Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике icon

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике



НазваниеМетодические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике
страница1/4
Дата конвертации30.10.2012
Размер0.49 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


Планы занятий и методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике.


ТЕМА 1. Сущность, основные принципы и категории

социальной политики

План семинара

1. Сущность и содержание понятия «социальная политика». Различные

трактовки понятия в научной литературе и политической практике.

2. Основные категории социальной политики.

3. Принципы социальной политики.

4. Методы исследования социальной политики.

Методические рекомендации

Первый семинар является по характеру вводным, имеющим целью расширение представлений студентов о социальной политике как дисциплине, науке и сфере деятельности. Для достижения цели необходимо обратиться к различным трактовкам социальной политики, выявить её природу и основные принципы, проанализировать её категории и сделать вывод о её сущности. Следует учитывать, что социальная политика как сфера политической практики эволюционирует от корректирования негативных последствий развития экономики к профилактике этих возможных последствий, к выполнению конструктивных функций. Весомую поддержку в подготовке к семинару окажет установление связей социальной политики с социологией, экономикой, политологией и историей, а также социальной философией.

Особую роль в раскрытии темы призван сыграть анализ основных категорий социальной политики, а именно: социальная справедливость, социальное равенство, социальная безопасность, социальные права и гарантии, социальное обеспечение, социальная защита, социальные услуги и другие. Обращение к различным справочным изданиям, монографиям и пособиям позволяет составить более полное представление о содержании категорий и различном их понимании.

При раскрытии принципов социальной политики (гуманизм, системность, преемственность, согласованность, открытость, социальное партнёрство, индивидуальная социальная ответственность, социальная справедливость, контроль и др.) сложность может заключаться в том, что разные авторы отдают приоритет различным принципам. Рекомендуется сопоставить и сравнить эти подходы и обсудить их на семинаре, чтобы у студентов сложилось целостное представление о разнообразии положений, определяющих деятельность субъектов социальной политики.

Особое внимание следует обратить на методы исследования социальной политики, так как в этой сфере тесно взаимодействуют социологи и экономисты, и следовательно, используют методы своих наук.


Литература

1. Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. – М., 1996.

2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства (Гл. 7). – М.,1990.

3.Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. – СПб., 1998.

4. Заславская Т.И.
Социальные результаты реформ и задачи социальной политики //Куда идёт Россия?… Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под редакцией Т.И. Заславской – М.,1998.

5. Жуков В.И. Социальная политика и условия её реализации // Жуков В.И. Реформы в России 1985-1995 гг. М., 1997.

6. Иванов В. Социальная защита населения и национальная безопасность // Наука. Политика. Предпринимательство. – 1998. - №1-2.

7. Краус В., Игнатова Т., Солодков Г. Социальное рыночное хозяйство. Путь России? – Ростов-на-Дону, 1997.

8. Колков В.Г. Социальная безопасность. – М.,1998.

9. Константинова Л. В. Социальная политика: штрихи к социологической концепции // Социологические исследования. 2004. № 2.

10. Куда идёт Россия?… Социальная трансформация постсоветского пространства: Международный симпозиум. / Под редакцией Т.И.Заславской. – М., 1996.

11. Матвиенко В.И. Актуальные вопросы социальной политики России //Международная жизнь. – 1999. - №4.

12. Микульский К.И., Роговин. В.В., Шаталин С.С. Социальная политика. – М., 1987.

13. Мошняга В.П. Социальное развитие и социальная работа: Международный опыт. – М., 2000.

14. Назаров М.М. Социальная справедливость: современный российский контекст //

Социологические исследования. –1999. -№11.

15. Осадчая Г. Социальная политика: сущность и ценностные ориентации. // Наука. Политика. Предпринимательство. – 1998 . - №1-2.

16. Основы социальной работы. –М., 2000.

17. Попов В.Г., Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. – М., 1998.

18. Российская социологическая энциклопедия. – М., 1999.

19. Социальная политика: Учебник для вузов. / Под общ. редакцией Н.А.Волгина. – М., 2002.

20. Социальная энциклопедия. – М., 2000.

21. Секисова Л.П. Социальная справедливость и пути её достижения. – Иркутск. – 1997.

22. Сидорина Т.Ю., Тихонова Н.Ю, Шкаратан О.И. методика исследования социальной политики в регионах // Мир России: Социология. Этнология. – 1998. - №1-2.

23. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

24. Социальная работа глазами студентов. – М.,1998.

25. Социальные ресурсы и социальная политика. – М.,1990.

26. Тихонова Н.Е., Шкаратан О.И. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? // Социологические исследования. – 2000. – №3.

27. Холостова Е.И. Социальная политика: Учебное пособие. - М.,2001.

28. Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.,1996.


ТЕМА 2. Категория гуманизма в социальной политике

План семинара

1. Гуманизм как социальная категория.

2. Гуманистическая ориентированность отдельных лиц, социальных групп,

общества в целом.

3. Взаимосвязь гуманизма и социальной политики.

4. Проблема бедности в современной России и за рубежом.

^ Методические рекомендации

Гуманизм – одна из фундаментальных категорий социальной политики, суть которой состоит в признании человека высшей ценностью. Гуманизм социальной политики проявляется в обеспечении для каждого человека достойных материально-технических, экономических, политических и культурных условий жизни и соответствующих социальных отношений. Цель данного семинара – овладение навыками анализа социально-политических проблем с точки зрения гуманизма.

Главной задачей в изучении темы будет анализ сущности и основных проявлений гуманизма в деятельности отдельных лиц, социальных групп и общества. Работа над темой предполагает владение такими понятиями, как «идеал социальной жизни», «дегуманизация», «антигуманизм», «социальные ценности», «ценностные ориентации», «образ жизни», «качество жизни» и «уровень жизни».

Эти категории помогают раскрыть взаимосвязь социальной политики и гуманизма. Особое внимание студентов должна привлечь проблема бедности как социального явления в России и за рубежом, так как подходы к её решению являются наиболее ярким индикатором гуманистической ориентированности общества. Анализ теоретических подходов к проблеме необходимо постоянно соотносить с конкретными примерами, которые позволяют выявить проявления и социальные последствия бедности.

Завершить семинар предлагается дискуссией о гуманистическом характере социальной работы как составной части социальной политики, чтобы закрепить полученные знания и сделать выводы по обсуждаемым вопросам.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.,1991.

2. Бедность: взгляд учёных на проблему. – М., 1994.

3. Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. – М., 1996.

4. Борисов Г.М. Личность и её образ жизни. – М.,1989.

5. Богатые и бедные в современной России // Социологические исследования. 2004. № 3.

6. Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. – М., 1996.

7. Вавилина Н.Д. Бедность в России как социальное явление и социальная проблема. – Новосибирск, 2000.

8. Возьмитель А.А. Образ жизни: от старого подхода к новому // Социально-политические науки. – 1991. - №1. 9. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм // Социально-гуманитарные знания. – 1999. – №1.

10. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. Социологический аспект. – Челябинск, 1995.

11. Гордон Л.А. Бедность, благополучие, противоречивость: материальная дифференциация в 1990-е годы // Общественные науки и современность. –2001. -№3.

12. Гордон Л.А. Четыре рода бедности в современной России // Социологический журнал. – 1994. - №1.

13. Горшков М. К., Тихонова Н. Е. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социологические исследования. 2004. № 3.

14. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. – СПб., 1998.

15. Давыдова Н. М., Седова Н. Н. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных // Социологические исследования. 2004. № 3.

16. Иноземцев В.Л. Классовый аспект бедности в постиндустриальных странах // Социологические исследования. – 2000. – №8.

17. Лаврененко И.М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации (80-е – первая половина 90-х годов ХХ столетия.). – М., 2000.

18. Образ жизни и состояние массового сознания. – М.,1992.

19. Ронге Ф. Условия жизни в России. - // Социологические исследования. – 2000. – №3.

20. Российская социологическая энциклопедия. – М., 1999.

21. Римашевская Н. М. Бедность и маргинализация населения // Социологические исследования. 2004. № 4.

22. Руткевич М. Н. Трансформация социальной структуры российского общества //

Социологические исследования. 2004. № 12.

23. Сидорова Н.И. Налоговый потенциал в решении проблем бедности // Социологические исследования. –2002. -№10.

24. Сидорова В. А. Влияние адресной социальной помощи на изменение уровня, глубины и остроты бедности // Социологические исследования. 2004. № 7.

25. Социальная политика: Учебник для вузов. / Под общ. редакцией Н.А.Волгина. – М., 2002.

26. Сычёва В.С. Измерение уровня бедности. // Социологические исследования. – 1996. – №3.

27. Чернина Н.В. Бедность как социальный феномен российского общества // Социологические исследования. – 1994. – №3.

28. Чинакова Л. И. об отличительных признаках бедности и нищеты // Социологические исследования. 2005. № 1.

29. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. – М.,2002.

30. Ядов В.А. Социологический подход к исследованию личности в системе понятий образа жизни //Вопросы философии. – 1983. - №2.

31. Ярошенко С.С. Синдром бедности. // Социологический журнал. – 1994. - №2.

32. Ярыгина Т.В. Бедность в богатой России // Общественные науки и современность. – 1994. - №2.


ТЕМА 3. Социальная политика и социализация человека

План семинара

1. Социализация: сущность, этапы, агенты.

2. Содействие развитию личности как функция социальной политики. Роль

социальной политики в социализации человека.

3. Девиантное поведение, аномия и социальные болезни в современном российском

обществе.

4. Проблемы социализации детей, подростков и молодёжи.

^ Методические рекомендации

Эффективная социальная политика играет серьёзную роль в создании благоприятных условий для социализации личности. Поэтому целью этого занятия становится выявление конструктивной функции содействия развитию личности и функции профилактики социальных болезней, которые выполняет социальная политика. Задачами семинарского занятия является выяснение сущности, этапов, агентов социализации, анализ её факторов в современном российском обществе, выявление предпосылок и причин аномии и социальных болезней.

Раскрытие темы предполагает привлечение материалов социальной статистики и социологических исследований, позволяющих получить целостное, комплексное представление о воздействии различных факторов на социализацию личности современного человека и о роли в этом процессе различных социальных институтов – агентов социализации. Студентам следует учесть опосредованный характер воздействия на социализацию личности социальной политики, так как последнюю осуществляют агенты. Социальная политика создаёт условия для нормального функционирования институтов-агентов.

Итогом семинара может стать дискуссия о современных проблемах социализации детей, подростков и молодёжи, о позитивных и негативных факторах, воздействующих на неё, а также о решении этих проблем в рамках социальной политики. Именно на примере этих социальных групп можно сделать выводы о роли в социализации человека социальной политики и об одной из её функций - содействии развитию личности.

Литература

1. Бреева Е. Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. 2004. № 4.

2. Вдовина М. В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социологические исследования. 2005. № 1.

3. Габиани А.А. Кто такие наркоманы? // Социологические исследования. – 1992. – №2.

4. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. – 1996. – №3.

5. Давыдова Е.В. Измерение социального самочувствия молодёжи. – М., 1992.

6. Девиантность и социальный контроль в России (XIX- XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. - СПб., 2000.

7. Журавлёва Л.А. Факторы и условия наркотизации молодёжи . // Социологические исследования. – 2000. – №6.

8. За здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями) / Отв. редактор Б.М Левин. – В 2-х книгах. – М, 1991-1993.

9. Заиграев Г.Г. Пьянство в России как угроза национальной безопасности // Социологические исследования. – 2002. – №11.

10. Иконникова С.Н. Молодёжь: социологический и социально-психологический анализ. - Л., 1974.

11. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения . // Социологические исследования. – 2000. – №3.

12. Ковалёва Т.В., Степанова О.К. «Подростки смутного времени» : к проблеме социализации старшеклассников. // Социологические исследования. – 1998. – №8.

13. Кон И.С. В поисках себя . Личность и её самосознание. – М., 1984.

14. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967 .

15. Лапин Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. № 6.

16. Орлова И.Б. Самоубийство – явление социальное // Социологические исследования. – 1998. – №8.

17. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования. – 1998. – №8.

18. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодёжи // Социологические исследования. – 2000. – №3.

19. Плахов В.Д. Социальные нормы и отклонения. // Социологические исследования. – 1995. – №11.

20. Социальные отклонения. – М., 1989.

21. Социология молодёжи: Учебник . / Отв. редактор В.Т.Лисовский. – СПб., 1996.

22. Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы. - Киев, 1982.

23. Суслова М.Ю. О социализации молодых инвалидов // Социологические исследования. – 2000. – №6.

24. Черкасова Т. В. Молодёжь о конфликтогенных факторах и молодёжной политике // Социологические исследования. 2004. № 3.

ТЕМА 4. Демографические и этнографические аспекты социальной политики

План семинара

I. Демографический тип социальной политики.

1.Демографическая структура и половозрастные группы.

2.Гендерные аспекты социальной политики.

3.Воспроизводство населения. Нормализация демографической ситуации.

II.Этнографический аспект социальной политики.

1.Этническая структура общества: группы, общности, диаспоры.

2.Роль социальной политики в разрешении межэтнических

противоречий.

^ Методические рекомендации

Структура социальной политики может быть выстроена по критерию ориентации на социально-демографические или на этнические группы населения. Поэтому данный семинар преследует две цели: выявить сущность демографического типа социальной политики и рассмотреть этнографический аспект социальной политики.

Достижение первой цели предполагает рассмотрение демографической структуры современного российского общества, проблем депопуляции в России, ей причин и факторов, на неё влияющих, овладение категориями «демографический переход» и «демографический кризис», анализ социально-политических мер, ведущих к нормализации демографической ситуации (повышение рождаемости и снижение смертности). Особое внимание необходимо уделить гендерным аспектам социальной политики («гендер» – букв. «род»), то есть политики в отношении женщин как особой группы населения, совмещающих семейные и внесемейные социальные роли. Уязвимой социально-демографической категорией становятся в последнее время и мужчины в связи с высоким уровнем смертности в трудоспособном возрасте и крайне низкой продолжительностью жизни.

Составить представление об этнографическом аспекте социальной политики поможет, во-первых, обращение к этносоциологическим исследованиям современных этнических процессов в России, во-вторых, этнической структуры общества (группы, общности, диаспоры, меньшинства) и социальных проблем их жизни, что позволяет сделать вывод о роли социальной политики не только в разрешении, но и в профилактике межэтнических противоречий.

Литература

1. Антонов А.И. Социология рождаемости. – М.,1980.

2. Антонов А.И. Эволюция норм детности и типов демографического поведения // Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. – М., 1986.

3.Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин: к 90-летию первого

Всероссийского съезда женщин. СПб, 1998.

4.Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социальных перемен: работа, политика, повседневная жизнь. – М.,1996.

5. Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. – М., 1985.

6.Беляева Л. А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России //

Социологические исследования. 2004. № 10.

7.Бондаренко И. Н. Социальная политика и программы в интересах пожилых людей: новый этап // Работник социальной службы. 2001. № 4.

8. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. – М., 1996.

9. Брачность, рождаемость, семья за три века. – М., 1979.

10. Гендерные аспекты социальной трансформации. – М.,1996.

11. Демографический энциклопедический словарь. – М.,1985Демографический

энциклопедический словарь. – М.,1985.

12. Димов В. М., Паутов В. Н. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1.

13. Демченко Т.А. Тенденции смертности в России 90-х годов // Социологические исследования. – 2001. – №10.

14. Женщины и социальная политика (гендерный аспект). – М., 1992.

15. Захаров С.В., Иванова Е.И. Рождаемость и брачность в России // Социологические исследования. – 1997. – №7.

16. Захаров С.В. Демографический переход в России и эволюция региональных демографических различий // Семья и семейная политика. – М., 1991.

17. Захарова О.Д. Демографический кризис в России: уроки истории, проблемы, перспективы // Социологические исследования. – 1993. – №9.

18. Захарова О.Д. Депопуляция в России: история, факторы, перспективы // Демографическое развитие России и его социально-экономические последствия. – М., 1994

19. Захарова О.Д. Эволюция рождаемости в России в ХХ веке. – М., 1993.

20. Захарова О.Д. Демографические процессы в Российской Федерации и странах нового зарубежья // Социологические исследования. – 1997. – №7.

21. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. – 1996. – №12.

22. Зуйкова Е. М., Ерусланова Е. И. Феминология. М., 2001.

23. Ирназаров Р.И. О связи экономических и межнациональных отношений // Социологические исследования. – 1997. – №8.

24. Машика Т.А. Занятость женщин и материнство. – М.,1989.

25. Меликьян К. Социальная политика и демографические процессы // Человек и труд. – 1994. - №6.

26. О роли и месте женщины в экономике и общественно-политической жизни разных стран // Социологические исследования. –2000. -№11. 27. Российская социологическая энциклопедия. – М., 1999.

28. Руткевич М.Н. Депопуляция или вымирание? // Социологические исследования. – 1996. – №3.

29. Степанов В.В. Особенности экономики этнопроблемных регионов // Социологические исследования. – 2000. – №2.

30. Рыбаковский Л. Л. Демографическое будущее России и миграционные процессы // Социологические исследования. 2005. № 3.

31. Самарина О. Социальная защита женщин в России в конце 90-х гг // Вопросы экономики. 2000 №3.

32. Социальная политика и национальные отношения. – М., 1982.

33. Социально-демографическая политика в развитых странах Запада. М., 1992.

34. Степанов В.В. Особенности экономики этнопроблемных регионов // Социологические исследования. – 2000. – №2.

35. Социальная политика: Учебник для вузов. / Под общ. редакцией Н.А.Волгина. – М., 2002.

36. Тугаров. А.Б. Этнические факторы в философии, теории и практике социальной работы // Социальные науки: история, теория, методология. – Выпуск 4. – М.. 2002.

37. Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья // Социологические исследования. 2001. №2.

38. Хасбулатова О.А., Егорова Л.С. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России // Социологические исследования. – 2002. – №11.

39. Холостова Е.И. Социальная политика: Учебное пособие. - М.,2001.

40. Шаталин С.С. Социальные ресурсы и социальная политика. – М., 1990.

  1   2   3   4




Похожие:

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2010/2011 учебном году
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения этапов Олимпиады по немецкому языку, требования к структуре и...
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике iconДокументи
1. /рекомендации для подготовки обучающихся/биология.doc
2. /рекомендации...

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике iconМетодические рекомендации для ее выполнения Для студентов всех форм обучения
Задания к контрольной работе по дисциплине «введение в профессионально-педагогическую специальность» и методические рекомендации...
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике iconМетодические разработки для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по хирургии
Заказан Центральным методическим кабинетом ддма как учебное пособие для студентов 4-х курсов медицинских факультетов ддма (протокол...
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике iconПлан семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года
Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной...
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике iconМетодические рекомендации по проведению мониторинга физического развития обучающихся (Приложение 1)
Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей направляет Методические...
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Цель: выявить специфику «народных» жанров и их роль в детской литературе, развивать аналитические умения
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Умк также включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературой, методические материалы для подготовки к практическим...
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Установление ключевых словесных доминант через осмысление лексического состава, синтаксического строения, ритмики рассказа
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике iconМетодические рекомендации для студентов практического занятия по теме: «Общие основы массажа. Техника приемов поглаживания и растирания.»
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов