Задача данных рекомендаций состоит в том, чтобы показать основные принципы ведения самостоятельной исследовательской работы, применяемые в изучении объектов исследования icon

Задача данных рекомендаций состоит в том, чтобы показать основные принципы ведения самостоятельной исследовательской работы, применяемые в изучении объектов исследования



НазваниеЗадача данных рекомендаций состоит в том, чтобы показать основные принципы ведения самостоятельной исследовательской работы, применяемые в изучении объектов исследования
Дата конвертации05.11.2012
Размер233.81 Kb.
ТипЗадача

Из опыта проведения областных конкурсов исследовательских и опытнических работ юных лесоводов нужно отметить, что исследовательские работы школьников часто страдают не только отсутствием проверенной стандартной или подготовленной специалистами методики, недостаточным объемом материала, сколько неумением грамотно поставить цель и задачи, целенаправленно собрать и осмыслить полученные материалы.

Задача данных рекомендаций состоит в том, чтобы показать основные принципы ведения самостоятельной исследовательской работы, применяемые в изучении объектов исследования.

Проведение любого исследования состоит из ряда этапов:

- поиск проблемы, выбор темы, постановка цели и задач;

- изучение состояния вопроса, знакомство с объектом исследования и изучаемой проблемой, выбор и освоение методики проведения исследовательской работы;

- сбор материала в процессе проведения опытов или исследований, проведение наблюдений, учетов или опытов;

- обработка материалов, получение результатов и их анализ;

- написание отчета о проделанной работе.

Рассмотрим основные принципы, которыми следует руководствоваться при выполнении этих этапов.


^ 1. Постановка цели и задач


Любая исследовательская работа обречена на провал, если ее исполнители не имеют четкого представления, зачем их работа проводится и что конкретно они хотят узнать. Поэтому формулировка цели и задач является одним наиболее ответственных и неотложных моментов в работе. Что же понимается под «целью», а что – под «задачами»?

^ Цель работы – это краткий ответ на вопрос: «Зачем проводится исследование, и что конкретно хотят выяснить авторы по завершении всей работы в целом?» Когда цель сформулирована, начинают возникать такие вопросы, как «Что в данном случае необходимо выяснить, описать, пронаблюдать, подсчитать, сравнить и т.д. для осуществления поставленной цели?»

Ответив на эти вопросы, мы можем сформулировать задачи работы. Например: «Цель работы – выявить возрастную структуру популяции майского хруща и сделать вывод о господствующем летном поколении и ближайшем летном годе хруща». Задачи работы:

- выявить численность почвенных обитателей на исследуемых участках;

- определить видовой состав и структуру почвенной энтомофауны;

- определить количество больных и паразитированных особей майского хруща;

- внести конкретные предложения по мерам борьбы с майским хрущом и срокам их осуществления.

Иными словами, цель отражает стратегию исследований, а задачи – тактику.

Как мы видим из примера, цели и задачи работы должны звучать достаточно конкретно.
Если «цель работы» - выявить возрастную структуру популяции майского хруща, работа будет носить скорее познавательный, чем исследовательский характер. Также не следует ставить большое количество целей, поскольку в таком случае работа может стать трудновыполнимой. Конечно, в начале исследований можно (а подчас и нужно) поставить несколько целей, но при детальном знакомстве с объектом исследований и условиями работы все равно придется остановиться на достижении конкретных целей, отбросив менее интересное и (или) неосуществимое. Впрочем, поставить много конкретных целей всегда лучше, чем довольствоваться одной «общей» (типа «изучить…»).

Также при постановке цели и задач исследования следует помнить, что не следует ставить такие вопросы, ответы на которые очевидны. Например, если цель работы состоит в том, чтобы выяснить, существует ли зависимость роста растений от частоты полива, то результат не трудно предположить, а значит, возникает вопрос: зачем вообще такое исследование нужно было проводить?

Следует отметить, что в ходе сбора материала постановка целей и задач может меняться. Мир живого не предсказуем, и исследователь (особенно если он работает в природе) должен быть всегда готовым изменить свои планы в соответствии с возможностями. Поэтому часто цели и задачи, сформулированные по окончании сбора и обработки материала, могут значительно различаться от поставленных в начале исследования, т.к. творческий подход к работе всегда предполагает некоторое переосмысления. Из этого, однако, не следует, что постановку целей и задач можно оставлять на «потом». Поставленные цели и задачи определяют все последующие этапы работы, поэтому прежде чем делать что-либо, всегда полезно задуматься о смысле своей деятельности. Тем более, что на всех последующих этапах работы (сбор сведений из литературы, подбор методики, сбор материала, анализ результатов) помнить об изначально поставленных целях и задачах необходимо.


^ 2. Выбор темы


Что касается выбора темы, то прежде всего следует отметить, что удачной будет та тема, которая интересует самого исполнителя исследовательской работы. Действительно, если тема работы неинтересна самому исполнителю (например, в том случае, если она «навязана» педагогом или специалистом лесного хозяйства), то работа будет выполняться формально, и ее результаты не будут представлять интереса для других исследователей.

Однако одного интереса недостаточно. Необходимо, чтобы поиск ответов на поставленные вопросы был по силам авторам работы, т.е. для успешности выполнения исследования необходимо сочетание имеющихся знаний, физической подготовки, оборудования, погодных, эколого-географических и бытовых условий и т.п. Если исследователь берется изучать флору определенной местности, но не умеет различать растения даже до семейства и (или) не располагает хорошими определителями и оптикой, и (или) дело происходит зимой, то нетрудно догадаться, какая получится работа.

Иными словами, выбирая тему работы, необходимо хорошенько подумать, есть ли условия для ее выполнения.

Следует заметить, что некоторые темы обречены быть малоинтересными. Имеются в виду работы чисто описательного характера, выполняя которые, исследователь ограничивается лишь констатацией фактов, не делая попытки их обобщить и объяснить. Например, в последнее время в школьных лесничествах часто выполняются работы, посвященные инвентаризации и паспортизации муравьиных гнезд. При этом цели и задачи работы сводятся к описанию муравейников по стандартной схеме и не подразумевают анализа полученных результатов. Хотя работа на тему «Инвентаризация и паспортизация муравьиных гнезд» имеет практическую значимость, исследовательской она может стать лишь в одном случае, если авторы зададутся вопросами: почему муравьиные гнезда в таком состоянии? Какие условия для данного вида муравьев оптимальны? Какие факторы и как влияют на направление муравьиных дорог? и т.п. Но тогда работа будет называться иначе, например: «Влияние антропогенных условий на состояние муравейников». В таком случае автор не только будет описывать муравейники, но и сравнивать их между собой, отмечая особенности их местообитания, стараясь объяснить обнаруженные сходства и различия и выявить более или менее общие закономерности, и работа может получится весьма интересной.

Обычно, выбирая тему, юные лесоводы выбирают прежде объект исследования. «Мне нравятся муравьи, и я хочу по ним делать работу», - рассуждает некто. Но «Муравьи» - это еще не тема исследовательской работы. Поэтому, остановив внимание на муравьях, необходимо определиться, какие вопросы, связанные с муравьями, вас интересуют.

Итак, определившись с объектом и темой исследований, сформулировав в первоначальном варианте цели и задачи, можно переходить к выбору методики сбора материала. Однако прежде хотелось бы обратить внимание читателя на то, как работать с литературой.


^ 3. Работа с литературой


Сбор литературных данных должен осуществляться практически на всех этапах проведения исследований. Даже если работа с литературой будет приостановлена на время сбора полевого материала, читать то, что написали по данной теме другие исследователи, во-первых, необходимо, а, во-вторых, начинать это надо как можно раньше, т.е. на этапе выбора темы и формулировки задач. Обследуя в поисках литературного материала библиотеки, следует иметь в виду, что используемая в научных целях литература делится на ряд категорий:

Научно-популярная. Сюда относятся книги, статьи и т.п., содержащие очень доступную, но не вполне достоверную информацию. Материалы такого рода могут помочь лучше узнать изучаемые объекты и проблему и определиться с выбором темы исследования, однако в силу того, что их авторы часто допускают научные неточности, ограничиваться такой литературой не следует.

Учебная. К такой относятся учебники, пособия, практикумы, методические рекомендации и др. Они пишутся и издаются для того, чтобы читатель мог получить целостные, системные знания по тому или иному предмету. Не имея таких знаний, невозможно проводить исследования, поэтому знакомство с учебной литературой должно предшествовать сбору материала для исследовательской работы. Разумеется, список учебной литературы для юных исследователей не должен ограничиваться школьными учебниками. Они должны иметь более глубокие знания по теме своей исследовательской работы. Возможно, для этого придется обращаться и к учебной литературе для студентов вузов.

Справочная. К справочной литературе относятся определители, справочники, энциклопедии, энциклопедические словари и др. издания, позволяющие быстро получить основные сведения по возникшему в ходе работы вопросу. К справочной литературе обычно обращаются для уточнения значения того или иного термина, чтобы понять, уместно ли использовать данное слово применительно к такой-то проблеме или нет.

Кроме того, справочная литература содержит ту информацию, которая часто бывает нужна, но при этом труднозапоминаема, например числовые значения тех или иных показателей. К такой информации относятся и названия растений, видов животных (особенно беспозвоночных). Конечно, любой лесовод должен стремиться помнить и узнавать «в лицо» как можно больше видов и групп, но поскольку возможности человеческой памяти ограничены и знания приходят не сразу, то приходится пользоваться определителями.

Научная. Книги, статьи и монографии научного характера пишутся в расчете на специалистов. Без знакомства с научной литературой по теме исследования трудно выполнить работу на достаточно серьезном научном уровне. Однако работа с такими публикациями требует знания терминологии системы основных понятий той области знания, в рамках которой данная литература написана. Поэтому чтению научной литературы должно предшествовать изучение литературы учебной.

Сама же работа с литературой осуществляется одновременно с общим ходом исследования и состоит из определенных этапов. Выбору темы работы может способствовать чтение как научной, так и научно-популярной литературы. Затем следует подумать, что необходимо прочесть прежде, чем приступить к сбору и осмыслению материала. Обычно для правильной организации сбора материала необходимо хорошо знать три вещи: изучаемую проблему, объект исследования и методику изучения объекта и проблемы. Для этого могут понадобиться определенная учебная, точнее, методическая литература (методика исследования), а также научные популяции об аналогичных исследованиях. Возможно, после такого знакомства с литературой захочется несколько изменить тему, уделив внимание менее изученным или, наоборот, более доступным для исследования вопросам.

В процессе сбора материала может понадобиться справочная литература. Такая литература должна быть всегда под рукой, т.к. прочесть ее недостаточно – ею необходимо постоянно пользоваться.

Когда материал собран, его необходимо математически обработать. Как это делается, можно узнать из специальной литературы или, рассматривая научные работы других исследователей, которые выполнялись по аналогичной схеме, пусть даже на других объектах.


^ 4. Выбор методики сбора материала


Разработано и продолжает разрабатываться огромное количество методов исследования тех или иных живых организмов. Поэтому чаще всего проблема состоит не в отсутствии методики, а в ее выборе. Рассмотрим ряд принципов, которыми следует руководствоваться при выборе методов исследования.

^ Соответствие поставленным целям и задачам. Совершенных и универсальных методов не бывает. Одни методы позволяют легко и быстро собрать много материала, но количественные оценки объекта или явлений будут неточны, другие – дают достаточно точные цифры, но более трудоемки. Например, чтобы выяснить, какие виды растений произрастают в данной местности, достаточно собрать гербарий, определить обнаруженные виды и составить флористический список. Если цель работы чисто флористическая (т.е. составить список видов), такая методика вполне приемлема. Но если мы хотим изучить структуру и закономерности развития растительных сообществ, а также выяснить влияние тех или иных факторов на растения, придется использовать методики, позволяющие оценить обилие разных видов растений. Возможно, мы обнаружим меньше видов, но точнее определим их соотношение и зависимость от изучаемых факторов среды. Выбор методики также должен соответствовать объекту исследования. Если мы оцениваем обилие травянистых растений луга, размеры описываемых площадок могут быть небольшими – не более одного метра. Но если нас интересует состав древостоя в лесу, то необходимо закладывать модельные участки значительно большей площади.

Стандартность. Далеко не всегда мы можем пересчитать все деревья в лесу или всю рыбу в озере или пронаблюдать каждый момент в жизни кошки, но оценить относительное обилие обнаруженных видов (особей) или частоту наблюдаемых явлений в цифрах и можно, и нужно стараться сделать. Поэтому сбор материала должен проводиться такими методами, которые позволяют получать сравнимые данные. Конечно, обязательность этого требования зависит от задач исследования. Особенно важно использовать единообразные, стандартные методы в исследованиях сравнительного характера. Для получения сравнимых данных результаты не должны зависеть от субъективных особенностей (настроения, остроты зрения, слуха, охотничьей сноровки, наблюдательности, склонности преувеличивать или преуменьшать и т.д.) исследователя.

Производительность. При малом количестве собранного материала невозможно выявить закономерности, поэтому каждый исследователь старается использовать такие методы, которые дают возможность собрать за определенный промежуток времени количество материала, достаточное чтобы сделать выводы. От того, насколько много материала и насколько быстро позволяет собрать используемая методика, зависит достоверность результатов исследования. Например, если мы проводили учет орнитофауны, встретили 2 серых ворон, 4 воронов и 3 полевых воробьев и больше никого не обнаружили, то делать вывод о доминировании воронов мы не имеем права, т.к. объем нашей выборки слишком мал и полученные результаты могут носить случайных характер. Чтобы получить достоверные результаты, часто необходимо достаточно большое количество материала, поэтому производительность методики – весьма важный критерий, т.к. чем больше удается пронаблюдать, встретить, увидеть, услышать или поймать, тем скорее будет собран достаточный для обобщения и получения выводов объем материала.

^ Простота применения. Нередко оказывается, что чем больше позволяет узнать методика, тем сложнее использовать ее, и, наоборот, чем проще метод, тем уже его возможности. При выборе методики исследования часто приходиться искать компромисс между желанием больше узнать и ограниченными возможностями. В таких случаях используют упрощенные методики. Простота не всегда оправдана, но в ряде случаев сложная методика может оказаться не по силам. Поэтому, прежде чем начинать собирать материал, необходимо задать себе вопрос: «Смогу ли я его собрать?». Если выполняемая одним исследователем работа требует непрерывных круглосуточных наблюдений, следует либо поискать напарника, либо подумать о возможности «дробного» сбора материала. А можно вообще изменить тему. Однако прежде чем упрощать задачу, следует хорошо подумать, что заставляет выбирать более легкий путь: объективные или субъективные обстоятельства (например, лень)?

^ Доступность необходимого оборудования. Как уже отмечалось выше, недостаток оборудования может существенно ограничить выбор темы исследования. Если методика подразумевает использование приборов, инструментов или реактивов, раздобыть которые не представляется возможным, нужно подумать о том, чем их заменить или из чего и как их сделать самостоятельно (если это возможно). Конечно, самим сконструировать бинокулярный микроскоп весьма затруднительно, но в отдельных случаях его может успешно заменить сильная ручная лупа. Хотя сачки в широкой продаже отсутствуют, сделать сачок по известной схеме юннату вполне по силам. Формалин, с некоторыми оговорками, может быть заменен раствором поваренной соли и т.д. Но иногда никакие выдумки не помогут. И если методика предполагает электронную микроскопию, следует найти электронный микроскоп или сменить методику, а, может быть, и тему.

^ Научная обоснованность. Иногда адаптированные для применения школьниками методики могут оказаться принципиально неверными, т.к. дают неоднозначно трактуемые результаты. Например, некоторые методы оценки загрязнения воздуха по растениям предполагают определение степени хлороза хвои сосны, т. Е. чем больше желтых хвоинок, тем выше уровень загрязнения. Однако пожелтение хвои сосны может происходить по самым разным причинам, не всегда связанным с загрязнением. Такая методика может дать вполне корректные результаты лишь при условии, если применяющие ее исследователи учтут не только состояние хвои, но и наличие болезней и повреждений на стволе, состояние почвы и многие другие особенности, также могущие вызвать хлороз хвоинок. Применяя упрощенные методы, легко допустить грубейшие ошибки и сделать неверные выводы, поэтому, выбирая методику сбора материала, нужно стараться учитывать все обстоятельства, влияющие на получение результатов.


^ 5. Ведение документации


Из всего разнообразия материальных средств, какие только могут быть использованы в научных изысканиях, есть один предмет, который крайне необходим и ничем незаменим, независимо от темы исследований. Этот предмет называется дневником или журналом. В него заносятся наблюдения, результаты учетов и другие первичные данные, которые затем предстоит обобщать и анализировать, чтобы получить результаты и сделать выводы.

При ведении дневника следует помнить основное правило: собирая материал во время наблюдений, прохождения учетного маршрута, выполнения эксперимента и т.п., необходимо записывать подмеченные факты сразу, на месте наблюдения, не откладывая запись до более удобного случая.

Все данные, заносимые в дневник, необходимо датировать. Кроме наблюдений, в полевом дневнике следует отмечать погоду, а также место проведения исследования.

Если сбор материала происходит в нормальных условиях (например, в лаборатории), то данные удобнее заносить сразу в журнал. В зависимости от задач исследования журнал часто бывает целесообразным расчерчивать в виде таблицы. Например, если ведется многократный учет птиц по одному маршруту, то данные такого учета можно заносить в таблицу, которая заполняется по каждому из учетных участков и выглядит следующим образом:


Обнаруженные виды

Число встреченных особей

(даты учета)

5.06

10.06

….

Всего

Зяблик

Большая синица

Лазоревка

И т. д.















Конечно, при учете птиц вести журнал на маршруте затруднительно. Удобней записывать данные в полевой дневник, а по возвращении с маршрута переносить в журнал. Что же касается беспозвоночных, лишайников и других объектов, трудных для определения, то таковые лучше приносить в лабораторию, отмечая в полевом дневнике лишь номера проб, место сбора и т.п., а уже после определения заполнять журнал.

В тех случаях, когда работа предусматривает сбор коллекционного материала (гербарий, коллекции насекомых и т.п.), все экспонаты необходимо снабжать этикетками, иначе коллекция не будет иметь научной ценности. Кроме указания видового названия (если оно известно), этикетка должна содержать название государства, региона, района, ближайшего населенного пункта, ориентиров, а также дату сбора коллекционного материала и фамилию исследователя, его собиравшего (коллектора). Например:


Россия, Владимирская область,

Собинский район, окр. села Бабаево, пр. берег р. Колокша,

500 м вниз по течению от животноводческого комплекса


17.08.05 Иванов


Размеры этикеток, в зависимости от типа коллекционного материала и задач исследования, могут быть произвольными или жестко стандартными.


^ 6. Первичная обработка собранного материала


Обычно обработка материала начинается с выражения полученной информации в цифрах. Результаты сбора материала могут показывать, сколько экземпляров и каких видов птиц удалось увидеть, сколько мышей и какого возраста удалось поймать, сколько раз было замечено то или иное явление и т.д. Чтобы полученные результаты можно было сравнивать и анализировать, их необходимо приводить к общему критерию, которым может быть единица измерения времени (час, сутки и т.д.), длины (км учетного маршрута), площади (га, м2), объема (л, мл), работы по сбору материала (временные срезы, обследованные особи, ловушко-сутки) и т. д. Сделать это можно по-разному. Например, если мы учитываем жуков, пауков, мышевидных грызунов и т.п. с помощью ловушек, то может получится так, что нам не удалось поставить одинаковое количество ловушек на всех участках или время экспозиции (работы ловушек) не было одинаковым на всех участках. В подобных случаях результаты учетов должны быть пересчитаны на единое, желательно круглое, число (10,100 или 1000) ловушко-суток. Делается это так: число ловушек умножается на время их работы (в сутках) и делится на 100 (10 или 1000 – в зависимости от уловистости), получается определенное число (коэффициент). Затем общее число экземпляров изучаемых видов по каждому участку делим на полученный коэффициент. Получается небольшое, обычно дробное число, характеризующее уловистость (которая обычно соответствует обилию данного вида) по каждому участку. Например, если на участке А в течение 8 суток работало 5 ловушек и поймано 23 экземпляра, то чтобы пересчитать уловистость на 10 ловушко-суток, производится следующий расчет: 23/ N, где N=8х5/10=4, 23/4=5,75 особи на 10 ловушек. При изучении биотопической приуроченности видов определенной группы результаты исследований удобно сводить в таблицу:


Обнаруженные виды

Численность видов по биотопам, экз./10 лов.-сут

Всего экземпляров

Ельник кисличный

Сосняк сфагновый

Липняк снытевый





Подобные растения можно составлять и по растениям, но тогда численность оценивается в процентах проективного покрытия, числу стволов и т.п. у всех таблиц есть общее свойство – они дают возможность классифицировать и сравнивать полученные результаты. Конечно, выявление закономерностей возможно только при том условии, если собрано достаточное количество материала.

Кроме того, по данным таблиц можно строить диаграммы, графики и гистограммы, что придает полученным результатам большую наглядность и облегчает их восприятие и осмысление.


^ 7. Обобщение и анализ полученных результатов


Одна из самых распространенных ошибок начинающих исследователей состоит в том, что их работа заканчивается на первичной обработке материала. В своих отчетах они приводят аккуратно подсчитанные показатели разнообразия, численности, плотности, частоты встречаемости и т.п., но при этом только констатируют факты и цифры, не пытаясь объяснить полученные результаты. Такого рода ошибки особенно обидны тогда, когда собран богатый материал, позволяющий делать интересные и вполне обоснованные выводы. Например, группа экологов провела обследование определенной территории. Подробные описания растительности, почвенных и геоморфологических условий на модельных участках были составлены грамотно. Использовались стандартные и эффективные методики, проведены учеты животных на каждом участке. В результате обработки материала были составлены флористические и фаунистические списки, представленные в виде таблиц, показывающих распределение обнаруженных видов по биотопам. Однако на данном этапе исследование еще рано считать законченным. Необходимо постараться ответить на целый ряд вопросов: для каких видов, систематических и экологических групп организмов какие условия окружающей среды более, а какие менее благоприятны? Какие экологические факторы оказывают влияние на обследованные сообщества и отдельные компоненты этих сообществ, какого рода это влияние? Почему данные виды (группы) обнаружены или не обнаружены в сообществах именно такого типа? И т.д.

Найти объяснение подмеченным фактам и подсчитанным цифрам можно, изучая литературные данные об особенностях строения и жизнедеятельности обнаруженных видов и групп, советуясь с научным руководителем и другими коллегами и просто размышляя о причинно-следственных связях. Конечно, ответить на некоторые из перечисленных вопросов не позволит объем и характер собранного материала, но постараться проанализировать полученные результаты как можно более основательно все равно необходимо. При этом описание фактов и представление полученных данных в цифрах и графиках является не самоцелью, а средством достижения цели работы.


^ 8. Как правильно сделать выводы.


Выводом является краткое подведение итогов исследований, обычно носящее более или менее обобщенный характер. В исследовательской работе, как правило, выводы есть не что иное, как ответы на вопросы, поставленные при формулировке цели и задач исследования. Выводы также можно рассматривать как краткое изложение по пунктам осмысленных и обобщенных результатов работы. При этом не следует путать выводы с результатами. Если последние представляют собой обнаруженные в ходе сбора материала «голые» факты, то выводы есть плод как опытов, измерений и наблюдений, так и размышлений над полученными данными. Например, «На 10 км учетного маршрута в сообществе А обнаружено 23 экземпляра вида Х, а в сообществе Б-148» - это всего лишь результат, но никак не вывод. Вывод же должен носить характер некоего обобщения: «Вид Х предпочитает сообщества типа Б сообществам типа А».

Другое не менее важное требование к выводам состоит в том, что выводы должны следовать из результатов, т.е. быть максимально обоснованными. Например, при учете муравейников в лесу N выяснилось, что большая часть муравьиных гнезд имеет как бы «срезанный», «развороченный» купол. Опираясь на эти данные, незадачливый исследователь делает вывод, что лес N в значительной степени подвергается антропогенной нагрузке. Однако, «виноватыми» в таком состоянии муравейников оказываются вовсе не люди, а населяющие лес кабаны, медведи и дятлы, для которых муравьи служат пищей. Чтобы выводы действительно были грамотно обоснованными, нужно обладать определенными знаниями, выходящими за пределы изучаемой темы. Также необходимо стараться выдвигать больше версий, объясняющих полученные результаты, а затем критически анализировать предварительные соображения, обращаясь за недостающей информацией к литературе и специалистам.

И, наконец, выводы должны основываться на достаточном объеме материала. Поскольку выводы являются обобщением фактов, то прежде, чем делать выводы, автор должен иметь, что обобщать, т.е. собрать достаточное количество фактов по теме своего исследования. Если закономерность не выявляется и при большей повторности, значит, ее просто нет или следует пересмотреть методику.

Итак, если выводы есть обобщение результатов, то они должны быть тщательно продуманы и подкреплены достаточным количеством фактов.


^ 9. Структура исследовательской работы.


Раздел «Введение». В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обоснование актуальности выполняемой работы, ее научное и практическая значимость, формулируются цель и задачи.

Раздел «Обзор литературы». Здесь автор должен показать знание основных работ по исследуемому вопросу, а также умение работать с литературой - подбирать необходимые источники, проводить их анализ и сопоставление. В тексте раздела следует помещать ссылки на используемые работы.

Раздел «Материал и методика». В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материалов, перечислить объекты исследований (наблюдений). В экспериментальной работе отмечается место проведения эксперимента.

Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то дается просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в не внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это же касается и случая, когда применяется полностью оригинальная методика.

В разделе следует перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.

Раздел «Характеристика района исследования». Этот раздел составляется с привлечением данных из материалов лесоустройства, имеющихся в лесхозе.

Раздел «Результаты исследований». Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов зависимости от решаемых программных вопросов и каждый из которых соответствует определенной цели.

В нем подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.д. и в котором делается сопоставление со сведениями из литературы. Если материал большой, тогда сравнительный анализ полученных данных выносится в отдельный раздел «Обсуждение результатов».

В тексте должны быть ссылки на рисунки или таблицы. В конце каждого подраздела делается краткий вывод.

Раздел «Выводы». В этом разделе кратко (по пунктам) формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейших исследований. Если в ходе исследования четких результатов получить не удалось, тогда вместо выводов пишется «Заключение», отличающееся несколько более пространными рассуждениями.

Раздел «Литература». В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Если есть работы, изданные за рубежом, то они пишутся также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все работы нумеруются в сквозном порядке.


^ 10. Оформление отчета по исследовательской работе.


Отчет по исследовательской работе выполняется на белых стандартных листах формата А4, расположенных вертикально.

На каждом листе оставляют поля: справа – 1 см, слева – 3 см, сверху и снизу – 2 см. поля не обводятся.

Текст должен быть напечатан на компьютере с межстрочным интевалом 1,5 знака, шрифт Times New Roman, размер 12.

Страницы нумеруются, начиная с 4-ой, посередине листа на верхних полях. Первой страницей считается титульный лист. На втором листе размещается содержание работы, на третьем – «Введение», объем которого обычно не превышает одного листа. После введения с четвертого листа начинается основная часть, включающая разделы от «Обзора литературы» до «Результатов исследования» включительно.

Основная часть оформляется сплошным текстом с небольшими интервалами между разделами и подразделами. Каждый раздел основной части нумеруется. Все подразделы должны иметь заглавия. После основной части на новом листе пишутся выводы (или заключение), затем, также с нового листа, литература.

При первом упоминании животного, растения, микроорганизма желательно в скобках указывать видовое название на латинском языке. К ботанической работе желательно приложить гербарий.

Таблицы имеют сквозную нумерацию и могут располагаться на листе вертикально или горизонтально. Справа пишется: Таблица №__. Ниже посередине – название таблицы. Если она взята из литературного источника, то после названия в скобках дается ссылка. Если в таблицу, сводятся полученные результаты и литературные данные, то ссылка ставится в соответствующей части таблицы. При необходимости ниже таблицы даются примечания. Если таблица не вмещается на один лист, то она переносится на следующий (следующие). На новом листе справа пишется: Таблица № и после номера – в скобках (Продолжение) или (Окончание).

Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т.п. – все они обозначаются как рисунки, которые также имеют сквозную нумерацию. Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечают только цифрами или значками.

Под рисунком с красной строки пишется:

Рис.(номер). Название. Условные обозначения: 1-…2-… и т. д.

У рисунков, заимствованных из литературы, после названия дается ссылка.

Ссылки оформляются по-разному, в зависимости от источника.

^ А. Книги и статьи с одним или двумя авторами.

Существуют два способа оформления ссылок. В первом случае в скобках указываются фамилия (или две фамилии) без инициалов и через запятую год издания. (Правдин, 1966), (Фогель, Мотульский, 1989).

В другом случае фамилия автора указывается в тексте работы. Тогда перед ней ставятся инициалы, а в скобках пишется только год. Пример: «В работе применялась методика, изложенная И.Ф. Правдиным (1966)».

^ Б. Авторов книги или статьи больше двух.

Тогда упоминается первый автор, а после его фамилии добавляется «и др.» или «с соавторами».

Пример: «В современном справочном пособии (Досон и др., 1991) имеются сведения…».

^ В. Авторов Книги очень много.

В этом случае вместо фамилии автора указывается название книги и год издания. Здесь также применяются два способа: название книги без кавычек вместе с годом издания помещается в скобках или название с кавычками в тексте, а год – в скобках. Пример: «Имеется следующее определение изученного явления (Биологический энциклопедический словарь, 1989)» или «В «Биологическом энциклопедическом словаре» (1989) это явление определено следующим образом...».

Длинное название книги можно привести только один раз, а в дальнейшем сократить его. Так, «Руководство по изучению питания рыб в естественных условиях» (1961) будет обозначаться:

«Руководство…» (1961) или (Руководство…, 1961).

Если в тексте приводится дословная цитата, то после года через запятую необходимо указать страницу, на которой располагается цитируемый фрагмент.

При использовании нескольких работ одного автора в ссылке после фамилии через запятые ставятся годы изданий от самых ранних к более поздним (Дубинин, 1966, 1985). Если публикации вышли в свет в один год, тогда после года издания ставятся буквы (Шмальгаузен, 1968 а,б).

Если в ссылке необходимо указать несколько работ разных авторов, то они отделяются точкой с запятой. При этом желательно перечисление делать в хронологическом порядке.


^ 11. Оформление списка литературы.


Существуют определенные библиографические правила для различных источников, которых следует придерживаться. Каждая книга или статья записывается с красной строки.

  1. Однотомные издания с указанием автора:

№. Фамилия Инициалы. Название. – Место издания, год – количество страниц.

  1. Однотомные издания, подготовленные коллективом авторов:

№. Название. – Место издания, год – количество страниц

  1. Многотомные издания

№. Фамилия Инициалы (если есть). Название: в …т. – место издания, год. – Т.1…..Т.2….

  1. Статьи

№. Фамилия Инициалы. Название статьи // Название сборника. – Место издания, год. – стр. от ..до …


Схема оформления титульного листа



Школьное лесничество

«Ключик»

___________________ средней общеобразовательной школы

______________________ района

Владимирской области


НАЗВАНИЕ РАБОТЫ


Автор работы:

Ф.И. - ученик (ца) __класса

_________________ школы


Руководитель:

Ф.И.О. – учитель биологии


2010 год










Похожие:

Задача данных рекомендаций состоит в том, чтобы показать основные принципы ведения самостоятельной исследовательской работы, применяемые в изучении объектов исследования iconПамятка для учащихся при подготовке выступления по результатам исследовательской деятельности
Задача преподавателя – организатора исследовательской работы, выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом,...
Задача данных рекомендаций состоит в том, чтобы показать основные принципы ведения самостоятельной исследовательской работы, применяемые в изучении объектов исследования iconИсследовательская работа ученика 4 «Б» класса моу сош №6 Объектом исследования данной работы являются кактусы. Цели исследовательской работы
Узнать особенности природной среды обитания кактусов, чтобы создать для растения условия, которые напоминают ему родину
Задача данных рекомендаций состоит в том, чтобы показать основные принципы ведения самостоятельной исследовательской работы, применяемые в изучении объектов исследования iconУпражнения на разрешение конфликтов Упражнение «Равновесие»
Ведь по сути дела, конфликт — это поражение, а ваша задача состоит в том, чтобы организовать бесконфликтное взаимодействие и непременно...
Задача данных рекомендаций состоит в том, чтобы показать основные принципы ведения самостоятельной исследовательской работы, применяемые в изучении объектов исследования iconПрограмма экспериментальной исследовательской работы в моу «параткульская оош» Тема. «Организация профориентационной работы в младшем и среднем звене школы»
...
Задача данных рекомендаций состоит в том, чтобы показать основные принципы ведения самостоятельной исследовательской работы, применяемые в изучении объектов исследования iconОсновные требования к проведению физкультминуток
Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии
Задача данных рекомендаций состоит в том, чтобы показать основные принципы ведения самостоятельной исследовательской работы, применяемые в изучении объектов исследования iconВ. А. Сухомлинский Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, с
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить...
Задача данных рекомендаций состоит в том, чтобы показать основные принципы ведения самостоятельной исследовательской работы, применяемые в изучении объектов исследования iconСистема упражнений по теме «Система управления базами данных. Субд microsoft Access»
Применение основных навыков работы с субд. Применяется при изучении вышеуказанной темы, так же может использоваться как материал...
Задача данных рекомендаций состоит в том, чтобы показать основные принципы ведения самостоятельной исследовательской работы, применяемые в изучении объектов исследования iconОрганизация самостоятельной работы обучающихся
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и...
Задача данных рекомендаций состоит в том, чтобы показать основные принципы ведения самостоятельной исследовательской работы, применяемые в изучении объектов исследования iconУроках в математики
Основная задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса,...
Задача данных рекомендаций состоит в том, чтобы показать основные принципы ведения самостоятельной исследовательской работы, применяемые в изучении объектов исследования icon1. Основные принципы бюджетного учета 2 Расчеты по оплате труда и стипендиям 3
Основные правила ведения бухгалтерского учета определены Законом "О бухгалтерском учете". Эти правила следующие
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов