Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт icon

Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт



НазваниеТематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт
Дата конвертации16.08.2013
Размер123.98 Kb.
ТипТематическое планирование

Комплексно – тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса

в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ




В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом министерства образования и науки РФ  от 23.11.2009 № 655 утверждены  федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы ДО. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности. Выделим некоторые из  положений:

«^ Программа должна основываться на  комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»;

далее «Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…;

 далее «Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра». В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.

Рассмотрим, что предполагает комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.

В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:

  • Учебный

  • Предметно – средовой

  • Комплексно - тематический

Кратко остановимся на каждом из принципов.

                На сегодняшний день доминирует  учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель является наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, и другим «предметам». Несмотря на включение игровых методов и приёмов, более свободной организации детей сущность учебной модели не изменилась.
Организация специальных занятий по  «предметам» - не тождественна организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях - не является совместной деятельностью взрослого и детей, т. к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка, а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество. Учебная модель организации образовательного процесса не является адекватной для детей дошкольного возраста, что доказывают труды классиков отечественной психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Таким образом учебная модель построения образовательного процесса противоречит теоретико – методологическим принципам ФГТ.

     В предметно – средовом принципе  построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала.    

    Практика показывает, что в «чистом виде», как доминирующий основной принцип организации образовательного процесса, в современном ДО этот принцип применён быть не может, т. к. не осуществляется освоение социального опыта и культуры, недооценивается значение общения и взаимодействия ребёнка со взрослым для развития всех видов детской деятельности.        

   Однако предметно – средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

Примерами построения образовательного процесса по комплексно – тематическому принципу служат вариативные программы:

  • программа  «Золотой ключик» - где образовательный процесс, строится по сюжетно - событийному принципу;

  • программа «Сообщество» - где образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов, каждый проект-это тема, которой объединены все виды  детской деятельности.

 По комплексно – тематическому принципу построена Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», где основой организации образовательной деятельности является примерный календарь праздников (событий), тематика которых  ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста.

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод:

- учебный блок в прежнем его понимании не может и не должен присутствовать в практике ДО. - в основе должен лежать комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм,  различных видов детской деятельности.

Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет.


Однако из данных положений вовсе не следует, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием. В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие» не потому, что Министерство образования и науки РФ перешло на позиции «свободного воспитания» - отсутствие термина «занятие»  обусловлено главной причиной: не спровоцировать понимание термина  «образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности» в качестве той самой учебной деятельности, основной формой которой и являлось в прежней дидактике специально организованное занятие. На вопрос: «Что же, теперь занятия в детском саду отменяются?», авторы разработчики проекта ФГТ отвечают: «Вовсе нет, просто в само понятие «занятие» вкладывается иной смысл – увлекательное, занимательное дело, без отожествления с занятием как дидактической формой учебной деятельности.


^ Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса

 

Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой. 

Данный принцип начинался в качестве просто тематического, и его история в российском дошкольном образовании также насчитывает не один десяток лет. Например, работа «по организующим моментам» в начале 20-х годов ХХ века – это тоже разновидность тематического принципа. «Обновлению педагогического процесса в детском саду послужило введение планирования всей его деятельности. Главная задача нового планирования - сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. В работе «по организующим моментам» главным была постановка цели, которая захватила бы детей на 2-3 недели: подготовиться к празднику, устроить цветник и огород и т.д.». 

Однако в 50-80-е годы, данный принцип подвергся жесткой критике со стороны идеологов учебной модели. В качестве недостатков назывались такие моменты как:

  • тематическая узость,

  • поглощение выбранной темой всего образовательного процесса и, как следствие, заслонение ею остальных значимых общественных явлений,

  • эпизодичность темы в жизни ребенка: после прохождения тема считалась «отработанной», исчерпывающей, к ней больше не возвращались, следовательно она не оставляла глубокого следа в сознании детей. 

Современные исследования педагогов, психологов, социологов свидетельствуют о том, что воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей. 

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. 

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

 Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

 Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

 Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

 Кроме того, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы), обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Комплексно-тематический принцип организации воспитательно-образовательного процесса позволяет учесть следующие принципы:
1. Принцип интеграции, тема проходит через все образовательные области, позволяет детям хорошо усваивать материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний.
2. Принцип последовательности;
3. Принцип систематичности;
4. Принцип повторности.

Комплексно-тематический принцип организации воспитательно-образовательного процесса, объединяющий все виды детской деятельности в течение определенного промежутка времени эффективен в достижении поставленных целей. Реализация тематического плана шаг за шагом способствует не только выполнению планируемых результатов освоения детьми основной образовательной программы на данном возрастном периоде, но и реализации программы в целом.
Проектная форма реализации программы предусматривает активное подключение родителей в воспитательно-образовательный процесс, через включение в совместные мероприятия, праздники и подготовку к ним.

 ^ Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах:

  • проектирование,

  • организация разных видов деятельности подчиненных одной теме и на основе интеграции (охватывая все образовательные области).

 Авторы разных программ предлагают свои варианты комплексно-тематического планирования.

 Так, например, программа «Успех» (под редакцией Н.В.Фединой) предполагает реализацию комплексно-тематического принципа построения Программы на основе примерного календаря праздников, который обеспечивает:

  • «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

  • социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

  • поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);

  • технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);

  • разнообразие форм подготовки и проведения праздников;

  • возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном периоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

  • выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);

  • основу для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса, так как примерный календарь праздников может быть изменен, уточнен и (или) дополнен содержанием, отражающим: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

 Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями.

 Авторы программы «От рождения до школы» (рук. авторского коллектива Н.Е.Веракса) рекомендуют одной теме уделять не менее одной недели. Оптимальный период – 2-3 недели.

 В программе для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для ведения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.

Тематика может быть распределена по неделям. Кроме того, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе тем и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой («Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». – М.: Линка-Пресс, 2007):

  1. Первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

  2. Второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

  3. Третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с ним делать?», «Как это действует?», «Где это можно встретить?»;

  4. Четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приходящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.



Условия планирования:

  1. Объективность: объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

  2. Соотносительность: выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса ДОУ;

  3. Результативность: четкое проявление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

  4. Оптимальность: выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;

  5. Учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональная компетентность педагогов.



Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого плана воспитательно-образовательного для всех ДОУ. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.




Похожие:

Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт iconРеализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт
До недавнего времени система российского дошкольного образования руководствовала Временными (примерными) требованиями к содержанию...
Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт iconЦель учебного плана – организация воспитательно – образовательного процесса в соответствии с Образовательной программой и учётом специфики дошкольного учреждения. Цель воспитательно-образовательного процесса мбдоу
Законом «Об образовании» (№3266 -1 от 10. 07. 92 г в редакции от 08. 11. 2010г. №293- фз), Типовым Положением о дошкольном образовательном...
Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт iconОсобенности образовательной программы доу в соответствии с фгт
Изменение структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса доу в соответствии с фгт
Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт iconПамятка для родителей и педагогов по организации образовательного процесса в соответствии с фгт
Для выполнения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 г. (регистрационный №16299 от...
Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт iconПлан взаимодействия детского сада и школы по преемственности воспитательно-образовательного процесса на 2012-13 учебный год
Круглый стол «Приоритетные направления образовательной программы в соответствии с фгт»
Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт iconПротокол № Заведующий /Л. И. Федосова 2012г 2012г План организации воспитательно-образовательного процесса в период лок
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 12. 09. 08 за №666)
Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт iconЦель воспитательно-образовательного процесса мбдоу
«Об образовании» (№3266 -1 от 10. 07. 92 г в редакции от 08. 11. 2010г. №293- фз), Типовым Положением о дошкольном образовательном...
Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт icon«Обновление образовательного процесса»
«Как составить план образовательного процесса в соответствии с фгт?» консультация для воспитателей
Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт iconЦель работы: Формирование поля успеха всех участников образовательного процесса. Задачи работы
Создать условия для организации воспитательно-образовательного процесса на базе средних групп в соответствии с новыми фгот
Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт iconПриказ № от уста в муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №5 (новая редакция)
Правительства РФ от 12. 09. 2008 года №666 и определяет основные задачи деятельности, права и обязанности участников образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов