Политология словарь справочник icon

Политология словарь справочник



НазваниеПолитология словарь справочник
страница1/15
Дата конвертации18.12.2012
Размер2.39 Mb.
ТипСправочник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
1. /Политология. Словарь-справочник. Код 0063.docПолитология словарь справочник


Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Хабаровская государственная академия экономики и права


Кафедра социально-гуманитарных наук


ПОЛИТОЛОГИЯ

Словарь - справочник


Хабаровск 1998

Введение


Настоящий словарь-справочник по политологии отличается от привычных учебных пособий. Учебная дисциплина изложена в нем в форме ключевых понятий политической науки, расположенных в алфавитном порядке. Автор стремился к простым и ясным суждениям, раскрывая суть политических терминов. Точность определений в словаре – ключ к пониманию тем. Слово “термин” в переводе с латинского означает граница, внешний предел определенного пространства. Можно сказать, что дать определение – значит ограничить установленными границами применение слова, употребив его в точном соответствии со смыслом. Одно и то же слово может иметь разный смысл, поскольку может использоваться для обозначения разнопорядковых явлений. Поэтому в ходе работы над словарем потребовалось теоретическое уточнение некоторых понятий для решения главной дидактической задачи - передачи знаний. Автор использовал при подготовке настоящего учебного пособия десятки монографий, учебников, статей, опубликованных как у нас в России, так и за рубежом.

Настоящий словарь-справочник ни в коем случае не претендует на всеохватность. Наоборот, количество понятий сведено к минимуму, но зато эти понятия раскрыты с достаточной полнотой и глубиной. Цель данного издания – помочь студентам, всем, интересующимся политологией, овладеть категориальным аппаратом и, не тратя время на прочтение всего курса, найти нужные для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам темы. Важно подчеркнуть, что учебное пособие написано в соответствии с установленными федеральными государственными образовательными стандартами и рабочей программой кафедры СГН ХГАЭП. Автор принципиально избегал категоричности суждений и оценок, предоставляя самому читателю делать выводы, принимая в полном согласии с духом плюрализма ту или иную теоретическую точку зрения.

Несмотря на то, что уже опубликовано несколько словарей по политологии, все еще остаются недостаточно разработанные понятия и темы. К тому же каждый автор имеет право на собственное видение проблем и на несогласие с рядом положений, которые излагаются в изданных учебниках и словарях. Этот словарь отличается еще и справочным характером, поскольку содержит обширный материал (дополненный данными, цифрами, историческими фактами) по ряду излагаемых тем.


В тексте словаря-справочника используется система подчеркивания тех терминов и понятий, которые раскрываются в других статьях. Благодаря этому можно более глубоко изучать взаимно перекрещивающиеся основные темы единого курса политологии. В отдельных случаях излагается этимология слов, что помогает глубже понять их смысл. Во многих статьях словаря-справочника даются сведения о генезисе теорий, для этого называются имена авторов политических концепций или категорий с указанием в скобках года, когда впервые эти идеи были опубликованы.

Для удобства поиска терминов в конце словаря дается индекс всех понятий – статей в алфавитном порядке. Кроме того, излагается примерный пронумерованный список тем учебного курса, с которым соотнесены раскрываемые в словаре термины (индекс содержит в скобках напротив каждого термина номера тем курса, к которым они имеют прямое отношение).

Все восемьдесят три статьи изложены в алфавитном порядке. Их объем предопределяется значимостью проблемы в рамках курса политологии. Отсюда – некоторая асимметрия материала словаря-справочника. В словаре используется система сокращения ключевых понятий, стоящих в заглавии статей, которые в тексте обозначаются начальными заглавными буквами, например, "массовизация политики" – М.П. Слова приводятся в единственном числе. Политологические понятия если они состоят из прилагательного и существительного, начинаются обычно с имени существительного, например "власть военная". Исключениями являются такие слова, где прилагательные помогают подчеркнуть специфику понятия, например, "внешняя политика", "внутренняя политика".

Автор ставил перед собой задачу – не ограничиваясь понятийным уровнем анализа, отразить в статьях реальные жизненные проблемы, в особенности российские политические реалии. Особое внимание уделено вопросам, относящихся к проблеме взаимосвязи экономики и политики.

Правильно назвать явление - значит понять его суть. Многие, взявшиеся за изучение политической науки, испытывают терминологические трудности, не могут свободно оперировать категориями. Настоящий словарь-справочник призван помочь овладеть языком современной политологии, без которого не может быть концептуально оснащенного политического мышления.


АБСОЛЮТИЗМ (от лат. absolutus - безусловный) – 1. Политическая теория, обосновывающая принцип неограниченности, неделимости и неподконтрольности кому бы то ни было (в том числе и народу) власти монарха. Этот принцип лучше всего выразил французский король Людовик ХIУ, который будто бы сказал в заседании парламента (1665): "Государство - это я". Выдающимся теоретиком А. был французский политический мыслитель юрист Жан Боден. В его произведении "Шесть книг о государстве", появившемся в 1576 г. впервые в истории было дано толкование суверенитета как важнейшего признака государства. По утверждению Бодена носителем суверенной власти является монарх, выше которого только бог и законы природы. В дальнейшем идею А. развил Т.Гоббс в своем труде "Левиафан" (Лондон, 1651). Теория А. была подвергнута сомнению Дж. Локком ("Два трактата о правлении", 1690), который выдвинул концепцию правления с согласия управляемых.

2. Форма правления (абсолютная монархия), характеризующаяся сосредоточением в одних руках неограниченной власти (законодательной, исполнительной и судебной), разновидность авторитаризма. При А. юридических рамок власти правителя (монарха) нет, хотя могут присутствовать политические, морально-этические, религиозные и иные ограничения. Подданные не наделены политическими правами и свободами. Возникшая в период позднего феодализма, эта форма правления на сегодня сохраняется в горстке стран (можно назвать Саудовскую Аравию, Оман, Катар, Объединенные арабские эмираты). Такие государства могут даже иметь "конституции", которые на деле никак не ограничивают власть монарха.

АВТОРИТАРИЗМ - один из наиболее распространенных типов политических режимов, занимающий промежуточное место между тоталитаризмом и демократией. А. в своем крайнем выражении - это власть одного лица или группы лиц, осуществляемая неконституционными, насильственными методами, но в то же время допускающая культурный и социально-экономический плюрализм на уровне гражданского общества. А. режим в отличие от тоталитаризма не покушается на автономию личности в неполитических сферах и ограничивается установлением жесткого контроля в политической жизни. При определенных условиях допускается и поставленный в определенные рамки политический плюрализм. А. политическому режиму присущи следующие основные черты.

  1. Автократическая (самовластная) система правления, при которой источником власти фактически является не народ, а узкая самоназначенная группа (обычно во главе с верховным правителем) наделенных неограниченными полномочиями людей.

  2. Полицейский характер государства, злоупотребление властью в интересах личности диктатора. А. режим может править с помощью законов, однако принимаются они, в отличие от правового государства, недемократическим путем. Произвол находит выражение в репрессиях против политических противников, к которым режим может прибегать при необходимости. Для этого используются как официальные структуры (полиция, спецслужбы), так и нелегальные, но подконтрольные правительству отряды (вроде "эскадронов смерти" в некоторых странах Латинской Америки 70-х гг.).

  3. Ограничение или полная отмена основополагающих политических прав и свободу, запрет на занятие политической деятельностью частным лицам и организациям, монополизация политики правящей элитой, которая назначается сверху, а не выдвигается путем электоральной борьбы.

  4. Сохранение неполитических сфер гражданского общества вне прямого государственного вмешательства. А.р. может даже поощрять свободное частное предпринимательство, полагаясь на рыночные методы саморегулирования экономики, разрешать соперничество школ и направлений в науке и искусстве, вести гражданам свободный образ жизни при условии, если все эти проявления спонтанности не представляют угрозы для безопасности режима.

  5. А.р. в отличие от тоталитаризма не нуждается во всеохватывающей (тоталистской) государственной идеологии, поскольку устанавливается обычно сверху (например, путем переворота), а не в результате прихода к власти массового политического движения, вдохновляемого идеологией. А. не проводит кампании по принудительной политической мобилизации масс с помощью идеологии и пропаганды, он, напротив, заинтересован в аполитичности граждан. Идеология не нужна А. еще и потому, что этот режим основывается на традиционных национальных ценностях и не стремится переделать мир.

А. режимы существуют в различных формах, среди которых можно выделить следующие: абсолютные или дуалистические монархии (абсолютизм), военная власть; однопартийные режимы (например, Китай); псевдомногопартийные режимы ( фактически власть в государстве монополизирована узкой несменяемой элитой, опирающейся на силу, но допускающей в определенных рамках "игру в демократию" и многопартийность); теократический режим (при котором политическая власть принадлежит духовенству, а глава государства является одновременно его религиозным главой, например, Тибет до 1954 г., Саудовская Аравия, Иран, фактическая власть в котором принадлежит мусульманским духовным лидерам); персонифицированный режим (единоличная власть принадлежит диктатору, но без развитых политических институтов).

В настоящее время А. р. все еще преобладают на политической карте мира (в них проживает 80 процентов населения Земли) особенно в странах Азии и Африки. Однако наметилась тенденция к демократизации.

АКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - готовность и способность индивида использовать наличные ресурсы для достижения определенных политических целей. А.П. проявляется в различных формах политического участия. Социологами установлена корреляция между А.П. и такой переменной, как социальный статус. Жители больших городов более активны по сравнению с жителями небольших поселков и сел. Чем выше статус (доход, образование, престижность рода занятий и пр.), тем выше А.П. Объясняется это, во-первых, тем, что люди, занимающие высокие социальные позиции, располагают и большим набором ресурсов и, во-вторых, обладают чувством собственной политической эффективности (т.е. значительности, возможности влиять на политический процесс). А.П. - непостоянная величина, поскольку она может повышаться во времена кризисов, социально-политических потрясений и, наоборот, снижаться в периоды спокойного, нормального развития общества. А.П. зависит от степени мотивированности (заинтересованности) индивидов, а также от их информированности. Рост А.П. сопровождается политизацией масс - т.е. вовлечением в политику раннее пассивных индивидов и групп. Политически активные граждане составляют меньшинство, например, в России они составляют менее 10% взрослого населения. Однако именно активное меньшинство в истории всегда выступало движущей силой политических изменений.

АКТОР ПОЛИТИЧЕСКИЙ - субъект политики, действующее лицо, группа или организация, главной характеристикой которой является обладание относительно самостоятельной политической ролью. А. прямо воздействует на ход политического процесса внутри какой-либо политической системы (как национальной, так и международной). А. может считаться любой субъект политического действия, независимо от силы его влияния (от рядового избирателя до всесильного диктатора или государства на международной арене).

АНАРХИЗМ (от греч. anarchia безначалие, безвластие) - идейно-политическое течение, характерной чертой которого является отрицание всякого государства, организованной политической борьбы и политических партий, проповедь свободы личности от принудительной экономической, политической власти. Истоки учения анархистов можно найти в воззрениях античных мыслителей - софистов, киников, стоиков, которые выражали стремление к абсолютной свободе и отрицали государство (Антифонт, Зенон и др.). Во времена средневековья анархические идеи выступают в форме различных церковных ересей. В новое время английский мыслитель У.Годвин в книге "Исследование политической справедливости" (1793) провозгласил свой идеал социального устройства. В таком обществе люди будут обходиться без государства, объединяясь в мелкие самостоятельные общины. Идеал Годвина - свободное существование совершенно независимых личностей. При таком устройстве сами собой отпадут проблемы, связанные с материальным неравенством, исчезнут войны, конфликты, которые неизбежны в обществах, основанных на несправедливостях. А. - это общество, функционирующее без правительства. Это не означает, что индивид будет делать все, что захочет Необходимо, чтобы каждый вел себя ответственно, добровольно соблюдая нормы, служил общему благу, и тогда люди станут братьями. Семья станет не нужной. Учение У.Годвина было основано на вере во всемогущество разума, в то, что человек может изменить себя к лучшему. Почти все теоретики А. безоговорочно объявили и объявляют Годвина своим родоначальником. Его последователем стал учитель гимназии Макс Штирнер (И.Шмидт), который изложил свои взгляды в 1844 году в книге "Единственный и его собственность". Штирнер является самым последовательным из всех анархистов, поскольку он довел индивидуалистическую теорию до крайних ее выводов. Общество - это фикция, реален только отдельный человек, личность, "Я", "Единственный". Все находящееся вне "Я" Штирнер объявил "религией", "верой". Все это, включая государство, необходимо ниспровергнуть, для чего надо перестать верить в господствующие истины и представления. Тем самым "Я" - "эгоист" получит полную возможность поступать как ему угодно, осуществляя свое стремление к самоосвобождению. Вместо общества, основанного на частной собственности и государственном принуждении, будет создан добровольный "союз эгоистов", основанный на взаимной полезности и эксплуатации. В XIX веке доктрина и практика А. развивалась благодаря выдающимся его представителям - П.-Ж.Прудону, М.А.Бакунину, П.А.Кропоткину. В дальнейшем идеология А. использовалась крайне левыми деятелями в революционном движении. Теоретическая несостоятельность А. компенсировалась "решительными" и "бескомпромиссными" действиями. Свою задачу современные анархисты видят в том, чтобы "стимулировать инициативу и творчество масс", а также "подталкивать социальную революцию", разрушая устои капиталистического общества. В последние годы влияние А. упало вместе с общим снижением влиятельности левых идей.

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior поведение) - один из методологических подходов, используемых политической наукой. Сформировался под влиянием философии позитивизма и бихевиористского направления в психологии, возникшего под влиянием идей Уотсона в конце XIX - начале XX вв. Б. требовал исключить из исследования все субъективное (желания, нравственные убеждения, политические соображения исследователя) - и признать в качестве научно допустимых лишь выводы, полученные эмпирическим путем, т.е. опирающиеся на факты (события и предметы, обладающие свойствами наблюдаемости и измеряемости), эксперименты. Главное внимание, считали сторонники Б., следует обратить на изучение поведения людей, т.е. их действия и высказывания. Применительно к политологии принципы Б. Были впервые применены Артуром Бентли, в частности в его работе "Процесс правления", опубликованной в 1908 г. Позднее идеи Б. были развиты другими американским политологами, в том числе Ч.Мерриамом (1874-1953), которого считают отцом бихевиористского направления в политической науке. Ч.Мерриам выступил в 20-е гг. за применение более научных методов (точное измерение и проверку получаемых данных и выводов) для проверки теорий и гипотез политической науки, за укрепление ее связи с практикой, с реальной жизнью. Другой видный ученый, ставший основоположником рассматриваемого направления - Г.Лассуэлл (1902-1979). После 2-й мировой войны Б. стал, по существу, главным методологическим направлением в западной социологии и политологии, оттеснив на обочину институционализм (формально-юридический подход) и политическую философию.

Б. основывается на следующих исходных принципах: 1) объектом исследования политолога должны быть не формальные нормы, не абстрактные общие законы развития общества и политики, а политическое поведение индивидов как в формальных (юридически оформленных) структурах, так и в неформальных группах; 2) политология должна объяснять, как и почему происходят политические события, опираясь на эмпирические данные, получаемые путем наблюдения, измерений, проверки гипотез в контролируемых ситуациях (т.е. экспериментом), формулируя теоретические обобщения и опытным путем проверяя сделанные выводы; главной целью исследования является объяснение связи между переменными и основанное на этом предсказание вероятности тех или иных политических событий; 3) техника, методы анализа, используемые для получения данных и основанных на них обобщений, должны быть открыты для научной общественности и отвечать требованиям убедительности, надежности и повторяемости - это означает, что и другие ученые, следуя опробованным методам, с необходимостью получат сходные результаты; 4) личные пристрастия ученого не должны сказываться на результатах исследования, для чего следует следить за тем, чтобы факты были отделены от ценностей (манипулирование фактами для доказательства своих личных взглядов недопустимо), а политологу желательно не высказывать в своих научных работах суждения о своей приверженности каким-либо абсолютизируемым ценностям.

Б. внес значительный вклад в развитие политологии. Однако этот метод в последние годы подвергается критике со стороны многих ученых. Они обращают внимание на следующие недостатки Б.: 1) чрезмерное увлечение квантификацией (т.е. измерением количественных соотношений) при недооценке качественного анализа; 2) умаление роли ценностей в политологии, противопоставление "чистой науки" этике и политической философии; 3) узкий эмпиризм, обрекающий на описание локальных, сравнительно второстепенных факторов, влияющих на политический процесс. Реакцией на эту критику стало зарождение в 60-е годы постбихевиоризма (Д.Истон и др.), пытающегося избавиться от крайностей эмпиризма. В 50-е годы на авансцену политической науки выдвигается также структурный функционализм, который призван был восполнять недостатки Б. и удовлетворить потребности в "большой теории", дающей картину общества и политики как целого.

БЮРОКРАТИЯ (от фр. бюро, канцелярия и гр. кратос власть) - это иерархически организованная, рационализированная деперсонализированнная система административного управления, призванная обеспечивать максимальную четкость и эффективность деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, фирм и учреждений. Термин Б. используется в социологии и политологии в нейтральном значении, без негативной оценки. Под Б. понимают также особый социальный слой, которому принадлежит реальная власть в обществе наряду с публичными государственными институтами (парламентом, правительством).

Термин Б., если верить Этимологическому словарю французского языка, впервые прозвучал в 1759 г. и означал "власть бюролистов", "власть канцелярии", "власть чиновничества". До этого словом "бюр", "бюро" называли во Франции шерстяную ткань, которой в канцеляриях покрывали столы. В XVI веке этим словом именовали уже сам стол для письменных занятий, позднее - кабинет, канцелярию, где эти столы стояли. К концу XVII в. появилось слово "бюролист" - так назвали людей, сидевших за письменными столами в канцеляриях. Затем бюролисты были названы бюрократами. Бюрократы были во все времена во всех государствах. Однако Б. получила наибольшее развитие с образованием централизованных государств, с развертыванием промышленной революции, с расширением функции государства. В современном обществе большие социальные группы не могут обойтись без Б.

Современные научные представления о Б. сложились под влиянием немецкого социолога и политолога М.Вебера (1864-1920). Он считал Б. одним из достижений цивилизации на пути ко все большей рационализации и эффективности. Без учета роли Б., считал М.Вебер, невозможно понять существенные аспекты современного государства и его политики. Несколько преувеличивая, он утверждал: "В современном государстве с необходимостью и неизбежностью подлинным правителем является Б., поскольку власть осуществляется не через парламентские речи, не через указы монархов, а через рутину администрации". Вебер разработал модель Б., основными структурными компонентами которой являются: 1) постоянное осуществление штатными сотрудниками (для них это основное занятие и единственный источник доходов) функций в соответствии с установленными правилами; 2) систематическое разделение труда (работник трудится и решает вопросы только в пределах своей компетенции); 3) четко установленная должностная иерархия (т.е. система служебной зависимости, в которой чиновники не избираются, а назначаются; лица и учреждения, стоящие наверху, осуществляют контроль над нижестоящими; последние же получают приказы от вышестоящих и несут ответственность перед ними); 4) профессиональная подготовка должностных лиц; 5) государственное финансирование административного аппарата и подотчетность чиновников ( средства отпускает парламент и он же проверяет, как они расходуются); 6) деперсонализация управления (т.е. характер принимаемых решений должен быть отделен от личных дел работника, осуществление им функций не зависит от частных и внеслужебных связей между работниками, начальниками и подчиненными); 7) ведение письменной документации по всем аспектам деятельности.

Модель никогда не соответствует в точности реальной действительности. Б. не бездушный механизм. Состоит она не из винтиков, а из живых людей, у которых могут быть свои слабости и интересы. Из-за этого возникает бюрократизм, т.е. появление дисфункции в работе управленческого аппарата. Особую опасность представляет коррупция, которая может понизить легитимность режима ниже критической отметки. Коррупция, если она получает большой размах, может привести к преобладанию узкокорыстных интересов в принятии государственных решений из-за чего становится невозможным проведение политического курса, отвечающего интересам народа. В России, например, острой проблемой является сращивание Б. с бизнесом, что ведет к приватизации функций государства группами дельцов.

Вебер подчеркивает также "политическую нейтральность" Б., которая должна служить государству, а не партиям. Принципиальные решения, цели, стратегия разрабатываются политиками, т.е. людьми, выдвигаемыми путем выборов от политических партий в парламент, на высшие государственные посты и т.д. При демократии Б. должна реализовывать принятые решения, невзирая на свои собственные политические предпочтения. Ее задача в том, чтобы процесс государственного управления осуществлялся на профессиональном уровне, чтобы сохранялась преемственность независимо от смены партий у власти. (При тоталитаризме Б. сливается с господствующей политической партией и служит режиму). Б. выступает в качестве связующего (или разделяющего ) звена между представительной властью и обществом. Она играет важную роль в разработке и реализации политических решений. В связи с эти возникает проблема демократического контроля над Б.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




Похожие:

Политология словарь справочник iconСправочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. П. Воронковой
Т 86 Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Г. А. Аванесова, Л. П. Воронкова, В. И. Маслов, А. И. Фролов; Под ред....
Политология словарь справочник iconДокументи
1. /Политология/Вопросы к зачёту по дисциплине.doc
2. /Политология/Конспект/ПОЛИТИКА...

Политология словарь справочник iconСправочник по геогр. 1989 1 588 Словарь литературоведческих терминов 1974 1 712 -1

Политология словарь справочник iconСловарь справочник
Различаются эпические(роман, повесть, рассказ),лирические(ода, элегия) и драматические(комедия, драма, трагедия)
Политология словарь справочник iconВопросы для подготовки к зачету по дисциплине «политология» (Ковыляев К. Н.)
Политология, как наука о политике. Значение политического анализа современных проблем общественного развития
Политология словарь справочник iconН. И. Энциклопедия научной аттестации Т1 М.,2008 С. 169-182. Автореферат
Словарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования
Политология словарь справочник iconПредмет политологии. Политология
Политология-это наука о политике. Сам термин образован из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и...
Политология словарь справочник iconОб организации рефлексии на уроке
От позднелат reflexi – обращение назад, отражение; деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий и состояний...
Политология словарь справочник iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «политология» Для студентов всех специальностей
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине «Политология»...
Политология словарь справочник iconСправочник Мессии «Карманный справочник Мессии»: София; Москва; 2005
В «Иллюзиях» пользоваться этим Справочником Ричарда научил мессия Дональд Шимода
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов