1. Вступление Элементы дис: творческие; экологические; диалогические; нравственные аспекты; божественные аспекты icon

1. Вступление Элементы дис: творческие; экологические; диалогические; нравственные аспекты; божественные аспекты



Название1. Вступление Элементы дис: творческие; экологические; диалогические; нравственные аспекты; божественные аспекты
страница1/6
Дата конвертации27.10.2012
Размер1.09 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6

Юрий А. Гусев

ДУХОВНО-ИННОВАЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ (ДИС) КАК СИСТЕМА

«И дальняя звезда в конце села, как свет в последнем домике прихода»

Э.М.Рильке

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Вступление

2. Элементы ДИС:

- творческие;

- экологические;

- диалогические;

- нравственные аспекты;

- божественные аспекты.

3. Цель ДИС - преодоление глобальной катастрофы.

4. Программа воскрешения русской духовности

5. «Духовно-экологический социализм» или «Цивилизация спасения»

6. «Срединный путь к смягчению экокатастрофы»

7. Заключение

8. Библиография и Приложение

1. Вступление

Проблема выхода страны из кризиса – наиболее актуальный вопрос для сегодняшнего российского самосознания. Проанализировать его с позиции духовно-инновационного сознания (ДИС), как наиболее эффективного механизма решения кризисных ситуаций, представляется мне весьма актуальным делом. Но в этом анализе есть один подвох: теоретическая модель хороша для рассуждений и оценок, но не всегда работает в плане привлечения конкретных практических механизмов принятия решений и получения действенных результатов.

Именно поэтому, вступая в подобный анализ, хотелось бы инновационные вопросы решать инновационным же методом: указывая конкретные пути решений означенных проблем. Именно поэтому, обсуждая различные теоретические аспекты, я ни в коей мере не желаю терять из виду главное: не только «что сказать », но и «как сделать»?

Проще всего пояснить это единство содержания с методами его реализации на конкретном примере. Говоря о творческом аспекте ДИС, говорю о методах развития личного творческого потенциала, а, обсуждая Пути смягчения предстоящей глобальной экологической катастрофы, выделяю два реальных способа её смягчения:

- жизнь в ЭКОДОМе;

- организация работы сельской экоообщины.

На практический аспект я буду постоянно обращать внимание и в дальнейшем, при обсуждении других актуальных проблем развития ДИС. При этом хотелось бы принять активное участие в их реализации.


^ 2.Элементы духовно- инновационного сознания:

«И внял я неба содроганье, и горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье»…

А.С.Пушкин

А. Творческие аспекты ДИС;

Б. Экологические аспекты;

В. Диалогические аспекты;

Г. Нравственные аспекты;

Д. Космические аспекты

^ А. Творческие аспекты ДИС:

А) «Верь, словно чудеса возможны»

Успешный творческий процесс предполагает использование ВЕРЫ также, как и других христианских добродетелей, в приложении к личным творческим возможностям человека.

Прежде всего, невозможно приступить к самому процессу творчества, если у тебя нет какой-либо начальной уверенности, что у тебя это дело получится.

Подобная вера может быть основана, с одной стороны, на профессионализме, полученном как результат обучения, а с другой стороны, на личной творческой интуиции, что «тебе всё дано», например, от Бога.

Великий Александр Сергеевич Пушкин говорил о «самостоянии человека» как залоге «величия его».

Христианство в таких случаях предлагает: «Просите и дано будет вам!» При этом молчаливо предполагается, что дано вам будет по вашему духовному уровню и в той степени, насколько вы способны донести вашу просьбу до Небес. То есть, творчеством актуализируется проблема духовности, на которую опирается ваша способность «общаться с Небесами».

Вера вообще лежит в основе христианской религии, наряду с Сердечностью и Любовью. Поэтому для нас столь важна эта психологическая доминанта творческого процесса, ибо, на наш взгляд, творчество есть ничто иное, как «диалог с Богом».

Стоит опереться на авторитет того же Пушкина, воспринимавшего долг творца, как реализацию Божественного призыва:

^ Восстань пророк! И виждь и внемли, исполнись волею Моей.

И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей!

Таким образом, без Веры «глаголом жечь сердца людей» для поэта никак не представляется возможным.


^ Б) Живи, словно ты волен делать все, что тебе хочется.

В этом разделе главной особенностью ДИС я считаю взаимоотношение Творчества и Свободы. Творить можно только, если ощущение полной свободы свойственно художнику, если он способен абстрагироваться от любых ограничений, которые накладывают на его творческий дар внешние обстоятельства.

Не случайно Алексей Константинович Толстой, описывая творческие ощущения святого Иоанна Дамаскина, заставляет его утверждать:

^ Благословляю вас леса, долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я Свободу и голубые небеса!

Именно благословенное ощущение Свободы лежит в основе творческого процесса, наряду, как верно подмечено А.К. Толстым, любви к Природе и к Богу.

Конечно, в реальной жизни делать всё, что нам хочется, мы не всегда вольны. Но истинный художник никогда всерьёз не принимает эти правила игры, навязываемые ему внешними обстоятельствами.

Это видно в особенности в России, где большинство творцов всегда работали в довольно стесненных жизненных рамках. Например, я имею в виду Павла Филонова, у которого зачастую не было в день куска хлеба, но он писал и писал картины, считая, что у него есть все, что нужно для творчества.

Помнится, Иван Бунин так реагировал на эти жизненные ограничения:

^ И счастлив я печальною судьбой, и есть отрада сладкая в сознаньи,

Что я один в безмолвном созерцаньи, что всем я чужд, но говорю с Тобой!»

Подлинную свободу для художника представляет только разговор с Богом как основа всего творческого процесса.

Однако о диалогических аспектах ДИС мы еще поговорим.


^ В) Учись, словно начинающий

Получив высшее профессиональное творческое образование, становится ли художник готовым к творческому процессу? Ремесленник - да! Но подлинный художник должен следовать вышеизложенному принципу: «Учись, словно начинающий»...

Творческое смирение, пропагандируемое христианством в вопросах вероисповедания, окажет любому творцу неоценимую услугу и в ходе реализации его собственного творческого процесса. Вечный призыв грешника к Богу: «Приди ж на помощь моему неверью!» в творческом процессе обращается призывом к самому себе постоянно учиться, хотя, казалось бы, все вершины мастерства тобой уже давно освоены.

Но только творческое смирение и отрицание собственной гордыни открывает эти вершины для тебя, когда тебе кажется, что ты ничего не стоишь, ничего у тебя не получится, а надо еще многому научиться... Когда все сделанное тобой представляется полным ничтожества... Смирение позволяет художнику находиться в «зоне баланса», не впадая ни в ту, ни в другую крайность.

Предела в творческом росте Человеку нет, и принципиально быть не может. Как только он ставит себе такие пределы, он умирает духовно, а потом как творец.

Хорошо выразил эту мысль Николай Гумилев в стихотворении «Слово»:

^ Но забыли мы, что осиянно только Слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна сказано, что это слово - Бог!

Мы ему поставили пределом скудные пределы естества,

Но, как пчелы в улье опустелом, дурно пахнут мертвые слова...


Творческое смирение должно стать одной из главенствующих характеристик носителя ДИС. Хорошо сказано об этом у Бориса Пастернака:

^ Быть знаменитым не красиво, не это поднимает в высь.

Не надо заводить архива, над рукописями трястись!

Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех...

Наряду с принципом постоянной учебы, принцип самоотдачи в творчестве, возможно, один из важнейших, о котором жизнь нам не позволяет практически забыть.

Г)^ Люби, словно впервы

Сила Любви как критерий творческого дара – это несколько неожиданная постановка вопроса, но если только мы задумаемся над вопросом, можно ли что-либо описать в творчестве без любви, мы поймем, что этот принцип столь же кардинален, как остальные.

^ Два чувств дивно близки нам - в них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам...

Любовь к родине и уважение к предкам для А.С. Пушкина - важнейшие характеристики не только поэта, но и вообще любого человека. Первоначальным стимулом творческого дарования молодого человека бывает, как правило, первая любовь. Ощущение её величия и силы творец должен пронести сквозь всю свою жизнь, любить свое творчество, с такой же силой, как впервые.

Ненависть противоположна по знаку любви, но она тесно связана с ней по уровню эмоций. Может ли быть ненависть источником творчества? Да, может, но долговременного ли? Вот это как раз весьма сомнительно!


^ Я вас любил... Любовь еще , быть может, в душе моей угасла не совсем!

Но пусть она вас больше не тревожит... Я не хочу печалить вас ничем...

Я вас любил безмолвно, безнадежно, то робостью, то нежностью томим,

Я вас любил так искренно и нежно, как дай вам Бог любимой быть другим!

Этот шедевр русской любовной лирики Пушкина еще многие века будет будить сердца читателей неожиданной силой высказанной в нем Любви! Но и не только Любви, но и полного отсутствия ненависти к оставившей тебя женщине.

Многими русскими поэтами «Любовь» трактуется очень широко - в частности, как система связи со всем Сущим. Например, А.К.Толстой пишет:

^ И всюду мир, и всюду свет, и всем мирам - одно начало.

И ничего в природе нет, что бы Любовью ни дышало..

Требование «Любить, как впервые» - своеобразное приближение к этой «всемирности ощущений» на эмоциональном уровне. Космичность Любви, расширение её ареала до всемирного масштаба является еще одним свидетельством божественного настроя ДИС, но об этом позже.


^ Д) Отдавай, словно у тебя уже есть все, что тебе нужно.

В основе этого принципа лежат христианские добродетели - милосердие и широта души. По мнению православных, «Что отдал - то твоё!»

В применении к творческому процессу сей лозунг стоит объяснять как основу важнейшего для творца требования творческой бескорыстности и отказа от сребролюбия.

Как только художник сосредоточится на проблеме, а «сколько это ему будет стоить», он понемногу начинает терять свой творческий потенциал, ибо духовность и деньги - несовместимые понятия.

Пушкин, как известно, - «это наше всё!» И у него так сформулирован этот принцип в творчестве:

«Торгуя совестью пред бедной нищетою не сыпь даров своих расчетливой рукою.

Щедрота полная угодна небесам. В день грозного суда, подобно ниве тучной,

^ О, сеятель благополучный, сторицею воздаст она твоим трудам!»

Принцип «отдавай, как будто у тебя есть всё, что тебе нужно», и есть эта «щедрота полная, угодная Небесам».

^ Е) Работай, словно деньги уже не имеют для тебя значения

Творческое бескорыстие, как уже упоминалось выше, очень важно для художника. Души современных творцов губит эта нынешняя мода погони за деньгами, столь отравившая сегодняшнее время.

Деньги на самом деле - прах и тлен, они никакого значения для творца не имеют, ибо «цель творчества - самоотдача, а не шумиха не успех!»

Вот как высказался по поводу необходимости постоянно работать Николай Заболоцкий:


^ Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться - и день и ночь, и день и ночь!

Не позволяй ей спать в постели при свете утренней звезды.

Держи бедняжку в черном теле и не снимай с неё узды.

^ Коль дать ей вздумаешь поблажку, освобождая от забот,

Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет...»

Постоянная необходимость творчества, преодоления собственной лени - важнейшие качества, позволяющие развивать творческий потенциал, не давать ему почить на лаврах, не удовольствоваться полученными уже результатами. Творца вечно одолевает жажда нового, а без труда, «рыбку нового» из пруда не вынешь! Инновация – это постоянное творчество нового, это особый подход к миру, повернутому к тебе неожиданной стороной.

Если творить только, когда твой труд хорошо оплачен, то «выгодных минут» в нашей жизни наберется не более пяти из 24 часов суточного круга времени. Если завязать возможность творчества с результатами его оплаты, то творить будет просто некогда.

^ Ж) Расслабься, словно все скоро будет в порядке.

На первый взгляд, это требование принципиально противоположно раннее высказанному. Но только на первый... «Позволять душе лениться не следует», но и держать её в постоянном напряжении психологически опасно, да и не полезно для творчества.

Надо уметь расслабляться, тем более в обстоятельствах, когда жизнь держит нас в тисках тревожного напряжения.

Этот принцип «духовного оптимизма», он косвенно связан с первым «принципом веры». Надо верить, что в конечном итоге «все скоро будет в полном порядке».

Вот в какой форме высказал эту уверенность Булат Окуджава:

«Господи мой Боже, зеленоглазый мой!

Пока земля еще вертится и это ей странно самой,

^ Пока еще ей хватает времени и огня,

Дай же Ты всем понемногу, и не забудь про меня!»

Будем надеяться, что Бог не оставит нас, верных его учеников, в минуты сей кризисной опасности, которая нависла в настоящее время над планетой. Творческое мировоззрение – во много надежная гарантия, что мы справимся с теми проблемами, которые тогда перед нами встанут.

Именно творчество приносит художнику, в том числе и минуты полного расслабленья, несмотря на то, что он, художник, не имеет права позволять душе длительно расслабляться в Пути.

^ З) Разговаривай с Богом, словно Он тебя слышит

Нам стоило бы переформулировать этот принцип следующим образом: «Разговаривай с Богом, ведь Он тебя слышит!» Христианская традиция на протяжении двух тысячелетий постоянно подтверждает это: «Молитесь, и дано вам будет, просите - и будете услышаны!» Об этом она постоянно твердила верующим, а потом демонстрировала тысячи примеров того, как просьбы выполнялись, ибо Бог их услышал!

Творчество - это «диалог с Богом». Если бы не было ответа, это был бы только монолог, на деле Творец мира всегда готов ответить своему ученику на земле. Более того, по христианским канонам, человек – это «руки Бога», не всякий человек, а лишь творческий и духовный, естественно.

Художник - это пророк, которого Бог благословил «глаголом жечь сердца людей», поэтому оставить своего «благословленного на творчество» соратника Бог не способен.

«Стучащему, да откроется, взывающего, да услышат!» - эти Истины давно оформились в сознании людей. Сейчас они становятся принципами развития личного творческого сознания.

Это важнейший принцип творческого бытия художника. Это бесконечный резерв его стремления вперед в творчестве и в духовном усовершенствовании.


^ И) Пируй, словно можешь ничем себя не ограничивать

Принцип довольно опасный, если понимать его чисто материально, а не духовно, как все остальные принципы. Мы уже старались объяснить, что каждый творческий принцип в основе своей духовен, только так их и можно в основе своей толковать. Тем более, что речь идет о различных аспектах ДИС.

В каком - то смысле он дублирует второй принцип неограниченной творческой свободы. В реальности художник не может находиться в ситуации полной свободы, ибо нас окружает чисто материальный мир, в котором материально человек не может быть полностью свободен.

Но творчество в такой же степени материально, как и духовно, а в духовном мире человек, достигший определенного духовного уровня развития, быть свободным уже вполне может. Более того, без подобного свободного полета, многого ли он может добиться?

Поэтому в данном случае речь идет не о материальном, а о «духовном пире». Способность в духовном плане ничем себя не ограничивать, на деле также иллюзорна, ибо духовный мир более опасен, чем материальный. Там всегда надо быть настороже: дьявол, являющийся «обезьяной Бога», не спит, а подстерегает нас на каждом шагу!

Точно также он подстерегает и творческого человека, но духовная свобода как завоевание определенного духовного уровня не уходит, если ты её однажды обрел. «Пировать» свободно можно, - только оглядываться по сторонам при этом полезно.

Свобода духовного творчества возникает тогда, когда ты впервые почувствовал, что твои творческие продукты - результат общения с Господом, а Он - бесконечен и вечен. И если ты вошел в состояние «духовного пира», то ты можешь делать это бесконечно и вечно, «пировать, как будто ты ничем не ограничен».

«^ Бог создал мир из ничего, - учись художник у него!» - Мы должны всегда ценить себя только по большому счету и намечать горизонты в творчестве только самые удаленные.

Конечно, в реальности должна быть баланс во всем, в том числе и в творческом самоуправстве. Но здравый смысл этого принципа: не стоит себя самому ограничивать в творческом процессе. Эти ограничения и без тебя сработают, ну а сам себе не мешай! Тогда все и должно получиться.

Эти особенности русского характера отражены в стихотворении А.К.Толстого:

^ Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча, коль рубнуть, так уж сплеча.

Коли спорить, так уж смело, коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так уж душой, коли пир, так пир горой.


В анализе элементов творческого сознания мы опирались на книгу Д.Грея «Практические чудеса для Марса и Венеры» (см. Библиография № 1)


^ Б.Экологические аспекты ДИС:

Особенность природоохранного миросозерцания, являющегося основой экологического аспекта ДИС, - покоится на вере в Бога. Все верующие воспринимают Природу иначе, чем не верующие люди. Бог создал Природу из самого себя, по верованьям православных. Это не означает, однако, что нужно ее, подобно язычникам, обожествлять. Бог вдохнул в Природу свой Дух, дав ей Гармонию взаимоотношений, Баланс между её составными частями.

В Природе все взаимосвязано, все гармонично, одно вытекает из другого. Беда бездуховного человека в том, что, не имея сам внутри себя гармонии, он не видит её и в Природе. Он пытается её «познать» научными экспериментальными методами. Но подобные «эксперименты» очень опасны, взять, хотя бы «атомный проект» и сохранение в земле «отходов ядерных производств». Дело в том, что даже скальная порода пронизана водными подземными токами. Не исключено , что они могут добраться до любого, сколь угодно защищенного «схорона». Сколько бед еще принесет России решение Правительства о захоронении этих «ядерных отходов» других стран на территории нашей Сибири!

Очень скоро эти мало заселенные территории нам понадобятся, потому что с лавинообразным потеплением климата природные условия там станут много мягче, чем сегодня, но почва уже будет непоправимо отравлена атомными отходами! Единственное наше упование на то, что люди будущего найдут какой-то способ избавиться от этого негатива.

Основой гармоничности Природы по православным воззрениям служит Любовь - система «поддержания Жизни», на которой основан глубоко заложенный во всех её составных элементах системный резонанс, любовные отношения. Взять, к примеру, проблему плодородия. Не верующие и не любящие друг друга люди не способны поддерживать высокое плодородие почвы. На Любви основаны и взаимоотношения в самой «живой почве». Благодаря непрерывным процессам порождения и поддержания жизни в почве могут существовать все корни растений и многие виды живых существ: от анаэробных бактерий до червей, по-доброму соотносящихся друг с другом.

Плодородный слой почвы - «гумус» есть результат опадания и гниения в ней растительности и работы червей, которые, несмотря на свой мало презентабельный вид, осуществляют эту очень важную для человечества функцию облагораживания почвы, превращения ее в благодатный для любых растений пахотный слой. Но червям в этом деле надо помогать, надо создавать благоприятные условия для повышения процента гумуса в наших почвах. Сейчас он равен 2-4%, а может быть повышен, благодаря грамотному использованию червей в десятки раз. Им нужна только любовь, выражающаяся в нашей поддержке их деятельности и понимании её смысла. А как мы относимся к червям? Мягко говоря, с отвращением. В такой ситуации почва никогда не отплатит нам плодородием!

Почва плодит жизнь во всех аспектах, давая энергию растениям, пищу - животным и людям. Даже небольшое количество земли, способно, при грамотном уходе за ней, прокормить семью в несколько человек, что, кстати, и используется в проекте спасения человечества от предстоящей глобальной катастрофы - в ноосферном ЭКОДОМе - экологическом доме с хомобиотическим оборотом земли рядом с ним. Но о нем позже...

Бездуховный, не верующий в Бога, человек проигрывает трижды: во-первых, отрывая себя от Бога, он теряет всякие перспективы личного существования, во-вторых, не обладая верой в Бога, он не верит и Природе, а верит только самому себе и постоянно ошибается. В третьих, Вера - это энергоинформационный настрой самого себя на светлое будущее на энергоинформационный диалог с Высшими Сущностями. Без такого настроя даже малую патологию, а не только серьёзную болезнь, излечить невозможно. А уж болезни души - и подавно!

Чтобы вернуть наше уважение к Природе, и - главное уважение самой Природы к нам, кроме веры в Бога надо вернуть Любовь и нашу ответственность перед Природой, бывшей колыбелью цивилизации, то есть, колыбелью нас же самих! В этом отношении вера русских в «Мать сырую землю» должна быть реанимирована, ибо на ней держалось благополучие наших предков россиян, а, возможно, и наших потомков. Прозорливость Бога в отношении России связана с тем, что ей даны большие земельные пространства, не освоенные из-за тяжелых климатических условий. Но климат - фигура не постоянная. Изменится климат, изменятся и наши отношения к тем «пустым пространствам» России, которые могут стать залогом не только нашего спасения, но и спасения всего мира! Будущее покажет справедливость этих слов...

Должно быть пересмотрено и наше отношение к добыче полезных ископаемых. Должен быть осознан системный механизм взаимосвязи нашего выживания с состоянием планеты, нашей Любовью к ней. Добычей невозобновляемых ресурсов мы наносим непоправимый урон планете, вмешиваемся в её механизм самовоспроизведения и лечения своих болезней. Одним из важнейших принципов нового хозяйственного отношения к Природе является использование исключительно возобновляемых ресурсов.

ПО некоторым научным данным, та же добываемая нами нефть имеет функциональное предназначение в полостях, которые она заполняет, служить смазкой между тектоническими плитами, составляющими многогранный кристалл планеты. На границах этих плит происходят землетрясения и извержения вулканов. Ученые предсказывают, что в наступившем ХХ1 веке произойдет больше извержений и землетрясений, чем когда–либо. Если мы с такой скоростью исчерпываем подземные резервуары нефти и газа, то этим самым мы только плодим нестабильность планеты (СМ. библиография, № 10)

Чтобы выжить, нам было бы целесообразнее переместить финансовые средства из добычи нефти, газа, угля и других «не возобновляемых ресурсов», в сферу использования энергии солнца, ветра, прибоя, термальных вод, водопадов и т.д. Это требование имеет бешеную обструкцию со стороны промышленников, эксплуатирующих природные запасы и получающих на этом огромные деньги, но, если речь идет о выживании их потомков, возможно, они согласятся с необходимостью изменения объекта своих капиталовложений, и временного уменьшения получаемой прибыли. Надо только понять , что с этим связано будущее всего человечества. Конечно, этого невозможно сотворить за одну секунду.

Однако мудрые люди теперь уже начинают понимать, что оптимальное вложение капиталов, когда ты получаешь деньги на нефти и газе, есть вложение их в нечто противоположное - солнечные батареи, ветряки, мини электростанции на водной энергии, использование тепла земли, геотермальных вод и т.д..

Только «синтез полярностей в их единой функциональности» дает долгосрочный эффект и необходимый баланс в деле оптимальной «эксплуатации природы». Даже термин «эксплуатация Природы» должен быть отменен! Мы не можем «эксплуатировать Природу, а должны, учитывая её интересы, находить оптимальные для нашего сотрудничества с ней пути использования её возможностей в интересах человечества и самой Природы в целом. Сама Природа давно подталкивает нас к этому. Эксплуатация должна быть заменена Любовью, построенной на взаимном компромиссе.

Другим важным направлением сотрудничества с Природой является переработка отходов человека. Неслучайно кто-то назвал нашу цивилизацию - «цивилизацией выбрасывания». Если проехаться по подмосковным лесам, то количество неофициальных свалок, отравляющих окружающую природу, не поддается исчислению. Лишенный мудрости и любви к Природе человек, выкидывает мусор со своего дачного участка в соседний лес или соседний овраг. Вместо того, чтобы помочь лесу плодить свои биоресурсы, он их отнимает! Ведь чужие отходы Природа должна будет сама перерабатывать!

Ресурсы при этом отнимаются, прежде всего, у самого человека, хотя уже давно отработаны различные методы биологической переработки мусора и превращения его в полезные для плодородия элементы. Но для этого мусор нужно сортировать, а этим никому не хочется заниматься. Так мы и губим сами себя! Повышение ответственности перед природой предполагает разумное и продуманное в ноосферном плане решение этих вопросов.

Залогом нашего выживания в глобальной экокатастрофе является установление с Природой гармонических отношений. Каковы базовые особенности этой гармонии? При этом необходимо исходить не из теории вопроса, а из программы реальных дел (ПРД), включающей список конкретных инициатив, реализуемых каждой российской общиной, как ячейкой гражданского общества, как на федеральном уровне, так и на любом местном, локальном уровне. Важнейшее тут правило: «Мысли глобально, а действуй локально». Программа ПРД включает следующие принципы:

1. “Природа - не товар, а если продаешь, то плати пострадавшим от продажи вдвойне!”

2. “Уважение к своей национальности - критерий порядочного поведения по отношению к своей матери - земле!” Отсутствие патриотизма - самая страшная угроза, прежде всего, нашей Природе.

3. “Если ты русский, ты веришь в Бога или помогаешь какой-либо, лучше всего Православной, Церкви в её борьбе за чистоту физической и духовной среды!»

4. “Если ты русский, ты живешь в семье или помогаешь ей на своём дачном участке!”

5. “Если ты русский, ты посадил в своей жизни хотя бы одно дерево, а можно и больше, ты помогаешь животным», любишь своих домашних зверей.

6. “Если ты русский, ты любишь Природу и стремишься, если не помочь, то хотя бы не наносить ей вреда! Нельзя сохранить Природу , не полюбив её».

7. “Если ты русский, ты не позволишь себе быть эгоистом, а будешь думать о нуждах своей общины, деревни или микрорайона в городе, будешь спрашивать себя, а что конкретно я сделал, чтобы жизнь у нас стала лучше, чтобы улучшилась окружающая нас природа?”

8. “Если ты русский, ты будешь не только заниматься Милосердием, но и думать, как противостоять обстоятельствам, загрязняющим окружающую природу”.

9. Если ты русский, ты будешь противостоять сплочению отечественных чиновников, силовых ведомств и финансовых структур с различного рода мафиози, проводя в своем районе ненасильственные акции, мешающие этому сплочению, создавая общественные экологические движения и организации».

10. “Если ты русский, ты будешь заботиться о развитии национальной и патриотической культуры, противодействуя тоталитарнным сектам, или культурным организациям, пропагандирующим образцы западной массовой культуры, противопоставляя слепому копированию западных образцов, не прививающихся у нас, патриотическую и народную по духу культуру, основанную на русской национальной почве.

Пропагандистом Любви Человека и Природы могут и должна стать наши органы массовой коммуникации. Именно через них можно постоянно доводить до сведения общественности любые акты помощи русских меценатов окружающей Природе, поддержки отечественной народной культуры. Следует приветствовать любые формы консолидации общества, противодействующие загрязнению окружающей природной, в особенности - духовной, среды!

В этих условиях обеспечение экономического возрождения с помощью дополнительных финансовых вливаний, идущих из Центра и не опирающихся на местную инициативу, становится мало эффективным. Поэтому предлагается принципиально иной подход к восстановлению хозяйственной деятельности регионов, увязанный со структурным: культурным и духовным возрождением, прежде всего, самого местного населения, ростом общего благосостояния региона. Назовем её «Технологией ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЖИЗНИ» (ТЭЖ):

1. Восстановление хозяйственной деятельности с опорой на автономность хозяйственных субъектов от централизованных систем управления и распределения, включая энергетику.

2. Комплексное участие в деле возрождения как государственных структур, (например, законодательные органы), отечественных и зарубежных инвесторов, общественных организаций и отдельных граждан.

3. «Экологическое зонирование» регионов, учет местной экологической специфики в выборе предпочтительных форм, средств и методов новой хозяйственной деятельности.

4. Научная оценка состояния региона и последующего его развития с учетом выявленной специфики региона, определяющей выбор ноосферных хозяйственных технологий, увязанных с климатическими, культурными, духовными и социальными его особенностями.

5. Перенесение акцента с промышленных ресурсозатратных технологий на аграрные природосберегающие технологии, основанные на любви к природе, подъеме национально-культурной и социальной активности населения, преимущественное создание рабочих мест именно в социальной, культурной и аграрной, а не промышленной, сферах.

6. Партнерство экономически сильных регионов, принимающих участие в проекте сохранения окружающей среды, с экономически слабыми, только вступающим на новый путь хозяйствования.

7. Распространение положительного собственного опыта на всю страну, организация информационной деятельности через СМИ и другие формы пропаганды с целью улучшения экономической ситуации во всей России.

8. Создание и распространение вширь новых социальных структур жизнедеятельности, « ноосферных экопоселений», вписанных в природу и живущих в согласии с ней, но без потери «качества жизни».

9. Создание в рамках проекта экономического механизма поддержки детей-сирот, инвалидов, одиноких пенсионеров, переселенцев, военнослужащих, уходящих в запас, других социальных групп, нуждающихся в государственной поддержке.

10. Решение всех этих вопросов за счет новой структуры ноосферного развития, включающей общественное самоуправление, создание холдингов с участием научных, хозяйственных, политических и общественных организаций, заинтересованных в реальном выводе региона, а затем и всей страны из нынешнего кризиса.

11. Создание нового типа личного семейного жилья - экологического и автономного ноосферного дома с хомобиотическом оборотом окружающей земли для выживания в экстремальных условиях. Экономическим механизмом строительства и развития внедрения ЭКОДОМов могли бы быть кондоминиумы.

  1. Развитие новых форм социальной устойчивости экопоселений, построенной на лучших примерах православных общин, способствующих развитию добрососедских отношений, помощи, милосердия, любви и дружбы живущих там граждан. ТЭЖ будет внедряться медленно, ибо просветление мозгов районных и областных администраций не может пойти быстро. Быстрей всего оно будет идти в экономически сильных регионах, а в слабых ему необходима поддержка центральной власти.



^ В. Диалогические аспекты:

Основное качество « духовно-инновационного сознания» - интерактивность, то есть, диалогическое начало, положенное в основу любого взаимодействия. Это не насилие, не навязывание одной стороне истин другой, а взаимное нахождение компромисса в диалоге.

Если ДИС – это, прежде всего, «диалогическое сознание», то с чего начинается наш православный диалог с Богом? Для начала с четырех вещей:

  • молитвы в храме или наедине с самим собой;

  • исповеди перед священником, а на деле - перед Богом;

  • последующего после покаяния - причастия Богу, «евхаристии»;

  • диалога с Богом в личном творчестве и в духовном самоусовершенствовании.

Следует задать себе вопрос, как часто мы молимся? Традиционно верующий человек, если речь не идет о присутствии в храме, молится пять минут в день. Нормы здесь нет, все зависит о того, есть что нам попросить у Бога и в какой степени мы верим, что просьба будет Богом удовлетворена.

Что такое «диалог души с Богом»? Это наша способность задавать Богу «вопросы» и слышать на них «ответы». Это Божьи «глаза», чтобы увидеть «мир незримый» и Божьи «уши», чтоб услышать все то, что «другими неуловимо».

Анна Ахматова писала:

«^ В каждом древе распятый Господь, в каждом колосе - тело Христово,

А молитвы пречистое слово исцеляет болящую плоть».

Иной аспект поднимает в своем стихотворении К.Р. (князь Константин Романов):

«Когда креста нести нет мочи, когда тоски не побороть,

Мы к Небесам возводим очи, творя молитву дни и ночи,

^ Чтобы помиловал Господь.

Но, если вслед за огорченьем нам улыбнется счастье вновь,

Благодарим ли с умиленьем, от всей души, всем помышленьем

Мы Божью милость и Любовь?

О благодатном характере молитвы великолепные слова сказаны у Михаила Лермонтова в стихотворении

«Молитва»:

^ В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть.

Есть сила благодатная в созвучьи слов живых, и дышит непонятная святая прелесть в них.

^ С души как бремя скатится, сомненья далеко - и верится, и плачется, и так легко, легко...

К словам «Молитвы святого Ефрема Сирина» обращается Александр Пушкин:

«Но ни одна из них меня не умиляет, как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого Поста; все чаще мне она приходит на уста

^ И падшего крепит неведомою силой: «Владыко дней моих! Дух праздности унылой

Любоначалия , змеи сокрытой сей и празднословия не дай душе моей!

Но дай мне зреть, о Боже, прегрешенья, да брат мой от меня не терпит осужденья,

И дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи!»

Как часто мы причащаемся в храме? По православным нормам это принято делать не реже одного раза в месяц. Если вспомнить уровень благочестия дворян в Х1Х веке, то у Пушкина в «Евгении Онегине» точно сказано: «два раза в год они говели». Периодичность исповеди и причастия была, таким образом, раз в полгода.

Православным нормам эта традиция явно противоречит. Деградация русского общества, начавшаяся в Х1Х веке, в сравнении с тем, когда раньше ходили в храм на каждый праздник в воскресение и обязательно причащались, становится сегодня очевидной.

Зададимся еще одним вопросом: а соблюдаем ли мы все правила подготовки к причастию?

По православной традиции они включают:

  • соблюдение поста перед причастием;

  • посещение вечернего богослужения накануне причастия;

  • прочтение определенного молитвенного правила;

  • воздержания от пищи и питья в сам день причастия;

  • исповеди накануне или в день причастия;

  • присутствия в храме во все время Божественной литургии.

Положа руку на сердце, следует признать, что современный верующий для себя обязательным считает только последние три требования, а к первым трем относится более снисходительно, то есть, может разрешить себе их и не соблюдать.

Если современный человек находит только пять минут в сутки для общения с Богом в молитве, то мы можем говорить о пяти минутах присутствия Бога в его жизни и двадцати трех часах и пятидесяти пяти минутах в сутки - отсутствия Бога!

Встреча с Богом - это суд («кризис» по-гречески). Есть ли в нас то, что дает нам возможность осуществить диалог с Богом? - Есть ли «место для Бога» в нашей душе?

Если на пять минут в сутки, то и «диалог будет пятиминутный». Успешность диалога зависит от нашей «тождественности Богу» - количеству частей нашей души, настроенных в резонанс с Его звучанием в Космосе. Требования со стороны Бога к нам изложены в Нагорной Проповеди Христа и в дальнейшем будут процитированы подробней. Каждый, по мере совпадения этих требований с настроем собственной души, может судить о своей «тождественности Богу».

Вопрос о «диалоге с Богом» в личном творчестве правомерен только в приложении к духовно-творческому сознанию, которое этот диалог может обрести в творчестве.

Прося заранее извинения за наши скромные возможности, приведем пример личного стихотворения самого автора, где он обращается к Богу с просьбой:

^ Авва, Отче! Пусть я не в Раю, но к Тебе мои стремятся мысли.

Надо мною вновь грехи нависли, я их только в храме отдаю..

Авва, Отче! Верую в Тебя и иду Твоей навстречу Воле.

Предаюсь святой молитвы доле, всей своей душой Тебя любя.

^ Авва, Отче! Помоги в Пути, Свет направь туда, где я блуждаю...

Только Богородица Святая те Пути сподобит мне пройти!

Авва, Отче! Прояви Свой Свет среди сумрака моих блужданий,

Чтобы в светлом Жизни состояньи смог я продержаться много лет, -

^ Знаю, Ты грехи мои отпустишь, но лишь то, чего достоин век..

И к Тебе взываю не без грусти: «Да спасен пусть будет человек!»

  1   2   3   4   5   6




Похожие:

1. Вступление Элементы дис: творческие; экологические; диалогические; нравственные аспекты; божественные аспекты icon«текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты»
Гуманитарный институт Тольяттинского государственного университета приглашает принять участие в IV международной научной конференции...
1. Вступление Элементы дис: творческие; экологические; диалогические; нравственные аспекты; божественные аспекты iconВступление; Естественное – искусственное
Тема, в которую мы вступаем, широка и достаточно нова для рассмотрения в современной духовной культурологии. Творчество всегда воспринималось...
1. Вступление Элементы дис: творческие; экологические; диалогические; нравственные аспекты; божественные аспекты iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный технический университет»
С. 409-410; 3 Шишкина, Е. А., Ребров П. Н. Экологические риски на предприятиях перерабатывающей промышленности: социально-правовой...
1. Вступление Элементы дис: творческие; экологические; диалогические; нравственные аспекты; божественные аспекты iconЯзыковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический аспекты материалы
Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Материалы IV международных Березинских чтений. Вып....
1. Вступление Элементы дис: творческие; экологические; диалогические; нравственные аспекты; божественные аспекты icon1. Вступление Коммуникативная специфика дис
Включение творческого сознания через выработку лтп (личностной творческий потенциал)
1. Вступление Элементы дис: творческие; экологические; диалогические; нравственные аспекты; божественные аспекты iconС. Н. Бледный Гуманитарные аспекты управления муниципальными организациями: история и современность > И. Е. Петрова Ценообразование и сметное дело в строительстве > В. Г. Шавлюк Ценообразование, сметное дело и управл
С. Н. Бледный Гуманитарные аспекты управления муниципальными организациями: история и современность
1. Вступление Элементы дис: творческие; экологические; диалогические; нравственные аспекты; божественные аспекты iconВ. А. Физические аспекты предбиологической эволюции : сложность иерархичность. Динамика / В. А. Аветисов // Химическая физика. 2003. 22(2). С. 16-20. Авцын, А. П. Введение в географическую патологию : монография
Аветисов, В. А. Физические аспекты предбиологической эволюции : сложность иерархичность. Динамика / В. А. Аветисов // Химическая...
1. Вступление Элементы дис: творческие; экологические; диалогические; нравственные аспекты; божественные аспекты iconТеоретические аспекты разработки и реализации стратегии в организации

1. Вступление Элементы дис: творческие; экологические; диалогические; нравственные аспекты; божественные аспекты iconИзучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты Моисеева А. Н., к п. н

1. Вступление Элементы дис: творческие; экологические; диалогические; нравственные аспекты; божественные аспекты iconДокументи
1. /РОМАНОВСКИЙ Аспекты техносферной рискологии.PDF
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов