Программа по физическому воспитанию дошкольников «физическая культура-дошкольникам» icon

Программа по физическому воспитанию дошкольников «физическая культура-дошкольникам»



НазваниеПрограмма по физическому воспитанию дошкольников «физическая культура-дошкольникам»
Дата конвертации12.09.2012
Размер162.41 Kb.
ТипПрограмма

Обзор программ физкультурно-оздоровительной направленности

для дошкольных образовательных учреждений.


ПРОГРАММА

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА-ДОШКОЛЬНИКАМ»

(Л. Д. Глазырина)


Программа направлена на физическое развитие и оздоров­ление дошкольников.

Автор программы — опытный педагог по физическому воспитанию детей, доктор педагогических наук Л. Д. Глазы­рина.

Программа предназначена для работы с детьми от 1 года до 6 лет.

^ Цели программы — оптимально реализовать оздорови­тельное, воспитательное и образовательное направления фи­зического воспитания, учитывая индивидуальные возможно­сти развития ребенка во все периоды дошкольного детства.

Постоянное и последовательное физическое совершен­ствование детей регламентируется соответствующей направ­ленностью оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений программы при соблюдении следующих условий:

• требуемый подбор физических упражнений;

• соответствующая данному возрасту методика занятий;

• квалифицированная работа персонала детского сада в процессе физического воспитания.

^ Задачи программы:

а) оздоровительное направление — обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей;

б) воспитательное направление — обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие eго творческих сил и способностей;

в) образовательное направление — обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.

Решение задач основных направлений программы предполагает учет периодов возрастного развития детей по биологическим и организационно-педагогическим признакам в coответствии с возрастными группами дошкольных учреждений.

В программе представлены разнообразные формы работы с детьми по физическому воспитанию и их продолжитель­ность по возрастным группам.

Формы работы по физическому воспитанию:

• физкультурные занятия;

• утренняя гимнастика;

• физкультурные минутки;

• физкультурные забавы;

• физкультурные праздники;

• самостоятельные физкультурные занятия.

В программе представлены особенности работы с детьми с первого по шестой год жизни.

Для детей каждой возрастной группы выделены различные развивающие упражнения, которые представлены в таб­лицах.

В методических рекомендациях определены умения по овла­дению детьми всех возрастных групп различными видами упраж­нений (общеразвивающее упражнение, ходьба, бег, прыжки, ка­тание, бросание, ползание, лазание, равновесие, спортивные и игровые упражнения, построение и перестроение и т. д.).

^ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-7 ЛЕТ

(В. Т. Кудрявцев)

Программа развития двигательной активности и оздоро­вительной направленности работы с детьми 4-7 лет.

Данная программа является разделом образовательного проекта «Рекорд-Старт». Взамен «ведомственному» подходу к решению проблемы физического воспитания автор предла­гает альтернативный ему комплексный, междисциплинарный.

В программе нашли продолжение и развитие идеи Э. В. Ильенкова («Здоровый дух сам строит «для себя» здо­ровое тело»), А. В. Запорожца (значение двигательного во­ображения в управлении детскими движениями), Н. А. Бернштейна («Двигательное упражнение — это повторение без повторения»), А. В. Запорожца, Н. А. Бернштейна (значение образа в физическом воспитании: посредством образа у ребен­ка вырабатывается отношение к собственному движению и выполняющему его органу как к особому, самостоятельному субъекту), Ю. Ф. Змановского (педагогика оздоровления, ко­торая оформляется на стыке возрастной физиологии, педиат­рии, педагогики, детской психологии).

Автором был рационально и критически осмыслен опыт нетрадиционных практик развития движения и оздоровле­ния, которые оформились в истории человеческой культуры, в частности восточной психотехнике.

В программе отражены основные приоритеты педагогической работы: развитие двигательной работы и оздоровление детей.

^ Цель программы заключается в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий укрепления здоровья детей на основе их творческой активности.

Автором программы выделены четыре принципа оздоровительной работы с детьми.

^ Главный приоритетный принципразвитие воображения через особые формы двигательной активности детей. Развитое воображение становится необходимым внутренними условием при построении и проведении оздоровительной paботы с дошкольниками.

^ Формирование осмысленной моторики это второй принцип оздоровительной работы с детьми. Для реализации этого принципа предлагается:

1) ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровым упражнений: «Стоп кадр» (имитация: «лошадка перед прыжком»);

2) осваивать навыки рационального дыхания с помощью» специальных дыхательных упражнений («рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов — «паровозик» ит. д.);

3) вводить ребенка в зону ближайшего развития собственных двигательных возможностей посредством диалога с органами собственного тела как самостоятельно действующими «лицами».

^ Третий принцип оздоровительной работы создание и закрепление целостного позитивного психосоматическо­го состояния при выполнении различных видов деятель­ности. Реализация его происходит благодаря многофункци­ональности развивающих форм оздоровительной работы — игры с элементами массажа с воздействием на биологически активные точки кожи.

^ Формирование у детей способности к содействию и со­переживанию это четвертый принцип оздоровительной работы с детьми.

В программе представлены: краткая характеристика фи­зического и психического развития воспитанников, перечень упражнений, способствующих приобщению к физической культуре, и формы оздоровительной работы.

^ Приобщение к физической культуре происходит посред­ством использования в работе с детьми:

• упражнений и заданий на развитие основных движе­ний, на принятие и сохранение позы;

• упражнений и заданий на развитие мелких мышц руки, лица и мимики;

• спортивных и музыкально-ритмических упражнений;

• подвижных игр, игр-аттракционов для праздников.

^ Развивающими формами оздоровительной работы явля­ются:

• закаливание;

• дыхательная и звуковая гимнастика;

• упражнения для формирования и коррекции осанки;

• упражнения для профилактики плоскостопия;

• психогимнастика.

^ Формами организации оздоровительной работы являют­ся: физкультурные занятия (фронтальные и индивидуаль­ные), самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика (традиционная, нетрадиционная — дыхательная, звуковая), двигательно-оздоровительные мо­менты («физкультминутки»), физические упражнения пос­ле дневного сна, физические упражнения в сочетании с зака­ливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, на стадион), спортивные праздники, дни здоровья, оз­доровительные процедуры в водной среде (бассейн).

Но в программе не достает показателей фи­зического развития и уровней овладения детьми программ­ным материалом.

В помощь педагогам ДОУ вышло программно-методичес­кое пособие «Развивающая педагогика оздоровления» в ко­тором дана общая характеристика программы, предложены варианты заданий, упражнений, игр, направленных на при­общение к физической культуре, формы оздоровительно-раз­вивающей работы, описывается организация физкультурно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях, принципы организации оздоровительно-развивающей рабо­ты с ослабленными детьми.

Программа рассчитана как на воспитателей, так и на ин­структоров по физической культуре ДОУ.

^ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

(В. Г. Алямовская)

Программа представляет комплексную систему воспита­ния ребенка-дошкольника здорового физически, разносторон­не развитого, инициативного, раскрепощенного.

Программа включает четыре направления:

1. Физическое здоровье— программа «Группы здоро­вья».

2. Психологическое благополучие— программа «Ком­форт».

3. Духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя».

4. Нравственное здоровье — программы «Этикет», «Лич­ность».

Созданию программы «Группы здоровья» способствова­ли результаты проведенного исследования, которое убедило коллектив в том, что по общепринятой программе физиче­ского воспитания, рекомендованной «Программой воспита­ния и обучения в детском саду», не реализуется потребность детей в движении.

Автор стремилась разработать та­кую систему физического воспитания, которая бы не заорганизовывала детей, а решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с дру­гими видами деятельности и просто нравилась детям.

Итогом пятилетней работы с 1985 по 1990 год явилась программа «Группы здоровья» — это комплексная система физического воспитания детей, которая рассчитана на все

возрастные группы детей.

При разработке новой системы физического воспитания автор руководствовалась результатами исследований лабора­тории И. А. Аршавского, опиралась на работы Ю. Ф. Змановского, И. И. Туртова, систему К. Купера, учитывала взгляды Н. М. Амосова.

^ Задачи программы:

• укрепление здоровья;

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• развитие физических качеств;

• создание условий для реализации потребности в дви­гательной активности;

• выявление интересов, склонностей, способностей;

• приобщение к традициям большого спорта.

Содержание программы раскрывается не в соответствии с возрастными группами, а по направлениям. Программа включает в себя пять разделов.

^ В первом разделе представлены организация и методика проведения разных вариантов физкулътурно-оздоровителъных мероприятий:

• утренняя гимнастика (в виде подвижной игры, танце­вально-ритмической гимнастики, спортивной трени­ровки смешанного типа, на тренажерах, на полосе пре­пятствий, оздоровительный бег на воздухе);

• физкультурное занятие (обычного типа, сюжетно-игровое, на танцевальном материале, на спортивных тре­нажерах, занятие-прогулка, занятие-зачет, трениров­ка, занятие серии «Забочусь о своем здоровье», игро­вое);

• гимнастика после сна (игровая, на тренажерах, оздо­ровительный бег, лечебно-восстановительная, музы­кально-ритмическая).

Автор уделяет внимание проведению утренней гимнасти­ки и физкультурных занятий на воздухе (из 4-х занятий одно проводится в зале), что позволяет создать оптимальный дви­гательный режим. Отличительная особенность планирования утренней гимнастики заключается в том, что на месяц составляются 3-4 комплекса, которые используются педагогом в соответствии с погодными условиями.

В приложении описана система обучения детей группы раннего возраста основным видам движений в течение года.

^ Во втором разделе раскрывается организация лечебно-про­филактической работы. Здесь представлены план лечебно-профилактических процедур в течение года, система закали­вания в каждой возрастной группе, требования, предъявляе­мые к одежде детей при проведении занятий на воздухе, в группе.

^ В третьем разделе кратко представлена диагностика фи­зического развития, поскольку автор ссылается на рекомен­дации программы «Радуга». В приложении дается образец индивидуальной диагностической карты дошкольника.

^ В четвертом разделе программы уделяется внимание вос­питанию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. В разделе перечисляются основные направления вос­питания у детей потребности в здоровом образе жизни: при­витие культурно-гигиенических навыков, формирование пред­ставлений о строении тела человека, обучение детей уходу за своим телом.

^ В пятом разделе описываются особенности совместной работы ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка.

Отличительной особенностью программы является то, что в ней уделяется внимание организации групп реабилитации, физическому развитию и воспитанию часто болеющих детей. В помощь педагогам в работе с такими детьми предлагается программа, которая имеет такое же название, как и вся ком­плексная программа — «Здоровье».

^ Цель программы — создание оптимального режима, обес­печивающего гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

Организация оптимального комфортного режима пред­ставлена в программе «Комфорт». Эта программа конкрет­ных действий, направленных на обеспечение психологичес­кого благополучия детей во время их пребывания в детском саду. Автор предлагает варианты режима. Педагог может использовать эти варианты, когда в ДОУ карантин, каникулы, когда отсутствует помощник воспитателя, когда необходимо учитывать желание родителей. Также в программе представ­лен гибкий график работы сотрудников и администрации.

Но работая по программе «Группы здоровья», педагог будет испытывать трудности, поскольку отдельные аспекты представлены, но не раскрыты.

ПРОГРАММА

^ «ТЕАТР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(Н. Н. Ефименко)

Отличительной чертой программы является новый под­ход к физическому воспитанию с новой идеологией, филосо­фией, методикой.

Театр — это игровая по форме новая система физическо­го оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

Коренные отличия авторской системы выражаются в де­сяти заповедях двигательного развития дошкольников:

1. «Следуй логике природы» (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам).

2. «Физическое воспитание дошкольников должно про­исходить по развивающейся спирали».

3. «Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях» (подбирай подгото­вительную часть в соответствии с «эволюционной гим­настикой»).

4. «Деление занятия на три части должно быть не фор­мальным, а по физиологической сути».

5. «Театр физического воспитания дошкольников» (иг­рая — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать).

6. «Положительная светлая энергия радости и удоволь­ствия» (физическое воспитание должно заряжать де­тей положительными эмоциями).

7. «Двигательный портрет дошкольника «рисует» мето­дика игрового тестирования».

8. «Создай тренажеры сам».

9. « Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции ».

10. «Через движение и игру — к воспитанию человека будущего: комплексная педагогика жизни».

Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая то, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выде­лено десять основных двигательных режимов: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.

В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается счи­тать полноценным основным движением, таким же как ходь­ба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании, поскольку Н. Н. Ефименко считает методически неверно объединять простые «пресмыкающиеся» виды движений, как ползание, со зрелыми, более сложными «очеловеченными» движения­ми в лазании. Из перечня основных движений изъято упраж­нение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, счи­тается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные в жизни ребенка и взрослого человека предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание раз­личных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т. д.).

К оригинальной авторской программе выпущено пособие «Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». В методических рекомендациях к программе отражен ав­торский подход к планированию физического воспитания дошкольников. Планирование автор разделил на два уров­ня — большое (стратегия работы на год, на квартал) и малое (тактика работы с детьми на одном или нескольких заняти­ях). Весь учебный год с сентября условно автор делит на три цикла: осенний (подготовительный), зимний (подводящий) и весенний (закрепляющий).

В методических рекомендациях автор раскрывает и новые формы применения музыки в дошкольном учреждении. По­скольку классическая музыка несет в себе оздоровительно-

профилактическую направленность, то она должна звучать в дошкольном учреждении и утром, и после дневного сна. Му­зыка на занятии по физической культуре не всегда должна звучать постоянно — музыкальное сопровождение может быть частичным. Так, для создания в начале занятия соот­ветствующего фона предлагается музыка тихая, спокойная, для повышения внимания детей — с постепенным увеличе­нием громкости, во время «финального пика» — громкая по звучанию, а в конце занятия — тихая. Уделяется внимание тому, что голосовое озвучивание движений и цветомузыкальное сопровождение на занятии положительно влияют на ка­чество движений детей. Так, автор предлагает цветовое сопро­вождение основных двигательных режимов (сидячему режи­му соответствует коричневый цвет и т. д.).

Небезынтересным для практиков будет один из разделов методических рекомендаций «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике». Автор раскрывает «организацион­ные», «педагогические» и «реабилитационные» возможнос­ти цвета.

Представляет интерес и выдвинутая автором идея о раз­нополом физическом воспитании детей. Автор отмечает, что дошкольная педагогика ориентируется в основном на сред­нестатистического ребенка, а не на мальчика и девочку. По­этому предлагается в отдельных фрагментах занятия по фи­зической культуре делить детей на «мальчиковую» и «деви­чью» подгруппы, подбирать такие двигательно-игровые ситуации, которые способствовали бы формированию у детей жизненно важных качеств (у девочек — гибкость, ловкость, у мальчиков — силу, выносливость, быстроту) и позволяли бы детям выбирать себе партнера, при этом роль лидера при­надлежит мальчику. Также автор предлагает характеристи­ку мужской и женской двигательной активности, перечень типичных игр для мальчиков и девочек.

Программа ориентирована на инструкторов по физичес­кой культуре, воспитателей, руководителей ДОУ.

^ ПРОГРАММА «ФИЗКУЛЬТУРА ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ»

(В. П. Щербаков)

Цель программы непрерывного физкультурно-оздорови­тельного образования детей от 3 до 17 лет состоит в обеспече­нии умственного и физического развития, в раскрытии в ре­бенке двигательных способностей, формировании физичес­ких качеств.

Программа позволяет развивать все виды двигательной активности. Конечный результат программы заключается в сформированных у каждого учащегося умениях рациональ­но использовать свой двигательный потенциал, в выработан­ных потребностях владеть своим телом.

В программе выделены следующие задачи:

• формирование потребности и способов реализации здо­рового образа жизни;

• формирование устойчивой привычки постоянно забо­титься о своем здоровье, навыков организации режи­ма повседневной физической активности;

• укрепление здоровья, обеспечение умственной и фи­зической работоспособности, подготовка к труду, са­мозащите и выполнению воинского долга;

• развитие основных физических способностей (силы, быстроты, ловкости, выносливости, и др.) и умений ра­ционально использовать их в различных условиях;

• формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, обучение новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях л мотивации физических упражнений;

• привитие гигиенических навыков, приемов закалива­ния, содействие формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия;

• воспитание воли, смелости, настойчивости, дисципли­нированности, коллективизма, навыков культурного и физически компетентного поведения.

Программа включает в себя следующие разделы: «Осно­вы знаний», «Основной материал», «Материал повторения», «Тестовые средства оценки упражнений».

В разделе «Основной материал» перечислены все основ­ные движения (ходьба, равновесие, бег, лазанье, прыжки, метание) и физические упражнения (имитационные, общеразвивающие, строевые, танцевальные, ритмические, акробати­ческие, спортивные упражнения, подвижные игры, подводя­щие упражнения к спортивным играм).

В разделе «Материал повторения» представлены упраж­нения, требующие закрепления или совершенствования ра­нее изученного программного материала предыдущего возра­ста.

В разделе «Тестовые средства оценки упражнений» пе­речислены упражнения для определения уровня физической подготовленности у детей на начало и конец учебного года. Тестовая оценка упражнений позволяет дифференцированно строить процесс обучения и осуществлять контроль за резуль­тативностью занятий по физической культуре.

Для детей возраста от 3 до 7 лет основным программным материалом являются естественные движения и многообраз­ные специально подобранные доступные детям упражнения и игровые задания.

Отличительной особенностью программы является то, что в части «Основной материал» выделен раздел «Имитационные упражнения», в котором представлены упражнения: «Паро­воз» , «Дровосек», «Великан и карлик» и ряд других заданий, которые нацелены на познание дошкольниками окружающе­го мира и развития физических качеств у детей. В данной про­грамме автор не ограничивается общепринятым разделом «0бщеразвивающие упражнения », а предлагает два раздела: « ОРУ без предметов» и «ОРУ с предметами». Автор выделяет в про­грамме раздел «Преодоление полос препятствий», в котором перечисляются различные виды заданий (ходьба с сохранени­ем равновесия на определенной опоре, перемещение на гимнастической стенке разными способами, лазанье по нестандарт­ному оборудованию, автомобильным шинам и т. д.).

Важно отметить, что в программе отражено примерное годовое планирование занятий. В соответствии с описанным планом-графиком одни виды деятельности планируются не подряд, а через 1-2-3 занятия, причем меняется постоянно организация занятий, место построения детей, порядок про­хождения разных видов движений, музыкальное сопровож­дение. В разделе «Материал повторения» для детей 3-7 лет» представлена методика обучения детей плаванию и перечень упражнений для не умеющих плавать дошкольников, оцен­ка состояния здоровья детей, позы и движения имитацион­ного характера, позволяющие детям в доступной и интерес­ной форме освоить основные движения.

Большой интерес представляют методические рекоменда­ции к программе. Здесь в виде таблицы представлены перио­ды благоприятного развития двигательных качеств (гибкость, быстрота, сила, выносливость, скоростно-силовые, ловкость) у девочек и мальчиков в возрасте от 4-5 до 5-6 лет. Так, наи­более благоприятным периодом для развития гибкости, как у мальчиков, так и у девочек принято считать возраст 4-5 лет, а для развития ловкости указывается возраст 5-6 лет.

Для того чтобы заинтересовать детей ежедневными заня­тиями физкультурой, предлагается комплекс «гимнастика вдвоем» для самых маленьких, который рекомендуется про­водить в семье.

Также в методических рекомендациях представлены раз­делы, в которых описываются значение физических упраж­нений со скакалкой, с малым мячом и др. и последователь­ность их разучивания.

Наряду с достоинствами программы, нельзя не от­метить «перегибы», которые, на наш взгляд, заключаются в предлагаемых заданиях и терминологии, взятых из школьной методики. Дос­таточно сложными для детей дошкольного возраста являются элементы раздела «Акробатические упражнения», например, для детей 7-го года жизни (кувырок вперед в упор присев, пе­рекатом назад, стойка на лопатках согнув ноги (держать), выпрямить ноги (держать), сгибая колени. Или, например, в разделе «Висы и упоры» для детей 7-го года жизни предлага­ется подтягивание в висе, отжимание в упоре лежа на полу.

Как отмечает автор, данная программа может быть допол­нена с учетом местных условий и возможностей образователь­ных учреждений.

Программа адресована воспитателям и инструкторам по физической культуре ДОУ.



Похожие:

Программа по физическому воспитанию дошкольников «физическая культура-дошкольникам» iconПрограмма по предмету «Физическая культура»
«Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление...
Программа по физическому воспитанию дошкольников «физическая культура-дошкольникам» iconРабочая программа по предмету физическая культура 2 класс учителя первой квалификационной категории Качалова В. Н
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной...
Программа по физическому воспитанию дошкольников «физическая культура-дошкольникам» iconОбразовательная область «Физическая культура» Начало года
«Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Музыка», «Физическая...
Программа по физическому воспитанию дошкольников «физическая культура-дошкольникам» iconПлан работы по музыкальному воспитанию на 2009-2010учебный год
Т. Н. Девятова Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник» Апробация новой программы
Программа по физическому воспитанию дошкольников «физическая культура-дошкольникам» iconПлан работы по музыкальному воспитанию на 2010-2011 учебный год
Т. Н. Девятова Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник» Внедрение в практику фрагментов...
Программа по физическому воспитанию дошкольников «физическая культура-дошкольникам» iconДокументи
1. /Физическая культура - 07.12.2010г/Для_орг.физическая_культура 16122009.doc
2....

Программа по физическому воспитанию дошкольников «физическая культура-дошкольникам» iconРекомендации по организации и проведению обязательного зачета по предмету «Физическая культура» для учащихся 4 и 10 классов общеобразовательных учреждений области в 2011-2012 учебном году
Обязательный зачет по предмету «Физическая культура» проводится в общеобразовательных учреждениях в 4-х и 10-х классах
Программа по физическому воспитанию дошкольников «физическая культура-дошкольникам» iconПояснительная записка физическая культура — обязательный учебный курс в обще­образовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура»
Она включает в себя мотивацию и потребность в систе­матических занятиях физической культурой и спортом, овладе­ние основными видами...
Программа по физическому воспитанию дошкольников «физическая культура-дошкольникам» iconМинимальные требования к учащимся, оканчивающим начальную школу (3-4кл.), По предмету "физическая культура"
Как и для чего возникла физическая культура в истории человечества. Чему учат на уроках физической культуры. Основные средства физической...
Программа по физическому воспитанию дошкольников «физическая культура-дошкольникам» iconДокументи
1. /bankrp/РП 4 класс 12-13/лит чтение.doc
2. /bankrp/РП...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы