«Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры» icon

«Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры»



Название«Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры»
Дата конвертации12.09.2012
Размер86.95 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 «Ладушки»


Выступление

на ШПО по нравственно — патриотическому

воспитанию дошкольников

воспитателя Поповой Е.Ю.


«Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры».


21 апреля 2011 года

Слайд 2. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм?

Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.


Слайд 3. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через:

- народный фольклор (потешки, пословицы, сказки),

- народные песни, музыкальные инструменты,

- имение найти и выделить народный русский костюм,

- знание народных игрушек и народных игр,

- произведения народного декоративного искусства,

- знание народных примет и

- особенностей быта и труда русских людей,

- знаний чем питались и каким блюдам отдавала предпочтение русские люди,

- как отмечали праздники и

- какие обычаи соблюдали.

Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре.

Слайд 4. Почему я решила заниматься этой работой. Потому, что развивая у детей представления о человеке, мы в первую очередь обращаемся к истории и культуре собственного народа.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.


Слайд 5. Работая по данному направлению, мы ставим перед собой следующие задачи:


1. Приобщать детей к истокам народной культуры.

2. Расширять представления о народных и православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.

3. Знакомить детей с русскими хороводами, плясками, обрядовыми песнями к народным праздникам.

4. Показ особенности народного костюма и традиционных русских блюд.

5. Показать значение родного языка, народных традиций в формировании основ нравственности. Формировать желание использовать в речи фольклор (пословицы, потешки, поговорки и т.д.).

6. Расширять интерес к участию детей в народных праздниках.

7. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен, попевок, частушек.

8. Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки и т.д.

9. Воспитывать патриотов.


Слайд 6. Никто не будет оспаривать значимость и необходимость работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Ведь, изучая культурные традиции своего народа, ребенок не только получает багаж знаний, накопленный веками, но и полностью раскрывает личностные особенности; а погружаясь в творческий процесс, старается показать все лучшее, что у него есть. Исходя из этого, считаем наиболее эффективными следующие формы работы с детьми:


* Совместная - творческая деятельность взрослого и ребенка.


* Творческая деятельность педагога с подгруппой детей.


* Фронтальная: проведение праздников и развлечений.


Слайд 7. В своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры можно выделить несколько этапов:

Первый: создание соответствующей обстановки. В 1996 году в спальной комнате нашего ДОУ выделили место и оборудовали его в виде уголка «русской избы», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность. Это должно было помочь детям понять, что они – часть великого русского народа.

Нашей задачей было не создание мини-музея, а возможность введения детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены предметы, имитирующие реальные, например, печь.

На территории детского сада через некоторое время был оформлен уголок русской деревни с прудиком, телегой с сеном, деревенским забором, чугунками и плетеными корзинами. Мы старались передать национальный колорит прошлого столетия.

Постепенно для проведения открытых занятий и досугов мы обзавелись «переносной» избой, деревенскими лавками и другими атрибутами избы, которые стали использовать в музыкальном зале для открытых мероприятий на город и для показа родителям.

Слайд 8. После того, как убранство «избы» было завершено, мы начали активно проводить там занятия, на которых знакомили детей с устным народным творчеством.

Второй этап: широкое использование народного фольклора во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, песенки, частушки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, половицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Наши задачи – задачи воспитателя – раскрыть духовный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме, расширять словарный запас детей путем смыслового объяснения незнакомых слов.

Слайд 9. Третий этап работы - приобщение детей к народной культуре через знакомство с народными традициями. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Мы рассказывали детям о хлебосольстве и гостеприимстве русского человека.


Слайд 10. Раскрывая перед детьми взаимосвязь музыкально-поэтического творчества с трудом, бытом, обычаями русского народа, мы старались вызвать не только интерес к культурному наследию нашей страны, но и развивать любознательность, активность, самостоятельность. При этом каждый ребенок показывает свой творческий потенциал.


Слайд 11. Четвертый этап работы. Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.). Нам кажется, что особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.


Слайд 12. Следующий этап – пятый – участие детей в народных праздниках. Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия.

Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его.


Слайд 13. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники:

Рождество. На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки, на занятиях по изодеятельности и конструированию готовят рождественские подарки, педагоги устраивают детям представления и рассказывают им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.


Слайд 14. Проводы зимы – Масленица с веселыми шутками, играми со скоморохами, с пением закличек, с угощением детей блинами и сжиганием Масленицы.


Слайд 15. Обязательно празднуем именины по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, вождением хороводов и чаепитием.


Слайд 16. Праздник пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц, и народными играми.


Слайд 17. В Вербное воскресение ставим вербочки в вазу.


Слайд 18. В Троицу помещения украшаем березой, водим хороводы, поем песни, дарим рукодельные подарки.


Слайд 19. Расширяя тематику праздников, вовлекаем весь персонал дошкольного учреждения в работу. Большую помощь в подборе музыкального репертуара (певческого и танцевального) нам оказывает музыкальный руководитель, в подборе произведений народного фольклора (с учетом звукопроизношений детьми) – учитель-логопед, исполнить любую роль на празднике готов каждый педагог. Только совместно со всеми сотрудниками ДОУ, нам удается донести народную мудрость. Доброту, юмор в доступной для детей форме.


Слайд 20. Приобщение к народной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми мы проводим в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлений.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных и артистических способностей.

Слайд 21. Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуре имеет положительные результаты:

- у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;

- обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;

- у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;

- у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;

- у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;

- развита эмоционально-волевая сфера;

- воспитаны патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.


Слайд 22. На нашей выставке представлен материал по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».

Это программа Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», различная методическая и познавательная литература по теме, проект «Народные праздники и традиции.

Также вы можете ознакомиться со сборниками устного народного фольклора, русской кухни, народной песни, альбомом о народном костюме.

Собранны отдельно конспекты занятий, досугов и праздников для детей старшей и подготовительной группы.

Нами сделана подборка на целый год народных православных праздников, с названиями, народными приметами и именинниками.

На фотовыставке мы можете видеть фотографии проводимой нами работы на праздниках, занятиях, в свободной деятельности.


Слайд 23. Спасибо за внимание!









Похожие:

«Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры» iconШкола передового опыта по нравственно-патриотическому воспитанию
Выступление воспитателя Поповой Е. Ю. из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры
«Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры» iconКонспект занятия по ознакомлению с окружающим Подготовительная группа
Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры в подготовительной группе
«Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры» iconРабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница» Принята педагогическим советом
Рабочая программа «Горница» это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая...
«Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры» iconПриобщение детей к фольклору (Из опыта работы)
В своей работе мы особое внимание уделяем приобщению детей к фольклору, так как – это народное творчество, душа русского искусства,...
«Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры» icon«Приобщение детей к истокам народной культуры как средство формирования у них патриотических чувств и развития духовности» (методические рекомендации)
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование...
«Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры» iconКонсультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Народное искусство — великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что остави­ли нам наши предки: народные песни,...
«Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры» iconТема: «Формы работы с родителями по приобщению к народному искусству»
Содержание работы с родителями по приобщению к народному искусству реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей...
«Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры» iconТема. «Белая береза»
Приобщать детей к истокам русской национальной культуры. Воспитывать любовь к природе родного края, воспитывать чувство доброго и...
«Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры» iconПамятка описания актуального педагогического опыта Структура целостного описания опыта работы
Тема опыта должна отражать главное направление и содержание работы и соответствовать следующим требованиям
«Из опыта работы по приобщению детей к истокам народной культуры» iconВнеклассное мероприятие на тему
Цель мероприятия: способствовать приобщению подрастающего поколения к культурно-историческому наследию России, ее духовно-нравственному...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы