачи
И реализм, и романтизм из 19 века шагнули в 20, так и идут параллельно, изменяясь во времени и пространстве, приобретая новые черты....
Урок по литературе и психологии в 5-м классе на тему «О вере и милосердии в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» iconУрок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции спинного мозга»
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции спинного мозга»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов