Гендерное воспитание и гармонизация личности с учетом архитипических особенностей дошкольника по средствам сказкотерапии анна Викторовна Астафьева icon

Гендерное воспитание и гармонизация личности с учетом архитипических особенностей дошкольника по средствам сказкотерапии анна Викторовна Астафьева



НазваниеГендерное воспитание и гармонизация личности с учетом архитипических особенностей дошкольника по средствам сказкотерапии анна Викторовна Астафьева
Дата конвертации22.12.2012
Размер223.73 Kb.
ТипДокументы

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ С УЧЕТОМ АРХИТИПИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА ПО СРЕДСТВАМ СКАЗКОТЕРАПИИ

Анна Викторовна Астафьева, педагог-психолог МДОУ ЦРР детский сад №31 «Журавушка» в г. Серпухове

Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.  Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной идентичности обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Архетип (от греч. archetipos — первообраз) — центральное понятие аналитической психологии. Архетип — способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Согласно Юнгу архетипы представляют собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Архетипы структурируют понимание мира, себя и других людей; с особой отчетливостью они проявляются в мифических повествованиях, сказках и снах.

Архетип – это базовая матрица, «первичный образ». Они составляют существо общего языка человека и материальной Вселенной.

Под архетипом в комплексной сказкотерапии понимается неких общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования. Они действуют независимо от того, знает человек об их существовании или нет.
Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут откорректировать те деструкции, которые вносит в мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной важности над природой.

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми.

Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, И.В Вачков, М. Осорина, Е.Лисина, Т.Зинкевич-Евстигнеева и другие.

В понимании Т.Д.Зинкевич-евстигнееевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

При исследовании сказок запускаются древние архетипические глубины. Например, известны такие мужские архетипы: воин, монарх, крестьянин, купец, философ, монах, слуга. А так же женские: мать, возлюбленная и хранительница.

В человеке присутствуют все архетипы, и присутствуют всегда в смешанном виде. Они могут быть по-разному выражены, одни сильнее, другие слабее, одни поворачиваются светлой стороной, другие темной (теневой).

Изучая сказочных героев с точки зрения архетипов, человек разбирается со своим внутренним «я» и включает потайные ресурсы в разных жизненных ситуациях.

Так, например, трудно работать торговым агентом или продавцом, если в человеке есть «воин», «философ», но отсутствует «купец». Умение находить подход к любому человеку необходимо людям такой профессии.

Сказки предупреждают и об испытаниях, через которые проходят герои. Монарха, как бы он ни доверял своим подданным, обязательно ждёт заговор, ему придётся столкнуться с предательством, испытать разочарование и закалиться. Так и в реальной жизни редко какой бизнесмен сегодня не сталкивается с предательством.

Знание особенностей проявления архетипов поможет человеку приводить в равновесие их силы, стать более гибким и включать нужную архетипическую силу в актуальной жизненной ситуации.


Мальчики бывают разные. И не случайно. Просто социум требовал от мужчин разных моделей поведения, которые в дальнейшем закрепились в виде архетипов. Т. Зинкевич-Евстигнеева выделила 7 мужских архетипов - древних моделей мужского поведения, способов самореализации мужчины в социуме. Как бы нам ни хотелось, мы не сможем превратить Конан-Варвара в Шопенгауэра, а Остапа Бендера не заставим складывать «копеечку к копеечке». А может и не стоит, ведь каждый архетип дает мужчине свой ресурс. Важно только распознать его.

В своем сегодняшнем выступлении я дам определение мужским и женским архетипам, принципы их гармонично и дисгармонично проявления, а также представлю вашему внимаю, сказки и рекомендации для гармонизации архетипа в ребенке дошкольного возраста.


Воин

Сила Воина проявляется в борьбе. Бороться - побеждать – бороться. Однако для настоящего Воина в борьбе должен быть смысл, справедливая идея. Если ее нет, либо борьба теряет смысл, либо он увидит эту идею там, где ее и не было, изумив при этом не только учителей, но и знающих своего ребенка родителей. Справедливость оправдает для воина все разрушения, которые произошли в результате его борьбы. А разрушения будут, в этом можете не сомневаться!

Победа – это реальный результат деятельности Воина. Он должен «держать ее в руках»! Видеть, слышать чувствовать! Видеть восхищенные взгляды, поверженного врага, слышать легенды о своих подвигах. Иногда подвиги приводят в ужас учителей и родителей, но для Воина главное – это сами легенды! Чувствовать награду – благодарный поцелуй спасенной красавицы, одобрительное похлопывание по плечу заслуженного ветерана (отца, тренера или еще кого-нибудь, но непременно ветерана и непременно заслуженного!) главное - это выражение).

^ Сила Воина проявляется с рождения, ее трудно не заметить, но с ней достаточно сложно жить!

1. Мальчик с силой воина непоседлив, активно двигается, часто ломает вещи, может получить статус гиперактивного без всяких неврологических оснований.

2. Вступает в драки не задумываясь, заводится с «пол-оборота», за что причисляется к «агрессивным».

3. При первой же возможности захватывает трофеи и чужую территорию. Родительская комната, комната старшей сестры, парта соседа. Чужие игрушки (портфели, пеналы и т.д) отбираются, свои - разбрасываются, как свидетельство «занятости» территории. При этом стоять за свое будет с огромной энергией!

4. Аккуратность – не для Воина. Он просто не замечает грязных рук и неумытого лица. Порванная в драке одежда – скорее достоинство, чем недостаток. А уж полученный синяк или шрам – практически медаль!

5. Важно быть крутым, победителем, первым! Неважно в чем, но важно, чтобы победа признавалась! Особенно девочками!
^

Принципы воспитания Воина


  • Серьезная физическая нагрузка. Ему обязательно нужно уставать!

  • Дисциплина и четкий распорядок дня.

  • Выделение его территории, на которой он вправе устанавливать СВОЙ порядок.

  • Обучение способам расслабления: массаж, плавание (в данном случае неспортивное), любые приемы из восточных практик.

  • Возможность переживания победы.

Сила воина не может проявляться в мужчине только гармонично:

Гармонично проявленная «сила воина» дает мужчине волю к победе, бесстрашие, восприимчивость к высшей справедливости, способность защищать и завоевывать. Однако даже гармоничное проявление данной силы не освобождает от нетерпеливости, вспыльчивости и конфликтности.

Дисгармоничное проявление «сил воина» делает мужчину жестоким, агрессивным, злобно отвергающим идеи справедливости, подменяющим их циничными высказываниями, а так же болезненно относящимся к вопросам собственности. Страсть к трофеям, богатству, славе, жажда крови – все это оборотная сторона «силы воина». Эта грань мужской силы разрушительна по своей природе изначально, но научиться ею управлять, теоретически возможно, если конечно, начинать заниматься этим с детства.

^ Правила взаимодействия с мальчиком «воином»:

Если «воин» систематически привлекает к себе внимание через «минус», отрицательное действие. Воспитателю или маме нужно срочно предложить ему роль «защитника-покровителя».

Забудьте про крики, упреки и воспитательные речи, просто искренне попросите его о помощи в каком-то посильном ему деле. Роль «защитника-покровителя» помогает «селе воина» функционировать более гармонично.

^ Для гармоничного развития архетипа «воина» в ребенке рекомендуется: читать или сочинять истории о том, как слабый становится сильным, целенаправленно формировать уверенность в себе, создавать ситуации успеха. Полезны будут рассказы о известных воинах-защитниках, которые действовали на основе принципа справедливости, использовали свою силу во благо. Главное научить ребенка пользоваться энергией «воина» сформировать кодекс чести «воина».


Монарх

Главное стремление Монарха – стремление к власти. Проявиться это может уже у маленьких мальчиков. Например, в виде стремления самостоятельно принимать решения. Или в виде стремления отдавать указания и приказы. Причем достается всем, находящимся поблизости: маме, бабушке, папе, случайному прохожему. И что самое удивительное, требования маленького Монарха обычно беспрекословно выполняются.

Со стороны родителям вещают об избалованности, но стоит попасть в поле действия Монарха, как понимаешь, что выполнение его просьб (завязать шнурки, починить машинку, достать мячик, застрявший на дереве) просто доставляет удовольствие! Противостоять Монарху нелегко, но и потворствовать стоит очень аккуратно. Всякое правление и принятие решения имеет очень важную сторону – ответственность.

^ Настоящий Монарх хорошо понимает, насколько тяжела эта ноша, тем более, что ответственность всегда сопряжена с выбором. Будешь справедлив по отношению к одному – другой сочтет угнетателем. Слишком проникнешься проблемами одного – не хватит времени на другого. Поэтому Монарх обычно дистанцируется от «народа».

^ Сила Монарха обусловлена кровью, родовой памятью мужчины. Эта сила в мальчике начинает проявляться в подростковом возрасте. Монархам очень полезно целенаправленно повышать собственный уровень культуры, чтобы его приказы были достойно «упакованы».

Власть над собой, обстоятельствами, стихией, другими людьми, ответственность за происходящее, харизматическое влияние на людей, - вот ключевые проявления этой многогранной и удивительной мужской силы.

^ Правила воспитания Монарха: пробуждающаяся сила Монарха нередко проявляется в мальчике и юноше через агрессию. Мальчик злится, когда видит неповиновение, ему не подчиняются, делают не так, как хочет он. Он становится жестоким, когда ему нужно доказать, свою силу, подчинить себе другого. Если вы столкнулись с этим, вам придется серьезно начать работать над гармонизаций силы Монарха. Причем, мама и папа должны это делать по разному.

^ Задача матери: поддерживать в сыне уверенность в своей силе, апеллируя к здравому смыслу. Сына-Монарха очень важно научить наблюдать за людьми, видеть и понимать возможности других.

^ Задача отца: показать сыну модель поведения сильного гармоничного Монарха. Между отцом и сыном должна быть «почтительная дистанция». Каждое слово отца – взвешенным и грамотным.

Гармонично проявленная сила Монарха помогает мужчине сделать хорошую карьеру. Он просто не сможет не быть лидером, руководителем. Эта грань силы будет заставлять мужчину искать власти во всем, даже в мелочах.

Дисгармонично проявленная сила Монарха это не желание брать на себя ответственность. Такое положение дел нормально в подростковом возрасте. К сожалению такую ситуацию можно встретить и у 30-40 летних мужчин. Тогда психологи это называют уже «инфантилизмом» или «личностной незрелостью».

^ Для гармоничного развития архетипа Монарха в ребенке рекомендуется: читать или сочинять истории о том, как мудро и справедливо правит царь. Учить ребенка наблюдать за людьми, наблюдая за людьми он научится устанавливать, что у него получается хорошо, а что плохо. Будущему Монарху необходимо иметь четкие представления о долге. Научите по достоинству оценивать то, что для него делается.

Философ


В отличие от Воина и Монарха маленького философа видно не сразу. ^ Сила Философа заставляет его стремиться к истине.

  1. Познавать, исследовать, ставить эксперименты, разбирать игрушки, забираться в энциклопедии, смотреть «Галилео», задавать кучу разных вопросов и т.д. и т.п. Одним словом, доходить до самой сути.

  2. Объяснять. Объяснить он пытается физические явления, события в жизни людей, собственные эмоции и мотивы собственных поступков, даже самых неправильных. Получается это очень логично, иногда неожиданно. Философ требует уважения к собственным суждениям, и будет яростно отстаивать их. Его расстраивает, если к нему относятся как к «маленькому и глупому».

  3. Желание обучать других, создать свою школу, приобрести своих последователей, передавать свои знания другим. Искренне не понимает, когда эти другие не хотят учиться.

Маленький Философ любит головоломки и шарады, рано учится читать и делает это с удовольствием. С ним интересно поговорить даже взрослому. При этом может стремиться общаться в основном со взрослыми, считая сверстников неинтересными. Не удивительно, что сверстники могут отплатить ему тем же, особенно если Философ не преуспел в игре в футбол и умении вырезать, строгать, клеить…

Гармоничный философ делает мужчину мудрым, терпеливым, способным к наблюдению и созерцанию, хорошим оратором. Гармоничный Философ позволяет мужчине быть мудрым отцом.

^ Дисгармоничное проявление в ортодоксальности суждений, болезненной привязанности к своим взглядам, негибкости позиции.

Для гармонизации силы Философа рекомендуем следующие сказки: «Умная внучка», «Марья искусница», «Сказка о золотом петушке».

Купец


^ Сила Купца – это сила древнего охотника, позволяющая на уровне инстинкта находить добычу и уходить от опасности. Все это происходит и в современном обществе, только добычей стали деньги, материальные ценности, отношения с нужными людьми. Силу Купца запускает интерес к самому процессу игры, то, что он делает, он делает не ценой великих усилий, а играючи.

Купец не просто обаятелен, он харизматичен. Талант общаться с людьми, вовлекать их в свою игру, манипулировать людьми дан Купцу от рождения. Авантюрист, игрок, великий комбинатор – это все сила Купца. Он не боится препятствий, но и бороться с ними не будет! Он их переиграет!

^ Нестандартное мышление, чувство юмора, артистизм привлекают людей к купцу. У мальчика-Купца всегда много приятелей. И, наверное, еще больше подружек. Купец легко расстается с деньгами и ценностями, но это не значит, что он будет раздавать их направо и налево. Но купец не прост, а деньги всегда представляют для него особый интерес. Они открывают ему новые возможности. Но откладывать по копеечке Купец не будет, он хочет много и сразу. Даже если для этого придется что-нибудь изобрести.

Купец непостоянен, настроение у него часто меняется. С ним не скучно, но и на стабильность рассчитывать не приходится. И чего уж точно не переносит Купец – это однообразия, натура Купца не выдерживает скуки, он найдет себе развлечение.

^ Гармоничный Купец формирует в мужчине превосходного охотника. Кроме того, гармонично развитый архетип купца, по настоящему притягивает к мужчине деньги.

Дисгармония проявляется в стремлении манипулировать людьми, чрезмерной тяге к риску, азартным играм, экстремальным состояниям.

Как гармонизовать силу Купца:

  • Поговорите о деньгах, откуда они взялись, каким образом они достаются;

  • Мальчик должен понимать, что есть разные способы получения денег;

  • Он должен научиться пользоваться своим умом.

Рекомендации: Самыми рабочими сказками для гармонизации силы Купца являются «Колобок», «Три поросенка», «Каша из топора», «Как старик корову продавал». Авторитетом пользуются такие герои как: Портняжка, написавший на поясе «Одним махом семерых побиваю», не соврал, он просто не стал уточнять, что эти семеро были не люди, а… пчелы. Кот в сапогах победил Людоеда, предложив превратиться в маленькую мышку.

Крестьянин


^ Крестьянин, в отличие от Купца, стремится к стабильной, хорошо отлаженной жизни. Эта сила, которая позволяет мужчине выживать в любых условиях. И он не просто выживет сам, он еще и двух генералов прокормит.

Мальчик-Крестьянин терпелив, работоспособен, предсказуем, упрям, если не сказать уперт. По характеру обычно покладистый, спокойный. Привязан к вещам и игрушкам. Любит раз и навсегда заведенный порядок. При этом порядок, разумеется, установленный им самим. Не любит делиться, именно Крестьянина обзывают «жадиной».

Крестьянин всячески стремится избежать риска, просчитывает ситуацию. Именно поэтому не в характере Крестьянина резко менять свою жизнь. Мальчик-Крестьянин с удовольствие обучается ремеслу, для него топор, дрель и куча гвоздиков – настоящее сокровище.

Мальчик-Крестьянин бережно относится к деньгам, всегда знает, сколько их у него. Ему деньги карман не жгут, он скорее откажется от вроде бы нужной вещи.

Мальчик-крестьянин нежно относится к детям, может «пасти» сразу несколько малышей, даже чужих, вызывая умиление окружающих женщин.

Правила воспитания крестьянина:

  1. Обучайте мальчика ремеслу;

  2. Формируйте для него домашние обязанности;

  3. Не трогайте его вещи;

  4. Главное – целенаправленно формируйте в нем мужскую модель семьянина.

Если сила Крестьянина проявляется гармонично то, в ситуации кризиса он, переболев, пойдет работать, работать и работать. Он не будет гнушаться никакой работы, чтобы накопить денег на свой дом и свою семью. Мужчину работа лечит, сила крестьянина дает мужчине ресурс выживания и адаптации. Он получает способность трудится, иногда монотонно, из дня в день. Ему не скучно, он знает, что делает это ради семьи, ради детей.

^ Дисгармоничное проявление силы Крестьянина в том, что он будет «съедать» себя завистью, чувством собственной неполноценности и бессилия, пессимистичным переживанием несправедливости это мира. Не имея денег, стабильного дохода, дома и собственной семьи, он постепенно может превратиться в циника.

Сказки, которые помогут гармонизовать силу Крестьянина это: «Как мужик трех генералов накормил», «Курочка Ряба», «Мужик и медведь»

Монах


^ Сила Монаха дает мужчине самодостаточность, способность к самоограничению и самодисциплине. Монах легко пребывает в одиночестве, практически не нуждается в собеседниках. Очень устойчив к действию внешних стрессовых факторов, не зависит от природы и погоды, мнения окружающих и текущей политической ситуации.

Сила Монаха становится заметна в подростковом возрасте, когда Идея оформилась в сознании Монаха. Обсуждать ее он будет только с теми, кто действительно способен понять. Не очень привязан к людям, скорее испытывает потребность в одиночестве. Исключительно тверд в принятом решении и последователен в выполнении этого решения.

Сила Монаха:

  1. Служить некой Высокой Духовной Идее, быть ее проводником в мир людей.

  2. Сила монаха дает мужчине возможность ощущать связь с тонкими мирами, духовными структурами, быть восприимчивым к идее Бога.

  3. Эта сила уникальна тем, что она духовно обусловлена, тогда как остальные грани мужской силы социально обусловлены.

^ Гармоничное проявление силы Монаха дает мужчине способность к самоограничению, самодостаточности, твердости в принятом решении, последовательности в выполнении решения и следовании сути, свободу от привязанностей, и потребность в одиночестве.

^ Теневая сторона это архетипа делает мужчину замкнутым, недоверчивым, нелюдимым.

Сказки для гармонизации силы Монаха это былины о богатырях, «Садко», «Руслан и Людмила», библейские рассказы.

Слуга


На первый взгляд даже звучит неправильно. Зачем мужчине уметь быть Слугой? Затем, что это основной ресурс социальной адаптации. Сила Слуги позволяет мужчине принять обстоятельства, которые он не в силах изменить, подчиниться правилам, не обсуждая и не сопротивляясь. Когда мы воспитываем маленького мальчика, вводим его в общество, мы учим его выполнять правила этого общества, даже если они ему не нравятся! Мы предлагаем ему здороваться со взрослым, даже если он ему не нравится, потому что этого требуют правила вежливости.

Признаки проявления силы Слуги у мальчиков:

  1. Безынициативность.

  2. Постоянное ожидание направления дальнейшей деятельности.

  3. Выполнение предписаний, даже если ему очень не правиться.

Гармонично проявленная Сила Раба дает мужчине способность выполнять приказы, указания, просьбы, даже если он считает их неправильными, и несвоевременными. Если мужчина умеет быть Слугой, то он сможет сделать карьеру в системе социальной пирамиды.

^ Но есть и оборотная сторона Слуги – это безответственность. Именно дисгармоничный Раб не доволен хозяевами, готов присвоить себе все их блага, но совершенно не желает присваивать их ответственность. Именно он будет требовать от власти «накормить, обеспечить, прекратить», но сам для достижения результата даже не шевельнется.

Поэтому гармонизировать силу Слуги в мальчике необходимо, объясняя ему смысл правил и запретов, но передавая ему ответственность за его действия, в этом вам могут помочь следующие сказки: «Сказка о Попе и о его работнике Балде», «Конек-Горбунок», «Пойди туда не знаю куда, принеси то не знаю что», и др.

Архетипы могут сочетаться. Если условия жизни серьезно изменятся, изменится и доминирующий архетип. Но, воспитывая Раба, мы не сможем воспитать Монарха. А, воспитывая Воина, мы должны принять все его особенности.

Мы с вами подробно рассмотрели мужские архетипы, способы их гармонизации с помощью рекомендаций и сказкотерапии, а теперь рассмотрим женские архетипы.


^ Архетип Матери

Источник невероятной женской силы, назначение этой силы – внутренние преобразование, изменение качества жизни, качества взаимоотношений. Женская сила несет в себе уникальные иррациональные переживания Любви и удовлетворенности. Она создает условия, смягчает воздействия, питает и умиротворяет.

Этот архетип разворачивает женскую энергию в созидающее, преобразующее русло.

Действие этого архетипа связано с созданием чего то нового, с рождением, возрождением, восстановлением «из пепла», изменением качество жизни.

Благодаря действию этого архетипа мы, мужчины и женщины РОЖАЕМ если не реального ребенка то символического.

Символический ребенок – это новый проект. Новый план. Бизнес. Творческое откровение. Наши мысли и чувства как будто бы «оплодотворяются Святым духом» и возникает новый проект. На этом действии архетипа Матери не заканчивается. Чтобы идея реализовалась. Нужно ее удержать, выносить, трансформировать, «родить» в материальный мир. И социально адаптировать. Все это – компетенция архетипа Матери.

Вы можете сейчас взглянуть на свою жизнь, чтобы посмотреть, насколько вы «плодовиты». Я имею в виду ваши реализованные проекты, планы, идеи. Архетипа Творца дает нам идею, но реализовать ее помогает архетип Матери.

И так семь циклов архетипа Матери:

  1. «символический отбор». В первую очередь, нужно отобрать наиболее жизнеспособную идею из всего спектра идей, «нагенерированных» в «мастерский» архетипа Творца. В природе не каждый сперматозоид способен оплодотворить яйцеклетку. В первом цикле стоит задача отобрать лучшее. Но для этого нужно знать, какие всходы могут давать разнообразные семена. Четкий фильтр архетипа Матери помогает нам освободиться от «скороспелых» и вредных идей. И отобрать действительно жизнеспособное.

  2. «символическое оплодотворение». Лучшее семя осталось, и ему позволено проникнуть в голову, душу, кошелек и оплодотворить. В результате символического оплодотворения возникает удивительное ощущение «ВОТ ОНО!» - зародыш нового. Второй цикл дает нам иррациональное ощущение уверенности в том, что мы движемся в правильном направлении. «Я знаю, что надо делать. Я еще пока не знаю, КАК это делать, но знаю – ЧТО». Здесь идея превращается в ЗАМЫЫСЕЛ, появляется энтузиазм, воодушевленность вдохновленность задуманным. Нас охватывает сильное желание действовать, меняться, достигать своей цели.

  3. Цикл – «символическое удержание». Замысел хорош, но уязвим. На него действует множество сил и обстоятельств. Сомнения, отсутствие условий и ресурсов могут заставить нас отложить реализацию замысла на неопределенный срок. Некоторые мысли. Чувства, обстоятельства могут даже погубить замысел. Замысел нужно удержать, усилить, принять, полюбить. Всему свой срок. Чтобы были плоды, необходимо научиться удерживать красивый замысел, не отказываться от него из-за «трезвого взгляда на обстоятельства».

  4. Цикл – «символическое вынашивание». Вынашивание плода напрямую связано с наличием благоприятной питательной среды. Чтобы выносить ребенка женщине требуется защита, вера, здоровье. Также и каждому из нас, чтобы реализовать задуманное, требуется питательная среда. В этом цикле мы активно и целенаправленно создаем условия для осуществления задуманного. Кроме того, автор замысла «питает» всех его участников особой эмоциональной энергией веры в победу. В положительный результат проекта.

  5. «символическое рождение». С этим циклом связан результат нашей деятельноти. А также наша способность доводить дело до конца, то есть символически рожать. Для многих людей это естественно. Но у некоторых имеется «сбой» в этом цикле. По одной простой причине – страхе перед «символическими родами». Справедливости ради стоит сказать, что некоторые беременные женщины также боятся родов. Но женщина не может не родить. Что касается новой человеческой жизни, архетип Матери не дает сбоев. Но в отношении наших замыслов в бизнесе «сбои» случаются. Как их преодолевать? Только через действие! Идти и делать! Что бы не происходило – необходимо доводить задуманное до конца. Желательно в срок. Ибо «переношенные» дети – не самое здоровое явление.

  6. Цикл – «символическое сопровождение» Итак, рождение состоялось. За рождением следует символическое сопровождение. То есть воспитание, обучение необходимым навыкам, обучение самостоятельности. Такие понятия как «авторское сопровождение проекта», «техническое обеспечение и сопровождение» относятся к шестому циклу архетипа. Мудрая мать не станет требовать от своего новорожденного ребенка знания грамоты и самостоятельности. Так же и с тем, что мы порождаем – еще некоторое время оно нуждается в нашем терпеливом сопровождении.

  7. Цикл – «символическое отпускание», благословение. Добрая сказочная матушка благословляет своего сына в путь и на прощание дает ему горсть родной земли. Она понимает, что у сына своя дорога, она принимает его автономность, но с другой стороны, знает, что духовная связь между ними никогда не порвется. Это естественное завершение цикла действия архетипа Матери. Но и в финале происходят «сбои». Всем известные «симбиотические связи». В архетипе Матери «записана» способность ОТПУСКАТЬ БЛАГОСЛАВЛЯЯ, сохраняя тонкую связь. Так, мудрый владелец бизнеса, убедившись в компетентности и надежности своего наемного управляющего, дает ему возможность руководить и нести полную ответственность за результат.


^ Архетип Возлюбленной.

Разворачивает энергию Любви в область отношений, направляет женскую энергию на мужчину.

Этот архетипа помогает нам строить отношения, основанные на Любви. Но такие отношения невозможно построить с каждым. Ведь у людей разная «пропускная способность» вибрации Любви.

Принцы-включатели символически включают в женщине архетип Возлюбленной. Ну а принцы-выключатели эксплуатируют женское желание любить и быть любимой.

Первый цикл – привлечение партнера.

Стратегии привлечения принца:

  1. Пассивная стратегия привлечение партнера.

  2. Активная стратегия привлечения партнера:

- героиня может вызвать любимого на поединок,

- может одеть мужскую одежду и стать его другом;

- она нередко прогоняет возлюбленного, чтобы разжечь его желание обладать ею;

- бывает, что она просто рассказывает сказки, останавливаясь на самом интересном месте, как это делала легендарная Шехерезада.

3. Пассивно-активные стратегии:

- устраивают поединки между претендентами на поцелуй;

- организуют им всевозможные испытания. Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что.

Второй цикл – поддержание отношений. Дает женщине удивительную силу противостояния обыденности, однообразию. В данном цикле принцип изменчивости работает на творчество, изобретательность, а также терпение и принятие… Также создаются истории, в которых жизненные неурядицы и проблемы в отношениях мелочные обиды доводятся до абсурда. Такие истории обязательно должны быть смешными, чтобы женщина поняла нелепость происходящего.

Третий цикл – обновление отношений. Чтобы жена не стала «прочитанной книгой» отношения должны обновляться. Немало женщин ждут в связи с этим активных действий со стороны мужчин. Между тем, архетип Возлюбленной дает женщине творчество и большую изобретательность. Она может придумать неожиданный ход, игру, которая обновит отношения, переведет их не новый уровень. Есть те, которые «обновляют отношения» через скандал и шантаж разводом, уходом и прочим.


^ Архетип Хранительницы.

«подключает» женщину к глубинным пластам женского коллективного бессознательного. В этом архетипе хранятся записи о ритмах той, кого Кларисса Эстес называла Первозданной Женщиной. В этом архетипе хранятся сакральные женские тайны, связанные с инициациями, природными циклами и тоники отношениями с Миром.

Персоналиями этого архетипа в сказках, мифах, легендах часто являются неоднозначные женские персонажи.

Вспомним таких персонажей?

Важно отметить, что такого рода героини далеко не доброжелательны и часто совсем не привлекательны. Более того, нередко они сами создают главной героине всевозможные препятствия и неудобства. Дело в том, что они испытывают главных героинь на жизнестойкость, упорство, силу их Любви. Словом, оценивают уровень готовности героини к посвящению на более высокий уровень доступа к информации.

Первый уровень – «Тайна крови», «родовая информация». В определенный момент жизни появляется активная потребность познать свой род, его женскую и мужскую линии. Проследить судьбы предков. Определить величину их влияния на собственную судьбу. То есть проявляется так называемый «голос крови». Мудрецы говорят, что женщина ответственна за качество потомства, а мужчина за количество.

В архетипе Хранительницы заложены ресурсы восстановления отношений в роду на основе Любви.

В этом архетипе есть ресурсы Любви для их восстановления.

Как вы думаете, стоит ли обращаться к Хранительнице за доступом к родовой информации и изучать родовые сценарии?

Можно сказать, что знания печали умножают, а можно тонко и с Любовью исследовать свои корни. Поверьте, многое станет более ясным…

Второй уровень – сакральные знания. Это знания, хранящиеся в коллективном бессознательном. На этом уровне архетип Хранительницы помогает наладить связь с матриархальными структурами бессознательного, открывает доступ к древним знаниям. «Ключи доступа» это образы сновидений. А также образы сочиняемых нами сказок и на которых наших рисунков. Сам по себе древний женский образ обладает многогранным символическим значением и может «работать» на разных уровнях психики, воздействуя на систему ценностей, картину мира, мысли и чувства… «записаны» особые женские «пиковые переживания» экстаза, ресурсы прохождения болевых, инициирующих переживаний.

Женщины, в чьем «узоре судьбы» данный женский архетип представлен особенно активно. Обладают большой внутренней силой, имеют потребность часто находиться в одиночестве и нередко выбирают себе профессии или хобби, как либо связанные с сакральными знаниями (глубинная психология, астрология. Археология, оккультизм, мистериальный театр и др.)

И так мы с вами рассмотрели все существующие архетипы как мужские так и женские. И в заключении мне бы хотелось сделать следующие выводы.


^ Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин. Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Наиболее продуктивный подход к воспитанию заключается в том, чтобы не пытаться «вложить» в ребенка готовые модели поведения и принудить его соответствовать определенным образцам, а лишь создавать ему условия, в которых принятие тех или иных образцов будет его личным выбором. В формирование мужественности или женственности, наша задача - показать ребенку примеры того, что мы считаем истинным в образе «настоящего мужчины» или «прекрасной дамы», и помочь перенять или выработать черты, которые позволят ему стать достойным представителем своего пола.

Литература:


  1. Анисимов Е. В. Женщины у власти в XVIII веке как проблема // Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. — М.: Собрание; Наука, 2005, с. 328—335.

  2. Бурдье П. Мужское господство / Бурдье П. Социальное пространство. Поля и практики. М., СПб, 2005 г. ISBN 5-89329-761-X.

  3. Дугин А. Г. «Социология пола (Структурная социология)» // «Структурная социология» М., 2010.

  4. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества — СПб.: Питер, 2007, ISBN 5-318-00459-8.

  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Мужские сказки: тайный шифр. – СПб.: Речь, 2009

  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Как женщине понять мужчину, или мужественные всегда побеждают. – СПб.: Речь 2010

  7. Кон И. С. «Пол и гендер. Заметки о терминах»

  8. Словарь "Психология" М., Политиздат, 1990г.

Ссылки





Похожие:

Гендерное воспитание и гармонизация личности с учетом архитипических особенностей дошкольника по средствам сказкотерапии анна Викторовна Астафьева iconТема: «Гармонизация личности дошкольника с учетом архетипических особенностей средствами песочной терапии и сказкотерапии»

Гендерное воспитание и гармонизация личности с учетом архитипических особенностей дошкольника по средствам сказкотерапии анна Викторовна Астафьева iconГендерное воспитание детей дошкольного возраста
Влияние различий анатомо-физиологического развития, между мальчиками и девочками, на полоролевое воспитание
Гендерное воспитание и гармонизация личности с учетом архитипических особенностей дошкольника по средствам сказкотерапии анна Викторовна Астафьева iconРоль современной игрушки в развитии дошкольника бирюкова Светлана Викторовна
Бирюкова Светлана Викторовна, воспитатель мдоу црр детский сад №44 «Колокольчик» город Серпухов
Гендерное воспитание и гармонизация личности с учетом архитипических особенностей дошкольника по средствам сказкотерапии анна Викторовна Астафьева iconП. А. Чеботарь Л. Х. Рейх должностная инструкция
...
Гендерное воспитание и гармонизация личности с учетом архитипических особенностей дошкольника по средствам сказкотерапии анна Викторовна Астафьева iconСемь сказок радуги
Источник: Тренинг по сказкотерапии [Текст] : сборник программ по сказкотерапии под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – Спб.: Речь,...
Гендерное воспитание и гармонизация личности с учетом архитипических особенностей дошкольника по средствам сказкотерапии анна Викторовна Астафьева iconОбразовательная деятельность в ходе режимных моментов (Гендерное воспитание)
Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками, быть внимательными друг к другу
Гендерное воспитание и гармонизация личности с учетом архитипических особенностей дошкольника по средствам сказкотерапии анна Викторовна Астафьева iconПротокол №3 от 31 августа 2011г
При этом школа ориентируется на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных...
Гендерное воспитание и гармонизация личности с учетом архитипических особенностей дошкольника по средствам сказкотерапии анна Викторовна Астафьева iconУчебно – воспитательная работа
Наше педагогическое направление: «Дифференцированный подход к обучению физики с учётом личности учащихся». Для реализации индивидуальных...
Гендерное воспитание и гармонизация личности с учетом архитипических особенностей дошкольника по средствам сказкотерапии анна Викторовна Астафьева iconКонцепция воспитательной системы школы в старших классах. Пояснительная записка
В центре системы находятся духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание, нацеленные на формирование основных качеств личности....
Гендерное воспитание и гармонизация личности с учетом архитипических особенностей дошкольника по средствам сказкотерапии анна Викторовна Астафьева iconТерминологический словарь по формированию нравственных и гражданских качеств личности школьника
Воспитание – это создание пространства гармонического развития личности, система организации духовной и материальной жизни человека...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов