Утверждаю Директор школы Мочалина Н. В. Приказ от 31. 08. 2010 г. №107 Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№8 icon

Утверждаю Директор школы Мочалина Н. В. Приказ от 31. 08. 2010 г. №107 Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№8



НазваниеУтверждаю Директор школы Мочалина Н. В. Приказ от 31. 08. 2010 г. №107 Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№8
страница1/4
Дата конвертации04.11.2012
Размер0.66 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

Утверждаю

Директор школы

Мочалина Н.В.

Приказ от 31.08.2010 г. №107


Программа развития

Муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы№8

«Школа- центр духовно-нравственного воспитания»


Принята Советом школы (протокол от 31.08.2010 г. № 1)


г.Кулебаки

Нижегородской области

2010 год

Содержание разделов программы развития школы

I. Паспорт программы развития школы. 3

II. Аналитическая часть

1. Историческая и информационная справка о школе. 5

2. Анализ результативности учебно-воспитательного процесса. 8

3. Исследования по определению наиболее значимых проблем. 9

4. Актуальность проблемы и обоснование выбора модели учебно-воспитательного процесса. 10

III. Модель учебно-воспитательного процесса

1. Концепция духовно-нравственного развития личности « Я духовно-нравственный ». 12 2. Воспитательная система школы по реализации концепции духовно-нравственного развития личности « Я духовно-нравственный ». 13

3. Образовательная система школы по реализации концепции духовно-нравственного развития личности « Я духовно-нравственный ». 18

4. Инновационное методическое сопровождение реализации концепции духовно- нравственного развития личности « Я духовно-нравственный ». 21

5. Система управления учебно-воспитательным процессом по реализации

концепции духовно-нравственного развития личности « Я духовно-нравственный ». 22


^ IV. Практическая часть

1.Перспективное планирование образовательного процесса по реализации программы. 25

2. Этапы реализации программы развития школы. 30

3. Ресурсное обеспечение программы развития. 30

^ V. Контрольная часть

1. Ожидаемые результаты реализации программы. 31

2. Программа исследования результатов деятельности по реализации концепции духовно-нравственного развития личности « Я духовно-нравственный ». 32

^ VI. Литература 36


Паспорт программы

Образовательное

учреждение

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г.
Кулебаки Нижегородской области

^ Нормативная база Программы

развития

Конституция РФ, Международная конвенция «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщая декларация прав человека», Национальная доктрина образования, Закон Российской Федерации «Об образовании», современная национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа» до 2020 года, Кон­цепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009—2013 годы, Программы развития образования Кулебакского района, Устав муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8.

^ Авторы-составители программы

Н.В.Мочалина, директор школы

А.М.Кутузова, зам. директора по УВР

Т.В.Симакова, зам. директора по ВР

^ Авторы- разработчики программы

Рабочая группа из представителей администрации школы, педагогов, Совета ОУ

Исполнители программы

Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы

^ Научные консультанты


А.В.Бородина, педагог, филолог, публицист, автор и разработчик учебных курсов «Основы православной культуры», «История религиозной культуры»,автор учебно-методических пособий и статей для общеобразовательных учреждений .Член Союза писателей России.

И.А.Котина, старший научный сотрудник лаборатории гражданского становления личности ГОУ ДПО НИРО, заместитель руководителя отдела образования Нижегородской епархии РПЦ.

^ Ведущие идеи программы развития школы

- Обновление содержания образования в рамках духовно-нравственного становления личности.

- Школа – центр образования и воспитания, базирующихся на духовно-нравственных ценностях.

- Активизация творческого потенциала педагогов при поиске и поддержке талантливых и одаренных детей, создание условий для постоянного квалификационного роста и стимулирование лучших педагогов.

- Раскрытие определяющей роли Православия в образовательно-воспитательном процессе.

- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

- Создание условий для здорового образа жизни.

^ Миссия школы

Целенаправленное взаимодействие педагогов школы с ребенком, с семьей и Церковью для патриотического и духовно-нравственного развития личности школьника, ценностного самоопределения, выбора индивидуальной жизненной позиции в процессе образования и воспитания, освоения опыта православной Отечественной культуры, формирования потребности в постоянном самосовершенствовании .

^ Цель программы

Создание системы духовно-нравственного воспитания молодежи для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите, способного сделать верный выбор в начале жизненного пути и нести полную ответственность за принятое решение.

^ Задачи программы

1. Создать единое образовательное и воспитательное пространство, направленное на модель выпускника.

2. Формировать готовность и способность к реализации творческого потенциала школьника в предметно-продуктивной и духовно-нравственной деятельности на основе моральных норм и отечественных традиций.

3. Создать условия для формирования внутренней потребности к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации на основе православно-христианских принципов.

4. Воспитывать чувство патриотизма, активную гражданскую позицию, любовь к Родине, уважение к правам и свободам человека.

5.Воспитывать здоровый образ жизни.

6.Расширять кругозор участников образовательного процесса в области истории и культуры своего народа и отечественных традиций.

7. Совершенствовать значимость системы духовно-нравственного воспитания в семье на культурно-исторических традициях русского народа.

^ Сроки реализации программы

Программа реализуется в период

с сентября 2010 г. по август 2015 г.



Главный

ожидаемый

результат

Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.



^ II. Аналитическая часть

1. Историческая и информационная справка о школе

Место, где расположена школа №8 святое и намоленное, так как именно на этом месте располагался храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, сооруженный в память Священного Коронования императорских величеств освященный 4 декабря 1897 года в селе Кулебаки благословением преосвященнейшего Владимира, епископа Нижегородского и Арзамасского, рассчитанный на 1000 человек молящихся; имеющий три предела: 1) во имя Святителя и Чудотворца Николая, 2) во имя Святой Царицы Александры и 3) во имя мученицы Иулии. Церковь была деревянной, стояла на краю села. За ней находился погост (кладбище). При храме бала открыта церковно-приходская школа. Храм разрушили в ноябре 1937 года.

В 1939 году была введена в эксплуатацию средняя общеобразовательная школа№8, в 1959 г. сделан пристрой под мастерские. В 1961г. – надстроен третий этаж школы.

В 1996 г. получила ныне действующую лицензию на право ведения образовательной деятельности. В нашей школе: 429 обучающихся , 22 класса-комплекта, 39 педагогов, 16 человек обслуживающего персонала. Школа славится своими выпускниками, людьми разных профессий. За 70 лет существования средней школы №8 9 выпускников награждены золотой медалью «За особые успехи в учении», 37 выпускников – серебряной медалью «За особые успехи в учении». Местное сообщество, родители, выпускники позитивно относятся к деятельности школы.

Название (по уставу): Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8

^ Организационно-правовая форма: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Кулебаки.

Учредитель: Администрация Кулебакского района Нижегородской области

^ Год основания: 1939

Юридический адрес: 607010, Нижегородская область, г. Кулебаки, ул. Труда, 15

Телефон: 8(831 76) 5-41-81, 8(831 76) 5-34-67

E-mail: school8.kul@mail.ru

Должность руководителя: директор школы

Фамилия, имя, отчество руководителя: Мочалина Нина Васильевна

ИНН / КПП 5251005148\525101001

Лицензия выдана 23.10.2009г , серия А № 314600 Министерством образования Нижегородской области

Свидетельство о государственной аккредитации серия 52 № 000005, выдано 20.10.2009г. Министерством образования Нижегородской области

Свидетельство о регистрации права: объект права: Школа № 8, с-во 52 – АГ 011627, выдано 15.09.2009 Управлением Федеральной регистрационной службой по Нижегородской области

Свидетельство о регистрации права: объект права: земельный участок, с-во 52 – АГ 011155, выдано 19.10.2009 Управлением Федеральной регистрационной службой по Нижегородской области

Свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения серия 52 № 003735403, выдано 09.02.1996г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Нижегородской области

Формы муниципального общественного управления: Совет школы с 2000г.

Проектная мощность здания - 500 человек.

Школа работает в две смены: начало 1-ой смены в 8.00, 2-ой – в 13.35. В 2010-2011 учебном году в 1 смену обучается 78% обучающихся, - во 2-ую – 22%.

Основной формой получения образования в школе является очная дневная форма. В школе сформированы классы с постоянным составом учащихся.

Основной формой организации учебно-воспитательной процесса в школе является урок. Продолжительность урока и длительность перемен устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Образовательное учреждение работает в условиях шестидневной рабочей недели, кроме начальной школы, которая работает в условиях пятидневной рабочей недели.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

Начальное общее образование (I ступень) обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Нормативный срок освоения 4 года. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

Основное общее образование (II ступень) обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования, условия становления и формирование личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Нормативный срок обучения 5 лет.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Среднее (полное) общее образование (III ступень) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися образовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. Нормативный срок обучения 2 года Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.

Всего в школе 39 педагогических работников.

высшей категории – 8 человек (20.%)

I категории – 28 (71.7%)

II категории –2 (5.1%)

Не имеют категории – 1 (2.5%)

Со стажем работы от 1 до 3-х лет – 1 (2.5%)

Педагогов с высшим образованием – 35 (89.7%)

Со средним специальным образованием – 4 (10.3%)

В МОУ СОШ №8 работают педагоги, которые постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство через курсовую систему повышения квалификации и аттестацию на более высокие квалификационные категории. В целом курсовую подготовку прошли 94.8%, аттестовано 97.4% педагогов школы.

Преобладающее количество педагогов имеют стаж работы свыше 20 лет (61%)

Награждены наградным значком «Почетный работник общего образования РФ» - 2 человека, Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ – 5 учителей.

Таким образом, школа обеспечена высококвалифицированными кадрами, готовыми к реализации программы развития школы.

^ Сведения о родителях по уровню образования:

высшее образование - 15%;

среднее специальное - 39%;

среднее - 35%;

неполное среднее - 1%.

Большая часть родителей в социальном заказе школы ставит на первый план обеспечение уровня подготовки, необходимого для поступления в высшие учебные заведения (84%), кроме того, обучение общению (75%), развитие творческих способностей (82%), формирование общеучебных умений (97%).

В школе сложилась система совместного участия в воспитании детей, сочетающая как традиционные, так и инновационные способы взаимодействия. К традиционным мы относим: проведение родительских собраний классов и общешкольного родительского комитета, на которых освещаются направления и результаты образовательной деятельности школы; работу педагога-психолога, направленную на педагогическое просвещение родителей, через мониторинг запросов родителей, анализ их педагогических затруднений, участие в проведении родительских собраний, проведение индивидуальных психолого-педагогических консультаций, через создание предметно-информационной среды.

К инновационным может быть отнесена деятельность, направленная на повышение правовой грамотности родителей (изучаются Устав, Правила поведения обучающихся, Положения об итоговой аттестации и др.), проводимая классными руководителями и администрацией школы при проведении тематических классных и общешкольных родительских собраний, а также через соответствующее оформление предметно-пространственной среды. Кроме того, в школе сложилась система традиционных мероприятий, проводимых с участием родителей: это «Семейные эстафеты», праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. В начальной школе и среднем звене проводятся новые нетрадиционные формы родительских собраний, родители регулярно привлекаются для организации классных дел, экскурсий.

Школа - не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Жизнедеятельность учащихся, ее содержание, общение и отношения детей и взрослых - естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей, наполненная разнообразными делами должна быть организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

Поэтому одним из важных элементов организации воспита­тельного процесса в школе является работа объединений дополнительного образования, которые позволяют в достаточной степени удовлетворить по­требности учащихся в самовыражении и самореализации, выбора круга об­щения, выбора жизненных ценностей и ориентиров.

«Маленький театр книги» - Коженкова В.Б.

«Ритмическая мозаи­ка», «Музыкальная шкатулка», «Веселые нотки»-Приказнова Л.А.

«Арт-Фантазия» - Кваскова Н.В.

«Духовно-нравственная этика» - Шаблыгина С.В., Шмелева Е.Н., Анисимова Н.В.

«Веселый английский» - Шаблыгина С.В.

«С компьютером на ...Ты», «Учимся создавать презентации» - Феоктистова Ю.А.

«Секреты орфографии», «Математическая лесенка» - Николаева М.В.

«Кулинария» - Анохина С.В.

Секции «Баскетбол», «Волейбол», «ОФП» - Климова Е.В., Жилкина Н.И.

ДЮП, ЮИДД – Климова Е.В., Жилкина Н.И.

Услугами дополнительного образования в 2009-10 году воспользовалось следующее количество учащихся: Количество учащихся, посещающих школьные объединения 330 чел. (73%), посещающих УДО на базе школы 55 чел. (12%).

Общая занятость 385 чел.(85%).

В школе созданы все условия для физического и духовного –нравственного воспитания учащихся.


^ 2. Анализ результативности учебно-воспитательного процесса

В 2000-2010 гг. школа работала по реализации программы развития «Обновление», основное направление которой через патриотическое семейное, трудовое, нравственное обновление учителей, учеников, родителей воспитать гражданина, патриота, семьянина, способного к созидательному труду и защите Отечества.

В 2004 г. к 65-летию школы был проведён творческий отчёт и семинар зам.директоров по ВР о реализации программы развития воспитания « Семь Я». Создан банк по передовому педагогическому опыту. В 2009 учителя школы приняли участие в 4 районной конференции «Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи в образовательном пространстве Кулебакского района»

В 2009г. на районном семинаре заместителей директоров по УВР «Предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов: практика, проблемы, перспективы» участники семинара были ознакомлены с особенностями организации предпрофильной подготовки, ее целями и задачами. В 2010г. к 70-летию школы был представлен опыт школы по реализации программы развития школы «Обновление».

Связь всех времён жизни школы осуществляется через традиции, вводящие определённую стабильность в деятельность коллектива и в то же время придающие неповторимое лицо школе. Неотъемлемая черта традиций – их военно - патриотическая направленность: школа-госпиталь /1941-45г./, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, вручение им подарков, сделанных руками ребят; возложение цветов к вечному огню, Пост №1; участие в митинге 9 Мая; Уроки-мужества с шефами-воинами Саваслейского гарнизона, уборка и благоустройство сквера на площади Революции, посадка деревьев, цветов на школьной территории. Школа-участок цеха металлургического завода. Вся внеурочная воспитательная деятельность учащихся и педагогов шко­лы организована через коллективно-творческие, традиционные дела и праздники («День знаний», «День здоровья», «День учителя», «День самоуправления». «Осенние праздники», «Новогодняя феерия», «Вечер встречи с выпускниками». «Эстафета Будущий воин», «Праздник мам и бабушек, девочек», «Предметные недели», «Последний звонок», «Выпускной бал» Игра «Зарница», Вахта памяти ко Дню Победы, «Трудовая практика», «Оздоровительный лагерь», «Походы, экскурсии, поездки»), которые объединены в творческие периоды:

«Мы выбираем - нас выбирают»

«Осенняя краса родного края»

«Зимний калейдоскоп»

«Помните ребята»

«Хорошими делами прославимся, друзья»

«Мир дома моего».

Действует школьный краеведческий музей «Сердцу милый уголок».

Из 35 педагогов школы 22 человека (63%) – выпускники нашей школы; есть педагогические династии Захаровых-Савиных, Рогачёвых-Мочалиных-Анохиных, Лобановых–Шаблыгиных, Желтовых, Шмелёвых, Белюковых, Жилкиных, другие педагоги, стали настоящими патриотами родной школы.

Школа реализует личностно-ориентированное образование, создаются оптимальные условия для творческой самореализации личности, о чем свидетельствуют успехи выпускников при поступлении в различные учебные заведения (82-87%), результативность на районных олимпиадах (ежегодно 9-16 победителей и призёров), 144 ученика показали хорошие результаты участвуя в международных, всероссийских, областных, конкурсах. Современные образовательные технологии способствуют оптимизации образовательного процесса. По результатам промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в школе 99% уровень обученности, 49% качество знаний. Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности, военно-патриотической работы педагогического коллектива. В настоящее время педагогический коллектив проходит этап научной рефлексии и обновления воспитательной системы: системообразующим элементом становится деятельность по формированию у школьников и взрослых высоких духовно-нравственных качеств, по созданию особой среды развития ребенка как важнейшего условия воспитания полноценной духовно-нравственной личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

Создано единое образовательное пространство.




^ 3. Исследования по определению наиболее значимых проблем

С целью выявления нравственной воспитанности учащихся был применен тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». В исследовании приняли участие 361 учащийся 3-11 классов. Анализ показателей свидетельствует о нравственной воспитанности, о сформированности ориентации на другого человека у 75% учащихся.

У 34% учащихся поведение импульсивно, неустойчиво, они поступают по отношению к другим людям в зависимости от настроения либо стечения обстоятельств, их поведение регулируется не внутренней потребностью личности, а внешними требованиями, в основном требованиями старших. Детей с явно выраженной эгоистической направленностью, безнравственной ориентацией не выявлено.

63% опрошенных ответственно относятся к общественно полезному труду. У 78 % учащихся развито ответственное отношение к общественным поручениям, чувство долга. Отношение к учебной деятельности прослеживается из анализа ответов: в 9-х классах только 20% опрошенных рассчитывают на шпаргалки, а в 11-х таких учащихся 6%, что свидетельствует о сформированности чувства сознательного отношения к учебе, стремления к самообразованию и самореализации.

Поводом для педагогических размышлений стали данные, полученные в процессе использования методики диагностики личностного роста учащихся (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова).

За период реализации программы развития «Обновление» (2000-2010гг.) произошли существенные изменения в сообществе, обществе, государстве, которые в совокупности являются факторами влияния на все социальные системы и на образование в частности. Время побуждает нас пересмотреть свои педагогические позиции, модифицировать устоявшуюся систему обучения и воспитания.

  1   2   3   4




Похожие:

Утверждаю Директор школы Мочалина Н. В. Приказ от 31. 08. 2010 г. №107 Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№8 iconУтверждаю: Приказ №44-а от «15» августа2011 года Директор муниципального общеобразовательного учреждения Семичанской средней общеобразовательной школы №7 С. Л. Гилевич Публичный доклад
...
Утверждаю Директор школы Мочалина Н. В. Приказ от 31. 08. 2010 г. №107 Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№8 iconПаспорт Программы развития школы
Целевая комплексная программа развития муниципального образовательного учреждения Борцовской средней общеобразовательной школы №5...
Утверждаю Директор школы Мочалина Н. В. Приказ от 31. 08. 2010 г. №107 Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№8 iconПрограмма развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Пазелки Бессоновского района Пензенской области на 2008-2013 годы Содержание.
Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Пазелки Бессоновского района
Утверждаю Директор школы Мочалина Н. В. Приказ от 31. 08. 2010 г. №107 Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№8 iconПротокол № Утверждаю директор школы О. А. Селиверстова приказ № от 20 г. Положение о школьном спортивном клубе
Муниципального казенного образовательного учреждения Папузинской основной общеобразовательной школы
Утверждаю Директор школы Мочалина Н. В. Приказ от 31. 08. 2010 г. №107 Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№8 iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся муниципального образовательного учреждения хребтовской средней общеобразовательной школы №11 на 2011 -2015 учебные годы
Муниципального образовательного учреждения хребтовской средней общеобразовательной школы №11
Утверждаю Директор школы Мочалина Н. В. Приказ от 31. 08. 2010 г. №107 Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№8 iconПаспорт Программы развития школы
Настоящая Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7 им. А....
Утверждаю Директор школы Мочалина Н. В. Приказ от 31. 08. 2010 г. №107 Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№8 iconПрограмма развития образовательного учреждения Москаленской средней общеобразовательной школы №3 «Школа социального успеха»
Программа развития образовательного учреждения Москаленской средней общеобразовательной школы №3
Утверждаю Директор школы Мочалина Н. В. Приказ от 31. 08. 2010 г. №107 Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№8 iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с. Усак-Кичу муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан на 2010-2015 гг
Перспективная программа развития в качественно новой модели образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное бюджетное...
Утверждаю Директор школы Мочалина Н. В. Приказ от 31. 08. 2010 г. №107 Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№8 iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения Игнатовской средней общеобразовательной школы на 2011-2015 годы Содержание Стр I. Паспорт Программы
Аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития школы
Утверждаю Директор школы Мочалина Н. В. Приказ от 31. 08. 2010 г. №107 Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№8 iconПрограмма работы по повышению икт компетентности педагогов муниципального образовательного учреждения «Сватайской средней общеобразовательной школы им. Г. Г. Колесова»
Икт компетентности педагогов муниципального образовательного учреждения «Сватайской средней общеобразовательной школы им. Г. Г. Колесова»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов