Михаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности icon

Михаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности



НазваниеМихаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности
страница1/12
Дата конвертации19.04.2013
Размер2.18 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Михаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев

Основы безопасности жизнедеятельности





Михаил Иванович Иванюков, Виктор Сергеевич Алексеев

Основы безопасности жизнедеятельности




Глава 1

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности



Жизнедеятельность человека с первых же дней жизни проходит в тесном взаимодействии с внешней природной средой. Человек – продукт и неотъемлемая часть природы. Если на протяжении многих тысячелетий жизнедеятельность человека и человечества в целом протекала в условиях первичной природной среды, то в последнее столетие все большее влияние на среду обитания в микро– и макромасштабах оказывало накопление продуктов его жизнедеятельности. В результате активной хозяйственной деятельности человечества изменялась природная среда обитания, возникла вторичная природа – города, заводы, каналы, водохранилища, плотины, дороги, искусственные лесонасаждения и т.д. В XX в. усилилось антропогенное воздействие на природную среду и особенно после Первой и Второй мировых войн, следствием которых был военнотехнический прогресс с научнотехнической революцией во второй половине этого века.

Крупномасштабная гонка вооружений в странах НАТО (и в первую очередь США) после Второй мировой войны привела к созданию разрушительного с тяжелыми, вредными последствиями для жизнедеятельности человека ядерного оружия. США, как известно, первыми применили ядерное оружие (1945 г., Хиросима и Нагасаки), а затем начали постоянные его испытания в атмосфере и под землей (полигон в штате Невада).

СССР и страны социалистического лагеря, входившие в военный оборонительный союз – Варшавский договор, вынуждены были принять ответные адекватные военнотехнические меры. Первоочередной задачей в соцстранах было обеспечение безопасности населения на случай новой, третьей мировой, войны с применением ядерного оружия, а также химического и бактериологического (в начале 50х гг. XX в. в Корее во время военных действий США применяли химическое и бактериологическое оружие против мирного населения). Об этих фактах сообщали в мировой печати и по радио наблюдатели ООН и советские летчики, танкистыинструкторы, обучавшие корейских военнослужащих в тыловой зоне Кореи. Еще в 1947 г. советским разведчикам стало известно о разработке в США плана ядерного удара в 1949 г. по шести крупным промышленным городам СССР (Москве, Ленинграду, Киеву, Баку, Горькому, Тбилиси). Для обеспечения безопасности руководство СССР во главе с И.В. Сталиным приняло решение о ядерном и ракетном вооружении Советской Армии.

В ответ на агрессивные действия США против КНДР разработку ядерной программы начал Китай под руководством «великого кормчего» Мао Цзэдуна. СССР и Китай проводили испытания ядерного оружия в атмосфере и под землей (в СССР – в Тоцких лагерях в Оренбургской области, Семипалатинске, на Новой Земле, в Китае – в СевероЗападной провинции, недалеко от границы с СССР). Последнее испытание водородной бомбы в атмосфере Китай произвел в 1982 г., образовавшиеся в результате него в верхних слоях атмосферы два огромных облака дважды прошли вокруг над Землей, сея радиоактивные отходы. Они были обнаружены тогда над Мексикой, США, Данией, Испанией, Польшей и СССР с помощью специальных радиозондов с приборами радиационного контроля. Испытания ядерного оружия проводили также Франция (на атолле Муруроа) и Англия (на Огненной Земле). Вскоре после ядерных испытаний резко увеличилось число онкологических заболеваний среди населения в тех странах и районах, где проводились испытания, «лидировала» по таким заболеваниям Япония, подвергшаяся атомной бомбардировке в 1945 г. Жители Нагасаки и Хиросимы, оставшиеся в живых после взрыва американских атомных бомб, умирали постепенно в течение многих десятилетий, отмечались рождения мутантов – детей с двумя головами и одним туловищем, с деформированными конечностями и т.д.

В результате широкого распространения по всему миру информации о зловещих и пагубных последствиях для жизнедеятельности человека применения и испытаний атомного оружия во многих странах началось массовое движение за запрещение испытаний и производства ядерного оружия. Это движение было поддержано СССР, социалистическими странами и другими, так называемыми неприсоединившимися (к военным блокам), оно имело успех – в 60х гг. XX в. были приняты международные договоры: «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере и под водой», «О нераспространении ядерного оружия».

Но одновременно с производством ядерного оружия нарастающими темпами и объемами шла гонка «обычных» вооружений (производство танков, пушек, военных кораблей, подводных лодок с атомными реакторами, самолетов, вертолетов, ракет различного назначения – от тактических до стратегических и т.д.), а также производилась космическая техника – от спутниковшпионов до спутников связи, космических кораблей, станций. В результате этого постоянно нарастало промышленное производство, росли города, технополисы, мегаполисы со всей сложной инфраструктурой, что привело к концу XX в. к колоссальной нагрузке на всю природу Земли в глобальном масштабе, экосистема оказалась в критическом состоянии.

Жизнедеятельность человечества весьма осложнилась, что проявилось в угрожающем росте числа разного рода заболеваний – от онкологических до легочных (туберкулез, бронхиальная астма) и сердечнососудистых (инсульты, инфаркты и т.д.). В связи с этим в конце XX в. остро встал вопрос о необходимости ведения здорового образа жизни человеком и человечеством в целом.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека. Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья. Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека на 49–53% зависит от его образа жизни.

^ Среди основных составляющих здорового образа жизни выделяются следующие:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом индивидуальных биологических ритмов;

3) достаточная двигательная активность;

4) закаливание;

5) личная гигиена;

6) грамотное экологическое поведение;

7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

8) сексуальное воспитание;

9) отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков);

10) безопасное поведение в быту, на улице, в учебном заведении, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

В США на протяжении последнего десятилетия ХХ в. и по настоящее время ведется активная пропаганда здорового образа жизни с подключением к ней популярных актеров кино, теле– и видеофильмов (А. Шварценеггера, Джеки Чана и др.). В США запрещена реклама табачных изделий не только на телевидении, но и на улицах городов, вдоль транспортных магистралей.

В ряде стран Запада поощряются работники предприятий, фирм, бросившие курение, и, наоборот, уменьшается оплата труда курильщиков.

В СССР в 60–80е гг. XX в. также уделялось большое внимание пропаганде здорового образа жизни среди населения – от учащихся до работников учреждений, предприятий.

^ Проводились следующие мероприятия:

1) сдача норм ГТО (по бегу, плаванию, прыжкам, кроссу и т.д.);

2) строились стадионы, спорткомплексы, корты, треки и т.д.;

3) проводились спортивные соревнования – районные, городские, областные, республиканские, всесоюзные – среди юношества и взрослых (работников заводов, фабрик и т.д.), студенческие;

4) регулярно на всех предприятиях, в учреждениях проводилась производственная гимнастика (в 11 ч дня);

5) в 1985–1989 гг. по инициативе ЦК КПСС в стране проводилась широкомасштабная антиалкогольная кампания.

Результатом антиалкогольной кампании стало резкое увеличение рождаемости в стране, уменьшение травматизма и ДТП по причине употребления алкогольных напитков, различных правонарушений (в быту, на улицах и т.д.).

Но эта кампания привела к увеличению потребления сахара для самогоноварения, к использованию спиртосодержащих технических жидкостей (денатуратов, клея БФ, настойки йода и т.д.), а в результате участились случаи тяжелых отравлений, приводивших к потере зрения, смертельным случаям. Закончилась антиалкогольная кампания широким и глубоким недовольством населения (в том числе шахтеров Кузбасса, Донбасса, Воркуты).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Похожие:

Михаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности icon6 класс Автор – разработчик: студент 4 курса факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, отделения безопасность жизнедеятельности Иванов Иван Иванович кандидат
Кафедра теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности
Михаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Михаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 7 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Михаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Михаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Михаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности iconДокументи
1. /Основы безопасности жизнедеятельности_Алексеев В.С., Иванюков М.И_Уч пос_2007 -240с.doc
Михаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности iconДокументи
1. /Основы безопасности жизнедеятельности_Алексеев В.С., Иванюков М.И_Уч пос_2007 -240с.doc
Михаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности iconПрограмма по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов,...
Михаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности iconУчебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса
Михаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности iconУрока «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе Тема: «Основы здорового образа жизни»
Всероссийская диспансеризация 2002 г., в ходе которой обследовали 30 млн детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы