Объекты, принципы и план анализа хоровой литературы
Объекты, принципы и план анализа хоровой литературы icon

Объекты, принципы и план анализа хоровой литературы



НазваниеОбъекты, принципы и план анализа хоровой литературы
Дата конвертации18.11.2012
Размер57.46 Kb.
ТипДокументы




ОБЪЕКТЫ, ПРИНЦИПЫ И ПЛАН АНАЛИЗА ХОРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

(Каких сторон произведения касаться и что именно о них говорить).


I. А) Объекты и принципы музыкально-теоретического анализа.

1. Содержание, т.е. тематика и сюжетика произведений: краткое изложение содержания произведения в целом и данного номера в частности, с оценкой идеологической качественности.

2 Жанр (Оратория, Кантата, Mecca, Реквием, Симфонические, оперные и др. хоры): характеристика типа по форме и содержанию, время возникновения, этапы развития, высшая ступень развития, современное состояние, - с общим указанием, условий роста и упадка.

3. Стили «формальные» или фактура письма (музыкалъно-технологические): гомофонно-мелодический (одноголосный), гармонический (хорально-строгий или аккордовый с мелодико-ритмической обработкой голосов ), полифонный (строгий и свободный) и смешанный (полифонно-гармонический).

4. ^ Стили школ и направлений («исторические»)! народно-песенный, стиль вокальной полифонии, гомофонно-гармонический, классический, романтический «ранний» и «поздний», реалистический, неоромантический и неоклассический, экс- и импрессионистический, урбанистический и др.

5. ^ Стили индивидуально-авторские: принадлежность композитора к известному историческому стилю, отличительные особенности его выявления в мелодике, гармонии, полифонии, формах структуры и тематике. Специфику данного композитора.

ПРИМЕЧАНИЕ: О каждом виде стилей (3, 4, 5) указать радиус его действенности от момента возникновения к моменту кульминации и по начало упадка, а также современную роль.

6. Что отметить

а) в мелодике: ладовую основу, характерные формы и особенности метроритма, диапазон, протяженность, архитектонику (четкая pacчлененность, непрерывность, тип линеарности).

б) в гармонии: ладовую основу, тип аккордики, наличие или отсутствие фигурации, строгую диатоничность или наоборот, значительное применение хроматизма (гл. образом в аккордике).

в) в модуляции: использование общей гармонии, непосредственное сопоставление тональности, иногда далекого родства, применение хроматизма и энгармонизма.

г) в полифонии: тип контрапункта (строгий, свободный, смешанный), тип формы (фуга, канон, имитация, остинатный бас, мотет).

7.
Тема: объем (граница начала и окончания), фактура изложения ( (гомофонно-мелодическая в полифонии, мелодико-гармоническая в других сочинениях), количество тем во всем сочинении (главная, побочная, эпизодическая) тип разработки (полифонно-цветистыйt имитационный, гармонический с применением модуляции или без нее, секвенциобразный, ритмический и др.)

8. Архитектоника: - а) фуги: тема, противосложение (удержанное или свободное), интермедии (материал, структура, количество, отношение к объему всей фуги). Б) стретты, - разработка темы (модуляционный план, применение стретт, обращений, увеличение и уменьшение темы).

Реприза, дополнение, кода. ^ Двойная фуга: контрастность тем (мелодическая и ритмическая), экспозиция тем (раздельная или одновременная), разработка (обоих тем совместно или каждой порознь). Образцы фуг тройной и четверной, в) Каноны: длина темы, интервал имитации, количество голосов, наличие или отсутствие вне-тематического материала, степень "строгости" (выдержанность темы в голосах).

г) Имитация: основания для непризнания пьесы фугой или каноном (интервал имитации, структура экспозиции и проч. элементов указанной формы). д) Сложных классических форм - типа Песни с Трио, Рондо с одной, двумя и тремя темами, Сонатного Аллегро и аналогичных ему: главная и побочная темы, ходы повторения темы, схема формы в целом.

9. Общий принцип Ритмоформы: 2-х ж 3-х частность, как таковая, акцент (кульминация), прямое или восходящее или волнообразное нарастание кульминационных напряжений, и их разрешений. Ямбизм и хореизм ритмоформы.


Б. Вокально-хоровые свойства и особенности произведения:


1. Тип хора, количество и виды голосовых партий, обще-хоровой диапазон.

2. Степень вокалистической культуры голосов, требуемой для исполнения произведения.

3. Диапазон динамических требований, темповых и агогических.

4. Дивизи: простое октавное удвоение голосов, наложение тембров, перекрещивание голосов, добавочные голоса. Дивизи а-2, а-3, а-4.

5. Инструментализм хоровой фактуры: 1) как диалог смычковых инструментов (гаммообразные и фигуральные пассажи, «хоровое «пиччикато», у мастеров итало-французской школы и т.п.), 2) или аналог духовых деревянных и медных (ходы по интервалам натуральной гаммы, фанфарообразные, сигнальные и т. п.), 3) «органный» (нарочитая густота, связность и полнота звучности), 4) ритмический (воспроизведение резких ударов, шума, грохота, дисгармонии и т. п.).

6. Звучность с расчетом: I) на многочисленостъ голосов в хоре, 2) на колористичность тембровых качеств голосов - натуральную или искусственную («тембризация» приемами наложения, удвоения и перекрещивания партий), 3) на контрастность темповых и агогических смен, 4) на прямую эффективность темпа данного типа, 5) на динамику со сменами ее степени и 6) на ритмику и т.п.

7. Значение и роль: структуры форм, стилей (формально-технологических), специфики стиля, школы и направления (исторического), а также индивидуально-авторского, жанра эпохи - связи их с тематикой произведения.

8. Стиль («тонус»): эпический, лирический, драматический, образно-описательный – сценически-програмный - этнический и т.п.

9. Моменты исключительной трудности: тесситурного порядка, дикционного, ритмического, вступлений, окончаний фразы, интонации, строя, ансамбля и пр.

10. Требования технически-дарижерские: темп, метры, фразировка, интерпретация в целом и проч.


^ II. ПЛАН ДОКЛАДА НА ЗАЧЕТЕ.


Вопрос: Стиль, его главнейшие представители и образцы?

Кратко (лаконично): эпоха возникновения, высший момент развития, преобладающий вид стиля формального, специфика стиля по жанровым видам сочинения, тематике и проч. (§§ 4 и 6). Перечень композиторов и их произведений для хора.

Детально: - при анализе конкретного образца (-ов): I) содержанке, тема (§§ 1,7), жанровый вид формы (§8) и 2) все пункты раздела «Б».

^ Вопрос 2-й: Литература данного тематического жанра (Оратории, кантаты и т.п.)

Кратко - как при 1-м вопросе.

Детально: I) видовые и стилевые особенности каждого отдельного образца в целом - по тематике, формальным стилям, архитектонике структурных форм (§§ 2 – 4, 6 – 8),

2) особенности индивидуального стиля композиторов данного жанра (§ 5).

3) все пункты раздела «Б».

^ Вопрос 3-й: Данное произведение данного композитора.

Кратко: Дата жизни и дата творчества композитора данного сочинения. Жанровые виды творчества и перечень произведений. Общая характеристика пьесы (§ 5). Стиль школы и направления (§ 4 и 6). Содержание сочинения (§ I).

Детально: I) Анализ темы (тем) и архитектоника структурных форм (§ 7 и 8), 2) специфику данного произведения по тематике и технологическим приемам фактуры, и 3) все пункты раздела «Б»

^ Вопрос 4-й: Литература и хоровой стиль данного композитора во всей совокупности его произведений для хора.

  1. Дата жизни и место творческой деятельности.

2. Жанровые виды творчества композитора, с указанием произведений каждого из этих видов.

3. Индивидуальные отличия от стиля эпохи и современной композитору школы или направления.

4. Выдающиеся произведения и их детальный музтехнологический анализ.

5. «Хоровой стиль» композитора.

Вопрос 5-й: а) Хоровая литература ХIV - XVI вв.

б) “ “ ХVII в.

в) “ “ ХVШ в.

г) Западная и русская хор.лит-ра в 1-й пол. ХIX в.

д) “ “ во 2-й пол. ХIX в.

Общая характеристика жанровых видов, тематики, формальных cтилей, структурных форм. Перечень выдающихся композиторов и их произведений. Характерные черты хорового стиля произведений эпохи в целом, и каждого из крупнейших композиторов в частности. Жанры продолжающие развиваться, видоизменившиеся, отмершие.

Вопрос 6-й: Современная хоровая литература Запада и СССР.

Отличительные черты в мелодике, ритмике, гармонии, полифонии и структуре форм по сравнению с литературой прежних стилей. Композиторы. Образцы.

Примечание: При всех ответах – музыкальная иллюстрация в виде цитат и небольших отрывков из данного хорового сочинения.


А.В.Никольский




Похожие:

Объекты, принципы и план анализа хоровой литературы iconЛитература по народной песне ссср, по западной и отечественной классике и творчеству советских композиторов
Учебное пособие по истории и анализу хоровой литературы для учащихся дирижерской-хоровой специальности, а также музыкально-педагогических...
Объекты, принципы и план анализа хоровой литературы icon9 класс Учебный модуль автоматизация решения информационных задач основное содержание
Представление числовой информации в памяти компьютера. Электронная таблица: среда и принципы работы. Основные объекты обработки и...
Объекты, принципы и план анализа хоровой литературы iconСамовар
Определить с помощью учебной и научно-популярной литературы принципы работы самовара и научные основы его эксплуатации
Объекты, принципы и план анализа хоровой литературы iconПротокол №1 от 20. 04. 2011 г. План деятельности рабочей группы по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования мдоу «Детский сад №15»
Составление проблемно-ориентированного анализа за 2010-2011 г г. (анализа результатов образовательной деятельности, потребностей...
Объекты, принципы и план анализа хоровой литературы iconНаучный консультант: Научный консультант
...
Объекты, принципы и план анализа хоровой литературы iconПсихология личности
Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с
Объекты, принципы и план анализа хоровой литературы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности
Основное содержание лекций – обзор этапов русской литературы ХХ века, состояния литературной критики ХХ века, творчества отдельных...
Объекты, принципы и план анализа хоровой литературы icon2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы]
В отчёте анализируется, как учитель применяет новые компьютерные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы....
Объекты, принципы и план анализа хоровой литературы iconПлан индивидуального образовательного маршрута учителя русского языка и литературы 2009-2013 гг
Изучение научно-методической литературы по теме «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка»
Объекты, принципы и план анализа хоровой литературы iconТема общие принципы управления смонтировали систему автоматического управления. Запустили на
Фундаментальные принципы управления. Система управления. Принципы управления. Виды систем управления
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов