Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с icon

Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с



НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с
страница1/12
Дата конвертации18.12.2012
Размер2.31 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
1. /Политология. Код 0092.docУчебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с


Министерство образования и науки Российской Федерации


ГОУВПО "Хабаровская государственная академия экономики и права"


Кафедра социально-гуманитарных наук


ПОЛИТОЛОГИЯ




Учебно-методический комплекс


для студентов дистанционной формы обучения всех специальностей






Хабаровск 2010


ББК Ф 01

Х 12


Политология: Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. – Хабаровск, РИЦ ХГАЭП, 2010. – 107 с.


Учебно-методический комплекс «Политология» включает методические указания по изучению данной дисциплины, теоретическую часть, соответствующую требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов экономического профиля, вопросы для самоконтроля, тесты и темы контрольных работ для получения зачёта, список рекомендованной литературы и глоссарий, содержащий важнейшие понятия политологии.

УМК «Политология» предназначен для студентов дистанционной формы обучения, а также может быть использован студентами дневного и заочного отделений для подготовки к семинарским занятиям, экзамену и зачёту по политологии.


Рецензенты: кафедра философии и политологии

ГОУВПО «Дальневосточная академия

государственной службы»


И.Ф. Ярулин, докт. полит. наук, проф.


Утверждено издательско-библиотечным

советом академии в качестве

методических указаний

для студентов


© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2010

© А.Ю. Завалишин, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение в дисциплину……………………………………………………………………..4


II. Методические указания по изучению дисциплины………………………...……….5

III. Политология (теоретическая часть курса)…………………………………..………..6

1. Политология – наука о политике………………………………………………………….6

2. Основные этапы возникновения и развития политических идей….………………….10

3. Власть в системе политических отношений……………………………………………15

4. Политическая система и политический процесс…………………………………….…18

5. Государство и гражданское общество………………………………..…………………22

6. Политическое поведение………………………………………………..……………….26

7.
Политическая культура: динамика формирования и развития………………………..28

8. Политическое лидерство и теории элит…………………………………….…………..32

9. Политические конфликты и способы их разрешения………………………………….35

10. Политическая идеология………………………………………………………………..39

11. Политические движения, партии и группы интересов………………………………..43

12. Общественное мнение и средства массовой информации……………………………12

13. Политические режимы………………………………………………….………………50

14. Демократический режим……………………………………….……………………….53

15. Выборы, избирательные системы………………………………………………………56

16. Политика и экономика…………………………………………………………………..58

17. Международная политика…………………………………………...………………….62

18. Политическое прогнозирование…………………………………………..……………65

IV. Самоконтроль……………………………………………………………………...……….68

IV.1. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….……..68

IV.2. Ключи к ответам на вопросы для самоконтроля……………………………………78

V. Контрольные задания (для получения зачёта по дисциплине)……………….…83

V.1. Тесты по политологии..………………………………………………………………..83

V.2. Контрольные работы…….……………………………………………………………..94

V.2.1. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ….……...94

V.2.2. Темы контрольных работ…………………………………………….…………96

VI. Список рекомендованной литературы………………………………………...……103

VII. Глоссарий…………………………………………………………………………………

.

I. Введение в дисциплину


Процесс обновления России, переход её к рыночным отношениям, политическому плюра-лизму требуют от граждан нашей страны всё более активного участия в общественно-поли-тической жизни государства. Сохраняется идеологическая фрагментация российского обще-ства. Политическая "расколотость" России усложняет процесс политического управления страной, решение острых социально-экономических и политических проблем. Усиливается и становится всё более осязаемой связь политики с экономикой (понимание этого особенно важно для будущего экономиста). Со второй половины XX в. происходит рост взаимозави-симости всех стран и народов мира (учёные называют этот процесс глобализацией). Сегодня то, что происходит за тысячи километров от жителей любого района России (финансовые потоки, торговля, терроризм, войны, экология и т.д.) так или иначе затрагивает интересы всех людей. И всё это – политические вопросы. Их решение зависит от каждого из нас.

Роль простых граждан в политической жизни общества постоянно возрастает. Соответ-ственно, возрастает значение политического образования. Знание важнейших положений политической теории позволяет людям делать ответственный выбор, активно участвовать в политической жизни страны, осознанно строить свое будущее.

Возрастает потребность и в дальнейшем развитии политической теории, глубоком и всестороннем осмыслении положения дел в обществе, изучении общественного мнения, ожиданий, устремлений различных слоёв населения. Кардинальная перестройка всех сторон нашей жизни, задача построения правового государства, процессы демократизации, утверж-дающаяся многопартийность выдвигают на первый план политические общественные отно-шения, которые как раз и составляют предмет политологии.

Методологическую основу курса составляет объективно-плюралистический подход к изучению политологических проблем и концепций. Его основные принципы: деидеологиза-ция (освобождение взглядов на общество от идеологического монополизма и идеологической конфронтационности), плюрализм научной информации (рассмотрение различных, порой противоположных по методологическим и мировоззренческим основаниям концепций); научная обоснованность.

Содержание данного учебно-методического комплекса (далее УМК) полностью соответ-ствует государственному образовательному стандарту по курсу "Политология" для высших учебных заведений экономического профиля.

Цель курса – систематизация и изложение в самом кратком виде политологического зна-ния, необходимого специалисту с высшим образованием.

Задачи курса: 1) ознакомление с основными политологическими концепциями современ-ности; 2) развитие навыков самостоятельного творческого осмысления и анализа проблем общественно-политического развития; 3) формирование гражданской и гуманитарной куль-туры будущего специалиста.

Успешное изучение данного курса позволит Вам выработать навыки самостоятельного анализа конкретных общественно-политических процессов и явлений, критического осмы-сления современных политических взглядов и концепций и как результат – сформировать гражданскую политическую культуру, основанную на демократических принципах.

Место курса в профессиональной подготовке студента ХГАЭП. Курс "Политология" даёт студентам возможность освоить исходные понятия, принципы и направления полити-ческих исследований, получить представление об основных тенденциях и направлениях политического процесса в России и мире, сформировать навыки самостоятельного квалифи-цированного анализа политических событий и политического процесса как в нашей стране, так и за рубежом, необходимые для будущей профессиональной деятельности в государст-венных и негосударственных организациях хозяйственно-экономического, административно-политического и социального профиля.

Требования к уровню усвоения основного содержания курса. Усвоение основного содержания курса "Политология" предполагает предварительное изучение студентом ряда дисциплин цикла ГСЭД, в частности, отечественной истории, философии и социологии. Необходимы также навыки работы с Интернетом. Критерием усвоения курса является успешное выполнение итоговых заданий: правильные ответы на тесты и зачтённая конт-рольная работа по одной из предложенных в данном УМК тем.


II. Методические указания по изучению дисциплины


При изучении курса "Политология" Вы столкнётесь с рядом проблем, от преодоления которых зависит успех Вашего изучения данной дисциплины. На что следует обратить вни-мание прежде всего?

Первая проблема связана с понятийно-категориальным аппаратом (научным языком) дисциплины. Вы обнаружите, что, казалось бы, знакомые Вам из других наук слова приобре-тают здесь незнакомое содержание. Дело в том, что значительная часть понятий и категорий политологии позаимствована из других наук (более всего из социологии, философии, физики, математики). Политологи лишь придали им иное политологическое значение. В связи с этим в данном УМК принят следующий порядок: в тексте дается определение и краткая характеристика понятия при первом его употреблении (в этом случае оно выделяется жирным курсивом). В дальнейшем в случае необходимости Вы можете уточнить значение того или иного понятия с помощью Глоссария, в котором есть указание на соответствующую страницу текста.

Вторая проблема связана со значительным многообразием политологических теорий, по-разному объясняющих одни и те же явления общественно-политической жизни. При этом многообразие точек зрения на один и тот же предмет не означает истинность одних и ложность других, а лишь подчёркивает многообразие и многоаспектность проявлений политического в нашей жизни. В данном учебном пособии представлены лишь те теории, которые являются наиболее известными и признанными в научной среде. Мы рассчитываем на то, что Вы проявите интерес к темам данного курса и сможете самостоятельно разоб-раться в интересующих Вас вопросах после завершения изучения политологии.

Третья проблема состоит в том, что практически все темы курса тесно интегрированы между собой внутренними логическими связями. Поэтому доскональное изучение любой темы потребует от Вас получения дополнительной информации из других разделов пособия. Соответствующие ссылки даны в скобках. Например, (►2.3) означает: "См. тему 2, раздел 3".

Четвёртая проблема технического свойства. До сих пор в библиотеках ощущается недо-статок учебной и научно-методической литературы по политологии. В связи с этим данное учебное пособие составлено таким образом, чтобы содержащегося в нём материала было достаточно для успешной сдачи зачета по политологии. Однако ограниченный объём посо-бия не позволил подробно изложить многие темы. Следовательно, Вам предстоит самостоя-тельно поразмышлять над тем, какие общественно-политические процессы и явления в мире, в России, в том регионе, где Вы проживаете, иллюстрируют изученные Вами политологичес-кие теории. Для этого Вы можете воспользоваться дополнительной литературой, рекомендо-ванной в данном УМК, любой другой доступной Вам научной и учебно-методической литературой по политологии, по возможности, изданной не ранее 2000 г., периодическими изданиями, а также всевозможными сайтами в Интернете, содержащими материалы по дан-ной дисциплине.

Обратите внимание на раздел IV. Вопросы для самоконтроля. Ответы на большинство из них потребуют от Вас умения логически мыслить, сопоставлять теорию и практику. Поиск правильного ответа на каждый вопрос позволит получить более глубокие знания по темам курса. Проверить правильность Ваших рассуждений Вы сможете с помощью ключей, размещённых в подразделе IV.2.

Работа над курсом политологии включает: 1) тщательное изучение материала, изложен-ного в данном УМК; 2) ответы на вопросы тестов (их необходимо представить преподава-телю для проверки); 3) самостоятельное изучение одной из политических проблем, оформ-ленное в виде контрольной работы (темы контрольных работ и порядок их выполнения приведены в разделе V.2). Положительная оценка за ответы на вопросы тестов и зачтённая контрольная работа означают, что Вы успешно выполнили программу изучения данного курса и получаете зачёт по политологии.


III. ПОЛИТОЛОГИЯ

(теоретическая часть курса)


1. Политология – наука о политике


1.1. История политологии. 1.2. Объект и предмет политологии. 1.3. Методы политологии и её функции в обществе. 1.4. Политика как социальное явление.

1.5. Политический институт


Основные понятия: институционализация, объект политологии, предметная об-ласть политологии, политология, политика, политический институт.


Данная тема открывает курс изучения политологии и является вводной. Вы познакоми-тесь с проблемой возникновения и развития политической науки, становлением научных взглядов на её объект и предмет, узнаете о методах, используемых в политологии и её функциях в современном обществе. Уяснение сущности политики позволит Вам получить более чёткое представление о её структуре и социальных функциях, о проблемах, связанных с определением границ политики в обществе, соотношении политики и морали. Вы получите представление о политических институтах, анализу которых посвящена большая часть данного учебного пособия.

1.1. История политологии. Политическая наука сравнительно молодая. Её возникновение обычно относят к концу ХIХ в., когда в нескольких ведущих университетах Европы и США открылись первые кафедры политологии. Вместе с тем начальные, во многом примитивные представления людей о политике, государстве, власти возникли ещё в глубокой древности. Вы сможете обнаружить зачатки политической теории в мифах и легендах, дошедших до нас из глубины веков, в научных трактатах мыслителей древнего Китая и Индии, античной Греции и Римской империи (►2.1). Основы современной политической теории и важнейшие принципы демократии коренятся в политических идеях эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени (►2.2).

Однако институционализация науки о политике началась именно на рубеже XIX–XX вв., когда политическая теория, выкристаллизовавшись в недрах социологии, обрела право называться самостоятельной наукой. Уже тогда среди учёных возникли и сегодня не затухающие споры о том, что считать объектом и предметом политологии, на что должно быть направлено внимание исследователей – создание фундаментальной политической теории или решение сугубо прикладных задач – того, как более эффективно захватывать, удерживать и использовать политическую власть в обществе?

Итоги научным дискуссиям были подведены в 1948 г. на специальном заседании ЮНЕСКО, проходившем в Париже. Политология получила официальный статус и была рекомендована для преподавания в университетах всего мира. За годы, прошедшие с момента принятия этого исторического решения, политология получила всеобщее призна-ние. Она оформилась в науку, которая позволила объяснить и во многом оптимизировать политический процесс современности. В то же время политология стала одной из фундаментальных учебных дисциплин, ставших краеугольным камнем в процессе формиро-вания политической культуры высокой гражданственности (►7.1), без которой был бы невозможен современный демократический процесс.

Итак, политология как наука существует уже более 100 лет. Однако вопрос о том, что считать её объектом и предметом, до сих пор волнует исследователей. Попробуем ответить на этот вопрос и мы.

1.2. Объект и предмет политологии. Вначале уточним, что объект науки – это то, на что направлено внимание исследователя, что противостоит ему в качестве элемента объективной реальности. Предмет науки составляют те стороны, признаки, свойства и отношения объек-та, которые изучает данная наука и никакая другая.

Если с идентификацией объекта политологии всё более или менее ясно – это политика во всех её проявлениях, то определение предмета вызывало и продолжает вызывать яростные научные дискуссии. Действительно, политику как социально-историческое явление изучают многие науки: философия, социология, история, социальная психология, политическая география и др. Где провести пограничную линию, отделяющую предметную область политологии?

В современной науке сложились две традиции в понимании данной проблемы. По мне-нию европейских ученых, предметом политологии является государство, а политология представляет собой единственную и единую науку о политике. Исследователи США, тради-ционно делающие упор на развитии прикладного аспекта политологии, её предметом опре-деляют власть, а саму политологию считают одной из наук о политике, наряду с полити-ческой философией, политической социологией, политической психологией и т.д.

Российские политологи, активно заявившие о себе в 90-е гг. ХХ в., попытались прими-рить дискутирующие стороны. По их мнению, власть (►3.1) составляет ядро предметной области политологии, к которой также можно отнести: политическую систему (►4.1), государство (►5), партии и партийные системы (►11), политическую культуру (►7), политическое поведение (►6) и т.д., то есть всё, относящееся к политической сфере жизни общества. Сама же политология представляет собой комплексную науку о политике во всех её проявлениях, которая интегрирует и синтезирует выводы других наук о политике (поли-тической философии, социологии политики, теории государства и права, политической психологии и др.).

1.3. Методы политологии и её функции в обществе. За время существования полито-логии исследователями была разработана совокупность методов, позволяющих достичь высокой степени объективности в изучении её предмета. Всю совокупность методов, исполь-зуемых в политологии, можно условно разделить на три группы:

1. Общелогические методы, используемые всеми науками и непосредственно организую-щие процесс познания: 1) анализ; 2) синтез; 3) индукция; 4) дедукция; 5) мысленный экспе-римент; 6) моделирование; 6) математический метод и т.д.;

2. Общие методы: 1) социологический – предполагает изучение политики как сферы деятельности различных заинтересованных групп (А. Бентли); 2) ценностно-нормативный – позволяет оценить значение тех или иных политических явлений с точки зрения общего блага, справедливости, выработать представление о политических идеалах, ценностях и нормах; 3) структурно-функциональный – рассматривает политику как систему, обладаю-щую сложной структурой, каждый элемент которой выполняет определённые социальные роли (функции) (Т. Парсонс); 4) системный – анализирует политику как целостный орга-низм, взаимодействующий с обществом посредством "входа" и "выхода" (Д. Истон, Г. Ал-монд) (►4.1); 5) диалектический – позволяет выявлять противоречия и конфликты, приводящие к политическим изменениям (►18); 6) бихевиористский (от англ. behavior – поведение) предполагает изучение политического поведения (►6), выработку инстру-ментов политического влияния на граждан с использованием методов конкретных социоло-гических исследований; 7) институциональный – ориентируется на изучение политических институтов (государства, партий, права и т.д.) и институциональных форм регулирования политики; 8) антропологический – рассматривает связь политики с биологическими особен-ностями человека (потребностями в пище, жилище, безопасности и т.п.); 9) психологический (психоаналитический)направлен на изучение индивидуальных качеств, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение индивидов (З. Фрейд, К. Юнг); 10) деятельностный – рассматривает политику как процесс, включающий вырабо-тку целей, принятие решений и последовательность их осуществления (►4.3); 11) сравни-тельный (компаративный)позволяет сопоставлять однотипные политические явления и процессы с целью выработки наиболее оптимальных путей решения единых для всех проблем; 12) исторический – требует изучения политических явлений и процессов в их связи с прошлым, настоящим и будущим;

3. Методы эмпирических исследований: 1) статистический; 2) анализ документов; 3) ан-кетный опрос; 4) наблюдение; 5) эксперимент; 6) факторный анализ и др.

Функции политологии: 1) теоретико-познавательная – выявление природы властных отношений и государства, накопление знаний о политических явлениях и процессах, выработка эффективных форм и путей политического развития общества; 2) практическая – поиск оптимального политического курса, формирование научно обоснованных целей и определение средств их эффективного достижения; 3) прогностическая – выработка прогно-за относительно тенденций будущего политического развития общества, а также научная экспертиза эффективности принимаемых политических решений; 4) политической организа-ции – формирование политического опыта, повышение политической культуры индивидов, групп, партий и целых государств, институционализация политической жизни общества; 5) политической социализации (►7.3).

1.4. Политика как социальное явление. Мы установили, что объектом политологии явля-ется политика. Что же это такое?

Термин "политика" ввёл Аристотель в IV в. до н.э. По его мнению, политика – это искусство управления полисом для достижения общего блага и счастливой жизни.

Однако более поздние исследователи не были склонны столь оптимистично трактовать это общественное явление. По мнению Н. А. Бердяева, политика – "самая зловещая форма объективизации человеческого существования, выбрасывание его вовне. Она всегда основана на лжи. Политика в значительной степени есть фикция, владеющая людьми, паразитический нарост, высасывающий кровь из людей". В.И. Ленин в своё время характери-зовал политику как "вообще грязное дело". Но как бы мы ни относились к политике, мы вынуждены признать, что до сих пор она является универсальным и наиболее эффективным способом управления общественными процессами, средством разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в обществе.

В современной политологии сложились различные подходы к определению политики: 1) это осуществление влияния и власти; 2) форма господства; 3) способ разрешения конфлик-тов; 4) достижение коллективных целей; 5) социальная активность, связанная с производст-вом и распределением ресурсов. Существует мнение, что однозначного определения полити-ки нет и не может быть – слишком уж это сложное и многоплановое явление общественной жизни. При этом большинство исследователей критикуют расширительное толкование политики как сферы общественной жизни, связанной с властью, авторитетом, управлением и организацией (например, семейная политика выходит за пределы политологического толкования политики). По их мнению, политика как объект политологии существует на трёх уровнях: 1) микроуровне (политика партии (►11.2), профсоюза и т.д.); 2) макроуровне (государственная политика (►5)); 3) мегауровне (международная политика (►17)).

Политика проявляется как форма, содержание и процесс. Этим проявлениям в англий-ском языке соответствуют три самостоятельных термина: 1) Polityполития – особый способ организации того или иного общества (политический строй, государство, политичес-кая система); 2) Policyконцепция, план действий, деятельность одного человека, группы людей, правительства, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом (в зависимости от объекта воздействия такая политика может быть внешней или внутренней); 3) Politicsобласть общественной жизни, в которой взаимодействуют различные полити-ческие субъекты (áкторы), каждый из которых проводит свою политику (policy) (в этом значении термина говорят о политической жизни, политическом процессе (►4.2), между-народной политике (►17)).

Структура политики включает: 1) субъектов политики (áкторов) – тех, кто участвует в реализации государственной власти; 2) политическую власть (►3); 3) политическую органи-зацию – государственные и негосударственные институты, выражающие интересы личности, группы, общества в целом; 4) политическое сознание – политическую психологию, идеоло-гию, мотивы политического участия; 5) политическую культуру (►7); 6) политические отношения – формы взаимосвязи субъектов политики: согласие, партнёрство, конфликт, господство и т.д.

Функции политики: 1) обеспечение целостности и стабильности общества; 2) управление общественными процессами и регулирование общественной жизни; 3) политическая социа-лизация (►7.3); 4) мобилизация и эффективность общей деятельности; 5) выработка страте-гических целей развития общества и определение средств и методов их осуществления; 6) обеспечение общественного порядка, гражданского мира и организованности, гарантии прав и свобод личности; 7) интеграция различных групп и слоёв общества, согласование их интересов, предотвращение и разрешение социальных конфликтов.

Представление о границах политики в обществе трактуется по-разному. С точки зрения тоталитаризма, государственная политика (policy) пронизывает все сферы и уровни жизни общества (при этом любые спонтанные проявления политической жизни – politics – почти полностью отсутствуют). По мнению анархизма, политики не должно быть вообще, её заменит общественное самоуправление. Либеральная трактовка предполагает, что общество делится на государство (сферу политического управления – policy) и гражданское общест- во (►5.3) (сферу спонтанной деятельности – politics, свободную от политического воздейст-вия государства). Современная неолиберальная позиция по данному вопросу исходит из того, что политика (policy) может распространяться на любую сферу общественной жизни (как политическую, так и неполитическую), если в этом возникает общественная потребность, но её вмешательство должно ограничиваться законом и контролироваться общественным мнением.

При этом в сферу политики может попасть практически любой общественный вопрос, если он затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Исследователи отмечают неразрывную связь политики и власти (►3) (власть без политики бесцельна, политика без власти бессильна), однако, политика может быть и не связана с властью (например, в случае оказания государственной помощи пострадавшим от стихийного бедствия и т.д.).

Важное теоретическое и практическое значение имеет проблема соотношения политики и морали. В политологии сложились три подхода к её решению: 1) политика и мораль долж-ны быть нерасторжимы (Аристотель) (НО! это делает политику неэффективной); 2) полити-ка и мораль несовместимы (Н. Макиавелли) (что часто является оправданием для проведения аморальной, негуманной политики); 3) идея политического реализма (М. Вебер) (политика невозможна без насилия, но она должна быть моральной; необходимо установить границы допустимого в сфере политики).

1.5. Политический институт (от лат. institutum – установление, учреждение) это комплекс норм и правил, утвердившийся в обществе и регулирующий политическую дея-тельность людей.

Первые политические институты возникли в глубокой древности в результате формиро-вания властной иерархии общества и разделения политического труда. В настоящее время существует множество политических институтов, обеспечивающих устойчивое функциони-рование политической сферы общества и воплотившихся в различных государственных, партийных, идейно-политических и других организациях и учреждениях. Каждый такой институт служит для реализации определенных политических целей и выполняет соответст-вующие им функции.

Важнейшими политическими институтами современного общества являются государство (►5), гражданское общество (►5.3), политические движения, партии и группы интересов (►11), избирательные системы (►15), политические программы и уставы и т.д. Типология политических институтов: а) по целям: 1) институты законодательной власти (думы, парла-менты, сенаты); 2) институты исполнительной власти (советы и кабинеты министров); 3) институты судебной власти (Конституционный суд, Верховный суд); б) по характеру организации: 1) формальные институты (органы государственной власти, партии и другие, деятельность которых регламентируется всевозможными нормами, законами, уставами); 2) неформальные институты (политические клубы, клиентелы и т.п.).

* * *

Краткие выводы. Несмотря на то, что первые политические идеи высказывались ещё в глубокой древности, политология является сравнительно молодой наукой. Она возникла в недрах социологии на рубеже XIX–XX вв. Современная политология пользуется разнообраз-ными методами исследования и выполняет ряд важных общественных функций. Объект политологии – политика – представляет собой сложное общественное явление. Политика выполняет в обществе ряд важных функций, но одновременно несёт в себе угрозу свободе и независимости личности. В связи с этим актуальным является решение вопросов о границах политики в обществе и о соотношении политики и морали. Важнейшее место в политической науке принадлежит изучению политических институтов современного общества.


2. Основные этапы возникновения и развития

политических идей


2.1. Политические идеи древности (Китай, Индия, Греция, Рим). 2.2. Политическая мысль Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.

2.3. Российская политическая мысль.


Основные понятия: конфуцианство, школа легистов, доктрина "двух мечей", макиа-веллизм, суверенитет, западники, славянофилы, декабристы, революционеры-демокра-ты, народники, русские анархисты.


Как Вы уже знаете, представления людей о политике начали формироваться в глубокой древности. Хотя политические идеи прошедших эпох нередко кажутся нам наивными, иссле-дователи вновь и вновь обращаются к их глубокому и всестороннему анализу. Это необходи-мо по крайней мере по трём причинам: 1) в истории общественной мысли есть так называ-емые "вечные" проблемы, окончательное разрешение которых невозможно; 2) каждое поли-тическое течение пытается обосновать свою правомерность исторически, т.е. путем обраще-ния к традиции, к прошлому; 3) ни одну современную политическую проблему невозможно до конца понять, если не знать историю её возникновения и эволюции. В этом разделе Вы познакомитесь с наиболее фундаментальными политическими идеями прошлых эпох.

2.1. Политические идеи древности (Китай, Индия, Греция, Рим).

Основополагающие идеи политических теорий Востока: 1) утверждение о божествен-ном характере власти; 2) положение о том, что государство является составной частью мирового космического порядка. Размышления об устройстве общества имели характер наставлений для повседневной жизни, акцентировали внимание на обязанностях подданных государства. Важнейшая причина подобных представлений о государстве и власти заключа-лась в распространенном на Востоке типе общественно-политического устройства – деспо-тии, предполагающей беспрекословное подчинение человека воле государя.

Кун Фу-цзы (Конфуций) (551-479 гг. до н.э.) – основатель одного из древнейших религиозно-философских учений Китая – конфуцианстваразработал систему взглядов на государство и власть, основанную на следующих принципах: 1) идеальное правление госу-дарством должно опираться на мораль и прежде всего на такие её понятия, как "взаим-ность", "золотая середина", "человеколюбие"; 2) эти понятия составляют "правильный путь" – дао, которому должен следовать каждый; 3) правители должны проявлять заботу о подданных и воспитывать их силой собственного нравственного примера; 4) государство – большая семья, где правитель – отец, а подданные – его дети.

Шан Ян (сер. IV в. до н.э.) и его ученики основали школу легистов (законников) – другую философскую школу Китая. Легисты полагали, что 1) государству необходим правитель-деспот; 2) государь должен править с помощью системы жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства; 3) в древности люди были просты и поэтому честны, ныне они хитры и нечестны, поэтому необходимо, чтобы в государстве было много наказаний и мало наград; 4) следует жестоко карать за самые мелкие преступления, тогда им больше неоткуда будет взяться; 6) следует разобщать людей взаимной подозритель-ностью, слежкой и доносительством.

Каутилья (IV в. до н.э.) и другие авторы древнеиндийского трактата "Артхашастра" ("Трактат о природе и организации праведного исполнения людьми своего долга") утверждали: 1) люди несовершенны, эгоистичны и не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме); 2) сохранение созданного Богом порядка возможно лишь с помощью мудрого и искусного правителя; 3) мудрый государь должен знать, чего ожидают от него подданные; 4) он может заставить их исполнять свои обязанности, поощряя их праведные действия; 5) царская власть должна быть сильной, потому что это главное средство для приобретения новых территорий и приумножения богатства.

Платон (427-347 до н.э.) в трудах: "Государство" и "Законы" высказывал идею о божественном возникновении государства. Он считал, что естественным путём могут появиться только порочные формы государства, к которым относил тимократию – власть честолюбцев; олигархию – власть немногих богачей; демократию – власть большинства ("демократия сверх должного опьяняет свободой") и тиранию – власть коварного тирана (наихудшая, по его мнению, форма правления). Идеальное государство – аристократия – правление мудрецов. Важнейшие принципы его устройства: 1) свобода государства по отношению к индивиду; 2) справедливость; 3) строгая иерархия сословий (философы – правители; стражи – воины; ремесленники, купцы и крестьяне – сословие производителей, людей физического труда); 4) строго контролируемая система образования и воспитания; 5) запрет правителям и стражам иметь собственность и семью, их всецелое подчинение служению государству и обществу.

Аристотель (384-322 до н.э.) в трактате "Политика" критиковал идеальное государство Платона. Он высказал мнение о неисторическом происхождении государства и человека: государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку. Человек – существо политическое. Аристотель первым высказал идею о необходимости разделения власти на законодательную, административную и судебную. Он выделял правильные и неправильные формы государства. Первые преследуют общее благо, вторые – частные цели правителей:

Правильные формы

Неправильные формы

Монархия – правление одного


Аристократия – правление немногих

Полития (республика) – правление многих

Тирания – правление одного


Олигархия – правление немногих

Демократия – власть толпы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «политология» Для студентов всех специальностей
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине «Политология»...
Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения (специалистов и бакалавров) Краснодар 2010
Физические основы механики: учеб метод пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения (специалистов и бакалавров)...
Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Право социального обеспечения» для студентов очной и заочной форм специалитета и бакалавриата
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневной и заочной форм обучения юридического факультета
Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе
Крейс В. В. Программа учебной дисциплины «Отечественная история» для студентов всех специальностей. – М.: Гуу, 2007. – 31 с
Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности» для студентов очной и заочной форм специалитета и бакалавриата
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Уголовного права, процесса и криминалистики»
Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине российское предпринимательское право (Для студентов юридического факультета)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Гражданское право и процесс»
Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерные технологии в инженерном проектировании» для студентов всех форм обучения
Учебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерные технологии в инженерном проектировании». Екатеринбург, фгаоу впо «Российский...
Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с iconУчебно-методический комплекс для специальностей: 080105 Финансы и кредит; 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080102
Учебно-методический комплекс " Маркетинг" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин...
Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине семейное право (Для студентов очного обучения юридического факультета) Кафедра: «Гражданское право и процесс»
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Гражданское право и процесс»
Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обуче-ния всех специальностей / сост. А. Ю. Завалишин. Хабаровск, риц хгаэп, 2010. 107 с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине налоговое право (Для студентов юридического факультета) Кафедра: «Гражданское право и процесс»
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Гражданское право и процесс»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов