Финансовое право. Учебник icon

Финансовое право. Учебник



НазваниеФинансовое право. Учебник
страница1/40
Дата конвертации25.10.2012
Размер10.29 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Финансовое право.


Учебник


Ответственный редактор

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы РФ

Н.И.Химичева

Издание 3-е,

переработанное и дополненное

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»

МОСКВА ЮРИСТЪ

2004

УДК 347.73(075.8) ББК 67.402 Ф59

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор Л.К. Воронова;

кафедра административного и финансового права

Московского государственного института международных отношений

(Университета) МИД РФ

Авторский коллектив: ^ Горбунова О.Н., проф., д-р юрид. наук — гл. 9

Крохина Ю.А., проф., д-р юрид. наук — гл. 12, § 5 гл. 15 (совместно со Смирновым Д.А.), § 5 гл. 17 (совместно со Смирновым Д.Л.)

^ Писарева Е.Г., канд. юрид. наук — гл. 25

Покачалова Е.В., доц., канд. юрид. наук — гл. 21—23, 27, 28

Попов В.В., доц., канд. юрид. наук — § 2 и 3 гл. 10, § 3 гл. 15, § 1 гл. 16

^ Разгильдиева М.Б., канд. юрид. наук — § 2 гл. 15, § 4 гл. 17, § 1 гл. 18, п. Б § 2 гл. 19

Смирнов Д.А., доц., канд. юрид. наук — § 1, 4 и 5 гл. 10, § 1 гл. 15, § 5 гл. 15 (совместно с

Крохиной Ю.А.) и § 5 гл. 17 (совместно с Крохиной Ю.А.), § 4 и 5 гл. 20 ''. Соколова Э.Д., доц., канд. юрид. наук — гл. 26

^ Химичева Н.И., проф., д-р юрид. наук, академик Международной академии наук

высшей школы, заслуженный работник высшей школы РФ — предисловие,

гл. 1-8, 11, 13, 14, §4 гл. 15, §2-4 гл. 16, § 1-3 гл. 17, §2-4 гл. 18, гл. 19

(кроме п. «Б» § 2) § 1—3 гл. 20, гл; 24; алфавитно-предметный указатель

Руководитель авторского коллектива ^ Н.И. Химичева


Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. — Ф59 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 749 с.

ISBN 5-7975-0559-2 (в пер.)

Рассматривается новое содержание финансового права Российской Федера­ции в условиях рыночной экономики и коренных политических реформ.
Анали­зируются важнейшие институты этой отрасли права — финансовый контроль, государственные и муниципальные доходы и расходы, вопросы налогообложения физических и юридических лиц, правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий, государственный и муниципальный кредит, пра­вовые основы организации страхового дела, банковского кредитования, денеж­ного обращения, валютного регулирования и валютного контроля.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, всех изу­чающих юриспруденцию. Книга будет полезна работникам финансовых, налого­вых, других органов государственной власти и местного самоуправления, пред-

принимателям.


ISBN 5-7975-0559-2

УДК 347.73(075.8) ББК 67.402

> Юристъ, 2002

> Коллектив авторов, 2002


СОДЕРЖАНИЕ



 
Принятые сокращения................................ 12
 Предисловие...................................... 13
 ^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ
 Глава 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ................................ 19
 
§ 1. Понятие и роль финансов................. 19
 § 2. Финансовая система (структура финансов Российской Федерации)................................. 23
 Глава 2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ................................ 32
 
§ 1. Предмет и понятие финансового права................. 32
 § 2. Принципы российского финансового права............... 38
 § 3. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права....... 44
 § 4. Система и источники финансового права................ 50
 Глава 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.......... 59
 
§ 1. Понятие и виды финансово-правовых норм............... 59
 § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды . .... 66
 § 3. Субъекты финансового права........................ 71
 § 4. Защита прав субъектов финансовых правоотношений ........ 77
 Глава 4. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ... 85
 
§ 1. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований... 85
 § 2. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства' и муниципальных образований.. 89
 § 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления...... 93
 Глава 5. РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..98
 
§ 1. Компетенция представительных и исполнительных органов власти, главы государства в области финансовой деятельности . 98
 § 2. Компетенция финансово-кредитных органов.............102
 Глава 6. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ...123
 
§ 1. Понятие и значение финансового контроля.............. 123
 § 2. Виды финансового контроля....................... 127
 § 3. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля...... 128
 § 4. Аудиторский финансовый контроль .............. 149
 § 5. Методы финансово го контроля...................... 153


 ^ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
 Раздел I. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) БЮДЖЕТОВ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ.159
 Глава 7. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...............159
 
§ 1. Понятие, правовая форма и роль государственного и местного (муниципального) бюджета................... 159
 § 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения...........166
 § 3. Бюджетная система и бюджетное устройство в Российской Федерации .................................175
 § 4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами....................178
 Глава 8. БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА (КОМПЕТЕНЦИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ СУБЪЕКТОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ..192
 
§ 1. Понятие и общая характеристика бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований 192
 § 2. Особенности бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации .................................195
 § 3. Особенности бюджетных прав (компетенции) субъектов Российской Федерации......................198
 § 4. Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований........................... 202
 Глава 9. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС .:....................
 
§ 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы . . . . . ....
 § 2. Стадия составления проекта бюджета...............
 § 3. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета..........
 § 4. Стадия исполнения бюджета....................
 § 5. Отчет об исполнении бюджета....................
 Глава 10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЦЕЛЕВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ j^ ; И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ
 
§ 1. Понятие, значение, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных денежных фондов. 230
 § 2. Правовой режим целевых бюджетных фондов............235
 § 3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов..................................
 § 4. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ...
 § 5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов............................


 Раздел II. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ).
 ^ Глава 11. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ..265
 
§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования...........
 § 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий . . . 270
 Глава 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ..276
 
§ 1. Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий..................
 § 2. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии ..................
 § 3. Правовые основы финансирования основных фондов и оборотных средств.........................
 § 4. Прибыль и порядок ее распределения на государственных и муниципальных предприятиях..................


 Раздел III, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ.............
 ^ Глава 13. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ..
 
§ 1. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов...............297
 § 2. Система государственных и муниципальных доходов ........299
 § 3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы......304
 Глава 14. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА............310
 
§ 1. Налоги, их понятие и роль........................310
 § 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления налогов и сборов.........316
 § 3. Налоговое право Российской Федерации, его источники.......326
 § 4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права, их права и обязанности....................332
 § 5. Ответственность и защита прав налогоплательщиков ........343
 § 6. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит.......348
 Глава 15. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ..........................353
 
§ 1. Налог на добавленную стоимость....................353
 § 2. Акцизы...................................358
 § 3. Налог на доходы физических лиц....................365
 § 4. Налог на операции с ценными бумагами................ 374
 § 5. Налог на добычу полезных ископаемых................377
 Глава 16. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ........381
 
§ 1. Налог на прибыль организаций.....................381
 § 2. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте..391
 § 3. Налог на игорный бизнес.........................392
 § 4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.........................394
 Глава 17. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ, СБОРЫ, ИНЫЕ ПЛАТЕЖИ .... 399
 
§ 1. Вводные положения............................399
 § 2. Государственная пошлина ........................399
 § 3. Таможенная пошлина...........................403
 § 4. Лицензионные сборы...........................407
 § 5. Платежи за пользование природными ресурсами...........414
 Глава 18. РЕГИОНАЛЬНЫЕ (СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ) НАЛОГИ И СБОРЫ
 
§ 1. Налог на имущество предприятий ... .
 § 2. Налог с продаж....... ....
 § 3. Транспортный налог...... . . . .
 § 4. Сбор на нужды образовательных учреждений .
 Глава 19. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ.....
 
§ 1. Особенности местных налогов и сборов.....
 § 2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории Российской Федерации
 A. Налоги на имущество физических лиц . . ................ 443
 Б. Земельный налог..........................
 B. Регистрационный сбор......................
 § 3. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления . ... 452
 Глава 20. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ .. 460
 
§ 1. Вводные положения...........
 § 2. Упрощенная система налогообложения..... .
 § 3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности . . . . . .
 § 4. Единый сельскохозяйственный налог...
 § 5. Правовой режим налогообложения в особых экономических ...........470
 Глава 21. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ.473
 
§ 1. Общие положения....................
 § 2. Единый социальный налог как источник формирования государственных социальных внебюджетных фондов ..484
 § 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование . . 493
 § 4. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 500


 Раздел IV. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА (ДОЛГА) И ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА .
 Глава 22. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА (ДОЛГА).......
 
§ 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг
 § 2. Формы государственного и муниципального долга . . . .
 § 3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита . ....... 544
 § 4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом.. 551
 § 5. Правовое регулирование сберегательного дела.............568
 Глава 23. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА...... 581
 
§ 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела.........................581
 § 2. Виды страхования. Обязательное страхование.............601
 § 3. Обязательное медицинское страхование................619
 § 4. Обязательное пенсионное страхование.................622
 § 5. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний...625


 Раздел V. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСХОДОВ..................629
 Глава 24. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСХОДОВ............629
 
§ 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов . . 629
 § 2. Понятие и правовые принципы финансирования расходов .....633
 § 3. Правовые основы финансирования капитальных вложений.....638
 Глава 25. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СМЕТНО-БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.....................644
 
§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты .... 644
 § 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение.............652
 § 3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений.........................657


 Раздел VI. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РАСЧЕТОВ. ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ 663
 Глава 26. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ.....663
 
§ 1. Понятие, принципы и виды банковского кредитования.......663
 § 2. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями . . 668
 § 3. Банк России — орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций (банковских групп)...672
 Глава 27. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РАСЧЕТОВ..............................682
 
§ 1. Понятие денежной системы.......................682
 § 2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации .... 687
 § 3. Правовые основы обращения наличных денег.............690
 § 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов . 692
 § 5. Правила ведения кассовых операций...............
 Глава 28. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ......
 
§ 1. Понятие валюты и валютных ценностей........
 § 2. Понятие и содержание валютного регулирования
 § 3. Валютный контроль..................
 Алфавитно-предметный указатель..........709


^ ПРИНЯТИЕ СОКРАЩЕНИЯ

АПК 1 ?— Арбитражный процессуальный кодекс РФ 2002 г.

ВВС •'" — Бюллетень Верховного Суда РФ

БК { ~~ Бюджетный кодекс РФ

БНА -^ — Бюллетень нормативных актов министерств и

; ; н; ;-• веД°мств Рф (ДО 1997 г.); Бюллетень нормативных

. актов федеральных органов исполнительной власти

ВВС — Ведомости Верховного Совета; Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР,

, РСФСР, РФ)

ГК ; г—Л ; Гражданский кодекс РФ

КоАП -,- "- Кодекс РФ об административных правонарушениях

НК — Налоговый кодекс РФ

САПП; — Собрание актов Президента и Правительства РФ

G3 ;*! ;— Собрание законодательства РФ

ТК .-'•: — Таможенный кодекс РФ

УК ' ' — Уголовный кодекс РФ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. отмечены в Рос­сии бурным процессом формирования нового по своему содержд-нию финансового права. Долгие годы среди других отраслей права и юридических наук оно занимало весьма скромное место, не вызывало большого интереса как предмет изучения и научных исследований. Законы как источник финансового права были не­многочисленны, вместо них действовали в основном правительст­венные постановления и инструкции центральных финансово-кредитных органов. Длительное время в пределах всего Союза ССР насчитывалось всего лишь 4—5 докторов юридических наук по этой специальности, что ничтожно мало. Нечастыми были и защиты кандидатских диссертаций в этой области юриспруден­ции. '

В последние годы произошли существенные изменения: ак­тивно формируется законодательная основа регулирования фи­нансовых отношений; резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйст­венной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан, особенно предпринимателей, широко проводятся научные исследования разнообразных финансово-правовых проблем.

Эти внешние приметы отразили глубинные процессы экономи­ческих и политических преобразовний, происходящих в стране, а именно: переход к рыночным отношениям в экономике, осно­ванной на равном признании всех форм собственности; обновле­ние в условиях распавшегося Союза ССР федеративных отноше­ний, в том числе в области финансов; конституционное закреп­ление основ местного самоуправления; действие принципа разде­ления законодательной и исполнительной властей; признание и гарантированность Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

14

Предисловие

Предисловие

15

Все это проявилось в изменении содержания, структуры и роли финансового права. Соответственно сложились новые фи­нансово-правовые институты, расширился и стал более разнооб­разным круг субъектов финансового права, изменились их права, обязанности и ответственность.

В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике важным фактором ее развития является активное использование механизма финансов. Приведение в действие этого целостного ме­ханизма и обеспечение его целенаправленного функционирова­ния в соответствии с задачами общества и государства призвано осуществлять финансовое право как отрасль публичного права. Однако, будучи нацеленным на эти общезначимые задачи, финан­совое право, исходя из конституционных норм, должно отражать и частные интересы граждан.

Под воздействием норм финансового права находится бюд­жетная система с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образова­ний, обеспечивающими финансирование экономических, соци­альных, оборонных потребностей страны в целом и ее террито­риальных подразделений. С помощью норм финансового права образуются и используются государственные внебюджетные со­циальные фонды — пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования, осуществляется кре­дитно-денежная и валютная политика, регулируется деятель­ность банков, функции и система которых также отражают происшедшие экономические преобразования. Значительное место в финансовом праве занимают нормы, регулирующие на­логообложение организаций и граждан. Налоги являются те­перь не только главным источником бюджетных доходов, они призваны стать важным инструментом государственного регу­лирования экономики.

Новые особенности в государственном устройстве и развитии местного самоуправления отразились на структуре источников российского финансового права — в их состав помимо норматив­ных актов федерального уровня входит широкий круг актов субъ­ектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемых в со­ответствии с их компетенцией. Усиление роли законодательных актов в регулировании финансовых отношений повлекло за собой кодификацию финансово-правовых норм, о чем свидительствует принятие Налогового и Бюджетного кодексов РФ.

Нестабильность и противоречивость социально-экономичес­ких и политических процессов в современной России негативно

отражаются на формировании финансового права и эффективнос­ти его применения. Современному финансовому праву свойствен­на нестабильность, нередко — несогласованность с нормами дру­гих отраслей права, недостаточная честкость некоторых положений, наличие пробелов. И тем не менее российское финан­совое право, воспринявшее опыт правового регулирования финан­совых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, в целом отражает новые условия жизни общества, что предопреде­ляет его важную роль в экономических и социальны? преобразо­ваниях, в развитии производственного потенциала страны и ук-реплени ее финансовой системы.

Глубокое изучение норм финансового права, понимание меха­низма их действия необходимо сегодня не только для юристов не­зависимо от сферы их деятельности, но и для сотрудников пред­ставительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного само-уравления, для предпринимателей и граждан.

Не ставя перед собой задачи критического анализа действую­щих финансово-правовых норм, авторы учебника стремились по­казать содержание финансового права, его особенности, раскрыть закрепленные им основы деятельности государства и органов местного самоуправления по аккумуляции и использованию фи­нансовых ресурсов в целях реализации своих задач и функций, выявить особенности правового регулирования различных сфер этой деятельности, рассмотреть правовое положение участников соответствующих отношений. Учебник призван оказать содей­ствие в освоении обширного и сложного правового материала всем изучающим его, а также помочь в практическом применении фи­нансово-правовых норм.

3-е издание учебника при сохранении его концептуальной ос­новы существенно переработано, что вызвано новыми значитель­ными изменениями в законодательстве. В этом издании отражена часть вторая Налогового кодекса РФ, учтены изменения и допол­нения, внесенные в части первую и вторую НК РФ и в Бюджет­ный кодекс РФ. Также учтены другие новые законы, в Частности, о чрезвычайном положении, об аудиторской деятельности, о фе­деральном бюджете на 2002 г., о противодействии легализации (отмыванию) доходов^ полученных преступным путем, о государ­ственном пенсионном обеспечении, об обязательном пенсионном страховании и др. Использованы иные новые документы и мате­риалы (послания Президента РФ Федеральному собранию, кон­цепции и программы: социально-экономического развития РФ на

16

Предисловие

среднесрочную перспективу, развития бюджетного федерализма, погашения государственного внутреннего долга и др.).

Расширена и перестроена Общая часть учебника, в частности, иначе освещены принципы финансового права, правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образо­ваний, государственный и муниципальный финансовый кон­троль. Особое внимание уделено правовому положению и функци­ям нового государственного органа — Комитету РФ по финансо­вому мониторингу.

Переработка затронула все главы Особенной части, в частнос­ти, относящиеся к налоговому праву. Здесь изменен подход к юридической характеристике налогов, выделена глава о специ­альных налоговых режимах и др. Новым содержанием отличает­ся глава «Правовое регулирование организации страхового дела», более полно раскрывающая эти институты.

Учебник может быть использован для изучения финансового права по программам не только высших юридических заведений, но и средних, а также в процессе самообразования. Он может быть полезен аспирантам и всем занимающимся научными иссле­дованиями в сфере юриспруденции.

Н.И. Химичева,

заслуженный работник высшей школы РФ, академик Международной академии наук высшей школы, доктор юридических наук, профессор


^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Г л а в а 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. Понятие и роль финансов ^ •

Финансовое право — активно развивающаяся отрасль в систе­ме российского права.

Очевидно, что название отрасли — финансовое право обуслов­лено термином «финансы» и связано с денежными отношениями. При этом имеются в виду не любые, а особые денежные отноше­ния. Не случайно эта отрасль права называется именно финансо­вым, а не, к примеру, денежным правом. И на других языках мира (английском, немецком и т.д.) этот термин выделяется особо1.

Данный термин широко используется и в научном, и в обще­гражданском лексиконе, но всегда ли при этом он употребляется соответственно своему содержанию? И являются ли в действи­тельности финансами, как их называют, денежные средства из нашего кошелька, на которые мы приобретаем себе продукты, одежду и т.п.?

Не разобравшись в этом, нельзя составить четкое представле­ние о финансовом праве, его предмете, методах правового регули­рования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что имеет важное значение для формирования эффективного законо­дательства и правильного его применения.

Итак, что же такое финансы?

Финансы одна из сторон экономических отношений обще­ства, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач.

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внеш­нюю политику, обеспечить выполнение своих социально-эконо­мических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие воз-

1 Термин «финансы» произошел от термина financia (на средневековой латы­ни — денежный платеж). См. Финансово-кредитный словарь. Т. 2. М., 1964. С. 511.

т

20

^ Глава 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации

§ 1. Понятие и роль финансов

21

можности воздействия на все эти,явления посредством финансо­вого механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует со­ответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

В современных государствах с различным общественно-поли­тическим строем используются и другие экономические инстру­менты — деньги, прибыль, себестоимость др. Каждый из них вы­полняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребле­ния, стимулирование производства, оценка результатов деятель­ности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих инструментов в развитии общества. Финансы отли­чаются от.всех них своими специфическими функциями.

Рыночные отношения требуют усиления роли экономических, в том числе и финансовых рычагов в регулировании обществен­ного производства взамен административно-командных методов управления, практиковавшихся в СССР. Развитие рыночных от­ношений обусловлено общественным разделением труда, наличи­ем разных форм собственности и основанных на них организаци­онно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономичес­кой обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэконо­мическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма1 определя­ет перспективы расширения и углубления товарно-денежных от­ношений в Российской Федерации.

Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отно­шений2. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его террито­риальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость функционирования финансов связа­на с существованием государства и его потребностями в финансо­вых ресурсах.

По своему материальному выражению финансы представля­ют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образова­ний), предприятий, организаций, учреждений, используемые для

потребностей общества и развития производства. Точнее, это фи­нансовые ресурсы страны.

Но такой характеристики недостаточно, так как сущность фи­нансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в со­держании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций. Таким образом, финансы это экономи­ческие денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его тер­риториальных подразделений, а также предприятий, организа­ций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение обще­ственного продукта и контроль за удовлетворением потребнос­тей общества1.

Финансам свойственны распределительная и контрольная функции в которых выражается социально-экономическая роль финансов, т.е. их предназначение в жизни общества и государст­ва. При посредстве финансов происходит распределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и со-циальныу благ в стране.

В результате функционирования финансов создаются, рас­пределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, обеспечение экологической безопасности, удов­летворение социально-культурных и бытовых нужд (образова­ние, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обороны страны и др.

Распределительная функция финансов призвана способство­вать организации сбалансированного и эффективного производст­ва, развитию всех отраслей экономики соответственно потребнос­тям общества в целях наиболее полного 'удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы — важный рычаг регулирова­ния экономики с широкими возможностями воздействия на нее.

Активное использование регулирующей роли финансов, осу­ществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции — необходимое условие функционирова-

1 См. ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и гл. 13 ГК РФ.

2 См.: Финансы / Под. ред. Л.А. Дробозиной. М., 1999. С. 13—14.

' О понятии финансов см. также: Финансово-кредитный словарь. М., 1988. Т. 3. С. 338; Финансы /Под ред. В.М. Родионовой. М., 1993. С. 11.

22

^ Глава 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации

ния рыночной экономики. Препятствием эффективной реализа­ции этой роли стали кризисные и иные негативные явления в эко­номике страны. В сфере финансов и денежного обращения это — бюджетный дефицит (превышение расходов бюджета над его до­ходами), несобираемость налогов в намеченных суммах, рост за­долженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падение покупательной способности рубля, низкий уро­вень финансовых вложений в развитие производства, в обеспече­ние социальной политики, неплатежи при взаиморасчетах в хо­зяйственном обороте, задержки выплат заработной платы и социальных пособий, неэффективность налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.1

Впоследствии в утвержденной 10 июля 2001 г. Правительст­вом РФ Программе социально-экономического развития Россий­ской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.)2 отмечено начало формирования позитивных тенденций в россий­ской экономике и финансах: сведение бюджета с профицитом (превышением доходов над расходами), снижение налоговой на­грузки, рост инвестиций и др. Вместе с тем обращено внимание на недостаточную устойчивость таких тенденций, в связи с этим остаются значительными масштабы бедности и недопустимо низ­кими средние стандарты жизни.

Итак, финансы и деньги — различные стороны (элементы) экономики. Несмотря на их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и выпол­няемой роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости в т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финан­сы не охватывают всех денежных отношений (например, денеж­ных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, опла­той труда и др., носящих, главным образом эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются толь­ко те из них, посредством которых образуются денежные фонды (финансовые ресурсы) государства, его территориальных подраз­делений, предприятий, организаций, учреждений. В то же время финансы и деньги взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.

1 См. постановление Государственной Думы от 2 сентября 1998 г. «О социаль­но-экономической и финансовой ситуации в стране» // СЗ РФ. 1998. № 37. Ст. 4571.

2 СЗРФ. 2001. №31. Ст. 3295.

§ 2. Финансовая система (структура финансов Российской Федерации) 23

" § 2. Финансовая система

т '(структура финансов Российской Федерации)

Финансы, будучи целостной экономической категорией, имеют свою внутреннюю структуру — несколько взаимосвязан­ных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев^обусловлена многообразием потребностей общества, которые призваны обслу­живать финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспек­те это внутреннее строение финансов, совокупность входя­щих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых от­ношений1. Материальное выражение звеньев (институтов) финан­совой системы составляют соответствующие их специфике денеж­ные фонды — бюджетные, внебюджетные и т.д.

В финансовой системе Российской Федерации в последнее де­сятилетие произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыноч­ным отношениям, распад СССР, изменение содержания федера­тивных отношений в Российской Федерации, становление мест­ного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содер­жания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаи­модействия между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы Россий­ской Федерации входят:

— бюджетная система, состоящая из государственных (феде­рального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

— внебюджетные целевые государственные и муниципаль­ные (местные) фонды;

— финансы предприятий, организаций, учреждений;

— финансы страхования;

— кредит (государственный, муниципальный и банковский).

1 В литературе, помимо рассмотренного, встречается применение термина «финансовая система» и в другом смысле — как системы финансовых органов. Однако такая подмена понятий (финансов органами) ведет к размыванию понятия предмета изучения.

24

^ Глава 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации

Подобное мнение о содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки1.

Вместе с тем в экономической финансовой литературе выска­зано суждение о более узком составе финансовой системы, исклю­чающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями2. Однако ссылка на наличие особенностей у кредита при обособле­нии его от финансов представляется неубедительной, поскольку и каждое другое из названных звеньев финансовой системы обла­дает своей спецификой, одновременно взаимодействуя между собой в качестве составных частей единой системы. Взаимодейст­вует с ними и кредит. Другие представители финансовой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кре­дит, государственный кредит в нее включают3.

При этом в современной литературе отмечается целесообраз­ность расширительного толкования финансов (которого придер­живаются авторы настоящего учебника), включения в них и бан­ковского кредита4.

Названные звенья финансовой системы существуют как на фе­деральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и мест­ного самоуправления. Все они обладают общими свойствами фи­нансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

Развитие финансовой системы Российской Федерации на со­временном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджет­ные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имуществен­ное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая систе­ма приобретает черты, присущие рыночным отношениям в эконо­мике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти.

1 См., например: Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2000. С. 19—20. Финансовое право России. М., ТЕИС. 1995. С. 6—7. Худяков А.И. Фи­нансовое право Республики Казахстан. Алматы, 1995. С. 14—18.

- См.: Финансово-кредитный словарь. Т. 3. М., 1988. С. 312—314.

3 См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М., 1993. С. 20; Финансы / Под. ред. Л.А. Дробозиной. М., 1999. С. 60.

4 См.: Финансы / Под. ред. С.И. Лушина и В.А. Слепова. М., 2000. С. 8.

§ 2. Финансовая система (структура финансов Российской Федерации)

25

Вместе с тем для финансовой системы России характерны специ­фические черты, которые отражают экономические и политичес­кие условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специ­фические финансовые отношения, посредством которых образу­ются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержа­нию и масштабам общественных потребностей. Эти,$юнды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и це­левого назначения. Централизованные денежные средства в опре­деленных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удов­летворения общих нужд соответствующей территории. К децент­рализованным относятся денежные фонды предприятий, органи­заций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) В сравнении с ними государственный или местный бюджет — денежный фонд общего назначения.

^ Центральное место в финансовой системе России занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денеж­ные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необ­ходимы для реализации общегосударственных или территориаль­ных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат фи­нансовой базой самостоятельности субъектов Федерации, разви­тия местного самоуправления.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей организаций и физичес­ких лиц. Однако используется привлечение средств и на возврат­ной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды — новое звено финансовой системы Российской Федера­ции, появившееся в начале 90-х гг. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или ис­полнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на опреде­ленные цели соответственно своему предназначению. К ним отно-

26

^ Глава 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации

сятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального стра­хования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение тре­бований законодательства. Формирование названных фондов за­креплено в Бюджетном кодексе РФ, вступившем в действие с 1 января 2000 г. (гл. 17). Появились и другие внебюджетные це­левые фонды, а том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей организаций и физических лиц, так и за счет поступлений добровольного ха­рактера. В установленных законодательством случаях в них могут направляться и бюджетные средства. В целом внебюджет­ные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное исполь­зование.

Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной сис­теме (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэф­фективного использования их в рамках фондов проведено вклю­чение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Первоначально они были преобразованы в бюджетные целевые фонды, впоследствии же упразднены (в связи с чем средства фон­дов вошли в общие суммы доходов и расходов бюджета). Такой путь прошли, например, дорожный и экологический фонды, го­сударственный фонд борьбы с преступностью и др.

^ Финансы, предприятий, организаций, учреждений, как обо­собленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении на­званных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно много­образие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются финансы коммерческих и некоммерческих организаций1. Так, коммер­ческими организациями являются предприятия, имеющие ос­новной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе зани­маться предпринимательской и иной деятельностью для полу-

О коммерческих и некоммерческих организациях см.: ст. 50 ГК РФ; Феде­ральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» с изм. и доп. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; 1999. № 28. Ст. 3473.

§ 2. Финансовая система (структура финансов Российской Федерации) 27

чения дополнительных доходов в целях более полного выполне­ния ими своих функций1.

Финансы предприятий — исходное звено, основа всей финан­совой системы, поскольку они непосредственно связаны с матери­альным производством, в процессе которого создается националь­ным доход, затем распределяемый и перераспределяемый посред­ством финансовой системы. В своем материальном выражении — это обособленные денежные фонды различного назначения, созда­ваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для"**" развития производства и социальных нужд его работников. Фи­нансы предприятий органически связаны со всеми стадиями про­изводства и реализации произведенной продукции, что создает возможности их действенного влияния на данные процессы, обес­печивая эффективность производства. Кризисные условия эконо­мики такие возможности резко ограничивают или использование их затрудняют.

Особое место занимают финансы совместных предприятий, со­здаваемые на основе сотрудничества и объединения средств оте­чественных и иностранных хозяйственных организаций2. Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоря­жении партнеров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны.

Помимо финансов предприятий, действующих в сфере матери­ального производства, функционируют также финансы других хозяйствующих субъектов, которые занимаются предпринима­тельской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанков­ские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осущест­вляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Страхование обеспечивает формирование страховых денеж­ных фондов, направляемых на возмещение материального ущер­ба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийны­ми бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физичес­ких лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако зако­нодательство предусматривает случаи страхования за счет

1 См. ст. 161БКРФ.

2 Такие предприятия стали распространяться на основании нормативных актов Союза ССР (СП СССР. 1987. № 8. Ст. 38; № 9. Ст. 40).

28

^ Глава 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации

§ 2. Финансовая система (структура финансов Российский Федерации) 29

средств государственного бюджета (военнослужащих, государст­венных служащих, работников государственной налоговой служ­бы и т.д.). Различают следующие формы страхования:

а) имущественное и личное;

б) социальное;

в) медицинское.

По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными.

В связи с переходом к рыночной экономике страхование пере­стало быть государственной монополией. Наряду с государствен­ными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзо­ром государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное исполь­зование на началах возмездности и срочности. Кредит предостав­ляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему со­держанию и кругу участников.

Различают две формы кредита:

а) государственный и муниципальный;

б) банковский.

^ Под государственным кредитом принято понимать прежде всего отношения, посредством которых образуется государствен­ный долг1. Это отношения по временному использованию денеж­ных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осу­ществления намеченных расходов. Государство в этих отношени­ях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко исполь­зуются вклады граждан в Сберегательный и другие банки в каче­стве источника кредитных ресурсов. Законодательство преду­сматривает возможность использования этих средств для финансирования бюджетного дефицита (ст. 94—96 БК РФ).

Государственный долг может быть внутренним (порядок обра­зования и погашения которого урегулирован законодательством

РФ) и внешним, регулируемым международными-договорами и соглашениями РФ. Государственный долг образуется на феде­ральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюдже­та средства для временного использования (в кредит) различ­ным субъектам в целях финансовой поддержки, развития эко­номических взаимоотношений и т.д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным креди­том1. Однако государство в этих случаях выступает уже в'каче­стве кредитора.

В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит. На этом уровне также образуется муниципальный долг2 путем заимствования средств органами местного самоуправле­ния. В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во временное пользование.

^ Банковский кредит — это отношения по предоставлению бан­ками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платнос­ти), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным обра­зом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случа­ях — бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике сфера, круг объ­ектов банковского кредитования и субъектов кредитных отноше­ний значительно расширились. Изменилась и банковская систе­ма: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором Цент­рального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (ком­мерческих банков), основанных на разных формах собственности. Однако обострение системного кризиса экономики России в 1998 г. проявилось, в частности, в параличе банковской системы и сокращении числа банков, что вызвало принятие мер по усиле­нию роли государственного регулирования деятельности банков,

См. гл. 14. БК РФ.

' См., например, ст. 122 БК РФ, в которой термин «государственный кредит» применяется именно в этом смысле. 2 См. ст. 100БКРФ.

30

^ Глава 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации

направленных на их оздоровление. Они стали составной частью мер по стабилизации социально-экономического положения в стране, включая меры по оздоровлению государственных финан­сов в целом1.

В процессе функционирования финансовой системы произво­дятся денежные платежи и расчеты, то есть используется денеж­ная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безна­личной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции.

Россия вступает в сфере финансов в разнообразные междуна­родные связи, которые вместе с тем оказывают воздействие на со­стояние и возможности использования ее финансовой системы для решения внутренних вопросов. Это финансовые отношения со странами СНГ, развивающиеся после распада Союза ССР, а также с другими зарубежными государствами. Они осуществляются на основе соответствующих договоров и соглашений и являются предметом международного финансового права.

Особо следует выделить финансовые отношения между Рос­сией и Белоруссией, развивающиеся в направлении, определен­ном Договором о создании Союзного государства, который всту­пил в силу 26 января 2000 г.2 Среди его целей определено создание единого экономического пространства и формирование единой правовой системы демократического государства. Соот­ветственно этим целям намечено поэтапное введение единой де­нежной единицы, действие общего рынка ценных бумаг, единые принципы взимания налогов и т.д. Сформирован бюджет Союзно­го государства.

Российское государство и муниципальные образования в связи с использованием для выполнения своих задач финансовой систе­мы осуществляют в лице своих органов соответствующую — фи­нансовую деятельность. Возникающие в процессе этой деятель­ности финансовые общественные отношения регулируются нормами особой отрасли права, а именно — финансового права. В результате этого финансовая система приводится в действие. Следовательно, от уровня (качества) правовых норм и правопри­менительной деятельности в данной сфере зависит эффективность

1 См.: О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране // Финансовая газета. 1998. 17 ноябр.

2 СЗРФ. 2000. №7. Ст. 786.

Контрольные вопросы и задания

31

действия финансовой системы и реализация социально-экономи­ческих программ страны. Это обусловливает необходимость глу­бокого изучения финансового права.

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение понятию «финансы».

2. В каких экономических условиях существуют и развиваются фи­нансы? .-

3. Какие функции свойственны финансам?

4. Чем различаются понятия 4деньги» и «финансы»?

5. Что выражают термины «финансы Российской Федерации», «фи­нансы субъекта Российской Федерации», «муниципальные (местные) финансы»?

6. Что понимается под термином «финансовая система» (в экономи­ческом аспекте)?

7. Какие звенья (институты) входят в состав финансовой системы?

8. Составьте схему финансовой системы.

9. Какие изменения произошли в финансовой системе Российской Федерации в условиях рыночной экономики?

10. Дайте характеристику звеньям (институтам) финансовой си­стемы.

11. Как связаны между собой финансы и финансовое право?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40




Похожие:

Финансовое право. Учебник iconСодержание: Понятие, предмет и метод финансового права
Современное финансовое право является на сегодняшний день полностью сложившейся отраслью права. Как самостоятельная отрасль российского...
Финансовое право. Учебник iconКонсультантПлюс
...
Финансовое право. Учебник iconФинансовое право как самостоятельная отрасль российского права: предмет, метод, место в системе права
Финансовое право это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования,...
Финансовое право. Учебник iconГражданское право: в 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник.
Гражданское право: в 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник....
Финансовое право. Учебник iconН. С. Тимофеев Муниципальное право России: учебник
Муниципальное право России: учебник (отв ред. С. А. Авакьян). Проспект, 2009 г
Финансовое право. Учебник iconУчебник. 3-е издание, переработанное и дополненное
Гражданское право: в 4 т. Том 4: Обязательственное право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е. А. Суханова....
Финансовое право. Учебник iconУчебник. 3-е издание, переработанное и дополненное
Гражданское право: в 4 т. Том 3: Обязательственное право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е. А. Суханова....
Финансовое право. Учебник iconА. Ю. Винокуров экологическое право учебник
Учебник предназначен для студентов всех форм обучения, а также профессорско­преподавательского состава, преподающего экологическое...
Финансовое право. Учебник iconУчебник издание пятое, переработанное и дополненное проспект москва 2001 Том 3 удк 347 ббк 67. 99(2)3 Гражданское право. Том Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное
Гражданское право. Том Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное. /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: «Проспект»,...
Финансовое право. Учебник iconПраво учебник Юстицинформ Аннотация
Учебник предназначен для студентов, преподавателей, аспирантов юридических, экономических и финансовых вузов, а также для всех читателей,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов