Справка по итогам тематической проверки «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель проверки icon

Справка по итогам тематической проверки «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель проверки



НазваниеСправка по итогам тематической проверки «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель проверки
Дата конвертации17.12.2012
Размер141.09 Kb.
ТипДокументы

Справка

по итогам тематической проверки «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»


Цель проверки: Оценка урока с позиции здоровьесбережения.


Задачи :

  1. Изучение, анализ и оценка эффективности деятельности учителей 1-4 классов с позиции здоровьесбережения.

  2. Выявление факторов, отрицательно действующих на здоровье младшего школьника.



В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать учитель в своей педагогической практике и что должен он изменить в своей индивидуальной методической системе?

По данным Всероссийского съезда педиаторов, здоровье каждого ребенка ухудшается по мере обучения в школе минимум в пять раз. К окончанию школы хронические заболевания имеют 80% школьников. Исследования показывают, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Вышесказанное позволяет констатировать здоровьеразрушающий характер существующей системы школьного образования.

В то же время психологические исследования показывают, что состояние здоровья школьников во многом определяется психологическими факторами. Состояние стресса возникает не тогда, когда ребенку дают слишком много заданий, а когда отсутствует внутренняя мотивация учебной деятельности. Таким образом, в качестве доминирующего критерия валеологической обоснованности урока выделяют принцип природосообразности, то есть соответствие образовательного процесса базовым потребностям и психофизиологическим возможностям ребенка.


Результаты здоровьеразрушающей педагогики


  • Невротизация личности школьников

  • Деформации характера

  • Снижение адаптационных возможностей

  • Повышение риска хронических и инфекционных заболеваний

  • Формирование беспечного отношения к своему здоровью

  • Снижение иммунитета

  • И многие другие…



В ходе проверки психологом школы был проведен тест тревожности Темпла, который позволил определить уровень тревожности обучающихся начальных классов. Тест показал следующее.

1 класс









^ Таким образом, по начальной школе


Психологу школы, а также учителям, работающим в данных классах, необходимо обратить особое внимание на данные этого обследования, выработать план коррекционной работы по снижению уровня тревожности и повышению стрессоустойчивости.

Вызывает тревогу и состояние здоровья младшего школьника.

 

2 класс

3 класс

4 класс

Пониженная острота зрения

2

2

3

Дефекты речи

2

---

1

Нарушения осанки

5

2

2

Плоскостопие

2

1

---

Аллергоз

1

1

---

Эпилепсия

1

---

---

Гипертрофия миндалин

2

2

---

МАРС

1

1

---

ВСД

---

1

---


Группа здоровья

первая

---

---

---

вторая

13

12

13

третья

2

2

2


По результатам опроса родителей

Симптомы заболеваний со стороны нервной системы (повышенная утомляемость, волнения, головные боли) наблюдаются у 58% детей (1 кл. – 3 чел.,2 кл. – 10 чел.,3 кл.- 9 чел.,4 кл.- 7 чел.)


^ Рекомендации психолога

Тщательно продумывать ход урока, цикл физкультминуток, упражнения и игры на переменах с целью релаксации, умело дозировать нагрузку.


Со стороны сердечно – сосудистой системы наблюдаются симптомы у 1% детей (2 кл.- 2 чел., 3 кл.- 2 чел., 4 кл.- 1 чел.)


Рекомендации

Грамотная дозировка физической нагрузки.


Со стороны дыхательных путей (насморки, ларингиты, тонзиллиты, бронхиты) наблюдаются симптомы болезней у 54% школьников (1 кл.- 6 чел., 2 кл.- 8 чел., 3 кл.- 7 чел, 4 кл.- 6 чел.).


Рекомендации

Обеспечение системы проветривания, проводить закаливающие мероприятия, беседы с родителями о пользе закаливания. Соблюдение температурного режима, проведение дыхательной гимнастики.


Со стороны пищеварительной системынаблюдаются симптомы болезней у 64% детей (1 кл.- 6 чел.,2 кл. - 10 чел.,3 кл. – 10 чел., 4 кл. – 6 чел.).


Рекомендации

Соблюдение правил гигиены питания, режима питания, медику выработать рекомендации родителям по профилактике желудочно – кишечных заболеваний у детей.


Со стороны мочевыделительной системы наблюдаются симптомы болезней у 3 чел.(1 кл. – 1 чел.,2 кл. – 1 чел., 4 кл. – 1 чел.)


Рекомендации

Следить за проявлением симптомов, беседы с родителями.


Аллергические реакции наблюдаются у 12 % детей (1 кл. – 1 чел., 2 кл.- 2 чел., 3 кл.- 2 чел.)

Рекомендации

Осуществление регулярного проветривания, процедур, укрепляющих иммунитет, избегать провокаций аллергических реакций.


Однако ни у одного учителя 1-4 классов в плане воспитательной работы (при характеристике класса) нет сведений о состоянии здоровья детей, то есть педагоги строят свою работу без учета возможностей ученика, хотя именно на классных часах можно дать детям первоначальные навыки здоровьесбережения.

Первое, на что обращалось внимание при проверке, это соблюдение гигиенических требований при составлении расписания уроков. Правильно составленное расписание, прежде всего, учитывает особенности работоспособности организма школьника.


^ Гигиенические требования к составлению расписаний занятий в начальной школе



  • 1-е уроки – фаза врабатывания – предметы средней сложности

  • 2-3-и уроки – период устойчивой работоспособности - предметы максимальной сложности

  • 4-е уроки – фаза некомпенсированного утомления – легкие уроки

  • 5-е уроки непродуктивны, т.к. вызывают глубокое утомление



Во вторник и среду работоспособность младшего школьника самая высокая и устойчивая!



Наибольшее количество баллов приходится на среду, четверг и пятницу, когда происходит значительное снижение работоспособности первоклассника. В понедельник, вторник, среду и четверг однотипные уроки стоят рядом. Вторник – самый продуктивный день, а на него приходится наименьшее количество учебной нагрузки. В четверг самый трудный предмет стоит первым уроком, что не соответствует фазе врабатывания.




2 класс

Наибольшее количество баллов приходится на понедельник, вторник и среду, тогда как понедельник – самый малопродуктивный день недели. В четверг самый трудный предмет стоит первым уроком, что не соответствует фазе врабатывания. Однотипные уроки стоят рядом во вторник, четверг и субботу, что приводит к переутомлению детей.





Пик активности приходится на понедельник, вторник и среду. В понедельник и четверг предметы максимально сложные стоят первыми уроками. В понедельник, вторник, среду и четверг рядом стоят однотипные по структуре уроки. Три дня в неделю есть пятые уроки (они являются непродуктивными, так как вызывают глубокое утомление)






Таким образом, расписание для всех классов начальной школы составлено нерационально, так как учебная нагрузка распределена без учета биоритмического оптимума умственной работоспособности у детей как в течение недели, так и в течение дня.


Второе, на что обращалось внимание при проверке, это организация урока. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимой для полноценного обучения.





^ Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно рациональный

нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин

11-15 мин

Более 15 мин

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин

Смена через 11-15 мин

Смена через 15-20 мин

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин

Через 15-20

Не чередуют

ся

7

Наличие эмоциональных разрядок (число)

2-3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частич

ным соблюде

нием гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответст

вии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Имеются случаи несоответ

ствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответст

вия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

10

Физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Две за урок (на 15-20 минут урока по 1 минуте)

1 с недостаточ

ной продолжительностью

Отсутству

ют

11

Психологический климат

Преоблада

ют положитель

ные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций

Преоблада

ют отрицатель

ные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности)

Не менее чем через 40 мин

Не ранее чем через 35-37 мин

Менее чем через 30 мин

^ Работоспособность на уроке

  • Фаза врабатывания (2-7 минута урока) – работоспособность невелика и постепенно повышается.

  • Фаза оптимальной устойчивой работоспособности (8-25 минута урока)

Резкое повышение количества отвлечений и возбуждение детей наблюдается после 15-20 минут у шестилеток и 20-25 минут у 7-летних школьников.

  • Резкое снижение работоспособности

Последние 5-10 минут урока педагогически малопродуктивны.

  • «Конечный прорыв»

  • Перед окончанием работы может наступить кратковременное повышение работоспособности.

В ходе проверки были посещены и проанализированы уроки в начальной школе с позиции здоровьесбережения.


4 класс (учитель Н. Н. Гусева)

Обстановка и гигиенические условия в классе соответствуют требованиям СанПинов: температура, свежесть воздуха, освещенность класса, доски находятся в норме, неприятных звуковых раздражителей нет.

На уроке присутствовало 9 разнообразных видов деятельности: минутка чистописания в начале урока, беседа, в ходе которой были установлены грамматические особенности записанных слов (при этом учитель плавно перешел к теме урока), проверка дифференцированного домашнего задания, синтаксический разбор предложения учеником у доски, одновременно индивидуальная работа по карточкам «сильных» учеников, творческая работа, работа с учебником, ролевая игра (на 34-й минуте урока, когда происходит резкое снижение работоспособности), выборочно-распределительная работа.

Содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке соответствует гигиеническим требованиям: в начале урока был проведен массаж активных точек, что способствовало восстановлению мыслительных операций; на 20 минуте урока – динамическая пауза, связанная с темой урока, на 40 минуте- гимнастика для глаз (петля), которая позволила снять напряжение зрительного канала восприятия.

На протяжении всего урока учитель делал акцент на воспитание положительных качеств личности: честности, смелости, трудолюбия, что немаловажно при формировании навыков ЗОЖ. Заслуживает положительной оценки и стиль общения педагога с учениками (личностно-ориентированный): похвала, одобрение, поддержка, эмоциональная разрядка – все способствовало созданию комфортных условий для развития личности ребенка. Плотность урока соответствует норме. Темп окончания урока – спокойный.

Учителю рекомендуется следить за посадкой учащихся, так как в классе достаточно много детей со сколиотической осанкой.

^ 1 класс (учитель Н. И. Нисифорова)


Урок начат организованно, цели и задачи были учащимся сообщены. Освещение в классе рационально, монотонных звуковых раздражителей не было. Однако в классе душно, что неблагоприятно сказывалось на работе первоклассников.

В начале урока была проведена дыхательная и артикуляционная гимнастика («хомячок», «конфетка», «верблюд» и т.д)., что способствовало подготовке артикуляционного аппарата к к работе по теме урока.

В течение урока отмечено 4 вида учебной деятельности: от чтения слогов, слов, записанных на доске, фонетического разбора до чтения текста и методически грамотной работы над ним. Причем деятельность первоклассников не была монотонной: учитель умело сочетал работу по основной теме урока с активными методами (например, использовал игру «Брось звук» в тот момент урока, когда уже явно наблюдалось снижение работоспособности школьников).

На 13-й минуте урока, когда стали отмечаться двигательные отвлечения у детей, была проведена минутка релаксации, на 30-й – физкультпауза, что позволило удерживать внимание детей до конца урока. В соответствии с видом работ педагог позволяет детям чередовать позу, что немаловажно для опорно-двигательного аппарата младшего школьника.

Учителю рекомендуется больше использовать внешнюю мотивацию деятельности учащихся: похвалу, эмоциональную поддержку, разрядку, не забывая, что у 93% первоклассников высокий уровень тревожности. Обращает на себя внимание стиль общения педагога со школьниками – императивный, построенный на приоритете обучения над воспитанием и затрудняющий познавательную активность учеников. А ведь именно стиль общения влияет на состояние здоровья школьника, поэтому в своей работе надо ориентироваться на демократический стиль, создающий ребенку состояние душевного комфорта. На протяжении всего урока не прослеживалась единая воспитательная нить, хотя на примерах текстов можно было составить разговор о положительных качествах личности, а также элементарных правилах здорового образа жизни.


^ 3 класс (С. Н. Нечаева)

Урок математики был начат с дыхательной гимнастики, позволившей активизировать мыслительную деятельность третьеклассников. Устный счет по таблице умножения был построен в форме соревнования команд-рядов, то есть педагогом был выбран активный метод работы. Знакомство с новой единицей площади был осуществлен практическим путем – путем построения квадрата со стороной 10 см. Вывод сформулирован и закреплен при помощи зрительных образов. На следующем этапе урока четко прослеживался один из аспектов качества образования – социологизация: школьники успешно пытались связать изученный материал с жизнью.

Педагог прекрасно знает физиологические особенности детей данного возраста: обращает внимание на то, что одной из учениц

нездоровится, проводит гимнастику для глаз (петля), физпаузу на 36-й минуте урока, эмоциональную разрядку, ситуацию поддержки ученицы, затрудняющейся при ответе. Практическая работа по измерению площади рабочего стола позволила ребятам на 22 минуте урока избежать преждевременного наступления утомления: дети встают со своих мест и работают коллективно. Причем основная работа по овладению зунами не прерывается ни на минуту: новый материал проговаривается в течение урока несколько раз.

В конце урока была проведена самостоятельная работа, которая позволила оценить степень усвоения третьеклассниками нового материала. Однако обращает на себя внимание некоторая скомканность конца урока: итоги подводятся после звонка. Учителю рекомендуется рациональнее использовать время урока, избегать заминок (например, в начале урока при проверке работы команд).


Таким образом, учителя начальной школы , в основном, знают и умело применяют на практике принципы здоровьесберегающих технологий. Однако физкультпаузы, минутки релаксации, гимнастика для глаз проводятся нерегулярно, о чем свидетельствуют опросы детей,

В связи с вышеизложенным, рекомендуется:

  1. Психологу школы, Дмитриевой Г. З., разработать систему психологических занятий по корректировке уровня тревожности младшего школьника (срок исполнения: январь – февраль 2008 г.)

  2. Учителям Нисифоровой Н. И.. Рубцовой С. Ю., Нечаевой С. Н., Гусевой Н. Н., совместно с завучем школы пересмотреть расписание в 1-4 классах на второе полугодие с целью соответствия его санитарно – гигиеническим требованиям (срок исполнения – до конца декабря 2007 г.)

  3. При проведении уроков педагогам Нисифоровой Н. И.. Рубцовой С. Ю., Нечаевой С. Н., Гусевой Н. Н. учитывать рекомендации, данные при анализе уроков с позиции здоровьесбережения (срок исполнения – постоянно).

  4. Учителям Нисифоровой Н. И.. Рубцовой С. Ю., Нечаевой С. Н., Гусевой Н. Н при составлении плана воспитательной работы на второе полугодие учесть состояние физического и психического здоровья школьников, а также разработать систему классных часов по привитию детям правил здорового образа жизни.(срок – январь 2008 г.)

  5. Администрации школы изыскать возможность в рамках учебного плана на 2008 – 2009 учебный год ведение уроков здоровья в 1, 2 классах начальной школы.(май 2008 г.)



Похожие:

Справка по итогам тематической проверки «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель проверки iconПроверка тетрадей учащихся Справка по итогам проверки тетрадей учащихся по математике и русскому языку в начальной школе. Дата проверки: Цель проверки
Справка по итогам проверки тетрадей учащихся по математике и русскому языку в начальной школе
Справка по итогам тематической проверки «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель проверки iconСправка по итогам тематической проверки
Оценка работы учителей начальной школы по обучению школьников выразительному чтению на уроках обучения грамоте, чтения и письма
Справка по итогам тематической проверки «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель проверки iconПроверка дневников учащихся Справка по итогам проверки дневников учащихся Дата проверки: 12. 11. 2007 года Цель проверки

Справка по итогам тематической проверки «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель проверки iconСправка по итогам проверки результативности использования компьютерных технологий на уроке
Определение уровня преподавания при использовании на уроке компьютерных технологий
Справка по итогам тематической проверки «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель проверки icon«Состояние преподавания предметов естественно – научного цикла в начальной, основной и средней школе» Цель проверки: оценка состояния преподавания курса «Мир вокруг нас»
Цель проверки: оценка состояния преподавания курса «Мир вокруг нас» в начальной школе, природоведения в 5 классах, биологии в 6 –...
Справка по итогам тематической проверки «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель проверки iconCправка № по итогам проверки журналов за 2 четверть 2011 года
...
Справка по итогам тематической проверки «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель проверки iconCправка №33 по итогам проверки журналов
Цель проверки: организация системы сопутствующего повторения, направленного на устранение типичных ошибок и недочетов, работа со...
Справка по итогам тематической проверки «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель проверки iconСписок выступающих на заседании ммо учителей начальных классов и семинаре практикуме «Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе как условие формирования положительной учебной мотивации учащихся» 11. 09
Мастер-класс «Использование техники «Модульное оригами» на уроках технологии в начальной школе»
Справка по итогам тематической проверки «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель проверки iconФормирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий

Справка по итогам тематической проверки «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель проверки iconПрограмма эксперимента
«Повышение мотивации к изучению математики в основной школе (5 – 6 классах) через использование здоровьесберегающих технологий»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы