Учебное пособие icon

Учебное пособие



НазваниеУчебное пособие
страница1/41
Дата конвертации10.11.2012
Размер6.95 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Россия в мировой истории.


Учебное пособие


Под ред. профессора Порохни В. С


СОДЕРЖАНИЕ


Введение (В. С. Порохня, В. С. Батенина).....


ГЛАВА I


Историческая наука в России и о России (В. С. Батенина)


ГЛАВА II


Становление и развитие Российского государства

Тема 1. У истоков Российского государства (А. Н. Маркелова)

Тема 2. От Московского княжества к Российскому государству XIV - XVII
вв. (А. В. Бармина)


Тема 3. Эпоха преобразований Петра Великого (С. А. Тетюшева)

Тема 4. Российский просвещенный абсолютизм. Екатерина II. Судьба реформ
в XVIII веке (Л. А. Шлыкова)



^ ГЛАВА III


Мировой исторический процесс в условиях революционного преобразования
экономики и сословной структуры общества


Тема 1. Промышленный переворот. Его сущность, региональные особенности
и значение (В. С. Батенина)


Тема 2. Формирование буржуазных государств. Новые реалии
общественно-политической жизни стран Западной Европы (В. С. Батенина)


Тема 3. Возникновение колониальной системы, ее роль и значение в
мировом развитии (О. Л. Сорокина, В. С. Батенина)



ГЛАВА IV


Россия на пути капиталистической модернизации

Тема 1. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
(В. С. Батенина)


Тема 2. Общественно-политические движения в России (О. В. Михайлова)

Тема 3. Национальные проблемы в России и политика царского самодержавия
в их разрешении (О. Б. Чирикова)


Тема 4. Первая буржуазно-демократическая революция в России. Начало
крушения самодержавия (С. Б. Рузская)


Тема 5. Россия в 1907 - 1914 гг. и ее место в системе мировых
экономических отношений (Н. Н. Коршунова)



ГЛАВА V


Первая мировая война. Ее воздействие на исторические судьбы народов

Тема 1. Борьба за мировое лидерство. Формирование блоковой системы
международных отношений (В. С. Порохня)


Тема 2. Первая мировая война (А. Н. Маркелова)

Тема 3. Россия в 1917 году (С. Н. Кованова)

Тема 4. Россия в огне гражданской войны. Иностранная интервенция (В. П.
Боечин)


Тема 5. Развитие революционного движения и наступление стабилизации
международных отношений в послевоенные годы (В. Е. Комаров)



ГЛАВА VI


Основные направления мирового развития в 20 - 30-е годы

Тема 1.
Экономическое и политическое развитие ведущих государств мира
(В. П. Комаров)


Тема 2. Советское общество в условиях новой экономической политики (С.
А. Тетюшева)


Тема 3. Утверждение тоталитарного режима в СССР. Форсированное
строительство социализма (Н. В. Бычкова)


Тема 4, Международное положение в период нарастания военной опасности
(В. П. Комаров)



^ ГЛАВА VII


Вторая мировая война. Крах фашизма (И. Н. Андреева)

Тема 1. Предпосылки второй мировой войны, ее начало и расширение
масштабов


Тема 2. Главный фронт второй мировой войны

Тема 3. Фашистский блок и антигитлеровская коалиция в годы войны

Тема 4. Завершающий этап второй мировой войны, ее итоги и уроки


^ ГЛАВА VIII


Международное сообщество после второй мировой войны

Тема 1. Послевоенное устройство мира (Л. А. Шлыкова)

Тема 2. Экономическая реконструкция Западной Германии, Италии и Японии
(Л. А. Шлыкова)


Тема 3. Общественно-политические движения в послевоенное десятилетие
(Л. А. Шлыкова)


Тема 4. Социально-экономическое и политическое положение СССР в 40 -
80-е годы (А. Т. Хилобоченко)


Тема 5. Распад колониальной системы империализма (В. М. Ищейнов)

Тема 6. Развитие мира в условиях научно-технической революции и
"холодной" войны (В. С. Порохня)



ГЛАВА IX


Мир на пороге XXI века

Тема 1. Реформирование экономических структур советского общества
(1985 - 1996 гг.) (Г. Н. Лаптев)


Тема 2. Преобразование политической системы в России (Г. Н. Лаптев)

Тема 3. Восточная Европа на новом этапе развития (Т. В. Макарова)

Тема 4. Национальный вопрос: история и современность (О. В. Михайлова)

Тема 5. Геополитическая ситуация в мире на современном этапе (Р. М.
Айрапетян)



Заключение (В. С. Порохня, А. В. Бармина)


ВВЕДЕНИЕ


Государственный образовательный стандарт Российской Федерации для
негуманитарных вузов ввел предмет "Россия в контексте мировой истории" в
ранг обязательной базовой дисциплины, которая призвана дать студентам
современное и целостное представление вопросов отечественной и мировой
исто-. рии, предусматривает их органическую взаимосвязь и требует ее
преподавания на высоком научном и методическом уровне.

Профессорско-преподавательский состав кафедры истории Московского
авиационного института такой подход взял з? правило еще при изучении
политической истории XX века, а затем истории современного мира, по которым
было подготовлено и в 1990 - 1996 гг. вышло в свет массовым тиражом
двенадцать учебных пособий общим объемом около 90 печ. л. Среди них - два
посвящены актуальным проблемам всеобщей истории и истории культуры, науки и
техники, которые читаются студентам в виде авторских элективных курсов и
вызывают у них, наряду с базовым курсом, повышенный интерес. Эти наработки и
дальнейшие исследования позволили создать принципиально новый курс "Россия в
мировой истории", который охватывает длительный период от Киевской Руси до
современной России. При этом особое внимание уделено периоду становления и
функционирования промышленного, индустриального и постиндустриального
общества.

Такой акцент сделан потому, что, во-первых, именно благодаря
промышленному перевороту и буржуазным революциям были заложены экономические
и социально-политические основы нынешней цивилизации. На европейском
континенте появилось капиталистическое общество с производительными силами и
средствами сообщения, которые позволили ему выступить в качестве первой в
мире универсальной формы общественного развития, использованной в дальнейшем
государствами других регионов. Тем самым создавались мировые отношения,
основанные на взаимосвязи и взаимозависимости всего человечества. В этом
смысле именно со времени промышленного переворота история человечества
действительно становится всемирной, что и подтвердил весь ход его
дальнейшего развития.

Во-вторых, взгляд на общество через призму научно-технических
достижений позволяет глубоко не затрагивать идеологические и политические
мотивы, лежащие в основе развития стран СНГ и Балтии. А это важно потому,
что рассматриваемое пособие, наряду с вузами России, рекомендуется
использовать в учебном процессе в русских учебных заведениях ближнего
зарубежья, в которых любое интернациональное явление все более настойчиво
вытесняется трактовкой национальной самостоятельности и независимости во
всех сферах жизни молодых государств.

Материалы, составившие основу данного пособия, апробированы в учебном
процессе, на научных конференциях, в различных дискуссиях и получили
положительную оценку студентов МАИ, преподавателей кафедр, вошедших в Совет
историков при ассоциации "Аэрокосмическое высшее образование", других вузов
России и стран СНГ.

Авторский коллектив благодарит ученых МГУ, МШУ им. В. И. Ленина,
Казанского, Киевского, Самарского и Уфимского аэрокосмических университетов
за дельные советы и помощь при написании этой книги и будет признателен
всем, кто выскажет предложения и рекомендации по улучшению ее содержания и
структуры.

Создание такого учебного пособия вызвано давно назревавшей потребностью
показать современное человеческое сообщество не как сумму живущих рядом, на
одной планете, стран и народов, а как многообразный и многоликий, но единый
и взаимосвязанный общественный организм, где действуют общемировые тенденции
и существуют свои закономерности развития.

Вместе с тем история мирового сообщества все более предстает как
сложный, противоречивый, длительный и порой мучительный процесс поиска
взаимопонимания, диалог культур, при котором каждый народ, имея собственную
уникальную историю, вносит свой вклад в строительство общецивилизованного
русла, обогащая его своим опытом, делая мировое развитие ярким,
многовариантным, многоцветным.

В свое время крупный политический деятель и мыслитель эпохи Просвещения
в Англии лорд Боллинброк, определяя предназначение исторической науки,
подчеркивал, что она призвана способствовать "...преодолению провинциальной
ограниченности народа, и - что более значительно - знакомя с жизнью других
народов, содействовать преодолению в сознании людей этнических и религиозных
предрассудков и следствия невежества - мнения о своей расовой и национальной
исключительности. В то же время история должна пробуждать чувство
патриотизма и привязанности к своей стране, поскольку раскрывает всю меру ее
своеобразия, "непохожести", на другие страны". В современных условиях эти
слова, как никогда, актуальны.

В учебном пособии рассматриваются основные этапы становления и развития
мирового сообщества, исследуются его основные тенденции, на конкретном
историческом материале в проблемно-хронологическом плане показывается их
развитие и эволюция. Так как объем пособия ограничен, у авторского
коллектива не было возможности в равной степени рассмотреть все регионы
мира. Основное внимание было уделено странам Запада и России.

Этот выбор не случаен. Европейской цивилизации принадлежит особая роль
в становлении современного мира. Начиная с периода античности в силу многих
исторических причин она была своеобразной колыбелью, где развивались многие
новые исторические реалии, ставшие затем общемировым достоянием. Европейский
регион, таким образом, играл роль цивилизацион-ного ядра, откуда шли
импульсы, оказавшие огромное воздействие на развитие всего человечества. Что
касается России, то, отводя ее истории значительное место в пособии, авторы
руководствовались следующими обстоятельствами. Во-первых, для россиян,
особенно для молодежи, переживающих сегодня переломный период в развитии
государства, как никогда ранее, важно и необходимо хорошо знать историю
своей Родины, понимать ее национальные особенности. Ведь именно на плечи
молодого поколения скоро ляжет основной груз работы по возрождению России.
Во-вторых, когда сегодня идет речь о конкретных возможных путях развития
страны, возникает немало вопросов: как органически совместить общемировой
опыт с особенностями развития страны? Должна ли будет Россия продолжать
путь, пройденный до 1917 года, или использовать проверенные временем
западно-европейские модели?

Это далеко не умозрительные вопросы. В свое время над проблемами
соотношения общего и особенного в историческом пути России бились лучшие умы
нашего Отечества. История повторилась: от их правильного решения сегодня
зависит судьба страны и каждого из нас. Чтобы помочь студентам разобраться в
этих непростых вопросах, авторы и сочли важным и продуктивным показать
историю Отечества в контексте общемирового развития.


Глава I


^ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В РОССИИ И О РОССИИ


Предмет курса и его задачи. Методология изучения истории


Курс "Россия в мировой истории" является новой учебной дисциплиной,
ранее не изучавшейся в средних и высших учебных заведениях нашей страны.
Основой курса является история России. Однако своеобразие ее изучения
состоит в том, что отечественная история будет рассматриваться в контексте
мировых событий и узловые проблемы истории будут анализироваться в
сравнительном ключе. Такой подход позволит дать целостное представление об
историческом пути России, понять его своеобразие, показать место и роль
нашей страны в мировой цивилизации.

На пороге XXI в., анализируя огромный исторический опыт и длительный
путь развития, убеждаешься в том, что человеческая цивилизация, при всем
многообразии и уникальности народов и культур, является единым, сложным и
взаимосвязанным общественным организмом. Поэтому история каждой от-, дельно
взятой страны не может быть глубоко понята и осознана вне общемировых
процессов.

Появление курса "Россия в мировой истории" обусловлено современными
процессами, проходящими в нашей стране, а также состоянием исторического
образования. Как всегда бывало на переломных этапах истории, в обществе
обостряются дискуссии: какой путь развития оптимален для страны, является ли
она частью Запада или Востока, в какой мере мы можем усвоить западный опыт и
т. д. В свое время великий русский поэт Ф. Тютчев писал: "Умом Россию не
понять. Аршином не измерить. У ней особенная стать: в Россию можно только
верить". Однако именно сегодня необходимо понять Россию или хотя бы
приблизиться к ее пониманию. В современных условиях эта проблема перестала
быть сугубо теоретической, а приобрела характер стоящей в плоскости задачи.
От того, удастся ли "понять" Россию, зависит политический курс и ход реформ,
будущее каждого из нас и судьба страны в целом, ибо еще одной ошибки и
потрясения может Россия не выдержать,

В этой связи, внимательное и вдумчивое изучение истории и ее осмысление
приобретают особое значение, тем более, что мы, к сожалению, плохо знаем
историю своей Родины: слишком часто она замалчивалась и переписывалась,
фальсифицировалась в угоду политике и идеологии. Именно отсюда идет
неуважение к собственной истории, потеря традиций и исторических корней. А
потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь
неосмысленной, варварской. "Уважение к минувшему, - писал А. С. Пушкин, -
вот черта, отличающая образованность от дикости". Воспитание патриотизма в
самом высоком, неискаженном значении этого слова сегодня становится
важнейшей государственной задачей.

Изучение истории имеет особую ценность для студентов технических вузов.
Обществоведческие дисциплины, дополняя профессиональное образование,
помогают расширить кругозор, повысить общекультурный уровень, что необходимо
для лиц, получающих диплом о высшем образовании. Тем более, что многие вузы
сегодня стали техническим университетом. Кроме того, сколь основательной ни
была бы профессиональная техническая подготовка, выпускникам придется
работать в обществе, являющемся специфическим и сложным организмом. К нему
невозможно применить систему и логику мышления, формируемую сугубо
техническим образованием. Помочь здесь может широкий блок общественных
дисциплин, и прежде всего история. Ведь она представляет собой не только
коллективную память народа, но и огромный развивающийся массив социального
опыта, передающийся из поколения в поколение.

Что же такое история как наука, как ее изучать? Если дать краткое
определение, то история - это наука, изучающая человеческое общество во
времени и пространстве. То есть, история не изучает общество и его законы
вообще, а всесторонне исследует жизнь конкретной страны или группы стран в
определенный временной промежуток. Однако изучение истории не сводится
просто к изложению фактов в хронологической последовательности. История
становится наукой тогда, когда устанавливает между событиями
причинно-следственные связи, делает обобщение и анализ, вскрывает
закономерности. Для того чтобы сделать выводы, необходимо найти подход,
точку опоры. Короче говоря, нужен инструмент познания - методология, которая
есть у любой науки. Методология - это принципы, формы и методы познания.
Однако методология истории в отличие от математических и естественных
дисциплин имеет свои особенности. Во-первых, общество - это живой, постоянно
развивающийся и меняющийся исторический организм. Во-вторых, историк, как
человек, также подвержен влиянию своего времени и имеет собственные
пристрастия. Методология истории развивается по мере накопления
исторического опыта и его осмысления каждым новым поколением историков.

Какие же методологические подходы оказали наибольшее влияние на
развитие исторической науки? Становление методологии истории начинается с
XVIII в. Значительное влияние на этот процесс оказали французские
просветители и немецкие философы. В их трудах впервые прозвучала мысль о
том, что в человеческом обществе существуют собственные законы, а
человеческий разум может постичь их. Тогда эти выводы были откровением, т.
к. долгое время господствовало убеждение, что жизнь человечества
предопределена волей Бога и его провидением. Философы этого периода не
только провозгласили познаваемость истории, но предложили свои
методологические подходы к ее изучению. Большое влияние на историческую
науку в XIX в. оказали философские взгляды немецких ученых Гегеля и
Шеллинга. Они пытались объяснить многообразие мирового исторического
развития присутствием у того или иного народа определенной "абсолютной
идеи". Если народ несет в себе эту идею, он способен к саморазвитию и
является историческим народом, а если нет, то обречен на духовное подчинение
и ограничен в своем развитии, являясь народом неисторическим. Хотя эта
методология была предельно абстрактной, она побудила историков серьезно
заняться исследованием самых разных сторон жизни общества.

В середине XIX в. была сделана попытка создания всеобъемлющей
методологии истории, которая могла бы объяснить все человеческое развитие не
с идеалистической, а с материалистической точки зрения. Такой методологией
стала "формационная теория" К. Маркса. Всемирно-исторический процесс
определялся им как движение от бесклассового первобытнообщинного строя,
через классовые формации (рабовладельческую, феодальную, капиталистическую),
к новой, самой прогрессивной, бесклассовой формации - коммунизму, где не
будет частной собственности, угнетения, эксплуатации и будет достигнуто
всестороннее гармоническое развитие человека. В основе каждой формации, по
мнению К. Маркса, лежали производительные силы и производственные отношения,
движущей силой общества являлась классовая борьба, а переход от одной
формации к другой осуществлялся преимущественно революционным путем. К.
Маркс был убежден, что все народы должны пройти этим формационным коридором
и раньше или позже построить коммунистическое общество. В свое время теория
Маркса, его вывод о первостепенной важности производства,
социально-классовых проблем в процессе исторического развития оказала
большое влияние на историков, заставила их обратиться к материальным основам
и реалиям народной жизни. На основе своей методологии он дал в целом верный
анализ капитализму 50 - 60-х гг. и раскрыл механизм его функционирования.
Вместе с тем марксистская методология не стала универсальной и далеко не все
выводы были подтверждены жизнью. Уже при жизни Маркса становилось очевидным,
что далеко не все страны и народы укладываются в формационные
характеристики. Мир чем дальше, тем больше обнаруживал свое многообразие и
многовариантность развития. Стремление же объяснить все, исходя лишь из
экономических, материальных основ, заслоняло, оставляло в тени такие
важнейшие факторы исторического процесса, как географический,
социокультурный, нравственный, духовный. В результате человек, личность
терялись в материальном мире, играли в нем подчиненную, служебную роль,

Своеобразной модификацией формационного подхода, но уже во второй
половине XX в., стала стадиальная теория исторического развития, видным
представителем которой являлся американский ученый Д. Гэлбрейт. Отказываясь
от классового, революционного марксистского подхода, он в качестве ключевого
звена также рассматривает производительные силы, вкладывая в них
технологический аспект. Путь человечества, согласно стадиальной теории,
представляет собой развитие от аграрного общества, основанного на ручном
труде, к индустриальному, а затем к современному постиндустриальному
обществу.

В целом для историков XX в. стало характерным стремление отойти от
однолинейной трактовки исторического процесса, найти методологические
подходы, которые помогли бы понять все многообразие и многовариантность
мирового исторического развития. В настоящее время широкое распространение
получил цивилизационный подход к истории. Согласно этой методологии мировое
развитие рассматривается как история возникновения, развития и
взаимодействия различных цивилизованных типов. Под цивилизацией понимается
сообщество различных культур, объединенных основополагающими духовными
ценностями, устойчивыми, особыми чертами экономической, социальной и
политической организации. Обычно выделяют античную, восточную и природную
цивилизации. Цивилизационный подход имеет свои достоинства и недостатки.
Такая методология действительно помогает избежать однолинейной оценки
мирового развития, позволяет понять своеобразие каждого народа и оценить его
вклад в мировое развитие. В рамках цивилизационного подхода при анализе тех
или иных сторон жизни общества вполне допустимы другие методологические
подходы. Цивилизационный подход открывает широкие возможности и для
сравнительно-исторического анализа. Вместе с тем еще не разработан
понятийный аппарат, нет четкого определения, что такое культура и
цивилизация. (В настоящее время существует более сотни определений.) Кроме
того, нет единодушия и в том, сколько существует типов цивилизаций. На
практике зачастую ограничиваются сопоставлением европейской и восточной
цивилизаций.

Сегодня историки вправе применять различные методологии. Однако не
только методологический подход, но и обязательное соблюдение принципов,
присущих именно исторической науке. Это принципы историзма и объективности.
Историзм предполагает определенную последовательность изучения исторического
материала, которая кратко может быть сведена к соблюдению двух правил -
сначала познай прошлое с позиций прошлого, а затем осознай, пойми и оцени
его с позиций настоящего. Как часто в работах сегодняшних публицистов и
некоторых историков эта последовательность, прежде всего из конъюнктурных
соображений, нарушается. Это и понятно, ведь так соблазнительно сразу дать
оценку, когда результаты и последствия данных событий уже хорошо известны.
Беда, однако, в том, что это не только не позволит вам понять историю, но и
приведет к неверным выводам в оценке современных событий. В этой связи
всегда надо помнить слова знаменитого русского историка В. О. Ключевского:
"Не ищите в нашем прошлом своих идей, в ваших предках - самих себя. Они жили
не вашими идеями, даже не жили никакими, а знали свои нужды, привычки и
потребности". Итак, первое правило историзма "познай прошлое с позиций
прошлого" предполагает изучение исторических событий, фактов и личностей
исходя из конкретных условий времени. При этом, каждое историческое явление
должно быть изучено в развитии, что предполагает исследование его корней,
этапов развития, результатов. Все это позволит "вжиться" в историю, понять
мотивы действий социальных групп и отдельных личностей, оценить их с позиций
своего времени.

И только после всестороннего изучения прошлого в конкретно исторических
условиях мы вправе давать современную оценку. Она тоже очень важна, ибо, как
писал Ключевский, "только такой меркой измерите вы культурное расстояние,
отделяющее вас от предков, увидите, ушли ли вы от них вперед, или попятились
назад".

Второй важный для исторической науки принцип объективности заключается
в отношении исследователя к историческим документам и методике работы с
ними. Как известно, основным объектом для историка является исторический
источник. Им могут быть археологические находки, летописи, государственные
документы, воспоминания исторических лиц, письма и др. Но историк не может
слепо следовать источникам. Ведь воспоминания, как правило, носят налет
субъективного подхода их авторов, а государственные документы порой
фальсифицировались. Поэтому историк после сбора и накопления фактического
материала устанавливает их подлинность, сопоставляет целый ряд источников.
Принцип объективности предполагает прежде всего опору на конкретные факты в
их истинном содержании. Но этого недостаточно. Ведь историк тоже человек,
живущий в своем времени, с его страстями, борениями и пристрастиями. В этой
связи принцип объективности требует, чтобы историк был максимально
беспристрастным. Он не вправе руководствоваться партийными доктринами или
заранее сконструированными схемами. Если он встанет на этот путь, то
невольно превратится в раба своих пристрастий, начнет отбирать лишь те
факты, которые их подтверждают, и отбрасывать те из них, которые не
укладываются в его концепцию. Научная объективность и беспристрастность
предполагают, что исследователь должен опираться на всю совокупность фактов,
не искажая и не подгоняя их под заранее созданные схемы.

Итак, на протяжении веков были разработаны и опробованы самые
разнообразные принципы и подходы к изучению исторического пути стран и
народов. Этот процесс продолжается и будет продолжаться. Вместе с тем,
несмотря на множество подходов и исторических школ не только историк, но и
каждый, кто хочет понять историю, должен формировать у себя историческое
мышление, основой которого является принцип историзма.


Развитие исторической науки в России


Историческая наука в России прошла долгий и сложный путь. Ее
становление относится к временам Киевской Руси. Основным жанром русской
средневековой исторической литературы стало летописие. Одним из древнейших
дошедших до нас величайших исторических памятников является "Повесть
временных лет" (XI в.). Уже в более полном названии "Повести" - "Се повести
времяньных лет, откуда есть пошла Рус-кая земля, кто в Киеве нача первее
княжити, и откуда Руская земля стала есть" - содержится указание на
идейно-тематическое содержание летописи. Данный исторический источник
отразил становление древнерусского государства, его политический и
культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. В XVI
в. отдельные летописи стали сводить в летописные своды, объединенные
какой-либо одной общей идеей. Первым таким сводом была "Степенная книга",
которая излагала исторические события по поколениям (степеням). В 1674 г. в
Киеве появился и первый учебник русской истории - "Синопсис", написанный
Иннокентием Гизелем. Он представлял из себя литературную обработку летописей
и сказаний. Безусловно, все эти труды не были строго научными. Они в
основном содержали перечень исторических фактов, важных и второстепенных, с
добавлением сказаний и житий святых, без глубоких попыток как-то связать и
объяснить сами факты.

История как наука стала рождаться в России, как и в Европе, в XVIII в.
Но в России она становилась на ноги в более трудных условиях: в стране очень
долго, по сравнению с Европой, не было светских высших учебных заведений,
которые готовили бы научные кадры. В Европе первый светский университет
появился в XII в., а в России Академия наук открылась лишь в 1725 г., первый
университет (московский) - в 1755 г. Первым русским исследователям пришлось
столкнуться и с фактическим отсутствием источниковой базы, которая является
фундаментом исторической науки. Когда Петр I издал указ о необходимости
написания истории России и обязал Синод собрать по епархиям рукописи, их
было представлено лишь 40, причем из них лишь 8 исторического характера.

Характеризуя развитие исторической науки в России, будет правомерным и
справедливым рассказать не только об историках, но и собирателях
исторических документов, тем более, что-многие наши ученые совмещали в себе
оба этих качества. Отметим, в частности, Герарда Миллера (1705 - 1783 гг.).
Немец по национальности, для которого Россия стала вторым отечеством, он
осознал как ученый важность создания источниковой базы и многое сделал для
этого. Миллер был первым российским архивариусом (хранителем
государственного архива). Он много ездил по стране, что дало ему возможность
не только узнать Россию, но и собрать значительное количество исторических
источников. Знаменитые "портфели Миллера" долгое время служили богатым
материалом для исследователей. Да и сам Миллер написал ряд книг по древней и
современной ему истории . России. Среди первых российских академиков видное
место занимал М. В. Ломоносов, написавший учебную книгу по русской истории и
один том древней русской истории. Однако в этот период ученым не удалось
дать общего систематизированного обзора отечественной истории.

Первая попытка написать такой систематизированный обзор. принадлежала
не академикам, и даже не историку по образованию. Автором его стал В. Н.
Татищев (1686 - 1750 гг), который был государственным служащим и широко
образованным человеком. Увлекаясь географическими вопросами и понимая, что
их невозможно разрешить без знания истории, он не только стал собирать
исторические сведения, но и на их основе написал пять томов истории России с
древних времен до XVII в. Это был первый систематизированный труд по
отечественной истории. Кроме того, Татищевым была создана инструкция по
собиранию географических и археологических сведений о России, принятая
Академией наук. Вместе с тем, оценивая вклад Татищева в становление
исторической науки, отметим, что ему не удалось осмыслить собранный
материал, связать его концептуальной идеей. Его история России представляла
собой сборник летописных данных. Отсутствие же литературной обработки и
тяжелый язык делали труд Татищева сложным для восприятия даже его
современниками.

Во второй половине XVIII в. в развитии исторической науки в России
происходит перелом, связанный с началом эпохи "просвещенного абсолютизма". В
этот период сначала по инициативе государей, прежде всего Екатерины II, а
затем благодаря подвижнической деятельности историков и собирателей среди
образованной части населения начинается широкое общественное движение в
пользу изучения старины. Это движение объединило и историков, и литераторов,
и государственных служащих, и частных лиц. Оно принесло замечательные плоды
развития исторической науки в нашей стране.

Во второй половине XVIII - начале XIX в. были сделаны значительные шаги
в создании источниковой базы исторической науки. Известным просветителем
XVIII в., писателем и издателем Н. И. Новиковым предпринята попытка свести
воедино собранные летописи, государственные акты, старинные литературные
произведения в единый сборник. Им стала 20-томная Древняя Российская
Вивлиофика. Выдающееся место в ряду собирателей и хранителей отечественного
исторического наследия принадлежит крупному государственному деятелю графу
Н. П. Румянцеву. О нем необходимо сказать подробнее, ибо его вклад в нашу
историю трудно переоценить. Н. П. Румянцев (1754 - 1826 гг.) знаменит не
только тем, что занимал посты Министра иностранных дел и коммерции, был
Государственным канцлером и председателем Государственного Совета. Это был
не просто родовитый сановник, но и широко образованный человек, настоящий
патриот, меценат. Именно он стал организатором подлинно научного
историко-архивного движения в нашей стране. Румянцев приводит в полный
порядок архив государственных бумаг, дополняя его новыми документами,
собранными как в России, так и в иностранных архивах, зачастую используя для
этого собственные средства. Все новые источники издаются им в знаменитых
румянцевских сборниках и становятся достоянием общественности. Более того,
на свои собственные средства он создает частный архив русских древностей.
Перед смертью граф Румянцев завещал его соотечественникам для широкого
общего пользования. Архив Румянцева стал основой открытия в Петербурге
известного Румянцевского музея, который затем был переведен в Москву и
размещен в не менее знаменитом доме Пашкова, являющегося сегодня частью
Государственной библиотеки им. Ленина. И еще одна сторона деятельности
Румянцева имела большое значение для исторической науки в России. Он
воспитал целую когорту собирателей и исследователей русской старины, не
только материально поощряя их, но и осуществляя научное руководство. При
содействии Румянцева в 1804 г. при Московском Университете было создано
общество Истории и Древностей Российских. Среди воспитанников Румянцева
отметим прежде всего П. М. Строева. Ему принадлежало создание и почти полное
осуществление грандиозного плана сбора всех исторических источников,
находящихся в России, в монастырях и церквах, библиотеках и частных
хранилищах. Были проведены с этой целью две широкомасштабные экспедиции, за
которыми с интересом следила вся образованная Россия. Строев оказывал
практическую помощь историкам и даже государственным деятелям. Так,
благодаря собранным Строевым материалам, известный государственный деятель
Сперанский смог завершить подготовку и издание "Полного собрания законов
Российской империи", выполнив таким образом поручение Николая I.

Благодаря подвижническим усилиям собирателей и созданию источниковой
базы смог появиться знаменитый труд Н. М. Карамзина "История государства
Российского". (Он выходил в свет отдельными томами с 1816 по 1829 г.). Это
был первый цельный взгляд на русскую историю, изложенную с определенных
мировоззренческих позиций. В чем было достоинство этого труда? Карамзин
отошел от простого летописного перечисления исторических фактов и, опираясь
на источники, рассказал, описал историю. Поскольку он был не только
историком, но и известным писателем, созданная им история была написана
живым, образным, литературным языком. Современники читали ее с огромным
интересом не только как историческое, но и литературное произведение. Весь
труд Карамзина был связан одной основополагающей идеей, одним процессом -
создание национального государственного могущества России. Поскольку, по
мысли Карамзина, к этому могуществу привели Русь ее государственные деятели,
прежде всего Иван III и Петр I, основное внимание автор сосредоточил на
деяниях русских Великих князей и царей. Эта односторонность взгляда историка
была отмечена уже современниками, которые критиковали его за то, что он
оставил без внимания развитие самого народа, общества с его культурой,
социально-экономическими отношениями. Подход Карамзина к истории России,
метод ее изложения, к сожалению, были активно использованы в 30 - 40-е гг.
для создания властями официальной исторической доктрины, базирующейся на
трех постулатах: самодержавие, православие, народность. На этой доктрине
власти стремились воспитать и историков, требуя от них приглаженного
жизнеописания государей, восхваления их деяний и воспитания народа в духе
приверженности православию и патриархальным традициям. А сам Карамзин был
назначен первым в истории России официальным государственным историографом.

В 30 - 50-е гг. историческая наука в России оказалась под жестким
государственным контролем и строгой цензурной опекой. Шаг вперед она смогла
сделать в пореформенный период 60 - 70-х гг. XIX в. Именно тогда в
исторической науке стало формироваться довольно широкое либеральное
направление, которому приходилось отстаивать свои позиции в борьбе с
официальной идеологией. Среди виднейших русских историков второй половины
XIX в. отметим С. М. Соловьева (1818 - 1885 гг.) и В. О. Ключевского (1841 -
1911 гг.), чьи труды оказали решающее воздействие на становление
отечественных исторических школ к определили развитие исторической науки в
России до 1917 г., а в определенной степени и позднее.

С. М. Соловьев, наряду с К. Д. Кавелиным, считается основоположником
государственной или историко-юридической школы. Название этой школы
определялось тем, что, по мысли Соловьева, основным в историческом процессе
является создание государственности, поскольку, только обретя
государственность, народ обретает свое лицо и становится на путь
поступательно-прогрессивного движения. С этих позиций он проанализировал
историю России, создав огромный 29-томный труд, который писал почти 30 лет.
Говоря о вкладе Соловьева в отечественную и мировую историческую науку,
необходимо подчеркнуть его большую роль в разработке принципа историзма,
характерного именно для русской исторической школы в целом. Он призывал
исследователей не дробить историю произвольно, а прослеживать и
анализировать связь и преемственность явлений, рассматривать их во
взаимосвязи, объяснять исторические события из внутренних причин. Соловьев
считал необходимым для выяснения исторических закономерностей использовать
сравнительный подход, сопоставлять историю своего народа с другими народами
и странами. Он первым поставил проблему постоянных факторов, влияющих на
историческое развитие, выделяя природу страны, природу племени, к которому
изначально принадлежал народ, и геополитический фактор, т. е. влияние других
народов.

В. О. Ключевский был учеником С. Соловьева, но он пошел дальше своего
учителя. Он стремился преодолеть юридико-пра-вовую односторонность концепции
Соловьева и взглянуть на развитие общества всесторонне. В качестве основных
исторических сил, которые строят людское общежитие, Ключевский выдвигал
человеческую личность, общественные отношения и природу страны. Он, по сути,
первым обратил внимание на социально-экономические отношения, а исследуя
роль личности в истории, ввел такое новое понятие как исторический тип
личности. По-новому взглянул Ключевский и на проблему исторических
закономерностей, считая их общемировым явлением. Основным научным трудом В.
О. Ключевского стал "Курс русской истории". Первая его часть вышла в 1904
г.,. а последняя, четвертая, в 1910 г. В. О. Ключевский создал свою школу
историков. Среди наиболее известных отметим П. Н. Милюкова, С. Ф. Платонова,
А. А. Корнилова.

Говоря о развитии исторической науки в России, следует вспомнить и
почти забытого историка Н. Я. Данилевского (1822 - 1885 гг.). Между тем он
задолго до европейских ученых разработал основные принципы
культурно-цивилизационного подхода к изучению исторического процесса. Именно
он выдвинул теорию культурно-исторических типов (цивилизаций) и впервые под
этим утлом попытался рассмотреть славянскую цивилизацию.

Таким образом, в начале XX в. историческая наука находилась на подъеме.
Она стояла на пороге новых исторических открытий. Вполне мог состояться
значительный рывок вперед. Однако этого не произошло.

После октябрьской революции 1917 г., по мере становления тоталитарного
политического режима, историческая наука оказалась в сложнейшем, зачастую
трагическом положении. Историческая наука была превращена в инструмент
политики и средство идеологической обработки народа. Вводилась практика
партийного руководства исторической наукой. Каждый историк обязан был
следовать тем концепциям, которые были одобрены сверху. Единственно верным
признавался только один, марксистский подход. К концу 30-х гг. под
непосредственным руководством И. В. Сталина для обеспечения единого
толкования исторического процесса была создана концепция, ставшая для
историков нормативной. Она нашла отражение в изданном в 1938 г. учебнике
"История ВКП(б). Краткий курс". Были изъяты из обращения и помещены в
спецхраны труды многих дореволюционных и советских историков. В архивах были
закрыты целые фонды. Отечественная историческая наука была отсечена от
общемировой, так как все труды, издаваемые за границей, либо тщательно
отбирались, либо вовсе не допускались в страну.

После революции многие ученые эмигрировали из России. В 1922 г. из
России были высланы около 300 представителей интеллигенции, в том числе и
историков. А в начале 30-х гг. среди историков была проведена чистка, в
результате которой около 130 из них оказались в числе репрессированных.
Среди них были такие крупные специалисты, как С. Ф. Платонов, академики Н.
П. Лихачев и Е. В. Тарле, профессора Ю. В. Готье и многие другие. В таких
условиях партийной опеки советская историческая наука продолжала по сути
находиться вплоть до середины 80-х годов нашего времени. Хотя после смерти
Сталина были и периоды некоторого смягчения идеологического диктата,
особенно в период "оттепели" 50 - 60 гг. И тем не менее было бы неверным
считать, что в советский период развитие исторической науки было
парализовано полностью. Даже в этих тяжелейших условиях появлялись серьезные
научные труды, которые и сегодня представляют ценность. Это работы Грекова
по истории Киевской Руси, труды Рыбакова и Зайончков-ского, книги академиков
Тарле и Манфреда по истории зарубежных стран. И это далеко не полный список.

В начале 80-х гг. в связи с провозглашенной М. С. Горбачевым политикой
перестройки и гласности в исторической науке произошел своеобразный "обвал",
последствия которого мы переживаем сегодня. На историков хлынул шквал
неизвестных ранее документов и трудов, стали доступны архивы и спецхраны,
работы зарубежных коллег. Это явилось для исторической науки не только
долгожданным событием, но и испытанием.

Зачастую находясь в эпицентре современной общественной борьбы, многие
историки, отбрасывая сковывавшие их оковы, вместе с ними стали отходить от
основополагающих принципов историзма и объективности. Особенно это коснулось
советского периода нашей истории, в котором действительно было немало
"белых" пятен, т. е. периодов, которые надо было восстанавливать и
осмысливать, К сожалению, это часто сводилось к огульному очернению, что
приводило к новым искажениям и теперь уже советского прошлого.

Сегодня наиболее актуальными для исторической науки являются следующие
задачи: во-первых, тщательное, объективное, вдумчивое изучение всех новых
источников, как отечественных, так и зарубежных, во-вторых, поиск новых
методологических подходов в изучении истории.


Дискуссии о месте России в мировой истории и особенности ее
исторического пути


Проблема определения места России в мировом историческом развитии
является не случайной и возникла она не сегодня. Прежде всего, она рождена
самой уникальностью нашей страны, как крупнейшей евроазиатской державы,
моста между Западом и Востоком, где переплелись самые различные
цивили-зационные потоки, оказывавшие скачкообразно-циклическое влияние на
историческое развитие нашего Отечества.

Впервые вопрос о месте России в мировой истории был поставлен русскими
философами и историками еще в 30 - 40-е гг, XIX в., когда под влиянием
концепций Гегеля и Шеллинга начались острые дискуссии о том, какую
историческую идею несет русский народ, в чем его историческое
предназначение. Так впервые появился термин "русская идея". Именно с тех поо
в, русской общественной мысли сложились два направления: западнический путь
Европы, и славянофильское, отстаивающее самобытность и своеобразие нашего
исторического пути. В свое время эти направления оказали сильное воздействие
на взгляды историков, сохранились они и до сих пор. Какие же подходы к
уяснению места России в мировом историческом процессе существуют в
отечественной и зарубежной историографии?

1. В качестве первого из таких подходов назовем выводы тех историков,
которые придерживаются концепции однолинейности мировой истории. К ним
относятся сторонники западнического направления, в частности авторы и
последователи стадиальной концепции исторического развития. Представители
этого направления считают, что все страны, в том числе и Россия, проходят в
своей эволюции одни и те же, общие для всех исторические стадии. Поскольку
первопроходцами стадиального развития были страны Западной Европы и США, то
и Россия обречена повторить их путь, А поскольку Россия отстает от стран
этого региона, она относится к странам догоняющего типа развития. 2.
Противоположную точку зрения относительно места России в мировом развитии
высказывают сторонники концепции многолинейности исторического процесса.
(Такой подход присущ более всего приверженцам социокультурных и
цивилизацион-ных исторических школ.). Однако выясняя место России, историки
разнятся в выводах: одни считали Россию составной частью общеславянской
цивилизации, другие утверждали, что Русь - самостоятельная цивилизация,
которая в корне отлична и враждебна Западу, зато очень близка
восточно-азиатской. В 20-е годы нашего столетия в трудах русских
ученых-эмигрантов - Н. С. Трубецкого, А. В. Флоровского, Г. В. Вернадского -
была сформулирована теория евроазиатства. Авторы этой концепции
рассматривали Россию как особый, уникальный сплав европейско-славянской и
восточной цивилизации. У этой теории и сегодня немало сторонников, хотя сама
концепция остается недостаточно проработанной. Наш краткий обзор показывает,
что проблема места России в мировой цивилизации по-прежнему остается
нерешенной. Для нас важнее другое - понять своеобразие исторического пути
Отечества. Поэтому мы остановимся на вопросе, который имеет принципиальное
значение на факторах, определяющих специфику развития России.

Важность учета этих факторов неоднократно подчеркивали как русские, так
и зарубежные историки.

1. Природный и геополитический фактор. Его составляющими являются
ландшафт местности, климат, народонаселение, границы государства и его
положение среди сопредельных стран. Как это повлияло на особенности России?
Для этого нужно прежде всего взглянуть на географическую карту.

Европейская часть страны, где формировалось ядро нашей
государственности, представляет из себя огромную Восточно-Европейскую
равнину, густо покрытую в древности лесами и испещренную множеством рек,
которые, переплетаясь между собой, образуют взаимосвязанную, уникальную
речную сеть. Да и в азиатской части страны, в Сибири немало обширных равнин
с такой же богатой и мощной речной сетью. Это способствовало тому, что
население получало возможность расселяться на огромных земельных массивах,
почти не встречая непреодолимых естественных препятствий. Между тем, очень
долгое время эти земли были исключительно слабо населены, что приводило к
постоянной миграции населения, его частым перемещениям. Народу приходилось
прилагать огромные усилия, чтобы освоить территорию, а первые правители
Московского царства были озабочены по мере роста размеров государства тем,
как вообще ограничить миграцию, прикрепить население к определенной
территории, так как без этого государство находилось в аморфном, как бы
"плавучем" состоянии. Решать эту задачу помогала в частности и речная сеть,
которая не только облегчала перемещение населения, но и связывала в единое
целое прежде всего хозяйственными связями различные части государства. Реки
до середины XIX в. были основной внутренней транспортной артерией страны.

Серьезно повлиял на наше развитие и такой геополитический фактор как
незащищенность ее границ такими естественными преградами как моря, проливы,
горные массивы. Отсутствие таких преград естественно использовали соседние
страны и народы, как Запада, так и Востока. Постоянная угроза военных
вторжений и открытость пограничных рубежей, их огромная протяженность
требовали от народов России колоссальных усилий по обеспечению своей
безопасности, значительных материальных и людских ресурсов и это при
малочисленном и редком населении.

2. Этно-национальный фактор. Его обычно не выделяют в качестве
самостоятельного, считая производным от геополитического. Это представляется
не совсем верным. Ведь Россия была не просто многонациональным государством,
в котором соединились множество наций, народностей и этнических групп. Это
было уникальное государство, вобравшее в себя все много-цветие национальных
культур, религий, в ней были представ--лены народы, находящиеся на самых
различных ступенях исторического прогресса. Какое же влияние оказал фактор
многонациональноеTM на нашу отечественную историю? Во-первых, это привело к
взаимообогащению культур народов, населяющих Россию, позволило
познакомиться, узнать и перенять накопленные каждым народом культурные
традиции. В частности, в русском языке можно найти множество слов,
заимствованных как от угро-финских, так и тюркских и других народов,
населяющих нашу страну. Во-вторых, и это главное, характер образования
российского многонационального государства способствовал формированию
уникальной формы национального общежития народов России. Что здесь имеется в
виду? Уже на первых этапах создания государства изобилие территории при ее
слабой заселенности придавало процессу колонизации и освоению мирный
характер. Русские, приходя на земли, где проживали другие народы и
этнические группы, не были колонизаторами в европейском смысле слова. По
мере освоения территории они оседали на ней, и если рядом жили другие
народы, то здравый смысл подсказывал, что с соседями надо ладить, если
живешь в одном доме. Поэтому в истории России практически нет страниц о
каких-либо национальных или религиозных распрях между народами. Более того,
расселяясь на огромной территории, русский народ трансформировал свою
национальную государственность в российскую. Русь превратилась в Россию. В
геополитическом плане народы России не могут жить изолированно, и поэтому
как великорусский шовинизм, так и местный национализм представляют для
страны смертельную угрозу. Невозможно представить себе, к примеру, создание
русских автономных республик многих других народов или полный суверенитет.

3. Религиозный фактор. Если рассмотренные выше факторы сформировали
"тело" России, то православие воспитало "душу" русского народа. В чем это
выразилось? Главным в православной религии было внимание к нравственному
состоянию души, в отличие от протестантской церкви, и которая свою паству
учила тому, что если у человека успех в делах, значит над ним благодать
божья. Русские люди, воспитанные в православной вере, привыкли оценивать
свои поступки и дела не с точки зрения их рациональности, практической
значимости, а с позиций душевного комфорта, воплощения в них единства духа и
тела,. Стремление дать мысли и поступку нравственную оценку, покаяться и тем
самым обрести соборное единство духа и тела долгие века определяло
менталитет народа, его социальную психологию. Отсюда идет и знаменитое
русское долготерпение,-и небрежение к материальным основам бытия, и
обостренное чувство справедливости, и воспитанная православной церковью
веротерпимость.

4. Социогосударственный фактор. Он сложился под влиянием
природно-геополитического и религиозного факторов. И климат, и величина
территории, и редкость населения, естественная незащищенность границ и
необходимость быть постоянно начеку привели с одной стороны к
коллективистским формам социальной жизни и коллективистскому типу мышления
русских людей, ибо это помогало выжить в трудных, порой экстремальных
условиях. В то же время эти же факторы обусловили огромную роль государства
в истории России. В отличие от стран Запада именно в сильном государстве
люди видели главное условие сохранения своего исторического бытия. Поэтому
государство составляло становой хребет общества и личность, государство и
общество были не обособлены, как на Западе, а взаимосвязаны, собраны. При
этом государство выступало не как политическая надстройка над обществом, а
порой как его творец, который определял социальную структуру общества и
зачастую создавал ее.


ЛИТЕРАТУРА


1. Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории: репринтное
издание. - М.: изд-во Прогресс-Панпея, 1992. - С. 3 - 8.

2. Ключевский В. О. Исторические портреты. - М: "Правда", 1990. Вводная
статья. - С. 5 - 25.

3. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. - М.: Наука,
1987.

4. Россия в мировой истории. Учеб. пособие в 2-х томах. - М: Высш. шк.,
1994. Т. 1, с. 3 - 10.

5. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учеб.
пособие. - М.: Интерпракс, 1994. - С. 7 - 26, 35 - 40, 100 - 109.

6. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. - М: "Правда",
1989. Вводная статья. - С. 5 - 21.

7. Платонов С. С. Лекции по русской истории. - М.: Высш. шк., 1993. -
С. 7 - 55.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41




Похожие:

Учебное пособие iconУчебное пособие по учебнику Александровой Э. И. Технология 1класс. Интерактивное учебное пособие по программе Малышевой Н. А

Учебное пособие iconУчебное пособие Издание третье, переработанное и дополненное
Административное право: Учебное пособие. — Изд. 3-е, перераб и доп. — М.: Юристь, 2000. — 468 с
Учебное пособие iconА. В. Афонина издательство: Дашков и Ко, 2008 г., 376 стр. Учебное пособие
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом по курсу «Жилищное право» на основе действующих...
Учебное пособие iconУчебное пособие по устной речи / Ярошенко Д. А. Грамматика Английского языка / Янмухамбетова Э. В. Учебное пособие по чтению / Генцелева Л. А
Электронное издание значительно дешевле, чем печатное, и изготовление такого издания не связано с расходом трудно возобновимых ресурсов...
Учебное пособие iconУчебное пособие Краснодар 2011
Документационное обеспечение делового общения: учебное пособие / И. В. Логвинова. – Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2011. – 108...
Учебное пособие iconУчебное пособие по курсу Автор составитель Перова И. Н. Учебное пособие рассчитано на учащихся 9 11 классов общеобразовательных учебных заведений
Учебное пособие рассчитано на учащихся 9 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений
Учебное пособие iconУчебное пособие для вузов. Спб.: Питер, 2005. 336 с. Повзнер Л. Д. Теория систем управления: Учебное пособие для вузов. М.: Изд. Мггу, 2002. 472 с
Мирошник И. В. Теория автоматического управления. Линейные системы: Учебное пособие для вузов. Спб.: Питер, 2005. 336 с
Учебное пособие iconСмушкин А. Б., Суркова Т. В., Черникова О. С. Гражданский процесс Учебное пособие
Данное издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по...
Учебное пособие iconУчебное пособие по устной речи / Колокольцева В. В. Грамматика немецкого языка / Колокольцева В. В. Учебное пособие по чтению / Колокольцева В. В
Электронное издание значительно дешевле, чем печатное, и изготовление такого издания не связано с расходом трудно возобновимых ресурсов...
Учебное пособие iconУчебное пособие по устной речи / Колокольцева В. В. Грамматика немецкого языка / Колокольцева В. В. Учебное пособие по чтению / Колокольцева В. В
Электронное издание значительно дешевле, чем печатное, и изготовление такого издания не связано с расходом трудно возобновимых ресурсов...
Учебное пособие iconУчебное пособие для рабочих профессий) Москва 1979 удк 665. 644. 041. 544 (075)
Вакк Э. Г., Семенов В. П. Каталитическая конверсия углеводо­родов в трубчатых печах (учебное пособие для рабочих профессий). М.,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов