Методическая работа «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики» icon

Методическая работа «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики»



НазваниеМетодическая работа «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики»
Дата конвертации31.10.2012
Размер316.66 Kb.
ТипУрок



Методическая работа


«Экологическое образование

и воспитание учащихся на уроках физики»


учитель высшей категории С.А.Кузьмина


2009г


Экологические проблемы в условиях научно-технического прогресса


Как известно, возникновение жизни ознаменовало начало особого этапа в развитии нашей планеты. Ученые доказали, что жизнь стала оказывать возрастающее влияние на процессы, происходящие в природе. Под действием солнечного света атмосфера насыщалась кислородом, создавался почвенный слой, изменялся химический состав Мирового океана. Жизнь оказывала и оказывает огромное влияние на процессы, происходящие в природе. Формировалась естественная среда – биосфера в которой в течении миллионов лет существовало равновесие. В условиях научно-технической революции равновесие в биосфере резко нарушается, вызывая неблагоприятные последствия.

Результатом нарушения равновесия в природе являются многочисленные и разнообразные экологические проблемы. Поэтому вопросы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и их воспроизводства стала особенно актуальной, поскольку влияние человека на природу приобрело глобальный характер.

Проблемы охраны окружающей среды волнует все человечество и им отводится все более важное место в различных областях международного сотрудничества. Технический прогресс, широкое вовлечение природных ресурсов в производственную деятельность, ускоряющийся рост численности населения привели к резкому изменению природной среды: накоплению углекислого газа и тепла в атмосфере, загрязнению и отравлению вод, водной и ветряной эрозии почвы, разрушению поверхности Земли промышленными разработками.

Для создания современной атмосферы природе понадобилось миллионы лет, человеку, по-видимому, теперь достаточно нескольких десятилетий, чтобы вернуть ее к тому состоянию, которое она имела в третичный период. Биосфера не в состоянии сама справляться с нагрузкой, приспособиться к ней, нейтрализовать ее отрицательное воздействие при помощи саморегуляции и самоочищения. Увеличивающееся загрязнение приобрело глобальный характер, угрожающий здоровью человека и среде его обитания необратимыми изменениями.

Вследствие этого насущно необходимыми стали: всестороннее изучение влияния человеческой деятельности на природу, выяснения способов сохранения оптимального функционирования природных процессов в условиях НТР, глубокое и всеобъемлющее исследования взаимной зависимости изменения природной среды и развития промышленности, энергетики, разнообразных транспортных средств, роста интенсификации использования природных богатств, а также научно прогнозируемое преобразование природы и управление ею в интересах общества.


^ Экологическое образование и воспитание школьников.


Решение экологических проблем не терпит отлагательства. Это в значительной степени зависит от того, насколько современная молодежь овладеет знаниями по охране природы и экологической культурой. Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое образование должны быть неотъемлемым компонентом учебного процесса.

Основные показатели экологической культуры:

  1. знание общих закономерностей развития природы и общества;

  2. понимание взаимосвязи их существования;

  3. осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природной средой;

  4. отсутствие потребительского отношения к природе;

  5. умение увидеть последствия влияния деятельности человека на биосферу;

  6. подчинения своей деятельности требованиям рационального природопользования, забота об окружающей среде;

  7. умение сохранять благоприятные природные условия и конкретный труд в этом направлении.


Таким образом, экологическое образование и воспитание учащихся можно рассматривать как необходимый элемент образования. Экологические знания должны выступать в качестве связующего звена между теоретическими сведениями, практикой и жизнью, являться основой рационального поведения человека в природе.

В содержание школьного образования должны быть включены следующие элементы:

  1. система знаний о взаимодействии общества и природы ценностной экологической ориентации;

  2. система норм и правил отношения к природе;

  3. умений и навыков по ее изучению и охране.



Роль курса физики в экологическом образовании.


Физическая среда и биологический мир в сочетании друг с другом образуют крупную систему – экосистему, в пределах которой необходимые для жизни вещества совершают непрерывный круговорот между почвой, воздухом и водой, с одной стороны, и между растениями и животными – с другой. Изменение параметров среды обязательно приводит, в конечном счете, к изменениям в биологическом мире.

В структуре и функциях экосистемы воплощены все виды активности организмов, входящих в данное биологическое общество, - их взаимодействие с физической средой и друг с другом, что служит результатом адаптации живой системы к природным условиям.

Роль физики в понимании биосферы целостной динамической системы определяется следующими обстоятельствами:

  1. земля, вода, воздух ит.д., входящие в биосферу Земли, являются объектами изучения физики и других естественных наук;

  2. многие процессы, протекающие в биосфере, их устойчивость зависит от физических свойств этих объектов, а также физических свойств других элементов биосферы;

  3. в биосфере в тесной связи с биологическими и другими процессами протекают и физические (тепловые, электромагнитные, радиоактивные и др.).


Комплексный и интегральный характер экологических проблем не позволяет раскрыть их перед учащимися в полной мере, Тем не менее, содержание программного материала курса физики дает возможность познакомить школьников и с экологическими проблемами и с путями их возможного решения.

В основу отбора содержания экологических знаний может быть положен системный подход к пониманию биосферы и места человека в ней. При этом должно учитываться, что:

  1. экологические сведения должны быть логически связаны с содержанием курса физики; их использование направленно на конкретизацию и углубление знаний;

  2. включаемые экологические материалы должны быть научными;

  3. изучаемые вопросы должны быть доступны для усвоения.


В процессе экологического обучения и воспитания у учащихся должны быть сформированы следующие экологические понятия:

  1. земля, вода, атмосфера – элементы единой системы – биосферы;

  2. физические факторы природной среды и их параметры;

  3. роль физических факторов и параметров (давление, плотность, сжимаемость, предел прочности, температура, удельная теплоемкость, коэффициенты расширения, удельные тепловые характеристики, диэлектрическая проницаемость, константы ионизации и др. ( протекания физических, химических, биологических процессов в биосфере;

  4. допустимые нормы физических параметров для различных биосферных явлений, объектов и процессов;

  5. физическое загрязнение окружающей природной среды.

Развитие физики влечет за собой развитие техники, что влечет усиление влияния на природу. Следовательно, в курсе физики могут быть раскрыты также важные в экологическом отношении вопросы, как:

  1. рациональное использование энергетических ресурсов: нефти, угля, газа, торфа и др.;

  2. наиболее выгодные и безопасные для окружающей среды способы применения механической, тепловой, электрической и атомной энергии;

  3. рациональное использование сырьевых ресурсов: водных, земляных, полезных ископаемых и др..


Исходя из современного содержания понятия «охрана природы» и состава экологических знаний в школьном образовании, можно выделить такие природоохранные умения, которые следует сформировать и развить у учащихся при обучении физики:

  1. измерять ряд физических параметров природной среды ( температуру, влажность воздуха, атмосферное давление, освещенность и др.);

  2. оценивать основные физические факторы и параметры для различных объектов, явлений и процессов, протекающих в биосфере, и их допустимые нормы;

  3. выбирать рациональный способ применения природных ресурсов и различных видов энергии в практической деятельности;

  4. предвидеть возможные последствия своей деятельности для физического состояния окружающей среды и критически оценивать поступки отдельных людей при воздействии на нее;

  5. пропагандировать и содействовать использованию на практике физических идей и законов, лежащих в основе применения возобновляемых источников энергии, методов борьбы с различными видами загрязнений и оптимизации взаимодействия общества с природой.



^ Реализация методической проблемы на уроках ( из опыта работы).


В своей работе для реализации целей и задач экологического образования и воспитания я использую следующие виды работ:

  1. экологическая конференция;

  2. интегрированный урок;

  3. экологический семинар;

  4. экологическое исследование;

  5. экологическая экскурсия;

  6. экологический десант;

  7. вставки на уроках экологического содержания;

  8. экологический КВН;

  9. экологический «ВЕСТНИК»




  1. Экологическая конференция.



При изучении в 11 классе темы «Производство электроэнергии» я провожу конференцию на тему

«Производство электроэнергии и проблемы экологии»


План конференции:

  1. Потребление энергии в масштабах страны.

  2. Потребление энергии в масштабах города.

  3. Основное производство электроэнергии в масштабах страны.

  4. Производство энергии на ГЭС:

а. технология

в. размещение производства (география)

г. показатели

5. Производство энергии на ТЭС:

а. технология

в. размещение производства (география)

г. показатели

6. Производство энергии на АЭС:

а. технология

в. размещение производства (география)

г. показатели

7. Экологические проблемы эксплуатации и пути их решения:

а. ГЭС

в. ТЭС

г. АЭС

8. Альтернативные способы производства электроэнергии


(Материалы конференции прилагаются)


2. Интегрированный урок


При изучении тема «Радиоактивность» проводится интегрированный урок на тему:

«Биологическое действие радиоактивных излучений»


Ход урока:

  1. Просмотр видеосюжета «Взрыв атомной бомбы»

  2. ^ Учитель биологии:

Сложен и неспокоен окружающий мир. Наука и техника семимильными шагами движется все дальше и дальше в глубины прогресса. На этом пути уже не замечается многое: и что так хрупок наш окружающий мир, как стебелек под колесами самосвала, и что он давно взывает о помощи, но его голос не слышен в грохоте НТП.

Взрыв атомной бомб. Это и мощное механическое воздействие, и неумолимое тепловое, но самое страшное – это радиация. Радиация незаметна. Она подкрадывается по предательски тихо, не давая о себе знать, но последствия ее воздействия чудовищны.

3. Ученик «История открытия радиации»

Рассказ о работах А.Беккереля, супругов Кюри, Э.Резерфорда и Ф.Содди.


    1. ^ Учитель физики:

Познакомимся с физической стороной этого явления.

Естественной радиацией называется самопроизвольное превращение одних атомных ядер в другие с испусканием частиц.

Опыт по изучению состава радиоактивного излучения.

В



α
β

γ
– поток ядер гелия.

β–поток электронов.

γ- электромагнитная волна.



α







5. Учитель химии:

Что из себя представляет радиация?

Фредерик Содди вместе с Резерфордом разработал теорию радиоактивного распада, открыл новый элемент, награжден в 1921 году Нобелевской премией.

(демонстрируется динамическая модель альфа распада с электронного учебника «Открытая физика»)

Запишем реакцию:

Ra226 Rn222 + He 4

88 86 2


Ядро теряет положительный заряд 2ē, его масса убывает на 4 атомных единицы массы. Правила смещения сформулировал Содди. Запишем это правило в общем виде:


XM YM-4 + He2

Z Z+1 4


З
α

α
акрепление этого правила у доски. Задание: написать реакцию, используя правила смещения.

1. U232 3. Al27

92 13


α

α

2. Pb207 4. Mn57

82 25


6. Учитель биологии

Подумайте и скажите: какое значение имеет для жизни людей явление, открытое Беккерелем в конце 19 века? Левая половина класса будет рассказывать о положительных сторонах этого явления, а правая об отрицательных проявлениях радиоактивности, то есть о вреде, который она приносит.


+

-

Лучевая терапия. При облучении раковых клеток гамма – лучами они прекращают свое деление. Если болезнь обнаруживается в начальной стадии, то лечение является успешным.

Отрицательно влияет на здоровье человека: вызывает лучевую болезнь, изменение состава крови, поражает красные кровяные тельца Первые исследователи не знали этого действия. Мария Кюри, например, умерла от лучевой болезни, на то же был обречен и ее муж. Близкое расположение радиоактивного вещества вызывает покраснение кожи и образование плохозаживающих язв.

Лучевая диагностика. Малое количество радиоактивных изотопов используют для изучения функций организма с целью диагностики нарушения обменных процессов в нем. Успешно используются радиоактивные изотопы при исследовании йодного обмена щитовидной железы, при исследовании печени, мозга.

Атомные электростанции – источники энергии, но и в случае аварии источник мощной радиации (Чернобыль)

Определение возраста предметов в научных целях, например, египетских мумий, останков доисторических костров, археологических находок.

Ядерное оружие. Радиация – один из поражающих факторов.

Неразрушающий контроль в промышленности, например, для определения степени износа поршневых колец. В двигателях внутреннего сгорания.

Проблема захоронения «ядерных отходов»

Селекция в растениеводстве и животноводстве. Выведение сортов растений и пород животных с заданными свойствами

Этот вид использования радиации сильно влияет на наследственность и не известно как это отразится в будущем.


7. ^ Учитель физики:

Ну, а теперь сделаем вывод, что такое радиоактивность для людей – зло или благо?

С одной стороны, это природное явление, которое существует независимо от того, открыли его ученые или нет. Радиоактивными являются почва, осадки, горные породы, вода и др. Открытие этого явления повлекло за собой его использование и на пользу людям, и во вред. Ученые должны осознавать ответственность, которую они несут перед обществом, вмешиваясь в «дела природы». Академик А.Д.Сахаров – один из создателей атомного оружия – много сделал для ограничения его распространения. В последние годы вел борьбу с «политикой атомного превосходства» сверхдержав над другими государствами.

Единственный правильный выход – это разумное использование научных открытий.



  1. ^ Экологические семинары.



При изучении конкретных тем я предлагаю учащимся проведение коротких по времени тематических семинаров.


7 класс тема : 1. «Сообщающиеся сосуды»

Тема семинара: «Осушительные и оросительные системы и их влияние на микроклимат»

2. «Плавание тел»

Тема семинара : «Судоходство и судостроение, и их влияние на окружающую среду»

8 класс тема: 1. «Процесс горения»

Тема семинара: «Органическое топливо. Проблемы истощения запасов

и загрязнения атмосферы».

2. «Тепловые двигатели»

Тема семинара : «Экологические проблемы работы тепловых двигателей»

9 класс тема: 1. «Звуковые волны»

Тема семинара: «Шум и человек»

2. «Радиоактивность»

Тема семинара «Солнечная радиация»

10 класс тема: 1. «Термодинамика»

Тема семинара «Тепловые двигатели и проблемы экологии»

2. «Электродинамика»

Тема семинара «Компьютер и человек»

11 класс – проводятся конференция и интегрированные уроки.


Семинар на тему «Шум и человек»

Вопросы семинара:

1. Что представляет собой звук с точки зрения физики?

2. Что такое ультразвук и инфразвук?

3. Как влияют ультразвуки на здоровье человека? Как его используют?

4. Как влияют инфразвуки на здоровье человека?

5. Характеристики звука.

6. Что такое «шум»?

7. Как влияет шум на здоровье человека?

8. Как влияет громкость звука на здоровье человека?

Ответ 1

Звук с точки зрения физики представляет собой движение молекул воздуха, вызываемое физическим телом., специальными органами животных, речевым аппаратом человека. Источник звука – колеблющееся тело. Например, камертон, струны гитары, мембрана громкоговорителя. Человеческое ухо воспринимает колебания в диапазоне (среднее значение) от 20 Гц до 20000Гц.

Ответ 2

Ультразвук это механическая волна, распространяющаяся в воздухе и других вещественных средах с частотой более 20000Гц.Инфразвук – с частотой менее 20 Гц.

Ответ 3

Ультразвук может ощущаться кожей, вызывая неприятные ощущения. Он воздействует на психику человека, вызывая раздражительность, бессонницу. Ультразвук используют для проведения операции по дроблению камней в почках, для ультразвукового обследования внутренних органов человека.


Ответ 4.

Инфразвук влияет на нервную систему: вызывает чувство страха, бессонницу. Воздействуя на глазное яблоко человека, инфразвук приводит его в колебание. Это может вызвать появление галлюцинаций.

Ответ 5

Характеристиками звука являются:

  1. Частота колебания, измеряемая Гц. Это количество колебаний за 1 секунду.

  2. Длина звуковой волны, измеряемая в метрах. Это расстояние между ближайшими точками среды, колеблющимися в одной фазе.

  3. Скорость волны. Она зависит от среды распространения. В воздухе при 00С скорость звука составляет примерно 340 м/с.

  4. Громкость звука. Определяется амплитудой колебания. Измеряется в децибелах.

  5. Высота звука.

Ответ 6

Звуки, раздражающие человека и вносящие дискомфорт в его жизнь, мы воспринимаем как шум. Шумы создаются автотранспортом, предприятиями, машинным оборудованием, домашней техникой и др.

Ответ 7.

В городской среде происходит неуклонное возрастание уровня шума. Современный человек живет в загрязненной шумом среде. Постоянное действие шума способствует снижению слуха, ухудшается психическое и физическое состояние.

Ответ 8.

Комфортным для человека является звук силой от 20 до 60 ДБ. От 80 до 100 ДБ звук становится неприятным раздражителем, вызывает бессонницу и болевые ощущения. От 120 ДБ и выше звук вызывает сильную боль, механические повреждения уха, что ведет к глухоте.



  1. ^ Экологическое исследование.


С учащимися проводились следующие экологические исследования:


  1. «Исследование соблюдения санитарно – гигиенических норм соответствия роста учащихся и мебели в кабинете информатики».

Исследователи: Горбова Евгения , Абрамов Сергей 9а класс


А. В кабинете информатики должно быть правильно организовано рабочее место, так как учебные занятия связаны с длительным сохранением рабочей позы. Правильность установки компьютеров должна решаться при участии врача – гигиениста. Необходимо знать свой рост, так как высота поверхности стола определяется этим показателем. Изготавливается пять групп мебели с учетом роста.

^ Высота поверхности стола в зависимости от роста

Группа мебели

Группа роста, см

Высота стола над полом, см

А

До 130

48

Б

130 -145

54

В

145 – 160

60

Г

160 – 175

66

Д

Выше 175

72


Замеры в кабинете информатики этого показателя дали следующие результаты:





Б. Соответственно росту должны быть подобраны стулья.

^ Высота сиденья стула над столом

Группа мебели

Группа роста, см

Высота сиденья, см

А

До 130

32

Б

130 -145

36

В

145 – 160

40

Г

160 – 175

44

Д

Выше 175

48


Замеры этого показателя в кабинете информатики дали следующие результаты:




В. Под ногами на полу должны находиться подставки для ног.

    • Проверка выявила наличие подставок под каждым рабочим столом.



Г. Продолжительное время во время работы с компьютером приходится пользоваться монитором, поэтому должны соблюдаться следующие рекомендации:

      1. удобная установка монитора под прямым углом к направлению зрения;

      2. изображение не должно быть очень ярким;

      3. монитор не должен быть загрязнен пылью;

      4. монитор должен быть установлен так, чтобы не было отсвечивающих бликов.

Проверка этого показателя дала следующие результаты:

    • Установка мониторов № 3,7 не соответствует рекомендации.

    • Изображение на мониторах настроено правильно.

    • Мониторы и рабочие столы чистые.

    • Наличие бликов на экранах наблюдается на мониторах № 4, 5, 6.




  1. «Исследование уровня шума в помещении школы »

  2. «Исследования уровня освещенности в кабинетах»




  1. Экологическая экскурсия.




      1. Экскурсия на водоочистительную станцию.

Цель: Знакомство с системой очистки сточных вод и с лабораторными

методами проверки качества очистки.

      1. Экскурсия на завод НПО Криогенмаш

Цель: Знакомство с производством и хранением сжиженных газов



  1. ^ Экологический десант.


Ежегодно учащиеся принимают участие в уборке территории города в апреле и октябре. За школой закреплена территория по ул.Зеленая и ул,Орджоникидзе, а так же кусок национального парка Лосиный остров.. Задача десанта – очистить территорию от сухостоя, бытового мусора. Мусор собирается в пластиковые пакеты и вывозится по договоренности со службами города и Лосиного острова. Ежемесячно каждый класс приводит в порядок участок школьной территории, закрепленный за ним.

Ежедневно учащиеся дежурного по школе класса производят уборку территории вокруг школы.



  1. ^ Экологические вставки на уроках.



Для повышения интереса к изучаемой теме и для расширения кругозора учащихся использую короткие тематические экологические вставки.


^ Тема «Производство энергии», «Тепловые двигатели», «Физика и НТП»

Во временных масштабах человеческая эра в жизни планеты составляет ничтожную ее часть, а запасы ископаемого горючего образовывались в особый период эволюции жизни на Земле многие миллионы лет. Эти ресурсы невозобновимы. Развитие НТП приводит к увеличению потребности в энергии. Это обуславливает загрязнение окружающей среды и обострению проблемы истощения органических ископаемых

Расход энергии на одного человека (В ккал/сут.)

Характеристика общества

Расход энергии

Первобытное общества

4000

Аграрное общество

12000

Индустриальное общество




-- в целом

70000

-- в развитых странах

230000 -250000



^ Тема «Атмосфера»

Наиболее массовые загрязнители, выбрасываемые всеми техническими источниками

Загрязнители

Млн тонн в год

Твердые частицы дыма и промышленная пыль

580

Окись углерода

360

Летучие углеводороды и другие органические вещества

320

Оксиды серы

160

Оксиды азота

110

Соединения фосфора

18

Сероводород

10

Аммиак

8

Хлор

1

Фтористый водород

1


Величина ПДК наиболее распространенных загрязнителей атмосферного воздуха

Вещество

Максимальная разовая

ПДК, мг/м3

Среднесуточная ПДК

Мг,м3

Сернистый газ

0,5

0,05

Двуокись азота

0,085

0,04

Формальдегид

0,035

0,03

Окись углерода

5,0

3,0

Пыль

0,5

0,15

бензол

1,5

0,1



^ Тема «Табакокурение» (для классных бесед)

Вклад табака и других факторов в число случаев смерти от рака

Факторы

Процент смерти от рака от общего

числа случаев

Табак

30

Алкоголь

3

Питание

35

Пищевые добавки

1

Промышленное загрязнение среды

2

Геофизические факторы

3

Инфекция

10

Неизвестные факторы

?



^ Тема «Свет»

Солнце дает мощный поток видимого света. Организм человека нуждается в определенном световом комфорте. Как организовано ваше рабочее место дома? Какие у вас окна?


Хорошая естественная освещенность – залог успехов в учебе.

Густая крона деревьев, закрывающая окна, становится преградой на пути прямых лучей и снижает степень освещенности помещения. Днем вынуждены пользоваться искусственным освещением

Грязные оконные стекла не только не эстетичны, но они до 70% могут снижать естественную освещенность, что утомляет зрительный анализатор. Приходится днем пользоваться настольной лампой.

Солнечный свет проникает в квартиру, создавая световой комфорт. Взгляд не утомляется. У вас хорошее настроение. Вы хорошо запоминаете то, что цчите.



^ Тема «Звуковые волны»


Шкала реакции организма человека на шум

0 ДБ

Чувство тревоги. Снижение работоспособности. Психоневротические проявления.

20 -60 ДБ

Зона звукового комфорта для успешной деятельности человека

80 -100 ДБ

Звук становится неприятным раздражителем. Усиливается возбудимость человека.

120 – 140 ДБ

Боль. Непереносимость силы звуков. Организм физически не может существовать при силе звука более 150 ДБ.



^ 8. Элементы экологии в курсе физики



Тема

Затрагиваемые вопросы экологии

7 класс

Физические явления

Круговорот вещества в природе и промышленном производстве

Физика и техника

Проблема безотходных производств. Проблема утилизации отходов. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду. Взаимосвязь природы и человеческого общества.

Молекулы. Диффузия.

Распространение вредных веществ, выброшенных промышленными предприятиями, путем диффузии и конвекции. Опасность неправильного хранения и применения минеральных удобрений и гербицидов. Понятие ПДК. Контроль за состоянием окружающей среды. Влияние нефтяной пленки на поверхности водоема на процессы диффузии газов.

Три состояния вещества

Круговорот воды в природе. Загрязнение атмосферы различными примесями и его последствия

Притяжение и отталкивание молекул

Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц обычной водой и смачиваемость нефтью

Явление тяготения. Сила тяжести.

Явления выпадения вредных частиц пыли и дыма из атмосферы на Землю и его возможные последствия

Взаимодействие сил. деформация.

Деформация плодородного слоя почвы сельскохозяйственными машинами

Сила трения

Вредные последствия посыпания наледи песочно-солевой смесью (гибель растительности, разъедание автомобильных шин, коррозия трубопроводов)

Давление твердых тел

Давление на почву тяжелых тракторов

Энергия рек и ветра

Перспектива использования безотходных и возобновляемых источников энергии. Рациональное использование энергии рек и ветра. Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением.

Давление в газе и жидкости

Единый мировой воздушный и водный океаны. Ветры и течения. Перенос загрязнений воздушным и водным путями.

Сообщающиеся сосуды, шлюзы, водопровод

Система орошения и осушения, их влияние на микроклимат. Нарушение природного равновесия при строительстве каналов. Последствия «поворота» рек (уменьшение запаса пресной воды на Земле, необходимость ее экономии)

Атмосферное давление

Атмосфера – часть жизненной среды. Изменение состава атмосферного воздуха под действием антропогенного фактора (на примерах конкретных производств). Уменьшение озонового слоя и его последствия, рассеивание выбросов в верхних слоях атмосферы. Особенности распространения выбросов при циклоне и антициклоне. Штормовые предупреждения предприятиям. охрана атмосферного воздуха от загрязнений.

Насосы

Орошение земель, рациональное использование земель.

Архимедова сила. Условия плавания тел.

Необходимость экономии воды. Образование нефтяной пленки на поверхности водоемов и ее уничтожение. Экологические аспекты сплава древесины по рекам. Судоходство и связанные с ним вопросы охраны воды.

Плавание судов

Пагубные последствия судоходства: разрушение берегов, глушение рыбы, загрязнение водоемов. Аварии нефтяных танкеров как экологическая катастрофа.

Воздухоплавание.

Разрушение озонового слоя атмосферы. Экономическая неэффективность и экологический вред сельскохозяйственной авиации. Использование аэростатов. Влияние воздушного транспорта на чистоту атмосферы Земли.

Работа и мощность

Мощность. КПД и экологическая безопасность различных механизмов (сравнительный анализ)

8 класс

Конвекция в природе и технике

Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и в океане. Образование конвекционных потоков в промышленной зоне. Тяга. Механизм рассеивания с помощью высоких труб. Особенности распространения выбросов при циклоне и антициклоне. Нарушение конвекции в случае ядерной войны и наступление «ядерной зимы». Теплоизоляция в быту и технике как метод сбережения энергоресурсов.

Водное отопление

Экологические аспекты водяного отопления (загрязнения от ТЭЦ)

Излучение

Парниковый эффект на Земле и возможные последствия его усиления. перспективы использования экологически чистой энергии Солнца.

Удельная теплоемкость

Нарушение природно-климатических условий при осушении естественных и создании искусственных водоемов. Широкое применение воды во всех сферах производства. Ограниченность запасов пресной воды.

Теплота сгорания топлива.

Органическое топливо как основной источник энергии на современном этапе. Ограниченность запасов органического топлива, загрязнение атмосферы продуктами его сгорания. Сравнение эффективности и экологической безвредности различных видов топлива (газ, жидкое топливо, твердое топливо). Необходимость перехода автотранспорта на газовое топливо.

Агрегатное состояние вещества

Круговорот воды в природе. Явление испарения с поверхности морей и океанов и его влияние на климат Земли.

Плавление и отвердевание

Влияние засоленности воды на температуру льдообразования. экологические аспекты литейных производств.

Испарение и конденсация. холодильник.

Образование кислотных дождей. Опасность накопления в атмосфере фреона и аммиака для жизни на Земле.

Тепловые двигатели. ДВС. паровая турбина.

Загрязнение окружающей среды выбросами в атмосферу и сточными волами. Кислотные дожди. Гибель водоемов, растительности, разрушение архитектурных сооружений, коррозия металлов. Меры снижения вредных выбросов. Контроль за выхлопными газами. Сравнение тепловых двигателей по из влиянию на экологическую обстановку. Совершенствование тепловых двигателей с целью охраны природы.

Электрическое поле

Влияние статического электричества на биологические объекты. электростимулирование жизнедеятельности семян и растений. Борьба с электризацией жилых помещений (ионизаторы воздуха, влажность воздуха и электризация, очистка воздуха электрофильтром).

Гальванические элементы и аккумуляторы

Необходимость осторожного обращения с гальваническими элементами и аккумуляторами. Проблема их утилизации.

Сила тока, электрическое напряжение и сопротивление проводников.

Применение фотоэлементов и термоэлементов, солнечных батарей и термоэлектрогенераторов. Действие электрического тока и его использования с целью защиты окружающей среды.

Магнитное поле

Взаимообусловленность явлений в природе. Влияние магнитного поля на биологические объекты. Понятие о магнитобиологии (воздействие на организм магнитных бурь, магнитных браслетов, ориентация птиц)

Постоянные магниты

Экологические аспекты добычи железной руды открытым способом (образование завалов и их последующая разработка).

Электродвигатель

Перспективы развития электротранспорта. Преимущества электродвигателя как экологически чистого двигателя.

Электрификация и охрана природы

Экологические проблемы производства и передачи электроэнергии. отрицательное воздействие на окружающую среду различных типов электростанций (ГЭС, ТЭС, АЭС). Тенденция развития альтернативных способов выработки энергии (термальные, приливные, ветровые электростанции).

Световые явления

Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора, его экологические последствия. Изменения климата.

9 класс

Сила тяжести

Значение механических процессов, протекающих в биосфере. Сила тяжести и ускорение свободного падения – важнейшие физические параметры природной среды.

Движение ИСЗ

Использование ИСЗ для глобального влияния производственной деятельности людей на природу нашей планеты, для удаления радиоактивных отходов ядерной энергетики.

Закон сохранения импульса. реактивный двигатель.

Физические процессы, сопровождающие работу реактивного двигателя и загрязняющие окружающую среду (выброс газов, нагревание, шум и пр.). роль космических аппаратов в контроле за состоянием атмосферы. обнаружение с помощью космической техники ураганов, пожаров, извержения вулканов и т.д. развитие космической техники и технологий. Охрана космоса. Обеспечение устойчивой динамики природных явлений (строительство каналов, плотин, дамб, защита от наводнений). Приливные волны и их роль в энергетике.

Энергия

Гидроэнергетические ресурсы России. Экологические проблемы использования энергии рек (потеря плодородных земель, заболачивание местности, изменение климата, влияние на рыбоводство и т.д.).

Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения полной механической энергии. Мощность.

Экологичность аэро- и гидроэнергии. Рациональное использование гидроресурсов. Экологические требования к ГЭС. Перспективы развития гидроэнергетики. Достоинства и недостатки ветроустановок, перспективы их использования.

Инертность тел. Масса. Движение тел по окружности.

Создание очистительных устройств. Инерционные пылеуловители. пылеуловитель «Циклон».

Механические колебания. Звуковые явления.

Роль вибраций в технике. Вредное влияние вибрации на организм человека. Разработка и применение противовибрационных устройств. Механические колебания и парниковый эффект. Шум как экологический фактор. отрицательное влияние звуковых волн на организм человека и другие биологические факторы. Допустимые нормы шума.

Механика и механизация народного хозяйства.

Пути и последствия механизации народного хозяйства. Борьба с технической, водной и ветровой эрозией почвы.

10 класс

Основы МКТ

Распространение различных веществ в атмосфере путем диффузии. Зависимость степени загрязнения атмосферного воздуха от высоты.

Газовые законы

Состав атмосферы. Воздействие производственной деятельности людей. «Дыхание» почвы и его связь с загрязнением атмосферы.

Температура и способы ее измерения.

Температура как главный экологические фактор. Влияние изменения температуры на сбалансированность обмена веществ в организмах.

Насыщенные и ненасыщенные пары.

Токсичность некоторых газов и их «устойчивость» в атмосфере.

Влажность воздуха

Значение влажности воздуха и ее влияние на биологические системы. совместное действие влажности и температура на живые организмы. Влияние загрязнения атмосферы на конденсацию паров в ней. Борьба с градом

Поверхностное натяжение.

Физические основы засоления почвы и перспективные способы борьбы с ним. Загрязнение поверхности водоемов, приводящее к уменьшению испарения воды (и, следовательно, осадков). Использование явления смачивания для очистки жидкостей от примесей.

Капиллярные явления

Структура почвы, причины ее нарушения и меры предупреждения. капиллярные явления в почве и растительном мире. Охрана почвы и воды, их рациональное использование.

Физика твердого тела.

Засорение окружающей среды отработанными материалами с заданными свойствами (пластмассы, полиэтилен).

Основы термодинамики

Диапазон температур в природе, влияние температуры на биосферу. тепловые двигатели – косвенные источники загрязнения атмосферы. Состав и токсичность выхлопных газов, зависимость из количества от мощности двигателя. Тепловой баланс Земли и влияние его на климат. Защита воздуха от загрязнения.

Электрическое поле.

Атмосферное электричество, электрическое поле электроприборов, его проявление и влияние на человека.

Магнитное поле. Магнитные свойства вещества.

Магнитное поле Земли и приспособление к нему организмов. «Магнитная» очистка воды от примесей – магнитная сепарация.

Электрический ток в расплавах и растворах электролитов. Электролиз.

Очистка воды от загрязнения при электролизе (электрофлотационный метод очистки). Метод определения засоленности почв и грунтовых вод по из электропроводности. Принцип действия электрофильтровальных очистных сооружений. Экологические аспекты электролитического производства.

Электрический ток в газах.

Ионизация атмосферного воздуха. Биологическое действие легких и тяжелых ионов. Понятие об электрофильтрах. Экологические преобразователи энергии. Применение МГД-генератора.

Электрический ток в полупроводниках.

Экологические преобразователи тепловой и световой энергии в электрическую (полупроводниковые приборы). Использование энергии Солнца.

11 класс

Производство, передача и использование электроэнергии.

Загрязнение атмосферы. Меры защиты окружающей среды от теплового и химического загрязнения.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Биологическое воздействие электромагнитных волн сверхвысокой частоты и защита от них.

Электромагнитные излучения разных диапазонов длин волн.

Биологическое действие ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучений и защита от них.

Спектры поглощения.

Влияние загрязнения атмосферы на изменение спектрального состава солнечного света у поверхности Земли. Парниковый эффект.

Отражение света.

Различие в отражательной способности разных поверхностей с экологической точки зрения.

Состав ядра атома. Испускание и поглощение света атомом. Спектральный анализ.

Естественные радиоактивные элементы. Естественный радиоактивный фон и его действие на живую природу. Круговорот радиоактивных элементов в природе и влияние его на живые системы. Физиологическое действие нейтронов и способы защиты от нейтронного излучения. Применение спектрального анализа для контроля за состоянием окружающей среды.

радиоактивность

Загрязнение биосферы продуктами ядерных взрывов. Производство атомной энергии.

Ядерная энергетика

Проблемы захоронения ядерных отходов АЭС. Техника безопасности на ядерных установках.

Радиация и биосфера

Воздействие радиоактивного загрязнения на организм человека. радиоактивное загрязнение природных сред.

Изотопы

Существование долгоживущих радиоактивных изотопов

Доза излучения

Радиоактивное излучение – наличие радиоактивных веществ в количествах, превышающих уровень естественного фона. Новые виды оружия. научно-технический прогресс в народном хозяйстве.



^ 9. Элективные курсы:

Считая интеграцию физики и экологии значимой для обучения и воспитания обучающихся я разработала и успешно внедряю в практику элективные курсы :Физика, человек окружающая среда., Ноосферная культура (программы курсов прилагаются)


Литература:

1. А.Д.Дмитриев Экология и здоровье человека Чебоксары Чувашское книжное издатель-

ство 1999г

  1. Э.А.Турдикулов Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. Москва «Просвещение» 1988г

  2. Г.А.Фадеева Физика и экология 7 – 11 классы Издательство «Учитель» г. Волгорград

  3. Н.С.Ахметов Неорганическая Химия Москва «Просвещение» 1988г



Похожие:

Методическая работа «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики» iconЭкологическое воспитание на уроках физики
С появлением и развитием человечества процесс эволюции заметно видоизменился. На ранних стадиях цивилизации вырубка и выжигание лесов...
Методическая работа «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики» iconДоклад на тему: «Экологическое воспитание на уроках русского языка»
Характер этой работы меняется в зависимости от подбора учащихся в классе, от их возраста, индивидуальных особенностей и ряда других...
Методическая работа «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики» iconХороший учитель – Это человек
Экологическое образование и воспитание младших школьников через уроки природоведения
Методическая работа «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики» iconЭтно – культурное воспитание учащихся на уроках технологии
На своих уроках главной задачей считаю использование народных истоков в подготовке детей к труду. Народные мудрости являются целями...
Методическая работа «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики» iconКашникова А. Г.; Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Рекомендации для учителей физики; Издательство коиуу; 1974; Мягкая; 30

Методическая работа «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики» iconСамостоятельная работа учащихся на уроках физики
Разработки вошли в научно-методическое пособие департамента образования и науки администрации Липецкой области 2005г
Методическая работа «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики» icon«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии»
«Методика постановки физического эксперимента в 8 классе», «Новые образовательные технологии на уроках физики»
Методическая работа «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики» iconУрок окружающего мира в 3 «Б»классе
Осуществлять экологическое воспитание учащихся, воспитывать любовь к родному краю
Методическая работа «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики» iconДоклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики»
На третьем этапе (в старших классах) — при изучении физики и астрономии необходимо широко реализовать знания учащихся дисциплин естественно-...
Методическая работа «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики» iconКонтрольная работа за курс физики 11 класса Базовый уровень Учитель физики Маркова Т. Н. школа №76 Ярославль
Контрольная работа составлена с использованием материалов демоверсии егэ 2005-2007 годов, которая предполагает проверку знаний учащихся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы