Методические указания для заочников по выполнению контрольной работы и подготовке к экзамену (зачёту) по дисциплине «Концепции современного естествознания» icon

Методические указания для заочников по выполнению контрольной работы и подготовке к экзамену (зачёту) по дисциплине «Концепции современного естествознания»



НазваниеМетодические указания для заочников по выполнению контрольной работы и подготовке к экзамену (зачёту) по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Дата конвертации22.11.2012
Размер230.26 Kb.
ТипМетодические указания


Методические указания для заочников по выполнению контрольной работы и подготовке к экзамену (зачёту) по дисциплине «Концепции современного естествознания»


1. Порядок выбора темы работы

Тема работы выбирается по первой букве фамилии студента согласно следующей таблице:


Начальная буква

Фамилии студента

Номер

Темы

Начальная буква

фамилии студента

Номер

Темы

А

1

Н, О

10

Б

2

П, Р,

11

В

3

С

12

Г

4

Т

13

Д, Е, Ж

5

У, Ф

14

З, И

6

Х

15

К

7

Ц, Ч, Ш

16

Л

8

Щ, Э, Ю, Я

17

М

9






  1. ^

    Тематика и структура контрольных работ



Раздел 1. Естествознание: история и современность.

Тема 1. Научный метод, естественнонаучная и гуманитарная культуры.

Введение

^ 1. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания (1. С. 38– 45; 2. С. 31; 4. С. 67 – 68; 6. С. 42 – 48; 7. С. 30 – 35; 8. С. 18 – 19; 11. С. 10 – 13).


^ 2. Методы научного познания. Понятие метода научного познания. Классификация научных методов. Эмпирические и теоретические методы познания (1. С. 47– 50; 4. С. 71, 77 – 84; 6. С. 49 – 59; 7. С. 35 – 36; 8. С. 17 – 18; 9, С. 21; 10. С. 20; 11. С. 19 – 24).

^ 3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Путь к единой культуре. Многомерность естествознания и гуманитаристики. Описательный характер естествознания и предписывающий гуманитаристики. Критерий научности естествознания – подтверждаемость теории. Критерий научности гуманитаристики – эффективность теории. Гипотетико-дедуктивный метод естествознания и прагматический метод гуманитарных наук. Взаимодополняемость естествознания и гуманитарных наук. (1. С. 15 – 16; 2. С. 15; 6. С. 9 – 28; 7. С. 169 – 173; 8. С. 13 – 17; 10. С. 103; 11. С. 46 – 50).

Заключение

Литература


Тема 2. История естествознания

Введение

              1. Древнегреческая натурфилософия и средневековое естествознание.

Созерцательность и умозрительный рационализм древнегреческой натурфилософии. Деятельный подход к природе, развитие логико-дискурсивного мышления, использование экспериментального метода познания, введение новых понятий в Средневековье. ( 2. С. 50; 4. С. 121 – 122; 6. С. 67 – 68, 96 – 97; 7. С. 18 – 21; 10. С. 38; 11. С. 28 – 33).

  1. Классическое естествознание Нового времени и неклассическое естествознание XX века.

Становление гелиоцентрической системы мира и механистической картины мира в Новое время. Формирование неклассической модели естествознания в XX веке. (2. С. 66; 4. С. 123 – 125; 5. С. 18; 6. С. 68 – 72, 97 – 102; 7. С. 21 – 22, 24 – 25; 10. С. 42; 11. С. 33 – 38).

^ 3. Панорама современного естествознания и тенденции его развития.

Особенности постнеклассического этапа естествознания. (1. С. 230 – 231; 3. С. 327; 5. С. 32; 6. С. 87 – 90; 7. С. 25 – 26; 8. С. 430 – 431).

Заключение

Литература


Раздел 2. Макро- и микромиры.

Тема 3 . Строение материального мира.

Введение

^ 1. Структурные уровни организации материи. Понятие материи. Виды и формы материи, ее свойства. Структурные уровни неживой и живой природы, и общества. Характер отношения внутри и между уровнями. (2. С. 111, 120, 140 – 141, 199 – 203; 4. С. 136 – 137; 5. С. 148 – 151; 6. С. 93 – 94, 102; 10. С. 64).

^ 2. Микро-, макро- и мегамиры. Характеристики микро- макро- и мегамира. (2. С. 111 – 129; 4. С. 131 – 132; 6. С. 94 – 95, 117 – 118; 7. С. 46 – 48; 10. С. 65; 11. С. 61 – 62, 83 – 85).


3. Вещество и его состояния. Вещество как вид материи. Состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное, плазменное. Простые, сложные, чистые, неорганические и органические вещества. (2. С. 118, 203 – 206).

Заключение

Литература


Тема 4. Реакционная способность веществ и химические процессы.

Введение

^ 1. Зависимость реакционной способности веществ от их состава и структуры. Понятие состава и реакционной способности веществ. Строение атомов и молекул. Понятие химического элемента. Зависимость реакционной способности веществ от их состава и структуры. ( 6. С. 166 – 169; 10. С. 111).

^ 2. Химическая связь и строение вещества. Понятие химической связи. Типы химических связей: ионная, ковалентная, донорно-акцепторная, водородная и строение вещества. (3. С. 153 – 156; 6. С. 162 – 163, 169 – 170; 10. С. 113 – 115).

^ 3. Химические процессы и условия их протекания. Понятие химического процесса. Условия протекания химических процессов: температура, концентрация, площадь поверхности и природа реагирующих веществ, давление, наличие катализаторов. (6. С. 170 – 171; 10. С. 115).

Заключение

Литература


Тема 5. Пространство и время. Принципы относительности.

Введение

^ 1. Понятие пространства и времени. Пространство и время как формы существования материи. Сущность пространства и времени. Объективность, безграничность и бесконечность, единство абсолютности и относительности, прерывности и непрерывности как всеобщих свойств пространства и времени. Специфичность пространства и времени. (2. С. 85 – 90; 4. С. 138 – 141; 6. С. 150 – 153; 10. С. 73, 76 – 77).

^ 2. Пространство и время в специальной теории относительности. Понятие системы отсчета. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея: относительность покоя и движения, инвариантность (неизменность) законов механики в инерциальных системах отсчета. Постулаты специальной теории относительности: постоянство скорости света и инвариантность законов физики в инерциальных системах отсчета. Проявления относительности пространства и времени: замедление времени в быстродвижущихся системах отсчета, сокращение линейных размеров тела в направлении его движения. Экспериментальное подтверждение выводов специальной теории относительности. (1. С. 82 – 84; 2. С. 90 – !00; 4. С. 141 – 144; 6. С. 142 – 146; 7. С. 55; 11. С. 63 – 66).

^ 3. Общая теория относительности о пространстве и времени. Эквивалентность инертной и тяжелой масс в общей теории относительности. Влияние материи на свойства пространства и времени. Искривление пространства и замедление времени в сильных полях тяготения. Экспериментальное подтверждение положение общей теории относительности. (1. С. 85 – 86; 6. С. 146 – 150; 7. С. 55 – 56; 8. С. 260 – 262; 11. С. 64 – 67).

Заключение

Литература


Тема 6. Взаимодействие. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

Введение

^ 1. Виды взаимодействий и их характеристики. Дальнодействие и близкодействие. Принцип суперпозиции. Понятие взаимодействия как универсальной формы движения и развития материи. Примеры связанных систем, существующих благодаря взаимодействию. Виды взаимодействий и их характеристики: сильные (ядерные взаимодействия), электромагнитные взаимодействия, слабое взаимодействие, гравитационное взаимодействие. Дальнодействие и близкодействие. Понятие принципа суперпозиции как наложения нескольких независимых взаимодействий (1. С. 92 – 93; 2. С. 134 – 139, 141; 3. С. 87 – 90, 68; 4. С. 129 – 131, 162 – 164; 6. С. 114 – 115; 7. С. 57, 53; 8. С. 280 – 285; 10. С. 69 – 70; 11. С. 74 – 75).

^ 2. Корпускулярно-волновая природа микрообъекта. Развитие взглядов на природу света. Понятие кванта. Гипотеза де Бройля. Волновые свойства вещества. Корпускулярно-волновой дуализм природы микрообъекта и его экспериментальное подтверждение. (1. С. 87 – 90; 2. С. 172 – 179; 4. С. 169 – 175, 182 – 183; 5. С. 91 – 95; 6. С. 103 – 106; 7. С. 56 – 57; 9. С. 113 – 115; 10. С. 57 – 58).

^ 3. Состояние, принципы неопределенности и дополнительности. Понятие состояния квантово-механической системы системы. Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике.

(2. С. 179 – 182; 3. С. 63 – 64; 4. С. 183 – 187; 5. С. 102, 96 – 99; 6. С. 106 – 108; 7. С. 58; 8. С. 272 – 276; 9. С. 119 – 120; 10. С. 61 – 63; 11. С. 70 – 71).

Заключение

Литература


Тема 7. Законы сохранения и принципы симметрии.

Введение

^ 1. Энергия и её проявление в природе. Понятие энергии, её виды: механическая (кинетическая и потенциальная), внутренняя, тепловая, химическая, электромагнитная, солнечная, атомная, ядернаая, термоядерная. Работа как мера изменения энергии. (2. С. 206 – 222; 4. С. 486 – 489).

^ 2. Законы сохранения массы и энергии, импульса и момента импульса.

Закон сохранения массы: сущность и краткая история открытия. Закон сохранения энергии: понятие и история открытия. Единый закон сохранения массы и энергии. Понятие количества движения или импульса тела как меры его механического движения. Понятие замкнутой системы тел. Закон сохранения импульса замкнутой системы тел. Понятие момента импульса вращающегося тела. Закон сохранения момента импульса замкнутой системы тел. (2. С. 222 – 230; 7. С. 51; 8. С. 187).

^ 3. Законы сохранения и принципы симметрии. Понятие и разновидности симметрии. Однородность времени и закон сохранения энергии. Однородность пространства и закон сохранения импульса замкнутой системы тел. Изотропность пространства и закон сохранения момента импульса замкнутой системы тел. Иерархия ступеней познания: явления природы, законы природы, принципы симметрии. (2. С. 230 – 237; 3. С. 96 – 99; 4. С. 144 – 149; 5. С. 76 – 78).

Заключение

Литература


Тема 8. Закономерности в природе.

Введение

^ 1. Динамические и статистические закономерности в природе. Понятие закономерности. Сущность динамических закономерностей. Примеры динамических закономерностей. Вероятностный характер природных явлений. Понятие и примеры статистических закономерностей. Различие между динамическими и статистическими подходами к описанию природных явлений (2. С. 320 – 325; 3. С. 69 – 70; 5. С. 81 – 83; 10. С. 59 – 60).

^ 2. Закон сохранения энергии в макроскопических процессах. Термодинамика и область ее интересов. Понятие макроскопических тел. Совершение работы и теплообмен как формы передачи энергии от одного макроскопического тела другому. Эквивалентность двух способов передачи энергии. Закон сохранения энергии для термодинамических систем (первое начало термодинамики). Следствие из первого начала термодинамики. (3. С. 106 – 108; 4. С. 155 – 159; 5. С. 79 – 80; 7. С. 55 – 52).

^ 3. Порядок и беспорядок (хаос) в природе. Принцип возрастания энтропии. Необратимость времени. Обратимые и необратимые процессы. Необратимость тепловых процессов. Второе начало термодинамики. Понятие термодинамической вероятности макросостояния системы. Понятие статистической энтропии как меры количества возможных микросостояний системы. Порядок и беспорядок в природе, хаос, принцип возрастания энтропии, необратимость времени. Гипотеза тепловой смерти Вселенной. (2. С. 325 – 331; 3. С. 108 – 109; 4. С. 159 – 162; 5. С. 84 – 86; 7. С. 52 – 53; 8. С. 228 – 230; 9. С. 152 – 160).

Заключение

Литература


Раздел 3. Мегамир.

Тема 9. Происхождение и эволюция Вселенной.

Введение

^ 1. Большой взрыв и расширяющаяся Вселенная. Понятие Вселенной. Представление А. Эйнштейна о стационарности Вселенной. Рассмотрение Вселенной А. Фридманом как нестационарной. Обнаружение красного смещения как доказательства расширения Вселенной. Закон Э. Хаббла. Возраст Вселенной и горизонт астрономической видимости. Модель «Большого взрыва» Г. Гамова. Понятие точки сингулярности. Микроволновое излучение как следствие «Большого взрыва». (1. С. 61 – 66; 2. С. 341 – 346; 3. С. 115 – 123; 4. С. 216 – 218; 6. С. 116 – 118; 7. С. 48 – 50; 8. С. 328 – 348; 10. С. 81 – 86).

^ 2. Происхождение и эволюция галактик и звезд. Понятие и разнообразие галактик. Зависимость происхождения различных типов галактик от плотности и скорости внутреннего движения протооблаков. Понятие и разнообразие звезд. Гравитационное сжатие как механизм образования звезд. Эволюция звезд. (1. С. 66 – 68, 70 – 72; 3. С. 124 – 133; 4. С. 219 – 226; 6. С. 126 – 129; 8. С. 311 – 326; 11. С. 85 – 87).

^ 3. Происхождение солнечной системы. Образование протосолнца и протяженного газопылевого облака вокруг него. Оседание пыли к центральной плоскости облака, рост пылинок, образование колец и сгущений, слипание пылинок и образование твердых тел. Закономерности развития планет земной группы. Фазы развития Земли. (1. С. 72 – 75; 4. С. 232 – 241; 6. С. 129 – 131; 8. С. 306 – 310; 10. С. 86 – 88).

Заключение

Литература


Тема 10. Строение и развитие Земли.

Введение

^ 1. Строение Земли. Внутренне и внешнее ядро, мантия, астеносфера, литосфера, земная кора, гидросфера, атмосфера и магнитосфера. (4. С. 241 – 247; 10. С. 103 – 106).

^ 2. История геологического развития Земли. Глобальная эволюция Земли и ее этапы. (2. С. 388 – 393; 10. С. 98 – 103).

3. Современные концепции развития геосферных оболочек. Развитие ядра Земли, эволюция мантии Земли, развитие литосферы, гидросферы и атмосферы Земли. (10. С. 106 – 108).

Заключение

Литература


Тема 11. Литосфера и географическая оболочка Земли.

Введение

^ 1. Литосфера как абиотическая основа жизни. Абиотические факторы литосферы: солнечный свет, температура, вода, воздух, почва и др. (8. С. 935 – 398).

2. Экологические функции литосферы. Ресурсная, геодинамическая, геохимическая и геофизическая функции литосферы. (3. С. 189 – 192).

^ 3. Географическая оболочка Земли. Географическая оболочка Земли как результат взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. Составляющие географической оболочки Земли: географические пояса и природные зоны. (3. С. 192 – 195).

Заключение

Литература


Раздел 4. Биологические концепции.

Тема 12. Биологический уровень материи.

Введение

^ 1. Особенности биологического уровня организации материи. Характерные признаки живого: макроскопичность, гетерогенность, открытость, дискретность и целостность, самовоспроизведение, изменчивость и развитие, сходство химического состава, раздражимость. (1. С. 123 – 124, 131 – 132; 5. С. 144 – 145; 6. С. 179 – 182; 7. С. 78 – 80; 8. С. 362 – 364; 10. С. 135 – 138; 11. С. 106 – 108).

^ 2. Структурные уровни организации живых систем. молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовый, биоценотический, биогеоценотический и биосферный уровни организации живых систем. (1. С. 132 – 134; 2. С. 432 – 439; 5. С. 148 – 151; 6. С. 182 – 183; 8. С. 365 – 371; 10. С. 127 – 133).

^ 3. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Понятие биосферы, биоценоза и биогеоценоза. Системообразующая роль живого вещества в биосфере. Коэволюция как результат совместно протекающей эволюции биологических систем. (1. С. 158 – 161; 4. С. 391 – 395; 5. С. 248; 11. С. 141 – 143).

Заключение

Литература


Тема 13. Биологическая эволюция и генетика.

Введение

^ 1. Принципы эволюции живых систем. Понятие теории эволюции Ч. Дарвина: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Необратимость эволюции (закон Л. Долло). (4. С. 370 – 378; 6. С. 186 – 192, 234 – 235; 7. С. 82 – 84; 8. С. 220 – 223; 9. С. 257 – 260; 10. С. 155 – 160; 11. С. 123 – 125).

^ 2. Генетика и эволюция. Генетика – учение о наследственности и изменчивости. Ген – элементарная единица наследственности. Законы наследственности. Хромосомная теория наследственности. Роль ДНК в передаче наследственной информации. Генетика об изменчивости. Наследственная и модификационная изменчивость. Генотипическая (мутационная и комбинативная) изменчивость. Факторы мутации. (1. С. 134 – 139; 4. С. 343 – 346; 5. С. 160; 6. С. 193 – 196; 7. С. 85 – 87; 8. С. 356 – 357; 10. С. 166 – 171; 11. С. 133 – 138).

^ 3. Синтетическая теория эволюции. Синтетическая теория эволюции как синтез дарвинизма и генетики. Рассмотрение популяции как элементарной эволюционной структуры. Изменение генотипа популяции – основа эволюции. Мутационный процесс, популяционные волны, изоляция и естественный отбор как факторы эволюции. Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий и дизруптивный. Концепции микро- и макроэволюции. (1. С. 155 – 158; 2. С. 467 – 471; 5. С. 172 – 174; 7. С. 87 – 89; 8. С. 357 – 359; 9. С. 261 – 268; 10. С. 171 – 176; 11. С. 143 – 145).

Заключение

Литература


Раздел 5. Человек и Вселенная.

Тема 14. Физиология человека.

Введение

^ 1. Функции основных физиологических систем. Понятие физиологии как науки о жизнедеятельности организма. Функции кровеносной системы, системы лимфообращения, органов дыхания, пищеварения, выделения, системы гормональной регуляции, нервной системы. (2. С. 514 – 515, 518 – 523; 3. С. 287 – 300).

^ 2. Обмен веществ и энергии. Обмен организма веществом и энергией с окружающей средой. Механизм резервирования энергии. Метаболизм как обмен веществ на клеточном и тканевом уровнях. Процессы метаболизма: анаболизм и катаболизм. Обмен белков, жиров и углеводов. (2. С. 515 – 518; 5. С. 191 – 193).

^ 3. Высшая нервная деятельность. Понятие высшей нервной деятельности, ее рефлекторная природа. Безусловные и условные рефлексы. Процессы возбуждения и торможения. Первая и вторая сигнальная системы. (1. С. 164 – 167, 187 – 189, 205 – 208; 5. С. 207 – 212; 7. С. 124 – 127).

Заключение

Литература

Тема 15. Здоровье и работоспособность, эмоции и творчество человека.

Введение

^ 1. Здоровье и работоспособность человека. Понятие здоровья и его уровней как состояния организма. Здоровье как ценность и ответственность. Принципы здорового образа жизни. Работоспособность, её виды, фазы и факторы. (2. С. 526 – 531; 3. С. 301 – 304; 10. С. 201 – 203; 11. С. 212 – 215).

^ 2. Эмоциональная сфера человека. Понятие эмоций. Виды эмоций: стенические и астенические, настроения и аффекты. Значение эмоций в деятельности человека. (2. С. 523 – 524; 3. С. 304 – 305; 10. С. 197 – 199; 11. С. 176 – 177).

^ 3. Творчество человека. Понятие творчества, его отличительные черты. Этапы творческого процесса. (2. С. 525; 3. С. 305; 10. С. 199 – 200).

Заключение

Литература


Тема 16. Человек и космос.

Введение

^ 1. Биосфера, человек и космические циклы. Биосфера как организованная оболочка Земли. Особенности биосферы. Обусловленность существования биосферы солнечной энергией. Роль космических циклов в функционировании биосферы. Взаимосвязь человека и космоса. (1. С. 146 – 149; 3. С. 308 – 310; 5. С. 250; 6. С. 200 – 202, 215 – 220; 7. С. 96 – 99; 9. С. 234 – 238; 11. С. 99 – 100).

2. Биоэтика. Понятие биомедицинской этики, её составляющие. Проблемы, задача и принципы биомедицинской этики. (1. С. 243 – 245; 2. С. 531 – 537; 5. С. 235 – 237; 6. С. 196 – 198; 10. С. 203 – 206).

3. Ноосфера. Понятие ноосферы, условия её формирования. (1. С. 201 – 202; 2. С. 544 – 545, 559 – 568; 4. С. 423 – 426; 5. С. 254 – 256; 6. С. 212 – 215; 9. С. 238 – 241; 10. С. 209 – 211).

Заключение

Литература


Тема 17. Самоорганизация материи.

Введение

^ 1. Самоорганизация в живой и неживой природе. Синергетика. Понятие самоорганизации открытой системы. Примеры самоорганизации: образование Вселенной, возникновение жизни на Земле. Понятие синергетики. Условия самоорганизации системы. (1. С. 101, 109 – 110, 112 –116; 2. С. 598 – 604; 3. С. 313 – 317; 4. С. 211 – 213; 6. С. 82 – 87, 236 – 237; 7. С. 175 –177; 8. С. 420 – 423; 9. С. 164 – 167; 10. С. 30 – 32; 11. С. 103 – 104).

^ 2. Неравновесная термодинамика. Отличия неравновесной системы от равновесной. Основные положения неравновесной термодинамики: диссипативность, точка бифуркации, флуктуация, скачок. (1. С. 111 – 112; 8. С. 423 – 426; 9. С. 160 – 164; 10. С. 32 – 34).

^ 3. Принципы универсального эволюционизма. Эволюция как неограниченная последовательность процессов самоорганизации. Повышение структурной организации Вселенной, возникновение нового как результат отбора. Самоорганизация в различных видах эволюции. (1. С. 116 – 118; 2. С. 474 – 476; 3. С. 317– 318; 5. С. 263 – 265; 6. С. 78 – 82; 8. С. 427 – 429).

Заключение

Литература
^

3. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.



В контрольной работе студент должен изложить суть темы. Работа выполняется по следующему плану:

Введение, в котором обосновывается актуальность, важность, значимость темы, три вопроса темы, заключение, содержащее основные выводы по теме, литература.

Вопросы работы нумеруются арабскими цифрами как в плане работы, так и в самом тексте. Введение и заключение не нумеруются. Введение и заключение могут занимать по половине страницы каждое, а объем материала по каждому из вопросов должен быть не менее двух страниц.

Во всех случаях использования в тексте работы заимствованных материалов необходимо делать ссылки на источники, из которых они взяты. После приведенной цифры, цитаты, факта, примера ставятся скобки, а в них два числа, через точку с запятой. Например: «Газ и нефть перспективны не более чем на 50 лет» /1; 189/. Первое число обозначает номер источника в списке литературы, а второе — страницу источника, на которой находится заимствованный материал.

Если принципиально важная часть источника изложена своими словами, то в конце абзаца, в скобках указывается номер источника. Ссылки на источники можно делать и в форме подстрочных сносок.

В конце работы, после заголовка «Литература» в алфавитном порядке перечисляются все использованные источники с соблюдением следующих правил их описания:

1. Описание книги одного автора начинается с его фамилии, далее, после запятой, следуют инициалы автора, затем приводится название книги, причем без кавычек. После черты с наклоном вправо приводятся сведения об ответственности, т.е. указываются инициалы и фамилия автора. После разделительного тире указывается место (город), в котором издана книга. Причем такие города, как Москва, Минск, Киев, Санкт-Петербург пишутся не полностью, а сокращенно: М.: Мн.: К.: СПб.: Ростов-на-Дону сокращается частично:Ростов н/Д. Название всех других городов пишется полностью. После сокращенного или полного названия города ставится двоеточие. Затем дается название издательства с большой буквы, но без кавычек и без слова «издательство». После названия издательства, через эапятую следуют четыре цифры, указывающие год издания. При этом слово год или буква «г» не пишутся. Далее следует длинное разделительное тире и цифры, свидетельствующие о количестве страниц в книге. После этих цифр маленькой буквой «с» с точкой на конце дается сокращенное обозначение слова страницы.

Например:

Канке, В. А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / В.А. Канке. – М.: Логос, 2003. – 368 с.

2. В начале описания книг двух, трех авторов приводятся фамилия и инициалы только первого автора. В сведениях об ответственности, т. е. за косой чертой указываются инициалы и фамилии всех авторов, включая и первого. В остальном, описание книг двух, трех авторов похоже на описание книги одного автора. Например:

Гусейханов, М. К. Концепции современного естествознания: Учебник / М. К. Гусейханов, О. Р. Раджабов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 692 с.

3. Описание книги четырех авторов начинается с ее названия. Инициалы и фамилии авторов приводятся за косой чертой после названия. В остальном правила те же. Например:

Концепции современного естествознания / А. П. Хипачев, А. А. Дышеков, Т. А. Шустова, Е. Н. Иванхенко. – Нальчик, 1995.

4. Описание книги многих авторов (т. е. пяти и более человек) начинается с названия книги. За косой чертой приводятся сведения о редакторах книги. Остальные части описания должны отвечать уже известным правилам.

Например:

Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов / Экспресс-справочник для студентов вузов / Под общ. Ред. С. И. Самыгина. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 272 с.

Концепции современного естествозания: Учебник / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, В. Ф. Голубъ. Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 317 с.

5. Описание статьи из журнала начинается с фамилии и, после запятой, инициалов первого автора. Далее приводится название статьи, с большой (заглавной) буквы, но без кавычек. После косой черты приводятся инициалы и фамилии всех авторов, включая и первого, или инициалы и фамилия одного, если у статьи единственный автор. Далее следуют две черты с наклоном вправо, а за ними название журнала с заглавной буквы, но без кавычек и без слова «журнал». Через разделительное тире, цифрами (без слова год и без буквы «г») указывается год журнал. Далее, через разделительное тире ставится знак номера и цифрами указывается номер журнала, и после еще одного тире ставится заглавная буква «С» с точкой и цифрами указываются номера страниц, на которых располагается статья в данном журнале. Например:

Болотовский, Б. Эйнштейн и современная картина мира / Б. Болотовский // Наука и жизнь.– № 2.– С. 53 – 61.

6. Описание статьи из энциклопедии, словаря, справочника начинается с названия статьи, т. е. того термина, который мы поясняем с помощью данного справочного издания. Название статьи пишется с заглавной буквы, но без кавычек. Далее ставятся две косых черты, за которыми следует название справочного издания, если оно является книгой четырех или многих авторов, или фамилия и инициалы первого автора, если это книга одного, двух или трех авторов. Затем приводится название справочного издания с заглавной буквы, но без кавычек. После косой черты приводятся либо сведения об авторах, если их два, три или четыре, либо о редакторах издания многих авторов. Через разделительное тире указываются город, название издательства и год издания. После еще одного разделительного тире пишется заглавная буква «С» с точкой, и цифрами обозначаются страницы, на которых находится данная статья в данном справочном издании. Например:

Парсек // Краснова, О. М. Естествознание. Словарь-справочник для учащихся / О. М. Краснова, Е. И. Белякова, Л. И. Ищенко. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – С. 246.

Другая статья из этого же справочного издания должна быть описана заново и расположена в списке литературы в алфавитном порядке, как и все остальные источники, в соответствии с первой буквой, с которой начинается описание каждого из них.


^ 4. Вопросы к тестовому экзамену (зачету) по КСЕ


Тема 1. Научный метод, естественнонаучная и гуманитарная культуры

  1. Соотношение науки и духовной культуры.

  2. Особенность науки.

  3. Способ отражения мира в научном познании.

  4. Основа научного знания.

  5. Понятие естествознания

  6. Эмпирические методы исследования.

  7. Теоретические методы исследования.

  8. Отличия естественнонаучных и гуманитарных знаний.

  9. Признак гуманитарных знаний.

  10. Отрасль наук, к которым относится физика.

  11. Отрасль наук, к которым относится философия.

  12. Понятие концепции.
^

Тема 2. История естествознания


  1. Основа древних знаний о природе.

  2. Место физической картины мира в естественнонаучной картине мира.

  3. Тип первой физической картины мира.

  4. Основа современной естественнонаучной картины мира.



^

Тема 3. Строение материального мира


  1. Объекты микро-уровня материи.

  2. Мельчайший элемент материи.

  3. Агрегатные состояния вещества.


Тема 4. Реакционная способность веществ и химические процессы

  1. Страна, с которой связывается происхождение названия «химия».

  2. Значение термина «Атом» в переводе с греческого языка.

  3. Наименьшей единицей чего является атом?

  4. Составляющие атома.

  5. Структура атома.

  6. Определенный химический элемент – это атомы.

  7. Округленное число известных химических элементов.

  8. Чем определяется номер химического элемента в периодической таблице Менделеева?

  9. Химические элементы являющиеся органогенами.

  10. Органогены, наиболее распространенные на Земле.

  11. Автор теории химического строения органических соединений.

  12. Чем определяются свойства молекулы?

  13. Какой тип связи атомов в молекуле поваренной соли (NaCl)?

  14. Электрически заряженные частицы, участвующие в электролизе.

  15. Чем определяется реакционная способность химического элемента?

  16. Факторы, определяющие скорость протекания химической реакции.

  17. Какую роль играет катализатор?
^

Тема 5. Пространство и время. Принципы относительности


  1. Свойства пространства.

  2. Связь пространства и материи в современной физике.

  3. Соотношение времени и движения в теории относительности.

  4. Свойства времени.

  5. Предельная скорость движения в природе.

  6. Три смысла принципа эквивалентности.

  7. Согласно общей теории относительности под действием чего искривляется пространство?

  8. Следствия общей теории относительности.



Тема 6. Законы сохранения и принципы симметрии

  1. Превращения, происходящие при колебаниях маятника.

  2. Следствием чего является закон сохранения энергии?

  3. Проявления закона сохранения импульса.

  4. Из чего следует закон сохранения импульса?

  5. Следствием чего является закон сохранения момента количества движения?



^

Тема 7. Закономерности в природе


  1. Факторы, определяющие состояние системы в термодинамике.

  2. Понятие «стрела» времени.



Тема 8. Взаимодействие. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

  1. Суть электромагнитного взаимодействия.

  2. Особенности электромагнитного взаимодействия.

  3. Явления, определяемые электромагнитными взаимодействиями.

  4. Взаимодействие, удерживающее атомы в молекулах.

  5. Особенности гравитационного взаимодействия.

  6. Разновидности тел, удерживаемых гравитацией.

  7. Взаимодействие, определяющее динамику планет.

  8. Отличия между электроном и позитроном.

  9. Элементарные частицы, относящиеся к лептонам.

  10. Стабильные элементарные частицы.

  11. Чем описывается состояние системы в квантовой механике?
^

Тема 9. Происхождение и эволюция Вселенной


  1. Понятие сингулярности.

  2. Понятие вакуума.

  3. Форма нашей Галактики.

  4. Составляющие нашей Галактики.

  5. Составляющие Млечного пути.

  6. Понятие астрономической единицы.

  7. Один парсек – характерное расстояние между какими объектами?

  8. Космические объекты, содержащие большую часть вещества Вселенной.

  9. Химические элементы, наиболее распространенные вне нашей планеты.

  10. Процесс, за счет которого поддерживается энергия Солнца.

  11. Тип звезды, к которому относится Солнце.



^

Тема 10. Строение и развитие Земли


  1. Процессы, в которых проявляется влияние Солнца на Землю.

  2. Причина разнообразного климата на Земле.

  3. Процесс, изменивший первичную атмосферу Земли.

  4. Соединения кремния, из которых в основном состоит земная кора.


Тема 12. Биологический уровень материи

  1. Единица строения и жизнедеятельности живого организма.

  2. Процесс образования живыми растительными клетками органических веществ.

  3. Составляющие биосферы.
^

Тема 13. Биологическая эволюция и генетика


  1. Приспособление строения и функций организма к условиям среды обитания называется…

  2. Способность живых организмов передавать свои свойства и особенности из поколения в поколение называется...

  3. Понимание естественного отбора Ч. Дарвином.

  4. Понятие наследования.

  5. Единица наследственной информации живого организма.

  6. Структура клеточного ядра, являющаяся носителям генов и определяющая наследственные свойства организмов.

  7. Природные биологические полимеры ядра клетки.

  8. Биологические функции нуклеиновых кислот.

  9. Понятие генома человека.

  10. Основные положения хромосомной теории наследственности.

  11. Элементарная структура эволюции по современным представлениям.

  12. Совокупность особей одного вида, имеющих единый генофонд и занимающих единую территорию.

  13. Основные положения синтетической теории эволюции.

  14. Понятие «волны жизни» в современной теории эволюции.

  15. Прекращение обмена генами между популяциями близкородственных видов – это генетическая…

  16. Отбор, благоприятствующий сохранению оптимального генофонда.


Тема 15. Здоровье и работоспособность, эмоции и творчество человека

  1. Факторы риска, связанные с образом жизни и отрицательно влияющие на здоровье человека.



^

Тема 16. Человек и космос

98. Определяющее воздействие разумной деятельности человека на развитие природы.




Тема 17. Самоорганизация материи


99. Понятие синергетики.

  1. Действие системы после прохождения точки бифуркации.



^ 5. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. *Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Горелов. – М.: Гумнит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.– 512 с.

  2. Гусейханов, М. К. Концепции современного естествознания: Учебник / М. К. Гусейханов, О. Р. Раджабов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 692 с.

  3. Канке, В. А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/В. А. Канке. – М.: Логос, 2003. – 368 с.

  4. *Карпенков, С. Х. Концепции современного естествознания: Учебник / С. Х. Карпенков. – М.: Высш. шк., 2003. – 488 с.

  5. Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов / Экспресс-справочник для студентов вузов / Под общ. Ред. С. И. Самыгина. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 272 с.

  6. *Концепции современного естествозания: Учебник / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, В. Ф. Голубъ. Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 317 с.

  7. *Лось В. А. Основы современного естествознания (концепции, теории, проблемы) / В. А. Лось; Под ред. д-ра филос. наук, проф., акад. А Н Молдовы А. Д. Урсула: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2000. – 192 с.

  8. *Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие / В. М. Найдыш. – М.: Гардарики, 2003. – 476 с.

  9. Рузавин, Г. И, Концепции современного естествознания. Курс лекций/ Г. И. Рузавин. – М.: Проект, 2004. – 336 с.

  10. Садохин, А. П. Концепции современного естествознания: курс лекций/ А. П. Садохин. – М.: Омега-Л, 2006. – 240 с.

11. *Солопов Е. Ф. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / Е. Ф. Солопов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 232 с.


Дополнительная:

              1. Бабушкин А. Н. Современные Концепции естествознания: Лекции по курсу/А. Н. Бабушкин. – СПб.: Лань, 2000. – 208 с.

  1. Воронов В. К. Основы современного естествознания. Учеб. пособие / В.К. Воронов, М. В. Гречнева, Р. З. Сагдеев. – М.: Высш. шк., 1999. – 247 с.

  2. Гарантов Г. Г. Концепции современного естествознания (система основных понятий) : учебно-методич. пособие / Г. Г. Гарантов. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. – 576 с.

  3. Грушевицкая Т. Г. Концепции современного естествознания. Учеб. пособие для студентов дневного и заочного отделений вузов / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин.– М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.

  4. Данилова В. С. Основные концепции современного естествознания /В. С. Данилова, Н. Н. Кожевников. – М. : Аспект-Пресс, 2004. – 430 с.

  5. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания / Т. Я. Дубнищева, А. Я. Пигарёв. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1997. – 832 с.

  6. Дягилев Ф. М. Концепции современного естествознания. Учеб. пособие / Ф. М. Дягилев. – М.: Издательство ИМПЭ, 1998. – 192 с.

  7. Кокин А. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие / А. В. Кокин. – М.: ПРИОР, 208 с.

  8. Концепции современного естествознания. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / Под ред. А. С. Борщова. – М.: Экзамен, 2006. – 222 с.

  9. Кузнецов В. И. Естествознание / В. И. Кузнецов, Г. М. Идлис, Г. М. Гутина. – М.: Агар, 1996. – 383 с.

  10. Липовко П. О. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / П. О. Липовко. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 512 с.

  11. Мотылёва Л. С, Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Л. С. Мотылёва, В. А. Скоробогатов, А. М. Сударикова; Под ред д-ра философ. Наук, проф. В.А. Скоробогатова. СПБ.: Союз, 2002. – 320 с.

  12. Перевощиков Ю. С. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие / Ю. С. Перевощиков, Л. Л. Макарова. – М.: Издательство ВЦУЖ, 1998. – 299 с.

  13. Потеев М. И. Концепции современного естествознания / М. И. Потеев. –СПб.: Питер, 1999. – 350 с.

  14. Рыбалов Л. Б. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / Л. Б. Рыбалов, Т. Б. Россолимо. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2005. – 324 с.

  15. Савченко В. Н. Начала современного естествознания: концепции и принципы: учебное пособие / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 608 с.

  16. Савченко В. Н. Начала современного естествознания: тезаурус / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 336 с.

  17. Соломатин В. А. История и концепции современного естествознания: Учеб. для вузов / В. А. Соломатин. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – 464 с.

  18. Стрельник О. Н. Концепции современного естествознания. Краткий курс лекций / О. Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 221 с.

  19. Суханов А. Д. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ А. Д. Суханов, О. Н. Голубева; Под ред. А. Ф. Хохлова. М.: Дрофа, 2004. – 256 с.

  20. Хапачёв Ю. П. Концепции современного естествознания / Ю. П. Хапачёв. – Нальчик: КБГУ, 1995. –174 с.

*

 Здесь и далее указаны номера источников и их страниц из списка основной литературы

* Отмеченные книги имеются в библиотеке института





Похожие:

Методические указания для заочников по выполнению контрольной работы и подготовке к экзамену (зачёту) по дисциплине «Концепции современного естествознания» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Менеджмент» подготовлены Борисовой Л. А., к э н., профессором...
Методические указания для заочников по выполнению контрольной работы и подготовке к экзамену (зачёту) по дисциплине «Концепции современного естествознания» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «статистика»
Методические указания по дисциплине «Статистика» для студентов всех специальностей заочной формы обучения / Академия труда и социальных...
Методические указания для заочников по выполнению контрольной работы и подготовке к экзамену (зачёту) по дисциплине «Концепции современного естествознания» iconКонтрольные вопросы для подготовки к экзамену Методические указания по выполнению контрольной работы: > 1 Задание на контрольную работу
Настоящие методические указания составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические указания для заочников по выполнению контрольной работы и подготовке к экзамену (зачёту) по дисциплине «Концепции современного естествознания» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономический анализ» для студентов специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение»
Прокофьева, Н. Н. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономический анализ» / Н. Н. Прокофьева, О....
Методические указания для заочников по выполнению контрольной работы и подготовке к экзамену (зачёту) по дисциплине «Концепции современного естествознания» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения». Екатеринбург, фгаоу впо «Рос...
Методические указания для заочников по выполнению контрольной работы и подготовке к экзамену (зачёту) по дисциплине «Концепции современного естествознания» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения». Екатеринбург, фгаоу впо «Рос...
Методические указания для заочников по выполнению контрольной работы и подготовке к экзамену (зачёту) по дисциплине «Концепции современного естествознания» iconМетодические указания по выполнению лабораторной работы москва 2006 федеральное агентство по образованию
Методические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине «Компьютерные информационные технологии в финансовом менеджменте»...
Методические указания для заочников по выполнению контрольной работы и подготовке к экзамену (зачёту) по дисциплине «Концепции современного естествознания» iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «методика профессионального обучения»
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» (гос-2000). Екатеринбург,...
Методические указания для заочников по выполнению контрольной работы и подготовке к экзамену (зачёту) по дисциплине «Концепции современного естествознания» iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «методика профессионального обучения»
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» (гос-2000). Екатеринбург,...
Методические указания для заочников по выполнению контрольной работы и подготовке к экзамену (зачёту) по дисциплине «Концепции современного естествознания» iconМетодические указания к выполнению курсового проекта по учебной дисциплине "Управленческого решения" для студентов заочной формы обучения специальности
Методические указания к выполнению курсового проекта по учебной дисциплине ”Управленческие решения“
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов