Администрация муниципального образования оренбургский район постановление icon

Администрация муниципального образования оренбургский район постановление



НазваниеАдминистрация муниципального образования оренбургский район постановление
страница1/3
Дата конвертации19.11.2012
Размер413.31 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3




АДМИНИСТРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЕНБУРГСКИЙ РАЙОН


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11.04.2012 № 1436-п


Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании Оренбургский район на период до 2014 года

В соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике, Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р, долгосрочной целевой программой «Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 31.08.2011 № 798-пп, Уставом муниципального образования Оренбургский район, основными направлениями бюджетной и налоговой политики муниципального образования Оренбургский район:


1. Утвердить:

1.1. Программу по повышению эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании Оренбургский район на период до 2014 года согласно приложению № 1;

1.2. План мероприятий по реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании Оренбургский район на период до 2014 года согласно приложению № 2.

2. Управлениям и отделам администрации муниципального образования Оренбургский район, финансовому управлению, отраслевым структурным подразделениям администрации муниципального образования Оренбургский район - главным распорядителям средств бюджета муниципального образования Оренбургский район руководствоваться положениями Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, при формировании и организации исполнения бюджета муниципального образования Оренбургский район, при подготовке проектов решения Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район и иных правовых актов.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований сельских поселений разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов местных бюджетов согласно положениям Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Программы, утвержденной настоящим постановлением.

4. Контроль за использованием данного постановления оставляю за собой.

5. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.


Первый заместитель

главы администрации

муниципального образования В.Г. Гаусс


Разослано: заместителям главы администрации МО, финансовому управлению, отделу бухгалтерского учета и отчетности администрации, отделу экономического развития, отделу по управлению муниципальным имущественным и земельным отношениям, РУО, УСЗН, ЦК и Д, администрациям МО сельских поселений, прокуратуре района, в дело


Приложение № 1

к постановлению администрации

МО Оренбургский район

от 11.04.2012 № 1436-п


ПРОГРАММА

по повышению эффективности бюджетных расходов

в муниципальном образовании Оренбургский район на период до 2014 года


Введение


Программа по повышению эффективности бюджетных расходов
в муниципальном образовании Оренбургский район на период до 2014 года (далее – Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике, Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов, долгосрочной целевой программой «Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области на 2011-2013 годы» утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 31.08.2011 № 798-пп, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Оренбургского района.


I. Обоснование и необходимость разработки

и реализации Программы


Управление муниципальными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности и результативности расходов.

Традиционная бюджетная система не позволяет четко проследить взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования, так как зачастую носит сметный характер, основанный не на объемах оказываемых муниципальных услуг, а на необходимости содержания существующих мощностей подведомственной бюджетной сети.

Бюджетирование, ориентированное на результаты, дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.

В условиях предельной ограниченности ресурсов актуальность оптимального расходования средств повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение результата при минимальных затратах, обеспечивающих заданное количество и качество муниципальных услуг, определенных стандартом. Задача использования бюджетирования, ориентированного на результаты, состоит в оптимизации текущих расходов без нанесения ущерба конечному результату.

Безусловно, результативное бюджетирование является частью более широкой и общей модели результативного управления и предполагает, что выделение бюджетных ресурсов должно в обязательном порядке подразумевать достижение определенных целей.

Стали актуальными вопросы организации бюджетирования, ориентированного на результаты, с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004 - 2006 годах. Система результативного или программно-целевого бюджетирования неоднократно озвучивалась как приоритетная в Посланиях Президента Российской Федерации.

На территории МО Оренбургский район на протяжении ряда лет велась работа по реализации реформы в сфере общественных финансов. В период проведения реформ приняты правовые акты Оренбургского района, регулирующие бюджетные правоотношения, в том числе и Решение Совета депутатов МО Оренбургский район от 15.03.2012 №  210 «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Оренбургский район». Эти реформы способствовали упорядочению в Оренбургском районе бюджетного устройства, разграничению полномочий, совершенствованию бюджетного процесса, технологий формирования и распределения межбюджетных трансфертов, внедрению основных принципов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, а главной задачей, решаемой в текущей перспективе, стало усиление мер по сохранению этой сбалансированности, жесткой взаимосвязи расходных обязательств с реальными возможностями бюджета и конечными целями социально-экономического развития района.

Обеспечивается формирование и исполнение бюджета МО Оренбургский район по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных им процедур и ограничений по объему долга и дефицита бюджета.

Осуществляется формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг.

В практику бюджетного планирования введено представление главными распорядителями средств районного бюджета докладов о результатах и основных направлениях их деятельности. Это способствует формированию районного бюджета в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных целей в соответствии с приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых объемов бюджетных ресурсов.

Обеспечен переход на новую отраслевую систему оплаты труда работников бюджетных учреждений.

Результат данных реформ - формирование в муниципальном образовании основ современной системы управления общественными муниципальными финансами, в том числе:

создание целостной системы регулирования бюджетных правоотношений на основе единых принципов бюджетной системы и четкое определение особенностей бюджетных полномочий участников бюджетного процесса;

обязательная независимая публичная экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства;

совершенствование прогнозирования доходов бюджета муниципального образования Оренбургский район, оптимизация налоговых и неналоговых льгот, создание формализованных методик оценки финансовых последствий предоставляемых льгот по уплате налогов и сборов, организация оперативного учета задолженности перед бюджетом муниципального образования Оренбургский район;

развитие налоговой и доходной базы;

формирование эффективной системы межбюджетных отношений, введение формализованных технологий формирования и распределения межбюджетных трансфертов;

рационализация бюджетных расходов, организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих и вновь принимаемых расходных обязательств;

регламентация процедур составления и применения реестров расходных обязательств, осуществление планирования и расходования бюджетных средств на их основе;

начало практического внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (доклады о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований, муниципальные задания);

внедрение казначейской системы исполнения бюджета, обеспечивающей эффективное управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;

совершенствование системы муниципальных закупок, установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

совершенствование управления муниципальной собственностью муниципального района.

Анализ сделанного в реформировании общественных финансов позволяет сделать вывод, что не все заявленные планы в этом направлении были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать ряд методических вопросов. Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд нерешенных проблем. К числу основных относятся следующие:

не в полном объеме созданы условия для мотивации органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;

недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты.

Требует расширения практика применения информационно-коммуникационных технологий на стадиях организации и предоставления муниципальных услуг, осуществления функций органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями и другими юридическими лицами при исполнении соответствующих муниципальных полномочий. Необходимо автоматизировать процессы, требующие значительной технической работы и, соответственно, значительных трудовых затрат.

Необходимость поддержания сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является важнейшим базовым условием в достижении долгосрочных целей социально-экономического развития Оренбургского района, что, в свою очередь, увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, модернизации управления финансовыми ресурсами.


II. Цель и основные задачи Программы


Цель Программы – создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению их функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Основным условием реализации Программы является проведение эффективной бюджетной политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности, стимулирование экономического роста и модернизацию экономики, предоставление качественных бюджетных услуг населению Оренбургского района.

Для достижения цели Программы необходимо решение следующих основных задач:

- обеспечение увязки стратегического и бюджетного планирования;

- совершенствование принципов бюджетирования, ориентированного на результат;

-ориентация деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений на достижение конкретных результатов;

- стимулирование участников бюджетного процесса к поиску резервов повышения эффективности бюджетных расходов;

- оптимизация структуры органов местного самоуправления исходя из ориентации на достижение общественно значимых результатов;

- четкое определение сфер ответственности органов местного самоуправления;

- совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета, межбюджетных отношений.

Для решения указанных задач предусматривается принятие мер по следующим основным направлениям:

дальнейшее совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления, переход к утверждению «программного» бюджета;

применение в полном объеме методов среднесрочного бюджетного планирования, формирование бюджета МО Оренбургский район на три года;

развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;

повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям муниципальной политики (отраслям экономики и социальной сферы);

повышение эффективности муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;

совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях способов муниципальных закупок, в том числе путем проведения открытых аукционов в электронной форме;

создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений в сфере бюджетного процесса, повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

Суть предполагаемых организационных и правовых изменений по вышеперечисленным направлениям раскрывается в соответствующих разделах Программы.


III. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы бюджета муниципального образования Оренбургский район


Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является необходимым условием решения основных задач Программы.

Бюджетная и налоговая политика бюджета муниципального образования Оренбургский район на долгосрочную перспективу формируется исходя из необходимости повышения уровня благосостояния жителей района и достижения устойчивых темпов экономического роста.

Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной и налоговой политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности в районе, которая:

создает условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата;

ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;

определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития района – повышение качества жизни населения, в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными муниципальными услугами.

Бюджетная политика муниципального образования должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать возможные сценарии экономического развития и межбюджетных отношений с органами власти субъекта. В то же время она должна быть активной, в максимальной степени позволяющей использовать все имеющиеся возможности.

Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:

консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;

формирование бюджета муниципального образования Оренбургский район с учетом долгосрочного прогноза основных параметров развития Оренбургского района, основанных на реалистичных оценках;

стабильность и предсказуемость налоговой политики;

ограничение бюджетного дефицита, муниципального долга;

полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной политики, включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество;

планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения, а также с учетом сроков и механизмов их реализации.

Для дальнейшего внедрения этих принципов на районном уровне предусматривается реализовать следующие основные меры:

установление ограничений расходов по направлениям политики (долгосрочным целевым программам), создающих условия для реструктуризации по инициативе соответствующих органов местного самоуправления района расходов и повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований для достижения заявленных целей;

уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с обеспечением взаимосвязи с перечнем муниципальных услуг, муниципальными заданиями на их оказание и результатами от вложения ассигнований, а также с реестром муниципальных контрактов. Для этого в реестре расходных обязательств необходимо учитывать особенности различных расходных обязательств (публичных, в том числе публично-нормативных обязательств, гражданско-правовых обязательств, межбюджетных трансфертов), характер их образования и принятия;

формализация порядка и критериев принятия решений по введению новых или увеличению действующих расходных обязательств с усилением ответственности главных распорядителей средств бюджета муниципального образования Оренбургский район за достоверность оценки их объема и сроков исполнения;

совершенствование организации и методологии формирования бюджета муниципального образования Оренбургский район, прогнозирования его кассового исполнения с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета муниципального образования Оренбургский район за качество и соблюдение бюджетных процедур.


IV. Совершенствование разграничения полномочий и

организация деятельности публично-правовых образований


Одним из итогов реформирования межбюджетных отношений явилось создание порядка разграничения бюджетных доходов и расходных полномочий между органами самоуправления муниципального образования Оренбургский район и органами местного самоуправления сельских поселений.

С 2006 года за бюджетами сельских поселений Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены нормативы отчислений от таких налогов, как налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог.

Кроме того, в Оренбургской области бюджетам сельских поселений переданы дополнительные нормативы от подлежащих зачислению в областной бюджет единого сельскохозяйственного налога.

Достигнут высокий уровень прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений. Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности сельских поселений, предоставляемые из бюджета муниципального образования Оренбургский район бюджетам сельских поселений, распределяются по утвержденной нормативным правовым актом формализованной методике.

В целях дальнейшего совершенствования разграничения полномочий и организации межбюджетных отношений органами местного самоуправления предусматривается:

- актуализировать методику распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сельских поселений, повысить эффективность применения инструментов воздействия на бюджетную политику поселений с учетом их дотационности,

- совершенствовать систему мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в сельских поселениях, а также показателей оценки качества такого процесса;

- проводить мониторинг просроченной кредиторской задолженности муниципальных унитарных предприятий, а также просроченной задолженности по долговым обязательствам этих предприятий с целью ликвидации и недопущения образования указанной задолженности в дальнейшем;

- продолжить работу по установлению нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления сельских поселений;

- продолжить работу по оказанию методической помощи органам самоуправления сельских поселений в осуществлении ими бюджетного процесса, повышении уровня квалификации работников сельских поселений.

Органам самоуправления сельских поселений в целях повышения эффективности бюджетного процесса необходимо:

разработать и принять муниципальные программы повышения эффективности бюджетных расходов и начать их выполнение уже в текущем году;

разрабатывать проекты бюджетов сельских поселений со сроком реализации не менее трех лет, необходимости принятия мер по повышению уровня собственных бюджетных доходов сельских поселений, первоочередного обеспечения социально значимых расходов и расходов, способствующих привлечению инвестиций;

обеспечивать принятие сбалансированных бюджетов сельских поселений до начала очередного финансового года;

повышать качество и доступность предоставляемых муниципальных услуг с учетом необходимости принятия и исполнения нормативных правовых актов органов местного самоуправления сельских поселений по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений, в том числе регламентирующих порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений;

обеспечивать экономное и рациональное использование бюджетных средств, оптимизацию расходов на муниципальное управление, своевременное и в полном объеме исполнение принимаемых бюджетных обязательств, недопущение просроченной кредиторской задолженности по ним, проведение взвешенной политики при принятии новых расходных обязательств с учетом их достоверного финансово-экономического обоснования и возможностей местного бюджета;

провести ревизию и актуализацию нормативных правовых актов органов местного самоуправления сельских поселений по осуществлению ими бюджетного процесса с учетом необходимости принятия мер по повышению инициативы и ответственности участников бюджетного процесса, его эффективности, открытости и подконтрольности, в том числе на основе электронного документооборота и стандартизации форматов информационного обмена.


V.Осуществление мониторинга кредиторской задолженности


Кредиторская задолженность является неотъемлемым элементом функционирования финансово-бюджетной системы и, соответственно, объектом ее регулирования. При этом особое значение имеет своевременное отслеживание и урегулирование просроченной кредиторской задолженности муниципальных бюджетных учреждений МО Оренбургский район, осуществляемое в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Оренбургский район от 22.07.2009 года № 4907-п «Об организации работы с кредиторской задолженностью муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных главным распорядителям средств районного бюджета».

Утвержденный указанным постановлением Порядок мониторинга и урегулирования кредиторской задолженности муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных главным распорядителям средств районного бюджета разработан в целях предотвращения возникновения просроченной кредиторской задолженности муниципальных бюджетных учреждений МО Оренбургский район, а также снижения рисков возникновения негативных для бюджета муниципального района последствий от наличия просроченной кредиторской задолженности и усиления контроля за использованием бюджетных средств. Порядок определяет план действий органов местного самоуправления и руководителей муниципальных бюджетных учреждений МО Оренбургский район, направленных на предупреждение возникновения кредиторской задолженности, а также в случаях ее возникновения, план урегулирования возникающей просроченной кредиторской задолженности. Основу принятия своевременных мер составляет требование о ведении полной оперативной отчетности о состоянии кредиторской задолженности и порядке реструктуризации просроченной кредиторской задолженности.

В рамках проведения мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений, предусмотренных Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривают в нем, условия, связанные с наличием просроченной кредиторской задолженности. При наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные нормативно-правовым актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, трудовой договор с соответствующим руководителем расторгается по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом.

В соответствии с Постановлением администрации МО Оренбургский район № 3376-п от 20.06.2011 «О предельно допустимых значениях просроченной кредиторской задолженности муниципального бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем муниципального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации» органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, разработаны, в том числе локальные нормативные правовые акты, регулирующие уровень предельных допустимых значений просроченной кредиторской задолженности.

Однако стоит отметить, что в целях обеспечения соблюдения предельных значений просроченной кредиторской задолженности, установленных в локальных нормативных актах, должна быть предусмотрена соответствующая система оперативного мониторинга и сбора информации о состоянии кредиторской задолженности.

Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ предусмотрено увеличение финансовой самостоятельности бюджетных и автономных учреждений. Такие меры призваны создать у учреждений стимулы к работе в рыночных условиях с одновременным выполнением социальных обязательств путем реализации муниципальных заданий.

Однако в виду отсутствия опыта работы в коммерческих условиях повышение финансовой самостоятельности бюджетных и автономных учреждений может привести к риску неконтролируемого роста кредиторской задолженности, что может негативно отразиться на выполнении районом своих социальных обязательств перед населением.

Таким образом, в ходе реализации программы планируется осуществление следующих мероприятий по данному направлению:
  1   2   3



Похожие:

Администрация муниципального образования оренбургский район постановление iconАдминистрация муниципального образования оренбургский район постановление
О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Оренбургский район от 08. 07. 2008 №3109-п «Об управлении...
Администрация муниципального образования оренбургский район постановление iconАдминистрация муниципального образования оренбургский район постановление
О рассмотрении обращений администраций муниципальных образований сельских поселений на получение из бюджета мо оренбургский район...
Администрация муниципального образования оренбургский район постановление iconАдминистрация муниципального образования оренбургский район оренбургской области финансовое управление прика з
Оренбургский район от 19. 03. 2012 №9-п «Об утверждении Указаний о порядке применения целевых статей расходов классификации расходов...
Администрация муниципального образования оренбургский район постановление iconАдминистрация муниципального образования оренбургский район оренбургской области финансовое управление прика з
Об утверждении детализации классификации операций сектора государственного управления бюджета муниципального образования Оренбургский...
Администрация муниципального образования оренбургский район постановление iconАдминистрация муниципального образования оренбургский район
Об утверждении плана контрольно-ревизионной работы финансового управления администрации мо оренбургский район на 2012 год
Администрация муниципального образования оренбургский район постановление iconПостановление
О мерах по реализации решения Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район от 27 декабря 2010 года №46 «О бюджете...
Администрация муниципального образования оренбургский район постановление iconАдминистрация муниципального образования оренбургский район оренбургской области финансовое управление прика з
Об утверждении Указаний о порядке применения целевых статей классификации расходов бюджета, используемых для составления и исполнения...
Администрация муниципального образования оренбургский район постановление iconАдминистрация муниципального образования оренбургский район оренбургской области финансовое управление прика з
Об утверждении Указаний о порядке применения целевых статей расходов классификации расходов бюджетов для составления и исполнения...
Администрация муниципального образования оренбургский район постановление iconАдминистрация муниципального образования оренбургский район оренбургской области финансовое управление прика з
Об утверждении Указаний о порядке применения целевых статей расходов классификации расходов бюджетов для составления проекта бюджета...
Администрация муниципального образования оренбургский район постановление iconСовет депутатов муниципального образования оренбургский район второй созыв решение
О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район от 22 декабря 2011 года...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы