Бюджетное право и бюджетное устройство РФ icon

Бюджетное право и бюджетное устройство РФ



НазваниеБюджетное право и бюджетное устройство РФ
Дата конвертации20.11.2012
Размер116.67 Kb.
ТипЗакон

Бюджетное право и бюджетное устройство РФ.


-1-

Бюджетное законодательство определяет бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст.6 БК РФ).

В действующем до введения БК РФ законе «об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» также закреплялось понятие бюджета но оно предусматривало финансовое обеспечение, прежде всего, деятельности органов государственной власти, что является не совсем корректным.

В связи с тем, что в 1993 году была принята КРФ, закрепившая основы федерального устройства РФ и самостоятельности местного самоуправления.

Понятие бюджета рассматривается в 3 аспектах:

  1. как материальная категория – это централизованный фонд денежных средств, являющийся собственностью государства, его субъекта или муниципальных образований, от имени которых непосредственные полномочия по формированию и расходованию данных денежных средств осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления.

  2. как экономическая категория – экономические денежные отношения возникающие в связи с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств государства и муниципальных образований

  3. как правовая категория – правовой акт а именно финансово-плановый акт отдельно взятой территории.


Бюджетное законодательство определяет юридическую форму закрепления таких актов – это ФЗ о бюджетах, законы субъектов федераций, решения представительных органов местного самоуправления.

В Российский бюджет входит в состав государственной казны. Местный бюджет формирует муниципальную казну.

Наряду с понятием бюджета рассматривается понятие консолидированного бюджета, применяемое к отдельным территориальным уровням.

Консолидированный бюджет – свод/совокупность бюджетов на отдельно взятой территории.

Консолидированный бюджет РФ – совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федераций, бюджетов муниципальных образований.

Консолидированный бюджет субъекта федераций – совокупность бюджетов самого субъекта федераций и муниципальных образований входящих в состав субъекта

Консолидированный бюджет муниципального образования – совокупность бюджета данного муниципальных образований, входящих в его состав.

Роль бюджета:

  • обеспечивает финансовую основу РФ, в целом, ее субъектов, муниципальных образований, а также финансово обеспечивает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;

  • реализуется финансовая политика государства на всей его территории, единая политика;

Ежегодно Президент РФ выступает с бюджетным посланием Федеральному Собранию, в котором определяет приоритетные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, делая акценты на социальной составляющей данной политики.

В федеральном государстве благодаря бюджету реально может осуществляться национальная и региональная политика.

Что касается международных отношений, благодаря бюджету, в частности, федеральному, возможно осуществление совместных программ и проектов РФ со странами ближайшего и дальнейшего зарубежья.


-2-

Бюджетное право РФ. Бюджетные правоотношения.

Бюджетное право РФ наряду с налоговым правом представляет собой центральный структурированный элемент финансового права, как отрасли права.

Особенности правового регулирования БП:

  • субъекты регулируемых бюджетным правом правоотношений – РФ, ее субъекты, муниципальные образования, органы представительной и исполнительной власти всех территориальных уровней;

  • данные отношения возникают в связи с формированием, распределением, использованием централизованных фондов денежных средств государства и муниципальных образований, имеющих публичный характер

Методы бюджетного права аналогичны методам, используемым в целом финансовом праве.

Бюджетное право – это подотрасль финансово права; совокупность финансово-правовых норм, регламентирующих отношения по организации бюджетной системы РФ определенного состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетенцию, как государства, так и муниципальных образований, а так же бюджетный процесс.

Нормы, составляющие бюджетное право, можно подразделить:

  1. нормы, определяющие общее положение бюджетного права;

  2. нормы, определяющие бюджетное устройство РФ;

  3. нормы, определяющие состав расходов и доходов по РФ и отдельных ее территориальных образований;

  4. нормы, определяющие бюджетный процесс на всех территориальных уровнях


бюджетное право строится на ряде основополагающих принципов, закрепляемых КРФ:

    • принцип федерализма

    • принцип самостоятельности местного самоуправления

    • принцип единства бюджетной системы

    • принцип равенства бюджетных прав субъектов федераций и муниципальных образований в рамках соответствующих территориальных уровней;

    • разграничение состава доходов и расходов бюджетов согласно компетенции РФ, ее субъектов и муниципальных образований.


Все нормы бюджетного права делятся на:

  • материальные – определяют материальное содержание бюджета, в частности, состав доходов и расходов

  • процессуальные – определяют отдельные процедуры, в частности, нормы, регулирующие бюджетный процесс.


Отношения, составляющие предмет бюджетного права, - бюджетные правоотношения, которым свойственны особенности:

  1. возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств государства и муниципальных образований;

  2. права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений обуславливаются формированием и использованием бюджета как основание финансово-планового акта;

  3. субъекты бюджетных правоотношений – государство и муниципальные образования, уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления.


Бюджетные правоотношения в зависимости от того, какие нормы направлены на их регулирование, бывают:

    • материальные

    • процессуальные


среди субъектов бюджетного права и, следовательно, бюджетных правоотношений различают:

  1. РФ, ее субъекты и муни3ипальные образования;

  2. территории со специальным правовым режимом (ЗАТО и особые экономические зоны);

  3. законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления;

  4. исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления;

  5. органы денежно-кредитного регулирования;

  6. кредитные организации;

  7. главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств;

  8. администраторы


бюджетное законодательство определяет права и обязанности всех перечисленных субъектов бюджетного права, вводит термин «бюджетное обязательство», т.е. обязанность органа власти, исполняющего бюджет, на совершение расходов согласно закону/решению о бюджете и свободной бюджетной росписи.

К числу основных источников бюджетного права относятся бюджетный кодекс, ФЗ «о федеральном бюджете», законы субъектов федераций о бюджетах субъектов, решения представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах.

Особое место уделяется бюджетным посланиям Президента ежегодного характера и НА, издаваемым Минфином РФ.

Бюджетный кодекс, ФЗ «о федеральном бюджете», законы субъектов федераций, решения представительных органов местного самоуправления образуют бюджетное законодательство.


-3-

Бюджетная система РФ: понятие и структура. Бюджетное устройство в РФ. Принципы бюджетной системы и бюджетного устройства.

Действующие на территории РФ федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты в своей совокупности составляют бюджетную систему РФ

Бюджетная система определяется федеративным устройством самой РФ и в совокупности с принципами построения бюджетной системы образует бюджетное устройство РФ.

Бюджетный кодекс, характеризуя бюджетную систему, включает в ее состав государственные внебюджетные фонды, но в данном случае законодатель не учитывает самой специфики бюджетной системы, тем более, не включая в ее состав внебюджетные фонды муниципальных образований.

Бюджетная система формирует федеральный бюджет субъектов и муниципальных образований, среди которых одновременно рассматриваются бюджеты образований с особым правовым режимом.

К принципам, на которых основывается бюджетная система РФ, относятся:

  • принцип единства – означает единое бюджетное законодательство, документация, форма бюджетной отчетности, бюджетная классификация и т.д.

  • принцип самостоятельности бюджета – определяет самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении сбалансированности бюджетов соответствующих территориальных уровней, в том числе самостоятельность установления налогов и сборов в соответствии с НК РФ

  • принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований – закрепляется единые требования к определению полномочий органов государственной власти субъектов федераций, органов местного самоуправления и к правилам формирования доходов и расходов.


На основании данных принципов выделяется ряд детализирующих принципов бюджетной системы:

  • разграничение доходов и расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы

  • сбалансированность бюджетов

  • принцип эффективности использования бюджетных средств и другие


-4-

Доходы бюджетов. Порядок распределения между звеньями бюджетной системы.


ФЗ от 26.04.2007 внес существенные изменения в бюджетный кодекс, в том числе в определение понятия «доходы бюджетов»

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источником финансирования бюджетного дефицита.

Бюджетное законодательство разграничивает доходы, т.е. определят виды и объем доходов применительно к бюджетам бюджетной системы РФ.

Такое разграничение закрепляется в бюджетной классификации.

Ранее бюджетная классификация устанавливается законом «о бюджетной классификации». В настоящее время – БК.

Бюджетная классификация - группировка расходов и источников финансирования бюджетных дефицитов, используемая для формирования и использования бюджетов составления бюджетной отчетности.

Вся работа, связанная с бюджетной классификацией, возложена на Минфине.

Все доходы принято подразделять на 3 группы в зависимости от признаков:

  1. по социально-экономическому признаку:

    1. доходы, поступающие от государственных и муниципальных предприятий

    2. доходы от использования государственного и имущества

    3. доходы от внешней экономической деятельности

  2. в зависимости от формы:

    1. налоговые

    2. неналоговые

    3. безвозмездные поступления

налоговые расходы устанавливаются согласно ст. 12-15 НК РФ

  1. по порядку зачисления в бюджет:

    1. закрепленные

    2. регулирующие


Деление доходов в зависимости от формы на налоговые, неналоговые и безвозмездные, определяет их содержание. Налоговые доходы определяются ст. 12-15 ч.1 НК РФ с градацией на федеральные, региональные и местные. Неналоговые доходы образуются за счет использования государственного муниципального имущества, его приватизации, оказания услуг органами государственной власти и местного самоуправления, в результате применения мер гражданско-правовой, уголовной и административно-правовой ответственности и т.д. Безвозмездные доходы представлены в виде дотаций, субсидий и субвенций, безвозмездных перечислений от юридических и физических лиц, международных организаций, иностранных правительств.

Деление доходов на закрепленные и регулирующие в зависимости от порядка зачисления в бюджет, определяет , что закрепленные доходы – это доходы в полном объеме или в твердо фиксированных суммах, установленных в процентах на постоянной основе закрепляются за определенным уровнем бюджета. Регулирующие доходы – это доходы, образующиеся за счет поступлений из вышестоящих бюджетов для урегулирования бюджетной обеспеченности нижестоящих бюджетов. Как правило, закрепленные доходы представлены в виде налогов, закрепляемых в полном объеме или фиксированной доле за отдельным уровнем бюджета. БК РФ называет такие доходы собственными.


-5-

^ Расходы бюджетов: понятие и классификация, порядок распределения расходов между звеньями бюджетной системы. Принцип сбалансированности бюджета.


Под расходами понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств, являющихся источником финансирования бюджетного дефицита. Расходование денежных средств строиться по следующим направлениям:

- на обеспечение обороноспособности страны

- на образование

- на содержание ОГВ и МСУ

- на финансирование отдельных отраслей экономики и т.д.

Реализация расходов возлагается на главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Перечни указанных субъектов определяются ведомственной классификацией расходов применительно к законам и решениям о бюджете на очередной финансовый год. При этом в обязательном порядке учитываются расходные обязательства РФ, ее субъектов и муниципальных образований по предоставлению денежных средств юридическим и физическим лицам, иным территориальным образованиям, субъектам международного права. Распределение расходов основано на ряде принципов:

  1. Принцип соответствия расходов предметам ведения РФ и ее муниципальным образованиям, определяемым Конституцией РФ.

  2. Принцип учета подчиненности предприятий, учреждений, организаций при формировании расходов бюджетов отдельных территориальных образований.

  3. Принцип учета роли влияния отдельных предприятий, учреждений, организаций на социально-экономическое развитие отдельных территорий.

  4. Принцип самостоятельности субъектов федерации и муниципальных образований в определении объемов и направлений расходования средств собственных бюджетов.

Соотношение расходов доходам бюджетов определяет основной принцип формирования бюджета, их сбалансированность. Превышение расходов над доходами образует дефицит бюджета, превышение доходов – профицит бюджета. В настоящее время бюджеты территориальных образований, включая РФ, формируются с бюджетным дефицитом. Между тем, на протяжении ряда последних лет, федеральный бюджет формировался с бюджетным профицитом, чему способствовали высокие цены на нефть.


-6-

Формы финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов.

В целях формирования бюджетной обеспеченности нижестоящих бюджетов, из вышестоящих бюджетов может оказываться финансовая поддержка. Формами такой поддержки являются дотации, субвенции, субсидии.

Дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без определения условий и направления расходования таких средств.

Субвенции предполагают целевое расходование выделяемых бюджетных средств.

Субсидии, наряду с целевым использованием, предполагают долевое участие бюджета в финансировании того или иного направления и формируют в своей совокупности, при выделении их из федерального бюджета, федеральный фонд софинансирования расходов. В свою очередь, выделяемые из федерального бюджета дотации, формируют федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. А совокупность выделяемых субвенций из федерального бюджета, образует федеральный фонд компенсаций бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований. Необходимо учитывать, что предоставление таких форм финансовой поддержки, как дотации, субвенции и субсидии закрытым административно-территориальным образованиям осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наряду с такими формами бюджетное законодательство использует такой финансовый аппарат, как бюджетный кредит, под которым понимаются денежные средства, предоставляемые из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня бюджетной системы на возмездной и возвратной основе. Причем, данный кредит может предоставляться российским юридическим лицам, за исключением государственных и муниципальных учреждений и предприятий, иностранным юридическим лицам, иностранным государствам. Наряду с бюджетным кредитом различают трансферты, т.е. бюджетные средства, выделяемые для финансирования бюджетных обязательств, т.е. пенсий, пособий, компенсаций и т.д. Эти обязательства носят, как правило, социальную направленность.


-7-

Резервный фонд. Фонд национального благосостояния.

В соответствии с ФЗ от 26 апреля 2007 года, доходы бюджета стали обозначаться как нефтегазовые и не нефтегазовые. Особое внимание уделяется нефтегазовым доходам. За счет таких доходов формируются резервный фонд и фонд национального благосостояния. Резервный фонд и фонд национального благосостояния вобрали в себя средства стабилизационного фонда, прекратившего свое существование с 1 января 2008 года. Резервный фонд предназначен для обеспечения расходов на среднесрочную перспективу в случае значительного снижения цен на экспортируемую нефть. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, обособленно учитываемых и управляемых, также образуется за счет доходов от нефти. Непосредственное управление данными фондами осуществляет Минфин России. Порядок управления устанавливает правительство РФ. Помимо указанных фондов, в рамках федерального бюджета действует инвестиционный фонд, за счет средств которого осуществляется государственная поддержка для наиболее приоритетных и значимых инвестиционных проектов. Отбор данных проектов определяется правительством РФ, и проекты предполагают долевое участие частного капитала.



Похожие:

Бюджетное право и бюджетное устройство РФ iconПонятие и назначение уголовного процесса
К таким отраслям относятся: уголовное право, исправительно-трудовое право, гражданское процессуальное право, нормы права, определяющие...
Бюджетное право и бюджетное устройство РФ iconПротокол от 21. 12. 2010 №5 п. Кубанский 2011 г. Общие положения Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №71 Краснодарского края, в дальнейшем именуемое «Бюджетное учреждение»
Краснодарского края, в дальнейшем именуемое «Бюджетное учреждение», является правопреемником филиала Новолеушковского среднего профессионально-технического...
Бюджетное право и бюджетное устройство РФ iconПриложение n 1 к лицензии на право ведения образовательной деятельности
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 города Кузнецка
Бюджетное право и бюджетное устройство РФ iconII. Конфликтная комиссия образовательного учреждения имеет право
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Стригай Базарно-Карабулакского муниципального...
Бюджетное право и бюджетное устройство РФ iconДоклад муниципальное бюджетное образовательное учреждение
...
Бюджетное право и бюджетное устройство РФ iconУста в муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Добрянский детский сад №10», именуемое в дальнейшем бюджетное Учреждение,...
Бюджетное право и бюджетное устройство РФ iconГосударственное бюджетное учреждение Рязанской области Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и
Лицензии на право ведения образовательной деятельности от «22» мая 2012 года Регистрационный №27-1086
Бюджетное право и бюджетное устройство РФ iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полное наименование – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лобановская основная общеобразовательная школа
Бюджетное право и бюджетное устройство РФ iconДоклад муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Курагинский детский сад №8 «Лесная сказка» комбинированного вида
Бюджетное право и бюджетное устройство РФ icon1 Организационно-правовая форма Учреждения бюджетное учреждение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, в дальнейшем именуемое Учреждение,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы