Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 имени В. В. Клочкова (в дальнейшем ооп ноо) разработана в соответствии  icon

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 имени В. В. Клочкова (в дальнейшем ооп ноо) разработана в соответствии



НазваниеПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 имени В. В. Клочкова (в дальнейшем ооп ноо) разработана в соответствии
Дата конвертации27.01.2013
Размер119.81 Kb.
ТипОсновная образовательная программа

    1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №4 имени В.В.Клочкова (в дальнейшем ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06 октября 2009 года). ООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена:

- на формирование общей культуры обучающихся на основе принятия общечеловеческих ценностей;

- на духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

- на формирование системы научных понятий, умения ребенка креативно и глубоко мыслить;

- на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;

- на развитие творческих способностей;

- на саморазвитие и самосовершенствование;

- на сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся.

Начальное образование - важный, принципиально новый этап в жизни ребёнка:

- начинается систематическое обучение в образовательном учреждении;

- расширяется сфера его взаимодействия с внешним миром;

- изменяется социальный статус;

- увеличивается потребность в самовыражении.

Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения основными новообразованиями ребёнка этого возраста являются:

- словесно-логическое мышление;

- произвольная смысловая память;

- произвольное внимание;

- письменная речь;

- произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации;

- интеллектуальные операции, организационные, рефлексивные умения;

- способность к реализации внутреннего плана действий.

Образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №4 имени В.В.Клочкова разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

МОУ СОШ №4 имени В.В.Клочкова имеет государственную аккредитацию: свидетельство о государственной регистрации (ОГРН) № 1025201680778 от 17 августа 1995 года; лицензия №348070 серия А от 20 апреля 2010 года по 20 апреля 2016 года.

Школа находится в городе Чкаловске – родине легендарного летчика В.П.Чкалова. Процесс становления личности ребенка проходит в тесной связи с историческими традициями города и района.
В городе создана сеть дополнительного образования для детей: детская школа искусств, детский дом творчества, спортивные клубы и секции, кружки и студии дворца культуры и спорта.

Территориально школа расположена недалеко от областного центра – г.Н.Новгорода – культурного и промышленного центра РФ. Обучающиеся имеют возможность посещать музеи, выставки, театры, быть участниками областных конкурсов, смотров, праздников. Учащиеся школы имеют высокий уровень мотивации к продолжению образования в ВУЗах Н.Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова. Процент поступления одиннадцатиклассников стабильно составляет 65-70% от общего количества выпускников школы. Ежегодно 30-40% от общего числа выпускников 9 классов поступают в Центр одаренных детей в Н.Новгороде, 35-40% - в ССУЗы.

Социальными заказчиками школы являются в первую очередь служащие и интеллигенция, предприниматели, а также рабочие. Важнейшими образовательными ценностями для родителей являются условия социально-эмоциональной комфортности, сохранение и укрепление здоровья, трудолюбие, стремление к самосовершенству, способность к непрерывному образованию.

Образовательная программа рассчитана на следующий контингент обучающихся:

- обычный (дети, не имеющие выраженных каких-либо особенностей);

- дети с выраженными интеллектуальными способностями;

- дети с выраженными творческими способностями;

- дети с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды);

- социально-педагогические запущенные дети.

Набор обучающихся для обучения по данной образовательной программе производится без конкурса, при условии достижения ребенком 6,6 лет. В особых случаях – с 6 лет (рекомендации психолога, разрешение Главы Администрации Чкаловского района).

Для обеспечения доступности качественного образования используются разноуровневые формы освоения образовательных программ:

- очная;

- индивидуальное обучение на дому.

При определении стратегических характеристик ООП учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, их индивидуальные особенности в познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Успешное своевременное формирование центральных психологических новообразований, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, с адекватностью построения образовательного процесса, а также с выбором условий и методик обучения, учитывающих особенности первой ступени общего образования.

В МОУ СОШ №4 имени В.В.Клочкова на первой ступени обучения реализуются программа для общеобразовательных классов «Школа 2100» и завершённая предметная линия учебников издательства «Дрофа».

Данный выбор определяется следующими факторами.

Образовательная система «Школа 2100» в первую очередь направлена на обеспечение естественной и эффективной интеграции ребенка в обществе. Среди основных задач этой системы стоят задачи успешной социально-психологической адаптации в обществе, успешной социальной активности и успешное социально-личностное развитие. Таким образом, на первом месте стоит принцип адаптивности, что позволяет максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями. Программа реализует принцип ориентировочной функции знаний, который помогает формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Программа по задумке авторов перекликается с системой Эльконина – Давыдова, что отвечает современным требованиям к образованию.

Завершённая предметная линия учебников издательства «Дрофа» основной целью ставит формирование системы научных понятий, основ рефлексивного (теоретического) мышления, учебной самостоятельности, поисковой активности и ответственности. Среди основных задач определяются умения критично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основанию, развитие способности к содержательному анализу и содержательному планированию. Основной принцип этой системы – научить детей получать знания через усвоение общих способов действий – способов решения класса задач, которые в дальнейшем конкретизируются применительно к частным случаям.

Вариативность реализуемых образовательных систем позволяет более целенаправленно и содержательно реализовать социальный заказ ООП НОО школы.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №4 имени В.В.Клочкова соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

А также, на дидактические принципы теории развивающего обучения (В.В.Давыдов):

а) Принцип преемственности, как сохранение во всяком преподавании связи качественно различных стадий обучения – различных как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям.

б) Принцип доступности, т.е. построение обучения таким образом, чтобы можно было закономерно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающих воздействий, качественно различных на каждой возрастной ступени.

в) Принцип сознательности, понимаемой как основа и средство построения, сохранения и применения системы предметных действий при решении учебной задачи.

г) Принцип предметности, т.е. точного указания тех специфических действий, которые необходимо произвести с предметами, чтобы, с одной стороны выявить содержание будущего понятия, а с другой – изобразить это первичное содержание в виде знаковых моделей.

д) Принцип научности, который понимается в подлинно-диалектическом значении, т.е. в значении особого способа мысленного отражения действительности, восхождения от абстрактного к конкретному, что ведет к коренному изменению типа мышления, т.е. к формированию у детей теоретического мышления уже с начальной школы.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

  • предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Реализация образовательной программы МОУ СОШ №4 имени В.В.Клочкова обеспечивает конституционное право на образование всем учащимся, пожелавшим обучаться в школе. В школе работает «Школа будущего первоклассника». Основными целями работы ШБП являются:

- развитие личности ребенка;

- разносторонняя подготовка детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе;

- обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Основные задачи работы ШБП:

- формирование учебной мотивации;

- формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;

- развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;

- развитие основных психических функций: внимания, памяти, мышления;

- обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;

- развитие инициативности и самостоятельности;

- развитие мелкой моторики;

- выравнивание стартовых возможностей будущих школьников;

- коррекция психического развития и здоровья детей;

- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

- приобщение родителей (законных представителей) к воспитанию и развитию детей, выработки у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Для обеспечения доступности образования в начальной школе работают 4 группы продленного дня, в которых занимается 100 учащихся.

Таким образом, ООП НОО призвана реализовать идею адаптивной модели школы.

Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:

- Закон РФ «Об образовании»;

- нормативные документы МО РФ, МО Нижегородской области, ОО Администрации Чкаловского района;

- Конвенция о правах ребенка;

- Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных ОУ (СанПиН 2.4.2.1178-02);

- Типовое Положение об ОУ;

- Устав школы и локальные акты;

- Лицензия ОУ.


При разработке ООП НОО МОУ СОШ №4 имени В.В.Клочкова были учтены:

  1. Уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ.

  2. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

  3. Традиции школы.

  4. Цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий.

  5. Учебно-методическая база реализации учебных программ.

МОУ СОШ №4 имени В.В.Клочкова, реализующее образовательную программу НОО, обязано своевременно информировать обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

- с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществления образовательного процесса в учреждении (заявление при поступлении в школу);

- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством РФ и Уставом ОУ (договор между МОУ СШ №4 имени В.В.Клочкова и родителями (законными представителями).).

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закреплены в заключенном между ними договоре и ОУ договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения ООП.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

  • паспорт программы;

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • учебный план;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.




Похожие:

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 имени В. В. Клочкова (в дальнейшем ооп ноо) разработана в соответствии  iconОсновная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы Пояснительная записка
Ооп ноо) моу сош №110 разработана на основе ст. 14,15, 32 (п. 6) Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 имени В. В. Клочкова (в дальнейшем ооп ноо) разработана в соответствии  iconОсновная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст. 14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 имени В. В. Клочкова (в дальнейшем ооп ноо) разработана в соответствии  iconПриказ №68 Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования
Ооп ноо моу «Усть-Лопьинская ншдс» скорректировано. В соответствии с новой редакцией пункта 16 фгос ноо основная образовательная...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 имени В. В. Клочкова (в дальнейшем ооп ноо) разработана в соответствии  iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования мбоу оош №21 муниципального образования Тимашевский район разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании»
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу оош №21 муниципального образования Тимашевский район разработана...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 имени В. В. Клочкова (в дальнейшем ооп ноо) разработана в соответствии  iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу сош №116 Города Челябинска на период 2011-2015 годы г. Челябинск. Оглавление Целевой раздел
Введение. Основная образовательная программа начального общего образования в мбоу сош №116 разработана на основе примерной основной...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 имени В. В. Клочкова (в дальнейшем ооп ноо) разработана в соответствии  iconПояснительная записка
Данная основная образовательная программа начального общего образования разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 имени В. В. Клочкова (в дальнейшем ооп ноо) разработана в соответствии  iconПояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом школы №32 в соответствии...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 имени В. В. Клочкова (в дальнейшем ооп ноо) разработана в соответствии  iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Старокутлумбетьевская сош» на 2011-2014 гг Оглавление Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 имени В. В. Клочкова (в дальнейшем ооп ноо) разработана в соответствии  icon2011г. 2011г. Е. Е. Сухов Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 – 2015 гг
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 имени В. В. Клочкова (в дальнейшем ооп ноо) разработана в соответствии  icon1. пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе Примерной основной образовательной программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов