Лариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог мдоу детский сад комбинированного вида №41«Кораблик» icon

Лариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог мдоу детский сад комбинированного вида №41«Кораблик»



НазваниеЛариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог мдоу детский сад комбинированного вида №41«Кораблик»
Дата конвертации12.09.2012
Размер96.15 Kb.
ТипДокументы


Преемственность в работе педагога-психолога ДОУ и педагога-психолога СОШ в сохранении психологического здоровья детей через использование фототерапии.


Лариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог МДОУ детский сад комбинированного вида №41«Кораблик» в г.Серпухове Ольга Сергеевна Милюкова, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» в г. Серпухове


Фототерапия – это один из видов терапии искусством, связанный с применением фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности.

Фототерапия является одним из относительно новых направлений психотерапевтической практики. Некоторые рассматривают фототерапию, как форму творческого самовыражения, другие пытаются найти ей применение с позиции глубинной психологии.

Положительное воздействие фотографии на личность её отношения с окружающим миром могут проявляться как при самостоятельных занятиях, так и при создании и обсуждении фотоснимков совместно с психологом и другими людьми (участниками занятий).

Искусство фотографии само по себе многогранно, однако в любом случае в его основе лежит создание художественных образов. Согласно фототерапии, фотография предполагает дополнительные возможности для творческого самовыражения, связанные, в частности с возможностью распространения снимков, варьирование их формата и цветности, созданием особых визуальных эффектов. Фотографию также можно рассматривать как игру. Она действительно позволяет «играть» с реальностью и её зримыми отображениями – выбирать из неё то, что наиболее интересно и важно, творчески комбинировать разные элементы, реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность, которая невидима физическим зрением. В ней может происходить прикосновение и соединение реальности и фантазии. По своей природе фотография социальна: она связана с контактами между людьми и передачей значимых для них чувств и представлений. Фотографирование часто связано с саморепрезентацией – представлением себя в определённом образе реальный или воображаемой аудитории.

Основным содержанием фототерапии является создание и восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение и танец, драматическое исполнение, художественное описание и т.д.

Благодаря фототерапии у детей проявляется комфортная возможность осмыслить то, что происходит в его жизни, и отчётливо увидеть под неожиданным углом зрения новые решения во всех сферах своей жизни.

В большинстве случаев фотография связана с запечатлением внешнего облика человека и тех или иных его значимых действий. Она позволяет сохранить во времени ощущения тела и опыт его покоя и движения. Мы можем увидеть на фотографиях разные позы и выражения лица, передающие те или иные реакции и состояния, в том числе, вызванные находящимися рядом с нами людьми и предметами, а также нашим пребыванием в той или иной среде. Это позволяет использовать фотографию в качестве инструмента исследования образа «Я», «Я сам», Я – концепция, пластического выражения чувств и потребностей и получения нового телесного опыта и его интеграции. Чаще всего, показывая кому-либо фотографии, мы сопровождаем рассказом. Рассказ позволяет не только передать наше отношение к тому, что на фотографии изображено, и прояснить, что скрыто за «кадром», и обозначить смысл событий и переживаний.

Фотографируя друг друга и окружающий мир мы способны ощутить радость, творческое отношение к жизни, благодаря фотографиям.

Фотография, таким образом, интегрирует в себе многие виды творческой деятельности, которые могут использоваться при работе с детьми входе игр, занятий в различных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на детей.

В своей планируемой совместной работе мы поставили перед собой цели:

- использование фотографии для решения психологических проблем и развитие гармонизации личности;

- выделение себя из общей массы, поиск и нахождение идентичности, пластического выражения чувств и потребностей; использование фотографии в качестве инструмента исследования образа «Я»; «Я сам»;

- обретение чувства независимости – Я сам нахожу то, что представляет интерес, что отвечает на многие вопросы; Я могу моделировать окружающий меня мир и т.п.

- творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность, которая невидима физическим зрением.


Задачи:

- развивать и актуализировать выражение чувств, связанных с самоотношением, исследование и укрепление Я-концепция;

- формировать психологическую (произвольную) регуляцию через переживание событий с целью его отреагирования, получения эмоционально-положительного ресурса;

- воспитывать у детей через фотографию посредством самовыражения и самопознания, социализации и «эмоционального самовоспитания», принося значительную пользу психическому и физическому здоровью детей разного возраста;

- помочь детям в навыках овладения фототерапии;

- способствовать развитию интереса к фотографии.


Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными ( Закон об Образовании – статья №17). Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.

Теперь в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.

Анализ педагогического опыта позволяет нам говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

В своём докладе мы постараемся обосновать и продемонстрировать различные формы и варианты применения фотографий в качестве здоровьесберегающего, коррекционного и развивающего средства.

Мы убеждены, что фотография может стать составной частью весьма эффективной здоровьесберегающей «технологии», что в сочетании с её доступностью для дошкольников и школьников способно сделать её ценным инструментом работы психологов, педагогов и социальных работников, пытающихся применить свои умения в целях творческого и эмоционального развития личности ребёнка. На сегодняшний день нам было бы трудно представить свою жизнь без фотографии, сопровождающей человека с момента его рождения. Для большинства людей фотоснимки являются ценными документами, свидетельствами их личной истории. Они способны сближать людей и «рассказать» гораздо больше, чем любое многословное повествование. Конкретность и наглядность фотографий делает их «сгустком» реальности и материальным воплощением наших чувств и желаний, а также средством сохранения и передачи опыта.

В работе с детьми фотография помогает установить с ними контакт и активизировать их речевые навыки. Использование фотоаппарата в работе с детьми имеет множество достоинств. Ценны не только готовые снимки, но и сам процесс выбора кадров и съемки. Варианты применения этой техники включают создание «книги воспоминаний» для детей переехавших на новое место жительства или переведенными в новый детский сад, школу. Ребенок может скомпоновать специальный альбом, посвященный друзьям, любимому животному, увлечениям, успехам в различных делах. Он может создавать из серии фотокарточек «альбом-автобиографию» и различные «рассказы в картинках», в которых он участвует в качестве главного героя.

Значительные возможности варьирования форм и вариантов проведения фототерапевтических занятий позволяют применять их в работе, с разным уровнем развития начиная с детей 3-4 лет и заканчивая взрослыми.

Начиная свою работу в ДОУ с дошкольниками мы рассматривали общение детей с фотоаппаратом не только как возможность творить и создавать художественные произведения, но и как замечательные развивающие занятия для познания окружающего мира. Фотографирование связано с выбором разных объектов, ракурсов и моментов съемки и, следовательно, независимо от его связи с конкретными техниками, может являться из факторов развивающего воздействия на такие функции, как мышление, память и внимание, тонкую моторику. Один из способов развить и эмоциональность, и чувство прекрасного, и способность через фотографию поделиться с другими своими переживаниями.

Первый фотоаппарат для дошкольника инструмент или игрушка? Конечно, для ребенка первый фотоаппарат- это игрушка. И как бы серьезно ни относился маленький фотограф к процессу съемки, для него это просто увлекательная игра, ведь пока и вся его жизнь- игра. Перед тем как дети сделают свой первый снимок, есть смысл провести занятия и показать детям, как устроен фотоаппарат и каким образом получаются те самые привычные для нас фотографии. Показать основные части фотоаппарата и объяснить их назначение. Нелишним будет рассказать малышу и об основных правилах, которые продлят жизнь фотоаппарата. Самое страшное для него- это падение, особенно в воду. Лучше не начинать процесс обучения малыша с разъяснения принципов композиции. Излагать надо основные, самые главные заповеди фотографа, и пусть дальше он экспериментирует сам. Собственные ошибки и победы лучше и быстрее научат малыша азам фотографии, чем самые правильные и умные советы.

Начиная свою работу с ДОУ и плавно переходящую в начальной школе, мы использовали следующие темы для снимков.


«Похожие предметы»

Цель. Развитие визуального (образного) мышления, способности к обнаружению различий и сходства между предметами, основных на их внешнем облике и свойствах, развитие понятийного мышления и самостоятельности.

«Системы последовательного порядка»

Цель. Развитие визуального мышления, в частности способности к обнаружению различий и сходства между предметами, основных на их внешнем облике и свойствах, развитие понятийного мышления и самостоятельности.

«Горизонтальность и вертикальность»

Цель. Развитие визуального мышления, в частности, способности к восприятию пространства и горизонтальности и вертикальности как его основы, развитие понятийного мышления и самостоятельности.

«Ближе-дальше; выше-ниже; справа-слева».

Цель. Развитие визуального мышления, в частности способности к восприятию пространственных отношений между предметами как его основы, развитие понятийного мышления и самостоятельности.

«Построение и фотографирование предметных композиций»

Цель. Развитие визуального мышления, в частности способности к восприятию пространственных отношений между предметами как его основы, развитие понятийного мышления, самостоятельности, творческой фантазии и эстетических представлений. При определенных обстоятельствах данное упражнение также позволяет исследовать систему отношений ребенка и его потребности.

«Фотокаллаж «Дом, сад, магазин».

Цель. Развитие способности к сознательному выбору, основанному на внешних или внутренних признаках предметов, развитие восприятия пространства и пространственных отношений между предметами как основы визуального мышления, а также понятийного мышления. Данная техника также развивает социальную компетентность, творческую фантазию и эстетические представления. Кроме того, при определенных обстоятельствах данное упражнение позволяет исследоват систему отношений ребенка и его потребности.

«Карта города».

Цель. Развитие способности к сознательному выбору, основанному на внешних или внутренних признаках предметов, развитие восприятия пространства и пространственных отношений между предметами как основы визуального мышления, а также понятийного мышления.

Данная техника также развивает социальную компетентность, творческую фантазию и эстетические переживания, способность к выражению ребенком значимых для него чувств и представлений, позволяет исследовать систему его отношений и образ «Я».

«Песочница с фотографиями».

Цель. Развитие способности к сознательному выбору, основанному на внешних или внутренних признаках предметов, развитие восприятия пространства и пространственных отношений между предметами как основы визуального мышления, развитие понятийного мышления.

Данная техника также развивает социальную компетентность, творческую фантазию и эстетические переживания, способность к выражению ребенком значимых для него чувств и представлений, позволяет исследовать систему его отношения и образ «Я».

Предлагаемые способы и многие другие темы психотерапевтического использования фотографии не исчерпывает ее богатых возможностей, что мы надеемся, что статья существенно расширит представления специалистов о возможных формах построения практической работы. Она демонстрирует основные принципы организации и проведения фототерапевтических занятий. Фотография действительно служит самовыражению и самопознанию, принося значительную пользу здоровью детей.

Искусство само по себе обладает целительным действием (Э.Крамер). Этот исходный тезис прозрачен и понятен, что создает иллюзии простоты, доступности в освоении и применении метода.


Список использованных источников.


  1. Л.Берман Что скрывается за улыбкой М-1986.

  2. Е.М.Бурно Терапия творческим самовыражением. М.Медицина 1989.

  3. Н.А.Ветлугина Художественный образ и детское творчество М.Педагогика 1982.

  4. Л.Винникот Разговор с родителями М. Независимая фирма «Класс» 1994.

  5. Л.С.Выготский Психология искусства М.Искусство 1988.

  6. Д.Дилео Детский рисунок в физиологической интерпритации Лю Наука 1994.

  7. С.С Копытин Основы арт-терапии СПб Лань 1999.

  8. С.С.Степанов Диагностика интеллекта методом рисуночного теста М Магистр 1994.

  9. К.Юнг Архетип и символ М Ренесанс 1991.




Похожие:

Лариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог мдоу детский сад комбинированного вида №41«Кораблик» iconРоссийская федерация курганская область муниципальное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №11 комбинированного вида»
«Детский сад №11 Заведующая мдоу «Детский сад комбинированного вида» №11 комбинированного вида» Протокол № Н. В. Дозморова
Лариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог мдоу детский сад комбинированного вида №41«Кораблик» iconДоклад «итоги работы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №41 «Кораблик» нАд методической темой
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №41 «Кораблик» расположен по адресу: 142210,...
Лариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог мдоу детский сад комбинированного вида №41«Кораблик» iconФизкультурно-оздоровительная работа, включающая в себя
Детский сад №41 «Кораблик»- это детский сад комбинированного вида, в котором функционирует 6 групп для детей в возрасте от 1,5 до...
Лариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог мдоу детский сад комбинированного вида №41«Кораблик» iconПубличный отчет мдоу детский сад комбинированного вида №2 «Ёлочка»
Публичный отчет мдоу детский сад комбинированного вида №2 «Ёлочка» содержит проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения...
Лариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог мдоу детский сад комбинированного вида №41«Кораблик» iconДоговор между муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад комбинированного вида «Ласточка» и родителями (законными представителями) ребенка, посещающего доу
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ласточка», именуемое в дальнейшем мдоу, в...
Лариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог мдоу детский сад комбинированного вида №41«Кораблик» iconДоклад заведующей мдоу детский сад комбинированного вида №49 «Ладушки» г. Серпухова Московской области Абрамовой Ю. Ю. за 2011-2012 учебный год
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №49 «Ладушки» расположен в микрорайоне им....
Лариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог мдоу детский сад комбинированного вида №41«Кораблик» iconОрганизация опытно-экспериментальной деятельности по изучению творческой исследовательской активности дошкольников корякина Елена Юрьевна, заведующий мдоу детский сад комбинированного вида №41 «Кораблик»
Именно это обусловливает интенсивное включение в практическую деятельность образовательных учреждений экспериментального компонента...
Лариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог мдоу детский сад комбинированного вида №41«Кораблик» iconО консультпункте мкдоу «Детский сад №11 комбинированного вида» На базе мкдоу «Детский сад №11 комбинированного вида»
На базе мкдоу «Детский сад №11 комбинированного вида» в 2012-2013 учебном году работает консультпункт для родителей (законных представителей)...
Лариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог мдоу детский сад комбинированного вида №41«Кораблик» iconЗаведующая мдоу детский сад №1
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №1 «Дюймовочка»
Лариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог мдоу детский сад комбинированного вида №41«Кораблик» iconПриказ № г. Серпухов
«Об утверждении правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении», в соответствии с Положением...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы