Экологического факультатива «Зелёный патруль» icon

Экологического факультатива «Зелёный патруль»



НазваниеЭкологического факультатива «Зелёный патруль»
Дата конвертации27.01.2013
Размер345.17 Kb.
ТипРабочая программа

МБОУ «Энтузиастская ООШ»


«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор школы

___________Сачкова Н.А. _______________ Холодова И.В.

« »_____________20____г. Приказ №___от ______20___г.

«Согласовано»

Председатель методического объединения

____________Давыдова И.В.

« »_________________20___г.

Рабочая программа




экологического факультатива

«Зелёный патруль»

(2-4 класс)




Составитель:

учитель начальных классов Орлова И.Ю.


2012-2013 уч.год


Пояснительная записка.

Данная образовательная программа составлена на основе программы «Юный эколог», автор Ю.Н.Александрова.

Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.

Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.


^ Цель курса – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научиться смотреть на природу глазами эколога, понимать суть окружающих нас явлений.


Программа призвана решить следующие задачи:

- расширение экологических представлений учащихся начальной школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный» срез экологии как науки;

- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды своего края, страны.

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.

В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

Для экологических исследований используются различные методы. Поскольку экологам приходится изучать как сами организмы, так и их группировки, а кроме того, еще и окружающую среду, учитывая изменения ее физических параметров, то естественно, что экологическое исследование всегда имеет комплексный характер. Оно используется не с помощью одного какого-то метода, а с использованием их сочетаний. Обработка сведений требует применение математической статистики.

Используются лабораторные методы. Эти приемы позволяют глубже познать экологические особенности организмов. В них (при их проведении) можно точно дозировать воздействие факторов среды и определять зависимость изменений живого от каждого из них.

Лабораторному анализу весьма способствует широкое использование в экологических исследованиях методик физиологических, биохимических и других экспериментов.

Большое значение приобретают современные дистанционные методы: телеслежение, видеослежение за животным и растительным миром.

Для правильного подхода к явлениям природы, для выбора правильного пути и метода работы необходимо ясно представлять себе границы биологических наук и особенности экологических исследований.

Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.

Ожидаемый результат:

В результате изучения данного курса учащийся приобретает представления:

  • о ряде основных экологических понятий;

  • об экологических проблемах родного края;

  • о животных и растениях страны, нуждающихся в охране.


и умеет:

  • строить экологические цепочки;

  • изготавливать из подручного материала кормушки для птиц;

  • использовать приобретенные знания в практической деятельности по изучению и охране окружающей среды.


Показателями высокой экологической культуры детей следует считать:

- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, ;

- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;

- проявление заботы о личной гигиене;

- потребность в физической активности;

- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;

- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

- попытка оценивать свое поведение.

В течение второго года обучения дети подробно знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных.

Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах города.

Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).

Овладеть навыками ориентирования и пешего туризма.

В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.

Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.

Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего родного края.

В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою родословную, природные и культурные объекты страны.

Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с кодексом чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.

Программа предназначена для 2-4 классов начальной школы и рассчитана на 102 часа, 34 занятия в год.


^ Тематическое планирование.

2 класс.



^ Тема урока

Цель урока.

Содержание.

Вид занятий

Дата проведения

1

1. Осенний сезонный цикл.


Знакомство с сезонными изменениями, происходящими осенью; зарисовки условных обозначений (дождь, лужи, солнце…); польза природных явлений; загадки Лесовика о приметах осени. Познакомить с правилами экологов, распределение должностей (Знатоки медицины, питания и т.д.)

Беседа. Наблюдение.




2

2. Прогулка в парк.


Отгадывание загадок о лесе, лесных жителях; игра «Какое дерево лист потеряло?»;

ощупывание коры дерева, зарисовка в тетради деревьев;

чтение стихотворений о лесе, дереве;

условные знаки – символы, навыки ориентирования, преодоление препятствий

Наблюдение.




3

Прогулка «Этажи леса».


Рассказываем о строении растений, о различии между травянистыми растениями, кустарниками, деревьями;

система расселения лесных обитателей.

Наблюдение.




4

Прогулка – игра «Где клад?».


Тренировочные игры с целью продолжения изучения навыков ориентирования, продолжение сплочения маленького школьного коллектива.

Игра




5

В гости к реке.



Знакомство со значением воды для всего живого на Земле;

уборка берега реки;

рассказы детей (заранее подготовленные) о других реках края.

Наблюде-ние.




6

Экологичес-кий спектакль «Сосна и все вокруг нее».

Прививать любовь к лесу через героев, действующие лица – дети (путешественники, звери, птицы и насекомые соснового леса).

Ролевая игра




7

Прогулка «Воздух и его обитатели».


Расширить представление детей о свойствах воздуха, познакомить с обитателями воздушной среды; изготовление кормушек.

Наблюде-ние.




8

Куда дует ветер.

Расширить знания детей о ветре и его роли в жизни растений.

Беседа




9

Лабораторная работа по теме «Воздух и его обитатели»

Продемонстрировать некоторые свойства воздуха с помощью несложных опытов, вместе с детьми их повторить.


Практическое занятие




10

Экскурсия на предприятия города.

Способствовать формированию представлений о взаимосвязях в обществе.

Экскурсия




11

Зимний сезонный цикл

Изучать приспособление живых организмов к зимним условиям обитания, а также такие зимние явления природы, как иней, гололедица, туман, изморозь.

Экскур-сия





12

Кто как готовится к зиме?

Расширить представление детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных.










ННаблюде-н ние.




13

Свет, тепло и жизнь.


Наблюдение за ростом лука в разных условиях, учить записывать в дневники наблюдения.




Практика.Наблюде-ние.




14

Полезные ископаемые.

Изучить некоторых полезных ископаемых, имеющихся в крае; свойство песка, глины.




Практи-ческая работа




15


Вода зимой. Прогулка.

Расширить представление детей о свойствах воды.




Наблюде-ние




16

Лабораторная работа «Талая вода» (кабинет химии).

Проведение опытов с водой (смачивает и очищает предметы; без вкуса, запаха, цвета, полезность талой воды).





Практи-ческая работа





17

Зимний лес. Прогулка в парк.

Изучение писем на снегу (следы птиц, зверей).




Наблюде-ние





18

Мы и наше село.



Продолжение изучения о взаимосвязях в обществе;

«одеяло для растений;

наблюдение за кормушками для птиц».




Экскур-сия





19

Весенний сезонный цикл

Изучение почвы; учимся пересаживать цветы в классе, уход за растениями в зимнем саду.




Практика





20

«Здравствуй, солнце!»

Познакомить детей с понятием «Солнечная система», «Вселенная», «Галактика», несколько созвездий; учимся определять стороны горизонта по Полярной звезде.




Беседа





21

Спор растений.

Показать важность растений.




Ролевая игра





22

Почемучкины вопросы.

Найти ответы на интересующие вопросы. Работа с энциклопедиями, интернетом.




Эврист. беседа





23

Кто живет в почве?



Показать детям, как образуется почва, что она состоит из органических и неорганических компонентов, ее взаимосвязь с растениями и животными.




Беседа





24

«Из чего что сделано». Защита работ (поделки из бытового мусора).

Показ работ детей; рассказ о том, как и из чего сделаны (выставка).






Практическое занятие





25

Прогулка «Через ров, через ручей».

Учить детей составлять схему маршрута, преодолевать различные преграды на пути; разучивание игр.





Практика





26-

2

7

Работа по озеленению территории школы.

Работа детей на пришкольном участке.




Практика





28

Встреча с весенним лугом.



Закрепление знаний детей о строении и размножении растений на примере растений луга; познакомить с понятием «природное сообщество» на примере луга, через стихи, загадки.




Экскур-сия





29

Строение луговых растений.


Беседа с детьми о бережном отношении к лесным и луговым цветам;

Взаимосвязь растений и животных.




Беседа





30-31

Проект «Цветы луга».

Работа над проектом. Сбор материала. Защита проекта.




Проект




32-33

Работа на огороде.

Посадка растений, уход за посевами.




Практика




3

4

Выход на природу

Сплочение детского коллектива и родителей




Поход










Итого 34 часа










^ Тематическое планирование.

3 класс.



^ Тема урока

Цель урока.

Содержание.

Вид занятий

Дата проведения

1

Правила «разведчиков природы»

Составление правил поведения людей и окружающего мира. Распределение должностей экологов (знатоки медицины, питания и т.д.)


Беседа.




2

Осенний сезонный цикл

Продолжение изучения рельефа местности, плана и карты, запоминание новых топографических знаков; вычерчивание схемы маршрута экскурсий.


Практика




3

Праздник осени.



Театрализованный праздник, в котором артисты – дети.

Праздник




4

Работа на участке.

Уборка урожая.

Практика




5

Прогулка в осенний лес. «Зубы, носы, уши».

Наблюдения об осеннем изменении в природе; продолжение изучения как приспосабливаются животные к жизни на Земле, используя носы, уши, зубы.

Наблюде-ние.




6

Хомячок золотистый, животные в доме.


Дети рассказывают о своих питомцах, об уходе за ними, бережном отношении.


Беседа




7

Проект «Мой маленький друг»

Дети составляют проект о своих питомцах.

Проект




8

Для праздничной елки.


Изготовление украшений из бытового мусора.


Беседа




9

Через ров, через ручей.


Продолжение работы над схемой маршрута похода.



Практическое занятие




10

Экологичес-кий утренник «Праздник здоровья».

Учить детей правилам личной гигиены, через театрализованное представление (жители леса).



Утренник




11

Пробуждение природы родного края. Видео.

После просмотра обсуждение увиденного; повторение правил поведения, бережного отношения к красоте родного края; изготовление «Памятки для туристов».

Беседа





12


Путешествие «К тайнам природы».


Продолжение знакомства детей с раннецветущими травянистыми растениями («первоцветы»);учить распознавать раннецветущие растения, воспитывать стремление оберегать их (конкурс рисунков).




ЭЭкскурсия




13

Благоприя-тные и неблагоприятные условия для жизни растений

Рассмотреть условия жизни растений.




Команд-ная игра.




14

Любите землю – матушку.


Наблюдение над тем, что земля кормит и одевает человека




Беседа




15


Экологичес-кая викторина.


О бережном отношении к земле.

О взаимосвязи лесных жителей.

Способствовать преодолению негативного отношения к некоторым животным




Виктори-на




16

Что растет в саду, огороде (в родном краю).

Чтение докладов, рассказов, экологических сказок, написанных самими детьми (их наблюдения).





Беседа





17

На что нужны мыши?



Изучать полезность мышей, их характерные черты; продолжение изучения цепи питания лесных жителей.




Беседа





18

Береги свои игрушки


Умение правильно выбирать игрушки, которые сделаны из чисто-экологического материала; бережное отношение к ним.




Беседа




19

Напоминаю-щие знаки.

Продолжение изучения поведения на природе; разработка новых знаков.




Практика





20

Мы – друзья природы.


Учиться сочинять стихи, сказки о бережном отношении ко всему окружающему миру; подготовка к экологической акции.




Презентация




21

Радуга чувств.

Рисование настроения птиц, леса, животных; изготовить коллаж «Радуга».




Практика





22

«Зеленая терапия».



Выставка цветов, рассказ о выращенных растениях; награждение юных знатоков растений.




Практика





23

Семена выращиваем в классе.


Показать чудо прорастающего семени, многообразие семян и способы их распространения; учить моделировать условия, необходимые для прорастания семян




Практика





24

Мини-спектакль «Лесовичок».



Путешествие к Лесовичку; продолжение изучения леса, лесных жителей; ориентирование с помощью компаса и местных признаков.




Мини-спектакль





25

«Красная книга».


Продолжение знакомства с Красной книгой, с некоторыми видами растений и животных, занесенных в Красную книгу.




Практика





26-

2

8

Как сохранить исчезающие виды. Проект.

Беседа о мерах, необходимых для охраны, основные причины сокращения численности этих видов. Работа над проектом. Защита проектов.





Груп. проект





29

Экологичес-кая конференция.



Итог работы юных экологов (изучение предметов с использованием экологических данных; правильное питание и др.).





Конфе-ренция.




30

Мои путешествия.

Рассказы путешествий детей и родителей; продолжение изучения правил поведения на природе.




Беседа





31

«Если посмотрите вокруг…».

Продолжение изучения понятий «горизонт», «линия горизонта»; учить исследовать рельеф местности, тренировать в ориентировании с помощью компаса.




Практика




32-33

Работа на огороде.

Посадка растений, уход за посевами.




Практика




3

4

Выставка поделок.

Сплочение детского коллектива и родителей




Практика










Итого 34 часа










^ Тематическое планирование.

4 класс.



^ Тема урока

Цель урока.

Содержание.

Вид занятий

Дата проведения

1

Окружающая среда. Взаимосвязи.

Поговорим об экологии.

Жизнь человека зависит от условий среды обитания;

показать детям, что источник всего живого на Земле – Солнце;

изучение климата Земли.

Эврис.

беседа.





2

Опыты с растениями. Деревья в саду.

Посади дерево.

Практическая работа.


Выращивание семян салата; посадка и наблюдение знатоков растений (отчет через несколько дней).


Практика




3

Опыты с почвой.



Продолжение изучения различных типов почв;

формирование у детей основного: почва – источник пищи для большинства зеленных растений, надежная опора для их корней и стеблей.


Практика




4

Чем я могу помочь природе.

Посадка цветов.

Практика




5

Наша маленькая экосистема.



Формировать представление у детей, что любая экосистема состоит из среды обитания и сообщества ее обитателей;

изучать экологию родного края (составление карты).

Наблюде-ние.




6

Океан. Видео экологическая азбука.


Показать детям, что океан – родной дом и среда обитания для бесчисленного множества жизни от одноклеточных бактерий до гигантских китов.


Беседа




7

Круговороты в природе.


Изучение процессов, которые дают возможность всему живому на Земле жить и развиваться.

Беседа




8

Нарушение круговоротов в природе.



Показать детям, что деятельность человека нарушает равновесие в природе;

беседа об экологической катастрофе.

Беседа




9

Переработка и утилизация отходов.

Изучать неиспользуемые и используемые (переработка) отходы;

будущее природы родного края.

Наблюдение




10

Химизация сельского хозяйства.

Экологически чистое земледелие.

Изучение различных химических удобрений;

изучение естественных методов земледелия.



Наблюдение




11

Адаптация (приспособляемость).

Пустыни. Ледяные пустыни. Полярное лето.


Дать понятие адаптации (приспособляемости) – результат долговременного взаимовоздействия всего живого с внешней средой.



Беседа





12


Хвойные и лиственные леса. Как измерить высоту дерева.

Показать детям, что лес – важная часть экономики многих стран;

проблемы: вырубленные леса, пожары;

(изучить данные службы «01»).





Э




13

Взаимосвязи в природе.



Показать взаимодействие и даже сотрудничество разных организмов к их обоюдной пользе;

изучение наростов на растениях.




Беседа




14

Популяции и сохранение их численности.

Дать понятие популяции (от лат. «население») растений и животных;

регулирование численности в популяциях.




Беседа




15


Экосистемы городов.


Изучение различных видов птиц и животных, обитающих в экосистемах крупных городов; животный мир Владимирского края.




Презентация




16

Транспорт и загрязнение окружающей среды.


Изучать объемы автотранспортных выбросов в атмосферу;

изучение других видов топлива (использованное масло, солнечная энергия…).





Беседа





17

Влажные тропические леса.

Изучение модели влажного тропического леса;

сбор каучука во влажных лесах.




Беседа





18

Презентация «Загрязнение окружающей среды»

Показать проблемы , связанные с загрязнением природы.




Презентация





19

Эволюция.


Дать понятие «эволюция»;

изучение ступеней эволюции




Беседа





20

Живая планета.



Показать детям, что формы жизни и сама планета развиваются в тесной взаимосвязи друг с другом; бережно относиться к природе родного края.




Беседа





21

Энергия и окружающая среда. Экономия энергии.

Изучение энергетических источников;

бережное отношение и использование ее источников; экономия.






Беседа





22

Человек и планета Земля.


Изучение одной из острых проблем в современном мире – численность населения Земли;

рост населения страны.




Беседа





23

Будущее. Экологический кризис

Учиться выбирать и правильно использовать богатство природы;

изучить воздействие человека на окружающую среду (эрозия почв, кислотные дожди и др.).




Презентация





24

Всемирное природное наследие края.



Изучить Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия;

критерии для включения природных объектов в Список всемирного наследия;

прививать любовь и бережное отношение к богатой природе края.




Беседа





25

Неэффектив-ное расходование природных ресурсов.

Изучать виды переработки и утилизации отходов, создание «детской программы» рационального и экономного образа жизни (бережное отношение к своей одежде, игрушкам…).




Беседа





26

Холизм – новый взгляд на природу

Дать понятие слову холизм (от анг. слова «хоел – целое»), рассмотреть природу как единое целое, убедиться в том, что уничтожая растения и животных, мы уничтожаем самих себя.




Беседа





27

Экологичес-кие опыты.

Как сажать деревья. Уход за ними.

Как сделать бумагу из макулатуры.

Исследование семян;

исследование наростов на листьях деревьев;

выращивание зелени (доклады знатоков растений);

как сажать деревья, уход за ними.






Практика





28

Наблюдение за птицами родного края.



Доклады знатоков птиц;

игры на свежем воздухе.

заседание круглого стола о том, как нужно приводить в порядок наш общий Дом – планету Земля;





Наблюдение.

Беседа





29

Принятие «Нравственного кодекса юного эколога».

Строить взаимоотношения со своим окружением согласно кодексу чести юного эколога (изучение природы грамотно).




Беседа





30-33

Работа на огороде.

Посадка растений, уход за посевами.




Практика





3

4

Итог работы юных экологов.

Награждение юных экологов.

Подведение итогов работы: выставка рисунков, докладов, поделок.





Беседа










Итого 34 часа













Список литературы


1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001

3. Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.

4. Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.

5. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.

6. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

8. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.

9. Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.

10. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.

11. Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.

12.Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.

13. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.

14. Мытарев, А. А. Наш край родной Текст / А. А. Мытарев. – Кемерово, 1977.

15. Моисеев, В. Земля Кузнецкая Текст /В. Моисеев. – Кемерово, 1986 Мир и человек Атлас. – М.,1987.

16. Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.

17. Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 1997.

18. Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.

19. Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.

20. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

21. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

22. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

23. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.

24. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.

25. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.

26. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.

27. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.

28. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.

29. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.

30. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.

31.Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.

32. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

33. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

34. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

35. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

36. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

37.Юный натуралист: журнал. – 1988. - № 5.




Похожие:

Экологического факультатива «Зелёный патруль» iconЦвет: ярко-зеленый, темно-зеленый, реже травянисто-зеленый, желтовато-эелёный. Твёрдость
Распространение в земной коре, для полезных ископаемых крупнейшее месторождение в мире, России
Экологического факультатива «Зелёный патруль» iconИсследование экологического состояния реки Алешня в окрестностях п. Зелёный Гай и с. Жидиловки
Жидиловский филиал моу заворонежской сош, 10 класс, Мичуринский район Тамбовской области
Экологического факультатива «Зелёный патруль» iconРасписание занятий факультатива «Эрудит»
Цели факультатива: изучить уровень способностей учеников своего класса; выявить слабые места в развитии интеллекта; помочь ребёнку...
Экологического факультатива «Зелёный патруль» iconРасписание занятий факультатива «Эрудит» в 3 классах в 2011-2012году
Цели факультатива: изучить уровень способностей учеников своего класса; выявить слабые места в развитии интеллекта; помочь ребёнку...
Экологического факультатива «Зелёный патруль» iconСанаторий «Зеленый мыс» Санаторий «Зеленый мыс»
Черноморка. Около 30-ти минут езды от центра города. Скромный номерной фонд оправдан очень низкими ценами на отдых. Закрытая территория....
Экологического факультатива «Зелёный патруль» iconИгра «Красный, желтый, зеленый»
Как должен поступать пешеход, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал светофора сменился на желтый, а вы не успели перейти...
Экологического факультатива «Зелёный патруль» icon"Х" Хрестоматия; "Й" краткое произведение; "П" перевод
Международный конкурс работ “Интерэкоправовая абвгдейка” в области международного экологического права и экологического права проводится...
Экологического факультатива «Зелёный патруль» iconI (измеряется в битах/символах)
Пример Предположим, что в барабане имеется четыре шара: два красных, один желтый и один зеленый. Какова вероятность того, что из...
Экологического факультатива «Зелёный патруль» iconОценка экологического состояния озер р-на о. Великого методами биоиндикации
В последнее десятилетия при определении экологического состояния водоемов все больше внимание уделяют биологическим методам. Животный...
Экологического факультатива «Зелёный патруль» iconОценка экологического состояния озер р-на о. Великого методами биоиндикации
В последнее десятилетия при определении экологического состояния водоемов все больше внимание уделяют биологическим методам. Животный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов