Лабораторная работа №1 Тема: \"Работа в интегрированной среде Turbo Pascal\" Перейти на свой личный диск L. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal: F:\\BP\\Turbo icon

Лабораторная работа №1 Тема: "Работа в интегрированной среде Turbo Pascal" Перейти на свой личный диск L. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal: F:\BP\Turbo



НазваниеЛабораторная работа №1 Тема: "Работа в интегрированной среде Turbo Pascal" Перейти на свой личный диск L. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal: F:\BP\Turbo
Дата конвертации08.11.2012
Размер172.98 Kb.
ТипЛабораторная работа

Лабораторная работа № 1

Тема: "Работа в интегрированной среде Turbo Pascal"


1. Перейти на свой личный диск L.


2. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal:

F:\BP\Turbo


3. В окне редактирования введите текст программы:


Program Tutor01;

Var A, B, SUMMA : Integer;

Begin

Write ('Введите целое число А - ');

Readln (A);

Write ('Введите целое число В - ');

Readln (B);

SUMMA := A+B;

Write ('Сумма чисел - ', SUMMA);

End.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



4. Пока текст программы имеет имя NONAME00, т.е. ему не присвоено конкретное имя. Сохраните текст программы на диске под именем Т01.PAS, для чего клавишами Alt + F перейдите в меню, выберите пункт "Save as…" (записать под новым именем) и в окне ввода задайте имя программы Т01.PAS.


Тоже самое можно выполнить, войдя в главное меню с помощью клавиши F10, выбрать пункт меню File, а затем "Save as…".


5. Откомпилируйте и выполните программу, используя клавиши Ctrl + F9.


6. Если при выполнении пункта 5 в программе были ошибки, то компилятор выдаст сообщение и установит курсор на первую ошибочную запись. Исправьте их и выполните пункт 5 еще раз.


7. Для того, чтобы просмотреть результат выполнения программы (экран пользователя) используйте клавиши Alt + F5.

Для возврата в окно редактирования нажмите клавишу Esc.


8. Выйдите из интегрированной среды Turbo Pascal с помощью клавиш Alt + X или через меню.


9. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal.


10. Загрузите в окно редактирования файл Т01.PAS для чего клавишами Alt + F перейдите в меню, выберите пункт "Open" (открыть файл) или нажмите клавишу F3.

На экран компьютера будет выведено окно выбора открываемого файла из списка. Переход от одного элемента к другому осуществляется с помощью клавиши Tab. Каждый элемент, когда он является активным, высвечивается.


Установите курсор на имени файла T01.PAS, после этого нажатием клавиши Tab выберите кнопку [OPEN].


11. Вставить комментарий после первой строки. Для этого подвести курсор к концу первой строки и нажать Enter, а на новой строке набрать текст:


{ первая программа }


Текст программы будет выглядеть:

Program Tutor01;

{ первая программа }

Var A, B, SUMMA : Integer;

Begin

Write ('Введите целое число А - ');

Readln (A);

Write ('Введите целое число В - ');

Readln (B);

^ SUMMA := A+B;

Write ('Сумма чисел - ', SUMMA);

End.


1


2

3

4

5

6

7

8

9

10


12. Выделить блок комментарий и поместить его в карман.

Для этого подвести курсор к началу блока и клавишами Shift +  выделить необходимый блок, затем нажать клавиши Ctrl + Ins.


13. Скопировать текст в строку с номером три.

Для этого подвести курсор к нужной позиции строки с номером три и нажать клавиши Shift + Ins.


14. Удалить строку комментарий, находящуюся после первой строки.

Для этого подвести курсор к удаляемой строке и нажать клавиши Ctrl + Y.


15. Сохранить текст программы.


16. Выйти из интегрированной среды Turbo Pascal.


Задание:


Измените программу для нахождения суммы трех чисел.


Вопросы:


  1. Зачем нужны трансляторы? Что такое компилятор, чем он отличается от интерпретатора?

  2. Как загрузить интегрированную среду Turbo Pascal?

  3. Как откомпилировать файл программы?

  4. Как скопировать уже существующую строку в программе в другое место?

  5. Как перенести строку в другое место текста программы?

  6. Как сохранить текст программы под другим именем?

  7. Как удалить строку их текста программы?

  8. Как скопировать несколько строк в другое место программы?

  9. Как выйти из интегрированной среды Turbo Pascal?

  10. Как войти в главное меню?

  11. Как загрузить в окно редактора уже существующий файл программы?



Лабораторная работа № 2

Тема: "Форматы вывода в процедуре Write и WriteLn"



  1. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal.



^

Вывод целых чисел





  1. В окне редактора наберите программу:

Program Tutor02;

Var A, B: Integer;

Begin

Write ('Введите числа А, B - ');

Readln (A, B);

WriteLn ('********************');

WriteLn (A);

WriteLn (B);

WriteLn (A, А);

End.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Примечание:

  1. В тексте программы используется строка №6 для того, чтобы легче было подсчитывать количество выводимых знаков и номер выводимой позиции.

  2. При записи результатов необходимо указывать пробелы от начала строки и между цифрами и символами.




  1. Выполните программу, введя исходные значения А = 134, В = 5671.

  2. Запишите в тетрадь полученные результаты в виде таблицы, заполнив первый и второй столбцы:

Выражение

Результат

Выражение

Результат

WriteLn (A)




WriteLn (A:6)




WriteLn (B)




WriteLn (B:10)




WriteLn (A,A)




WriteLn (A:8, A: 6)






  1. Как изменятся результаты вывода, если внести изменения в программу, задав параметр форматного вывода указывающий на общее количество выводимых знаков? Запишите в тетрадь полученные результаты, заполнив третий и четвертый столбцы таблицы.



^

Вывод вещественных чисел





  1. Внесите изменения в текст программы:


Var A, B: Real; вместо строки № 2

WriteLn (A/2); вместо строки № 9


  1. Введите исходные данные A = 75.432, B = -1.9156e+01 и запишите в тетрадь полученные результаты в виде таблицы, заполнив первый и второй столбцы:

Выражение

Результат

Выражение

Результат

Выражение

Результат

WriteLn (A)




WriteLn (A:15)




WriteLn (A:8:4)




WriteLn (B)




WriteLn (B:10)




WriteLn (B:10:2)




WriteLn (A /2)




WriteLn (A /2:12)




WriteLn (A/2:5:3)







  1. Как изменятся результаты вывода, если внести изменения в программу, задав параметр форматного вывода указывающий на общее количество выводимых знаков? Запишите в тетрадь полученные результаты, заполнив третий и четвертый столбцы таблицы.




  1. Как изменятся результаты вывода, если внести изменения в программу, задав параметр форматного вывода указывающий дополнительно количество цифр после десятичной точки? Запишите в тетрадь полученные результаты, заполнив пятый и шестой столбцы таблицы.


Вывод данных символьного типа


  1. Внесите изменения в текст программы:


Var A, B: Char; вместо строки № 2

WriteLn (A, A,A); вместо строки № 9



  1. Введите исходные данные A=’X’, B=’S’ и запишите в тетрадь полученные результаты в виде таблицы, заполнив первый и второй столбцы:

Выражение

Результат

Выражение

Результат

WriteLn (A)




WriteLn (A:3)




WriteLn (B)




WriteLn (B: 5)




WriteLn (A , A, A)




WriteLn (A:2 , A:4, A:3)







  1. Как изменятся результаты вывода, если внести изменения в программу, задав параметр форматного вывода указывающий на общее количество выводимых знаков? Запишите в тетрадь полученные результаты, заполнив третий и четвертый столбцы.


Вывод данных логического типа


  1. Внесите изменения в текст программы (измененные строки выделены жирным шрифтом):

Program Tutor02;

^ Var A, B: Boolean;

Begin

WriteLn ('********************');

A:= True; B:= False;

WriteLn (A);

WriteLn (B);

WriteLn (not A);

End.

1

2

3

4

5

6

7

8

9




  1. Введите исходные данные и запишите в тетрадь полученные результаты в виде таблицы, заполнив первый и второй столбцы:

Выражение

Результат

Выражение

Результат

WriteLn (A)




WriteLn (A:6)




WriteLn (B)




WriteLn (B:10)




WriteLn (not A, B)




WriteLn (not A:7, B:3)







  1. Как изменятся результаты вывода, если внести изменения в программу, задав параметр форматного вывода указывающий на общее количество выводимых знаков? Запишите в тетрадь полученные результаты, заполнив третий и четвертый столбцы таблицы.



Вопросы


  1. Чем отличается процедура Write от WriteLn?

  2. Для чего в процедурах Write и WriteLn определяется ширина поля вывода?

  3. Чем будет отличаться результат вывода с помощью процедур

WriteLn (A) WriteLn (A:8) WriteLn (A:8:4)

при А = 19.345е-01

  1. Как будет выгдядеть строка вывода в результате выполнения процедуры

WriteLn ('Ответ решения: ', A, ' + ', B,' = ', A+B), если А =3, В =4?

  1. Как будет выглядеть строка вывода в результате выполнения процедуры WriteLn (A:5)

при А = 1234567?

  1. Что будет, если задано число А = 123.4567, а процедура вывода выглядит следующим образом WriteLn (A:7:5)?

  2. Чем отличается результат выполнения процедур вывода

WriteLn(123 : 6) WriteLn('123' : 6)?


Лабораторная работа № 3

Тема: "Работа с окнами. Вызов помощи. Тестирование и отладка программ".


  1. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal.




  1. В окне редактора наберите программу:


Program Tutor03;

{Программа вводит двухзначное число и определяет сумму цифр этого числа, при этом выдается сообщение больше ли полученная сумма 10}

Uses CRT;

Var A, B, C, D :Integer;

Begin

ClrScr;

Write (‘Введите число А ’);

Readln ( A );

В:= A mod 10; {определение количества единиц}

C:= A div 10; { определения количества десятков}

D:= C + B;

If D > 10 Then

Writeln (‘Сумма цифр числа - ’, A, ’ больше 10’)

Else

Writeln (‘Сумма цифр числа - ’, A, ’ меньше 10’);

ReadLn

End.



  1. Сохраните файл под именем T03.PAS.


Работа с окнами


  1. Окно – ограниченная область экрана, которую можно передвигать, увеличивать, закрывать и открывать. Можно открывать любое количество окон, но активным является только одно, в котором находится курсор. Загрузите файлы программ, которые были написаны вами в лабораторных работах №1 и 2 – Т01.PAS и Т02.PAS.




  1. Откройте новое окно, используя элементы меню F10/File/New.




  1. Перейдите в окно с номером 1, для этого нажмите клавиши Alt + <номер окна >.




  1. Выделите весь текст программы и поместите его в карман.




  1. Перейдите в окно с номером 4, где находится пустой файл, и вставьте из кармана текст.




  1. Сохраните файл под именем T04.PAS.




  1. Просмотрите список открытых окон, нажав клавиши Alt + 0.




  1. Измените положение и размеры открытых окон так, чтобы было видно содержимое всех четырех окон, используя клавиши Ctrl + F5 или элементы меню F10/Window/Size/Move, последовательно делая активным каждое из четырех окон. При этом обратите внимание на строку подсказки, где будет сказано с помощью каких клавиш можно переместить окно и изменить его размер.


Вызов помощи


  1. Интегрированная среда Turbo Pascal позволяет оперативно получать подсказки по языку программирования. Для этого курсор установите на нужном зарезервированном слове и нажмите клавиши Ctrl + F1. Перейдите в окно с номером 1. Подведите курсор к зарезервированному слову IF и вызовите подсказку. Для получения дополнительных возможностей и вызова локального меню в окне подсказки нажмите Alt + F10.




  1. Интегрированная среда позволяет копировать текст подсказки в основную программу. Для этого необходимо выделить нужный блок, затем поместить его в карман (Ctrl + Ins), выйти из подсказки (Esc), подвести курсор к тому месту, куда собираетесь вставлять и произвести вставку (Shift + Ins). Выполните эту операцию.




  1. Закройте все открытые окна (Alt + F3).


Тестирование программы


  1. Загрузите файл T03.PAS. Содержимое этого файла должно соответствовать тексту, приведенному в пункте 2. Если необходимо, то восстановите содержимое этого файла.




  1. Для проверки правильности работы программы выполняют тестирование – исполнение программы с использованием некоторого набора данных. С этой целью в интегрированной среде программирования обеспечивается возможность трассировки программы, т.е. выполнение "по шагам" с остановкой в указанных точках и просмотра изменения содержимого ячеек памяти компьютера. Эти возможности предоставляются с помощью пункта меню Debug главного меню.




  1. Для просмотра значений переменных в процессе выполнения программы активизируйте опцию Add watch меню Debug. В окно добавления просмотра Add watch введите имя переменной D для наблюдения за ее значением в ходе выполнения программы.




  1. Для отладки программы в режиме пошагового прохода выберите режим Step over пункта Run главного меню или просто нажимайте клавишу F8. При этом выполняется текущая подсвеченная строка, и курсор перемещается к следующей строке, а вам остается наблюдать за изменением значений переменных в окне просмотра. Выполните все эти действия, задав первый раз значение А=12, а затем А=58. Обратите внимание, какие операторы выполняются, а какие пропускаются.




  1. Если Вы хотите пополнить список переменных, чьи значения просматриваются в процессе отладки, то нажмите Ins и введите идентификатор. Добавьте в список просматриваемых переменных имена переменных B и C. Посмотрите, как меняются их значения в ходе пошагового выполнения программы. Повторно выполните программу с исходными данными А=14, а затем А=78.




  1. Если Вы ошибочно ввели неверный идентификатор переменной или желаете удалить некоторый идентификатор из окна просмотра, то нажмите клавишу F6, после этого из окна редактирования Вы перейдете в окно просмотра. Подведите курсор на удаляемый идентификатор и нажмите клавишу Del. Удалите имя переменной В.


Вопросы.

  1. Как вызвать подсказку? В чем отличие при нажатии клавиш Alt + F1, Shift + F1, Ctrl + F1?

  2. Какие необходимо выполнить действия, чтобы в текст вашей программы вставить текст из подсказки?

  3. Как просмотреть список открытых окон? Как перейти в окно с номером 2?

  4. Как закрыть открытое окно?

  5. Как изменить размер и положение окон? Как определить какое окно является активным?

  6. Зачем нужна отладка? Какие возможности для отладки программ предусмотрены в интегрированной среде программирования?


Лабораторная работа № 4

Тема “Оператор цикла For”.


  1. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal.




  1. В окне редактора наберите программу:




Uses Crt;

Var I, START, FINISH : Integer;

^ Begin

ClrScr;

Write ('Введите начальное значение - ');

ReadLn (START);

Write ('Введите конечное значение - ');

ReadLn (FINISH);

For I := START To FINISH do

WriteLn ( ‘Значение I = ’ , I )

End.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


3. Выполните программу, введя различные исходные значения для переменных START, FINISH, и запишите в тетрадь полученные результаты в виде таблицы:




п/п

Значения START

Значения FINISH

Результат вывода на экран

1

2

5




2

2

2




3

4

3





4. Исправьте программу, заменив строку с номером 9 на оператор:


^ For I := START To FINISH do


5. Выполните программу, введя различные исходные значения для переменных START, FINISH, и запишите в тетрадь полученные результаты в виде таблицы:




п/п

Значения START

Значения FINISH

Результат вывода на экран

1

2

5




2

2

2




3

4

3





6. Что будет выведено на экран, после выполнения программы и почему:


^ Var I, FINISH : Integer;
Begin

FINISH := 3;

For I := 1 To FINISH do

Begin

I := I + 1 ;

WriteLn ( ‘Значение I = ’ , I )

End

End.


^
Вопросы для повторения




  1. Решение каких задач можно осуществлять, используя циклический алгоритм?

  2. Для чего используется оператор For?

  3. Чем отличается форма For - to от For - downto?

  4. Каков порядок выполнения оператора For?

  5. Какое значение (тип выражения) может принимать начальное и конечное значение переменной цикла?

  6. При каком условии оператор цикла не будет выполняться?


Лабораторная работа № 5

Тема “Процедуры”


  1. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal.


Параметры-значения


  1. В окне редактора наберите программу:

Program Trial_1;

Var X,Y : Integer;

Procedure Reverse ( A, B : Integer );

Begin

A := A * 10; B := B + 5;

WriteLn ( B : 3, A : 3)

End;

Begin

X := 1; Y := 100;

Reverse (X, Y);

Reverse (4, 5);

Reverse (4 * X, 5 * Y);

End.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


3. Выполните программу и запишите в тетрадь полученные результаты в виде таблицы:



п/п

Формальные параметры

Фактические параметры

Результат вывода на экран

1

A

B

X=1

Y=100




2
















3

















Выполните программу еще раз, но в пошаговом режиме с прослеживанием работы процедуры (F7). Задайте для просмотра в окне отладчика переменные Х, Y и А, В. Обратите внимание как меняются значения этих переменных.


Параметры-переменные


4. В окне редактора наберите программу:

Program Trial_2;

Var I : Integer;

Procedure Count ( X : Integer );

Begin

X := X + 1 ;

Write ( ‘ X = ‘ , X );

End;

Begin

I := 5;

Write ( ‘ I 1 = ‘ , I );

Count ( I );

Write ( ‘ I 2 = ‘ , I );

End.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


5. Выполните программу и запишите в тетрадь полученные результаты в виде таблицы, заполнив 1, 2 и 3 графы:



п/п

Переменная

Результат вывода на экран для процедуры Procedure

Count (X : Integer );

Результат вывода на экран для процедуры Procedure

Count (Var X: Integer);

1

I 1







2

X







3

I 2








6. Внесите изменения в программу, заменив строку 3 на следующий текст:


Procedure Count ( Var X : Integer );


7. Выполните программу и запишите в тетрадь полученные результаты, заполнив в таблице графу 4.

8. Выполните программу еще раз, но в пошаговом режиме с прослеживанием работы процедуры (F7). Задайте для просмотра в окне отладчика переменные I и Х. Обратите внимание как меняются значения этих переменных. Почему получены такие результаты, и как это объяснить?
^
Локальные и глобальные переменные

9. В окне редактора наберите программу:

Program Trial_3;

Var A, B : Integer;

Procedure ZB_1;

Var A: Integer;

Begin

A := 10; B:= 15;

WriteLn ('A2 = ', A, 'B2 = ', B)

End;

Begin

A:= 18; B:=37;

WriteLn ('A1 = ',A, 'B1 = ',B);

ZB_1;

WriteLn ('A3 = ',A, 'B3 = ',B)

End.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14



10. Выполните программу в пошаговом режиме с прослеживанием работы процедуры (F7). Задайте для просмотра в окне отладчика переменные A и B. Обратите внимание как меняются значения этих переменных. Запишите в тетрадь результаты выполнения программы. Почему получены такие результаты, и как это объяснить?


11. Какие переменные являются глобальными, а какие локальными?


^
Вопросы для повторения




  1. Что такое подпрограмма? Для чего нужна подпрограмма?

  2. Какие виды подпрограмм есть в Turbo Pascal? Чем они отличаются друг от друга?

  3. Что такое процедура? Ее общий вид.

  4. Что называется параметром, и каково его назначение?

  5. Правила записи параметров процедуры.

  6. Формальные и фактические параметры. Каково отличие параметров-значений от параметров-переменных?

  7. Как обращаться к процедуре?

  8. Опишите последовательность событий при вызове процедуры с параметрами-значениями.

  9. Опишите последовательность событий при вызове процедуры с параметрами-переменными.

  10. В каких случаях в программе указывается директива компилятору {$I}?

  11. В чем различие между стандартными и определенными пользователем подпрограммами? Приведите примеры.

  12. Чем отличаются локальные от глобальных переменных?



Похожие:

Лабораторная работа №1 Тема: \"Работа в интегрированной среде Turbo Pascal\" Перейти на свой личный диск L. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal: F:\\BP\\Turbo iconУрок n 19 Данные логического, символьного и строкового типа в Turbo Pascal. Библиотека (модуль) crt и Graph. Работа с файлами в Turbo Pascal
Логический тип переменных называется булевым. Он основан на ма- тематической логике, в которой применяются две константы: 1 ис
Лабораторная работа №1 Тема: \"Работа в интегрированной среде Turbo Pascal\" Перейти на свой личный диск L. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal: F:\\BP\\Turbo iconУрок n 17 Основы программирования на языке Turbo Pascal
Паскаль (Pascal)- учебный инструментальный язык программирования вычислительных машин и персональных компьютеров. На современных...
Лабораторная работа №1 Тема: \"Работа в интегрированной среде Turbo Pascal\" Перейти на свой личный диск L. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal: F:\\BP\\Turbo iconДоманская Юлия Георгиевна г. Вилейка 2006г пояснительная записка программа
«алгоритмическом языке стрелок». При разработке программ использовалась литература по информационным технологиям, школьному алгоритмическому...
Лабораторная работа №1 Тема: \"Работа в интегрированной среде Turbo Pascal\" Перейти на свой личный диск L. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal: F:\\BP\\Turbo iconУрок n 18 Действительный и целый тип данных в Turbo Pascal. Управляющие конструкции в Turbo Pascal Данные действительного (вещественного) типа необходимы тогда
Дробная часть отделя- ется от целой с помощью точки. Например: 19. 56; 05; -376. 18
Лабораторная работа №1 Тема: \"Работа в интегрированной среде Turbo Pascal\" Перейти на свой личный диск L. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal: F:\\BP\\Turbo iconМ. Е. и Трушина О. В. Удк 681. 3 Сидоров М. Е., Трушин О. В. Школа работы на ibm pc. Часть Уфа, 1996. с. Isbn книга
Книга написана для начинающих программистов: учащихся старших классов, студентов. Для освоения изложенного материала необходимо наличие...
Лабораторная работа №1 Тема: \"Работа в интегрированной среде Turbo Pascal\" Перейти на свой личный диск L. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal: F:\\BP\\Turbo iconДокументи
1. /Fap_Turbo_Full/Fap Turbo Full/Fap_Turbo_Full/fapturbo_strategy.pdf
2. /Fap_Turbo_Full/Fap...

Лабораторная работа №1 Тема: \"Работа в интегрированной среде Turbo Pascal\" Перейти на свой личный диск L. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal: F:\\BP\\Turbo iconЛабораторная работа №1. 3 3 Лабораторная работа №2 4 Лабораторная работа №3 6 Лабораторная работа №4. 7
Электронное издание значительно дешевле, чем печатное, и изготовление такого издания не связано с расходом трудно возобновимых ресурсов...
Лабораторная работа №1 Тема: \"Работа в интегрированной среде Turbo Pascal\" Перейти на свой личный диск L. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal: F:\\BP\\Turbo iconТема: Основные понятия о языках программирования qbasic и Turbo Pasсal
Цели: дать основные сведения о языках программирования, средствах языков, структуре программ
Лабораторная работа №1 Тема: \"Работа в интегрированной среде Turbo Pascal\" Перейти на свой личный диск L. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal: F:\\BP\\Turbo iconВызов Турбо Паскаля
Здесь path- путь к каталогу, в котором находится файл turbo exe; Options -список опций; FileName имя pas-файла
Лабораторная работа №1 Тема: \"Работа в интегрированной среде Turbo Pascal\" Перейти на свой личный диск L. Запустить интегрированную среду Turbo Pascal: F:\\BP\\Turbo iconДокументи
1. /9кл/Урок-1/instruction_on_safety_and_rule_of_the_behaviour_in_computer_class.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы