Экологическое воспитание на уроках физики icon

Экологическое воспитание на уроках физики



НазваниеЭкологическое воспитание на уроках физики
Дата конвертации31.10.2012
Размер101.77 Kb.
ТипУрок

Экологическое воспитание на уроках физики


Современное состояние природной среды

С появлением и развитием человечества процесс эволюции заметно видоизменился. На ранних стадиях цивилизации вырубка и выжигание лесов для регионов приводили к разрушению растительных сообществ, истреблению отдельных видов животных.

Рост населения и расширяющееся развитие сельского хозяйства, промышленности вызвали массовое уничтожение лесов в Европе, Северной Америке, к эррозии (разрушение почвенного слоя). Истреблены десятки видов животных в Европе, Америке, Африке.

Настоящие сдвиги в биосферных процессах начались в ХХ веке в результате очередной промышленной революции. Бурное развитие энергетики, машиностроения, химии, транспорта привело к тому, что человеческая деятельность стала сравнима по масштабам с естественными энергетическими и материальными процессами, происходящими в биосфере.

Итогом нарушения прозрачности атмосферы, а, следовательно, и теплового баланса может явиться возникновение “парникового эффекта”, то есть увеличение средней температуры атмосферы на несколько градусов. Это способно вызвать таяние ледников полярных областей, повышению уровня мирового океана, изменению его солености, глобальное нарушение климата, затопление прибрежных низменостей и многие другие неблагоприятные последствия.

Выброс в атмосферу промышленных газов, включающих такие соединения как окись углерода СО (угарный газ), оксиды азота, серы, аммиака и других загрязнителей, приводит к угнетению жизнедеятельности растений и животных, нарушениям обменных процессов, к отравлению и гибели животных организмов. Помимо газообразных загрязняющих веществ в атмосферу поступает большое количество твердых частиц. Это пыль, копоть и сажа. Большую опасность таит загрязнение среды тяжелыми металлами.

Свинец, кадмий, ртуть стали практически постоянными компонентами воздуха промышленных центров. Особенно остро стоит проблема загрязнения воздуха свинцом.

Кислотные дожди, вызываемые главным образом диоксидом серы и оксида азота, приносят огромный вред биоценозам. Установлено, что хвойные породы страдают от кислотных дождей в большей степени, чем широколистные.

Нерациональное ведение сельского хозяйства, то есть внесение избыточного количества удобрений или пестицидов и гербицидов, приводит к уничтожению фауны и флоры на данной местности. Особую опасность представляют стойкие органические соединения, применяемые в качестве ядохимикатов. Они накапливаются в почве, в воде, на дне водоемов. Но самое главное – они включаются в экологические пищевые цепи, переходят из почвы и воды в растения, затем в животных, а в конечном итоге попадают с пищей в организм человека.

В биосфере повсюду есть естественные источники радиоактивности. И человек, как и все живые организмы, всегда подвергался естественному облучению. Во второй половине XX столетия начали вводить в эксплуатацию атомные электростанции, ледоколы, подводные лодки с ядерными установками. При нормальной эксплуатации объектов атомной энергии и промышленности загрязнение окружающей среды радиоактивными нуклидами составляет ничтожно малую долю от естественного фона. Иная ситуация складывается при авариях на атомных объектах и взрывах атомных бомб.

В настоящее время все острее встает проблема складирования и хранения радиоактивных отходов военной промышленности и атомных электростанций, и с каждым годом они представляют все большую опасность для окружающей среды.

В последние годы ученые все с большей тревогой отмечают истощение озонового слоя атмосферы, который является защитным экраном от ультрафиолетового излучения.

Особенно быстро этот процесс происходит над полюсами планеты, где появились так называемые озоновые дыры.

Можно также затронуть наиболее близкую для нас область экологии. Это – экология жилища. Жилище для человека является своеобразной экологической нишей, с которой он неразрывно связывает большую часть своей жизни. Ряд факторов всегда вызывает заболевания. К таким факторам можно отнести применение строительных материалов, включающих асбест, формальдегид, применяемые в ходе эксплуатации жилых помещений, некоторые лакокрасочные материалы и предметы бытовой химии, являющиеся аллергенами.

Различные шумы, нарушающие тишину, оказывают вредное или раздражающее влияние на организм человека, снижают работоспособность. Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредные воздействия на здорового человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психологическую сферу человека, поражают все виды интеллектуальной деятельности, ухудшается настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга и страха, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного потрясения. С развитием телевидения, радиовещания и компьютеризации, телефонной связи возросло влияние электромагнитных полей на организм человека. С электромагнитным излучением связан целый букет болезней. Это головные боли, аллергия, лейкоз и негативное влияние на нервную, иммунную системы. Особенно чувствительны к этому воздействию школьники, организм которых ещё не сформировался.

Особое место в экологическом загрязнении занимает транспорт. Один легковой автомобиль в среднем в год потребляет около 4 тонн кислорода, а выбрасывает в атмосферу около 40 кг окиси азота и почти 200 кг различных углеводородов. Отработавшие газы автомобильных двигателей оказывают вредные влияния на весь организм человека, воздействуют на органы обоняния, вызывают раздражение глаз, верхних дыхательных путей, в некоторых случаях могут привести к серьёзным отравлениям.

Говоря о КПД тепловых машин, следует подчеркнуть, что при выработке каждого 1 кВт.ч используемой в сети энергии в окружающую среду сбрасывается ~ 2 кВт.ч тепловой энергии, что необратимо ведёт к потеплению климата на Земле.

Рассмотрение электропроводности газов можно сопроводить таким пояснением: в результате антропогенной деятельности проводимость атмосферы в последнее время резко увеличилась по сравнению с её состоянием, например в 60-е годы. Об этом свидетельствует ежегодное уменьшение общего числа гроз с молниями, что лишает атмосферу главного источника поступления озона и др. ионов, её очищающих. Накопленный же ею ранее озон вступает в реакцию с активными веществами – отходами антропогенной деятельности, так что концентрация озона уменьшается.

Изучая радиоактивность, учащиеся должны узнать, что мощным источником загрязнения биосферы и изменения радиационного фона были ядерные взрывы. С 1945 по 1981год, когда проводились испытания ядерного оружия в атмосфере, взорвано более 400 ядерных устройств. В результате в биосферу было выброшено 12,5 тонн продуктов ядерного деления (для сравнения: атомная бомба, взорванная над Хиросимой выделила 1,1 кг продуктов деления), и облучение людей происходит до сих пор. Производство атомной энергии создаёт ещё один источник поступления радиактивных элементов в атмосферу. Но радиационное загрязнение обусловлено также и сжиганием каменного угля, в атмосферу выбрасываются содержащиеся в нем радионуклиды, которые концентрируются также в золе.

Что же касается наличия радона в закрытых помещениях, то причиной возрастания его содержания бывают строительные материалы, обладающие повышенной радиоактивностью, и грунт под зданием, последнее ведет к тому, что в деревянных домах концентрация радона обычно выше, чем в кирпичных. Радон в основном проникает в дом вместе с воздухом вследствие его циркуляции, обусловленной разницей температуры внутри и вне дома. Применение радиохимического контроля строительных материалов, а также повышение эффективности вентиляционных систем открывает возможность регулирования одного из источников излучения, непосредственно влияющих на здоровье населения.

^ Как всё перечисленное можно применить на уроке?

Для ознакомления учащихся с конкретными экологическими сведениями можно изготовить следующие таблицы. Экологические таблицы и дополнительные материалы к ним можно использовать фрагментарно при изучении той или иной темы курса физики, а также на специально организованных занятиях, посвященных вопросам экологии или при повторении учебного материала.

“Мой дом – моя крепость”, – гласит популярная английская пословица. В своем доме каждый человек должен быть уверенным в том, что ничто не угрожает его здоровью. Однако, для этого надо знать, какие именно могут возникнуть опасности и как их избежать. Краткие сведения об этом приведены в таблице 1.

^ Таблица 1.

Физика и экология жилища.


Фактор опасности

Опасное действие

Как оно возникает

Как уменьшить (избежать) это действие

Радон

Повышенная радиация

Радон просачивается в помещение вместе с воздухом из грунта.

Герметизация полов, вентиляция подпола и проветривание комнат.

Радиоактивность стройматериалов.

Повышенная радиация

Стройматериалы (особенно вулканического происхождения – гранит пемза, туф) содержат радиоактивные породы.

Не допускать использования радиоактивных стройматериалов, контролировать уровень радиации в помещениях.

Бытовой уголь (для отопления и приготовления пищи.)

Радиация золы и дыма

Уголь содержит радиоактивные примеси

Контролировать Радиоактивность угля.

Электромагнитные волны

Ухудшение здоровья человека.

Их излучают линии электропередач, электропроводка, радио– и телеаппаратура

Не строить дома ближе сотен метров от ЛЭП, ограничивать время работы радио– и теле– устройств , стараться на быть в непосредственности близости от них..

Питьевая вода.

Попадание в организм примесей твердых частиц, растворенных вредных веществ.

Загрязнение источников кислотными дождями, промышленными стоками.

Использовать фильтры для очистки воды.

Акустический фон.

Ухудшение здоровья в случае превышения шумового фона на 20–30 дБ и наличия в нем инфа–и ультразвуков

Вследствие работы  транспортных магистралей промышленных предприятий. Громкого звучания музыки и т.п.

Установка третьего стекла в окнах или шумоизолирующих стеклопакетов.

Уничтожение бытовых источников шума (например “гудения” труб и кранов). Тихая речь и музыка.

Почва – одно из главных национальных богатств государства. В нашей стране более 60% пахотных земель загублено в результате их интенсивной и длительной химизации и ирригации. Не допускать дальнейшего разрушения почв, оздоровить и повысить их плодородие – вот что сейчас важно. Каковы основные факторы разрушения почвы и меры их уменьшения. Смотрите в таблице 2.

^ Таблица 2.

Физика и экология почвы.


Фактор разрушения почвы

Как он возникает.

Его опасное действие.

Как уменьшить влияние этого фактора.

Механическая обработка

В результате давления транспортных и тяговых средств

Ухудшение качества почвы, вынос песчаных и глинистых слоев на поверхность, уплотнение почвы, истирание в пыль её верхнего слоя.

Применять минитракторы и тракторы средней мощности, безотвальную машину.

Загрязнение отходами производства.

Вследствие выброса без должной очистки отработанных вод, растворов, шлаков и т.д.

Появление в почве из-за химических реакций сильных ядов–диоксидов.

Устанавливать очистные сооружения, не сжигать мусор на пашне. Не обрывать землю вблизи вредных производств, автомагистралей, железнодорожных путей.

Химизация.

Из-за применения удобрений и ядохимикатов.

Эрозия почвы, накопление в ней вредных веществ.

Использование органические удобрения, накоплять гумус в почве.

Водная мелиорация.

При постоянном поливе

Подъем грунтовых вод и засоление почв.

Применять мелиорацию грамотно (на научной основе).

Все больше электрических приборов входит в наш быт. Но улучшают ли они наше здоровье? Вовсе нет. Работа многих из них облегчает труд, создает комфорт, но отрицательно сказывается на самочувствии человека. Так что весьма часто за комфорт мы платим здоровьем. В таблице 3 указано отрицательное воздействие некоторых бытовых приборов и возможные меры по уменьшению этого влияния на наше здоровье.

^ Таблица 3.

Физика и экология быта

Бытовые приборы

Факторы опасности

Как его уменьшить

Электробритва

Электромагнитное поле большой интенсивности.

Уменьшить время её работы, а лучше пользоваться механической бритвой.

Микроволновая печь

Электромагнитное поле, рентгеновское излучение

Не подходить близко к включенной печи

Электронная трубка компьютера или телевизора

Электромагнитное поле, рентгеновское излучение

Ограничить время работы, учитывать, что излучение максимально по бокам и сзади приборов.

Радиотелефон

Узкополосное электромагнитное излучение

Меньше разговаривать по нему

Электрическое одеяло

Электромагнитное поле.

Использовать только для нагревания постели. Но не спать под ним.

Звукотехника

Низкочастотные звуки

Избегать громкого звучания аппаратуры.

При изучении диффузии важно объяснить учащимся, что на пашне нельзя сжигать мусор, поскольку в золе и дыму содержатся диоксиды (они настолько ядовиты, что рассматриваются как эквивалент боевых отравляющих веществ), которые затем, благодаря различным процессам, в том числе и диффузии, распространяются на земле и воздухе.

Материал о диэлектриках полезно дополнить сообщениями о том, что огромная потенциальная и иногда реализующаяся опасность содержится в обыкновенных трансформаторных маслах: они и сами по себе несут угрозу здоровью человека, а при определенных условиях превращаются в диоксиды. Последние разносторонне поражают организм, в частности, подавляют репродуктивную функцию, и потому представляют собой “оружие тихого геноцида”.

Рассматривая свойства жидкостей, следует обратить внимание на то, что на автомобильном и ж/д транспорте из двигателей и приводов часто вытекают нефтепродукты и масла, загрязняющие окружающую среду и нарушающие, тем самым, экологию. Задача науки и техники – усовершенствовать соответствующие узлы транспортных машин, чтобы устранить при их эксплуатации потери нефтепродуктов и масла.



Похожие:

Экологическое воспитание на уроках физики iconМетодическая работа «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики»
Жизнь оказывала и оказывает огромное влияние на процессы, происходящие в природе. Формировалась естественная среда – биосфера в которой...
Экологическое воспитание на уроках физики icon«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии»
«Методика постановки физического эксперимента в 8 классе», «Новые образовательные технологии на уроках физики»
Экологическое воспитание на уроках физики iconДоклад на тему: «Экологическое воспитание на уроках русского языка»
Характер этой работы меняется в зависимости от подбора учащихся в классе, от их возраста, индивидуальных особенностей и ряда других...
Экологическое воспитание на уроках физики iconЭтно – культурное воспитание учащихся на уроках технологии
На своих уроках главной задачей считаю использование народных истоков в подготовке детей к труду. Народные мудрости являются целями...
Экологическое воспитание на уроках физики iconКашникова А. Г.; Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Рекомендации для учителей физики; Издательство коиуу; 1974; Мягкая; 30

Экологическое воспитание на уроках физики iconОтдел образования администрации Верхнебуреинского района
Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков физики. Приемы формирования предметных компетенций...
Экологическое воспитание на уроках физики iconМуниципальная целевая программа «Нравственно эстетическое, экологическое и трудовое воспитание детей и подростков Миллеровского района на 2010 – 2012 годы»
«Нравственно-эстетическое, экологическое и трудовое воспитание детей и подростков Миллеровского района на 2010 – 2012 годы»
Экологическое воспитание на уроках физики iconДоклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики»
На третьем этапе (в старших классах) — при изучении физики и астрономии необходимо широко реализовать знания учащихся дисциплин естественно-...
Экологическое воспитание на уроках физики iconУрок окружающего мира в 3 «Б»классе
Осуществлять экологическое воспитание учащихся, воспитывать любовь к родному краю
Экологическое воспитание на уроках физики iconХороший учитель – Это человек
Экологическое образование и воспитание младших школьников через уроки природоведения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы