Администрация Бежецкого района Тверской области Отдел Образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева»
Администрация Бежецкого района Тверской области Отдел Образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» icon

Администрация Бежецкого района Тверской области Отдел Образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева»



НазваниеАдминистрация Бежецкого района Тверской области Отдел Образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева»
страница1/19
Дата конвертации15.11.2012
Размер3.96 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Администрация Бежецкого района Тверской области

Отдел Образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5

имени Л. Н. Гумилева»


Согласовано «Утверждаю»

на Совете ОУ Директор ОУ____________А. Н. Соколов

Протокол №__3__ от «_25___»___мая____________2011г.

«_15__»___мая_________ 2011г.


Основная образовательная программа

начального общего образования


Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 8 от 25.05. 2011г


г. Бежецк 2011 г.


Оглавление


п.п.

Разделы программы


стр.

I

Пояснительная записка

основной образовательной программы начального общего образования


3

II

Планируемые результаты освоения образовательной программы


13

III

Учебный план начального общего образования


52

IY

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования


67

Y

Программы отдельных учебных предметов, курсов


159

YI.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


192

YII

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни


236

YIII

Программа коррекционной работы


251

IX

Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы


252



І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1 Введение.



Информация об учреждении


Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» (далее школа) разработана коллективом педагогов (заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, 7 учителей начальных классов), родителей начальной ступени образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования, направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» создана в 1907 году. У МОУ имеется:

  • Регистрация – 21.06.2007г., свидетельство 69 АБ № 051051

  • Лицензия серия А № 289086, регистрационный № 469 от 28.12. 2007 г., действительна по 28.12. 2012 г.

  • Свидетельство о Государственной аккредитации - регистрационный № 199 от 28.10.2010 г., действительна по 28.10.2015 г.

Учреждение имеет статус - общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа. В соответствии с установленным государственным статусом общеобразовательное учреждение реализует образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, ориентированные на обучение и развитие обучающихся.

Начальные классы активно взаимодействует с Домом детей и юношества, Детской библиотекой, Детско - юношеской спортивной школой, краеведческим музеем, что позволяет осуществлять сетевое взаимодействие, направленное на удовлетворение потребностей в дополнительном образовании, сохранение  единого образовательного пространства, поддержание культурных норм и ценностей.

Современная экономическая ситуация обуславливают ситуацию особой социальной напряженности и нестабильности, поэтому имеет место повышенная востребованность людей мобильных, инициативных, ответственных, обладающих способностью  к самоопределению и готовых к саморазвитию в любой ситуации.

Социологические исследования показывают, что сохранение и укрепление здоровья, условия социально-эмоциональной комфортности, эрудированность, целеустремленность, умение решать проблемы – важнейшие образовательные ценности для родителей.

Контингент обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа:

• обычный (дети, не имеющие выраженных психолого-педагогических и (или) иных особенностей);

• педагогически запущенные дети.

   В конкретных условиях  деятельность МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» направлена на удовлетворение социального заказа, ориентированного как на общекультурную составляющую, так и на интеллектуально-творческую деятельность.

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» 7 начальных классов, в 2010-2011 учебном году - 144 обучающихся:

1 классы – 2 комплекта, 47 обучающихся,

2 классы - 2 комплекта, 40 обучающийся,

3 классы – 2 комплекта, 36 обучающихся,

4 класс -1 комплект, 21 обучающийся

2 группы продленного дня:

1 группа – 1, 4 классы, 25 человек,

2 группа – 2 – 3 классы, 25 человек.

Из них обучающихся:

- нуждающихся в особом педагогическом внимании - 17;

- детей, проживающих в социально - неблагополучных семьях - 22;

- опекаемых детей - 5;

- из реабилитационного центра - 4;

- проживающих в многодетных семьях - 64;

-малообеспеченные - 170,

- на домашнем обучении - 1.

Наблюдается рост численности учащихся.


Динамика численности обучающихся




2008 – 2009

2009 – 2010

2010 – 2011

2011 – 2012

2012 – 2013

1 – 4 классы

79

95

144

165

172

Школа работает в 2 смены. Продолжительность уроков в 1 классах - с 8 часов 30 минут до 11часов 50 минут, в 4 классе - с 9 часов до 12 часов 50 минут, 2 – 3 классы – с 11 часов 50 минут до 15 часов.

Работа группы продленного дня - в 1, 4 классах с 11часов 50 минут до 18 часов, во 2-3 классах - с 9 часов до 11 часов 50 минут и с 15 до 18 часов. Во второй половине дня – организована внеурочная деятельность – кружки и секции.

Продолжительность учебных занятий в 1 классах - 35 минут, во 2-4 классах - 40 минут.

Образовательный процесс начальной ступени образования осуществляют 7 педагогов.

Из них имеют:

  • высшее педагогическое образование – 2 человек (29%);

  • среднее специальное образование – 5 человека (71%).

По стажу работы:

  • до 2-х лет – --------

  • от 5 до 10 лет – --------

  • от 10 до 20 лет – 2 человек (29%);

  • свыше 20 лет – 5 человек (71%).

Высшую квалификационную категорию имеет – -----; первую – 3 человека (43%); вторую – 3 человека (43%); без категории – 1 человек (14%).

К числу «сильных» сторон следует отнести достаточно высокую теоретическую и методическую подготовку педагогов, существование у педагогического коллектива положительного настроя на осуществление инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, высокий уровень образовательной подготовки обучающихся. 

Начальные классы муниципального общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Л.Н.Гумилева» расположены на первом этаже кирпичного двухэтажного здания. В школе созданы условия для работы и полноценного образовательного процесса. В здании есть 4 кабинета начальных классов, спортивный зал, библиотека - медиатека, медицинский кабинет, буфет на 100 посадочных мест, тренажерный зал, кабинет здоровья для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий. В 2011 году планируется открытие информационного центра школы.

Школа располагает современной материально-технической базой, обеспечивающей необходимые условия для учебной деятельности, развития способностей и интересов младших школьников.

^ В состав материальной базы кабинетов начальных классов входят:
компьютеры - 3,

принтеры – 2,

проектор мультимедийный – 1,
телевизор – 4 ,
DVD-плеер и видео – 9,
музыкальный центр – 2,
цифровой фотоаппарат – 1.
Учителя начальных классов имеют свободный доступ в кабинет информатики.

В 2010 году произведен ремонт 1 кабинета начальных классов, который оборудован современной техникой, в 2011 г. планируем ремонт еще двух кабинетов, с целью приведения в соответствие с требованиями стандарта.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373; с учетом предложений «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, Начальная школа» (М.: Просвещение, 2010) (далееПримерная программа), особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа» (далее – УМК), реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования.


Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.


Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной

жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.


^ 1.2. Цели и задачи реализации Образовательной программы

Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

^ Планируемые результаты основной образовательной программ:

- личностные результаты – знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться;

- метапредметные результаты – освоенные обучающимися в ходе образования (урочной и внеурочной деятельности) универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные;

- предметные результаты – освоенная обучающимися в ходе изучения того или другого предмета, в условиях урочной и внеурочной деятельности, система знаний и опыт специфичный для предметной области по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа», является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

^ Решаются следующие задачи:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим,

- интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться,

- освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

- развитие основ экологической культуры младших школьников через восприятие объектов и явлений природы, воспитания потребности общения с природой, привития навыков целесообразного поведения в природе, норм личной гигиены для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

- формирование у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей региона на основе первичных представлений о его природе, истории, населении, быте, культуре; гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории и культуры, сохранения традиций народов, проживающих в регионе.


^ 1.3. Принципы и подходы к формированию Образовательной программы.

Основные принципы развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»:

^ Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы.

^ Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), по формированию универсальных УУД.

^ Принцип практической направленности. Он предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию);

^ Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.

^ Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу). Это приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.

^ Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

^ 1.4. Общая характеристика Образовательной программы.

Образовательная программа предусматривает:

–достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

–выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, консалтинговая деятельность, психологическое сопровождение детей с «синдромом раннего развития» и одаренных детей;

–организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

–участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

^ 1.5 Состав участников образовательного процесса образовательного учреждения.

В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся1.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем

ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.


^ 1.6 Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:


• пояснительную записку;

• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;


• базисный учебный план образовательного учреждения;

• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


1.7 Риски, которые необходимо учитывать при реализации образовательной программы:

  1. Педагогические кадры школы – возраст педагогов приближен к критическому уровню: 2 человека из 3-х имеют возраст близкий к пенсионному (48-50 лет); и, как следствие:

1) нежелание осваивать новое, инновационное;

2) проблемы со здоровьем.

  1. Отсутствие ресурсов для привлечения молодых кадров на работу в школу: низкий уровень зарплаты, отсутствие стимулирующих выплат, отсутствие муниципального жилья.

  2. Увеличение доли детей из социально-неблагополучных семей.



ll. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.

Планируемые результаты уточняют и конкретизируют Требования стандарта к результатам освоения основных образовательных программ для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики учащихся.


Основными адресатами и пользователями планируемых результатов являются:

• учащиеся и их родители;

• учителя.


Содержание и структура планируемых результатов определя­ются их основными функциями:

1) служат критериальной основой для оценки выполнения Требований стандарта к результатам деятельности обучающихся;

2) являются основой для ресурсного обеспечения и органи­зации образовательного процесса.

Поэтому в содержании планируемых результатов отражены ожидания, связанные с уровнем достижения обучающимися следующих основных результатов на­чального общего образования, сформулированных в Требова­ниях стандарта:

— формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

— воспитание основ умения учиться — способности к са­моорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностно­го развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В соответствии с Концепцией и Требованиями стандарта со­держание планируемых результатов позволяет осущес­твлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур: от те­кущей оценки учителем до различных аттестационных и непер­сонифицированных (анонимных) процедур, выполняемых внешними службами.


Содержание планируемых результатов, таким образом, отражает конкретизированную применительно к ступени об­щего образования систему целей: формирование обобщенных способов действий с учебным материалом, позволяющих учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи при этом выделяемый в системе плани­руемых результатов учебный материал в соответствии с Требова­ниями стандарта имеет опорный характер, т. е. слу­жит основой для последующего обучения.

Сформированносгь обобщенных способов действий наряду с овладением опорной системой знаний, умений и навыков поз­воляет обучающимся быть компетентными в той или иной сфе­ре культуры, каждая из которых предполагает особые способы действий относительно специфического содержания. Иными словами, система планируемых результатов по каждому предме­ту (или, собственно, ожидаемые учебные достижения учащихся) призвана дать представление о том, какими именно действиями (познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными), преломленными через специфику содержания данно­го предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного про­цесса.


Учитывая вышеназванные особенности назначения планиру­емых результатов, в их структуре по каждому предмету выделя­ются следующие уровни описания:

1. Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые ус­тановки и основные ожидаемые результаты изучения дан­ного учебного предмета. Их включение в структуру планируе­мых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Ради чего не­обходимо изучать данный предмет в школе?» Планируемые ре­зультаты, описывающие эту группу целей, представлены в пер­вом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результа­ты по отдельным разделам курса. Первый блок результатов опи­сывает основной, сущностный вклад, данного предмета в разви­тие личности учащихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирова­ние определенных познавательных потребностей обучающихся, Оценка достижения этих целей ведется, как правило, в ходе не­персонифицированных (анонимных) процедур, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.

^ 2. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые ре­зультаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной програм­мы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень осво­ения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенци­альная возможность их достижения большинством учащихся — как минимум, на уровне актуальных действий, задающих ис­полнительскую компетентность учащихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий с ними, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вто­рых, при наличии специальной целенаправленной работы учи­теля, в принципе может быть освоена подавляющим большин­ством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопительной оценки, или портфолио), так и в конце обучения. Оценка освоения опорно­го материала на уровне актуальных действий, задающих испол­нительскую компетентность учащихся, ведется с помощью за­даний базового уровня, а на уровне перспективных действий, составляющих зону ближайшего развития, — с помощью зада­ний повышенного уровня. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как; пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, при­водятся в блоках «Выпускник получит возможность научить­ся» к каждому разделу примерной программы и выделяются курсивом. Такой уровень достижений могут продемонстриро­вать только отдельные мотивированные и способные учащиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения учащимися как в силу повышенной сложности учебных действий для учащихся, так и в связи с повышенной сложностью учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения таких целей ведется преимущественно в ходе неперсонифицированных (анонимных) исследований. Час­тично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материа­лы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся. При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не яв­ляется препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев оценку достижения планируемых результатов этой группы целесообразно проводить в ходе теку­щего и промежуточного оценивания, а полученные результа­ты фиксировать в накопительной системе оценки (например, в форме портфолио) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов выбрана не случайно. Она призвана подчеркнуть тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, ко­торые основаны на дифференциации требований к подготов­ке учащихся.

Неразрывная связь планируемых результатов с процессом их формирования, равно как и с оценкой их достижения, требует уточнения и конкретизации обобщенных планируемых резуль­татов — явного выделения и перечисления умений, характери­зующих их достижение, а также иллюстрации на конкретных примерах возможных уровней освоения учебных действий с изу­чаемым учебным материалом. В технологической форме указан­ный выше перечень умений детализируется дополнительно в соответствии с этапами формирования планируемых результа­тов.

Такое уточнение планируемых результатов осуществляется в рамках разработки системы оценки (для обобщенной формы представления) или в рамках разработки рекомендаций по тех­нологиям достижения планируемых результатов (для технологи­ческой формы их представления).

Примеры, иллюстрирующие возможные уровни освоения учебных действий с изучаемым материалом, в зависимости от формы представления планируемых результатов предлагаются, как правило, либо в виде спектра учебно-познавательных и учебно-практических задании (для обобщенной формы), либо в виде спектра учебно-тренировочных* и проверочных задач, учебно-практических задании и учебных ситуации (для техно­логической формы).

Задания базового уровня, используемые для итоговой оцен­ки достижения планируемых результатов, и учебные ситуации, в которых учащиеся могут действовать успешно и полностью са­мостоятельно, соответствуют.

_________________________________________________________________

*Задач, направленных на отработку теоретических моделей и понятий, конкретных учебных действий и т. п. планируемым результатам, дости­жение которых ожидается от большинства учащихся.

Они опи­саны во втором блоке планируемых результатов «Выпускник научится». Это такие учебные ситуации и задания, алгоритмы и способы действия в которых целенаправленно формируются и отрабатываются со всеми учащимися в ходе всего учебного про­цесса. Поэтому ожидается, что подавляющее большинство уча­щихся не будет испытывать особых затруднений при их выпол­нении. Такие учебные задания/ситуации в зависимости от ди­дактических целей педагога могут быть соотнесены с актуальны­ми (освоенными учащимися) учебными действиями, с базовым уровнем подготовки учащихся, с уровнем обязательных требова­ний и т. п.

Как уже отмечалось, на каждой ступени образования успеш­ное выполнение системы заданий базового уровня сложности по всем предметам является необходимым и достаточным основа­нием для констатации факта освоения выпускником образова­тельной программы данного уровня.

Вместе с тем поскольку в зависимости от возможностей, ин­тересов и потребностей учащихся освоение ими образователь­ной программы может выходить за рамки системы базовых за­даний (и по глубине освоения, и по широте охвата), то для ус­тановления уровня освоения образовательной программы пред­лагаются также и учебные задания/ситуации, характеризующие, повышенные по сравнению с базовым уровнем достижений. Они соответствуют планируемым результатам, которые описаны как во втором («Выпускник научится»), так и в третьем («Выпускник получит возможность научиться») блоке планируемых результатов.

Это такие учебные ситуации и задания, действия в которых в ходе обучения целенаправленно формируются, однако необя­зательно отрабатываются со всеми учащимися.

К этой категории относятся также примеры учебной деятельности, которая пре­имущественно может быть реализована в ходе совместной рабо­ты учащихся (как правило, групповой или парной) под руковод­ством учителя. Для большинства учащихся они характеризуют перспективные формирующиеся учебные действия, которые мо­гут быть соотнесены также с повышенными уровнями подготов­ки учащихся, с уровнем дополнительных требований и т. п. Ус­пешное выполнение такого рода учебных заданий характеризует повышенный уровень освоения программы.

Данный уровень описания планируемых результатов и соот­ветствующие ему задания используются как при итоговой оцен­ке для обоснования повышенных оценок, так и в неперсонифи­цированных (анонимных) обследованиях качества образования.

Как уже отмечалось, задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учеб­ных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Как правило, это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий. Способность успешно справляться с такого рода зада­ниями целенаправленно формировалась и отрабатывалась в хо­де учебного процесса со всеми учащимися.

^ Задания повышенного уровня сложности проверяют спо­собность выпускника выполнить такие учебные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы,

привлекая знания из других предметов или опираясь на имею­щийся жизненный опыт.

^ Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личност­ные, регулятивные, познавательные и коммуникативные уни­версальные учебные действия как основа умения учиться.

^ В сфере личностных универсальных учебных действии будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекват­ная мотивация учебной деятельности,

включая учебные и по­знавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

^ В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, пла­нировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответ­ствующие коррективы в их выполнение.,

^ В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирова­ния, а также широким спектром логических действий и опера­ций, включая общие приемы решения задач.

^ В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотруд­ничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.


Планируемые личностные результаты

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание*;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.


Смыслообразование:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

*курсивом выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»)

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

^ Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.



Таким образом, планируется, что в сфере личностных результатов у выпускников начальной школы, занимающихся по УМК «Перспективная начальная школа», будут сформированы: внутренняя позиция; адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы и их выполнение; способность к моральной децентрации.

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную*;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

^ Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

- предвосхищать результат;

- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

^ Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- различать способ и результат действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Коррекция:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.


Саморегуляция:

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

В таблице, в соответствии с логикой организации учебной деятельности, представлены следующие группы регулятивных УУД: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Для каждой из групп определены соответствующие показатели (характеристики), формирование которых позволит выпускникам начальной школы, занимающихся по УМК «Перспективная начальная школа», овладеть типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане); контролировать и оценивать свои действия; вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

*курсивом выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»)


Планируемые познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приёмы решения задач;

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач*;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий,

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

- применение и представление информации;

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- подведение под правило;

*курсивом выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»)

- анализ; синтез; сравнение; сериация;

- классификация по заданным критериям; установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения; обобщение.

В таблице представлены четыре группы познавательных УУД как составной части метапредметных результатов: общеучебные, знаково-символические, информационные и логические. Обоснованность их определения и содержательного наполнения аналогична проектированию личностных результатов.

Таким образом, в сфере познавательных УУД выпускники, занимающиеся по УМК «Перспективная начальная школа», научатся: воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Планируемые коммуникативные универсальные учебные действия

^ Инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;


^ Планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

^ Управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности*;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

В таблице, в соответствии с особенностями организации общения (взаимодействия), представлены следующие группы коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество; планирование учебного сотрудничества; взаимодействие; управление коммуникацией.

Таким образом, в сфере коммуникативных УУД выпускники начальной школы, занимающиеся по УМК «Перспективная начальная школа», приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




Похожие:

Администрация Бежецкого района Тверской области Отдел Образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» iconО проведении заседания Совета школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение Сукроменская средняя общеобразовательная школа Бежецкого района Тверской области
Администрация Бежецкого района Тверской области Отдел Образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» iconСогласно статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Главы Бежецкого района от 22. 12. 2008 г №357, решения педагогического совета моу сукроменская сош от 22. 12. 2008г
Муниципальное общеобразовательное учреждение Сукроменская средняя общеобразовательная школа Бежецкого района Тверской области
Администрация Бежецкого района Тверской области Отдел Образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» iconНа основании решения Совета школы от 27. 07. 2008г
Муниципальное общеобразовательное учреждение Сукроменская средняя общеобразовательная школа Бежецкого района Тверской области
Администрация Бежецкого района Тверской области Отдел Образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» iconОтчёт о выполнении муниципального задания муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева»
«Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» города Бежецка Тверской области за 2012 год
Администрация Бежецкого района Тверской области Отдел Образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» iconОтдел образования администрации Кашинского района Тверской области Муниципальное общеобразовательное учреждение Коробовская основная общеобразовательная школа
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования
Администрация Бежецкого района Тверской области Отдел Образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» iconПубличный доклад муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» города Бежецка Тверской области
...
Администрация Бежецкого района Тверской области Отдел Образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» iconО предоставлении общего образования муниципальным автономным
«Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» города Бежецка Тверской области
Администрация Бежецкого района Тверской области Отдел Образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» iconУстав принят утвержден советом Приказ муниципального отдела образования
Настоящий Устав регламентирует деятельность муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Администрация Бежецкого района Тверской области Отдел Образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» iconДоклад состояние и результаты деятельности Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Земцовская средняя общеобразовательная школа за 2011-2012 учебный год раздел информационно-аналитические данные об образовательном учреждении
Земцовская школа Нелидовского района Тверской области является муниципальным бюджетным учреждением муниципального образования «Нелидовский...
Администрация Бежецкого района Тверской области Отдел Образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева» iconI. Общие положения. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Миусс Ершовского района Саратовской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Миусс Ершовского района Саратовской области»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов