Оптимальные способы оценки знаний учащихся icon

Оптимальные способы оценки знаний учащихся



НазваниеОптимальные способы оценки знаний учащихся
Дата конвертации27.02.2013
Размер57.61 Kb.
ТипДокументы

Оптимальные способы оценки знаний учащихся.


Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения, одной из важ­ных задач педагогической деятельности учите­ля. Этот компонент наряду с другими компо­нентами учебно-воспитательного процесса (со­держание, методы, средства, формы организа­ции) должен соответствовать современным тре­бованиям общества, педагогической и методи­ческой наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценки позволяет уста­новить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обуче­ния. Результат деятельности учительского кол­лектива определяется прежде всего по глубине, прочности и систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой ус­воения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятель­ность, находить ошибки и пути их устранения.

Значение проверки и оценки знаний и умений школьников для всего процесса обучения определяет важнейшие требования к ним: они должны быть объективными, соответствующими проверяемому материалу, адекватными возрастным возможностям учащихся.

Нередко понятия «отметка» и «оценка» употребляются как синонимы. Оценка – это суждение о качестве учебной подготовки школьника. Отметка – принятое цифровое или словесное выражение этого суждения. Отметка свидетельствует о достижениях ученика за определенный период обучения, тем самым выполняя прежде всего учетно-контрольную функцию. Оценка, выносится ли она учителем, коллективом учащихся или самим учеником, пронизывает весь учебный процесс. Любой вид оценки вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, но может и огорчить записать в ряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики - школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее сущест­венные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение «процентоманией», субъективность выставляемых отметок.


Стараемся в своей работе не допускать формального «накопления» отметок, ориентировку на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим дан­ным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, до­стигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право ис­править плохую отметку, получить более высо­кие баллы и повысить свою успеваемость. На­пример, школьник получил за контрольную «2», так как допустил грубые ошибки при применении пройденных формул. Но в последующей своей работе он усвоил эти формулы и в следующей работе их не нарушил. Такое положение означает, что цифровая «2» недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.


На уроках математики наиболее приемлемыми методами контроля и оценки знаний учащихся являются:

^ Устный опрос (эвристическая беседа) может осуществляться на каждом уроке с целью систематизации и уточнения знаний школьников, проверки того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или дру­гих способов учебной работы. Здесь главным условием деятельности учителя является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование учеников на сложных понятиях. Важна продуманная система во­просов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, вы­сказывать свое мнение, аргументированно строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

^ Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учеб­ных задач; осознание понятии; ориентировки в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на началь­ном этапе становления умения и навыка, то он не оценивается отметкой. Вместо нее дается аргументированный анализ работы уча­щихся, который проводится совместно с уче­никами. Если умение находится на стадии за­крепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

^ Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изучен­ной теме программы. Проводятся в течение всего года. Кон­трольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса организовываются по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам.

Особый вид контроля - тестирование. Тесты могут быть не только формой контроля знаний, но и сред­ством повторения и закрепления пройденного материала. Для использования тестов в качестве итогового контроля, учащиеся регулярно проходят тестирование в течение учебного года. Эффективным средство обучения являет­ся использование тестов в качестве описания конечных результатов деятель­ности. В этом случае, речь идет о принципе открытости образования.

В чем эффективность данного метода?

Учащиеся, получив тесты в начале прохождения темы, уже нацелены на получение хорошего результата. Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для пе­риодического контроля. И тест из 20-30 вопросов необходимо использо­вать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала, для теста из пяти вопросов:

• нет ошибок - оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки - оценка «З»;

• три ошибки - оценки «2». Для теста из 30 вопросов:

• 25-30 правильных ответов - оценка «5»;

• 19-24 правильных ответов - оценка «4»;

• 13-18 правильных ответов-оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов -оценка «2».

Данные нормы характерны для общеобразовательных школ, когда учеб­ный материал осваивается в рамках базисного учебного плана. Для гимна­зических классов, лицеев и классов с углубленным изучением информатики данные критерии не подходят, требования к ученикам подобных учебных заведений должны быть намного выше. Их можно вычислить по критери­ям, заложенным в тестах Единого государственного экзамена.

Наиболее проблематичной сферой контроля является объективное оце­нивание знаний учащихся при устном опросе и выполнении практических заданий. Рассмотрим факторы, влияющие на оценку:

грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствую­щие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет неправильное представление об объекте, не влияющего кар­динально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Здесь, эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информаци­онных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предмет­ных областях выставляется оценка:

• «5» - при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мел­ких погрешностей; I .

• «4» - при наличии 1-2 недочетов;

• «З» - 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;

• «2» - незнание основного программного материала;

• «I»-отказ от выполнения учебных обязанностей.




Похожие:

Оптимальные способы оценки знаний учащихся iconКритерии оценки знаний по истории и обществознанию
Субъективность оценки, использование оценки в качестве карающей меры за нарушение дисциплины и т п
Оптимальные способы оценки знаний учащихся iconИзвлечения из «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» «Нормы оценки »
Ученикам предъявляются требования только к таким умени­ям и навыкам, над которыми они работали или работают к мо­менту проверки....
Оптимальные способы оценки знаний учащихся icon5 система оценки, контроля и учета знаний школьников
Образовательная программа «Школа самовыражения личности учащихся» 2011-2016 г г. Всш №1
Оптимальные способы оценки знаний учащихся iconКритерии оценки профессиональной деятельности учителей физической культуры
Позитивная динамика качества знаний учащихся (по итогам учебных четвертей, полугодия)
Оптимальные способы оценки знаний учащихся iconПроблемы в учебной работе и способы их устранения Проблема Причина Способы и
Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию
Оптимальные способы оценки знаний учащихся iconУрок для 7-х классов Цель урока: Углубление знаний учащихся о книге
Содействие развитию навыков самостоятельной работы с книгой, поиска и оценки литературы
Оптимальные способы оценки знаний учащихся iconПротокол №2 от 02. 02. 2011 года
Положение разработано на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», типового положения об общеобразовательном учреждении,...
Оптимальные способы оценки знаний учащихся iconРекомендации по оценке знаний и умений учащихся по биологии. Оценка знаний учащихся

Оптимальные способы оценки знаний учащихся iconГросс Основные группы методов обучения, используемые в средней специальной школе
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельно­сти преподавателя и учащихся, направленные на воспитание и, развитие будущих...
Оптимальные способы оценки знаний учащихся iconНормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов